Государственное учреждение образования
«Осинторфская средняя школа Дубровенского района»
Районный конкурс творческих, исследовательских проектов
учащихся IX - XI классов Дубровенского района «Шаг в будущее»
Биология, экология, химия и география
Старение организма. Причины долголетия
Червякова Ирина
Сергеевна
учащаяся 11 класса
Научный руководитель:
Евсеенко О.А
учитель биологии
и географии
Осинторф,
2022
Содержание
1.Введение…………………………………………………………………3
1.1 Актуальность………………………………………………………......4
2. Основная часть……………………………………………………........5-8
2.1. Процесс старения организма………………………………………..5
2.2 Факторы, влияющие на продолжительность жизни …….………....6
3. Практическая часть ………………………………………...................9
4.Заключение……………………………………………………………..12
5. Список использованных источников………………………………..13
6. Приложение 1…………………………………………………………14
7. Приложение 2………………………………………………………....15
Введение
«Каждый хочет жить долго,
но никто не хочет стареть».
Свифт
Цель работы: изучить причины старения на конкретных примерах, образ жизни долгожителей: выявить общие закономерности, приводящие к долголетию.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме.
2. Охарактеризовать процесс и причины старения человека.
3. Составить анкету, которая и станет основой для исследования.
4. Встретиться с долгожителями агрогородка Осинторф.
Методы исследования: обзорно-аналитический, наблюдение, сравнительный анализ, интервьюирование, анкетирование.
Актуальность
Старение населения – одна из актуальных тенденций XXI века. Оно происходит во всех регионах и в странах с различным уровнем развития.
Организм человека - сложная система, способная обновляться, но без достаточного количества необходимых материалов она не сможет полноценно функционировать.
Для людей очень важно изучать старение живых организмов, чтобы продлить их жизнь. А поскольку в последние десятилетия в экономически развитых странах наблюдается рост продолжительности жизни, что приводит к увеличению пожилого и старческого населения, проблема вызывает особый интерес.
Продолжительность жизни человека зависит от многих причин. Это и генетическая предрасположенность, и окружение, и настрой человека, его желание жить.
Основная часть
2.1 Процесс старения организма
Старение человека, как и старение других организмов, представляет собой биологический процесс постепенной деградации частей и систем человеческого тела и последствий этого процесса. Физиология старения по-прежнему схожа с физиологией других млекопитающих, но есть аспекты процесса старения, такие как потеря умственных способностей, что более важно для человека. Психологические, социальные и экономические эффекты имеют большое значение.
Старость – это неизбежно наступающий заключительный период индивидуального развития.
Целая наука изучает процессы старения – геронтология.
Между старением и старостью существует причинно-следственная связь. Время наступления старости условно, с увеличением продолжительности жизни меняются представления о ней; точных дат наступления старости нет.
У каждой эпохи свое представление о старости. В прошлом веке «бальзаковский» возраст женщины – 30 лет - воспринимался как закат. Гоголевские «старосветские помещики» в возрасте 55-60 лет считались «старшими». Средняя продолжительность жизни в царской России составляла 33 года, и человек этого возраста действительно выглядел как старик. В настоящее время отмечается «омоложение» бабушек и дедушек.
Существуют значительные различия в продолжительности жизни человека. По данным ВОЗ, средняя продолжительность жизни женщин выше (72 года), чем мужчины (65 лет). Это связано с особенностями нейрогуморальной регуляции, скоростью старения сердечно-сосудистой системы. К пожилому возрасту относится население в возрасте от 60 до 74 лет, к старому - от 75 до 89, а к долгожителям - 90 лет и более.
В отечественных медико-биологических исследованиях наиболее часто используется схема возрастной периодизации, принятая на VII Всесоюзной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии (Москва,1965 г):
1. Новорожденные (от рождения до 10 дней).
2. Грудной возраст (от 10 дней до 1 года).
3. Раннее детство (1 – 3 года).
4. Первое детство (4 – 7 лет).
5. Второе детство (8 – 12 лет мальчики, 8 – 11 лет девочки).
6. Подростковый возраст (13 – 16 лет мальчики, 12 – 15 лет девочки).
7. Юношеский возраст (17 – 21 год юноши, 16 – 20 лет девушки).
8. Зрелый возраст I (22 – 35 лет мужчины, 21 – 35 лет женщины)
9. Зрелый возраст II (36 – 60 лет мужчины, 36 – 55 лет женщины).
Характерна относительная стабильность дефинитивных параметров
организма. Ведущее значение приобретает ритмичность физиологических функций. В конце периода – окончание женского репродуктивного цикла – менопауза и комплекс психо-физиологических изменений (климакс).
В естественной среде обитания большинство животных не доживают до старости, поскольку первые проявления процесса старения, в том числе ограничение адаптационных возможностей, становится причиной смерти. Человек, несмотря на ограниченность адаптивных навыков в процессе старения переживает старость благодаря помощи семьи и общества.
Таким образом, биологический смысл старения заключается в том, что оно делает неизбежной смерть организма. Смерть представляет собой универсальный способ ограничить участие многоклеточного организма в размножении. Без смерти не было бы смены поколений – одного из главных условий эволюционного процесса.
2.2 Факторы, влияющие на продолжительность жизни
Человек в течение всей своей жизни находится под постоянным воздействием целого спектра факторов — от биологических до социальных. Все они непосредственно влияют на его жизнедеятельность, здоровье и в итоге на продолжительность жизни. Ориентировочный вклад различных факторов в здоровье населения оценивается по четырем позициям — образу жизни, генетике (биологии) человека, внешней среде и системе здравоохранения.
По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), существуют ориентировочные соотношения различных факторов обеспечения здоровья современного человека, среди которых они выделяют в качестве основных четыре производных:
1) генетические факторы - 15-20 %;
2) состояние окружающей среды - 20-25 %;
3) медицинское обеспечение - 10-15 %;
4) условия жизни людей - 50-55 %.
Генетические факторы - это унаследованные в процессе эволюции механизмы адаптации к условиям существования. Или проще можно сказать, под генетическими факторами следует понимать унаследованные от ближайших предков семьи особенности обеспечения жизнедеятельности. С генной программой, унаследованной от родителей и определяющей генетические особенности ребенка, человеку предстоит жить всю свою жизнь, и от того, насколько образ его жизни будет соответствовать генотипической программе, будет зависеть его здоровье и продолжительность самой жизни. Среда, в которой будет жить человек, лишь может изменить его потенциал в рамках норм реакций, но изменить сам геном не сможет. Набор генов, наследуемый ребенком от родителей (генотип), формируется на протяжении жизни многих поколений и является величиной весьма устойчивой. Достаточно много открытий - физических, биологических, химических, социальных - которые указывают, что они могут воздействовать и на «цепочку поколений», и на хромосомы будущих родителей. Но при этом большое значение имеют состояние окружающей среды, географические факторы, национальные, религиозные, этнические и семейные обычаи и традиции, а также образ жизни будущих родителей.
Человек с момента появления на свет постоянно борется за жизнь с неблагоприятными условиями природы, со стихийными факторами.
К факторам внешней среды следует отнести: энергетические воздействия (включая физические поля), динамический и химический характер атмосферы, водный компонент, физические, химические и механические характеристики поверхности Земли, характер биосистем местности, сбалансированность и стабильность климатических условий и ритма природных явлений. Человек постоянно стремится защищаться: совершенствовать орудия производства, одежду, получать изделия и продукты при меньших затратах мышечного труда. Однако положение во все большей степени стало меняться с момента появления новых технологий. Человек не сам стал приспосабливаться к природе, а начал все активнее преобразовывать природу «под себя».
Это приводит к истощению природных ресурсов, выбросу в атмосферу, землю и воду большого объема отходов производства, созданию искусственных источников радиоактивности, разрушению озонового слоя. Особенно тяжелое положение складывается в крупных промышленных центрах, что, без сомнения, отрицательно влияет на состояние здоровья. Приспосабливаясь к неблагоприятным экологическим условиям, организм человека испытывает состояние напряжения, утомления. Естественно, что человеку следует приспосабливаться к явлениям природы, окружающей среде и ритму их колебаний. Психофизические упражнения и закаливание организма помогают человеку уменьшить зависимость от метеоусловий и перепадов погоды.
К факторам риска естественной природной среды относятся: солнечная активность, возрастание напряженности электромагнитного поля Земли (магнитные бури), изменение метеорологических условий: колебания атмосферного давления, температуры, влажности воздуха; нарушение экологического равновесия (глобальное потепление).
Известно, что здоровье населения - основной показатель социального благополучия общества. Охрана здоровья населения является комплексной государственной программой, которая включает не только социальные меры по улучшению благосостояния народа (жилье, питание, рост заработной платы и т. д.), но и систему мероприятий по улучшению условий воспитания и образования подрастающего поколения, охраны труда, охраны материнства и детства, социального страхования, медико-санитарной помощи, курортного лечения, развитию условий для занятий физкультурой и спортом. Однако зачастую доля ответственности этого фактора за обеспечение здоровья кажется неожиданно низкой (10-15 %), хотя именно с ним большинство людей связывают свои надежды на здоровье. Часто мы забываем о профилактике заболеваний. Поэтому не надо забывать о здоровом образе жизни.
В последнее время, когда стало понятно, что медицина не может не только предотвратить различные заболевания, но и справиться с ними, возрос интерес к здоровому образу жизни, как у специалистов, так и в широких кругах населения. Это, в первую очередь, обусловлено опасением за состояние своего здоровья. Изречение древности гласит: «искусство продлить жизнь - это искусство не укорачивать ее». Становится ясно, что болезни современного человека обусловлены, прежде всего, его образом жизни и повседневным поведением. В настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики заболеваний. Чтобы вести здоровый образ жизни, каждому человеку необходимо учитывать как свои топологические особенности (тип высшей нервной деятельности, морфофункциональный тип), так и возрастно-половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет.
Существуют факторы, которые отрицательно влияют на здоровье человека: производственные и бытовые.
Факторы риска, связанные с производственной средой - это шум, вибрация, нарушение температурного режима, радиация, вредные химические вещества, нервно-эмоциональное напряжение, монотонный ритм работы, ритм ночной работы.
Факторы риска, связанные с бытовой средой: низкий уровень денежных доходов, неустроенный быт (плохие коммунально-бытовые условия, отсутствие удобств, отдельных квартир), социальная агрессия (низкий уровень общей культуры, культура обслуживания в сфере торговли и на транспорте, на бытовых предприятиях, отсутствие взаимопонимания в коллективах, плохие взаимоотношения в семье).
Долголетие человека зависит не только от влияния внешней среды, но и главным образом, от образа жизни и деятельности самого человека. Здоровый образ жизни, востребованность в семье и обществе - это то, что необходимо для сохранения здоровья и благополучия в пожилом возрасте.
Практическая часть
Долгожители агрогородка Осинторф
В процессе исследования темы нами было выяснено, что долгожители по научным понятиям считаются люди, прожившие 90 лет и старше. Сегодня от общей численности жителей нашей планеты это примерно 4%. Из них мужчин - 15%, а женщин - 85%, значит, долгожители - женщины. Это наблюдаем и по статистике нашего агрогородка.
Мы обратились в Осинторфский сельский совет к управляющей делами – Ивановой Наталье Викторовне. Она рассказала нам о том, как ведется учет населения по возрастным группам, по домохозяйствам. В похозяйственную книгу записываются все личные подсобные хозяйства (далее - хозяйства), в которых проживают лица, зарегистрированные (прописанные) по месту жительства (постоянно), временно проживающие на территории сельсовета или осуществляющие ведение личного подсобного хозяйства.
Вместе со специалистом мы сделали выписку возрастных групп населения для того, чтобы составить статистические данные, необходимые в нашей исследовательской работе.
По данным статистики Осинторфского сельского совета на 1 января 2022 года в Осинторфе, Дубровенского района Республики Беларусь проживает всего 782 человека, на территории сельского совета - 1387 жителей. Людей от 55 лет и старше - 130, из них: мужчин - 51, женщин -79.
Жители, которым 90 и более лет - 14 человек:
1. Шаранда Пелагея Михайловна (1925 г.)
2. Соколова Нина Степановна (1927 г.)
3. Либаркова Ольга Алексеевна (1927 г.)
4. Абрамова Нина Прокоповна (1928 г.)
5. Крюк Нина Васильевна (1929 г.)
6. Царикова Валентина Герасимовна (1929 г.)
7. Гришаленко Тамара Николаевна (1929 г.)
8. Долголович Евгения Александровна (1929 г.)
9. Галяцкая Зинаида Михайловна (1930 г.)
10. Герасимова Анна Васильевна (1930 г.)
11. Ермик Лидия Кузьминична (1930 г.)
12. Киреенко Ольга Силивеевна (1930 г.)
13. Прудникова Лиана Стефановна (1930 г.)
14. Валевич Леонид Емельянович (1931г.)
Мы выявили категорию долгожителей агрогородка. Теперь нам предстояло встретиться с ними, побеседовать и собрать материалы об их жизни, занятиях, увлечениях.
Нами была разработана анкета для проведения исследования (Приложение 1). Затем были организованы встречи с долгожителями и их родственниками. При встрече мы объясняли им, для чего проводится исследование. Все откликнулись на сотрудничество и приняли активное участие в анкетировании. Проанализировав полученные данные, мы видим следующий результат (Приложение №2).
На вопрос: «Укажите причины долголетия» были получены неоднозначные результаты. Они представлены в диаграмме №1.
58 % жителей убеждены,
что продолжительная активная жизнь человека зависит от двигательной активности
и занятий спортом. 24 % – от здорового образа жизни,18% считают, что общение и
доброжелательность продолжают активную жизнь человека. Результаты в диаграмме №2.
Как видно из №3 диаграммы, большинство долгожителей – 62% считают,
что здоровый образ жизни влияет на долголетие, а 23% – рекомендуют дольше
физически работать, 15 % – советуют быть по жизни оптимистом.
Мы отразим в своей работе биографии нескольких долгожителей:
Лиана Стефановна Прудникова
Родилась Лиана в городе Дубровно в семье Пурышкиных Стефана Игнатьевича и Христины Фоминичны.
Учебе девочки Лиане помешала война. Только в 20-летнем возрасте в 1950 году окончив школу, решила поступать в институт.
И в 1954 году Лиана Пурышкина с отличием закончила Минский пединститут им. Горького по специальности языковед-белорусовед и по распределению была направлена в Витебскую область Ореховский район, рабочий поселок Осинторф.
В 1955году вышла замуж за Виктора Прудникова.
С большой ответственностью относилась Лиана Стефановна к своей работе, поэтому ей сразу доверили классное руководство в 10 классе и вести уроки белорусского языка и литературы в старших классах. Учитель с большой буквы, с 33-летнем стажем работы в школе.
- Моя мама Пурышкина Христина Фоминична в свое время была знаменитая портниха в городе Дубровно, училась она мастерству у еврейки Сары, а я с малых лет была у мамы в подмастерье и постепенно стала шить самостоятельно. Еще больше приобрела навыков, когда работала в Осинторфской школе, была возможность, и я окончила курсы кройки и шитья.
Несмотря на свой преклонный возраст, Лиана Стефановна и сейчас шьет. Выполняет физические нагрузки на велотренажере, систематически посещает библиотеку.
Царикова Валентина Герасимовна
Родилась в д. Бортники Сенненского района, Витебской области. До войны окончила 4 класса в школе д. Углы. После войны окончила 5 класс в школе д. Шупляки.
- Отец погиб в 1944 году в ВОВ. Мама осталась с 4 детьми на руках, работала в колхозе. Старшая сестра посла коров.
- Я ходила за плугом, возила навоз. В 1949 году были вербованы в Осинторф.
После постройки кирпичного завода, работали на нем до закрытия. Копала карьеры, делала кирпич, а в зимнее время работала на обжиге кирпича. Заслужила звание «Лучшего обжигальщика».
Кириеенко (Шашута) Ольга Силивеевна
Родилась Ольга Силивеевна 11 марта в 1930 году в деревне Шеки Дубровенского района. До войны окончила 2 класса Шекской школы. Жили на хуторах, пока немцы не подожги деревню. После были отправлены немцами в Оршу, а затем принудительно в Германию. Когда война закончилась, семья Ольги вернулась в родную деревню Шеки. Там строили новое жилье, ходили на работу в колхоз.
Свою трудовую деятельность девушка начала оттуда же. Позже работала на шпалзаводе в деревне Озеры, в лесничестве; в Осинторфском детском саду, где проработала около года нянечкой.
В 1953 году Ольга Силивеевна вышла замуж за парня из деревни Шеки и вернулась в родной колхоз “Искра Ильича”. Работала она и простой рабочей, и дояркой, и свинаркой. На любой работе добросовестной и работящей Ольге был почет и уважение. Кириеенко Ольга Силивеевна награждена Орденом Трудовой славы, медалями и почетными грамотами. Общий стар работы - более 40 лет.
Она была примером не только на работе, но и в семье. Вместе с мужем вырастили двоих сыновей. Муж работал в сельском Совете секретарем. Всегда держали подсобное хозяйство, большая часть работы по дому ложилась на плечи этой женщины. Также Ольга Силивеевна увлекалась рукоделием, хорошо шила.
К сожалению, в настоящее время у женщины один сын. Он подполковник МВД в отставке. Второй - умер в 35 лет. Эта трагедия отразилась на ее здоровье. Но радуют трое внуков и уже четверо правнуков, которые часто навещают любимую бабушку.
С 2003 года, когда умер муж, Ольга Силивеевна купила благоустроенную квартиру в Осинторфе и проживает здесь.
Заключение
После проведения исследования, мы пришли к выводу:
1) Старение – это неизбежно развивающийся с возрастом процесс, приводящий к ограничению адаптационных возможностей организма.
2) В процессе жизнедеятельности с телом человека происходят
определенные закономерные преобразования, каждое из которых по-
своему значимо.
3) Нет универсального секрета долголетия. Однако, возможно, что именно наследственность, отказ от вредных привычек, доброе и любящее отношение к людям, природе и себе, поддержание хорошей физической формы являются наиболее важными составляющими долгой жизни.
4) Долгожители прожили неповторимую и интересную жизнь. У всех у них молодость пришлась на трудные военные годы нашей страны: голод, разруха, потери родных и близких. Они утверждают, что нет никакого «секрета долголетия».
Список использованных источников:
1. Клац Р., Кан К. «Остановите болезнь старения». Минск, 2000.
2. Дрождина Е.П.,Столбовская О.В., «Основы биологии старения: учебно-методическое пособие», 2017. – 46 с.
3. Молостов В.Д. «Старение общества и нетрадиционная медицина». Минск,2014.
4. Кишкун А.А. Биологический возраст и старение. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 976с.
Интернет источники:
https://ru.wikipedia.org/
Приложение 1
Анкета
1. ФИО ______________________________________________________________
2. Дата рождения ______________________________________________
3. Место жительства ___________________________________________
4. Укажите причины долголетия (наследственность, правильное питание, чистый воздух, двигательная активность, доброжелательность и спокойствие, общение, здоровый образ жизни, экология) ____________________________________________________________________________________________________________________________
5. Краткая биография (место рождения, учеба, место работы, семья, хобби) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Продолжительная активная жизнь человека зависит от...
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Чтобы жить долго нужно (продолжите мысль) …. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.