Исследовательская работа "Как рубашка в поле выросла"
Оценка 4.9

Исследовательская работа "Как рубашка в поле выросла"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
обществознание
1 кл—2 кл
09.03.2020
Исследовательская работа "Как рубашка в поле выросла"
Работая с младшими школьниками трудно выбрать тему исследовательской работы, у них небольшой жизненный опыт, поэтому надо выбрать тему, которая была бы для них значимой, интересной. Таковыми темами могут быть темы, связанные с их окружением, бытом. Например, холст, который лежал в сундуке бабушки, вызвал неподдельный интерес ребенка к данной вещи, что явилось стимулом для поисковой работы.
Исследовательская работа Как рубашка в поле выросла.docx

 

Исследовательская работа

Тема «Как рубашка в поле выросла»

Автор: Васильева Софья

                                                           ученица 2 класса

 

Оглавление.                                                                               Стр.

Введение …………………………………………………………1

Глава 1

            1.1 Ткачество…………………………………………………3

            1.2 История одного холста………………………………….3

            1.3 Путь холста……………………………………………….4

Заключение……………………………………………………...6

Литература………………………………………………………7                                        \                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         1

 

                                                   Введение.

        Богата традициями жизнь каждого народа. Ткачество, вышивание, резьба по дереву, изделия из бересты, из ивовых прутьев, плетение лаптей – все это дает нам возможность представить изобилие и разнообразие тех изделий, которыми не только пользовались, но и были мастерами данных ремесел наши деды и прадеды.

         В  школьном музее Мукшинской средней школы Як-Бодьинского района много старинных вещей, которыми пользовались наши предки. В этом музее я побывал в один из приездов в деревню к бабушке. Многие ремесла уже уходят в прошлое. Например, куски холста, которые являются экспонатами этого школьного музея, но  они оказались тем предметом, которые заставили меня заглянуть в мое прошлое. Потому что автором этих изделий была моя прапрабабушка по маминой линии Ирина Васильевна Гаврилова.

         Возвращение к народному ремеслу сегодня очень актуально, но мало кто знает историю производства домотканого полотна. А оно  может уйти в прошлое. Отсюда моя цель: изучить, как льняное семечко превращается в рубашечку или юбочку. Велик ли труд, соткать холст, с чего начинается его путь и  в чем заключается  сложность появления холста на свет – это предстоит мне изучить.

                                          1.1.  Ткачество.

          Распространенными занятиями среди удмуртских  женщин были прядение и ткачество. Образцы тканей свидетельствуют о том, что они были искусными мастерицами, овладевшими разнообразными, очень сложными приемами  тканья. При этом использовались станки двух типов: на юге был распространен простейший трехподставной стан без навоя и рамы. Северные удмурты пользовались усовершенствованным станком русского типа – кросном.[1].

          Ткани для нужд семьи полностью изготовлялись в домашних условиях. Более того, в первой половине 18 века часть тканей поступала  даже на рынки. В 19 веке в удмуртскую среду постепенно стали проникать ткани фабричного изготовления, прежде всего в зажиточные семьи для шитья праздничной одежды.

           Но, несмотря на это, женщины продолжали заниматься ткачеством для семейных нужд, вплоть до 80-х годов 20         столетия. До 60-х годов, пока страна не оправилась полностью от последствий  Великой Отечественной войны, женщины ткали холсты для шитья одежды, а впоследствии стали ткать только половики. Также в деревнях ткали из старого разрезанного на мелкие полоски и скрюченного тряпья простыни. Из шерстяных ниток, покрашенных анилиновыми красителями, ткали шерстяную ткань для накидок вместо покрывал на кровати, ткали и льняные простыни. Простыни  изо льна и тряпья стирать было нелегко, поэтому грязное белье накапливали, затем по весне, после посевной, вдоль ручья разжигали костры и стирали это белье на берегу. Со временем постепенно самотканое белье вытеснили фабричные ткани.

 

     1.2.  История одного холста.

         Вот, держу я в руках кусок холста, который когда-то соткала моя прапрабабушка, Ирина Васильевна Гаврилова - бабушка моей бабушки,

                                                            

Валентины Викторовны Абросимовой. Моя бабушка часто рассказывает нам о своей бабушке Ирине, которая была умной, трудолюбивой и мудрой женщиной. Будучи еще живой, она передала эти куски холста, как семейную реликвию моей бабушке, с просьбой сохранить их в дань памяти о ней, а бабушка решила передать их в школьный музей Мукшинской средней школы, оставив себе один кусок холста.

         Бабушка, Валентина Викторовна, хорошо помнит, как был соткан один из кусков холста. Из ее рассказа я узнала, как однажды бабушка Ирина увидела на муже своей сестры клетчатую рубашку. Узор ей очень понравился, и она решила соткать точно такую же ткань. Бабушка сосчитала сколько ниток того и другого цвета участвуют в узоре, постаралась запомнить и воспроизвести в своей работе. На рубашке узор был из синих и желтых ниток, а бабушка взяла вместо синих ниток - зеленые. Соткав холст, из этой ткани женщины в семье сшили себе юбки, и в этих юбках ходили в лес за малиной, а также на заготовку сена (в то время покосов не было, а сено готовили на лесных вырубках). Льняная ткань гигроскопичная и в ней легко переносить летнюю жару, да к тому же и более ноская, в лесу меньше рвется.

 

      1.3.   Путь холста.   

         Сколько труда, терпения, долгих зимних вечеров вложено в эти холсты, какой длинный путь пройден, чтобы простое льняное семя, посеянное по весне в землю, превратилось в куски ткани. Это путь замечательно описан К. Ушинским в рассказе для детей «Как рубашка в поле выросла». Читаешь этот рассказ, и не все понятно. Потому что мы уже даже не видели  поля, засеянные льном.[2].

          Посеяли маленькие блестящие семечки в землю, и уже через две недельки оно покрывается  зеленой шелковистой травой, которая подрастает и застилает поле голубыми цветами. Но цветут они только один день, и благодаря тому, что бутонов очень много, они зацветают не все в раз.

                                                           4

Поэтому любоваться этой красотой можно около двух недель. Затем вместо цветов появляются коробочки. Вот стебли, коробки побурели и подсохли.  Значит, настала пора уборки. Повыдергали весь лен, связали  в снопики, поставили в суслоны, высушили.[3].

         Коробки с семенами отрезали, безголовые снопики затопили в речке, а из семян выжали вкусное душистое льняное масло, как подсолнечное.  Две недели мокли в речке снопики, а потом, вынув их из речки, просушили, стали мять на ножнах. Далее на трепале чесали, только кострика летела во все стороны. После этого нужно было прочесать лен еще железным гребнем, пока он не становился мягким и шелковистым. Удмурты называли это высококачественное волокно – мертчан.

         Из этого мертчана долгими зимними вечерами пряли тонкую нить, наматывали ее в мотки, стирали и красили специальными красителями в разные цвета. В доме, посреди комнаты, ставили ткацкий станок, натягивали основу и ткали холст.

         Вот такой длинный, трудоемкий путь был у холста. Отсюда мы видим, насколько трудолюбивы были наши предки, как не боялись они тяжелого труда.

 

 

                                                         5

Заключение.

         В процессе написания реферата, я познакомился со многими предметами, которые необходимы для ручного производства тканей. Узнал, что такое кросно, челнок, навой, прялка, веретено, основа. Увидел ткацкий станок в действии и где эти предметы используются. Для этого побывал в Доме ремесел села Як-Бодья. Держал в руках лен-сырец, попробовал его трепать, чесать, садился за прялку – все это дало мне возможность вернуться  во времена моей прапрабабушки Ирины, духовно обогатиться.

         В дальнейшем я думаю продолжить работу по изучению истории моей семьи.

 

 

 

 


 

Исследовательская работа Тема «Как рубашка в поле выросла»

Исследовательская работа Тема «Как рубашка в поле выросла»

Введение. Богата традициями жизнь каждого народа

Введение. Богата традициями жизнь каждого народа

Ткани для нужд семьи полностью изготовлялись в домашних условиях

Ткани для нужд семьи полностью изготовлялись в домашних условиях

Узор ей очень понравился, и она решила соткать точно такую же ткань

Узор ей очень понравился, и она решила соткать точно такую же ткань

После этого нужно было прочесать лен еще железным гребнем, пока он не становился мягким и шелковистым

После этого нужно было прочесать лен еще железным гребнем, пока он не становился мягким и шелковистым
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2020