Исследовательская деятельность на уроках ОБЖ
В концепции Федеральных государственных стандартов нового поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов действий, ведущих идей и ключевых понятий; достижения на этой основе способности к развитию «компетентности, к обновлению компетенций».
Сущность учебного предмета и его специфики раскрывается на основе системно-деятельностного подхода, согласно которому учебный предмет строится как система целенаправленно организованной учебной деятельности, в ходе которой учащиеся, совершая определенные специфичные для данного учебного предмета действия.
Какое место при этом подходе к образованию будет занимать исследовательская деятельность как на занятии, так и вне его?
Исследовательская деятельность – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов:
Сейчас одной из основных задач образования является не наличие суммы знаний, а умение находить необходимые знания самому. Нельзя сказать, что это принципиально новое направление в педагогике. Ещё И.Г. Песталоцци писал: "Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи". Учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности.
Основные этапы организации исследовательской деятельности:
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, количества участников.
2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной темы. Сами проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.).
3. Распределение задач по группам, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в групповой работе в библиотеке, пр.).
6. Защита своей работы.
7. Коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, выводы.
В любом исследовании учащегося важна «ценностная составляющая», которая будет привноситься в содержание познавательной деятельности школьников тогда, когда педагог будет акцентировать внимание детей на нравственных проблемах, связанных с открытиями и изобретениями в той или иной области познания.
Деятельность учащихся рекомендуется ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.
Исследовательское обучение - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.
Ориентировать ученика на решение злободневных проблем, нужно давая им нестандартные домашние задания, как по предмету, так и в рамках внеучебной деятельности.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». (Л.Толстой).
Заставить мысль школьника работать – вот основная задача педагога.
Мне видятся следующие направления работы:
I направление – индивидуальная работа, которая предусматривает деятельность в 2-х аспектах: а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, устных сообщений, изготовление наглядных пособий);
б) работа с учащимися по индивидуальному учебному плану (оказание консультационной помощи, изучение материала, лежащего за рамками стандарта) возможна при высокой внутренней мотивации ребенка к учебной деятельности;
II направление – групповая работа, включающая в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей;
III направление – массовая работа – встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, подготовка и проведение литературных гостиных, совместная подготовка и проведение предметных недель, предметных олимпиад.
В концепции стандартов образования нового поколения отмечено, что прочное усвоение знаний учащимися возможно при условии готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции "уметь учиться".
Итак, в начале учебного года, знакомя ребят с темами, которые предстоит
изучить, я остановился на одной из них «Здоровье человека как индивидуальная,
так и общественная ценность».
Заинтересовал работой по этой теме учащихся 9 классов. Самым сложным для
учителя на данном этапе является работа по организации самостоятельной
познавательной деятельности учеников, так как руководить работой школьников,
конечно, необходимо, но это надо сделать так, чтобы они были уверены в своей
самостоятельности и компетентности. Ребята прошли уже две стадии: были
подготовлены к работе над проектом, выбрали проблему и вошли в третью стадию -
сбор информации. На этом этапе они обращались в школьную библиотеку, выходили в
Интернет. Эта работа плавно перешла в стадию разработки собственного варианта
решения проблемы, так как ребята решили отработать теоретические знания на
практике. Ребята ответственно готовились к защите своего проекта. Они не только
подготовили серьезные сообщения, но и ответили на все вопросы. И пришли к
выводу, что они отработали теорию практически. И даже сняли видеофильм о том,
как они укрепляют свое здоровье, занимаясь спортом!
Вывод: Движущей силой развития исследовательской деятельности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям.
Список используемой литературы:
1. Щуркова И. Формирование познавательных интересов у учащихся. М., 1989.
2. Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. М., «Творческий центр «Сфера» 2003.
3. Емельянчик В.К., Капитонова М.Е. Ваши шансы избежать беды: Учебное пособие. Сборник ситуационных задач по курсу ОБЖ. СПб., 2002.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.