Буркивченко Н.Н.
Преподавателя спецдисциплин,
мастера производственного обучения
ОП«Колледж Луганского государственного
педагогического университета» г. Луганск.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СПО ПРИ ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ
В современных условиях развития экономики одной из ведущих задач учреждения среднего профессионального образования является профессиональная подготовка будущего квалифицированного рабочего (по отраслям) как социально активной личности с высоким уровнем профессиональной подготовки, образованности, воспитанности.
Вопрос модернизации и улучшения качества обучения квалифицированного рабочего стоит на первом месте, определено направление модернизации профессионального образования — развитие материального обеспечения производственного обучения по отраслям на уровне современных технологических производств, разработка и применение в рамках новых образовательных стандартов современных методик обучения.
Сегодня стандарты профессионального образования, предполагают несколько иные подходы к организации учебного процесса в учреждениях, реализующих инновационные образовательные программы подготовки рабочих кадров для развивающихся высокотехнологичных производств.
Указанные стандарты предполагают формирование у будущих рабочих общих и профессиональных умений, в том числе и исследовательских.
Исследовательская деятельность – это вид самостоятельной активной аналитической деятельности обучающихся по систематизированному изучению какого-либо вопроса или практически актуальной проблемы, выходящей за рамки учебного процесса.
Главным результатом осуществления учащимися исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий истину по итогам процедуры исследования и представляемый в стандартном виде (доклад, проект, исследовательская работа, электронная презентация), а также формирование и воспитание личности, владеющей исследовательской технологией на уровне компетентности.
Внедрение исследовательской деятельности в образовательный процесс учебного заведения способствует развитию и формированию личностного роста учащихся, и формированию таких качественных интеллектуальных характеристик как:
1. стремление к творческой деятельности при выполнении индивидуальных и коллективных учебных заданий;
2. стремление и умение учащегося мыслить самостоятельно;
3. умение ориентироваться в новой для себя ситуации, находить свой подход к решению проблемы и способам добывания знаний;
4. умение критически оценивать суждения других;
5. развитие умения аргументировать свою точку зрения, формулировать и ясно излагать мысли;
6. умение выделять главные и второстепенные причины возникновения противоречивых ситуаций;
7. расширение кругозора;
8. умение систематизировать и обобщать материал и знания.
Исследовательскую деятельность можно объединить с инновационными технологиями, нано технологиями, развития науки и техники, мирового прогресса.
Организация проведения в учебном заведении системы СПО исследовательской деятельности имеет цели:
1. активизировать познавательный интерес учащихся;
2. развить их способности к самостоятельной мыслительной и аналитической деятельности;
3. активизировать интеллектуальный потенциал каждого учащегося.
Общими задачами исследовательского метода обучения являются повышение уровня мотивации к обучению, расширение представлений о выбранной профессии с помощью внутрипредметных и межпредметных связей, расширение общего кругозора учащихся, раскрытие их творческого потенциала.
К примеру по рабочим профессиям:
Сварщик — это профессия ответственная, почти виртуозная, от качества работы которого, зависит многое — долговечность и устойчивость строительных конструкций, их работа и срок службы различной техники.
Чтобы стать хорошим сварщиком, нужно много знать о сварке, изучать её, а так же получить свой первый практический опыт на занятиях в мастерских.
Примером может стать исследование влияния вредных примесей (серы и фосфора) на качество сварного шва, и доказать, что наличие вредных примесей негативно влияет на качество свариваемых конструкций. Или исследование способов снижения разбрызгивания электродного металла при различных видах сварки.
Автомеханик – это люди, которые очень вдумчивы, кропотливы, умеют терпеливо подойти к выяснению причины поломки автомобиля. Его невнимательность может привести к нежелательному дорожно-транспортному проишествию.
Для автомеханика важны знания устройства автомобиля, их назначение, расположение и принцип действия отдельных узлов и агрегатов.
Уметь использовать для работы контрольно-измерительные и диагностические приборы. Автомеханик должен уметь находить любые неисправности в автомобиле, для дальнейшего их устранения. Важны знания по проведению различных видов технического обслуживания и т.п.
При проведении занятий с использованием научно-исследовательской деятельности в учащегося происходит стимуляция развития профессиональных компетенций (ПК).
К примеру:
- опыты-исследования по определении наличия механических и химических примесей в бензине, (проверка бензина на низкокачественные примеси, наличие масла, смол, примеси). Такие опыты дают развитие профессиональных компетенций эффективности и качества выполнения профессиональных задач. То есть, производить заправку горючими и смазочными материалами;
- проведение научных семинаров «Инновационные технологии в машиностроении», которые дают демонстрацию к избранной профессии;
- проведение открытых уроков и классных часов, «Моя профессия – Автомеханик», где учащиеся с позиции исследователя определяет суть выбранной профессии, и дальнейшей его судьбы в обществе как квалифицированного рабочего;
- практические занятия по «Устройству, техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта», учащиеся сталкиваются с исследовательской деятельностью, которая развивает ПК (диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы; выполнять работы по различным видам технического обслуживания и т.п.), объединяет межпредметную связь.
При проведении диагностики автомобиля, узла, механизма, детали учащийся выявляет неисправности, причины и выбирает той или иной способ ремонта.
Необходимые задачи исследовательского метода обучения при подготовке квалифицированных рабочих следующие:
- научить учащихся:
· подходить к теоретическому материалу с позиции исследователя;
· искать, находить и пользоваться нормативной, учебной, монографической литературой, материалами практик, статистическими данными, анкетами (при необходимости составлять их самостоятельно), ресурсами Интернет для добывания необходимых знаний;
· получать собственный экспериментальный материал;
· выбирать значимую тему исследования.
- воспитать:
· чувство уверенности в себе;
· иметь свою точку зрения со стороны исследования;
· культуру коммуникации.
- выработать умение:
· выделять, анализировать и критически оценивать ведущие идей исследования;
· определять области практического применения полученных знаний;
· обобщать, описывать и литературно оформлять полученные в ходе исследования результаты;
· творческого подхода к решению задач, сложных, проблемных ситуаций;
· по окончании исследовательской работы формулировать выводы и рекомендаци;
· грамотно излагать и обосновывать результаты поисков и своих наблюдений.
- закрепить умение:
• на практике.
- предоставить возможность:
· выступить публично, донести до слушателей свою точку зрения, обосновать ее, провести полемику, заинтересовать аудиторию, убедить в пользе и весомости свои идей.
Включение исследовательской деятельности обучающихся в учебный процесс среднего профессионального образовательного учреждения предлагается как классно-урочная система и дополнительного образования с приоритетом именно дополнительного образования, в условиях которого нет жёстких рамок программы и времени, отведенного на освоение каждого раздела и темы, а есть свобода выбора тематики, проблематики, содержания исследования и времени для его проведения.
Преподавателю необходимо обеспечить заинтересованность обучающихся в работе над исследованием — мотивацию, которая будет служить незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности.
Сам процесс исследования позволяет преподавателю вместе с обучающимися вновь и вновь переживать вдохновение творчества, превращая образовательное пространство в результативную созидательную среду.
Для формирования и развития мотивации учащихся к исследовательской деятельности, преподаватель может:
· на старте педагогически грамотно сделать погружение в исследование, заинтересовать проблемой, стремлением решить её, выработать конкретные рекомендации;
· привлекательно представить перспективу практической и социальной пользы работ, рационального предложения;
· используя стремление к самореализации, соревнованию, создать у обучающихся максимум положительных эмоций, связанных с исследовательской деятельностью (радость, удивление, любопытство, симпатию, успех);
· повысить учебную активность учащихся, культивируя и формируя у обучающихся веру в себя, уверенность в своих силах;
· настраивать учащихся на свободно-творческий поиск и проявление интуиции;
· стимулировать стремление к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения в сочетании с ответственностью за принятые решения.
На основе всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что научно-исследовательская деятельность - это сложный компонент учебной работы, который включает в себя совокупность мотивационной сферы учащегося, обеспечение которой берет на себя педагог, методов и форм научного познания, необходимых для полноценного исследовательского процесса.
Для этого в образовательном учреждении должна быть создана образовательная среда, направленная на развитие познавательного интереса и самостоятельности учащихся. Выявлять возможности проблемного обучения в формировании готовности учащихся к научно-исследовательской деятельности:
- ориентация на потенциальные возможности личности;
- осознания учащимися ценности и смысла научно-исследовательской деятельности;
- превращение учащегосяв субъекта исследовательской деятельности в процессе поиска путей разрешения проблемных ситуаций;
- организация субъект-субъектных отношений между преподавателем и учащимися.
Вся деятельность по организации научной работы учащихся должна носить системный характер и решаться на основе системного подхода.
Конечным результатом учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении является, конечно же, формирование личностных качеств учащегося, его мотивации, рефлексии и самооценки.
Сформированность исследовательских умений позволит в дальнейшем современному квалифицированному рабочему (выпускнику СПО) творчески подходить к решению поставленных задач, принимать нестандартные решения, применять имеющиеся знания и умения в быстро меняющихся производственных условиях, обеспечить конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
Литература:
1. Бережнова Е. В., Краевский В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. – М.: Академия, 2005. – с. 128.
2. Грибанова О. С. Исследовательская работа студентов //Специалист. – 2005.
3. Залуцкая Г. Ф. Формирование исследовательских умений обучающихся как одно из условий профессиональной подготовки будущих специалистов // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1222-1226.
4. Залуцкая Г. Ф. Формирование исследовательских умений обучающихся как одно из условий профессиональной подготовки будущих специалистов // Молодой ученый. — 2016. — №17.1. — С. 12-16.
5. Индивидуальные творческие исследовательские задания к лабораторным работам дисциплины «Основы творческой деятельности» // Творческое отношение преподавателей, студентов и учащихся к учебно-познавательной деятельности. - Липецк: ЛГПУ, 2001. - С.123-127.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.