Исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка
Оценка 4.7

Исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
русская литература +1
5 кл—11 кл
08.12.2021
Исследовательская   деятельность учащихся                                 на уроках   русского  языка
Исследовательская деятельность ориентирована на приобретение новых знаний путем развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое применение. Такого рода деятельность дает простор для творческой инициативы обучающихся и учителя, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе
исследовательский метод.doc

            Исследовательская   деятельность учащихся 

                              на уроках   русского  языка.

                                                    Учитель русского языка и литературы

                                                   МБОУ г.Астрахани «СОШ№9»

                                                   Малюка Валентина Ивановна                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

 

Открывать,  искать  исследовать  -  эти  слова   становятся   ключевыми  в  организации   учебной   деятельности   обучающихся   на  современном   уроке.

Исследовательская  деятельность  ориентирована на приобретение новых знаний путем развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое применение. Такого рода деятельность дает простор для творческой инициативы обучающихся и  учителя, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, как мне добыть эти знания. Я знаю, где и как эти знания применить». Эти слова вполне могут служить девизом для участников исследовательской деятельности. Общеизвестно, что по своей природе ребёнок отличается любознательностью, неутомимо открывая с помощью взрослых мир. Главное для учителя – не убить заложенные природой исследовательские задатки. Ничто так не убивает познавательный интерес, как пассивное слушание учебного материала без личной заинтересованности в его изучении. Тем более слабый ученик никогда не запомнит тот материал, который он не осознал.  Мой  опыт  работы    убедил   меня в  том, что простейшие методы исследования не только доступны всем учащимся, но и крайне важны для развития личности ребёнка. По моему мнению, учебное исследование вносит в процесс преподавания русского языка следующее: помощь в формировании самосознания школьника, в обретении позиции заинтересованного и ответственного участия в познавательно-творческой работе на уроке.

Анализируя мнения  обучающихся,  можно  прийти  к  выводу, что особенно привлекательно для них все то, что они увидели, услышали, узнали в самостоятельных поисках, в самостоятельных работах - в заранее подготовленных комментариях к тексту, сообщениях, докладах, в беседе, в коллективном размышлении, индивидуальной деятельности и т. д.

Учебное исследование способно "освежить" атмосферу уроков, воздействовать на все стороны, все приемы преподавания.

 Ценность исследовательской деятельности, на мой взгляд, состоит в том, что в ходе исследования обучающиеся  учатся самостоятельно приобретать знания, вооружаются способами и методами познавательной и учебной деятельности.

Любой школьный предмет состоит из проблем, уже решенных обществом и наукой, рассказывает о путях решения, уже изведанных. Поэтому можно назвать любой учебный метод - исследовательским.

Классификация проектов по русскому языку и литературе.

Различают следующие виды проектов:

- по ведущему методу или виду деятельности обучающихся;

- по предметно – содержательной деятельности;

- по характеру координации проекта;

- по количеству участников проекта.

Характеристика проектов по ведущему методу или виду деятельности

 Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть не­большого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

 Структура исследовательских проектов:

•   аргументация актуальности принятой для исследования темы,

•   определение проблемы исследования, его предмета и объекта,

•   обозначение задач исследования в последовательности приня­той логики,

•   определение методов исследования, источников информации,

•   выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, опреде­ление путей ее решения,

•   обсуждение полученных результатов, постановка выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.

 Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

1)   самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

2)  учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

3)   приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

4)  развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения экспе­римента, анализа, построения гипотез, обобщения);

5) развивают системное мышление.

Считаю, что исследование может применяться на всех этапах обучения языку: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следовало бы осваивать уже в детском и подростковом возрасте, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.

Конечно, исследовательский метод никогда не отменит и не заменит других учебных методов, но стать перспективой на учебном пути - может. Исключительную важность при этом приобретает одно условие: не переоценивать возможности учащихся, остерегать их от скороспелых суждений, от самоуверенности, приучать к научной строгости и ответственности. Учебное исследование становится реальным не тогда, когда нам вдруг захочется его ввести, а тогда, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учеников. Работа это нелегкая, требующая настойчивости, накопления знаний по крупицам, которая может стать дорогой к творческому труду.

Как планирую свою деятельность и деятельность учащихся. Делаю это в несколько этапов:

1.  Сама продумываю тему проекта. (Выбираю учебный раздел, часть раздела в соответствии с программой своего предмета. Время проведения — при планировании проекта. В работе использую интернет-источники).

3.   Формулирую основополагающий и проблемный вопросы (те, на которые
нельзя ответить одним предложением. (Например, "Признаки   старославянизмов  в  современном  русском  языке".  Приложение)

1.  Сама продумываю тему проекта. (Выбираю учебный раздел, часть раздела в соответствии с программой своего предмета. Время проведения — при планировании проекта. В работе использую интернет-источники).

3. Формулирую дидактические цели проекта и методические задачи:

-   учить учащихся отстаивать своё мнение в ходе дискуссии;

-   научить слышать и критически оценивать свою речь и речь окружающих;

-   учить излагать свои мысли;

-   продолжить работу по включению элементов речевого этикета в активную речевую практику.

4. Учащиеся самостоятельно формулируют проблемы (темы) исследований.  Учащиеся выдвигают гипотезы решения данных проблем (варианты
решения).

5.    Определение названия проекта.

6.   Формирование групп и обсуждение плана работы (на данном этапе
учащиеся делятся на мини-группы, определяют для себя вопросы, форму  представления результатов).

7.   Обсуждение со школьниками возможных источников информации.
8.Самостоятельная работа учащихся.

9 .Подготовка учащимися презентации. (Форма презентации может быть

любая: доклад, выпуск бюллетеня, буклет, мультимедийная презентация и  т.д.).

10.Защита проекта и оценивание результатов школьниками и учителем.

                                          Литература

1. Житко Е. А. Методика организации исследовательской деятельности учащихся по     русскому языку и литературе.- Интернет-журнал «Эйдос» Житко Е. А. Методика организации исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе.mht

2. Савенков А. И.  Виды исследований школьников //Одарённый ребёнок.- 2005, № 2.-  С.84-106.

3. Савенков А.И.  Содержание и организация исследовательского  обучения школьников.- М.: Сентябрь, 2003.- 204 с.

4. Гин А. Приемы педагогической техники [Текст] / "Вита - Пресс". - М., 1999.- 125 с.

5. Кульневич С.В. Совсем необычный урок. Практическое пособие [Текст] / С.В.Кульневич, Т.П. Лакоценина.- Ростов-на-Дону, 2001, - 160 с.

 


Исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка

Исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка

Анализируя мнения обучающихся, можно прийти к выводу, что особенно привлекательно для них все то, что они увидели, услышали, узнали в самостоятельных поисках, в самостоятельных работах…

Анализируя мнения обучающихся, можно прийти к выводу, что особенно привлекательно для них все то, что они увидели, услышали, узнали в самостоятельных поисках, в самостоятельных работах…

Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть не­большого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием

Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть не­большого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием

Считаю, что исследование может применяться на всех этапах обучения языку: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следовало бы осваивать уже в детском и подростковом возрасте, тогда…

Считаю, что исследование может применяться на всех этапах обучения языку: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следовало бы осваивать уже в детском и подростковом возрасте, тогда…

Учащиеся самостоятельно формулируют проблемы (темы) исследований

Учащиеся самостоятельно формулируют проблемы (темы) исследований

Кульневич С.В. Совсем необычный урок

Кульневич С.В. Совсем необычный урок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2021