ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СПО ПРИ ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ
Оценка 4.8

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СПО ПРИ ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ

Оценка 4.8
docx
06.04.2021
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СПО ПРИ ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ
1 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СПО ПРИ ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИ1.docx

Буркивченко Н.Н.

Преподавателя спецдисциплин,

мастера производственного обучения

ОП«Колледж Луганского государственного

педагогического университета» г. Луганск.

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СПО ПРИ ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ

 

В современных условиях развития экономики одной из ведущих задач учреждения среднего профессионального образования является профессиональная подготовка будущего квалифицированного рабочего (по отраслям) как социально активной личности с высоким уровнем профессиональной подготовки, образованности, воспитанности.

Вопрос модернизации и улучшения качества обучения квалифицированного рабочего стоит на первом месте, определено направление модернизации профессионального образования — развитие материального обеспечения производственного обучения по отраслям на уровне современных технологических производств, разработка и применение в рамках новых образовательных стандартов современных методик обучения.

Сегодня стандарты профессионального образования, предполагают несколько иные подходы к организации учебного процесса в учреждениях, реализующих инновационные образовательные программы подготовки рабочих кадров для развивающихся высокотехнологичных производств.

Указанные стандарты предполагают формирование у будущих рабочих общих и профессиональных умений, в том числе и исследовательских.

Исследовательская деятельность – это вид самостоятельной активной аналитической деятельности обучающихся по систематизированному изучению какого-либо вопроса или практически актуальной проблемы, выходящей за рамки учебного процесса.

Главным результатом осуществления учащимися исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий истину по итогам процедуры исследования и представляемый в стандартном виде (доклад, проект, исследовательская работа, электронная презентация), а также формирование и воспитание личности, владеющей исследовательской технологией на уровне компетентности.

Внедрение исследовательской деятельности в образовательный процесс учебного заведения способствует развитию и формированию личностного роста учащихся, и формированию таких качественных интеллектуальных характеристик как:

1.          стремление к творческой деятельности при выполнении индивидуальных и коллективных учебных заданий;

2.          стремление и умение учащегося мыслить самостоятельно;

3.          умение ориентироваться в новой для себя ситуации, находить свой подход к решению проблемы и способам добывания знаний;

4.          умение критически оценивать суждения других;

5.          развитие умения аргументировать свою точку зрения, формулировать и ясно излагать мысли;

6.          умение выделять главные и второстепенные причины возникновения противоречивых ситуаций;

7.          расширение кругозора;

8.          умение систематизировать и обобщать материал и знания.

Исследовательскую деятельность можно объединить с инновационными технологиями, нано технологиями, развития науки и техники, мирового прогресса.

Организация проведения в учебном заведении системы СПО исследовательской деятельности имеет цели:

1.  активизировать познавательный интерес учащихся;

2.  развить их способности к самостоятельной мыслительной и аналитической деятельности;

3.  активизировать интеллектуальный потенциал каждого учащегося.

Общими задачами исследовательского метода обучения являются повышение уровня мотивации к обучению, расширение представлений о выбранной профессии с помощью внутрипредметных и межпредметных связей, расширение общего кругозора учащихся, раскрытие их творческого потенциала.

К примеру по рабочим профессиям:

Сварщик — это профессия ответственная, почти виртуозная, от качества работы которого, зависит многое — долговечность и устойчивость строительных конструкций, их работа и срок службы различной техники.

Чтобы стать хорошим сварщиком, нужно много знать  о сварке, изучать её, а так же получить свой первый практический  опыт на занятиях в мастерских.

Примером может стать исследование влияния вредных примесей (серы и фосфора) на качество сварного шва, и   доказать, что наличие вредных примесей негативно влияет на качество свариваемых конструкций. Или исследование способов снижения разбрызгивания электродного металла при различных видах сварки.

Автомеханик – это люди, которые очень вдумчивы, кропотливы, умеют терпеливо подойти к выяснению причины поломки автомобиля. Его невнимательность может привести к нежелательному дорожно-транспортному проишествию.

Для автомеханика важны знания устройства автомобиля, их назначение, расположение и принцип действия отдельных узлов и агрегатов.

Уметь использовать для работы контрольно-измерительные и диагностические приборы. Автомеханик должен уметь находить любые неисправности в автомобиле, для дальнейшего их устранения. Важны знания по проведению различных видов технического обслуживания и т.п.

При проведении занятий с использованием научно-исследовательской деятельности в учащегося происходит стимуляция развития профессиональных компетенций (ПК).

К примеру:

- опыты-исследования по определении наличия механических и химических примесей в бензине, (проверка бензина на низкокачественные примеси, наличие масла, смол, примеси). Такие опыты дают развитие профессиональных компетенций эффективности и качества выполнения профессиональных задач. То есть, производить заправку горючими и смазочными материалами;

- проведение научных семинаров «Инновационные технологии в машиностроении», которые дают демонстрацию к избранной профессии;

- проведение открытых уроков и классных часов, «Моя профессия – Автомеханик», где учащиеся с позиции исследователя определяет суть выбранной профессии, и дальнейшей его судьбы в обществе как квалифицированного рабочего;

- практические занятия по «Устройству, техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта», учащиеся сталкиваются с исследовательской деятельностью, которая развивает ПК (диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы; выполнять работы по различным видам технического обслуживания и т.п.), объединяет межпредметную связь.

При проведении диагностики автомобиля, узла, механизма, детали учащийся выявляет неисправности, причины и выбирает той или иной способ ремонта.

Необходимые задачи исследовательского метода обучения при подготовке квалифицированных рабочих следующие:

- научить учащихся:

·                     подходить к теоретическому материалу с позиции исследователя;

·                     искать, находить и пользоваться нормативной, учебной, монографической литературой, материалами практик, статистическими данными, анкетами (при необходимости составлять их самостоятельно), ресурсами Интернет для добывания необходимых знаний;

·                     получать собственный экспериментальный материал;

·                     выбирать значимую тему исследования.

- воспитать:

·                     чувство уверенности в себе;

·                     иметь свою точку зрения со стороны исследования;

·                     культуру коммуникации.

- выработать умение:

·                     выделять, анализировать и критически оценивать ведущие идей исследования;

·                     определять области практического применения полученных знаний;

·                     обобщать, описывать и литературно оформлять полученные в ходе исследования результаты;

·                     творческого подхода к решению задач, сложных, проблемных ситуаций;

·                     по окончании исследовательской работы формулировать выводы и рекомендаци;

·                     грамотно излагать и обосновывать результаты поисков и своих наблюдений.

- закрепить умение:

         на практике.

- предоставить возможность:

·                     выступить публично, донести до слушателей свою точку зрения, обосновать ее, провести полемику, заинтересовать аудиторию, убедить в пользе и весомости свои идей.

Включение исследовательской деятельности обучающихся в учебный процесс среднего профессионального образовательного учреждения предлагается как классно-урочная система и дополнительного образования с приоритетом именно дополнительного образования, в условиях которого нет жёстких рамок программы и времени, отведенного на освоение каждого раздела и темы, а есть свобода выбора тематики, проблематики, содержания исследования и времени для его проведения.

Преподавателю необходимо обеспечить заинтересованность обучающихся в работе над исследованием — мотивацию, которая будет служить незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности.

Сам процесс исследования позволяет преподавателю вместе с обучающимися вновь и вновь переживать вдохновение творчества, превращая образовательное пространство в результативную созидательную среду.

Для формирования и развития мотивации учащихся к исследовательской деятельности, преподаватель может:

·                     на старте педагогически грамотно сделать погружение в исследование, заинтересовать проблемой, стремлением решить её, выработать конкретные рекомендации;

·                     привлекательно представить перспективу практической и социальной пользы работ, рационального предложения;

·                     используя стремление к самореализации, соревнованию, создать у обучающихся максимум положительных эмоций, связанных с исследовательской деятельностью (радость, удивление, любопытство, симпатию, успех);

·                     повысить учебную активность учащихся, культивируя и формируя у обучающихся веру в себя, уверенность в своих силах;

·                     настраивать учащихся на свободно-творческий поиск и проявление интуиции;

·                     стимулировать стремление к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения в сочетании с ответственностью за принятые решения.

На основе всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что научно-исследовательская деятельность - это сложный компонент учебной работы, который включает в себя совокупность мотивационной сферы учащегося, обеспечение которой берет на себя педагог, методов и форм научного познания, необходимых для полноценного исследовательского процесса.

Для этого в образовательном учреждении должна быть создана образовательная среда, направленная на развитие познавательного интереса и самостоятельности учащихся. Выявлять возможности проблемного обучения в формировании готовности учащихся к научно-исследовательской деятельности:

- ориентация на потенциальные возможности личности;

- осознания учащимися ценности и смысла научно-исследовательской деятельности;

- превращение учащегосяв субъекта исследовательской деятельности в процессе поиска путей разрешения проблемных ситуаций;

- организация субъект-субъектных отношений между преподавателем и учащимися.

Вся деятельность по организации научной работы учащихся должна носить системный характер и решаться на основе системного подхода.

Конечным результатом учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении является, конечно же, формирование личностных качеств учащегося, его мотивации, рефлексии и самооценки.

Сформированность исследовательских умений позволит в дальнейшем современному квалифицированному рабочему (выпускнику СПО) творчески подходить к решению поставленных задач, принимать нестандартные решения, применять имеющиеся знания и умения в быстро меняющихся производственных условиях, обеспечить конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.

 

Литература:

1.                      Бережнова Е. В., Краевский В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. – М.: Академия, 2005. – с. 128.

2.                      Грибанова О. С. Исследовательская работа студентов //Специалист. – 2005.

3.                      Залуцкая Г. Ф. Формирование исследовательских умений обучающихся как одно из условий профессиональной подготовки будущих специалистов // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1222-1226.

4.                      Залуцкая Г. Ф. Формирование исследовательских умений обучающихся как одно из условий профессиональной подготовки будущих специалистов // Молодой ученый. — 2016. — №17.1. — С. 12-16.

5.                      Индивидуальные творческие исследовательские задания к лабораторным работам дисциплины «Основы творческой деятельности» // Творческое отношение преподавателей, студентов и учащихся к учебно-познавательной деятельности. - Липецк: ЛГПУ, 2001. - С.123-127.

 

 


 

Буркивченко Н.Н. Преподавателя спецдисциплин, мастера производственного обучения

Буркивченко Н.Н. Преподавателя спецдисциплин, мастера производственного обучения

Внедрение исследовательской деятельности в образовательный процесс учебного заведения способствует развитию и формированию личностного роста учащихся, и формированию таких качественных интеллектуальных характеристик как: 1

Внедрение исследовательской деятельности в образовательный процесс учебного заведения способствует развитию и формированию личностного роста учащихся, и формированию таких качественных интеллектуальных характеристик как: 1

Общими задачами исследовательского метода обучения являются повышение уровня мотивации к обучению, расширение представлений о выбранной профессии с помощью внутрипредметных и межпредметных связей, расширение общего кругозора…

Общими задачами исследовательского метода обучения являются повышение уровня мотивации к обучению, расширение представлений о выбранной профессии с помощью внутрипредметных и межпредметных связей, расширение общего кругозора…

К примеру: - опыты-исследования по определении наличия механических и химических примесей в бензине, ( проверка бензина на низкокачественные примеси, наличие масла, смол, примеси)

К примеру: - опыты-исследования по определении наличия механических и химических примесей в бензине, ( проверка бензина на низкокачественные примеси, наличие масла, смол, примеси)

Включение исследовательской деятельности обучающихся в учебный процесс среднего профессионального образовательного учреждения предлагается как классно-урочная система и дополнительного образования с приоритетом именно дополнительного образования, в условиях…

Включение исследовательской деятельности обучающихся в учебный процесс среднего профессионального образовательного учреждения предлагается как классно-урочная система и дополнительного образования с приоритетом именно дополнительного образования, в условиях…

Преподавателю необходимо обеспечить заинтересованность обучающихся в работе над исследованием — мотивацию, которая будет служить незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности

Преподавателю необходимо обеспечить заинтересованность обучающихся в работе над исследованием — мотивацию, которая будет служить незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности

Для этого в образовательном учреждении должна быть создана образовательная среда, направленная на развитие познавательного интереса и самостоятельности учащихся

Для этого в образовательном учреждении должна быть создана образовательная среда, направленная на развитие познавательного интереса и самостоятельности учащихся

Литература: 1.

Литература: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2021