Исследовательская работа "Изучение творчества Е.Чарушина в Дошкольном учреждении"
Оценка 4.7

Исследовательская работа "Изучение творчества Е.Чарушина в Дошкольном учреждении"

Оценка 4.7
docx
14.05.2020
Исследовательская работа "Изучение творчества Е.Чарушина в Дошкольном учреждении"
чарушин.docx

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1 ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ  В ДОУ.. 5

1.1 Роль художественных произведений в воспитании дошкольников. 5

1.2 Принципы подбора литературы для детского чтения. 9

Глава 2  РОЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЕВГЕНИЯ ЧАРУШИНА В ВОСПИТАНИИ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИВОТНЫМ.. 12

2.1 Основные этапы жизни и творчества  писателя Е.Чарушина. 12

2.2 Доступность и воспитательное значение произведений Евгения Чарушина. 17

2.3 Методика ознакомления детей среднего дошкольного возраста и произведениями писателя. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 35

 

 

 

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность работы. С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Чем характеризуются эти истоки? Способностью ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их (на эти особенности читательского отклика обратил внимание А. Пушкин: «над вымыслом слезами обольюсь…» Ребенок - дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного, «проживать» его. Малыш рисует, не задумываясь о мастерстве, любые сюжеты, плачет и смеется, представляет прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Способность порадоваться и сострадать у детей очень высока.

Книжек, предназначенных для маленьких детей, на свете не так уж мало. Обычно это - сказки, коротенькие, но довольно назидательные рассказцы, картинки с подписями и стихи с картинками. Вырастая, человек прочно забывает эти книжки, и лишь немногие из его первых сказок и стихов навсегда остаются для него сказками и стихами. Долго живут, долго помнятся только настоящие стихи, сказки и рассказы, вещи с самодовлеющим художественным замыслом, с собственной поэтической задачей.

Но эти книги создаются редко. Не всякому, даже и талантливому писателю удается сочетать специфические требования своих маленьких читателей с общими для всей литературы требованиями искусства. Поэтому характеры таких писателей, их склад, их облик кажутся нам особенно интересными. Ведь это их книги раньше всех прочих попадают в руки детей; это они первые вводят в жизнь человека литературу.

Евгений Чарушин, художник и писатель, принадлежит именно к этой счастливой категории. Почти все его книги, - а им написано около двадцати книг, - адресованы к самым младшим читателям, к тем, которых правильнее было бы назвать слушателями и зрителями. Область, в которой он работает, самая что ни есть "детская". Чарушин пишет главным образом о животных. А книги о животных, как известно, интересуют преимущественно детей да специалистов-ученых. Обыкновенный взрослый человек о животных не читает. Однако же, если взрослый человек откроет книжку Евг. Чарушина для того, чтобы прочесть своему пятилетнему сыну один из его рассказов, крупно напечатанных на пяти, на трех или даже на двух страничках, он потом вечером еще раз развернет эту детскую книжку и еще раз прочтет маленький рассказ про медвежат, про лесного котенка или про петуха и про тетерева. Прочтет для себя самого и как-то особенно хорошо улыбнется и вспомнит что-то очень милое, давнее, о чем, может быть, не вспоминал никогда. Как будто у Чарушина есть ключ от самых наших хрупких и тонких воспоминаний, глубоко запрятанных и очень дорогих.

Целью нашей работы является выявление воспитательного значения произведений Е.Чарушина в отношении к животным у детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования - проблема бережного отношения к животным.

Объект - произведения Е.Чарушина.

Для успешной реализации цели нам необходимо решить следующие задачи:

¾   познакомиться с основными этапами жизни и творчества писателя;

¾   раскрыть основные темы произведений автора;

¾   рассмотреть произведения о животных Е.Чарушина;

¾   выявить воспитательное значение произведений Чарушина к животным.

 

Глава 1 ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ  В ДОУ

1.1 Роль художественных произведений в воспитании дошкольников

 

Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни -в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его воспитывать человечность в самом себе. Книга раскрывает человеческие, духовные ценности.

Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте «О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальней». Эти слова К. Батюшкова имеют отношение и к вопросам чтения. У ребенка – память сердца. Не сопереживавшие в детстве могут остаться равнодушными к проблемам века - этическим, экологическим, экономическим. К сожалению, эта чуткость к прочитанному не возникает сама по себе. Ведь не секрет: чудо книги существует не для всех [4, 90].

Задача взрослого – открыть ребенку то чудо, которое несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Утрату эстетического наслаждения чтения Ч. Дарвин считал равносильной утрате счастья.

Читатель начинается раньше, чем ребёнок научится читать. Умение слагать слоги и слова – начало умения читать, а чтение как источник духовного обогащения - нечто другое.

Ребенок – слушатель – это уже читатель. Процессы понимания книги путём слушания и самостоятельного чтения сходны в главном. Только читательская судьба ребенка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредником между писателем и слушателем. Взрослый, чтобы донести книгу до ребенка, должен любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность в изображении коллизий, искренне увлекаться событиями и обстоятельствами, в которые попадают герои книг, уметь передавать свои чувства и переживания детям, интерпретировать для них литературные образы и авторский идейный замысел. От этого и зависит как сложатся у ребенка первые «отношения» с ведущим искусством - литературой [3,27].

Задача детского сада, отмечает Л.М. Гурович, заключается в подготовке к досрочному литературному образованию, которое начинается в школе [4,51]. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.) В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, братьев Гримм.

Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е. А. Флериной, М.М. Кониной, Н.С. Карпинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками - в работах А.В. Запорожца, Е.А. Флериной, Т.А. Репиной, Л.Я. Панкратовой, Л.М. Гурович.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

Эстетика и психология рассматривают восприятие детьми художественных произведений искусства, как сложный творческий процесс. «Эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально – волевые мотивы - А.В. Запорожец. Литературное произведение одновременно обращено и к чувству, и к мысли читателя, помогает ему освоить богатый духовный опыт человечества.

Е.А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего» [16,23].

Восприятие детьми художественной литературы рассматривается, как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное содержание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживания героями, в воображаемом перенесении на себя событий, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

В трудах Л.С. Выготского , С.Л. Рубинштейна, П.М. Теплова, А.В. Запорожца, О.И. Никифоровой, Е.А. Флериной, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста. О.И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя ( через чувства и сознание).

Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту.

Как уже говорилось выше, одной из особенностей восприятия литературных произведений детьми, является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами.

Е.А. Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка) [16,25].

Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. На основе обобщения научных данных и собственного исследования, Л. М. Гурович рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в эстетическом развитии: от 2до 5 лет, когда малыш недостаточно отчётливо отделяет жизнь от искусства слова, становится для ребенка самоценным [4,72].

На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе. Кратко остановимся на возрастных особенностях восприятия. Для детей младшего возраста зависимость понимания текста зависит от личного опыта ребёнка, установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено.

В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста от личного опыта ребенка, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется интерес к сюжету, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

 

1.2 Принципы подбора литературы для детского чтения

 

Проблема отбора книг для детского чтения одна из самых важных и сложных проблем литературоведения, психологии и педагогики. Издавна велись и до сих пор не прекращаются споры о том, что предпочтительнее читать детям и как определить круг детского чтения: какие темы и жанры должны занять главенствующее положение, какова специфика влияния детской книги на личность ребенка, какое количество литературных произведений должен узнать ребенок на протяжении дошкольного детства.

Интерес к книге, возникший в раннем возрасте, поможет ребенку в дальнейшем, когда он будет осваивать технику самостоятельно чтения, преодолевать все трудности ради того, чтобы испытать радость открытия нового.

Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений становятся сюжетами детских игр, проживая в игре жизнь героев, дети приобретают их духовный и нравственный опыт. Таким образом, путем правильного отбора книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребенка, на формирование его духовных ценностей. Хорошая детская книга вводит малыша в мир художественных образов, дает первые и потому наиболее сильные впечатления о прекрасном. Специфика литературы состоит в том, что средством выражения художественного содержания является неповторимый языковой образ, который привлекает ребенка, останавливает его внимание своей красотой, необычностью. Книга совершенствует содержание его речи. обогащает и шлифует её форму. Итак, отбор книг играет важную роль в формировании личности маленького читателя [10,61].

Детская литература сегодня богата по составу и содержанию. В нашей стране для детей издаются разные произведения устного народного творчества русского народа и зарубежных стран; произведения русской и зарубежной классики; детские книги современных, отечественных и иностранных авторов. Охватить это богатство невозможно. Путеводными нитями являются разработанные в педагогической науке критерии, которые помогают избежать субъективности, позволяют дать объективную оценку книгам с точки зрения их содержания и художественных достоинств. Какие это критерии?

Условно их можно разделить на две группы. К первой относятся критерии, дающие возможность правильно оценить достоинства детских книг, ввести в круг чтения дошкольников произведения разных видов, жанров, тематики. Вторую группу составляют педагогические критерии. Они позволяют устанавливать соответствие между конкретными литературными произведениями. Мерилом художественности является органическое слияние содержания, идей произведения с такой формой их выражения, которая наиболее точно совпадает с идеей, выражает её наилучшим образом. Носителем идеи в детской книге всегда является герой. Конкретность, яркость, психологическая достоверность героев, событий, деталей, отношений, переживаний делает идеи, заложенные в литературном произведении, доступными, жизненно важными, личностно переживаемыми. Они принимаются или отвергаются ребенком в зависимости от того, как малыш относится к герою – выразителю идейного замысла [8,42].

Поэтому при отборе литературных произведений необходимо, прежде всего, видеть, какую позитивную концепцию выдвигает автор. Книга призвана в конкретных образах раскрывать перед ребенком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания; формировать правильное отношение к людям, к самому себе. Лучшие литературные произведения, созданные для детей, без излишнего дидактизма формируют у ребенка нравственное отношение к действительности.

Творчество Евгения Чарушина принадлежит именно к этой счастливой категории. Почти все его книги, - а им написано около двадцати книг, - адресованы к самым младшим читателям, к тем, которых правильнее было бы назвать слушателями и зрителями. Область, в которой он работает, самая что ни есть "детская". Чарушин пишет главным образом о животных. А книги о животных, как известно, интересуют преимущественно детей да специалистов-ученых. Обыкновенный взрослый человек о животных не читает. Однако же, если взрослый человек откроет книжку Евг. Чарушина для того, чтобы прочесть своему пятилетнему сыну один из его рассказов, крупно напечатанных на пяти, на трех или даже на двух страничках, он потом вечером еще раз развернет эту детскую книжку и еще раз прочтет маленький рассказ про медвежат, про лесного котенка или про петуха и про тетерева. Прочтет для себя самого и как-то особенно хорошо улыбнется и вспомнит что-то очень милое, давнее, о чем, может быть, не вспоминал никогда. Как будто у Чарушина есть ключ от самых наших хрупких и тонких воспоминаний, глубоко запрятанных и очень дорогих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2  РОЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЕВГЕНИЯ ЧАРУШИНА В ВОСПИТАНИИ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИВОТНЫМ

 2.1 Основные этапы жизни и творчества  писателя Е.Чарушина

 

Чарушин Е. И. (1901 - 1965) - один из самых любимых детьми художников мира животных. Он был лучшим художником анималистом. Равных ему не было. Но Евгений Чарушин был и одним из тех добрых и гуманных детских писателей, которые сохранили непосредственность и свежесть детского взгляда на мир животных и детского восприятия жизни, которые сумели по-доброму и с ясной простотой донести этот взгляд до детского сознания. Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.

В Чарушине все было удивительно. Начиная с фамилии. Казалось бы, этимология фамилии «Чарушин» восходит к словам «чара», «чародей», «очаровывать». Это очень соблазнительная версия, ведь сам художник и писатель Чарушин Е. И. очаровал несколько поколений детей своими добрыми, гуманными рассказами и рисунками о жизни животных. На самом же деле фамилия ЧАРУШИН связана с существительным ЧАРУША. Так в диалектных говорах Урала называли форму для выпечки сдобного теста. Прозвище ЧАРУША, от которого и произошла фамилия, получал человек пышнотелый, дородный [12,31].

Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году на Урале, в Вятке в семье Ивана Аполлоновича Чарушина, одного из видных архитекторов Урала. По его проектам построено более 300 зданий в Сарапуле, Ижевске, Вятке. Он оказал существенное влияние на застройку городов Прикамья и Предуралья, огромного региона, где он был ведущим архитектором в том числе и из-за своего статуса -- главный губернский архитектор. Профессия архитектора требует, как необходимого условия, быть хорошим рисовальщиком. Как и его отец, архитектор, сам юный Чарушин великолепно рисовал с детства. Рисовал начинающий художник по его собственным словам «преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях».

Живой натуры для юного художника вполне хватало. Она была повсюду. Во-первых, сам родительский дом с огромным заросшим садом был густо населён всевозможной живностью. Это был настоящий домашний зоопарк -- кудахчущий, хрюкающий, ржущий, мяукающий и лающий. Во дворе обитали поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и всяческая птица -- чижи, свиристели, щеглы, разные подстреленные кем-то на охоте птицы, которых выхаживали и лечили. В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками, а ещё в доме жил некто Бобка.

Это был пес о трех лапах, закадычный друг маленького Жени Чарушина. Этот пес «лежал всегда на лестнице. Все об него спотыкались и бранились. Я же ласкал его и часто рассказывал ему о своих детских огорчениях». Во-вторых, кроме всего этого движущегося и шевелящегося изобилия натуры всегда можно было сбегать в мастерскую чучельника, находившуюся в двух шагах от дома Чарушиных. Там зверей можно было рассмотреть в состоянии покоя.

Любимым чтением Жени Чарушина были книги о жизни животных. Сетон-Томпсон, Лонг, Биар - вот его любимые авторы. Но однажды отец подарил ему на день рождения 7 тяжелых фолиантов. Это была книга А. Э. Брема «Жизнь животных». Такое уж это было совпадение, что Чарушин родился в день смерти великого немецкого зоолога Альфреда Эдмунда Брема. Его фундаментальный труд в семи томах была самая дорогая для Евгений Иванович Чарушина книга. Ее он берег и перечитывал всю жизнь. «Я читал его запоем, - вспоминал Чарушин, - и никакие «Нат Пинкертоны» и «Ник Картеры» не могли сравниться с Бремом». И то, что рисовал начинающий художник все больше зверей да птиц, в этом тоже немалая доля влияния Брэма.

После окончания в 1918 году средней школы, где он учился вместе с Юрием Васнецовым, Чарушин был призван в Красную Армию. Там его использовали «по специальности», и он был назначен помощником декоратора в культпросвете Политотдела штаба Красной Армии Восточного фронта. Отслужив 4 года, практически всю гражданскую войну, он вернулся домой и решил учиться на профессионального художника. В Вятке можно было учиться только в декоративных мастерских Вятского губвоенкомата Но это было не серьезно, настоящей школы рисования губвоенкомат дать не мог. Юный Чарушин это понимал, и осенью того же года он уехал в Петербург. Заветная цель любого начинающего художника -- это Академия. И Евгений Чарушин поступил на живописный факультет в Петербургскую Академию художеств (ВХУТЕИН), где занимался пять лет, с 1922 по 1927 год, у А.Карева, А.Савинова, М.Матюшина, А.Рылова.

По окончании учёбы Чарушин пришёл со своими наработками в Детский отдел Госиздата, которым заведовал в тогда знаменитый художник Владимир Лебедев. В те годы власть перед художниками задачу -- создать принципиально новые книги специально для маленьких граждан советского государства. Книги должны были быть высокохудожественными и, в то же время, информативными и интересно-познавательными. Чарушинские рисунки из мира животных понравились Лебедеву, и он поддержал молодого художника в его исканиях и творчестве. Первая книга, иллюстрированная Евгением Ивановичем, был рассказ В.Бианки «Мурзук». Она привлекла внимание не только маленьких читателей, но и знатоков книжной графики, а рисунок из неё был приобретён Государственной Третьяковской галереей.

В 1930 году, «преисполненный до краёв наблюдениями детства и охотничьими впечатлениями я стал, при горячем участии и помощи С.Я.Маршака, писать сам». Чарушин Е. попробовал писать небольшие рассказы для детей о жизни животных. Очень тепло о рассказах начинающего автора отозвался Максим Горький. Но это оказалось самым трудным делом в его жизни, так как по его собственному признанию, иллюстрировать чужие тексты ему было много проще, чем свои собственные. В своих текстах очень часто возникали споры между Чарушиным-писателем и Чарушиным-художником.

До войны Евгений Иванович Чарушин создал около двух десятков книг: «Птенцы», «Волчишко и другие», «Облава», «Цыплячий город», «Джунгли - птичий рай», «Животные жарких стран». Продолжал он иллюстрировать других авторов -- С.Я.Маршака, М.М.Пришвина, В.В.Бианки. Во время войны Чарушина эвакуировали из Ленинграда на родину, в Киров (Вятку). Он рисовал плакаты для «Окон ТАСС», писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы, расписывал помещение детского сада одного из заводов и фойе дома пионеров и школьников. И занимался с детьми рисованием.

В 1945 году художник вернулся в Ленинград. Помимо работы над книгами, он создал серию эстампов с изображениями животных. Ещё до войны он увлёкся скульптурой, расписывал чайные сервизы, а в послевоенные годы делал из фарфора фигурки животных и целые декоративные группы. Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С.Я.Маршака. А в 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.

На всю жизнь художник и писатель Чарушин сохранил детское мироощущение и какой-то ребяческий восторг перед красотой мира природы. Он сам рассказывал о себе: «Я очень благодарен моим родным за моё детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству...

Моя мать - садовод-любитель. Копаясь в своем садике, она делала прямо чудеса… Конечно, я принимал деятельное участие в ее работе. Вместе с ней ходил в лес собирать семена цветов, выкапывать разные растения, чтобы их «одомашнить» в своем саду, вместе с ней выкармливал уток и тетеревов, и моя мать, очень любящая все живое, передала мне эту любовь. Цыплята, поросята и индюшата, с которыми всегда было много хлопот; козы, кролики, голуби, цесарка с перебитым крылом, которое мы лечили; ближайший мой приятель - трехногий пес Бобка; война с котами, съедавшими моих крольчат, ловля певчих птиц - чижей, щеглов, свиристелей, … и … голубей… Вот со всем этим связано мое раннее детство, к этому обращаются мои воспоминания.

Шести лет я заболел брюшным тифом, так как решил однажды есть все то, что едят птицы, и наелся самой невообразимой гадости... В другой раз я переплыл вместе со стадом, держась за хвост коровы, широкую реку Вятку. С того лета я умею хорошо плавать...»[16]

Мир животных посреди первозданной природы - его родина. Он всю жизнь рассказывал о ней и рисовал этот дивный исчезнувший мир, пытаясь сохранить и передать детям его душу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Доступность и воспитательное значение произведений Евгения Чарушина

 

 

Ребенок в младшем  дошкольном возрасте (1,5-3 лет) уже знаком с собачками, кошками, козочками. Знаком по песенкам, потешкам,— словом, на основе фольклора для самых маленьких». Это так, но «герои» жанра — животные — действуют в этих миниатюрах как люди. Они расцвечивают жизнь малыша, эмоционально обогащают его. И действительно, как не полюбить котика, кошку, курочку, которые приходят «ночевать, чтобы люлечку качать», ему «платье шить», «в сапожках избушку мести». Однако уже к 2—2,5 годам у ребенка постепенно возникает потребность воспринимать мир реалистически, устанавливать реалистические зависимости и причинно-следственные отношения в окружающем его мире. Особенно наглядно эта потребность проявляется к 3—4 (5) годам, в постоянных вопросах «почему». В этом плане проза и рисунок Чарушина — бесценный клад для педагогики, для воспитателя детей раннего и дошкольного возраста. Творчество мастера позволяет ему ввести ребенка в реалии окружающего мира. И что примечательно: без всякого противопоставления песенности и поэзии фольклора. Более того, соприкасаясь с произведениями Чарушина, фольклорная тематика «загорается» новыми красками; ребенок, благодаря воображению, открывает для себя два мира — реальный и ирреальный, фантастический, не противостоящие друг другу, а соседствующие параллельно. Вспомним его рассказы «Гусь», «Утята», «Лиса», «Ежик», «Дятел», его книгу «Большие и маленькие», его миниатюры «Кошка», «Утка», «Волчишко»... Бесконечная цепочка образов животных — зримых, предметных, с точным обозначением величины, цвета шерсти, оперения.

         Известно, малыш 3-го года жизни уже берет на себя роль в игре; следовательно, он может действовать  в воображаемом плане. При этом ребенок  спокойно «возвращается» к реалиям  действительности, понимая, что и сорока-ворона, и курочка, и котик понарошку «кашу варят и деток кормят», понарошку «бегут с ведром заливать кошкин дом», понарошку «ходят на торжок» покупать пирожок. Он уже знает: животные в жизни человека выполняют какую-то особую функцию. Но тем не менее животные по-прежнему остаются для него желанными игровыми персона жами, любимыми героями песенной и фольклорной тематики. Чарушинская проза, адресованная самым маленьким, удивительно гармонично вписывается в русло поэтического фольклора своей созвучностью. Ведь писатель так широко использует стилистику фольклора. Его постоянные обращения к сказу просто обязывали вводить особый словарь, особый стиль. Пример тому — инверсии с непременной постановкой глагола после существительного («Про то, как сорока летела, кого повидала, как перо потеряла»), повторы с употреблением слов в превосходной степени (злющая-презлющая, тощая-претощая, ходы-переходы, живет-дрожит), синонимические повторения (цыплята-тетеревята, в лесочке-ельничке), троекратные повторения одного и того же действия (рассказ «Что за зверь?»).

         Самобытное творчество Чарушина, так счастливо сочетающее в себе дар слова и рисунка, позволит педагогу расширить «поле видения» ребенка. Информативные, детальные иллюстрации, показывающие тонкое восприятие мира, полные всевозможных оттенков, полутонов, внутренней экспрессии, «озвученные» словом, легко введут слушателя во «внутренний» аспект темы, обращенной к его чувствам, его логике. Чем младше ребенок, тем полезнее сочетать прозу Чарушина с наглядностью — показом иллюстраций, рисунков, с игровыми приемами.

         Переход занятия  в игру — один из приемов, допустимых в педагогике раннего детства. Для  дошкольников среднего и старшего возраста чтение и прослушивание текста с  переходом, как правило, в закрепляющую беседу, с акцентом на гуманизм, на доброе отношение человека к «братьям нашим меньшим», ко всему живому — уже специальный вид занятия.

         И наконец, остановим  внимание читателя на художественных приемах, которые он будет использовать, работая над чарушинской тематикой. Во-первых, рассказы писателя желательно читать на память или близко к тексту, эмоционально, выразительно. Это важно, особенно для малышей, которые должны видеть мимику взрослого, выражение глаз, жесты,— словом, его отношение к тексту. Будем помнить, что проза Чарушина — тот благодатный материал, который дает возможность педагогу проявить себя — показать свое духовное отношение ко всему живому, свою любовь к окружающему миру. Только так он сможет привить детям черты гуманности, толерантности.

Чем же замечательны маленькие рассказы Чарушина, эти простые, незамысловатые рассказы, которые иной раз даже и пересказать трудно, - до того они кажутся неуловимыми в своей наивнейшей простоте? В них нет ни особого обилия естественно-научных сведений, как, скажем, в книгах В. Бианки; нет ни той добротной занимательности сюжетного детского рассказа, с помощью которой завоевывает своих маленьких читателей О. Перовская, но, очевидно, в них есть нечто большее. Развернем наудачу одну из книжек Чарушина. Она называется "Семь рассказов". Проглядим первый из них. В нем говорятся о том, как охотник где-то в глуши, на лесной укромной полянке заметил котенка. Котенок один играет в траве, а охотник смотрит на него из-за кустов. Смотрит, смотрит и вдруг в ужасе бросается бежать, сломя голову. Ведь этот лесной детеныш - рысенок! Стоит ему подать голос, как на выручку явится рысиха-мать, и тогда несдобровать охотнику.

Такова канва этого рассказа, а вот и сам рассказ:
"На полянке ручеек течет. И трава кругом густая, разноцветная, от цветов разноцветная. Тут и пчелы работают, и шмель гудит. А у сосенки, у трехлетки, что мне по колено ростом, толкунцы толкутся, комары. Всей кучей на одном месте подпрыгивают. А полянка-то маленькая, будто комнатка, шагов пять в ширину, десять в длину. Стеной вокруг смородина растет, в смородине рябина, под рябиной - малина. А дальше настоящий лес обступил поляну. Еловый лес. Маленький, маленький котеночек ходит, большеголовый котеночек. Хвост короткий, не хвост, а хвостишко. Мордочка пучеглазая, глаза глупые. А ростом он с полкошки всего. Играет себе котеночек. Схватил в рот длинную соломинку, а сам упал на спину и задними ногами соломинку кверху подпинывает. Задние-то ноги у него длинные, куда длиннее передних, а ступни у ног толстые, с подушечками. Надоела котенку соломина. За мухой погнался, потом цветок лапой ударил. Схватил цветок, пожевал и выплюнул, головой мотает, - горький, видно, цветок попал. Отплевался, отфыркался, посидел немного так, спокойненько и вдруг тучу толкунцов-комаров заметил. Подполз к ним, прыгнул и передние лапы врозь расставил, - видно, хотел всех комаров в охапку поймать. Да ни одного не поймал..."

И так дальше - еще и еще подробности вплоть до неожиданной драматической развязки, до той секунды, когда охотник бросается удирать от котенка, вдруг поняв, что где-то совсем близко, за цветущими кустами его подстерегает смерть. Но лучшее в рассказе, самое поэтическое, теплое, живое - отнюдь не в развязке. Его центр, его содержание, его задача - это сам рысенок, большеголовый, уморительно-серьезный мохнатый ребенок на лесной полянке. Кажется, ни одно его движение не ускользнуло от жадных, любопытных и восторженных глаз автора. Про него - и только про него - написан весь рассказ.

А про что написан рассказ "Медвежата" из книжки "Волчишко и другие", про что -"Птичье озеро" - из книжки "Семь рассказов"? Только про медвежат, только про птиц, живущих в зоопарке. Ведь, в сущности, в рассказах этих вовсе ничего не случается, ничто не происходит. Но читатель и не думает требовать от них случаев или происшествий. Новорожденный утенок, которого, кажется, еще можно запихать обратно в яичную скорлупу, лупоглазый олешек, выглядывающий из своей клетки в зоосаду, карась, вмерзший в прозрачный кусок льда, и даже обыкновенный мох, который "днем под ногами, как огонь, трещит", а по утренней росе "только сипит и пузыри пускает", - все это в рассказах Чарушина само по себе приобретает значение настоящих событий, все это для него не украшающие детали, а самая суть действия. И действие это целиком захватывает читателя, держит его в подъеме живого драматического интереса. Эта способность оживлять мир, обогащать его событиями - самое существенное качество Чарушина, и основано оно на его необыкновенном умении видеть, на счастливой поэтической зоркости.

Поэтическая зоркость - вот настоящий талисман Чарушина, волшебная лампа Аладина. При свете ее все, о чем пишет Чарушин, - звери, птицы, деревья, - все становятся таким удивительным и необычайным, каким оно бывает только тогда, в детстве, когда человеческие глаза видят мир впервые. И вот эту-то первоначальную остроту зрения, это вдохновленное, настороженное внимание удалось сохранить Чарушину. Если бы не было у него этого замечательного свойства, любой его рассказ, пожалуй, мог бы просто растаять в руках у читателя, - так хрупко, так невесомо его фабульное ядро. Но при свете лампы Аладина самая простая история может превратиться в чудесную.

Возьмем еще один рассказ Чарушина. Он называется "Петух и тетерев". Это один из лучших его рассказов, но сюжет его, как и во всех прочих чарушинских вещах, более чем примитивен. Ранней весной мальчик отправляется на охоту. Переночевав в избушке лесника, он на рассвете идет к колодцу, чтобы умыться, и тут делается свидетелем удивительной сцены. У него на глазах лесной петух - тетерев - перелетает через забор и вступает в драку с домашним петухом. В пылу битвы враги не замечают маленького охотника, и тот ловит тетерева живьем. Вот и все. А что удалось сделать из этого рассказа Чарушину! Начало его - это настоящая весенняя поэма. Вот он привел своего читателя в старый город на холмах, на вымытую дождями, поросшую травой крышу старого дома. Какая огромная просторная даль вдруг раскрывается перед читателем. Какими пленительными кажутся ему там, вдалеке, и леса с перелесками, и луга, и поляны, и речки с озерами. Какая радость лежать на этой крыше и смотреть, как по воздушным дорогам, то высоко, то низко, стаями летят перелетные птицы. Еле успел наглядеться читатель на этот голубой мир, а писатель уже увел его за собою в лес. Там все по-другому, но не хуже, а только укромнее и таинственнее.

"...Лес все темней да сырей. Свет полосами упирается в мох, в ягоды прошлогодние, в ландышевые поросли. Моховая кочка - вся в клюкве, как подушка в бисере. Рядом пень трухлявый, дряхлый; так и рассыпается рыжей мукой. Гляжу - в самой середине пня ямка, а в ямке тетерочье перо, пестрое, полосатое - желтое с черным. Видно, купалась тут тетерка в сухой трухе, барахталась, на боку лежала, крыльями хлопала, черным куриным глазом глядела..."

Сказочное перо! Кажется, его потеряла не тетерка, а какая-то невиданная птица. Возьмешь его в руки, и не миновать удивительных приключений. А вот и само оно - удивительное приключение.

Дикая черная птица, как разбойник, перемахнула через забор и неожиданно очутилась в домашнем курином царстве.
"Ко... ко... ко... ко... коко! - заговорил петух.
А косач выгибаться стал. Крылья распустил, будто двумя саблями по земле водит.
...Брови у косача красные, как огонь, а весь он черный-черный, только на крыльях белые зеркальца мелькают, да подхвостье белое торчит.
...И стали петух и косач сходиться все ближе и ближе. По всем правилам петушиной драки стали сходиться. Оба ведь петухи, только один лесной, другой - домашний!"...
Сцену этого боя хотелось бы переписать целиком, но и отрывок явственно говорит о поэтическом качестве целого. И таковы почти все чарушинские рассказы, в основе которых лежит его счастливое чувство реальности, его памятливая зоркость. Но если только изменит писателю его удивительное зрение, если погаснет хоть на миг лампа Аладина, - не жди удачи.

Вот, например, есть у Чарушина книжка "Про сороку". Она принадлежит к разряду так называемых "научных сказок", давно вошедших в обиход детской литературы и все же в своем большинстве довольно сомнительных. Все сказочное, чудесное заменяется в них обычно полезными сведениями, а полезным сведениям в сказке и неудобно и тесно. Но выиграть сражение, можно, разумеется, и на самых неблагоприятных позициях, победа от этого становится только почетнее. Удалось ли на этот раз победить Чарушину? Нет, не удалось. Он не смог ввести в бой свои главные силы - и проиграл. Сказка не позволяет рассказчику участвовать наравне с героями во всех ее перипетиях. Она хочет, чтобы он стоял поодаль и спокойно, почти бесстрастно - с горки - командовал действием.

А Чарушин не может оставаться вдалеке от действия. Он смотрит на вещи, как пятилетний мальчик, который глядит на них в первый раз. В этом взгляде и жадность охотника, и пытливость натуралиста, и бескорыстный восторг художника. Если нельзя смотреть в упор, он многого не сумеет разглядеть, да и показать многого, конечно, не сможет. Именно поэтому не удалась ему в полной мере и книжка "Звери жарких и холодных стран". Чарушину не свойственно быть пересказчиком чужого материала. В создании научно-популярных рассказов с ним может успешно конкурировать всякий добросовестный популяризатор, которому до настоящего Чарушина далеко, как от земли до неба. Да и на что Евгению Чарушину эти шубы с чужого плеча? Его талант в том, чтобы видеть своими глазами, говорить своим языком.

И язык его почти всегда послушен ему, выразителен и точен. Недаром свою писательскую дорогу он начал с подписей к картинкам, то есть с такой литературной формы, в которой слово должно идти бок о бок с рисунком, нисколько не уступая ему в реалистичности и конкретности. Евгений Чарушин выработал этот свой язык, экономный и живой, способный каждым словом апеллировать к воображению читателя. Более того, он создал и какой-то свой собственный литературный жанр, полностью соответствующий особенностям [его] дарования. У жанра этого еще нет названия. Творения Чарушина именуют то рассказами, то очерками, то развернутыми подписями к рисункам, то заметками из дневника художника.

И все это отчасти верно. Но вернее [всего] было бы назвать их "лирическими портретами", если только такое громкое название пристало портретам попугая, оленя, рысят и медвежат. Впрочем, не одних только оленей и медвежат рисует нам Чарушин. Мы узнаем [в] его портретах тот диковинный, огромный и милый мир, который всегда окружает ребенка, который когда-то окружал и нас в первую пору нашей жизни. Ребенок чувствует себя в этом мире, как дома, а мы благодарны писателю за то, что он хоть на миг вернул нам первоначальную свежесть зрения.
И в этом секрет двойной победы Евгения Чарушина.

 

 

 

 

 

 

2.3 Методика ознакомления детей среднего дошкольного возраста и произведениями писателя

 

Самобытное творчество Чарушина, так счастливо сочетающее в себе дар слова и рисунка, позволит педагогу расширить «поле видения» ребенка. Информативные, детальные иллюстрации, показывающие тонкое восприятие мира, полные всевозможных оттенков, полутонов, внутренней экспрессии, «озвученные» словом, легко введут слушателя во «внутренний» аспект темы, обращенной к его чувствам, его логике. Чем младше ребенок, тем полезнее сочетать прозу Чарушина с наглядностью — показом иллюстраций, рисунков, с игровыми приемами.

         Переход занятия  в игру — один из приемов, допустимых в педагогике раннего детства. Для  дошкольников среднего и старшего возраста чтение и прослушивание текста с  переходом, как правило, в закрепляющую беседу, с акцентом на гуманизм, на доброе отношение человека к «братьям нашим меньшим», ко всему живому — уже специальный вид занятия.

         И наконец, остановим  внимание читателя на художественных приемах, которые он будет использовать, работая над чарушинской тематикой. Во-первых, рассказы писателя желательно читать на память или близко к тексту, эмоционально, выразительно. Это важно, особенно для малышей, которые должны видеть мимику взрослого, выражение глаз, жесты,— словом, его отношение к тексту. Будем помнить, что проза Чарушина — тот благодатный материал, который дает возможность педагогу проявить себя — показать свое духовное отношение ко всему живому, свою любовь к окружающему миру. Только так он сможет привить детям черты гуманности, толерантности.

Методика ознакомления детей раннего и дошкольного возраста с творчеством Чарушина представляет не только определенный интерес для педагогической практики, но и известную трудность. Это прежде всего касается умения отбирать произведения, соответствующие возрасту ребенка, особенно ценные для его эмоционального и познавательного развития.

     Ознакомление детей с художественными произведениями Чарушина необходимо проводить на специальных занятиях и вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, в уголке книги и др.). На специальных занятиях воспитатель может читать детям или рассказывать. Одна из задач таких занятий состоит в том, чтобы научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать норму литературной  речи.

     Занятие по ознакомлению с художественным произведением детей разных возрастных ступеней организуется педагогом по-разному: с детьми раннего возраста воспитатель работает индивидуально или с группами по 2—6 человек; группу детей младшего дошкольного возраста для слушания чтения или рассказа воспитателя нужно разделить пополам; в средней и старших группах занимаются одновременно со всеми детьми на обычном для занятий месте.

     Воспитатель перед занятием приготавливает весь наглядный материал, который предполагает использовать во время чтения: игрушки, муляж, картину, портрет, наборы книжек с иллюстрациями для раздачи детям и др. 
Чтобы чтение или рассказывание было обучающим, необходимо соблюдение того же правила, которое действовало при доречевых тренировках детей раннего возраста, т. е. дети должны видеть лицо воспитателя, его артикуляцию, мимику, а не только слышать его голос. Воспитатель, читая по книге, должен научиться смотреть не только в текст книги, но и время от времени на лица детей, встречаться с ними глазами, следить за тем, как они реагируют на его чтение. Умение посматривать на детей во время чтения дается воспитателю в результате настойчивых тренировок; но даже самый опытный чтец не может читать новое для него произведение «с листа», без подготовки: перед занятием воспитатель производит интонационный разбор произведения («дикторское прочтение») и тренируется в чтении вслух. 
На одном занятии читается одно новое произведение и одно-два из тех, которые дети уже слышали раньше. Многократное чтение произведений в детском саду обязательно. Дети любят слушать уже знакомые, полюбившиеся им рассказы, сказки и стихи. Повторение эмоциональных переживаний не обедняет восприятия, но ведет к лучшему усвоению языка и, следовательно, к более глубокому осмысливанию событий, поступков героев. Уже в младшем возрасте у детей появляются любимые персонажи, дорогие для них произведения, и потому их радует каждая встреча с этими персонажами.

Основное правило организации занятия по чтению (рассказыванию) детям — эмоциональная приподнятость чтеца и слушателей. Настроение приподнятости создает воспитатель: он на глазах у детей бережно обращается с книгой, с уважением произносит имя автора, несколькими вводными словами возбуждает интерес малышей к тому, о чем собирается читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую воспитатель покажет детям перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания.

     Иногда перед чтением в средней или старших группах можно обратиться к опыту детей: напомнить им эпизод из их жизни, сходный или противоположный тому, который описан в книжке («Дети, встречали ли вы когда-нибудь таинственных зверей? А вот одна девочка по имени Катя встретилась однажды с таким зверем. Послушайте рассказ "Что за зверь?" и догадайтесь, кого встретила Катя. Или: «Знаете ли вы, ребята, что не только попугаи бывают говорящими. Однажды писатель Евгений Иванович Чарушин познакомился с самым настоящим говорящим вороном по имени Яша. Не верите? Вот послушайте!»).

      Малыши требуют руководства в слушании: вид и голос рассказчика должны подсказывать им, что в данную минуту речь пойдет о трогательном или забавном.

     Текст любого  произведения писателя воспитатель читает, не прерывая себя (комментарии допускаются только при чтении познавательных рассказов). Все слова, понимание которых может вызвать у детей затруднение, нужно объяснить в начале занятия.

          Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь им усвоить его содержание и эмоциональный настрой, воспитатель обязан читать выразительно, кроме того, он пользуется дополнительными методическими приемами, развивающими у детей навыки слушания, запоминания, понимания. Это: повторное чтение всего текста и повторное чтение отдельных частей его.

           Чтение может сопровождаться: игровыми действиями детей, предметной наглядностью (рассматриванием игрушек, муляжей, иллюстраций), привлечением внимания слушателей к реальным объектам; словесной помощью:

¾   сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения;

¾   постановкой после чтения поисковых вопросов («Почему понравился герой? А как бы ты поступил на его месте?» и подобных);

¾   подсказыванием при ответах детей слов-эпитетов, обобщенно называющих существенную черту образа (храбрец, трудолюбивая, бездельница, добрый, злой, решительный, мужественный и т. д.).

     Читать  выразительно — значит выражать интонацией свое отношение к тому, о чем читаешь, оценивать содержание читаемого со стороны его эмоционального воздействия.

          При подготовке к чтению или рассказыванию воспитатель должен подумать, как обратить внимание детей на действие и на его мотивы, какой тембр придать своему голосу, чтобы выразить свое отношение к поступкам героя и передать это детям.

     Например, воспитатель читает или пересказывает  рассказ «Томка» про маленького несмышленого, но очень веселого щенка охотничьей породы, которого автору подарил один его знакомый охотник. Увидев несколько щенков у охотника, рассказчик становится перед выбором: все они разные, и каждый по своему хорош. Взрослый тембром своего голоса должен показать, какой характер присущ каждому из щенков, свое отношение к нему. Если воспитатель в процессе чтения не определит свое отношение к героям и изображаемым событиям, вряд ли это смогут сделать и дети. Наоборот, чтение, которое передает оттенки мысли писателя, драматизм или комизм положения, особенности характера действующих лиц, глубоко воспринимается детьми.

     Рассказчик  должен заранее уяснить построение рассказа, сказки: в повествовании  может быть один эпизод, а может  быть несколько, причем иногда они по настроению противоположны.

     Небольшие по размерам художественные произведения воспитатель  читает на данном занятии  несколько раз подряд. Работа протекает  примерно в таком порядке:

1.     Выразительно читается текст произведения.

2.     Детям дают время (четверть или полминуты) на то, чтобы пережить эстетическое удовольствие от прозвучавшей миниатюры, затем воспитатель спрашивает их, не почитать ли еще («Еще, еще», — просят они).

3.     Воспитатель уступает просьбе и читает текст повторно. Можно прочесть и три и четыре раза, но ни в коем случае нельзя, чтобы чтение надоело детям, поэтому, как только чуть замечено ослабление внимания малышей, чтение (рассказывание) нужно сейчас же прекратить. Лучше прочесть это произведение в другой раз, и тогда дети послушают его с таким же удовольствием.

     Чем младше дети, тем быстрее они утомляются от повторного чтения; более старшие  могут слушать дольше, но воспитатель  должен помнить: нельзя зачитывать произведение до полной утраты к нему интереса у  слушателей.

     Основная задача чтения дошкольникам, как уже сказано, состоит в том, чтобы научить их слушать и слышать, т. е. правильно воспринимать речь. Картинка-иллюстрация, помещаемая в детской книжке, помогает воспитателю полнее преподнести ребенку читаемый текст, но она может и помешать восприятию, если показать ее не вовремя.

     Книги Е, И. Чарушина, как известно, всегда издаются с множеством красочных и черно-белых иллюстраций, выполненных зачастую самим автором.  Проникновенные зарисовки Е. Чарушина заставят ребенка задуматься, где-то улыбнуться или посочувствовать герою рассказа, они содействуют восприятию его текстов, помогают детям уточнить их словесные образы.

     В зависимости от возраста детей воспитатель меняет приемы рассматривания художественных иллюстраций к книжкам. Приемы следующие:

     1) узнавание ребенком персонажей, вещей («Узнай, кто это?»; «Покажи, где кто или что?»);

     2) соотнесение фраз текста с картинками («Найди картинку к таким словам...»; «Какие слова подходят к этой картинке?»);

     3) оценка ребенком цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположения фигур («Почему нравится тебе эта картинка?»);

     4) сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению.

     В старшей и подготовительной группах дети уже способны оценивать картинки-иллюстрации: отвечать на вопросы («Понравилась или не понравилась картинка?», «Почему?»), могут предлагать свое решение темы (на занятиях рисованием). Оценка различных иллюстраций детьми становится более обоснованной, если их приучить рассматривать и сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же литературному произведению.

     Словесный комментарий к иллюстрациям обоих художников, который дает воспитатель, — это одно из средств вызвать детей на разговор. Воспитатель должен реагировать на каждое замечание ребенка, поощрять все высказывания, помогать оформлять мысли.

     При чтении и рассказывании художественных произведений воспитатель использует такие приемы, которые помогают детям понять и, следовательно, лучше усвоить текст, обогащают речь детей новыми словами и грамматическими формами, т. е. дают им новые знания об окружающем мире.

     Эти приемы следующие: объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте;

1.                 введение слов — этических оценок поступков героев;

2.                 привлечение внимания детей к грамматическим конструкциям текста, замена их синонимическими конструкциями;

3.                 сравнение двух произведений, из которых второе продолжает и уточняет этическую тему, начатую в первом, или противопоставляет поведение в сходных ситуациях двух героев — положительного и отрицательного.

     Содержание новой для детей лексики при чтении художественных произведений определяется тематикой данного произведения, и новые слова отражают ту область жизни, которая запечатлена в художественных образах. Например, из рассказа «Удивительный почтальон» дети узнают о древнейшем виде связи людей через расстояния - голубиной почте. Воспитателю перед чтением сказки объяснять понятие «голубиная почта» не рекомендуется. Такие пояснения даются только к тем новым словам, без которых текст не может быть понят; большинство же слов не комментируется. Дети сами должны догадаться и попытаться объяснить сущность этого неизвестного для них ранее понятия из содержания прочитанного им рассказа.

     Словарь дошкольников может быть расширен за счет слов, которыми воспитатель дает нравственную оценку героям прочитанного произведения: храбрец — трусишка; добрый — злой; трудолюбивый — бездельник; простодушный — хитрый; щедрый — жадный, корыстный; оценивает их отношения: дружба — вражда, любовь — ненависть и т. д. Дети «впитывают» эти слова, когда воспитатель подает их ненавязчиво, как бы подытоживая оценки этих персонажей и их взаимоотношений, данные им самими детьми в процессе слушания сказки, рассказа, повести. Почти все художественные произведения Е. И. Чарушина позволяют воспитателю ввести в свою речь слова, обозначающие этические понятия. 
При ознакомлении старших дошкольников с художественными произведениями, произносимые воспитателем слова — этические характеристики героев — должны войти в активный словарь детей. 
Это происходит в процессе беседы о прочитанном произведении, когда они могут услышать эти слова в подсказывающих вопросах воспитателя, в его заключениях, подытоживающих ответы детей на тот или иной предложенный им поисковый вопрос, в ответах воспитателя на вопросы, задаваемые ему детьми после повторного чтения отдельных эпизодов. Как правило, на занятиях дети повторяют сказанное воспитателем, и новые слова прочно входят в их активный фонд.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, детская книга рассматривается, как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называла детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В.Л. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства выразительности.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа.

Благодаря углубленной работе по ознакомлению детей с художественной литературой дети нашей группы проявляют стремление к постоянному общению с книгой, способны устанавливать наиболее существенные связи в произведении, проникать в его эмоциональный подтекст. Проявляют внимание к языку литературного произведения. Словарный запас стал намного богаче. Речь детей стала более чистой и грамматически правильной.

Мы видим, что в течение всего дошкольного детства, происходит активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, то есть ребенок успешно формируется как читатель.

Творчество Евгения  Чарушина - это подлинно художественное явление в истории становления  и развития детской книги в  России. Он создал уникальное искусство, удивительно человечное, которое  воспитывает доброту, любовь к ближнему как у детей, так и у взрослых.

         Таким образом, художественные произведения Чарушина - писателя соответствуют программным требованиям развития детей дошкольного возраста. У  дошкольника возникает потребность воспринимать мир реалистически, устанавливать причинно-следственные отношения в окружающем его мире.

         Проза и анимация Чарушина — бесценный клад для  педагогики, для воспитателя детей раннего и дошкольного возраста. 
 
 
 

 

 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Москва, 1997 год

2.      Бабаева Т.И. Методические советы к программе «Детство». С-Петербург, 2002

3.     Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 80с.

4.     Вакуленко Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников. Волгоград, 2007г

5.     Гальцова Е.А. Удивительные истории о животных. Волгоград.: Учитель, 2010

6.     Гликман И.З. Воспитатика. - М., 2009. - С.121-125

7.     Гурович Л.М. Ребенок и книга. С-Петербург, 2004 год.

8.     Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика — Синтез, 2005. - 72 с.

9.     Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком дошкольником литературного произведения//Избр. Психологические труды.-М., 1986. – Т. 1. – С.66.

10. Кондратьева С.Ю. Ознакомление с художественной литературой детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика №12. с. 39. 2007 г.  

11. Куксова Н.А. Художественное чтение в детском саду. Минск. 2001.

12. Кудрявцева Л. Собеседники поэзии и сказки. - М., 2008. - С. 36-39.

13. Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина. - М., 1983.

14.Литературный форум » Я памятник себе воздвиг нерукотворный » Социалистический реализм (ХХв) » Чарушин Е.И. - русский писатель и художник (11 ноября 2011 года - 110 лет со дня рождения) Режим доступа http://soyuz-pisatelei.ru/forum/36

15.Нечаева В.Г., Маркова Т.А., Жуковская Р.И. Нравственное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей / [под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой]. – 3-е изд., испр. И доп. М.: Просвещение, 2009. – 272 с., ил.

16. Статья Д. Герасимовой о Е.Чарушине. Режим доступа: http://www.bibliogid.ru/authors/hud/rasskazyohud/charushin

17. Сухомлинский А.И. Избранные педагогические сочинения. – М., 2007. -Т.1, 558с.

18. Мир Чарушина: Евгений Иванович Чарушин художник и писатель. – Л.: Художник РСФСР, 1980.

19. Теплов Б.Г. – избр. Труды в 2 –х т. М., 1985. – Т.1

20. Ушакова  О.Г.  Знакомим дошкольника с литературой. М., 2008.

21. Ушинский К.Д. Воспитание человека: Избр./вступ. статья С.Ф.Егорова –М., 2000

22. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М., 1961. - с. 27.

23.Чарушин Е. О себе: [Автоб/ заметка] // Детская литература. 1937. № 23.

24.Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение? Книга для учителя: Перевод с нем. – М.: Просвещение,1986.-80c.

25.    

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Исследовательская работа "Изучение творчества Е.Чарушина в Дошкольном учреждении"

Исследовательская работа "Изучение творчества Е.Чарушина в Дошкольном учреждении"

ВВЕДЕНИЕ Актуальность работы

ВВЕДЕНИЕ Актуальность работы

Евгений Чарушин, художник и писатель, принадлежит именно к этой счастливой категории

Евгений Чарушин, художник и писатель, принадлежит именно к этой счастливой категории

Глава 1 ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Глава 1 ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

От этого и зависит как сложатся у ребенка первые «отношения» с ведущим искусством - литературой [3,27]

От этого и зависит как сложатся у ребенка первые «отношения» с ведущим искусством - литературой [3,27]

А.В. Запорожец. Литературное произведение одновременно обращено и к чувству, и к мысли читателя, помогает ему освоить богатый духовный опыт человечества

А.В. Запорожец. Литературное произведение одновременно обращено и к чувству, и к мысли читателя, помогает ему освоить богатый духовный опыт человечества

Е.А. Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого…

Е.А. Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого…

Принципы подбора литературы для детского чтения

Принципы подбора литературы для детского чтения

Охватить это богатство невозможно

Охватить это богатство невозможно

Творчество Евгения Чарушина принадлежит именно к этой счастливой категории

Творчество Евгения Чарушина принадлежит именно к этой счастливой категории

Глава 2 РОЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЕВГЕНИЯ

Глава 2 РОЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЕВГЕНИЯ

Как и его отец, архитектор, сам юный

Как и его отец, архитектор, сам юный

Брэма. После окончания в 1918 году средней школы, где он учился вместе с

Брэма. После окончания в 1918 году средней школы, где он учился вместе с

Очень тепло о рассказах начинающего автора отозвался

Очень тепло о рассказах начинающего автора отозвался

Моя мать - садовод-любитель. Копаясь в своем садике, она делала прямо чудеса…

Моя мать - садовод-любитель. Копаясь в своем садике, она делала прямо чудеса…

Доступность и воспитательное значение произведений

Доступность и воспитательное значение произведений

Известно, малыш 3-го года жизни уже берет на себя роль в игре; следовательно, он может действовать в воображаемом плане

Известно, малыш 3-го года жизни уже берет на себя роль в игре; следовательно, он может действовать в воображаемом плане

И наконец, остановим внимание читателя на художественных приемах, которые он будет использовать, работая над чарушинской тематикой

И наконец, остановим внимание читателя на художественных приемах, которые он будет использовать, работая над чарушинской тематикой

Такова канва этого рассказа, а вот и сам рассказ: "На полянке ручеек течет

Такова канва этого рассказа, а вот и сам рассказ: "На полянке ручеек течет

А про что написан рассказ "Медвежата" из книжки "Волчишко и другие", про что -"Птичье озеро" - из книжки "Семь рассказов"?

А про что написан рассказ "Медвежата" из книжки "Волчишко и другие", про что -"Птичье озеро" - из книжки "Семь рассказов"?

Переночевав в избушке лесника, он на рассвете идет к колодцу, чтобы умыться, и тут делается свидетелем удивительной сцены

Переночевав в избушке лесника, он на рассвете идет к колодцу, чтобы умыться, и тут делается свидетелем удивительной сцены

Брови у косача красные, как огонь, а весь он черный-черный, только на крыльях белые зеркальца мелькают, да подхвостье белое торчит

Брови у косача красные, как огонь, а весь он черный-черный, только на крыльях белые зеркальца мелькают, да подхвостье белое торчит

Чарушина далеко, как от земли до неба

Чарушина далеко, как от земли до неба

Методика ознакомления детей среднего дошкольного возраста и произведениями писателя

Методика ознакомления детей среднего дошкольного возраста и произведениями писателя

Это прежде всего касается умения отбирать произведения, соответствующие возрасту ребенка, особенно ценные для его эмоционального и познавательного развития

Это прежде всего касается умения отбирать произведения, соответствующие возрасту ребенка, особенно ценные для его эмоционального и познавательного развития

На одном занятии читается одно новое произведение и одно-два из тех, которые дети уже слышали раньше

На одном занятии читается одно новое произведение и одно-два из тех, которые дети уже слышали раньше

Текст любого произведения писателя воспитатель читает, не прерывая себя (комментарии допускаются только при чтении познавательных рассказов)

Текст любого произведения писателя воспитатель читает, не прерывая себя (комментарии допускаются только при чтении познавательных рассказов)

Например, воспитатель читает или пересказывает рассказ «Томка» про маленького несмышленого, но очень веселого щенка охотничьей породы, которого автору подарил один его знакомый охотник

Например, воспитатель читает или пересказывает рассказ «Томка» про маленького несмышленого, но очень веселого щенка охотничьей породы, которого автору подарил один его знакомый охотник

Чем младше дети, тем быстрее они утомляются от повторного чтения; более старшие могут слушать дольше, но воспитатель должен помнить: нельзя зачитывать произведение до полной утраты…

Чем младше дети, тем быстрее они утомляются от повторного чтения; более старшие могут слушать дольше, но воспитатель должен помнить: нельзя зачитывать произведение до полной утраты…

Почему?»), могут предлагать свое решение темы (на занятиях рисованием)

Почему?»), могут предлагать свое решение темы (на занятиях рисованием)

Воспитателю перед чтением сказки объяснять понятие «голубиная почта» не рекомендуется

Воспитателю перед чтением сказки объяснять понятие «голубиная почта» не рекомендуется

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, детская книга рассматривается, как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, детская книга рассматривается, как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания

Творчество Евгения Чарушина - это подлинно художественное явление в истории становления и развития детской книги в

Творчество Евгения Чарушина - это подлинно художественное явление в истории становления и развития детской книги в

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1

Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников

Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2020