Роль музея космонавтики и авиации Якутии в системе воспитания патриотического воспитания обучающихся»
Оценка 4.9

Роль музея космонавтики и авиации Якутии в системе воспитания патриотического воспитания обучающихся»

Оценка 4.9
Документация
docx
воспитательная работа
5 кл—11 кл +1
25.04.2020
Роль музея космонавтики и авиации Якутии в системе воспитания  патриотического воспитания  обучающихся»
В настоящее время значение школьных музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодежи. Благодаря музею в школе появляется возможность рассказать о достижениях и открытиях, героических подвигах наших соотечественников, на их примере прививать нравственные ценности, уважение к памяти прошлых поколений. Без этого нельзя воспитать патриотизм и чувство гордости за свою страну. На протяжении 45 лет музей космонавтики и авиации Якутии является центром патриотического воспитания в нашей школе. Благодаря дружбе и переписке двух людей, преданно посвятивших всю свою жизнь к любимому делу, людям энтузиастам, учителем географии Иваном Даниловичем Жирковым и ветераном ракетной техники, ГИРД-овцем Евгением Марковичем Матысик в нашем селе появился единственный музей космонавтики и авиации Якутии. У музея долгая и славная история. Благодаря музею космонавтики нашей школы, дети гораздо больше знают о космосе, и мы верим, что имя Юрия Гагарина и его образ долго будут вдохновлять многих мальчишек на высокие мечты и смелые поступки. Мы счастливы тем, что благодаря нашим педагогам в наших сердцах живут грезы о дальних мирах.
Роль музея космонавтики..docx

Протопопова Ольга Фёдоровна, педагог ДО

учитель начальных классов

МБОУ «Дюпсюнская СОШ имени И.Н.Жиркова»

Усть – Алданский улус (район)

POF69@mail.ru

89148271948; 89248681948

 

«Роль школьного музея космонавтики и авиации Якутии

в системе патриотического воспитания  обучающихся»

 

 «Без памяти – нет традиций. Без традиции – нет культуры. Без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа» - пишет выдающийся этнопедагог, ученый, академик АПН СССР Г.Н.Волков. Это истинная правда, правда, созданная самой жизнью. Огромный вклад в сохранении, передачи этих ценностей молодому поколению вносят музеи. 

В настоящее время значение школьных музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодежи. Благодаря музею в школе появляется возможность рассказать о достижениях и открытиях, героических подвигах наших соотечественников, на их примере прививать нравственные ценности, уважение к памяти прошлых поколений. Без этого нельзя воспитать патриотизм и чувство гордости за свою страну.

Наша Дюпсюнская земля имеет уникальное историческое и культурное наследие. На этой благодатной земле родились и выросли выдающиеся представители якутского народа - Василий Васильевич Никифоров -Кюлюмнюр, стоявший у истоков зарождения Якутской республики, народный учитель Платон Афанасьевич Ушницкий первый учитель М.К.Аммосова, народный комиссар просвещения ЯАССР Иван Николаевич Жирков, доктор исторических наук, профессор Захар Васильевич Гоголев, доктор педагогических наук Виктор Федорович Афанасьев –Алданский, Герой России Михаил Михайлович Стрекаловский …Это  яркие, сильные личности. Они  оставили след  в истории наслега и республики.  Благодаря таким людям есть история страны.     

При  Дюпсюнской школе  функционируют три музея:  краеведческий музей им.И.Д.Стрекаловского, музей истории школы и уникальный музей космонавтики и авиации Якутии им.И.Д.Жиркова.

На протяжении 45 лет музей космонавтики и авиации Якутии является центром патриотического воспитания в нашей школе.  Благодаря дружбе и переписке двух людей, преданно посвятивших всю свою жизнь к любимому делу,  людям энтузиастам, учителем географии Иваном Даниловичем Жирковым  и   ветераном  ракетной техники, ГИРД-овцем  Евгением Марковичем Матысик в нашем селе появился единственный  музей космонавтики и авиации Якутии. У музея долгая и славная история.

В 1988 году музей стал  членом ВАКО (Всесоюзного аэрокосмического общества), с 1999 года является членом АМКОС (Ассоциации музеев космонавтики России), а с 2017г. член Академии восточного Регионального отделения Российской академии космонавтики им.К.Э.Циолковского.  В 2017г. по решению комиссии АМКОС музей вошел в справочник туриста «По России космической».

Музей имеет в основном фонде более 7000 экспонатов и разнообразной коллекции, в том числе марок более 20-ти государств, значков, имеющих более 52  разнообразных тем. Экспозиции музея состоят из 25 разделов. В музее собрано много материалов: методический фонд насчитывает около 1000 литературы. Интерес посетителей привлекают модели, изготовленные кружковцами, участвовавшими на Всесоюзных конкурсах «Космос»,  в Международных выставках, в городах Париж (Франция), Мюнхен (ФРГ), Улан-Батор (Монголия) и др. Гордостью музея является экспонат вертолета МИ-2, подаренный авиакомпанией РС (Я) «Полярные авиалинии», приезд летчиков - космонавтов, Героев России Романа Юрьевича Романенко и Олега Дмитриевича Кононенко.

Наш музей, пожалуй, самое примечательное место всего улуса, республики. В наш стремительный «ракетный» век научно-технической революции, воспитательное значение музея особенно велико. Он делает большое полезное дело в раскрытии творческих технических  способностей молодого поколения.

В  течение 45 лет наш музей достиг больших высот: 8-ми кратные призеры Всесоюзного конкурса ракетомоделистов   «Космос»,  3-хкратные призеры Всероссийских Королевских чтений в г.Москве, 3-хкратные призеры Всесоюзных молодежных Циолковских чтений в г.Кирове, 4-хкратные призеры международного конкурса научно-технических и художественных проектов по космонавтике «Звездная эстафета» в г.Москве.

Деятельность музея в нашей школе - это один из аспектов, позволяющих расширить аэрокосмическое образование и погрузиться в историю развития авиации и космонавтики. Обучающиеся   имеют возможность ощутить движение мысли во времени, изучить проблемы и сложности, с которыми сталкивались «пионеры» самолетостроения и ракетостроения, узнать о людях, которые умели мечтать, творить и сражаться за свои идеалы и жизненные ценности.

Образовательная программа «Полёт». («Школьный музей космонавтики: вчера, сегодня, завтра") определяет основные направления деятельности школьного музея космонавтики и авиации.  Новизна программы состоит в том, что она предлагает систему по патриотическому, гражданско-нравственному и историко-культурному воспитанию детей в разновозрастной группе во внеурочное время в условиях музейного пространства.

Проект программы «Полёт» осуществляется по трем направлениям, ориентирован для учащихся 5 - 11 классов:  

1. Все об авиации. Пропаганда достижений российской (советской) космической науки.

2. Привлечение детей к техническому творчеству.

3. Работа с экскурсоводами

Цель программы:

- создание условий для нравственно-патриотического воспитания, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

Задачи:

- активизация работы по сбору и обработке материалов по истории космонавтики;

-систематизация фонды музея для подготовки экспозиционных выставок и тематических экскурсий;

- подготовка экскурсоводов для проведения экскурсий по музею для разных категорий людей;

Организацию работы осуществляет Совет музея, куда входят обучающиеся  5-11-х классов. План работы Совета музея предусматривает не только пополнение материала о развитии космонавтики, жизни и деятельности,  полете космонавтов, но и подготовку экскурсоводов нового поколения, готовых представить музей космонавтики как объект, действительно представляющий интерес в экскурсионном плане. Интерес к космонавтике и желание больше знать о наших земляках, желание составить свою экскурсию и попробовать себя в экскурсоводческой деятельности, овладеть навыками показа и рассказа, поделиться своими знаниями с другими.

Экскурсоводы, выбирая тему, разрабатывают планы и методику проведения экскурсии, а также  одновременно с навыками частично-поисковой деятельности учащиеся приобретают опыт общения с аудиторией.

В техническом кружке ребята занимаются изготовлением различных ракет и ракетопланов, действующих моделей космических кораблей и планетоходов будущего. Все это помогает и развитию технического творчества школьников, их конструкторских и изобретательских способностей. Музей стал не только местом досуга школьников, но и организатором их творческой самодеятельности.

Работа с архивными, историческими документами, справочниками помогает сформировать навыки исследовательской деятельности, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний. Большую помощь в выявлении учащихся, имеющих склонность к исследовательской деятельности, оказывают учителя-предметники, которые выступают руководителями исследовательских работ.

Экскурсоводы музея ежегодно достигают высоких результатов в научно-исследовательской деятельности.  В 2016 г. воспитанники музея Дима Румянцев и Инна Алексеева стали дипломантами II степени Всероссийского конкурса научно-технических и художественных проектов по космонавтике «Звездная эстафета», который проходил в НИИ «Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина» «Звездный городок» в Московской области, а Протопопова Василиса трижды становилась участником международного конкурса «Звездная эстафета», стала диломантом II, III степени и номинантом «За волю к победе».  Хочу отметить педагогов, Л.П.Бурцеву и Р.П.Протопопову, которые постоянно оказывают большую работу при участии детей в различных научных чтениях.

Музей является базой для  воспитательной работы. Он хранит память о традициях жизни, на которых воспитывается современное поколение. Во время поездок и экскурсий школьники не только собирают новый материал для музея, но и отдают приобретенные знания. Работа в музее помогает школьникам выбрать будущую профессию, воздействует на эмоциональную сферу, вызывает чувство сопричастности и сопереживания.

Ежегодно, в рамках декады космонавтики проводится плановая и систематическая работа: встреча с авиаторами, с целью профориентационной работы, классные часы, музейные уроки, выставки и экскурсии в музей, конкурс научно-исследовательских работ, рисунков и фотографий, выездная экскурсия в аэропорт «Якутск» и авиационно-техническое училище им.В.И.Кузьмина и др.

            Проект С.Е.Захаровой  «Старт в космос» является масштабным проектом совместно с Московским авиационным институтом. Это проект, который имеет далеко идущую цель: подготовку инженерных кадров и специалистов гуманитарного направления аэрокосмического профиля для Республики Саха (Якутия). Этим летом 3 воспитанников нашего музея приняли  участие в работе аэрокосмического лагеря «Уунээйис», где работал космонавт-испытатель Роскосмоса, начальник отделения комплексных тренажеров перспективных пилотируемых транспортных кораблей, магистр авиастроения Олег Блинов. По итогам успешного участия в лагере мальчики были приглашены на образовательный тур, который проходил в декабре в г.Москве. В рамках мероприятий, Саша Дорофеев выступил с докладом «Музей космонавтики и авиации Якутии: вчера, сегодня и завтра» на «Николаевских чтениях» в постпредстве Республики Саха(Якутия).

Благодаря музею космонавтики нашей  школы, дети гораздо больше знают о космосе, и мы  верим, что имя Юрия  Гагарина  и его  образ долго будут вдохновлять многих мальчишек на высокие мечты и смелые поступки. Мы счастливы тем, что благодаря нашим педагогам в  наших сердцах  живут грезы о дальних  мирах.

 «Чувство настоящего времени не приходит извне, оно возникает в внутри человека тогда, когда для него важно происходящее вокруг него и когда он сам важен и значим для окружающего мира». В этом смысле музейная педагогика станет весьма значимой, ведь встреча с прошлым открывает для учащегося его настоящее. Особую роль здесь может сыграть создание собственными руками музея школы, в едином содружестве: учителя, учащиеся, их родители, бывшие выпускники, родительский совет, общественность, руководители предприятий, спонсоры.

Легко любить большую богатую страну и гордиться ею, победами в сражениях. Труднее любить свою деревню, свой маленький городок. И задача школьных  музеев - найти там, где ты живешь, то, чем можно гордиться. А это и есть патриотическое воспитание.


 

Скачано с www.znanio.ru

Протопопова Ольга Фёдоровна, педагог

Протопопова Ольга Фёдоровна, педагог

На протяжении 45 лет музей космонавтики и авиации

На протяжении 45 лет музей космонавтики и авиации

Образовательная программа «Полёт»

Образовательная программа «Полёт»

В техническом кружке ребята занимаются изготовлением различных ракет и ракетопланов, действующих моделей космических кораблей и планетоходов будущего

В техническом кружке ребята занимаются изготовлением различных ракет и ракетопланов, действующих моделей космических кораблей и планетоходов будущего

Уунээйис», где работал космонавт-испытатель

Уунээйис», где работал космонавт-испытатель
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2020