Исследовательская работа на тему: «Каменные бабы»
Баландин Андрей Георгиевич учитель географии МБОУ «Хомутовская школа» администрации Новоазовского района
АНКЕТА ОБЪЕКТА
Полное название Антропоморфные скульптуры «Каменные бабы»
Место нахождения БООПТРЗ «Хомутовская степь – Меотида»
Новоазовский район, ДНР
Дата возникновения 2 – 12 в.в. н.э.
В течении нескольких тысячелетий по степям от Дуная до Алтайских гор передвигались со своими стадами, домами-кибитками, жёнами и детьми, согласно официальной историографии, бесчисленные орды кочевых племён и народов. Сменялись поколения за поколениями, оставляя в степи множество надмогильных курганов. И даже сейчас, когда тысячи и тысячи таких курганов давно уже распаханы, исчезли с лица земли, их ещё не мало разбросано по водоразделам степных рек. Они скрашивают однообразный степной ландшафт, вздымаясь над горизонтом как окаменевшие волны.
Например северное Приазовье представляет собой довольно обширную территорию и является частью западного участка великого евразийского пояса степей. Рассматриваемый регион расположен на стыке Предкавказья, Доно-Донецких и Нижнеднепровских степных пространств и был в эпоху бронзы контактной зоной, благодаря которой культурные явления могли быстро распространятся по всей территории юга Восточной Европы. Значительное количество исследованных погребальных памятников срубной культуры свидетельствует о большой численности населения, обитавшего на указанной территории в позднебронзовом веке…
Археологи, изучая древние захоронения, установили, что курганы насыпали и племена, жившие в степях в далёкую эпоху бронзы, и скифы, и сарматы, и гунны, и наконец, соседи Руси – кочевники Х-ХII веков – печенеги, торки и половцы. Конечно, далеко не всегда кочевые народы сооружали курганы, были среди них и такие, которые хоронили своих усопших в простых ямах, нередко наполняли эти ямы сокровищами, утрамбовывали и затем пускали над ними табуны коней, чтобы и следов не оставалось от погребения и не смогли бы его найти и ограбить ни современники, ни потомки. Однако обычай насыпать над могилой холм всё же преобладал среди кочевых обитателей степей. Чем богаче был покойник, тем больше были и размеры этого холма. Насыпая курган, родичи и единоплеменники, как бы, подчёркивали своё уважение к умершему.
Но были у кочевников и другие способы почтить память покойника. Ещё в эпоху бронзы поднялись в степях над могилами антропоморфные грубые стелы. Позже обычай этот прослеживается у скифов, ваявшие почти такие же грубые, как и «бронзовики», антропоморфные изображения, на которых с большой тщательностью вырезали характерное оружие скифа – воина: лук, колчан и меч – акинак.
После скифов (почти на 1000 лет) обычай изготовлять в честь умерших воинов статуи, исчез у кочевников. Но в начале ХII века он появился ещё у одного тюркоязычного кочевого народа – у половцев.
Половцы перекочевали в восточно-европейские степи, к границам древней Руси в середине IХ века из степей, которые сейчас находятся на территории Казахстана. Половцами их называли русские летописцы. Арабы и персы именовали их кипчаками, а византийцы и западные авторы – команами. В короткий срок половцы захватили земли от Волги до Дуная, от Кавказских гор и приморских крымских городов до Сулы и верховий Дона. И всюду на этой обширной территории они оставили курганы, курганные могильники и огромное количество каменных статуй.
«Каменные бабы» - под таким названием известны разновременные и разнотипные изваяния Южных степей. Появление этого термина отдельные учёные объясняют по разному, выводя его из других, которые также используются для названия каменных скульптур: «Истуканы», «Балбалы», «Болваны», «Маман» и т.д.
Первое упоминание о каменных бабах и указание на их связь с кочевниками мы находим у голландского монаха Вильгельма Рубрука – посла короля Людовика IХ, ездившего к монгольскому князю Мангу – хану. По дороге в Монголию он был у половцев, которых называет в своём описании куманами. Здесь он наблюдал погребенный обряд, который описал так: «Куманы имеют обыкновение насыпать землю над могилой умершего и ставить статую, обращённую лицом к востоку и держащую сосуд обеими руками у пупа чрева. Богатым они воздвигали пирамиды или маленькие четырёхугольные домики, но в этих домиках ничего не находится. Я видел также могилу, где они повесили шестнадцать лошадиных шкур, по четыре протв каждой из четырёх сторон света, ставили кумыс, чтобы есть и пить».
К сожалению, не вполне ясным остаётся вопрос о назначении каменных изваяний. Археологические раскопки курганов с каменными бабами, проводившиеся ещё в начале ХХ столетия и последующие работы советских археологов доказали, что нет оснований связывать каменные изваяния с погребениями в курганах. Можно предположить, что они могли стать дорожными жертвенниками в память о богатых производителях половецких родов и орд, а также их жён.
Развивая мысль о назначении «каменных баб» можно предположить, что каменные столбы могли указывать на захоронения не только воинов древних народов, но и их сокровищ.
Ещё можно предположить, что эти древние тригопункты – хранилища множества научных сведений мудрецов и астрономов – «геодезистов» прошлого.
При изучении каменных изваяний учёные обратили внимание на запись в книге «Большой чертёж» за 1627 год, в которой показано размещение каменного болвана около залежей каменной соли. Отсюда можно предположить связь «антропоморфных тригопунктов» с местами добычи полезных ископаемых. И.С. Плетнёва составила карту поместной установки «половецких каменных изваяний», и эта крта покрыла современные места добычи полезных ископаемых северного Причерноморья и Приазовья, а наибольшее сгущение «каменных баб» находится на территории современного Донбасса.
Каменные изваяния делятся на мужские и женские, которые, в свою очередь, подразделяются на «сидящие» и «стоящие».
По типологическому делению каменные изваяния разделяются на более ранние, относящиеся к энеолиту, к скифскому времени, и поздние кочевнические – половецкие.
Скифские каменные изваяния малочисленные. Особенностью этих изваяний является обязательное изображение меча – акинака и других воинских атрибутов встречаемых в скифских курганах. Скифские изваяния более реалистичны чем энеолитические. Более тщательно изображаются детали человеческого облика, появляются объёмные формы, хотя ещё сохраняется плоскостное изображение деталей. С особым мастерством изображается оружие, тогда как почти отсутствует изображение одежды, зато обязательно, наряду с оружием, даются защитные доспехи.
Половецкие изваяния отличаются тщательностью и художественностью отделки, передают отдельные детали одежды, а в отдельных случаях – и черты лица. В большинстве случаев они представляют, предположительно, монголоидный тип.
Все половецкие изваяния в полусогнутых в локтях руках держат цилиндрический сосуд.
Одежда мужских изваяний различная в зависимости от положения изваяния. У стоячих – длиннополый кафтан, скрывающий шаровары, у сидящих – кафтан или рубаха, убранные в штаны. Поверх одежды у всех мужских изваяний выделяется система ремней, крепящихся к двум нагрудным бляхам или одной или двум на спине.
Все мужские изваяния в шлемах различной формы – сфероконической, полукруглой или конической. Из-под шлема на спину спускаются косы.
На ногах, как стоящих, так и сидящих, изображены сапоги с треугольными или со скрученными наколенниками.
У многих изваяний сзади по линии бёдер изображён пояс, к которому спереди на правом и левом боку подвешены различные предметы: ножи, плётки, различные сумочки, сабли, кресало.
Женские половецкие каменные изваяния изображаются в длиннополых кафтанах с ритуальными сосудами в руках. У всех изваяний тщательно выделены груди.
Головной убор состоит из шляпы, причёски, украшений и своеобразной лопасти, спускающейся на спину. Из-под шляпы сзади на спину или на плечи спускаются по две косы различной длины.
На женских изваяниях в ушах изображены серьги, а на грудь спускаются подвески и гривны. На запястьях витые или гладкие браслеты. На поясе подвешены зеркальца или сумочки, гребень или нож.
Как и на мужских изваяниях на ногах маленькие сапожки с полукруглыми или остроугольными наколенниками, прикреплённые к поножам, часто с орнаментом.
Несмотря на то, что при изготовлении половецких статуй им придавалась определённая триферентность, эти скульптуры являются важными произведениями изобразительного искусства. Они самобытны и неповторимы.
Каноничность образа «каменных баб» и их высокие художественные качества поражали современников. Великий азербайджанский поэт Низами писал:
И приходят кипчаков сюда племена,
И пред идолом гнётся кипчаков спина…
Всадник медлит пред ним, и коня придержав,
Он стрелу, наклоняясь, вонзает меж трав.
Знает каждый пастух, прогоняющий стадо,
Что оставить овцу перед идолом надо.
Установленные на видных местах, эти статуи пережили своих творцов. Нет сомнений, что перед ними склоняли головы и гордые завоеватели, и те, кто заселял степные просторы после половцев. Склонялись перед «поганскими богами» и первые переселенцы – славяне в 16-18 веках. Возле подножья находили много монет 17-19 веков – остатки жертвоприношений местного населения.
Половцы безусловно были одарённым народом, стояли выше некоторых других степняков, в частности печенегов. И созданные половецкими мастерами скульптуры «каменных баб» принадлежат сокровищнице мирового монументального искусства.
Литература:
1. Забавин В.О. Очерк истории изучения древностей срубной культуры Северного Приазовья в ХIХ – начале ХХ века/ В.О. Забавин// АА. - № 25. – Донецк: Донбасс, 2011.
2. Бочкарев В.С. Пространственный анализ памятников археологии Нижнего Поволжья (по материалам погребений энеолита – раннего железа) / В.С. Бочкарев, М.Б. Рысин // АВЕС. – Саратов. 2006. – Вып.4.
3. Плетнёва С. А. Половецкие каменные изваяния. — М.: Наука, 1974. — 200 с. — (Археология СССР. Свод археологических источников. Вып. Е4-02).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.