Исследовательская работа " Фронтовые письма"
Оценка 5

Исследовательская работа " Фронтовые письма"

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
история
3 кл
28.04.2020
Исследовательская работа " Фронтовые письма"
Исследовательская работа проведена по письмам прадеда.
Лютова Кира.docx


IX краевой конкурс учебно-исследовательских работ «Муравьишка» для обучающихся 1-6 классов

Управление образования

администрации Чайковского городского округа

 

 МБОУ СОШ №7

 

 

 

Номинация: история

 

 

Тема

«Фронтовые письма прадедушки»

 

 

 

 

 

 

Лютова Кира Валерьевна

ученица 3 «Г» класса МБОУ СОШ №7

телефон 89655514890

учитель начальных классов МБОУ СОШ №7

Милитдинова Антонина Минзаировна

телефон 89223659509

 

 

 

Пермь-2020

Содержание

Введение                                                                                                           4 - 5                                                                               

Глава 1.Теретическая часть.

1.1.Фронтовые письма.                                                                                    5 - 6                                                                             

Глава 2.Практическая часть.

2.1.Результаты анкетирования одноклассников.                                          6 - 7

2.2. Окружная школа отличных стрелков снайперской подготовки №     7 - 8                              

2.3. Александр Анфимович Десятков.                                                           8  

2.4. Анализ личности Александра Анфимовича по его письмам родным. 9  

Заключение                                                                                                       10

Библиографический список                                                                            10                                                                                        Приложение                                                                                                    11 - 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эти письма эпохи войны,

Что хранятся в семейных архивах.

На бумаге налёт желтизны

И протёрты до дыр на изгибах.

Эти письма эпохи войны,

Не обычного требуют чтенья.

Тем их краткие строки сильны,

Что мы сами - их продолжение…»

(И Фролов)

Введение.

Актуальность темы. Приближается 75 годовщина Победы в Великой Отечественной войне. Это  историческое событие не обошло стороной ни одну семью нашей страны. С каждым годом  остается все меньше и меньше очевидцев  и участников  этой страшной войны. Но, в наших семьях сохранились бесценные источники - письма наших прадедов с фронта. В них сохранилась очень важная информация, как о человеке так и о событиях того времени. Мы дети должны знать и помнить тех, кто воевал на фронте, защищал нашу Родину от фашистских захватчиков.

Однажды  увидела, как бабушка из шкафа достает белый пакетик, в которой лежат пожелтевшие от времени бумажные треугольники. Попросила бабушку показать мне их и  взяла пожелтевшие бумаги в руки. Оказалось, что это письма. Эти письма не похожи на наши современные, они без конверта, свернуты в треугольники, не заклеены. Не  знала и не видела, что были такие письма. Спросила, откуда эти письма? Бабушка рассказала, что эти письма написаны моим прадедушкой и дала мне их прочитать. Это настоящие фронтовые письма прадедушки Александра Анфимовича Десяткова! Читая письма можно  правильно понять и оценить характер и личность человека, а также возникает желание узнать о дальнейшей судьбе автора этих писем. Я тоже захотела узнать о судьбе своего прадедушки Александра Анфимовича,   участника Великой Отечественной войны.

Тема: «Фронтовые письма моего прадедушки»

Цель: на основе  фронтовых писем узнать о личности и судьбе прадедушки, восстановить события в жизни Александра Анфимовича  Десяткова.

Задачи:

·        прочитать и проанализировать фронтовые письма;

·        обобщить полученную информацию;

·        найти в интернете  информации о месте его учебы до фронта;

·        провести опрос одноклассников;

·        рассказать одноклассникам о фронтовых письмах.

Объект исследования -   фронтовые письма  прадедушки за период 1943г.-1944г.

Предмет исследования - содержание фронтовых писем.

Гипотеза: предполагаю, что  прадедушка был стойким, мужественным и сильным человеком и внес свой вклад в дело Победы над фашистами.

Методы исследования:

·        изучение литературы о фронтовых письмах;

·        анализ солдатских писем прадедушки;

·        анкетирование одноклассников

Практическая значимость работы заключается в том, что изученный мною материал сохранится в нашей семье для следующих поколений; можно будет использовать материал на классных часах; написать рассказ о прапрадедушке.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1.Фронтовые письма.

Фронтовые письма – особые исторические документы. Потому что именно они открывают нам окно в прошлое и помогают прикоснуться к истории нашей страны, семьи. Письма свидетельствуют о стойкости солдат, мужестве и любви к своей Отчизне.

Фронтовики писали письма своим близким, любимым и в письмах выражали самое сокровенное: свои мысли и чувства, желания и мечты. С нетерпением ждали ответных писем от родных и близких. Перечитывали письма по нескольку раз и носили в кармане гимнастерки у самого сердца. Письма согревали души солдат.

Переписка с родными и близкими была очень важна для солдата на фронте. Письма помогали выжить, дарили надежду и веру в победу над фашистами.

Исследуя фронтовые письма прадеда, увидела много непонятных слов: полевая почта, военная цензура. Стало интересно, почему одни письма «треугольником», а другие в конвертах. Решила обратиться за ответом к энциклопедиям, словарю С.И. Ожегова, Интернет-ресурсам.

Что такое письмо?

В словаре С. И. Ожегова сказано, что «письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь». [1]

Как появились письма – треугольники?

С началом Великой Отечественной войны близкие и родные люди были разлучены. Люди стали писать друг другу письма. Издательства стали выпускать различные открытки и конверты. Но на фронт в первую очередь доставляли боеприпасы, консервы, сухари, мешки с почтой. Конвертов на всех солдат на фронте не хватало. Поэтому солдаты придумали фронтовой "треугольник". Отправляли их бесплатно.

Как сложить солдатский «треугольник», знал каждый. (Приложение 9).Для этого прямоугольный лист бумаги по диагонали складывался справа налево, а потом пополам – слева направо. Поскольку листы были прямоугольными, внизу всегда оставалась узкая полоска. Она служила своеобразным клапаном, который заправлялся внутрь треугольника с предварительно загнутыми углами. Письма не заклеивались и не требовали марок. На лицевой стороне писали адреса, а тыльную оставляли чистой. Все остальное пространство листа исписывали мелким почерком, чтобы как можно больше информации о себе сообщить близким, ведь письма ходили нечасто.

На каждом письме или открытке стояла печать: черная или синяя, квадратная. Все письма во время войны просматривались почтовой военной цензурой. Она проверяла все переписки солдат для того, чтобы в письмах не содержалась важная информация, имеющих военную тайну. Строчки, содержащие  важную информацию   зачеркивались, закрашивались черной тушью. На фронтовом треугольнике ставился штамп «Просмотрено военной цензурой». 

На письмах прадеда значилась полевая почта №14080-К. Решила выяснить, что значит выражение  «полевая почта»?

Нашла информацию в Интернет – энциклопедии. Значение выражения «Полевая почта».

 Полевая почта — это вид почтового обслуживания в войсковых частях в мирное время, организованного вместо почтовой связи через обычные государственные почтовые ведомства. Разновидностью полевой почты является военно-полевая почта – это почтовая связь, устанавливаемая в действующей армии в условиях ведения боевых действий.[2]

Чем писали солдаты письма?

Письма писались химическим карандашом или простым карандашом

Управление военно-полевой почты, в годы Великой Отечественной войны ежемесячно доставлялось до 70 миллионов писем. С фронта в тыл было отправлено 2 миллиарда 794 миллионов писем, 9,9 миллионов посылок, 35, 5 миллионов переводов.

Глава 2.Практическая часть

2.1.Результаты анкетирования.

Составила анкету (Приложение1) и провела, в своем классе анкетирование с целью выяснить, что знают мои одноклассники о фронтовых письмах.

Результаты анкетирования одноклассников.

Обобщив результаты,  сделала вывод: мои одноклассники видели солдатские письма только в музее или в кинофильмах. Два ученика держали их в руках, потому что сохранились в семье письма прадедушек. Десять  ребят не видели фронтовых писем и не знают, как они выглядят. Никто из ребят не знает,  почему письма складывались «треугольником». Все одноклассники хотят научиться складывать письма солдатским «треугольником». Одноклассники не знают, что такое «полевая почта» и «военная цензура». Решили всем классом написать письмо солдатам - фронтовикам.

2.2.Окружная школа отличных стрелков снайперской подготовки №7.

Прочитав письма, выяснили, что прадед проходил обучение (1943 - 1944г) в окружной школе отличных стрелков снайперской подготовки № 7. Нашли информацию в интернете об этой школе. Школа  стояла в селе Ботово (Кыласовское сельское поселение) Кунгурского района. На разъезде Курашимский.  «Село Ботово» по словам краеведов, эта деревня пролегала вдоль Сибирского тракта на два километра. ( Приложение 3)

Родители писали письма и отправляли посылки по следующему адресу:

Молотовская область

Кунгурский район

село Ботово

7 отряд о.с.о.б.  Литер-В 4

В части было восемь рот. Жили в землянках. В каждой землянке одна рота – 120 человек. В снайперской школе у  каждого курсанта было по две винтовки – снайперская и обычная. Была своя столовая, баня, клуб. По словам очевидцев: «питание было скудное, местные жители носили в землянки молоко, картошку». Было тяжелое военное время, поэтому прадед недоедал. Постоянно хотел есть. Просил  родителей в письмах,  прислать ему посылку с сухарями. Два месяца пролежал в лазарете, очень болел, сильно похудел. По воспоминаниям курсантов школы « некоторые с голодухи бежали домой, а их ловили и сажали на губу».

Солдаты проходили шестимесячные курсы обучения. Сдавали экзамены. После учебы курсантов отправляли на фронт. Архивные документы школы до сих пор засекречены.

В муниципальной библиотеке попросила книгу «Книга Памяти, 1941-1945г, Пермская область». Нашла страницу, на которой была информация о нашем прадедушке. Узнала, что Александр Анфимович Десятков был ефрейтором, стрелком 199-ой Смоленской стрелковой дивизии. Воевал в составе дивизии на II Белорусском фронте и погиб в бою с фашистами 22 января 1945 года в Польше.

В интернет источниках  прочитала о  стрелковой дивизии в которой служил прапрадед.

199-я стрелковая Смоленская Краснознамённая орденов Суворова и Кутузова дивизия (199 сд) — воинское соединение РККА, принимавшее участие в Великой Отечественной войне. Боевой период — с 12 июля 1943 года по 9 мая 1945 года.[3]

  2-й Белорусский фронт — оперативно-стратегическое объединение в вооружённых силах СССР во время Великой Отечественной войны. Фронт действовал в 1944 — 1945 годах в Белоруссии, Польше и Восточной Пруссии.[4]

2.3.Александр Анфимович Десятков. ( Приложение 2)

(Все сведения о прадедушке  восстанавливались по его армейским и фронтовым письмам из домашнего  архива. В домашнем архиве сохранилось  более 40 писем. ( Приложение 5 – 8)  Письма Александра сохранила младшая сестренка Людмила. Это моя прабабушка Людмила Анфимовна, но ее уже нет в живых. Письма по наследству перешли ее  дочери, моей бабушке Валентине)

Читая письма, узнали, что мой прадед Александр Анфимович 1926 года рождения, родился в деревне Малая Сайгатка Еловского района (сейчас Чайковский район). Семья была многодетная. Отец Анфим Анисимович Десятков работал в лесхозе лесничим. Маму звали Агафья Федоровна. Александр был старшим сыном. В семье росли две младшие сестренки Надя и Людмила. Семья имела свое хозяйство.

В декабре 1943 года 17 летнего Александра Анфимовича призвали в Красную армию. Вместе с другими новобранцами Фокинского района отправили  учиться на шестимесячные курсы в окружную школу отличных стрелков снайперской подготовки № 7.

12 июня 1944 г по приказу командования солдат на станции Курашимский посадили в вагоны и отправили до следующего места назначения. Солдаты думали, что их везут на фронт. Но 16 июня 1944 г  прадедушку с другими солдатами высадили в городе Горький, оттуда отправили в город Кулебаки, это город находится в Горьковской области. Там соединили со 2-й снайперской школой и продолжили еще 2 месяца обучение. Прадедушке очень хотелось на фронт, воевать с фашистами. В сентябре 1944 года, солдат посадили в вагоны и отправили в Москву. Из Москвы прадедушка попал в 199-ю  Смоленскую стрелковую  дивизию, которая отправилась на II Белорусский фронт. На конвертах последних писем с фронта указывалась полевая почта №14080-К.

Погиб ефрейтор, стрелок Александр Анфимович Десятков  в бою  с фашистами 22 января  1945 года в  Польше. Похоронен на хуторе Ольшаны Остроленского уезда. ( Приложение)

 

 

2.4.Анализ личности Александра Анфимовича

 по его письмам родным.

Моя прабабушка сохранила более 40  писем брата Александра. Каждое письмо мы  внимательно прочитали. Все письма  адресованы отцу Десяткову Анфиму Анисимовичу, проживающему по адресу: Молотовская область, Фокинский район, Сайгатский сельсовет, участок Чернушка.

 Письма Александр Анфимович писал на обычных тетрадных листах химическим карандашом. Каждое письмо проверено военной цензурой. На каждом письме стоит штамп «Просмотрено военной цензурой».

 Читая письма Александра, понимаешь, как он любил своих родителей и сестер. Все письма начинаются со слов «здравствуйте дорогие родители  мама и папа,  шлю вам свой любящий горячий привет и желаю вам  крепкого здоровья» или « здравствуйте дорогие родители Папа и Мама шлю вам свой  сердечный привет и желаю вам доброго здоровья и долгих лет жизни»

В каждом письме писал « передайте по привету моим сестренкам Надежде и Людмиле, и желаю им доброго здоровья и счастливой жизни или счастливого детства»

 Очень переживал, если получал весточку о болезни родителей.

Читая письма, можно прочувствовать, как сильно он радовался каждой весточке из дома и как сильно скучал по родным: « папа, как только взглянул на ваши фотокарточки, так сжалось сердце и перед глазами побежала вся моя короткая семнадцатилетняя жизнь. Вспоминал и вспоминал детство, школу и покаялся, что не слушал вас и совершал необдуманные поступки».

В каждом письме он пишет о себе самые главные слова: «… Я жив, здоров».  В одном из писем, когда едет на фронт  пишет, что « живу хорошо, кормят хорошо: хлеба дают 650 гр., концентрат пшенный, консервы, селедку и сахар».

Прадедушка был сельским парнем, поэтому проезжая мимо городов и деревень  часто в письмах пишет родителям  « идет уборка картофеля, видно, что уродилась хорошая», « стоит жаркая погода, идет сенокос».

По дороге на фронт пишет « едем все дальше и дальше на запад. Проехали города Смоленск, Вязьму, Оршу, Минск и что вы думаете,  от деревень остались одни трубы да груды развалин и вообще все деревни сожжены и разрушены. Едем на Белорусский фронт». « Ждите домой с победой над проклятыми немецкими захватчиками».

Читая письма с фронта, где он пишет «пишите, не забывайте» Испытываешь щемящую боль в сердце, так становится жалко этого молодого солдата, которому только 18 лет.

Из писем складывается впечатление, что Александр Анфимович по характеру человек очень простой, спокойный, открытый, доброжелательный, любящий своих родных и близких. Мечтал о победе над фашистами и мечтал вернуться домой.

Заключение.

Выполнив работу,  узнала много нового и интересного о судьбе своего прадедушки. Узнала информацию о школе снайперов  в селе Ботово. Проанализировала все письма и восстановила этапы пути на фронт Александра Анфимовича. Прочитав письма,  узнала о личности и характере своего прадедушки. Моя гипотеза подтвердилась, что Александр Анфимович был  стойким, мужественным и сильным человеком и внес свой вклад в дело Победы. Полученная информация исследовательской работы помогла мне написать рассказ о своем прапрадедушке  Александре Анфимовиче и участвовать на  Муниципальном конкурсе зколого - краеведческих работ «Камская волна-2020». За работу награждена,  Дипломом 3 степени. Участвовала на телеканал «Чайковский ТВ» с информацией о своем прадедушке как участнике Великой Отечественной войны. Рассказала о Десяткове Александре Анфимовиче своей  младшей сестренке и своим одноклассникам на классном часе. Научила ребят складывать солдатские «треугольники». Вместе с ребятами написала письмо фронтовикам. Я написала  его своему прадедушке Александру Анфимовичу.  Мы будем всегда помнить о  дорогом Александре Анфимовиче

 

Библиографический список.

 

1.slovariki.org›Толковый словарь Ожегова [1]

2.https://fb.ru/article/181466/voennyie-pisma-treugolniki-istoriya

3.https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki /849498[2]

4.https://ru.wikipedia.org/wiki/199-я_стрелковая_дивизия[3]

5.Фронтовые письма прапрадеда Александра Анфимовича ( Приложение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Приложение 1.

Анкета.

1.Кто из вас видел или держал в руках  настоящие фронтовые письма солдат?

А) не видел б) видел в) держал в руках

2.Где видели фронтовые письма солдат?

А) в музее б) в семье в) в фильмах

3.Сохранились ли письма с фронта ваших прадедов?

А) сохранились б) не сохранились

4.Почему письма сложены « треугольником»?

А) знаю б) не знаю в) хочу узнать

5.Хотел бы научиться складывать письма  солдатским «треугольником»?

а) да б) нет в) умею

6.Что такое военная цензура?

А) знаю б) не знаю в) хочу узнать

7.Что такое полевая почта?

А) знаю б) не знаю в) хочу узнать

8.Хочешь ли ты написать письмо солдату на фронт?

А) да б) нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Карта

Пермский край, Кунгурский район, с Ботово

Курашимский разъезд.

 

 

 

 

 

Приложение

Карта

Пермский край, Кунгурский район, с Ботово

Курашимский разъезд.

 

 

https://static-maps.yandex.ru/1.x/?l=map&ll=56.63337100,57.57959400&size=537,275&z=15

 

 

 

 

Приложение 4

 

 

 

Приложение 5

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

Приложение 7.

 

Приложение 8.

 

Приложение 9.

Солдатские треугольники

 

 

 

 

 

А4 превращается в конверт.

 

 

 

 


 

IX краевой конкурс учебно-исследовательских работ «Муравьишка» для обучающихся 1-6 классов

IX краевой конкурс учебно-исследовательских работ «Муравьишка» для обучающихся 1-6 классов

Содержание Введение 4 - 5

Содержание Введение 4 - 5

Эти письма эпохи войны, Что хранятся в семейных архивах

Эти письма эпохи войны, Что хранятся в семейных архивах

Объект исследования - фронтовые письма прадедушки за период 1943г

Объект исследования - фронтовые письма прадедушки за период 1943г

Как сложить солдатский «треугольник», знал каждый

Как сложить солдатский «треугольник», знал каждый

Никто из ребят не знает, почему письма складывались «треугольником»

Никто из ребят не знает, почему письма складывались «треугольником»

Великой Отечественной войне. Боевой период — с 12 июля 1943 года по 9 мая 1945 года

Великой Отечественной войне. Боевой период — с 12 июля 1943 года по 9 мая 1945 года

Анализ личности Александра Анфимовича по его письмам родным

Анализ личности Александра Анфимовича по его письмам родным

Мечтал о победе над фашистами и мечтал вернуться домой

Мечтал о победе над фашистами и мечтал вернуться домой

ПРИЛОЖЕНИЕ. Приложение 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ. Приложение 1.

Приложение 2

Приложение 2

Приложение 3 Карта Пермский край,

Приложение 3 Карта Пермский край,

Приложение 4

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 6

Приложение 7.

Приложение 7.

Приложение 8.

Приложение 8.

Приложение 9. Солдатские треугольники

Приложение 9. Солдатские треугольники
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2020