Исследовательская работа "Каша, или о правильном питании" (из опыта реализации программы "Разговор о правильном питании")

  • Исследовательские работы
  • pdf
  • 17.06.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данном материале показана система работы по проведению исследовательской деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Иконка файла материала Каша, или о правильном питании.pdf

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

ООО «Знанио»

 «Каша, или

о правильном питании»

Работу выполнили:

Бачурина Екатерина, обучающаяся 3Б класса,

Дениченко Александр, обучающийся 3Б класса,

Антипова Екатерина, обучающаяся 3Б класса,

Ливанская Елизавета, обучающаяся 3Б класса, Ащеулова Надежда, обучающаяся 3Б класса

Руководитель:

Вишняк Ольга Вячеславовна,  учитель начальных классов

г. Новокузнецк

Содержание

Введение……………………………………………………………………….                                                 3

Каша – одно из условий правильного питания…………………………….                             4

Анализ анкетирования воспитанников и сотрудников о пользе каши…....            5

Содержание витаминов и минеральных веществ в крупах………………...                   6

Практическая значимость исследования……………………………………                               9

Заключение ……………………………………………………………………                                                9

Использованная литература………………………………………………….                                    10

Приложение……………………………………………………………………                                             11

Введение

Проблема: каша – продукт здорового питания младшего школьника.

Актуальность: проблема здорового питания младших школьников в настоящее время очень актуальна. К сожалению, на сегодняшний день большинство детей предпочитают употреблять в пищу кириешки, чипсы, сладости, считая их полезными продуктами. Но на самом деле это не так. Мы хотим утвердить, что каша является истинно полезным блюдом, которое можно сделать заманчивым и вкусным.

Гипотеза: каша – полезная еда, которая делает ребенка здоровым и сильным.

Объект исследования: каша.

Цель: приобщение младших школьников к правильному питанию.

Задачи:

1.     Познакомить учащихся с витаминизированным и минеральным составами круп, с ролью каши в здоровом питании человека.

2.     Продолжить формирование у младших школьников представлений о здоровом образе жизни, основах правильного питания и психофизическом развитии.

Методы:

      наблюдение;

      анкетирование;

      изучение теоретических источников.

Каша – одно из условий правильного питания

Без пищи человек существовать не может. Но вот что и когда есть, каждый решает сам. Пища нужна человеку для поддержания здоровья и работоспособности.

Ребенка с малых лет постоянно убеждают, что каша – полезная еда. Она помогает расти и крепнуть организму, влияет на интеллект и мышление ребенка, содержит витамины.

Мы решили выяснить, действительно ли это так. Ведь многие ребята кашу не любят, а отдают предпочтения сладостям, мучным изделиям, мороженому и др. (выяснено в результате устного опроса).

Мы прочитали книги и узнали, из каких растений (злаковых культур) какую крупу получают и какую кашу варят:

Растения

Зерно, крупа

Каша

1.

просо

пшено

пшенная

2.

пшеница

манная крупа пшеничная крупа

манная пшеничная

3.

овес

овсяные хлопья (геркулес)

овсяная

4.

гречиха

гречка

гречневая

5.

кукуруза

кукурузная крупа

кукурузная

6.

рис

рисовая крупа

рисовая

7.

ячмень

ячневая крупа, перловка

ячневая, перловая

Нами было проведено наблюдение в течение одного месяца, которое осуществлялось непосредственно во время завтрака воспитанников и педагогов. Мы обращали внимание на следующие моменты:

o     съедали ли дети и педагоги всю порцию каши; o какую именно кашу ели с большим удовольствием;

o     от какой каши отказывались чаще всего (не доедали порции);

o     как съедают свою порцию каши за завтраком воспитанники, обучающиеся на «4» и «5» и обучающиеся на «3».

Также нами был проведен опрос учащихся 2-3 классов (приложение 5). Всего было опрошено 51 человек. Ребятам было задано три вопроса:

1.     Какую кашу вы любите больше? Почему?

2.     Какая каша вам не нравится? Почему?

3.     Нужно ли есть кашу? Почему?

Анализ анкетирования воспитанников и сотрудников о пользе каши

Результаты анкетирования воспитанников *(приложение 1)

Название каши

Итого

люблю

не люблю

люблю

не люблю

люблю

не люблю

люблю

не люблю

люблю

не люблю

1.

Манная

2

1

5

2

4

3

8

1

19

7

2.

Гречневая

3

3

3

1

6

2

6

2

18

8

3.

Пшенная

1

2

1

-

-

3

1

2

3

7

4.

Рисовая

5

-

1

2

2

-

2

-

10

2

5.

Перловая

-

-

-

-

-

1

-

2

-

3

6.

Геркулесовая (овсяная)

1

6

-

4

-

1

-

11

1

22

7.

Кукурузная

-

-

-

-

-

2

-

-

-

2

*  данные указывают количество человек

В результате мы установили, что больше всего ребята любят:

1.           Манную кашу – 19 человек, (по словам респондентов) она сладкая ивкусная.

2.           Гречневую кашу – 18 человек, (по словам респондентов) онаполезная и развивает умственные способности.

3.           Рисовую кашу – 10 человек, (по словам респондентов) онасодержит витамины.

Геркулесовая (овсяная) каша ребятам не нравится, она невкусная, жидкая, с крупинками.

Эти же вопросы были заданы и нашим сотрудникам (учителям, воспитателям, врачам). Всего опрошено 20 человек.

Результаты анкетирования сотрудников

МКОУ «Детский дом-школа №95» * (приложение 1)

Вид

Вкус                          

каши

Манная

Гречневая

Пшенная

Перловая

Овсяная

Кукурузная

Рисовая

Люблю

3

3

2

0

4

-

6

Не люблю

2

4

1

2

2

1

-

*  данные указывают количество человек

Отсюда мы видим, наши сотрудники предпочитают рисовую кашу (6 человек).

Итак, вкусы ребят и сотрудников не совпадают.

 

Кроме этого среди ответов воспитанников и сотрудников встретились следующие высказывания:

Нестандартные ответы воспитанников и сотрудников

      Опрошенные*

Высказывания                                             

Итого

Сотрудники

Люблю все каши

1

-

1

1

3

4

Все каши не люблю

1

-

-

1

2

2

Нет деления на любимые и нелюбимые

-

1

1

1

3

5

*  данные указывают количество человек

 

 Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод о том, что у сотрудников нет четкого деления на любимые и нелюбимые каши, а количество ответов «Люблю все каши» детей и педагогов практически совпали.                                          

Тогда мы спросили: «Какие витамины попадают в наш организм вместе с кашей?». На этот вопрос ребята не смогли дать ответ.

Содержание витаминов и минеральных веществ в крупах

Так какие же витамины попадают в наш организм вместе с кашей? Мы с одноклассниками нашли ответ в книгах.

Слово «витамин» придумал американский ученый – биохимик Казимир Функ. Он открыл вещество «амин», содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимого людям. Соединив латинское слово rita («жизнь») с «амин» получилось слово «витамин». В России открытие витаминов в пище принадлежит Н.И.Лунину. Он в 1880г. обнаружил в пище наличие незаменимых веществ, которые влияют на здоровье человека, улучшают самочувствие и участвуют в обмене веществ.

Витамины в крупах

Витамины

Крупы                          

В1

В2

РР

Е

Р

В6

Гречневая

+

+

+

 

+

 

Овсяная

+

+

+

+

 

 

Рисовая

+

+

 

 

 

+

Пшено

+

 

 

 

 

 

Пшеничная

 

 

 

+

 

+

Манная

 

 

 

+

 

 

Кукурузная

 

 

 

+

 

 

Из таблицы мы видим, что наиболее полезными кашами будут являться гречневая и овсяная.

Так как мы – младшие школьники, еще растем, наш организм только формируется, то нам просто жизненно необходимы витамины.

Какую же роль играют витамины?

В1 (тиамин) при его дефиците, возникает быстрая утомляемость, преобладает повышенная возбудимость, мышечная слабость.

В2  (рибофлавин) имеет значение для роста и развития организма, повышает усвояемость пищи, влияет на остроту зрения. При его недостатке возникают кожные заболевания, быстрая утомляемость, трещины в углах рта, нарушается деятельность центральной нервной системы.

В6  (пиридоксин) оказывает влияние на обмен веществ и нервную систему. При недостатке этого витамина наблюдается раздражительность и слабость.

РР (ниацин, или никотиновая кислота) играет роль в кроветворении. При его недостаточности появляется расстройство психики, нарушается функция желудочно-кишечного тракта, поражение кожи.

Р повышает прочность капиллярных сосудов.

Е (токоферол) играет роль в деятельности центральной нервной системы, участвует в обмене белков, жиров, углеводов. При его недостатке наблюдается мышечная слабость, малокровие, вялость. Отсюда следует, что если мы (дети) не будем употреблять каши, то не сможем на уроках работать в полную силу, будем раздражительны, быстро уставать. Кроме этого у нас появятся различные заболевания (кожные высыпания, снижение зрения, нервозность и др.)

 

Минеральные вещества в крупах

    Минеральные вещества

Крупы                                     

K

Na

Ca

Mg

P

Fe

Манная

+

+

+

+

+

+

Гречневая

-

-

+

+

+

+

Овсяная

+

+

+

+

+

+

Перловая

+

+

+

+

+

+

Пшено

+

+

+

+

+

+

Рис

+

+

+

+

+

+

            K (калий) способствует выделению воды через почки и регулирует содержание воды в тканях. Особенно важен при нарушениях сердечно сосудистой системы. При его недостатке возникают нарушения сердечно – сосудистой системы, появляется мышечная слабость.

         Na (натрий) служит для поддержания нормального количества жидкости в крови и влияет на деятельность нервной системы.

         Ca (кальций) принимает активное участие в образовании костной ткани и зубов. Он необходим для работы сердца и мышечной системы.

        

Mg (магний) влияет на работу сердца и состояние нервной системы. Его недостаток ведет к сухости кожи и повышает нервно – мышечную возбудимость.

         Р (фосфор) играет большую роль в развитии зубной ткани – дентина, эмали. Его недостаток приводит к кариесу зубов.

        Fe (железо) способствует переносу кислорода к клеткам и тканям, играет важную роль в процессах кроветворения.

       Вывод: мы должны употреблять каши обязательно, и при том разнообразные, так как минеральные вещества регулируют важные процессы организма, необходимые для развития костной, мышечной, нервной и кроветворной систем.

        Еще мы узнали:

1.     Что манная крупа по питательной ценности приближается к пшеничной муке высшего сорта и макаронам, поэтому она является самым калорийным продуктом. Ее следует употреблять перед контрольной работой или соревнованиями;

2.     Что пшеница содержит глютен – клейковину, которая может стать причиной неприятных ощущений в желудке. Кроме этого, глютен быстро усваивается организмом, и чувство голода появляется быстро;

3.     Нешлифованный рис укрепляет ткани организма и восстанавливает мышечную массу.

                                                             

Наша группа собрала загадки (приложение 2), пословицы и поговорки (приложение 3), названия произведений (приложение 4), в названии которых употребляется слово «каша», название круп, злаковых культур, чтобы убедить ребят, как много смысла вложено в эти понятия.

Практическая значимость исследования

Полученная в ходе нашего исследования информация может использоваться педагогами (учителями и воспитателями начальных классов) на уроках окружающего мира и во внеклассных мероприятиях. Эти данные могут быть интересны поварам и медицинским работникам, которые должны знать вкусы воспитанников и сотрудников для повышения аппетита и улучшения вкусовых качеств каши.

Заключение

В течение месяца (декабрь) мы наблюдали (ежедневно), как одни ребята с удовольствием едят кашу на завтрак, берут добавку; другие – без желания, потому что нужно; кое-кто к каше не притрагивался.

Для наибольшего привлечения детей к употреблению каши мы с одноклассниками каждое утро перед завтраком рассказывали о полезных свойствах круп, о содержании минеральных веществ и витаминов. Вместе с педагогом мы читали рассказы и сказки, обсуждали их смысл, работали с пословицами и поговорками, рассказывали о своих предпочтениях в выборе каши, разгадывали загадки.

Мы заметили, что те ребята, которые с желанием и аппетитом съедали все каши, брали добавку, учатся на «4» и «5», имеют хорошее физическое развитие. Дети, которые полноценно завтракают в течение дня, активны, легко справляются с учебной деятельностью, имеют хорошее настроение, нежели те ребята, которые не желают употреблять кашу на завтрак.

Считаем, что некоторые ребята задумаются о своем здоровье, о правильном развитии и питании, надеемся, что они изменят свое отношение к каше (в лучшую сторону).

Анализируя результаты нашего исследования, мы советуем сотрудникам столовой добавлять в каши ягоды, кусочки фруктов, изюм, орешки. Вот тогда ни один ученик не останется к каше равнодушен.

 

Приятного Вам аппетита!

Будьте здоровы!

Список использованной литературы

1.     Алексеева А.С., Дружинина Л.В., Ладодо К.С. «Организация питания детей в дошкольных учреждениях», Москва «Просвещение», 1990

2.     Аникин В.П. «Русские пословицы и поговорки», Москва

«Художественная литература», 1988

3.     Безруких М.М., Филиппова Т.А.  «Разговор о правильном питании» (рабочая тетрадь для школьников), Москва «Олга-Пресс», 2004

4.     Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р.  «Почемучка», Москва «Педагогика - Пресс», 1993

5.     Канторович Н.Я., Гаврилова А.В., Чулкова А.А., Шумихина М.А., Кряженкова Н.В. «Загадка как средство формирования словарного запаса младших школьников», Новокузнецк, 2005

6.     Леокум А. «Скажи мне, почему…?» (детская энциклопедия), Москва «Джулия», 1992

7.     Сост.: Ликум  А. «Все обо всем» (энциклопедия для детей). Том 2;9. Москва, 1994

8.     Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е.  «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы», Москва «Вако», 2007

9.     Разумов А.А.  «Мудрое слово», Москва «Просвещение», 1957

10.Фатеева Е.М., Балашова В.А., Хаустова Т.Н.  «Питание школьников и подростков», Москва «Медицина», 1974

Приложение

Приложение 1

Любимая каша воспитанников 2 – 3 классов

Нелюбимая каша воспитанников 2 - 3 классов

Любимая каша сотрудников Дома детства

Приложение 2 Загадки


Кукурузу, рис и рожь Одним словом, назовешь?

                           (зерно)

На поле агроном придет,

Пшеничный колос разомнет, Мякину ветерок развеет, А на ладони что желтеет?

                           (зерно)

Ее обычно по утрам Кладут в тарелку малышам.

Из гречки, манки и пшена, Всегда желанный гость она.

                                (каша)

Бабуля кашу мне варила, А между делом говорила:

«Ты не волнуйся понапрасну,

Ведь не испортишь кашу …»                               (маслом)

С поля убрано зерно – В закромах теперь оно.

Где же надо побывать, Чтоб ему мукою стать?

                      (мельница)

Когда ячмень обмолотили, В продажу ту крупу пустили. Давай-ка спросим у ребят, Какой нас кашей угостят?

                        (перловка)

И во Вьетнаме, и в Китае Прямо в нем души не чают.

                                  (рис)

В России – хлеб главней всего,

А в Индии – белое это зерно                                    (рис)

Черна, мала крошка,

Соберут немножко,

В воде поварят, Кто съест, похвалит.

                  (гречневая)

Как во поле на кургане Стоит курица с серьгами.

                              (овес)

В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду, В нем тогда таких, как я, Будет целая семья.

                       (зерно)

Крупу в кастрюлю насыпают, Водой холодной заливают И ставят на плиту вариться.

И что тут может получиться?

                                 (каша)

Вырастаю всем на диво,

Высока, стройна, красива, Прячу в светлые перчатки Золотистые початки.

Пусть не слаще я арбуза,

Но сытней. Я -…                           (кукуруза)

В поле злак рос яровой, Не простой, а кормой. Он, ребята, для коней

Всех других кормов вкусней.                                   (овес)

В поле этот злак родился И в пищу многим пригодился. Им мы лошадку угостили

И кашу для себя сварили.

                                (овес)

Этот злак едят везде.

Ты его промой в воде – Приготовишь кашу, плов И начинку пирогов.

                          (рис)

Она на поле колосится, Но только это не пшеница.

Увидишь черный каравай –

                               (колос) Быстрее злак тот называй.

       Весь из золота отлит, На солнышке стоит.

Золотист он и усат, В ста карманах – сто ребят.

                              (колос)

В поле метелкой, В мешке жемчугом.

                    (пшеница)

                     


Девица укуталась в листьях над грядкой, Выбилась только кудрявая прядка. Одета она в золотую кольчугу – Плотно колечки прижаты друг к другу.

                                          (кукуруза)

Приложение 3 Пословицы, поговорки, крылатые выражения

      Кашу маслом не испортишь.

      Щи да каша – пища наша.

      Он мало каши ел.

      С ним каши не сваришь.

      И дурак кашу сварит, было бы пшено.

      Каша – мать наша, а хлеб кормилец.

      Каша – то густа, да чаша – то пуста.

      Кашевар живет сытее князя.

      Кашица постная, да еще и без круп.

      Каша сладенька, да махотка маленька.

      Кашу свари, да еще и в рот положи.

      Не хвали кашу, коли проса не посеял.

      Где пирог с крупой, тут и мы с рукой.

      Голодной курице просо снится [всегда зерна снятся].

Приложение 4 Названия произведений

      «Горшочек каши», Братья Гримм

      «Каша из топора», Русская народная сказка

      «Мишкина каша», Н.Н.Носов

      «Ржаной колосок», К.Д.Ушинский

      «Другие хлебные растения, наши и не наши», К.Д.Ушинский

      «Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке», Д.Н. Мамин - Сибиряк

      «Мешок овсянки», А. Митяев

      «Рожь», Твардовский

      «Петушок и бобовое зернышко», Русская народная сказка

      «Колосок», Украинская сказка

      «Вершки и корешки», Русская народная сказка

      «Принцесса на горошине», Ганс Христиан Андерсен


Приложение 5