Исследовательский проект
Тема: значение и функции женских ювелирных украшений
Исполнитель: Тлекешева Кульшат
Руководитель: Танжарикова Г.Т
Абстракт
Цель нашего исследования - раскрыть значение и функции женских ювелирных украшений.
В качестве гипотезы выступает предложение о том, что ювелирные украшения это не только демонстрация богатства, а огромное воспитательное значение и защита от недугов, зла и бедствия.
Процедура исследования состояла из следующих этапов:
1. Изучение казахского прикладного искусства.
2. Знакомство с казахской ювелирной отраслью.
3. Изучение отдельных ювелирных украшений и их функции.
4. Значение украшений для современной женщины.
В качестве методов исследования применялись наблюдения и эксперименты, направленные на точное описание ювелирных украшений, изучение их защитных и магических функций, отношение современных женщин к их выбору.
Новизна исследования заключается в следующем: ювелирные украшения могут служить для защиты организма от внешней негативной среды.
На основании изученных материалов, результатов эксперимента мы пришли к следующим выводам: В казахском ювелирном искусстве отразились дела и мудрость народа, его характер и образ жизни, мысли и чувства. Этот опыт необходимо применять в воспитании девочки, будущей матери. Разработанная методика «камень – характер» поможет в выборе бижутерии, ювелирных украшений.
Область практического использования результатов данной работы – проведение классных часов, практических семинаров, родительских собраний на тему «Воспитание девочки в семье».
Введение
Ювелирные украшения всегда в центре внимания. Форма, орнамент, материал, цена – это основное на что обращает внимание современная женщина. Другие функции ювелирных украшений им неизвестны. Цель нашего исследования раскрыть воспитательные, очистительные и магические функции украшений.
Мы исследовали
1. Казахское ювелирное искусство.
2. Роль и значение ювелирных украшений в жизни казахской женщины.
3. Выбор драгоценных и поделочных камней. Их классификацию.
Камень – оберег, камень – характер, камень – пожелание.
Казахское ювелирное искусство – особая по своей красоте и изяществу отрасль традиционной культуры, уходящая корнями в глубь веков. Оно считалось священным и благородным.
В казахской семье воспитанию девочки уделяли особое внимание. И существенную роль в её жизни играли ювелирные украшения. В них воплощалось вечное тяготение человека к прекрасному, надежда на счастье, вера в чудодейственные силы природы, способные защитить от недугов и зла. Именно поэтому от самого рождения и до смерти казашки носили те или иные виды украшений, соответствовавшие их возрасту и социальному положению.
Одна из важнейших особенностей ювелирных украшений казахов состоит в том, что практически все они несли в себе не столько декоративную, сколько магическую, большей частью защитную функцию.
Исследовательская часть
Первые украшения в виде различных оберегов надевали на девочку в новорожденном возрасте, в это время они не несли в себе эстетические функции, но по истечению немногих лет, например коготь птицы или степного зверя, оправленный в серебро, подвязывавшийся к ножке или ручке ребенка, перевешивали на шапочку (такия), и тогда этот оберег был одним из первых украшений будущей женщины. С раннего возраста девочки носили и простые неширокие браслеты с чеканным узором, а уже в 2 – 3 года им прокалывали уши для простейших раковинных или перламутровых серег (тана) эти браслеты и серьги имели не только магическое, но и декоративное значение. Позже через несколько лет тана сменяли массивные серебряные серьги с множеством подвесок вставок цветных камней.
По достижению 10 – 12 лет по праздникам девочка надевала полный девичий набор ювелирных украшений.
Из своих детских украшений казахские девушки носили различные амулеты «тумарша» (тумар) ( треугольной формы), «бойтумар» (в форме полой трубки с подвесками). Они предназначались как для эстетики, так и для оберега. Амулетницы были полыми, внутрь вкладывались морские и речные раковины, перья филина, пучки овечьей или верблюжьей шерсти, наделявшая благоприятным магическим свойством, позже – выдержки из Корана.
Замужние женщины носили шолпы только в первый год семейной жизни, а позже вплетались в косы нити кораллов или цветные шнурки и тряпочки.
Накосные украшения одновременно украшали и подчеркивали длину и густоту волос, олицетворяющих девичью красу. Звон накосных украшений призван был охранять волосы, поскольку по казахским поверьям считалось, что в волосах обитает часть души. У казахов существовало представление о том, что колокольчики своим движением и звон способны отпугивать нечистую силу. Вес накосных украшений достигал нескольких килограммов, что естественно оттягивало волосы девушек назад, вырабатывая красивую осанку и походку .
Древнейший оберегом считались серьги благодаря чему их носили с раннего детства. Существует множество типов и вариантов серег. Широко распространены орнаментальные плоские серьги различных форм. Очень популярны серьги – лунницы ай сырга, иногда с вырезной звездой с внутренней стороны. Своеобразны проволочные серьги различной сложной конфигурации шыгыршык сырга. Цветовой звучностью привлекают серьги, основу которых составляют камни – козди тасты сырга.
Не менее богато украшались и руки девушки. Часто они были практически полностью закрыты многочисленными перстнями и браслетами.
Браслеты – блезик носили обычно по одному или попарно на обеих руках, иногда надевались на руки два браслета, браслеты были сплошные и составные: образующие из 2-3 частей, соединенных шарнирным способом топсалы блезик или при помощи створок – какпак блезик. Бес блезик существовал в Казахстане несколько сотен лет, считаясь украшением исключительно девичьим. Пожилые женщины, стремясь к большей скромности его не носили.
Перстни и кольца носили обычно по 3-4, они являлись повседневными украшениями которые должна была иметь каждая женщина, поскольку считалось, что в противном случае пища изготовленная ею будет нечистой. У казахов по этому поводу сохранилась поговорка «Тамақ адал болу үшін қолда жүзік болу керек» (чтобы пища была чистой, на руке должен быть перстень). Перстни были разные их форма и декор выражали различные пожелания добра.
В перстнях «Құс тұмсық» (птичий клюв) отражены идеи процветания. Такое кольцо обычно дарили джигиту, уходившему в военный поход, чтобы он вернулся живым и невредимым.
«Өніржиек алқа» - сложные нагрудные украшения были привилегией молодых. Впервые их одевали в 12-13 летнем возрасте и навсегда. Снимали примерно в 30 лет, передавая их более молодым женщинам в семье. Өніржиек был обязательным украшением замужних женщин, особенно в период кормления ребенка. Это украшение оберегало женскую грудь от сглаза.
Своего рода апогеем ювелирного убранства казахской женщины являвля комплект украшения невесты. От рождения девочкам каждый год добавляли к костюму новые украшения, а по мере приближения к старости всё строже становились одежды женщины, всё меньше украшений блистало на ней.
Свадебный ансамбль юверирных украшений должен не только подчеркнуть красоту молодой девушки, но и обезопасить её в один из самых важных и ответственных моментов в её жизни. Серьезное внимание уделялось украшениям женщин в первый год её замужества, со дня свадьбы до рождения ребенка. В них наиболее полно через форму и декор вырожалась идея плодородия большого потомства. Это и носимые на груди амулетницы бой тумар, состоящие из трубчатых и треугольной частей и застежки, и декоративные бляхи с изображением рыб и плиц.
Сакральной силой наделялись также некоторые деревья, их плоды и семена, зерна растений. В число таких деревьев входили шиповник,боярышник, гранат, джида, шелковица приносящие многочисленное потомство. Такое же значение имели сушенные зерна ячменя, который издавна считался в Средней Азии культовым злаком, связанным с идеей плодородия.
Таким образом стилизованные изображенияплодов и семян растений в украшениях должны были передовать носящему их человеку свои свойства, в частности изобилие и плодородие.
Постепенно с возрастом ювелирные украшения казашки становились более простыми. Это символизировало переход женщины из одной категории в другую, от молодости к зрелости. В возрасте женщины носили жумыр блезиктер – браслеты, напоминающие закругленный кусок толстой серебрянной проволоки. Несомкнутым концам этих браслетов мастера придавали очертания голов змей (жалан бас), считавшихся оберегом от злых сил.
Другим видом украшения рук, характерным лишь для женщин пожилого возраста являлись массивные перстни с шинкамина два пальца – кудаги жузик (кольца свах) надевался сразу на 2 пальца, перстень символизировал соединение двух молодых людей. Иногда такие перстни дарила сваха свекрови за покровительство и доброе отношение к невестке.
Практически все ювелирные изделия казахов несли в себе магико-защитную функцию, и смысловым значение были наделены и форма, и орнамент, и материал.
Излюбленным материалом казахских украшений становится серебро. И причина здесь не только в природной красоте этого материала. Блеск серебра и его цвет ассоциировались у них с лунным светом, с Луной. В их представлениях «Бледная планета» и серебро были тесно связаны между собой. Металл они рассматривали как частицу ночного светила. Серебро обладало очистительным и магическим свойством. Не случайно в воду для купания ребенка бросали серебряные монеты и кольца, говоря «Баланың күні күмістей болсын»(пусть дни ребенка будут светлыми как серебро).
Ещё большую семантическую нагрузку несли на себе украшавшие изделие драгоценные и поделочные камни. Вставки из камней в народе именовались тас (камень) или көз (глаз). Подобная метафора не случайна, ведь вставные камни осмысливались как всевидящее око, наделялись чудодейственной силой.
Существовало мнение, что жемчуг лечит бельмо, коралл оберегает от порчи и наговора, янтарь лечит зоб, перламутр защищает от злого языка одновременно способствует жизненному благу, бирюза приносит счастье, сердолик охраняет от дурного глаза, бесплодия женщин, кроме того, этот «солнечный камень» мог возрастить стареющим людям силы молодости. Для казахского ювелира камень – это прежде всего великая сила, защищающая от недугов, зла и бедствий. Поэтому мастер бережно относился к своему мастерству, стремился достичь природного естественного блеска и цвета камня
Заключение
Изучив историю казахского ювелирного искусства, мы сделали вывод, что уже с малого возраста женщины ценили не только красоту своих украшений, но знали их предназначение, соблюдали традиции, динамику их изменений в соответствии с возрастом. Кроме защитных и магических свойств, ювелирные украшения имели огромное воспитательное значение.
В наше время эти знания не применяются, традиции ношения ювелирных украшений забыты.
Опрос современных женщин показал, что для них важны материал изделия, декор, форма и цена.
Сведения о защитных и магических функциях очень важны, так как могут уберечь от негативного влияния окружающей среды.
Украшения могут много рассказать о своем хозяине. Каждый камень уникален по своим свойствам и подходит человеку с определенным набором качеств.
Результатом исследования данной работы является классификация камней: камень оберег, камень- характер, камень- пожелание.
Любитель жемчуга стремится к чистоте, женственности, невинности. Это так же камень знания.
Изумруд – камень верности. По преданию он распадается при супружеской неверности. Выбравший изумруд остается верным своим традициям и устоям. Изумруд помогает человеку с чистой совестью, лживому и лицемерному мешает в реализации планов.
Рубин – приносит силу любому человеку.
Аквамарин – камень влюбленных.
Алмаз - хороший оберег.
Любитель граната – думает о своем здоровье. Это камень благополучия.
Бирюза очень активный камень. Его носят уверенные и нацеленные на победу люди.
Согласно этой методике умения правильно подобрать бижутерию к своему наряду говорит не только о чувстве вкуса. Украшения могут много рассказать о своем хозяине. главное – уметь читать «подсказки», которые надеты на человеке.
Результаты работы можно использовать в проведении классных часов, практических семинаров, родительских собраний на тему : « В семье растет девочка», «Украшения и возраст» и т.д.
Список используемой литературы
1. Сергеева О. Язык украшений – М.Эксмо,2009 – 128 с.
2. Мукаева Г. Учимся описывать ювелирные украшения – А. Русский язык и литература, 2007 г.
3. Ауэзов М. Путь Абая
4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.