Этапы научной исследовательской деятельности
Выбор темы.
Выделение проблемы и формулирование вопросов (постановка проблемы).
Обоснование полноты и качества понятийного аппарата (цель и задачи).
Выработка гипотезы.
Выбор источников.
Сбор и структурирование материалов.
Планирование и организация ОЭР.
Формулирование выводов или умозаключений. Оценка полученных результатов.
О чем надо помнить педагогу:
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
Тема должна быть интересна преподавателю.
Тема должна быть выполнима, решение его должно принести реальную пользу участникам исследования.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Соответствовать возрастным особенностям детей.
Выбирая проблему учесть, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы.
Какими могут быть темы исследования? (по Савенкову А.И.)
Фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.
Эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных экспериментов и наблюдений.
Теоретические – темы ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, сведений, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.
Актуальность
Оценить с точки зрения современности и социальной значимости (актуальность должна быть немногословной).
Показать суть проблемной ситуации (противоречие между фактами и их теоретическим осмыслением).
Описать степень разработанности.
Ответить на вопросы
Почему необходимо исследовать эту тему?
Какая информация об этом есть в СМИ?
Обсуждалась ли эта тема в обществе?
Формулировка проблемы исследования
показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования;
определить, частью какой общей проблемы она является и какие более мелкие проблемы она включает сама.
Проблема
«Цель» исследования
«Цель» выражает путь решения проблемы и конечные результаты, которые должны быть получены.
Ответить на вопрос: Зачем ты его проводишь?
Как сформулировать цель?
Для чего я делаю эту работу?
Какую пользу получу я и окружающие меня люди?
Могу ли я после написания этой работы продолжить ее?
Что лично я хотел бы получить в результате исследования?
Начинается с существительного: исследование, изучение, выявление …
«Задачи»
Задачи исследования – это конкретизированные или более частные цели, способы (средства) решения проблем.
Задачи – последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют ее.
Формулировка задач начинается с глагола:
Выяснить… Выявить … Сформировать … Обосновать … Провести … Определить … Описать … Изучить … Создать … Построить … Разработать … Установить…
«Объект» и «предмет» исследования
Объект и предмет между собой как общее и частное.
Как правило, предмет в большой степени совпадает с темой исследования.
При определении объекта и предмета исследования необходимо учитывать, что:
объект дает ответ на вопрос "что рассматривается?"
предмет дает ответ на вопрос "как рассматривается объект, в каких отношениях, связях, аспектах, функциях?"
«Объект» и «предмет» исследования
Что я изучаю? (Предмет)
Где это расположено? (Объект)
Какой процесс я вижу/наблюдаю? (Предмет)
Что является источником этого процесса? (Объект)
Кто является действующими лицами исследования? (Объект)
Какими свойствами они обладают? (Предмет)
«Гипотеза»
Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией.
Гипотеза – предположение требующее подтверждения.
Гипотеза — недоказанное утверждение, предположение или догадка.
Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
теоретически обоснованной;
быть проверяемой;
содержать предположение;
быть логически непротиворечивой;
соответствовать фактам.
Как сформулировать гипотезу?
Ответить на вопросы:
Что я хочу получить в результате?
Каким я представляю результат?
А может ли быть…?
Предполагается, что данный объект имеет определенные свойства. А я считаю, что…
Формулировка гипотезы
Гипотеза формулируется в виде сложноподчиненного предложения с придаточным условием:
«Если …, то …» или «Чем …, тем …»,
«Так …, как …» или «При условии, что …».
Практические методы исследования
Методы сбора и накопления данных | Наблюдение, опыт, беседа, опрос, анкетирование, интервью, тестирование и др. |
Методы контроля и измерения | Шкалирование, срезы, тесты |
Методы обработки данных | Математические, статистические, графические, табличные |
Методы оценивания | Самооценка, рейтинг, педагогический консилиум |
Выбор источников, сбор и структурирование материала исследования
Цель:
овладеть умением подбирать литературу к определенной проблеме исследования;
усвоить требования к выбору источников исследования;
этапы и способы работы с текстом, отработать умение определять виды информации и способы изложения научного стиля.
Планирование и организация экспериментальной работы исследования
Цель:
овладеть умением планировать эксперимент;
подбирать различные методики исследования;
различать виды и этапы эксперимента.
«Эксперимент» - научно поставленный опыт преобразования действительности в точно учитываемых условиях.
Этапы эксперимента
I Констатирующий эксперимент (Цель: установить исходное состояние предмета исследования.)
II Преобразующий эксперимент (Цель : проверка состоятельности приведенных в гипотезе положений.)
Формулирование выводов или умозаключений, оценка полученных результатов
Практическое значение.
Теоретическое значение.
Как определить практическое значение?
Ответить на вопросы:
Кому полезно мое исследование?
Кто им может заинтересоваться?
Что нового в моем исследовании, чего еще не изучено?
Как я могу прорекламировать свою работу?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.