Исследовательская работа "Береги глаза смолоду" .2 класс.
Оценка 4.8

Исследовательская работа "Береги глаза смолоду" .2 класс.

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
другое
2 кл
09.06.2020
Исследовательская работа "Береги глаза смолоду" .2 класс.
Береги глаза смолоду.doc

  Школьная научно – практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Береги глаза смолоду.

 

 

 

 

Демин Никита Сергеевич

 

 

 

 

 

 

Россия, Тюменская область, г. Ишим, МАОУ СОШ №4, 1 б класс.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Руководитель: Прокопьева Ольга Михайловна,

                                                                         учитель начальных классов

                                                                         МАОУ   СОШ №4

 

 

 

              

Береги глаза смолоду.

 

Демин Никита Сергеевич

 

 

Россия, Тюменская область, г. Ишим, МАОУ СОШ №4, 1 б класс.

 

Краткая аннотация.

 

           Как- то раз в школе мы обсуждали, почему многие люди ходят в очках, почему у них испортилось зрение? Выяснилось, что почти у каждого из нас есть родственники с плохим зрением. Исследования ученых показали, что 5% новорожденных имеют проблемы со зрением, у школьников эта цифра уже достигает 20%, а у студентов 40%.  Поэтому забота о глазах в наши дни имеет очень большое значение.  В данной работе я решил  выяснить, действительно ли так важно заботиться о своих глазах, что нужно делать, чтобы глаза не болели, правильно ли мы себя ведем, чтобы сохранить глаза здоровыми?

Мне захотелось найти ответы на эти вопросы, и я решили провести собственное исследование. Выводы, к которым я пришел в ходе работы, помогли понять мне и моим одноклассникам, как можно сохранить и укрепить зрение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Береги глаза смолоду.

 

Демин Никита Сергеевич

 

.

 

Россия, Тюменская область, г. Ишим, МАОУ СОШ №4, 1 б класс.

 

Аннотация.

 

Полезность проекта: сохранение зрения, здоровья глаз.

 

Цель исследования:

научиться бережному отношению к глазам.

 

 Также я должен найти ответы на поставленные перед собой вопросы:

- Почему у людей портится зрение?

- Как сохранить здоровье глаз?

- Можно ли восстановить зрение?

 

Проблема, затронутая в проекте: ухудшение зрения в младшем школьном возрасте.

 

Объект исследования:

-обучающиеся 1б класса МАОУ СОШ №4;

-литература.

 

Предмет исследования:

- глаза;

- способы сохранения зрения;

- способы восстановления зрения.

Гипотеза исследования:

Если я буду знать, как устроены наши глаза, то смогу правильно следить за здоровьем глаз и рассказать  своим одноклассникам, как нужно заботиться о своем зрении. Узнаю, существуют ли способы восстановления зрения, а это очень важно для людей с плохим зрением.

Добиться поставленной цели можно путем решения конкретных задач:

1.           Найти и изучить литературу о строении глаза.

2.           Познакомиться с правилами бережного отношения к зрению.

3.           Определить причины потери зрения.

4.           Изучить способы восстановления зрения.

5.           Сформулировать свои выводы на основе результатов исследования.

6.           Дать практические рекомендации для сохранения здоровья глаз.

 

       Методы исследования:

1.             подбор и анализ литературы (энциклопедии, словари, справочники);

2.             практические опыты;

3.             анкетирование;

4.             составление буклета «Правила бережного отношения к зрению»;

5.             создание плаката на тему «Основные причины потери зрения»;

6.             разработка гимнастики для глаз;

7.             формулирование выводов.

 

 Выводы, к которым автор пришел в ходе работы.

Итак, изучая литературу, я узнал много интересного о строении глаза, узнал о способах сохранения зрения, способах восстановления зрения. Этими знаниями я могу поделиться с одноклассниками: проведу в классе беседу на тему «Береги глаза смолоду», разучу с детьми  комплекс упражнений для глаз, раздам буклеты на тему сохранения и укрепления зрения.

 

 

 

 

 

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Береги глаза смолоду.

 

Демин Никита Сергеевич

 

Россия, Тюменская область, г. Ишим, МАОУ СОШ №4, 1 б класс.

 

Научная статья.

 

 

Свое исследование я начал со сбора  информации. Оказывается, человек общается с окружающей средой с помощью органов чувств:  зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Наши органы чувств сообщают нам обо всем, что происходит вокруг нас. Даже когда мы спим, они принимают сигналы частью от самого тела, а частью извне и передают их в мозг по нервам, которые служат чем-то вроде телефонной сети тела.

                                                                                                                                                        

У человека пять главных чувств, позволяющих ему ориентироваться во внешнем мире, и пять органов, выполняющих эту задачу: для зрения – глаза, для слуха – уши, для обоняния – нос, для вкуса – язык и для осязания большая часть кожи.

Имеются еще и чувства, сигнализирующие о состоянии самого тела: чувство боли и чувство равновесия.

Я хочу поподробнее познакомиться с органами зрения.

Зрение – уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всей полнотой красок живого мира.

   Как вы думаете, кто из животных самый зоркий?

Если среди всех живых существ планеты устроить соревнования на самое  лучшее  зрение, то птицы займут на нём все призовые места. Главный приз достанется пернатым хищникам. Острота зрения у некоторых хищных птиц в 8 раз выше, чем у человека. Степной орёл видит суслика с высоты нескольких сотен метров. Причина превосходного зрения пернатых – в особом устройстве их сетчатки – внутренней выстилки глазного яблока.

  Совы, филины и сычи прекрасно видят в темноте. Совиный глаз подобен светосильному телеобъективу. Его огромный зрачок использует самое ничтожное количество света и позволяет сове отчетливо видеть мышь на расстоянии до 600 метров от горящей свечи. Днём, вопреки распространенному заблуждению, совы видят не хуже других птиц.

  Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека.

Ведь они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.

Интересно, а как называются все части наших глаз?  Я нашёл картинку, где изображено строение глаза .

 

 

Строение глаза

f824880c1493

 

Правда, немножко страшновато смотрится? А тем не менее, глаз каждого из нас выглядит именно так, и без каждой из его составляющих мы не смогли бы нормально видеть.

 

 

 Глаза – это парные органы, представляющие собой два шара – глазные яблоки, защищённые с одной стороны костями черепа – орбитами, а с другой стороны – слоем кожи – веком. Глазные яблоки снабжены густой сетью кровеносных сосудов – их можно увидеть на белочной оболочке (склере), называемой в просторечье белками глаз. К глазным яблокам прикреплены мышцы, вращающие глаза . От попадания пыли и грязи глаза защищают брови и ресницы. К тому же глаза «умываются» слезами. Над каждым глазом расположены слезные железы, которые и вырабатывают слёзы. В центре передней части глазного яблока находится отверстие – зрачок. Через зрачок в глаз проникают лучи света. Зрачок окружён радужной оболочкой, состоящей из лучевых  и кольцевых мышц. Эти мышцы регулируют величину зрачка. Защищая глаз от ослепления  при ярком свете, кольцевые мышцы сокращаются, и зрачок сужается. При недостатке освещения зрачок расширяется, чтобы уловить как можно больше света – в этом случае сокращаются лучевые мышцы.  Перед зрачком находится прозрачная оболочка, имеющая форму линзы, - роговица. Пройдя роговицу, лучи света через зрачок попадают на двояковыпуклый диск – хрусталик.  Пространство между роговицей и хрусталиком называется передней камерой глаза,  которая наполнена внутри глазной жидкостью. Роговица и хрусталик фокусируют изображение, собирая лучи света в одну точку на задней стенке глаза – сетчатке. Пространство внутри глаза между хрусталиком и сетчаткой называется задней камерой и заполнено желеобразной массой, называемой стекловидным телом.

Глаза расположены по обе стороны от центра лица, и потому каждый глаз видит предметы под своим углом. Мозг обрабатывает полученную информацию, преобразуя нервные импульсы в изображение. Объединяя сигналы обоих зрительных нервов, мозг получает объёмное изображение предмета, и уже не перевёрнутое, а нормальное.

У всех людей цвет глаз разный. Среди нас есть голубоглазые, сероглазые, кареглазые, есть смешанные цвета радужной оболочки, есть даже такие, которые, подобно хамелеону, меняют свой цвет в разных условиях. Цвет радужки зависит от пигмента меланина и характера отражения цвета. В голубых радужках пигмента мало, в серых и карих – больше. У альбиносов, например, красящего вещества совсем нет, и поэтому их радужка выглядит красной. По цвету глаз нельзя судить об остроте зрения, о человеке, о его свойствах – интеллектуальных или физических, но он даёт информацию о наследственности. В течении первых двух – трёх лет жизни у человека может меняться цвет глаз, обычно у новорождённых глаза очень светлые, а потом постепенно темнеют.

 А еще в интернете я нашёл  очень хорошие стишки про глаза.

Глаз – волшебный теремок,
Круглый маленький домок,
Хитро он устроен –
Без гвоздей построен.
Круглый дом со всех сторон
Белой стенкой окружён,
Стенку эту белую
Называют склерою.

Обойдём же дом скорей –
Ни крылечка, ни дверей,
Впереди кружочек тонкий –
Роговица, словно плёнка,
Вся прозрачна, как стекло, -
В мир чудесное окно,
Через круглое оконце
В глаз проходит свет от солнца.
Глаз бывает синий, серый:
Впереди, пред белой склерой,
Яркой радужки кружок
Украшает глаз–домок.
В центре радужки – зрачок,
Чёрный маленький кружок.
Лишь стемнеет – наш зрачок
Станет сразу же широк,
Коль светло – зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.

А за радужкой лежит
Маленький хрусталик,
Он такой имеет вид,
Как стеклянный шарик.
Изнутри весь этот дом
Выстлан, будто бы ковром,
Оболочкой гладкой –
Тоненькой сетчаткой.
Что же в домике внутри?
На картинку не смотри –
В домике невидное
Тело стекловидное,
Оно прозрачно, как алмаз…
Ну, а как же видит глаз?

Отразится лучик света
От какого-то предмета,
Упадёт на роговицу,
Миг – и дальше устремится,
И сквозь дырочку-зрачок
Проберётся в глаз-домок.
Дальше, следуя порядку,
Попадает на сетчатку.
Круглый дом с одним окном,
Плотно он закрыт кругом,
Ни крыльца, ни двери нету,
Дальше не пробиться свету?
Нет, от глаза нерв идёт,
В мозг сигнал передаёт,
После этого тотчас
Всё вокруг увидит глаз!

Для того, чтобы лучше узнать о глазах, я решил  провести опыты. Мне захотелось убедиться: правда ли, что происходит «автоматическая» настройка глаз при регулировании количества света, есть ли защитники у наших глаз и кто выполняет эту функцию.

Опыт № 1:

Задачи:

1)выяснить: происходит ли «автоматическая» настройка глаз при регулировании количества света;
2)есть ли защитники у наших глаз ;
3)кто выполняет   функцию «защитников»  глаз.

Описание опыта:

Сажу   ребенка на стул, направляю  на него настольную лампу. При свете зрачки сужаются. Выключаю настольную лампу – зрачки расширяются.

Делаю выводы:

1)Зрачок регулирует количество света:если света недостаточно, он автоматически расширяется, если света вполне достаточно, он сужается. 2)Зрачок окружён радужной оболочкой, состоящей из лучевых  и кольцевых мышц. Эти мышцы регулируют величину зрачка. Защищая глаз от ослепления  при ярком свете, кольцевые мышцы сокращаются, и зрачок сужается. При недостатке освещения зрачок расширяется, чтобы уловить как можно больше света – в этом случае сокращаются лучевые мышцы.

 

Опыт № 2.

Задача:   

1)выяснить: как происходит механизм передачи изображения от глаз в  мозг.

 Описание опыта:

Беру  картонную трубку длиной около 30 см  . Подношу трубку к правому глазу. Поднимаю левую руку и держу ее перед левым глазом, ладонью к себе. Теперь смотрю правым глазом в трубу,  не закрывая при этом левый глаз.

Результат:

Мне показалось, что у меня  на ладони дырка.

Вывод:

  1)Глаза видят два разных изображения: ладонь и то, что я вижу через трубу. Но мозг старается совместить оба изображения,  поэтому,  получается обманчивая, иллюзорная картина (ладонь, а на ладони дырка).

  Для проверки этого утверждения провел ещё один опыт.

 

Опыт № 3:

Я  нарисовал  мост, у которого отсутствует часть пролета.  Не закрывая глаз, я  прислонился к месту, где отсутствует часть пролета моста.

Результат:

Мне показалось, что края моста сошлись.

Это потому, что мозг соединяет два отдельных изображения, поступающие из глаз, в единое изображение, и создается впечатление, что мост восстановлен.

Данный вывод подтверждает вывод, сделанный в опыте №2.

В результате проведенных опытов я понял, что зрачок регулирует количество света, поступающего в глаз, а головной мозг является помощником  для наших глаз.

Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что наши глаза выполняют очень важную функцию при восприятии окружающего мира.

Изучив много литературы, я понял , что очень важно бережно относиться к своим глазам, и мне стало интересно: а знают ли об этом мои одноклассники? Я решил  провести анкетирование ребят нашего класса. В анкете были следующие вопросы:

1.      Сколько времени вы смотрите телевизор и играете в компьютерные игры (в сумме)?

2.      Занимаетесь ли вы при плохом освещении?

3.      На каком расстоянии от глаз находится у вас книга при чтении, а тетрадь при письме?

4.      Читаете ли вы лежа или в транспорте?

5.      Трогаете ли вы глаза грязными руками или другими предметами?

6.      Делаете ли вы гимнастику для глаз при длительном напряжении?

 

В результате проведенного анкетирования были получены такие результаты:

1)Только пять человек из двадцати исследуемых не злоупотребляют просмотром телевизионных передач и компьютерными играми, а четыре человека смотрят телевизор более трех часов, что очень вредно для детских глаз.

2) Каждый второй ребенок очень низко наклоняется над тетрадью или книгой, а это способствует искривлению  позвоночника и развитию близорукости.

3) Четыре человека иногда готовят уроки при плохом освещении, а это не допустимо, так как это вызывает сильное  напряжение глаз, и в результате может появиться головная боль.

4) Только три человека из двадцати делают гимнастику для глаз при длительном напряжении, а гимнастика для глаз очень полезна, потому что специальные упражнения хорошо тренируют глазные мышцы. Школьникам зарядка для глаз приносит ощутимую пользу и даже помогает улучшить зрение; кроме того, она поможет быстро снять усталость и помочь при профилактике близорукости.

На основе полученных результатов мы с Ольгой Михайловной  решили, что ребятам нашего класса необходимо подробно рассказать о причинах, приводящих к потере зрения.

Ольга Михайловна планирует в ближайшее время  пригласить к нам в класс медика нашей школы для беседы на тему «Как сохранить здоровье глаз». 

У нас были дополнительные вопросы к медику:

- можно ли восстановить зрение?

- какие витамины полезны для глаз?

- как помочь глазам, если они устали?

 

 Нам очень подробно ответили на наши вопросы.

●Мы узнали: чтобы глаза стали лучше видеть, необходимо тренировать глазные мышцы.  Из этого следует, что практически любой человек может полностью восстановить зрение с помощью упражнений для глаз. Упражнения простые, но довольно эффективные. Существует «гимнастика Зоркости», при которой читают попеременно то одним глазом, то другим; при этом второй глаз закрыт. Такой режим чтения повышает остроту зрения. Из беседы  мы поняли, что существует много методов восстановления зрения.

●Нельзя забывать про витаминную подпитку для наших глазок. Им необходим витамин А, он содержится в молочных продуктах, рыбе, яйцах, печени. Также нужно употреблять витамин В, который есть в моркови и чернике, а еще полезен витамин С, большое содержание которого в цитрусовых, шиповнике и черной смородине.

● Мы узнали быстрый способ снять утомление глаз. Несколько раз смочите глаза холодной водой из-под крана. Прижмите веки пальцами и присядьте на несколько минут, стараясь ни о чем не думать. И, конечно же, не надо забывать про гимнастику для глаз.

 

Теперь мы знали причины, приводящие к потере зрения. В дальнейшем я планирую совместно с родителями нарисовать плакат по теме «Береги зрение!», а также создать  буклет  «Правила бережного отношения к  зрению» и раздать всем ребятам в классе.

 

В завершении   проекта я хочу привести несколько интересных фактов про глаза:

 

1.     Одно моргание человеческого глаза длится приблизительно 0,05 секунд. Если сложить все время, которое занимают моргания, то получится, что около пяти лет мы живем с закрытыми глазами.

2.     Человеческие дети рождаются с открытыми глазами и умеют моргать. С периода младенчества до взрослого возраста глаза почти не увеличиваются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение I

 

Плакат по теме: «Основные причины потери зрения»

·         Недостаточное освещение при чтении и письме.

·         Чтение лежа, чтение в транспорте.

·         Неправильная посадка при чтении и письме.

·         Злоупотребление компьютерными играми.

·         Длительный просмотр телевизора.

·         Недостаток витаминов в организме.

 

Приложение II

 

Буклет: «Правила бережного отношения к зрению»

·        Смотреть телевизор не более 1…1,5 часов в день.

·        Сидеть не ближе 3 метров от экрана телевизора.

·        Не читать лежа, не читать в транспорте.

·        Оберегать глаза от попадания инородных предметов.

·        При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.

·        Расстояние от глаз до текста 30-35см.

·        Правильно сидеть при письме.

·        Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов  (морковь, помидоры, сладкий перец).

·        Делать гимнастику для глаз.

·        Укреплять глаза, глядя на восходящее (заходящее) солнце.

 

Гимнастика для глаз

 

Расслабление. Плотно закройте глаза и постарайтесь расслабиться. Для выполнения этого упражнения стоит вспомнить какие-либо приятные моменты жизни.

Круговые движения. Сделайте круговые движения открытыми глазами: сначала по часовой стрелке, затем - против.

Движения по прямым линиям. Интенсивно подвигайте глазами по горизонтали: направо-налево, и по вертикали: вверх-вниз.

Моргание. Интенсивно сжимайте и разжимайте веки.

Диагонали. Направьте взгляд в левый нижний угол, то есть посмотрите как бы на левое плечо и сосредоточьте взгляд на этой точке. После трех морганий повторите в правую сторону.

 

 

 

 

Выводы, к которым автор пришёл в ходе работы.

         Проведя собственное исследование, я выяснил  причины потери зрения, узнал, как избежать ухудшения зрения. Я научился бережно относиться к своим глазам, вовремя помогать им при переутомлении, узнал  о быстром способе снятия утомления глаз.

А самое главное, если зрение ухудшилось, то его можно поправить, если долго и усердно помогать своим глазам.

При написании данной работы, я познакомились с новыми терминами, такими, как «гипотеза», «предмет исследования», «объект исследования».

Мне очень понравилось проводить собственное исследование, было интересно:

·        работать с книгами, искать информацию, иллюстрации;

·        проводить анкетирование ребят;(пока учитель с родителями, во 2 классе проведу сам с детьми)

·        рисовать плакат;

·        создавать буклет;

·        выступать в роли корреспондента: брать интервью у нашего медика;   

·        разрабатывать гимнастику для глаз;

·        проводить опыты.

 

Мне очень хотелось бы, чтобы моё исследование помогло ребятам сохранить  и укрепить свое зрение на долгие годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Школьная научно – практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее»

Школьная научно – практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее»

Береги глаза смолоду. Демин

Береги глаза смолоду. Демин

Береги глаза смолоду. Демин

Береги глаза смолоду. Демин

Правила бережного отношения к зрению»; 2

Правила бережного отношения к зрению»; 2

Береги глаза смолоду. Демин

Береги глаза смолоду. Демин

Строение глаза Правда, немножко страшновато смотрится?

Строение глаза Правда, немножко страшновато смотрится?

Пространство внутри глаза между хрусталиком и сетчаткой называется задней камерой и заполнено желеобразной массой, называемой стекловидным телом

Пространство внутри глаза между хрусталиком и сетчаткой называется задней камерой и заполнено желеобразной массой, называемой стекловидным телом

Коль светло – зрачок поуже,

Коль светло – зрачок поуже,

Делаю выводы: 1)Зрачок регулирует количество света:если света недостаточно, он автоматически расширяется, если света вполне достаточно, он сужается

Делаю выводы: 1)Зрачок регулирует количество света:если света недостаточно, он автоматически расширяется, если света вполне достаточно, он сужается

На каком расстоянии от глаз находится у вас книга при чтении, а тетрадь при письме? 2

На каком расстоянии от глаз находится у вас книга при чтении, а тетрадь при письме? 2

С, большое содержание которого в цитрусовых, шиповнике и черной смородине

С, большое содержание которого в цитрусовых, шиповнике и черной смородине

Приложение I Плакат по теме: «Основные причины потери зрения» ·

Приложение I Плакат по теме: «Основные причины потери зрения» ·

Выводы, к которым автор пришёл в ходе работы

Выводы, к которым автор пришёл в ходе работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2020