Доклад: «Исследовательская деятельность учащихся в школе» учителя английского языка Кайгородовой И.А.
Постоянные изменения, происходящие в современном обществе, влекут за собой развитие и применение новых педагогических технологий, направленных на индивидуальную, личностно-ориентированную работу с учащимися. На современном этапе обучения необходимо особо обратить внимание на развитие личности в целом и активности личности в частности, а также на совершенствование творческих способностей учащегося и формирование навыков самостоятельного решения поставленных перед ним задач. Необходимо развивать у обучающихся способность самостоятельно мыслить и применять знания; уметь планировать деятельность, ставить вопросы и уметь находить на них ответы. А также немаловажным в данном контексте является формирование умения учащегося эффективно сотрудничать со сверстниками в разнообразных микрогруппах. Все это неизбежно должно привести к поиску и внедрению новых педагогических форм и технологий в образовании. Технологией, удовлетворяющей выше названным требованиям, является исследовательская деятельность учащихся.
Важность включения в обучение учащихся исследовательской деятельности подчеркивалась многими учеными и педагогами (И. Г. Песталоцци, Ж. Ж.Руссо, Н. И. Новиков, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, В. А. Сухомлинский, Ю. К. Бабанский, М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, А. И. Савенков, А. В. Леонтович А. В. Обухов и др.).
Отражена эта позиция и в концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения
Исследовательская деятельность учащегося — это деятельность, которая направлена на получение, переработку, хранение, использование и передачу информации. Информация необходима для получения новых знаний и развития личностных характеристик, которые способствуют продолжению образования учащихся.
Главным средством исследовательской деятельности выступает учебное исследование. Исследование называется учебным, потому что, в отличие от подлинного исследования, имеет своим результатом не объективно новое знание, а изменения, которые происходят в обучающемся. Поэтому исследовательская деятельность относится к образовательным технологиям, позволяющим эффективно достигать личностных и метапредметных результатов.
В работе над исследовательскими проектами и проектами других видов используются разные методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Среди таких методов - исследовательский метод. Исследовательский метод (метод исследовательских проектов) основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования.
Учебный исследовательский проект структурируется в соответствии с устоявшемся в науке подходом:
· определение целей исследовательской деятельности (поначалу определяется учителем);
· выдвижение проблемы исследования по результатам анализа исходного материала;
· формулирование гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования;
· уточнение выявленных проблем и выбор процедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, её обработка и анализ полученных результатов, подготовка отчёта и обсуждение возможного применения полученных результатов.
Каждая исследовательская задача может быть решена только при условии соответствующего метода исследования. Совокупность методов и приемов исследования, определяющих порядок их применения и интерпретации полученных результатов, образуют методику исследования.
Выбор исследовательской методики полностью обусловлен целевой направленностью исследовательской деятельности учащегося. Очень важно формировать у обучающихся представления о специфике доступных их возрасту методов и методик исследования в разных науках.
Методы исследования подразделяются на теоретические, эмпирические и вспомогательные.
Теоретические методы: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, индукция и дедукция, метод моделирования.
Эмпирические методы: наблюдение, исследовательская беседа, опросные методы (анкетирование, интервьюирование, тестирование, социометрия), эксперимент, опытная работа.
Вспомогательные методы: статистический и математический (интерпретации результатов исследования).
В педагогической практике распространено деление методов исследования на количественные и качественные.
Количественные методы позволяют обработать полученные в процессе исследования данные количественно и оформить в виде таблиц, графиков, диаграмм.
Качественные методы позволяют понять уникальное человеческое поведение и причины, которые его вызвали. Качественные исследования сосредоточены на изучении смысла, выявления своеобразия поведения. Они фокусируются на проявлении реальной жизни.
Примеры качественных исследований:
· качественный анализ текста (смыслы извлекаются на основе анализа документов),
· феноменография (описание феномена на основе анализа суждений человека, его представлений, взглядов, мыслей и т.п.),
· нарративный анализ (нарратив - это повествование, цель исследования достигается на основе выслушивания и анализа повествования людей)
· этнографическое исследования (изучение быта, культуры разных народов на основе анализа смыслов артефактов и др.) и другие методы.
Задачи исследования формулируются после определения цели и гипотезы исследования.
Наибольшую трудность вызывает формулирование гипотезы. Руководителю проекта важно знать, что гипотеза исследования — это научное предположение, истинность которого не очевидна и требует проверки на опыте и доказательства. Гипотеза выдвигается для решения какой-либо конкретной проблемы. Чаще всего функция гипотезы — объяснение новых экспериментальных данных или устранение противоречия теории с отрицательными результатами экспериментов. Для того чтобы быть обоснованной гипотеза должна соответствовать определённым условиям.
Первым условием является логическая и теоретическая обоснованность, соответствие гипотезы фактическому материалу, на базе которого и для объяснения которого она выдвигается; гипотеза должна соответствовать установившимся в науке законам и теориям.
Второе условие — эмпирическая проверяемость гипотезы. В принципе гипотеза должна допускать возможность и своего подтверждения, и опровержения.
Третьим условием состоятельности гипотезы является её информативность. Предполагается чтобы из гипотезы выводились не только те явления, для объяснения которых она специально сформулирована, но и возможно более широкий круг родственных им явлений.
Четвертое условие — гипотеза должна предсказывать развитие событий в том процессе, который она описывает.
Гипотеза — это главная идея решения. Она является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования.
Основная модель для формулирования гипотезы включает следующие слова: «если..., то...». Имеется в виду вот что: если мы хотим получить какой-либо эффект, результат, что-то изменить, обеспечить режим развития или, напротив, стабилизировать, то мы должны создать те или иные условия, сделать то-то и то-то, используя при этом такие-то средства, инструменты или применяя те или иные приёмы и способы.
Исследовательская деятельность осуществляется с учетом программы исследования. Программа исследования - это научный документ, который содержит методологическую, методическую и процедурную основу исследования. Разработка программы исследования требует практические половину интеллектуальных затрат исследователя. При составлении программы решается проблема выбора объекта и предмета исследования, разрабатываются конкретные методики сбора, обработки и анализа данных, проблемы достоверности информации и интерпретации данных.
Специфика учебно-исследовательской деятельности в школе определяет многообразие форм её организации.
Формы организации исследовательской деятельности:
— урок-исследование, урок-лаборатория, урок-экспертиза, «мозговой штурм»;
— учебный эксперимент (основные этапы: планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ результатов, формулирование выводов);
— домашнее задание исследовательского характера.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на внеурочных занятиях:
— исследовательская практика;
— учебные экспедиции;
— походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности;
— факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета;
— участие учащихся в работе ученического научно-исследовательского общества;
— участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, предметных неделях.
Использование технологии учебно – исследовательской деятельности учащихся в обучении любому предмету имеет много положительных сторон:
- использование личностно-ориентированных методов и форм обучения (овладение собственной стратегией познавательной деятельности с опорой на индивидуальный опыт);
- формирование информационной компетентности (недостающая информация, самостоятельный поиск, анализ и синтез на основе собственных учебных исследований, формы представления результатов);
- формирование компетентности в решении учебных исследовательских проблем (постановка и способы решения учебных задач: цель, основополагающий и проблемные вопросы, алгоритм действий и временные затраты, критерии успешности, применение в учёбе, жизни);
- коммуникативная компетентность (формирование навыков общения в малых группах в процессе поисково-исследовательской учебной деятельности, воспитание инициативы, активной жизненной позиции и толерантности).
Специфическая цель обучения исследовательской деятельности состоит в научении учащихся исследовать новый объект (явление), анализировать полученные результаты исследования, строить гипотезы и находить способы их доказательства (опровержения). Ученые Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.С. Обухов, Л.Ф. Фомина дополнительно выделяют сопутствующие цели исследовательского обучения: научить учащихся моделировать и реализовывать будущие, предполагаемые действия — постоянную проверку и корректировку модели. Достижению целей обучения исследовательской деятельности способствует обучение школьников специальным умениям и навыкам, обеспечивающим успешное овладение данными видами деятельности.
Литература:
1. Янушевский В.Н. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5–9 классы. Методическое пособие для учителей и руководителей школ. — М. : Гуманитарный изд. центр ВЛА ДОС,2015. — 127 с.
2. Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС.- СПб.: КАРО, 2015. -128 с. – (Петербургский вектор введения ФГОС основного общего образования)
3. Бичерова Е. Н. Особенности исследовательской и проектной деятельности младших школьников: сравнительно-сопоставительный анализ // Вестник Брянского государственного университета. 2012. №1 (1). URL
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.