Исследовательская работа " Проблема жаргонизации речи в современном русском языке"
Оценка 4.9

Исследовательская работа " Проблема жаргонизации речи в современном русском языке"

Оценка 4.9
docx
14.05.2020
Исследовательская работа " Проблема жаргонизации речи  в современном русском языке"
СОДЕРЖАНИЕ.docx

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..

1.     Сущность понятия «жаргон»………………………………………….

2.      Исследование проблемы «жаргонизации» в молодежной среде……..

3.     Жаргонизация речи как основная проблема загрязнения русского языка и средства борьбы с данным языковым явлением………........

Заключение…………………………………….………………………………

Список используемых источников ………………………………………….

Приложения……………………………………………………………………

 

3

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается, требует постоянного совершенствования. В любое время были люди, которые блестяще владели языком, и те, кто изъяснялся на нём с трудом.

Лев Толстой писал: «Язык – душа нации». Но каждый язык существует во множестве вариантов, форм. Самая естественная форма употребления языка – народная речь, речь людей, которые не задумываются о правильности или неправильности ударения, употребления формы слова или выражения. Кажется, что проще: открыл рот и говори. Но прежде чем начать говорить, надо знать то, о чем ты будешь говорить, и того, с кем должен состояться разговор.

Каждому человеку важно, чтобы собеседник его понял, чтобы не смеялся над ним, признал своим. То есть любой языковой коллектив требует от своих членов, чтобы их речь была более или менее однообразной, понятной. Это можно наблюдать в любом обществе, даже отдаленном от нас несколькими веками. Например, в эпоху феодализма господа говорили иначе, чем их крестьяне; церковнослужители имели свой язык, отличавшийся от языка простого народа. То же самое можно наблюдать и в наше время. Речь жителей одного города отличается от речи жителей другого. Здесь сказываются и диалектные слова, и произношение, и многое другое. Кроме того, даже в одном городе различные социальные группы людей говорят на разных языках. Наша лексика состоит из двух групп:

1.Общеупотребительные слова (они понятны большей части народа)

2.Необщеупотребительные слова (они свойственны определенным социальным группам)

Ко второй группе, т. е. к необщеупотребительным словам, относятся жаргонизмы. Жаргонизмы –  это слова из жаргона, а жаргон – речь социальной или иной объединённой общими интересами группы, содержащей много отличных от общего языка условных слов и выражений. Такое определение дает этим терминам толковый Словарь русского языка С. И. Ожегова. Интересен сам факт наличия в нашем языке таких слов, которые считаются грубыми, вульгарными и далеко нелитературными.

Часто ли мы употребляем такие слова? Можно ли от них избавиться? Вот вопросы, на которые  хотелось бы  найти ответ. Выбор темы обусловлен желанием выделить на основе изученной литературы такую разновидность языка как молодёжный жаргон, собрать, записать и попробовать определить значение лексики молодёжного сленга. Все вышесказанное обуславливает актуальность данной темы.

Объект исследования: состояние современного русского языка 

Предмет исследования: проблема жаргонизации речи в современном русском языке

Цель исследования: изучение  проблемы жаргонизации речи в современном русском языке

Задачи исследования:

1.        Рассмотреть сущность понятия «жаргон»

2.     Исследовать проблему «жаргонизации» в молодежной среде

3.     Рассмотреть жаргонизацию речи как основную проблему загрязнения русского языка и средства борьбы с данным языковым явлением

4.        Разработать буклет на тему: «Жаргозация речи»

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, классификация и сравнение  научных литературных источников.

 

 

 

 

 

 

   1. Сущность понятия «жаргон»

 

 

Жаргонная лексика (от франц. jargon — наречие) — это социально ограниченная группа слов, находящаяся за пределами литературного языка, принадлежащая какому-либо жаргону.

Жаргон - от фр. 'jargon' - речь относительно открытой социальной или профессиональной группы, которая отличается от литературного языка особым составом слов и выражений.

Жаргон — это совокупность особенностей разговорной речи людей, объединённых общностью интересов, занятий, общественного положения и т. д.

Жаргон – (франц. jargon) – разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии, положения в обществе, интересов или возраста.

Жаргон – это нелитературная форма языка, характеризующая речь определенных социальных групп.

Слово 'арго' произошло от фр.'argot'- речь определенных, замкнутых групп, которая создается с целью языкового обособления.

Жаргон – это социальный диалект, комплекс лексики, экспрессивных выражений, характерный для какой-либо социальной группы.

Жарго́н (фр. jargon) — социолект; отличается от общеразговорного языка специфической лексикой и фразеологией, экспрессивностью оборотов и особым использованием словообразовательных средств, но не обладающий собственной фонетической и грамматической системой.

Жаргонизм - это условное разговорное слово и выражение, употребляемое в отдельных социальных группах.

Рассмотрим, какие разновидности жаргона существуют. Ученые выделяют несколько разновидностей жаргона: армейский жаргон, журналистский жаргон, компьютерный жаргон, игровой жаргон, сетевой жаргон, жаргон подонков, молодежный жаргон, жаргон радиолюбителей, жаргон наркоманов, жаргон футбольных фанатов, уголовный жаргон, школьный жаргон, жаргон студентов, тюремный жаргон и др.

Рассмотрим некоторые из них.

 Один из них - профессиональный жаргон. По своему социальному и коммуникативному статусу он отличается от других подсистем русского нацио­нального языка одной существенной особенностью: носители этого жаргона владеют также какой-либо другой подсистемой - языком общелитературным, диалектом, специальным подъязыком. Они как бы «двуязычны»: в профессиональной среде, для целей непринужденного профессионального общения они используют жаргон, принятый у людей данной профессии, а вне этих ситуаций пользуются иными языковыми средствами, чаще всего литературным языком, реже - диалектом или просторечием.

Итак, профессиональный жаргон - одно из активно используемых коммуникативных средств современ­ного общества. По мере все большей специализаций науки, техники и производства происходит дальнейшая дифференциация жаргонов (например, жаргон программистов отличается значительным своеобразием от жар­гонов, используемых в других направлениях математики). Вместе с тем интегративные, объединительные процес­сы, характерные для развития современного русского языка в целом, способствуют взаимному сближению и взаимовлиянию разных профессиональных жаргонов и выходу профессионализмов за пределы узкопрофессио­нальной среды в просторечие и литературный язык.

Следующая разновидность, которую выделяют ученые, - групповой жаргон.

Под групповыми жаргонами понимаются языковые образования, основанные на социальном обособлении людей.

В современном обществе роль групповых жаргонов невелика - она значительно меньше, чем коммуника­тивная роль литературного языка и профессиональных жаргонов. Например, достаточно хорошо развитое в до­революционном прошлом нищенское арго в советское время сузило, а затем и полностью утратило свою социальную базу; арго беспризорников, впитавшее в себя многие элементы блатного жаргона и бывшее довольно активным в 20-е годы, сейчас не имеет своих носителей.

Однако если обратиться к такому языковому образованию, как «воровское арго», то надо отметить зна­чительные преобразования, происшедшие в этом арго в 30-50-е годы XX века. Прежде всего, это расширение и обновление его словаря, и, во-вторых, приобщение к нему политических заключенных, которыми были перепол­нены сталинские лагеря и тюрьмы. По сути дела, воровское арго, которое раньше имело довольно узкий и при этом совершенно определенный круг носителей, превратилось в тюремно-лагерный жаргон.

В современных условиях тюремно - лагерный жаргон находит себе новую среду обитания: им активно пользуются такие социальные группы, как мафиози, дельцы подпольного бизнеса, спекулянты, наркоманы и т.д., и самое страшное, что через просторечие, через молодежный жаргон элементы тюремно-лагерного языка проникают в уст­ную интеллигентскую речь, где они используются в качестве экспрессивного, стилистически отмеченного средст­ва. Например, слова типа капать, стучать в значении «доносить», качать права «настаивать на чем-либо» и т.д.

Молодежный жаргон – одна из самых популярных разновидностей. Сравнивая функционирование современных групповых жаргонов с функциональными свойствами сход­ных подсистем в прошлом, надо подчеркнуть, что говорящих на арго, сейчас нет. Есть люди и группы людей, которые при внутригрупповом общении используют элементы арго - лексические и фразеологические.

  Прежде всего, уточним социальный и возрастной статус носителей молодежного жаргона. На этот счет имеется несколько точек зрения. «Носители молодежного жаргона, - считает Л.П.Крысин, - учащаяся и рабочая молодежь (студенты, школьники, молодые рабочие), отчасти молодая техническая и гуманитарная интеллиген­ция в возрасте примерно от 22-23 до 33-35 лет» Е.Г.Борисова считает носителями жаргона молодых людей от 14 до 25-30 лет. Примерно тот же возраст называет и М.М Копыленко, автор книги «Социально-корпоративная лексика».

Имеющиеся исследования свидетельствую о том, что носителями молодежного жаргона сейчас явля­ются учащиеся школ, обучающиеся колледжей и вузов, рабочая молодежь, молодая интеллигенция, солдаты и матросы срочной службы, а также неформальные группировки.

Жаргон молодежи различается  по экспрессии: одни из них очень грубы, агрессивны, в других преобладает юмор. В некоторых специализированных молодежных жаргонах арготизмов немного (напри­мер, в студенческом), в других же они преобладают (например, в жаргоне хулиганствующей молодежи).

Из всех социально-групповых разновидностей языка молодежный жаргон наиболее значим социально: им пользуются достаточно многочисленные группы носителей языка, элементы его во множестве проникают в литературную речь, имея специфические слова и обороты лишь для обозначения учебного или производственного процесса, некоторых особенностей быта молодежных групп. Лингвистическая сущность всех этих разновидностей молодежного жаргона одна: игра со словом и в слово, метафоризация словесных значений с целью создания экспрессивных, эмоцио­нально окрашенных средств языкового выражения.

Подобно людям, владеющим профессиональным жаргоном, носители молодежного жаргона «двуязыч­ны»: в своей среде они пользуются жаргонными средствами, в общении же с «посторонними», в официальных и нейтральных ситуациях переходят на литературный язык.

Одной из характерных черт молодежного жаргона является постоянное обновление лексических средств, быстрая их сменяемость.

Вследствие того, что носители молодежного жаргона составляют многочисленный и социально активный слой в структуре современного общества, его элементы проникают в другие подсистемы русского язы­ка, в частности в просторечие, в устную разновидность литературного языка, в публицистику. Поэтому в послед­нее время лингвисты справедливо говорят о жаргонизации интеллигентской речи.

В последние два десятилетия в общемолодежный жаргон переходят арготизмы, связанные с понятиями воровской чести, например, «модное» слово разборка. Из молодежного жаргона оно «перекочевало» уже в пуб­лицистический стиль со значением «выяснение отношений между политическими группировками» (в арго перво­начально - «групповое обсуждение поведения профессионального преступника», позднее - «выяснение отноше­ний между враждующими преступными группировками»).

Большое распространение в молодежной среде имеют арготизмы - оценки. Это связано с тем, что слова- оценки в большой степени, чем любые семантические группы молодежного жаргона, подвержены речевой моде: мирово, железно, классно, клево, потрясно и т.д.; также законно (связано со словосочетанием вор в законе) и современные атасно, стремно.

Молодежный сленг, примеры слов которого мы приведем ниже, пополняется с каждым годом. Пожалуй, самый объемный сборник "испорченных" слов - это сленги молодежи. Словарь их в основном состоит из слов и фраз, заимствованных с иностранного языка. Такого распространения иностранная речь в русском варианте достигла благодаря повсеместному ее использованию. Поэтому современный сленг молодежи все больше похож на речь американца с русским акцентом. Наиболее употребляемые из молодежного сленга примеры слов следующие:

· Халява, халтура - бесплатно, безответственно.

· Красава - молодец.

· Рубить бабло, поймать куш - заработать, иногда нелегально.

· Чухнул - понял, а иногда в значении "смылся" - уехал, сбежал.

· Смотаться - сбегать за чем-нибудь.

· Штормить, кумарить, уноситься - находиться под действием наркотических веществ.

· Братэлла, братуха - брат, ровесник.

· Колбаситься, тусить - танцевать, гулять по клубам и вечеринкам.

· Родаки - родители.

· Батя, дед - папа, отец.

Студенческий жаргон, как правило, носит фамильярную окраску. Принято считать, что студенческий жаргон, примеры которого будут приведены ниже, начал свой путь с сокращений названий предметов.

  Чуть позже дисциплины стали заменять фамилиями педагогов, проводящих по ним лекции. Например: «Идёшь на Иванова?» Условно сленг студентов делится на традиционный, который передаётся из одного поколения в другое, и на новый. К нему относятся слова, постоянно пополняющие лексикон обучающихся. Хотя, кстати, студенческий сленг распространён не только среди них. Он также активно употребляется преподавателями. «Академ» - академический отпуск. «Галёрка», «камчатка» - задние ряды в аудитории. «Шпора» - шпаргалка. «Ботан» - студент-отличник. «Зачётка» - зачётная книжка. «Курсач» - курсовая работа. «Стипуха» - стипендия. Студенческий социолект, пожалуй, является одним из наиболее часто пополняемых. Поэтому данному жаргону присущ «живой» характер. И он будет существовать, пока сама социальная группа не исчезнет.

  Компьютерный жаргон содержит разговор­ную речь с фамильярной окраской. В ней, как и в других жаргонах много англицизмов. Но не только с помощью их обрусения формировался этот вид жаргона. Многие слова были

заимство­ваны из других профессиональных групп. На­пример, «чайник» (компьютерный программист) взят из арго автомобилистов. Ио все же наиболее популярным из большинства систем оказался способ метафоризации. Например, с чем ассо­циируются помехи в терминальной сети? С му­сором и хламом. Так и окрестили - «мусор». Так же популярны глагольно-ассоциативныеметафоры из молодежного сленга, означающие иногда одно и то же. Тормозить (молодежный) — медленно думать, плохо соображатъ и бездель­ничать, проводить время за компьютерными играми. Многие слова компьютерного жаргона образуются путем словообразования. Например, «бродилка» - от «бродить» при помощи суффикса «К» - игра, где герой забрасывается в определен­ную местность с целью найти что-то или спа­сти кого нужно.

 

 

2. Исследование проблемы «жаргонизации» в молодежной среде

 

Для исследования проблем жаргонизации в современном русском языке в молодежной среде, проведено  анкетирование.

Название методики: социологический опрос «Жаргон в нашей  жизни»

Дата проведения методики: 2.02.2018г.

Место проведения: ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж»

Участники исследования: обучающиеся 113 группы в количестве 14 человек.

        Цель методики: Выявить отношение обучающихся –первокурсников к языковому явлению «жаргон, молодежный сленг».

         Оборудование: бланки опроса

        Описание и порядок работы: обучающемуся предлагалось ответить на предложенные вопросы, дать свой ответ

       Материал методики:

1. Как Вам кажется, о чем свидетельствует большое количество сленговых и жаргонных слов в речи девушки/молодого человека? Отметьте все высказывания, с которыми вы согласны.

а) О желании быть похожим на других представителей молодежи

б) О стремлении сделать свою речь более яркой и выразительной

в) О стремлении придать своей речи неформальный характер

г) О низкой культуре человека

д) О стремлении подчеркнуть свою оппозицию по отношению к другим группам людей

е) О низком уровне образования

ж) О желании высказать протест против жестких языковых норм

2. Как правильнее описать Ваше отношение к словам и выражениям молодежного сленга/жаргона в русском языке?

а) Приветствую активное использование слов и выражений молодежного сленга - эти слова и выражения обогащают русский язык

б) Использование молодежного жаргона представляется в значительной мере оправданным

в) Использование молодежного сленга не всегда оправдано

г) Появление сленговых/жаргонных слов в речи приводит к расшатыванию нормы, засорению и порче русского языка

3. Как Вам кажется, является ли престижным употребление слеговых и жаргонных слов при общении в кругу молодежи?

а) Да, является

б) Кажется, да

в) кажется, нет

г) нет

4. Как часто Вы используете сленговые и жаргонные слова в собственной речи?

а) Часто использую

б) Использую

в) Редко использую

г) Никогда не использую

5. Как часто Вы слышите сленговые и жаргонные слова в речи знакомых Вам людей?

а) Часто слышу

б) Слышу

в) Редко слышу

г) Никогда не слышу

6. Среди Ваши знакомых, кто чаще использует жаргонные и сленговые слова, мужчины или женщины?

а) Женщины используют чаще

б) Женщины используют несколько чаще

в) Мужчины используют несколько чаще

г) Мужчины используют чаще

7. Понятно ли Вам значение жаргонных слов и выражений, которые встречаются в речи современной молодежи?

а) Всегда понятно

б) Почти всегда понятно

в) Иногда не понятно

г) Часто не понятно

Инструкция: «Вам необходимо прочитать вопросы и откровенно ответить на них, анкета проводится анонимно»

        Обработка результатов:

После проведения анкеты, я получила следующие результаты:

1.     На вопрос "Как Вам кажется, о чем свидетельствует большое количество сленговых и жаргонных слов в речи девушки/молодого человека?" ответили так:" быть как все" ответили 9 человек, что составляет 64% респондентов, "сделать свою речь яркой " ответили 5 человек, что составляет 35% опрошенных, "о  неформальном характере речи" ответили 4 человека, что составляет 28%, вариант  " низкая культура речи" выбрали 2 человека, что составляет 14% опрошенных,

остальные варианты ответов не вызвали интереса респондентов.

 

2.На вопрос " Как правильнее описать Ваше отношение к словам и выражениям молодежного сленга/жаргона в русском языке?" ответили следующее:

Вариант "а) приветствую использование жаргонов" не рассматривался

Вариант"б) использование жаргонов оправдано" ответили 7 человек, что составляет 50%

Вариант "в) использование жаргонов не всегда оправдано" ответили 5 человек, что составляет 35%

Вариант "г) засорение русского языка" ответили 2 человека, что составляет 15%

На вопрос " Как Вам кажется, является ли престижным употребление сленговых и жаргонных слов при общении в кругу молодежи?" ответили следующее:

Вариант "а) да, является" не рассматривался

Вариант "б) кажется, да" ответили 2 человека, что составляет 15%

Вариант "в) кажется, нет" ответили 4 человека, что составляет 28%

Вариант "г) нет" ответили 8 человек, что составляет 57%

 

4. На вопрос " Как часто Вы используете сленговые и жаргонные слова в собственной речи?" ответили следующее:

Вариант "а) часто использую" ответили 5 человек, что составляет 35%

Вариант "б) использую" ответили 4 человека, что составляет 30%

Вариант"в) редко использую" ответили 5 человек, что составляет 35%

5.На вопрос " Как часто Вы слышите сленговые и жаргонные слова в речи знакомых Вам людей?" ответили следующее:

Вариант "а) часто слышу" ответили 14 человек, что составляет 100%

Остальные варианты ответов не рассматривались

6.На вопрос " Среди Ваши знакомых, кто чаще использует жаргонные и сленговые слова, мужчины или женщины?" ответили следующее:

Вариант "а) женщины используют чаще" ответили 2 человека, что составляет 15%

Вариант "б) женщины используют несколько чаще" ответили 4 человека, что составляет 28%

Вариант "в) мужчины используют чаще" ответили 8 человек, что составляет 57%

 

7.На вопрос " Понятно ли Вам значение жаргонных слов и выражений, которые встречаются в речи современной молодежи?" ответили следующее:

Вариант "а) всегда понятно" ответили 8 человек, что составляет 57%

Вариант "б) почти всегда понятно" ответили 5 человек, что составляет 35%

Вариант "в) иногда не понятно" ответил 1 человек, что составляет 8%

Вариант "г) часто не понятно" не рассматривался

 

По итогам проведенной диагностики можно сделать вывод, что обучающиеся первого курса колледжа, участвующие в исследовании состояния речевой культуры личности, их отношения к жаргону, соответствуют психологическому портрету современного молодого человека, не соблюдающего нормы речи, на первый план в общении выдвигающего сленг. Проведенная диагностика свидетельствует о небрежности первокурсников в собственной речи, о низком речевом развитии, о трудностях, возникающих  в речевом культурном общении.

 

 

3. Жаргонизация речи как основная проблема загрязнение русского языка и средства борьбы с данным языковым явлением

 

 

На рубеже ХХ и ХХ1 веков демократизация языка достигла таких размеров, что правильнее назвать процесс либерализацией, а точнее вульгаризацией. На страницы периодической печати, в речь образованных людей потоком хлынули жаргонизмы, просторечные элементы и другие внелитературные средства: бабки, штука, кусок, стольник, балдеж, отмывать, отстегивать и мн. др. Общеупотребительными даже в официальной речи стали слова: тусовка, разборка, беспредел. В последнее десятилетие появилось немало лингвистических работ и лексикографических изданий, посвященных социальным жаргонам. Столь заметный всплеск исследовательского интереса к жаргонам вполне понятен: раньше в отечественной русистике это была запретная тема.

В основе этого многообразия лежит тюремно-лагерный жаргон, который нашел отражение и в литературе, особенно в начале 60-х и в 80-е гг., - в прозе А.И. Солженицына, В.Т. Шаламова, В.П. Гроссмана, и других. По мнению профессора Л.П.Крысина, «то, что раньше считалось принадлежностью социально непрестижной среды (преступной, мафиозной, просто малокультурной), начинает приобретать «права гражданства» наряду с традиционными средствами литературного языка».

Именно в конце 90-х СМИ стали пропагандировать образ «доброго честного бандита», который борется за справедливость. Молодое поколение активно восприняло эту тенденцию.

«Потоки сниженной, жаргонной, а нередко уголовной и нецензурной лексики вышли за пределы своей социальной среды и стали достоянием всех жанров, требующих экспрессии: художественных текстов, газетных и телевизионных репортажей, публицистических выступлений, политических дебатов», - пишет известный лингвист Г.Н.Скляревская.

Вполне объяснимо, почему молодое поколение так активно впитало воровской жаргон - (арго – одну из разновидностей социальных диалектов, форму языка, используемую обособленными группами лиц с низким социальным статусом)

Общедоступными стали такие слова:

Балдеж (наркотическое опьянение, удовольствие); беспредел (беззаконие; в уголовном языке обозначает также группировку преступников, отошедших от криминального мира); разборка (выяснение отношений, самосуд); качать права (грубо добиваться своего); вешать лапшу на уши (вводить в заблуждение); на халяву (не затрачивая средств или усилий).

Эти и другие слова начали формировать тот «общий жаргон», на котором заговорили и журналисты, и писатели, и политические деятели, и, самое страшное, дети.

  Жаргонизмы не способствуют точности выражения мысли, они портят и засоряют речь. В классическом литературном языке они используются лишь для характеристики персонажей – представителей определенной среды. Академик Д.С.Лихачев отмечал, что «жаргон - это не только примитивная речь, она отражает и примитивное сознание. Это беда современного общества, лингвоэкологи говорят о разрушении речевой и культурной традиции».

Молодое поколение формирует свой особый жаргон  - сленг. По мнению И.Р.Гальперина, «сленг бессодержателен». Сленг включает «с одной стороны, слой специальной лексики и фразеологии, специальных жаргонов и арго преступного мира, и, с другой стороны, слой широко распространенной эмоционально экспрессивной лексики нелитературной речи». Сленговая речь для подростков, в значительной степени и для юношества – это своего   рода знак, указывающий на принадлежность к определенной группе. Сленг осознается его пользователями как преднамеренный вызов общепринятым законам, а, следовательно, уже само по себе употребление жаргона «освобождает» участников общения от соблюдения правил речевого этикета, приличия. Для того, чтобы ваша речь была правильной, обязательно используйте коммуникативные качества речи, такие как:

Ø Правильность (соответствие речи языковым нормам)

Ø Точность (соответствие слов обозначаемым предметам и явлениям действительности )

Ø Логичность (соответствие речи законом логике)

Ø Чистота (отсутствие речи нелитературных слов)

Ø Выразительность (эмоциональность, образность речи)

В юном  возрасте хочется быть не таким, как все, отойти от «скучного» мира взрослых, родителей, учителей. Поэтому среди молодых создается специфическая лексика – сленг. Для того чтобы быть включенными в молодежное сообщество, стать в нем «своим», молодому человеку надо не только быть молодым по возрасту, но также и говорить на языке, свойственном его возрастной группе, а именно, владеть и пользоваться молодежным жаргоном.

 Молодых  привлекает то, что запретно или даже опасно, что находится за пределами представлений общества. Так, вместо велосипеда появляется велик, вместо джинсы - джины. Происходит замена «чужих» стандартных номинаций на «свои» эмоциональные и образные: таранить – «нести что-либо»; зырить – «смотреть», «наблюдать».

Не стоит призывать молодых людей давать «торжественное обещание» никогда не употреблять слова молодежного сленга. Гораздо важнее, призвать задуматься каждого молодого человека о том, как он говорит, какие слова употребляет, насколько целесообразно использование в его речи сленга.                                                                                                                                                                                  

Мы считаем,  что:                                                                                             

Ø на  государственном  уровне  нужно поставить правовой заслон сленговым словам в литературе, на телевидении, в кино, в театральных постановках, в СМИ, в рекламе и т.д.;                                                                 

Ø на  уровне  образовательных учреждений необходимы  системные  мероприятия,  которые  были  бы  направлены на  формирование  любви  к литературному русскому  языку.

Хорошая речь не может быть без соответствующих знаний, умений и навыков. Необходимо воспитывать в каждом человеке любовь и уважение к родному языку, к культуре и к истории своего народа, ее прошлому и настоящему. Для того, чтобы состояние языка не вызывало тревоги, каждый человек должен постоянно думать над тем, что он говорит, чувствовать свою ответственность за каждое сказанное слово, вдумываться в смысл своих слов, необходимо постоянно заниматься развитием своей речевой культуры, постижением глубин русского языка. Для этого можно использовать следующие методы:

Ø чтение классической художественной литературы (это самый главный и эффективный метод),

Ø  внимательное изучение нужных разделов в грамматических справочниках,

Ø использование словарей,

Ø обращение за консультацией к филологам,

Ø использование ресурсов интернета.

Таким образом, язык - это наше величайшее национальное и духовное достояние, это часть нашей культуры. Неблагополучное состояние языковой среды, загрязнение языка и культуры вызывает духовную деградацию личности и всего народа может убить народ как культурно-исторический и социальный феномен.

Особо важным представляется создание с помощью современных средств электроники единой системы разноаспектных сайтов, содержащих банки данных по филологии: о русском языке и его функционировании, о языковых процессах, происходящих в России и за рубежом, а также база данных по русской литературе.

Забота о чистоте русского языка - важнейшая проблема, решить которую можно, объединив усилия обучающихся,  педагогов. Приобщение обучающихся к национальному языковому сознанию, а через него - к культуре, выражающей себя в слове, есть сложнейшая профилактическая мера, направленная на сохранение культуры русской речи и оздоровления языка.

 

                   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Молодежный жаргон присущ именно устному общению, он существовал всегда и во всех языках. Следует считаться с тем, что жаргон – это объективная реальность. Он не может исчезнуть, раствориться в общем языке под влиянием отточенных норм литературного языка даже при самом большом желании.

Жаргонизмы, как паразитическое наслоение на языке, не могут быть включены в основной лексический состав русского языка. Лев Толстой предупреждал: «Мы знаем, что с заряженными ружьями надо обращаться осторожно, а не хотим знать того, что так же осторожно надо обращаться и со словом. Слово может не только убить, но и сделать зло хуже смерти» 

Если мы хотим сохранить наш добрый, великий русский язык, никоим образом нельзя считать жаргонизмы (арго) средством обогащения нашего словаря, как это делают некоторые писатели и журналисты. Конечно, в настоящее время одними запретами достичь результата нельзя, нужно обдуманное лингвистическое просвещение. Однако совершенно необходима и определённая, научно обоснованная лингвистическая цензура средств массовой информации. Это позволит остановить существующий сейчас языковой беспредел и оградить наш язык от лексического мусора, а его носителям поможет сохранить подобающие современные человеку этнические нормы и эстетический вкус. Как и употребление диалектизмов и профессионализмов, использование арготических слов должно быть строго ограничено и стилистически оправдано.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1.     Борисова Л.Н. Экология языка – экология духовно-нравственного состояния общества //Экология языка: проблемы формирования речевой культуры учащихся и студентов: материалы межрегиональной научно-практической конференции –Н.Новгород, 2009

2.     Введенская Л.А. Культура речи. Ростов-На-Дону,2001.

3.     Клубков А.П. Говорите, пожалуйста, правильно. СПб.,2000.

4.     Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. Москва, 1989

5.     Лаврентьева А.Г. О некоторых особенностях современного молодежного жаргона // Четвертые вавиловские чтения. Йошкар-Ола,2000.

6.     Лихачев Д.С.О языке устном и письменном, старом и новом// Русская культура – М.:Искусство, 2000

7.     Лихолитов П.В. Компьютерный жаргон. // Русская речь - 1997-№3

8.     МурашовА.А., Русецкий В.Ф. Культура русской речи. Учебное пособие для 10-11 классов гуманитарного профиля.  - М., 2006

9.     Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Секреты стилистики. М. 1996.

10. Розенталь Д.Э. Русский язык: Справочник-практикум по стилистике. – М.,2005

11. Силантьева Н.А. Культура речи современного подростка//Экология языка: проблемы формирования речевой культуры учащихся и студентов: материалы межрегиональной научно-практической конференции – Н.Новгород, 2009

12. Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи / Л.И.Скворцов. - М.: Просвещение, 2009.

13. Скляревская Г.Н. Слово в меняющемся мире: русский язык начала XXI столетия: состояние, проблемы, перспективы / Г.Н.Скляревская // Исследования по славянским языкам. - Сеул, 2001. - № 6. - С.177-202


 

14. Скачано с www.znanio.ru

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека

ВВЕДЕНИЕ Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека

Такое определение дает этим терминам толковый

Такое определение дает этим терминам толковый

Сущность понятия «жаргон»

Сущность понятия «жаргон»

Рассмотрим некоторые из них.

Рассмотрим некоторые из них.

Например, достаточно хорошо развитое в до­революционном прошлом нищенское арго в советское время сузило, а затем и полностью утратило свою социальную базу; арго беспризорников, впитавшее в…

Например, достаточно хорошо развитое в до­революционном прошлом нищенское арго в советское время сузило, а затем и полностью утратило свою социальную базу; арго беспризорников, впитавшее в…

Носители молодежного жаргона, - считает

Носители молодежного жаргона, - считает

Вследствие того, что носители молодежного жаргона составляют многочисленный и социально активный слой в структуре современного общества, его элементы проникают в другие подсистемы русского язы­ка, в…

Вследствие того, что носители молодежного жаргона составляют многочисленный и социально активный слой в структуре современного общества, его элементы проникают в другие подсистемы русского язы­ка, в…

Смотаться - сбегать за чем-нибудь

Смотаться - сбегать за чем-нибудь

Многие слова компьютерного жаргона образуются путем словообразования

Многие слова компьютерного жаргона образуются путем словообразования

О стремлении подчеркнуть свою оппозицию по отношению к другим группам людей е)

О стремлении подчеркнуть свою оппозицию по отношению к другим группам людей е)

Мужчины используют чаще 7. Понятно ли

Мужчины используют чаще 7. Понятно ли

На вопрос " Как правильнее описать

На вопрос " Как правильнее описать

На вопрос " Как часто Вы используете сленговые и жаргонные слова в собственной речи?" ответили следующее:

На вопрос " Как часто Вы используете сленговые и жаргонные слова в собственной речи?" ответили следующее:

Вариант "а) часто слышу" ответили 14 человек, что составляет 100%

Вариант "а) часто слышу" ответили 14 человек, что составляет 100%

Вариант "г) часто не понятно" не рассматривался

Вариант "г) часто не понятно" не рассматривался

На страницы периодической печати, в речь образованных людей потоком хлынули жаргонизмы, просторечные элементы и другие внелитературные средства: бабки, штука, кусок, стольник, балдеж, отмывать, отстегивать и…

На страницы периодической печати, в речь образованных людей потоком хлынули жаргонизмы, просторечные элементы и другие внелитературные средства: бабки, штука, кусок, стольник, балдеж, отмывать, отстегивать и…

Балдеж (наркотическое опьянение, удовольствие); беспредел (беззаконие; в уголовном языке обозначает также группировку преступников, отошедших от криминального мира); разборка (выяснение отношений, самосуд); качать права (грубо добиваться…

Балдеж (наркотическое опьянение, удовольствие); беспредел (беззаконие; в уголовном языке обозначает также группировку преступников, отошедших от криминального мира); разборка (выяснение отношений, самосуд); качать права (грубо добиваться…

Логичность (соответствие речи законом логике) Ø

Логичность (соответствие речи законом логике) Ø

Для этого можно использовать следующие методы: Ø чтение классической художественной литературы (это самый главный и эффективный метод), Ø внимательное изучение нужных разделов в грамматических справочниках,…

Для этого можно использовать следующие методы: Ø чтение классической художественной литературы (это самый главный и эффективный метод), Ø внимательное изучение нужных разделов в грамматических справочниках,…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Молодежный жаргон присущ именно устному общению, он существовал всегда и во всех языках

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Молодежный жаргон присущ именно устному общению, он существовал всегда и во всех языках

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2020