Исследовательская деятельность учащихся
на уроках русского языка.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ г.Астрахани «СОШ№9»
Малюка Валентина Ивановна
Открывать, искать исследовать - эти слова становятся ключевыми в организации учебной деятельности обучающихся на современном уроке.
Исследовательская деятельность ориентирована на приобретение новых знаний путем развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое применение. Такого рода деятельность дает простор для творческой инициативы обучающихся и учителя, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, как мне добыть эти знания. Я знаю, где и как эти знания применить». Эти слова вполне могут служить девизом для участников исследовательской деятельности. Общеизвестно, что по своей природе ребёнок отличается любознательностью, неутомимо открывая с помощью взрослых мир. Главное для учителя – не убить заложенные природой исследовательские задатки. Ничто так не убивает познавательный интерес, как пассивное слушание учебного материала без личной заинтересованности в его изучении. Тем более слабый ученик никогда не запомнит тот материал, который он не осознал. Мой опыт работы убедил меня в том, что простейшие методы исследования не только доступны всем учащимся, но и крайне важны для развития личности ребёнка. По моему мнению, учебное исследование вносит в процесс преподавания русского языка следующее: помощь в формировании самосознания школьника, в обретении позиции заинтересованного и ответственного участия в познавательно-творческой работе на уроке.
Анализируя мнения обучающихся, можно прийти к выводу, что особенно привлекательно для них все то, что они увидели, услышали, узнали в самостоятельных поисках, в самостоятельных работах - в заранее подготовленных комментариях к тексту, сообщениях, докладах, в беседе, в коллективном размышлении, индивидуальной деятельности и т. д.
Учебное исследование способно "освежить" атмосферу уроков, воздействовать на все стороны, все приемы преподавания.
Ценность исследовательской деятельности, на мой взгляд, состоит в том, что в ходе исследования обучающиеся учатся самостоятельно приобретать знания, вооружаются способами и методами познавательной и учебной деятельности.
Любой школьный предмет состоит из проблем, уже решенных обществом и наукой, рассказывает о путях решения, уже изведанных. Поэтому можно назвать любой учебный метод - исследовательским.
Классификация проектов по русскому языку и литературе.
Различают следующие виды проектов:
- по ведущему методу или виду деятельности обучающихся;
- по предметно – содержательной деятельности;
- по характеру координации проекта;
- по количеству участников проекта.
Характеристика проектов по ведущему методу или виду деятельности
Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть небольшого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
Структура исследовательских проектов:
• аргументация актуальности принятой для исследования темы,
• определение проблемы исследования, его предмета и объекта,
• обозначение задач исследования в последовательности принятой логики,
• определение методов исследования, источников информации,
• выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения,
• обсуждение полученных результатов, постановка выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:
1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
5) развивают системное мышление.
Считаю, что исследование может применяться на всех этапах обучения языку: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следовало бы осваивать уже в детском и подростковом возрасте, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.
Конечно, исследовательский метод никогда не отменит и не заменит других учебных методов, но стать перспективой на учебном пути - может. Исключительную важность при этом приобретает одно условие: не переоценивать возможности учащихся, остерегать их от скороспелых суждений, от самоуверенности, приучать к научной строгости и ответственности. Учебное исследование становится реальным не тогда, когда нам вдруг захочется его ввести, а тогда, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учеников. Работа это нелегкая, требующая настойчивости, накопления знаний по крупицам, которая может стать дорогой к творческому труду.
Как планирую свою деятельность и деятельность учащихся. Делаю это в несколько этапов:
1. Сама продумываю тему проекта. (Выбираю учебный раздел, часть раздела в соответствии с программой своего предмета. Время проведения — при планировании проекта. В работе использую интернет-источники).
3.
Формулирую основополагающий и проблемный
вопросы (те, на которые
нельзя ответить одним предложением.
(Например, "Признаки старославянизмов в современном русском
языке". Приложение)
1. Сама продумываю тему проекта. (Выбираю учебный раздел, часть раздела в соответствии с программой своего предмета. Время проведения — при планировании проекта. В работе использую интернет-источники).
3. Формулирую дидактические цели проекта и методические задачи:
- учить учащихся отстаивать своё мнение в ходе дискуссии;
- научить слышать и критически оценивать свою речь и речь окружающих;
- учить излагать свои мысли;
- продолжить работу по включению элементов речевого этикета в активную речевую практику.
4. Учащиеся
самостоятельно формулируют проблемы (темы) исследований. Учащиеся
выдвигают гипотезы решения данных проблем (варианты
решения).
5. Определение названия проекта.
6.
Формирование групп и обсуждение плана работы (на данном этапе
учащиеся делятся на мини-группы, определяют для себя вопросы, форму
представления результатов).
7.
Обсуждение со школьниками возможных
источников информации.
8.Самостоятельная работа учащихся.
9 .Подготовка учащимися презентации. (Форма презентации может быть
любая: доклад, выпуск бюллетеня, буклет, мультимедийная презентация и т.д.).
10.Защита проекта и оценивание результатов школьниками и учителем.
Литература
1. Житко Е. А. Методика организации исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе.- Интернет-журнал «Эйдос» Житко Е. А. Методика организации исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе.mht
2. Савенков А. И. Виды исследований школьников //Одарённый ребёнок.- 2005, № 2.- С.84-106.
3. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников.- М.: Сентябрь, 2003.- 204 с.
4. Гин А. Приемы педагогической техники [Текст] / "Вита - Пресс". - М., 1999.- 125 с.
5. Кульневич С.В. Совсем необычный урок. Практическое пособие [Текст] / С.В.Кульневич, Т.П. Лакоценина.- Ростов-на-Дону, 2001, - 160 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.