Исследовательская деятельность учащихся: методика и практика организации
Оценка 4.8

Исследовательская деятельность учащихся: методика и практика организации

Оценка 4.8
docx
12.02.2022
Исследовательская деятельность учащихся: методика и практика организации
Исследовательская деятельность учащихся.docx

Исследовательская деятельность учащихся: методика и практика организации.

                         Ученикам следует передавать не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые знания.

К.Д.Ушинский

В современном мире в условиях, когда объём информации удваивается, как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его новыми видами деятельности. В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть учащийся начальной школы.  Именно деятельность, а не просто совокупность  знаний определена стандартом, как главная ценность обучения.

Он взрослых изводил вопросом «Почему?» –
Его прозвали «маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «Почему?».   

     С.Я.Маршак

Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, результатом которой является формирование познавательных мотивов исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний  и способов деятельности.

Существует  два вида исследования: экспресс исследование(конкретная тема на уроке, когда дети на уроке окружающего мира выступают в роли лаборантов, геологов .и т.д) и долговременное исследование(работа над проектом, изучение краеведческого материала и т.д).

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру.

Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Ø выбор темы;

Ø выдвижение гипотез;

Ø подбор методик исследования и практическое овладение ими;

Ø анализ и обобщение данных;

Ø научный комментарий;

Ø собственные выводы.

В процессе  исследовательской деятельности учащиеся   работают по плану:

ü Тема исследовательской работы. Как будет называться мое исследование?

ü Введение. Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы?

ü Цель. Что я хочу исследовать?

ü Гипотеза исследования. Для чего я хочу провести исследование?

ü Задачи исследования.

ü Дата и место проведения моего исследования.

ü Методика работы. Каким образом я проводил исследование?

ü Описание работы. Мои результаты исследования.

ü Выводы. Выполнил ли я то, что задумал? Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить.

ü Использованная литература.

В своей практике мы используем следующие формы и виды исследовательской деятельности :

Формы исследовательской деятельности:

ü Работа с родителями

ü Ролевые игры

ü Упражнения для умения видеть проблему

ü Урок-исследование

ü Проектная деятельность

ü Экскурсии

Виды исследовательской деятельности:

ü Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов содержащихся в разных книгах, фильмах и других источниках.

ü Экспериментальные-темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов.

ü Фантастический-темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях.

ü Изобретательский

В первом классе мы используем прежде всего такие методы, как коллективный диалог, дискуссии, наблюдения, спросить и других людей,  игры и задания позволяющие познакомить каждого ребенка с алгоритмом проведения исследования. Учащиеся узнают , откуда можно получить информацию. Безусловно велика роль учителя и родителей. Эта работа для многих родителей становится интересным и захватывающим делом, ведь это совместный труд. Дети с удовольствием рассказывают о своей семье, аргументируя свои выступления проект-газетами, презентациями.

 

Беседуя на уроках на тему «Все профессии важны» перед  детьми встаёт вопрос «А кем стану я, когда вырасту?» И опять приходят на помощь родители, приглашая на экскурсию и  рассказывая о своей профессии , о роли  и значимости её.

Большую роль играют экскурсии и при изучении родного края, где можно увидеть, понаблюдать, быть участником исследования, делать выводы.

Патриотическому воспитанию   в нашей школе уделяется должное внимание не только во внеурочной деятельности , но и на уроках. (Защита исследовательских проектов «Война коснулась и моей семьи», «Они защищали родной город»)

Задача достижения новых результатов образования в начальной школе требует от учителя использование современных инновационных образовательных технологий , нестандартных уроков. (урок-исследование, урок-опыт), где детям предоставляется возможность работать в группах, парами. Результатом  таких уроков дети добывают новые знания.

Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции, здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.

Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.


 

Исследовательская деятельность учащихся: методика и практика организации

Исследовательская деятельность учащихся: методика и практика организации

Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения

Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения

В первом классе мы используем прежде всего такие методы, как коллективный диалог, дискуссии, наблюдения, спросить и других людей, игры и задания позволяющие познакомить каждого ребенка…

В первом классе мы используем прежде всего такие методы, как коллективный диалог, дискуссии, наблюдения, спросить и других людей, игры и задания позволяющие познакомить каждого ребенка…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2022