Исследовательская работа "Когнитивный диссонанс"
Оценка 4.9

Исследовательская работа "Когнитивный диссонанс"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
9 кл
17.10.2020
Исследовательская работа "Когнитивный диссонанс"
когнитивный диссонанс.docx

МОБУ «Новоладожская средняя общеобразовательная школа № 1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Когнитивный диссонанс

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Выполнила:    Герасимова Арина Сергеевна

                                                                                                             9а класс

                                                       Руководитель: Габодзе Елена Павловна

 

 

 

                                                    2020 год

Содержание

Введение................................................................................................................3

Глава 1.Что такое когнитивный диссонанс?

1.1 Суть теории Леона Фестингера....................................................................5

1.2Причины возникновениядиссонанса..........................................................6

Глава 2.  Исследовательская часть

2.1. Анкетирование учащихся, анализрезультатов........................................9

Заключение............................................................................................................12

Список литературы и Интернет источников......................................................13

Приложения......................................................................................................14-16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Люди от природы склонны к тому, чтобы жить в согласии с самими собой, своим мировоззрением, убеждениями, принципами и философией. Но нередко в своей обыденной жизни мы можем встретиться с таким явлением, когда в нашем сознании сталкиваются друг с другом какие-то противоречивые представления, реакции, ценности или идеи. Именно здесь заходит речь о состоянии когнитивного диссонанса. И, несмотря на каждодневное проявление этого феномена в жизни каждого из нас, мало кто задаётся вопросом о том, что же это такое на самом деле. Как и большинство терминов психологической науки, понятие когнитивный диссонанс звучит загадочно, но скрывает достаточно простое явление.  Очень мало на свете вещей полностью черных или полностью белых. Очень мало в жизни ситуаций настолько очевидных, чтобы мнения о них не были до некоторой степени смесью противоречий. Именно эта повседневная атака несоответствий ставит перед нами задачу устранить когнитивный диссонанс.

Цель: изучение ситуаций когнитивного диссонанса в повседневной жизни и приобретение необходимых навыков, которые в дальнейшем помогут мне быстрее находить правильное решение.

Задачи:

1.     Изучить теорию когнитивного диссонанса.

2.     Провести анкетирование среди учащихся 9-10 классов.

3.     Определить, как проявляется когнитивный диссонанс у    моих сверстников.

4.     Предложить возможные решения диссонанса.

Предмет исследования:  когнитивный диссонанс и тактики разрешения.Объект исследования:учащиеся 9-10 классов в количестве 53 человека.

Методами исследования:наблюдение, информирование, анкетирование  и сравнительный анализ.

Гипотеза: человек пытается приложить максимум усилий для решения, возникающего у него диссонанса или старается избегать ситуаций, каким-либо образом связанных с уже испытанным им ранее диссонансом.

 

Моя исследовательская работа актуальна в связи споявлением  эмоционального дискомфорта и депрессивным состоянием  у окружающих меня людей. К тому же, каждому человеку необходимо владеть элементарными психологическими знаниями, чтобы не только  лучше узнать себя, но и суметь справиться с трудными житейскими ситуациями.

Теоретической значимостьюработы будет являться обобщение теоретических представлений о когнитивном диссонансе . Результаты исследования могут быть использованы на уроках обществознания или в школьной газете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Что такое когнитивный диссонанс?

1.1 Понятие «когнитивный диссонанс»

Когнитивный диссонанс происходит от двух латинских слов: cognitiо — «познание» и dissonantia — «несозвучность».Под когнитивным диссонансом понимают состояние психического дискомфорта, которое вызывается столкновением конфликтующих идей внутри человека. Когнитивный диссонанс – это всегда конфликт уже существующих представлений с поступившей новой информацией, нестыкующейся с привычными установками или это расхождения опыта и навыков с объективной ситуацией.Каждый человек практически ежедневно сталкивается с чем-то подобным. Например, в понедельник утром вы ставите себе цель на неделю - дважды посетить спортзал. Уже пятница, а вы ни разу так и не сходили на спорт. Вы на диете, однако не смогли отказаться от вкусной шоколадки. Врач запретил вам курить, но вы всё равно идёте на перекур с коллегами по работе. Это ощущение, некое напряжение, дискомфорт, связанный с противоречием между нашими мыслями и действиями, называется когнитивным диссонансом.

С когнитивным диссонансом тесно связано такое понятие, как когнитивное искажение. Основная функция когнитивного искажения - снижение дискомфорта, вызванного несовместимостью мышления и поведения.

То есть, говоря простыми словами, когнитивный диссонанс характеризуется конфликтом ранее сформированных представлений о чем-либо.

Итак, в 1957 американским психологом Леоном Фестингером была предложена теория когнитивного диссонанса.

1.2 Суть теории когнитивного диссонанса.

Люди стремятся к внутреннему равновесию между полученной информацией и наличными мотивами их поведения.

Диссонанс между информацией и мотивами переживается как дискомфортное состояние неуравновешенности, которое необходимо ликвидировать через изменение поведения или кондиций.

Это было весьма кстати, ведь с ее помощью в науке психологии можно объяснять различные конфликтные ситуации. А это очень важно для работы с человеком, как личностью.

Первое, что стоит отметить, это тот факт, что теория когнитивного диссонанса относится к разряду мотивационных. Это значит, что данное состояние является определяющим в поведении индивида.

1.3 Когнитивный диссонанс – это внутреннее противоречие.

 Слово «когнитивный» указывает на то, что речь идет о внимании, памяти, восприятии, мышлении. А слово «диссонанс» означает рассогласованность. В психологии дано такое определение: когнитивный диссонанс – это расхождение опыта человека с его восприятием.

Иногда в когнитивном диссонансе участвует три компонента: убеждения, знания и реальное поведение. Пример: я знаю, что курить вредно, но продолжаю, хотя и хочу бросить.

1.4 Причины возникновения диссонанса

Когнитивный диссонанс может возникнуть в связи с несколькими распространенными причинами, среди которых стоит выделить следующие:

Несоответствие идей и понятий, которыми человек руководствуется при принятии тех или иных решений

Расхождение жизненных убеждений с общепринятыми нормами в обществе или же в определенном кругу

Дух противоречия, вызванный нежеланием следовать общепринятым культурным и этическим нормам, а особенно, когда они идут вразрез с законодательством

Несоответствие информации, полученной в результате того или иного опыта новым условиям или ситуации

 Для возникновения диссонанса вовсе не обязательно, чтобы возникали такие явные несоответствия. Как мы это увидим далее на примере различных проведённых экспериментов, к когнитивному диссонансу могут привести даже мелочи.

 

Исследования показали, что депрессивные люди испытывают более глубокое чувство вины, более нерешительны и воспринимают негативные события тяжелее, чем остальные люди. Наиболее распространёнными при данном расстройстве когнитивными искажениями являются:

1.     Селективная абстракция (когда внимание уделяется только одной детали - например, из разговора “вырван” какой-то один контекст, а всё остальное игнорируется).

2.     Дихотомия (когда события оцениваются на противоположных полюсах без промежуточной степени, т.е. либо “чёрное” либо “белое”).

3.     Чрезмерное обобщение (к ним можно отнести выражения, в которых используются слова “всегда”, “никогда”... и т.п.).

4.     Персонализация (когда любой негативный факт приписывается себе).

5.     Чтение мыслей (когда человек убеждён, что знает, что думает другой и почему так поступает).

6.     Эмоциональное рассуждение (когда человек полагает, что то, что он чувствует, является верным, независимо от представленных доказательств).

Опасен ли когнитивный диссонанс? В определенной степени да. Он опасен внутренней тревогой, напряжением, раздражительностью, депрессией, апатией, агрессией и другими негативными психологическими состояниями.

1.5 Выходы из когнитивного диссонанса

Облегчить или полностью устранить когнитивный диссонанс можно несколькими путями. Предварительно стоит уточнить, что диссонанс может быть как внутриличностным противоречием, так и межгрупповым или между группой и личностью. Итак, что же можно предпринять:

1.     Активно отвергнуть новую информацию, не совпадающую со старой.

2.     Пассивно принять информацию (проигнорировать).

3.     Активно принять, если она объединяется со старой информацией.

В том случае, когда возникновения когнитивного диссонанса избежать не удалось, можно бороться с его дальнейшим развитием. Для этого в когнитивную систему вводятся дополнительные элементы, которые призваны представить сложившуюся ситуацию в положительном свете.

При этом нужно игнорировать или всячески избегать тех источников информации, которые способны вернуть вас к начальному состоянию, то есть чтобы избежать состояния когнитивного диссонанса, стоит избегать противоречивых состояний и информации, которая противоречит вашим убеждениям. Таким образом, вы сможете защитить себя от внутренних противоречий, возникших из-за необходимости действовать вразрез с вашими желаниями и убеждениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Глава 2.  Исследовательская часть

2.1. Анкетирование учащихся, анализ результатов

Анкетирование было проведено среди 9-10 классов. В опросе приняли участие 53 человека. Проанализировав примеры учащихся, я объединила их по группам. Из этого можно заметить, что ежедневные расстройства у каждого из нас могут быть абсолютно схожими с расстройствами нашего друга или знакомого.  В результате анализа были выявлены следующие ситуации:

1.     Мотив : изменить внешность. У большинства опрошенных учащихся часто возникает расстройство из-за желания сбросить лишний вес или просто поддерживать своё тело в форме, но по той или иной причинекогнитивный диссонанс остаётся вместе с лишними килограммами.

Пример: одновременное желание сбросить лишний вес и съесть пачку чипсов или булочку.

Действия опрошенных: игнорировать желание сбросить лишний вес;

отказаться, например, от сладкого, нов следующий раз съесть двойную, а то и тройную порцию.

Неэффективные способы:

А)внушить себе, что сладкое полезно;

Б)проигнорировать желание сбросить лишний вес;

В)позволять себе немного сладкого, которое не повлияет на диету.

Эффективный способ: поставить перед собой цель и заменить вредную еду более полезной или позволять себе вредную еду, но в небольших количествах.

2.     Мотив : улучшить учебу

Пример: выбор между хорошими оценками, для получения которых нужно постараться и средними оценками, для которых особого старания не требуется.

Неэффективные способы:

А)игнорировать желание учиться на отлично, и получать средние оценки, не прикладывая усилий в школе.

Б)внушить себе, что вы не так плохо учитесь;

проигнорировать желание хорошо учиться;

стараться в школе.

Решение, которое приведёт к результату в данной ситуации:поставить перед собой цель и стараться в школе для получения желаемого результата.

3.     Мотив: внешнее взрослое поведениеБыло приведено немало примеров, в которых расстройство возникало из-за страха перед мнением окружающих.

Пример:желание приобрести нестандартные вещи или помаду яркого цвета и страх перед мнением окружающих.

Действия опрошенных:выбрать то, что не привлечёт внимания окружающих.

Возможные решения:внушить себе, что тебе нравится то, что нравится окружающим;

проигнорировать своё мнение;

проигнорировать мнение окружающих;

выбрать вариант, который будет нравиться тебе и который оценят окружающие.

Решение, которое приведёт к результату в данной ситуации:понять, чего тебе хочется на самом деле и сделать так, как желаешь верным или найти компромисс.

4.     Мотив: стремление к саморазвитию. Несколько учащихся привели примеры, в которых присутствует стремление к саморазвитию, но попытки так и остаются безуспешными, а когнитивный диссонанс не пропадает.

Пример: выбор между занятием по душе, для которого потребуется поставить перед собой цель, выделить время, найти силы исправиться с ленью.

Действия опрошенных:поддаться лени;

начать заниматься чем-либо, но в скором времени забросить дело.

Возможные решения:внушить себе, что вы уже что-то умеете;

проигнорировать желание заниматься чем-либо;

найти время для саморазвития и для отдыха.

Решение, которое приведёт к результату в данной ситуации:совмещать занятия саморазвитием с отдыхом.


 

Заключение.

     Таким образом, согласно проведенному исследованию, я выявила, что когнитивный диссонанс присутствует у многих моих сверстников, норазрешение внутренних противоречий чаще всего неэффективно, что ведет к нарастанию проблем и  усилению эмоциональной напряженности. Не используются варианты с использованием  волевых качеств характера как целеустремленность, решительность, настойчивость, желание добиться результата. Моя гипотеза подтверждена.


 

Литература

1. Леон Фестингер. Теория когнитивного диссонанса - М.: Э,2018

2.Майерс Д. Социальная психология – СПб.: Питер2019

3. Марчик А.   Когнитивный диссонанс – М.: Литагент,2018

4. Роберт Чалдини Психология влияния-Спб.: Питер,2016

4. Социальная психология/ Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс – СПб.: Питер, 2004.

5. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние – СПб.: Питер, 2000.

 

Интернет источники

https://detibib-nevelsk.ru/personalii/kognitivnyj-dissonans-znachenie-i-primery.html

https://vk.com/video3010777_456239130

 


 

Приложения

 

Анкета для учащихся

 

 Просмотр видеофильма «Что такое когнитивный диссонанс?»

 

 

 

 

 

 

 

QffNe36otdA.jpgSr87ywiIKDk.jpgZtO_WLBeCqk.jpg2geMHiu9O_U.jpg


 

Скачано с www.znanio.ru

МОБУ «Новоладожская средняя общеобразовательная школа № 1»

МОБУ «Новоладожская средняя общеобразовательная школа № 1»

Содержание Введение.........

Содержание Введение.........

Введение Люди от природы склонны к тому, чтобы жить в согласии с самими собой, своим мировоззрением, убеждениями, принципами и философией

Введение Люди от природы склонны к тому, чтобы жить в согласии с самими собой, своим мировоззрением, убеждениями, принципами и философией

Моя исследовательская работа актуальна в связи споявлением эмоционального дискомфорта и депрессивным состоянием у окружающих меня людей

Моя исследовательская работа актуальна в связи споявлением эмоционального дискомфорта и депрессивным состоянием у окружающих меня людей

Глава 1.Что такое когнитивный диссонанс? 1

Глава 1.Что такое когнитивный диссонанс? 1

Первое, что стоит отметить, это тот факт, что теория когнитивного диссонанса относится к разряду мотивационных

Первое, что стоит отметить, это тот факт, что теория когнитивного диссонанса относится к разряду мотивационных

Селективная абстракция (когда внимание уделяется только одной детали - например, из разговора “вырван” какой-то один контекст, а всё остальное игнорируется)

Селективная абстракция (когда внимание уделяется только одной детали - например, из разговора “вырван” какой-то один контекст, а всё остальное игнорируется)

Таким образом, вы сможете защитить себя от внутренних противоречий, возникших из-за необходимости действовать вразрез с вашими желаниями и убеждениями

Таким образом, вы сможете защитить себя от внутренних противоречий, возникших из-за необходимости действовать вразрез с вашими желаниями и убеждениями

Глава 2. Исследовательская часть 2

Глава 2. Исследовательская часть 2

Решение, которое приведёт к результату в данной ситуации: поставить перед собой цель и стараться в школе для получения желаемого результата

Решение, которое приведёт к результату в данной ситуации: поставить перед собой цель и стараться в школе для получения желаемого результата

Заключение. Таким образом, согласно проведенному исследованию, я выявила, что когнитивный диссонанс присутствует у многих моих сверстников, норазрешение внутренних противоречий чаще всего неэффективно, что ведет к…

Заключение. Таким образом, согласно проведенному исследованию, я выявила, что когнитивный диссонанс присутствует у многих моих сверстников, норазрешение внутренних противоречий чаще всего неэффективно, что ведет к…

Литература 1. Леон Фестингер

Литература 1. Леон Фестингер

Приложения Анкета для учащихся

Приложения Анкета для учащихся

Исследовательская работа "Когнитивный диссонанс"

Исследовательская работа "Когнитивный диссонанс"

Исследовательская работа "Когнитивный диссонанс"

Исследовательская работа "Когнитивный диссонанс"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.10.2020