Исследовательская работа "Бактерии. Вред или польза"

  • docx
  • 05.02.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала бактерии вред или.docx

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………1

ЧТО ТАКОЕ БАКТЕРИИ……………………………………………………………………  2-3

РОЛЬ БАКТЕРИЙ В ПРИРОДЕ И В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ……………………………     3-4

ОПЫТЫ ПО РАЗМНОЖЕНИЮ БАКТЕРИЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ……………4-7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..8

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………………...9

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 Бактерии играют очень важную роль в мире живого. Бактерии были одними из первых, появившихся на Земле видов (они появились примерно 4 триллиона лет назад), и более чем вероятно, что они переживут и нас, людей. Несмотря на их огромное разнообразие и на то, что они расселены практически везде на Земле – и на дне океана, и даже в нашем кишечнике, – у бактерий все же есть нечто общее. Все бактерии обладают приблизительно одинаковым размером (несколько микрометров)

Цель: исследование бактерий, живущих в организме человека и размножение бактерий в домашних условиях.

Задачи:

1.      Выяснить, что такое бактерии.

2.     Изучить роль бактерий в природе  и для человека.

3.     Проделать эксперименты по размножению бактерий в домашних условиях.

4.     Проанализировать информацию о бактериях.

Объект исследования - бактерии.

Предмет исследования – значение бактерий для человека.

Методы работы: опыты, наблюдения, анализ соответствующей литературы.

Актуальность: мир бактерий - часть нашей жизни.

 

 

 

 

 

 

 

Однажды я своим родителям задала вопрос, почему люди болеют? Мама сказала, что это бактерии попадают в организм и человек болеет. И тогда я задумалась, а что такое бактерии, где они живут, как размножаются и чем опасны? И все ли бактерии вредны?

Гипотеза: я хочу предположить, что множество бактерий живет в организме человека, они бывают как полезные, так и вредные. А так же, что бактерии, возможно, размножить в домашних условиях.

1.     А что же такое бактерии?

Микробы очень разнообразны. Наиболее известны из них бактерии. Итак, бактерии – это микроорганизмы, их можно рассмотреть только под микроскопом. Бактерия состоит только из одной клетки и имеет свойства, как животных, так и растений. Существует около 2000 видов бактерий, и живут они повсюду: во рту, в носу, в кишечнике всех живых существ, включая человека. Другие живут в опавших листьях, мёртвых деревьях, останках погибших животных. Бактерии живут повсюду.

Фhttp://doc4web.ru/uploads/files/28/27254/hello_html_77541645.jpgорма их разнообразна: шарики, запятые, палочки, некоторые имеют жгутики. Размножаются бактерии делением.

 

У каждого вида бактерий своя определенная форма.

Я решила более подробно изучить бактерии, которые живут в организме человека. Исследуя бактерии, я узнала, что они бывают хорошие и плохие.

2. Роль бактерий в жизни человека.

Бактерии играют важную роль в пищеварительном процессе человека. Эти бактерии разлагают пищу на частички. В то же время они вырабатывают витамины, белки, углеводы, которые организм использует для своего построения. Если бактерии попадут в молоко, то они смогут приготовить нам много разных продуктов. Если мы «пригласим» их приготовить капусту, то капуста получится квашеной.

Благодаря деятельности микробов  готовится тесто, кефир, сыр, масло. Бактерии необходимы в процессе брожения при производстве творога, уксуса, вина, пива. Такой же процесс используется в промышленном производстве красок, пластмасс, косметических товаров и кондитерских изделий. Бактерии нужны в производстве при выработке кожи, снятия оболочек с зерен кофе и какао, отделении волокон в текстильной промышленности.

Итак, разновидностей микробов много, и живут они целыми колониями. Естественно, что живя в организме человека, они должны беречь своего хозяина, а не вредить ему.

Но так же встречаются бактерии, которые портят продукты, поэтому продукты хранят в холодильнике, солят и маринуют.

Некоторые виды бактерий вызывают серьёзные заболевания у людей, животных и растений. Я узнала, что болезнетворные бактерии и бактерии гниения вырабатывают ядовитые вещества, которые могут отравлять организм человека или животного.

  3.  Опыты по выращиванию бактерий в домашних  условиях

И совсем не обязательно иметь микроскоп, чтобы увидеть бактерии. Попробуйте сами обнаружить их прямо у вас на кухне. 

Изучая бактерии, я одновременно занялась опытами в домашних условиях.                                                        Опыт №1. Выращиваем микробы.

Чтобы создать наиболее благоприятные условия для бактерий, нужно:    ½ л воды, в которой варился рис, желатин, щепотка соли. Чайная ложка говяжьего бульона; пищевая пленка (для сохранения продуктов); 4 алюминиевые тарелки.

1 этап. Чтобы создать благоприятные условия для микробов, растворить желатин в ещё теплой воде из-под риса. Добавь соль, говяжий бульон. Перемешай.

2 этап. Налей в каждую тарелку получившуюся жидкость так, чтобы слой жидкости был 0,5 см. Накрой тарелки пищевой пленкой и оставь охлаждаться.

3 этап. Поставь одну тарелку в свою комнату, другую в тени, третью – на солнце, Убери пленку и подожди 15 минут. Не снимай пленку только с последней тарелки. Она будет контрольным образцом.

4 этап. Снова накрой тарелки пленкой и поставь их в теплое место, для того, чтобы микробы развивались и размножались.

5 этап. Через 3-4 дня посчитай точечки в каждой тарелке. Каждая точка – колония микробов. Только контрольный образец остался нетронутым.

Опыт №2. Получаем плесень.

Кусок черствого хлеба окуни в воду, затем вынеси на улицу. Подожди 2-3 дня. Посмотри на хлеб, на нем появились белые или голубые пушистые скопления – это плесень. Плесень –это хорошо … или плохо? Плесень бывает в некоторых видах сыра.  

Опыт №3. Брожение.

 Компот в открытой банке под воздействием бактерий начала бродить. Надеваем на горлышко банки резиновую перчатку. Уже через 2 дня перчатка поднялась. Брожение идет под перчаткой. Через 7 недель перчатка упала. Вино готово.

Опыт№4. Дрожжи и блины.

Полезные микробы необходимы для приготовления хлебобулочных изделий.  Берем манку, молоко, растительное масло, яйца. В теплом молоке с сахаром разводим дрожжи. Потом все перемешиваем. Тесто поднимается. Половником наливаем тесто в разогретую сковороду. Вкусные блины готовы.

                  Социологический опрос «Бактерии»

Цель: проанализировать знания учащихся о бактериях

Для этого провели анкетирование учащихся  3  класса школы (Приложение 1, анкета 1), в котором участвовали 12 человек. 

Выяснили, что знают о существовании бактерий - 60 человек, 6 человек никогда о них не слышали (Приложение 2).

Большинство опрашиваемых (34 человека) представляют бактерии маленькими, грязными и жуткими – 5 человек, остальные 14 человек никак не представляют. (Приложение 2).

На вопрос «Где могут жить бактерии?» ответили «везде» - 8 человек, «на теле и в организме» -10 человек, «на улице и в разных помещениях» - 11 человек, «нигде» - 2 человека.

По результату опроса «Могут ли бактерии быть полезными?»: «да» - 37 человек, «нет» - 29 человек.

В основном все опрашиваемые дети (66 человек) знают о правилах гигиены и о том, что нужно мыть овощи и фрукты перед едой.

Но при ответе на вопрос «Всегда ли вы соблюдаете правила гигиены?» дали положительный ответ  48 детей, 16 человек это делают часто, а остальные 2 человека изредка соблюдают правила гигиены. (Приложение 4)

Вывод: 91% респондентов знают о существовании бактерий, но 44% опрошенных считают, что бактерии не приносят пользу. 100% знают правила гигиены, но 73% детей всегда их соблюдают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://doc4web.ru/uploads/files/28/27254/hello_html_4408ee09.jpg МИКРОБ – ОБЖОРА

Живет в кисломолочных продуктах

Бактерии населяют содержимое банок с йогуртом, бутылок с кефиром, простоквашей, ряженкой и прочими подобными продуктами. И эти продукты становятся, очень полезными.

 

 

 

1. Используете ли вы кисломолочные продукты в пищу?

-Да

-Нет

2. Если да, то почему?

-Вкусно

-Полезно

-Доступно

3. Какие кисломолочные продукты вы предпочитаете? Почему?

4. Читаете ли вы описание данного кисломолочного продукта на упаковке?

-Да

-Нет

5. Знаете ли вы о существовании полезных бактерий в кисломолочных продуктах?

-Да

-Нет

 

В результате анкетирования было выяснено, что кисломолочные продукты пользуются популярностью.

1. Используете ли вы кисломолочные продукты в пищу?

-Да

-Нет

Почти все одноклассники используют в пищу кисломолочные продукты

2. Если да, то почему?

-Вкусно

-Полезно

-Доступно

-И вкусно и полезно

- И вкусно, и полезно, и доступно

Большинство используют, потому что вкусно

3. Какие кисломолочные продукты вы предпочитаете? Почему?

Йогурт Кефир Творог Сметана Ряженка

В основном предпочитаю йогурты

4. Читаете ли вы описание данного кисломолочного продукта на упаковке?

-Да

-Нет

Но на вопрос читаете описание продукта или нет, большинство учащихся не читают.

5. Знаете ли вы о существовании полезных бактерий в кисломолочных продуктах?

-Да

-Нет

Оказалось, что почти все не знают, о существовании полезных бактерий в кисломолочных продуктах.

Таким образом, выяснилось, что молочнокислые продукты нравятся моим одноклассникам. Наиболее популярными являются йогурты потому, что нравится их вкус.

Получается, что если в кисломолочных продуктах есть полезные бактерии, значит и такие продукты как йогурт, кефир, ряженка, творог полезные для здоровья.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

  Итак, бактерии  имеют большое значение для человека. Человек и бактерии неразлучны. Микробы могут быть как врагами, так и друзьями. А так же, что бактерии можно размножить в домашних условиях. В воздухе, особенно промышленных городов, вместе с пылью находятся миллионы микроорганизмов. За сутки мы вдыхаем огромное количество опасных и неопасных микробов. Огромную роль бактерии играют в процессах очистки воды, загрязненной промышленными и бытовыми отходами. Очень многие бактерии приносят вред человеку, животным и растениям, являясь возбудителями различных заболеваний. Для того, чтобы бактерии были нашими друзьями, а не врагами, надо:  вести здоровый образ жизни, следить за питанием, соблюдать режим дня, заниматься спортом  и не иметь вредных привычек. Нужно сажать деревья. Беречь нашу планету, соблюдать чистоту, дышать свежим воздухом.

Так какова роль полезных бактерий в нашем организме?

- С помощью них в организм всасываются витамины.

- Они подавляют активность гнилостных, вызывающих токсикацию организма.

- Усиливают иммунитет.

- Предупреждают проникновение болезнетворных бактерий через слизистую оболочку.

- Нормализуют составь крови.

- Способствуют улучшению обмена веществ.

А ещё мне хочется познакомить вас с некоторыми интересными фактами по теме моей работы:

1.     Общий вес бактерий, живущих в организме человека, составляет два килограмма.

2.     Во рту человека около 40 000 бактерий.

3.     К концу первых суток жизни в организме новорождённого ребёнка живёт 12 видов бактерий.

Надеюсь, мои исследования помогут некоторым ребятам почаще вспоминать о правилах личной гигиены. Спасибо за внимание.

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1.     youtube.com

2.     Ф.Ола, Ж.-П.Дюпре и др. «Занимательные опыты и эксперименты».

3.     Компьютерная энциклопедия – УМНИКИ  «Изучаем Планету».

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа

Тема «Бактерии – враги или друзья»

 

 

 

 

 

Работу выполнила: Нецкина Ксения

МБОУ «Леплейская СОШ»

3 класс

Руководитель: Глинова Н.И.

 

 

 

 

 

                                   20017 год

 

                   Анкета для учеников 

1.     Знаешь ли ты о существовании бактерий?

2.     Как ты их себе представляешь?

3.     Где, по-твоему, могут жить бактерии?

4.     Могут ли бактерии быть полезными?

5.     Какие правила гигиены следует соблюдать, чтобы избежать заражения инфекционными заболеваниями?

     6. Всегда ли вы соблюдаете правила гигиены?

        а) всегда  б) часто  в) изредка   г) никогда

 

 

1.     Знаешь ли ты о существовании бактерий?

2.     Как ты их себе представляешь?

3.     Где, по-твоему, могут жить бактерии?

4.     Могут ли бактерии быть полезными?

5.     Какие правила гигиены следует соблюдать, чтобы избежать заражения инфекционными заболеваниями?

     6. Всегда ли вы соблюдаете правила гигиены?

        а) всегда  б) часто  в) изредка   г) никогда

Цель: проанализировать знания учащихся о бактериях

 

Диаграмма 1.  Знаешь ли ты о существовании бактерий?

 

Диаграмма 2. Как ты их себе представляешь?

 

Приложение 4.

 

Диаграмма 3. Где живут бактерии?

 

         Диаграмма 4. Могут ли бактерии быть полезными?

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5.

 

Диаграмма 5. Всегда ли вы соблюдаете правила гигиены?

 

 


                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС «БАКТЕРИИ»

Цель: проанализировать знания учащихся о бактериях

Для этого провели анкетирование учащихся  2-4 классов школы (Приложение 1, анкета 1), в котором участвовали 66 человек.  Выяснили, что знают о существовании бактерий - 60 человек, 6 человек никогда о них не слышали (Приложение 2).

Большинство опрашиваемых (34 человека) представляют бактерии маленькими, грязными и жуткими – 5 человек, остальные 14 человек никак не представляют. (Приложение 2).

На вопрос «Где могут жить бактерии?» ответили «везде» - 8 человек, «на теле и в организме» -10 человек, «на улице и в разных помещениях» - 11 человек, «нигде» - 2 человека.

По результату опроса «Могут ли бактерии быть полезными?»: «да» - 37 человек, «нет» - 29 человек.

В основном все опрашиваемые дети (66 человек) знают о правилах гигиены и о том, что нужно мыть овощи и фрукты перед едой.

Но при ответе на вопрос «Всегда ли вы соблюдаете правила гигиены?» дали положительный ответ  48 детей, 16 человек это делают часто, а остальные 2 человека изредка соблюдают правила гигиены. (Приложение 4)

Вывод: 91% респондентов знают о существовании бактерий, но 44% опрошенных считают, что бактерии не приносят пользу. 100% знают правила гигиены, но 73% детей всегда их соблюдают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

    • Энциклопедия «Живой мир». Издательство «Росмен» 1995 г.
    • Энциклопедия «История открытий». Издательство «Росмен» 2003 г.
    • Энциклопедия «Тайны живой природы». Издательство «Росмен» 2000 г.
    • Окружающий мир. Авт.  Т.Ивченкова .
    • Интернет ресурсы .

 

Скачано с www.znanio.ru