Исследовательская деятельность старших дошкольников
«Волшебница вода»
Воспитатель МАДОУ
«Детский сад « Парма» г.Перми»
Метлева Наталия Геннадьевна
Актуальность
Ребенок рождается исследователем. Любопытство, постоянное стремление наблюдать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты поведения детей.
Дети очень любят экспериментировать. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
В процессе экспериментирования дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Самое привычное и распространенное вещество на планете – это вода. Все живое на планете состоит из воды. Но в то же время она таит в себе множество загадок. Ученые до сих пор продолжают исследовать свойства воды, находя все больше интересных и удивительных фактов о ней. Детская экспериментальная деятельность, в том числе опыты с водой, - легкий способ заинтересовать ребенка естественными науками. Вода – это идеальное вещество для знакомства с физическими свойствами предметов.
Цель детской экспериментальной деятельности, представленной в видеофильме – с помощью опытов расширить представления детей старшего дошкольного возраста о некоторых свойствах воды.
Описание детской экспериментальной деятельности
1. «Оптическая иллюзия» (оптические свойства воды)
Это простейший опыт, демонстрирующий такой закон физики, как преломление изображения в жидкости.
Цель эксперимента: предложить детям выяснить, изменится ли направление изображения, если посмотреть на него через стакан с водой.
Оборудование: бумага, цветные фломастеры, банка, вода.
Проведение эксперимента
Нарисовать на бумаге две горизонтальные стрелки в одном направлении (вправо или влево). Положить лист с нарисованными стрелками вертикально, прислонив его к какой-либо поверхности. Посмотреть на стрелки сквозь пустой стакан. Сделать вывод: стрелки не изменили своего направления. Наполнить стакан наполовину водой и посмотреть на стрелки через него – направление одной из стрелок осталось прежним, а другой изменилось на прямо противоположное. Убрать стакан и снова посмотреть на стрелки - они опять стали смотреть в одну сторону. Долить стакан водой до самого верха и снова посмотреть на стрелки – они обе стали смотреть в одну, прямо противоположную сторону.
Вывод: когда мы смотрим на рисунок со стрелками через стакан с водой, направление стрелок меняется из-за света, который проходит через стекло, воду, и опять стекло.
2. «Сухая салфетка»
Цель эксперимента: предложить детям выяснить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на его дне салфетку.
Оборудование: емкость с водой, стакан с лежащей на дне салфеткой.
Проведение эксперимента
Кладем на дно сухого стакана сухую салфетку. Переворачиваем стакан вверх дном, осторожно погружаем в емкость с водой, не наклоняя его, до самого дна емкости. Поднимаем его из воды, даем стечь воде, не переворачивая стакан. Определяем, намокла ли салфетка?
Вывод: салфетка не намокла. Объясняем, что помешал воде намочить салфетку воздух, находящийся в стакане.
3. «Водяной ксилофон»
Цель эксперимента: предложить детям создать музыкальный инструмент из стаканов с водой и сыграть на нем мелодию.
Оборудование: 3 стеклянных стакана или бутылки одной формы и размера, емкость с водой, металлическая ложка.
Проведение эксперимента
Предложить ребенку выстроить пустые стаканы или бутылки в один ряд, аккуратно ударить по каждому из них и спросить, все ли бутылки или стаканы издают одинаковый звук. Разлить воду в стаканы или бутылки, уровень налитой воды должен быть разным. Снова аккуратно металлической ложкой ударить по стаканам и послушать, все ли стаканы издают одинаковый звук? Предложить менять тона звуков путем изменения количества воды (увеличения или уменьшения) и сыграть мелодию, как по нотам.
Вывод: когда мы стучим по пустому стакану, создаются звуковые волны, которые проходят сквозь стенки стакана. Но когда в стакане появляется вода, то звуковые волны изменяются, так как теперь они должны пройти и сквозь воду. Чем больше воды в стакане, тем ниже тон звука (тон ноты). Количество воды влияет на тон звуков.
Заключение
Данные эксперименты помогут детям расширить естественно-научные представления по теме «Свойства воды», развить интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.