Исследовательская работа "Есть памятник в нашем селе...."
Оценка 4.8

Исследовательская работа "Есть памятник в нашем селе...."

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
история
9 кл
23.01.2021
Исследовательская работа "Есть памятник в нашем селе...."
Исследовательская работа по истории села Пседах
Исследовательска работа.docx

 

 

 

 

 

 

«Есть памятник в нашем селе…»

 

 

 

 

                                                                              Эрсиноева Хава Муссаевна

Мусаева Иман Ибрагимовна                                         

                                учащиеся 9«а» класса

                                           СОШ №25 с.п. Пседах

                                           Руководитель: Картоева З.Б.

 

 

2020г.

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ:

На свете существует множество различных памятников, созданных не только в честь человека, но и в честь народа, важных дат истории и даже в честь животных. Главная задача памятников – это сохранение памяти. Без прошлого нет будущего. Для человека память – это некий стержень и опора, убрав которую он не сможет существовать. Для того, чтобы сохранить её, создаются памятники. Они бывают разные, но, без сомнения, все из них созданы не зря, каждый несёт свою смысловую нагрузку.

  Памятник...значение этого слова говорит само за себя - хранить память, память о тех, кто не вернулся в родное село, домой…Памятник воинам - землякам – это особая память не вернувшимся с войны солдатам.   

  

Цель исследования: собрать информацию о памятнике с момента создания и до наших дней.

Задачи:

1.узнать из литературы и бесед с людьми историю создания памятника,

2.найти информацию о пропавших без вести своих односельчанах, которым посвящён памятник,

3.рассказать, какую роль играет для людей этот памятник в наши дни.

Объектом исследования является история памятника, предметом – факты, мало известные людям.

Гипотеза исследования – если жители села узнают больше об истории памятника, то память о героях прошедшей войны будет сохраняться дольше.

 

Актуальность исследования - объясняется тем, что с каждым годом остаётся всё меньше людей, которые могут рассказать о ветеранах Великой Отечественной войны, и память о них хранят безмолвные свидетели истории памятники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. История создания памятника

 

               Рассматривая фотографии ветеранов Великой Отечественной войны в школьном музее я обратила внимание на памятник который стоял во дворе нашей старой школы, который был демонтирован во время строительства нового здания школы. Я решила исследовать историю этого памятника и выяснить, когда и кем он был установлен, чьи имена были высечены на мемориальной плите.  Пообщавшись с учителями и своим дедушкой Мусаевым М.У. я узнала, что первый памятник не вернувшимся с фронта жителям Пседаха был   установлен на территории школы в далеком 1965 году по инициативе директора школы Дышниева Исы Марзабековича, учителей -Энгиноева Султана Батиевича, Салатова Али Аниевича и др. Это был памятник из бетона на котором были высечены имена жителей села Пседах не вернувшихся с фронта. Спустя некоторое время в 1988 году по инициативе тогдашнего директора школы Цечоева Хамида Хароновича памятник был отреставрирован: была установлена новая мемориальная табличка, дополнены данные о погибших односельчанах, установлено ограждение вокруг памятника, благоустроена прилегающая территория. Таким памятник простоял до 2012 года. В 2012 году началось строительство новой типовой школы на месте старой и памятник вместе с зданием школы был демонтирован, мемориальная табличка с именами ветеранов была передана в школьный музей. На монументе были высечены имена 54-х моих односельчан, не вернувшихся с фронта, среди них мои однофамильцы:

·        Алироев Бока Тутиевич

·        Алироев Хамид Ханиевич

·        Алироев Али Бексолтович

·        Алироев Хасбулат Бултиевич

·         Алироев Хадис Бултиевич

·        Алироев Джунади Юнусович

         Защищая, Брестскую крепость без вести пропал Салман Тимиевич Алероев связной 331 стрелкового полка который, 20 июня 1941 года был послан в штаб дивизии с пакетом, дальше о его судьбе ничего не известно. Здесь, в осажденном в зареве пожарищ   Брестской крепости в июне 1941 года теряются следы Пешхоева Вахи Давтиевича, Балоева Нуги Тажиевича о чем свидетельствуют материалы архива ЦАМО г. Подольска.

         На неприступной твердыне Сталинграда сражался Самовди Арсамакович Алероев.  Алероев С. А. родился в 1919 году в селе Пседах ЧИАССР. В армию был призван в 1939 году, до 1942 года служил на границе с Японией. В 1942 году воевал под Сталинградом в составе гвардейского артполка 238-й стрелковой дивизии.  Он видел лобовые атаки наших танков на танки противника, видел, как эти танки, встав на дыбы, словно обнявшиеся в смертельной схватке гиганты, застывали неподвижно, объятые пламенем и черным дымом. Он слышал стоны земли Сталинграда, участвовал в борьбе защитников города–героя за каждый метр его территории, был свидетелем бесславного конца фашистских полчищ. Победил, а затем участвовал в изгнании непрошеных гостей из Союза, Польши, Чехословакии, В 1943 году переведен на второй Украинский фронт. Затем 3-й Украинский фронт.  Победу встретил в г. Вена (Австрия)

Алероев Сумаил Хасханович   - начал свой фронтовой путь в Одессе в 1941 году. Воевал в Румынии, Чехословакии, Австрии. Был дважды ранен. В 1945 году демобилизовался.

Награжден орденом «За боевые заслуги», медалями «За Победу над Германией».

        А вот братья Магомед и Хамид Алероевы -  ушли на фронт добровольцами. У каждого целая фронтовая биография с героическими подвигами. Старший – Магомед Дадиевич   служил в престижных в то время частях противовоздушной обороны столицы нашей Родины – Москве. Естественно, когда враг подошел ближе и Магомед, и его товарищи по оружию стали участниками обороны Москвы. Вскоре его направили на курсы танкистов. По окончании учебы в 1943 году он уже – командир тяжелого танка - громил врага на полях сражений на Смоленском направлении.

      Младший брат - Хамид родился в с. Пседах Малгобекского района ЧИАССР в 1921 году. Он с раннего детства тянулся к знаниям.  Но вскоре судьба повернула его жизненную дорогу в другую сторону. И его, и сотен тысяч, миллионов других – началась Великая Отечественная война, враг уже приближался к Малгобеку. После долгих уговоров и хождений по различным инстанциям Хамид добился–таки своего: стал курсантом Запорожских курсов    Северо-Кавказского военного округа – он просился на фронт, туда, где решалась судьба Отчизны, и где воевал его старший брат. Вскоре после учебы на курсах Хамид, наконец, добивается того, чтобы его отправили на фронт.

      Боевое крещение Хамид Дадиевич Алироев получил в боях под Новошахтинском. Отсюда в 1943 г. его посылают в Пушкинское танковое училище, что в Ярославской области, и вскоре он уже в статусе командира танка Т-34 направляется сначала в 143 отдельную танковую бригаду 1-го Прибалтийского фронта, а чуть позже – Хамид воюет уже командиром танковой роты 39-й гвардейской отдельной танковой бригады 2-го Прибалтийского фронта. Участвовал в жесточайших боях за освобождение Белоруссии, Латвии. О нем в то время писали с восхищением во фронтовых газетах: «Здесь три танка Т-34 под командованием лейтенанта Хамида Алироева с ходу овладели станцией Войнады, разбив фашистский бронепоезд, а затем удерживали станцию до подхода наших частей».   На боевом счету старшего лейтенанта Хамида Алироева 14 подбитых вражеских танков, несколько уничтоженных артиллерийских батарей, один бронепоезд, множество огневых пулеметных точек, немалое количество уничтожено и живой силы противника. Хамид награжден орденами Отечественной войны первой и второй степени, орденом Александра Невского, орденом Красной звезды. 

В осажденном Ленинграде сражался - Алероев Наурудин Цугиевич. он был призван в армию в сентябре 1939 года.   Службу проходил на Дальнем Востоке, 336-м артиллерийском полку.  Близилось время возвращения домой, но грянула Великая Отечественная война.  С начала войны Алероев Н. Ц. служил на японской границе в Амурской области.   В 1943 году Нуруддина Цугиевича сержанта взвода управления разведки и связи переправляют на Ленинградский фронт. С первых дней служил в 96-й отдельной зенитно - стрелковой бригаде на Ленинградском фронте, затем на Волховском фронте. Первый бой принял в сентябре 1942 года под Ленинградом.  Бои за город на Неве были тяжелыми. Здесь в боях под Ленинградом наиболее ярко проявилось мужество и бесстрашие Алероева. 

        -Это был настоящий ад,- вспоминал Нуруддин Цугиевич. Земля горела под   ногами в буквальном смысле. Но страха не было. Было только одно одержимое желание - отомстить, поскорее покончить с ненавистным врагом. Здесь в боях под Ленинградом он был ранен, но кое-как подлечившись, снова встал в строй.  Затем снова ранение на этот раз тяжелое с контузией.  И опять справился Алероев с бедой, снова взялся за оружие, чтобы громить ненавистного врага. И мерз, и голодал, и километрами линии связи налаживал под свист пуль, вой снарядов, когда дыбилась и стонала земля. Когда помощи ждать неоткуда, а драться надо было за каждую пядь земли. Участвовал в обороне Ленинграда, в прорыве блокады Ленинграда.  Освобождал Нарву.  В начале 1944 года в Германии был ранен в колено.  Затем   повторное тяжелое ранение в правую ногу в апреле 1944 года.  Попал в госпиталь под Ярославлем, где и встретил победу. После длительного лечения был демобилизован из рядов Армии.

 

Глава II. Памятник в наши дни

 

     В 2018 году инициативная группа жителей села, потомки ветеранов, обеспокоенные тем, что памятник был демонтирован в период строительства школы стали искать средства на сооружение нового памятника. Благодаря меценату Алероеву Хажмураду Алиевичу в кратчайшие сроки в центре села появился монумент из 2-х памятных плит. На первой высечены имена 54 пропавших без вести и не вернувшихся с войны жителей с.п. Пседах, вторая плита посвящена пседахцам погибшим в годы депортации 1944 года. В 2019 году монумент дополнен еще одним памятником на котором высечены имена ветеранов, вернувшихся с войны. Таким образом монумент стал завершенным комплексом памяти жителям села, отличившимся в годы войны.

 

           Я по праву горжусь и восхищаюсь боевыми подвигами своих земляков – они достойно и с честью прошли свой воинский путь. Их фронтовая биография – красивый и волнующий рассказ о Великой Отечественной войне: о том, что давало им силы пройти сквозь потери и лишения, выстоять в то грозовое лихолетье. Это было неимоверным испытанием силы духа, нравственности, чести и совести. И этот сложнейший жизненный экзамен, экзамен Судьбы и Времени они все прошли с честью, выдержали его, как подобает настоящим героям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Выводы

 

Работая над темой исследования, мы узнала много нового и интересного из истории своего села, из истории создания памятника.

В своей работе мы постарались восстановить хронологическую последовательность установления Мемориала воинской славы в селе Пседах: 1965 г. – 1988г. - 2018 г.;

- нашли и побеседовали с очевидцами официальной церемонии открытия памятника Энгиноевым Султаном Батиевичем и Цечоевым Хамидом Хароновичем

- рассказали своим сверстникам о значении мемориала в жизни пседахцев на классном часе «Село, в котором я живу».

      Результаты своего исследования мы представили на конкурс исследовательских краеведческих работ «Отечество», потому что хочется, чтобы не только наши одноклассники знали историю установления Мемориала воинской славы, но и сверстники из других школ Малгобекского района.

Отсюда следует, что наша гипотеза подтвердилась. Мемориал воинской славы в селе Пседах является памятником истории, потому что сооружен не случайно, а по важному историческому событию -  участию жителей нашего села в освобождении своей страны от немецко-фашистских захватчиков в 1941-1945г.г.

            Исследовательская работа оказалась увлекательным и познавательным делом. Мы полностью отдаем себе отчет в том, что отдельные элементы нашего исследования нуждаются в дальнейшей углубленной разработке, потому что ряд проблем решен лишь в предположительном плане. Работа над этим исследованием многому нас научила. Прежде всего, это пользование Интернет-сайтами, умение брать интервью у респондентов. Посещение городского музея боевой Славы, знакомство с архивными документами дали нам возможность почувствовать, как важно сохранять память о прошлом.

       В результате работы над данным исследованием удалось восстановить историю создания памятника, уточнить сведения о погибших односельчанах, чьи фамилии занесены на мемориальную доску.  

         Последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях и их преданиях, в памяти наших отцов, матерей, дедов и прадедов, они переходят к детям, внукам, они в их воспоминаниях. Война живет в памяти всего народа. И наша память будет лучшим памятником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1.     « Жизнь, прожитая не зря» А. Энгиноев Грозный 2010г.

2.     Газета «Ленинское знамя» №90 от 29.07.1976г.

 

Интернет – сайты

3. Официальный сайт проекта Минобороны РФ по систематизации учетных данных и документов о погибших воинах во Второй Мировой войне и последующих конфликтах (электронный архив "Мемориал") - obd-memorial.ru.

4.Сайт электронного банка документов «Подвиг народа» - podvignaroda.mil.ru.

5.Материалы школьного музея боевой славы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Есть памятник в нашем селе…»

Есть памятник в нашем селе…»

ВВЕДЕНИЕ: На свете существует множество различных памятников, созданных не только в честь человека, но и в честь народа, важных дат истории и даже в честь…

ВВЕДЕНИЕ: На свете существует множество различных памятников, созданных не только в честь человека, но и в честь народа, важных дат истории и даже в честь…

Глава I. История создания памятника

Глава I. История создания памятника

ЧИАССР. В армию был призван в 1939 году, до 1942 года служил на границе с

ЧИАССР. В армию был призван в 1939 году, до 1942 года служил на границе с

Новошахтинском. Отсюда в 1943 г

Новошахтинском. Отсюда в 1943 г

Затем повторное тяжелое ранение в правую ногу в апреле 1944 года

Затем повторное тяжелое ранение в правую ногу в апреле 1944 года

Заключение Выводы Работая над темой исследования, мы узнала много нового и интересного из истории своего села, из истории создания памятника

Заключение Выводы Работая над темой исследования, мы узнала много нового и интересного из истории своего села, из истории создания памятника

Литература: 1. « Жизнь, прожитая не зря»

Литература: 1. « Жизнь, прожитая не зря»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2021