Исследовательская работа "Когнитивный диссонанс"

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 17.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала когнитивный диссонанс.docx

МОБУ «Новоладожская средняя общеобразовательная школа № 1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Когнитивный диссонанс

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Выполнила:    Герасимова Арина Сергеевна

                                                                                                             9а класс

                                                       Руководитель: Габодзе Елена Павловна

 

 

 

                                                    2020 год

Содержание

Введение................................................................................................................3

Глава 1.Что такое когнитивный диссонанс?

1.1 Суть теории Леона Фестингера....................................................................5

1.2Причины возникновениядиссонанса..........................................................6

Глава 2.  Исследовательская часть

2.1. Анкетирование учащихся, анализрезультатов........................................9

Заключение............................................................................................................12

Список литературы и Интернет источников......................................................13

Приложения......................................................................................................14-16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Люди от природы склонны к тому, чтобы жить в согласии с самими собой, своим мировоззрением, убеждениями, принципами и философией. Но нередко в своей обыденной жизни мы можем встретиться с таким явлением, когда в нашем сознании сталкиваются друг с другом какие-то противоречивые представления, реакции, ценности или идеи. Именно здесь заходит речь о состоянии когнитивного диссонанса. И, несмотря на каждодневное проявление этого феномена в жизни каждого из нас, мало кто задаётся вопросом о том, что же это такое на самом деле. Как и большинство терминов психологической науки, понятие когнитивный диссонанс звучит загадочно, но скрывает достаточно простое явление.  Очень мало на свете вещей полностью черных или полностью белых. Очень мало в жизни ситуаций настолько очевидных, чтобы мнения о них не были до некоторой степени смесью противоречий. Именно эта повседневная атака несоответствий ставит перед нами задачу устранить когнитивный диссонанс.

Цель: изучение ситуаций когнитивного диссонанса в повседневной жизни и приобретение необходимых навыков, которые в дальнейшем помогут мне быстрее находить правильное решение.

Задачи:

1.     Изучить теорию когнитивного диссонанса.

2.     Провести анкетирование среди учащихся 9-10 классов.

3.     Определить, как проявляется когнитивный диссонанс у    моих сверстников.

4.     Предложить возможные решения диссонанса.

Предмет исследования:  когнитивный диссонанс и тактики разрешения.Объект исследования:учащиеся 9-10 классов в количестве 53 человека.

Методами исследования:наблюдение, информирование, анкетирование  и сравнительный анализ.

Гипотеза: человек пытается приложить максимум усилий для решения, возникающего у него диссонанса или старается избегать ситуаций, каким-либо образом связанных с уже испытанным им ранее диссонансом.

 

Моя исследовательская работа актуальна в связи споявлением  эмоционального дискомфорта и депрессивным состоянием  у окружающих меня людей. К тому же, каждому человеку необходимо владеть элементарными психологическими знаниями, чтобы не только  лучше узнать себя, но и суметь справиться с трудными житейскими ситуациями.

Теоретической значимостьюработы будет являться обобщение теоретических представлений о когнитивном диссонансе . Результаты исследования могут быть использованы на уроках обществознания или в школьной газете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Что такое когнитивный диссонанс?

1.1 Понятие «когнитивный диссонанс»

Когнитивный диссонанс происходит от двух латинских слов: cognitiо — «познание» и dissonantia — «несозвучность».Под когнитивным диссонансом понимают состояние психического дискомфорта, которое вызывается столкновением конфликтующих идей внутри человека. Когнитивный диссонанс – это всегда конфликт уже существующих представлений с поступившей новой информацией, нестыкующейся с привычными установками или это расхождения опыта и навыков с объективной ситуацией.Каждый человек практически ежедневно сталкивается с чем-то подобным. Например, в понедельник утром вы ставите себе цель на неделю - дважды посетить спортзал. Уже пятница, а вы ни разу так и не сходили на спорт. Вы на диете, однако не смогли отказаться от вкусной шоколадки. Врач запретил вам курить, но вы всё равно идёте на перекур с коллегами по работе. Это ощущение, некое напряжение, дискомфорт, связанный с противоречием между нашими мыслями и действиями, называется когнитивным диссонансом.

С когнитивным диссонансом тесно связано такое понятие, как когнитивное искажение. Основная функция когнитивного искажения - снижение дискомфорта, вызванного несовместимостью мышления и поведения.

То есть, говоря простыми словами, когнитивный диссонанс характеризуется конфликтом ранее сформированных представлений о чем-либо.

Итак, в 1957 американским психологом Леоном Фестингером была предложена теория когнитивного диссонанса.

1.2 Суть теории когнитивного диссонанса.

Люди стремятся к внутреннему равновесию между полученной информацией и наличными мотивами их поведения.

Диссонанс между информацией и мотивами переживается как дискомфортное состояние неуравновешенности, которое необходимо ликвидировать через изменение поведения или кондиций.

Это было весьма кстати, ведь с ее помощью в науке психологии можно объяснять различные конфликтные ситуации. А это очень важно для работы с человеком, как личностью.

Первое, что стоит отметить, это тот факт, что теория когнитивного диссонанса относится к разряду мотивационных. Это значит, что данное состояние является определяющим в поведении индивида.

1.3 Когнитивный диссонанс – это внутреннее противоречие.

 Слово «когнитивный» указывает на то, что речь идет о внимании, памяти, восприятии, мышлении. А слово «диссонанс» означает рассогласованность. В психологии дано такое определение: когнитивный диссонанс – это расхождение опыта человека с его восприятием.

Иногда в когнитивном диссонансе участвует три компонента: убеждения, знания и реальное поведение. Пример: я знаю, что курить вредно, но продолжаю, хотя и хочу бросить.

1.4 Причины возникновения диссонанса

Когнитивный диссонанс может возникнуть в связи с несколькими распространенными причинами, среди которых стоит выделить следующие:

Несоответствие идей и понятий, которыми человек руководствуется при принятии тех или иных решений

Расхождение жизненных убеждений с общепринятыми нормами в обществе или же в определенном кругу

Дух противоречия, вызванный нежеланием следовать общепринятым культурным и этическим нормам, а особенно, когда они идут вразрез с законодательством

Несоответствие информации, полученной в результате того или иного опыта новым условиям или ситуации

 Для возникновения диссонанса вовсе не обязательно, чтобы возникали такие явные несоответствия. Как мы это увидим далее на примере различных проведённых экспериментов, к когнитивному диссонансу могут привести даже мелочи.

 

Исследования показали, что депрессивные люди испытывают более глубокое чувство вины, более нерешительны и воспринимают негативные события тяжелее, чем остальные люди. Наиболее распространёнными при данном расстройстве когнитивными искажениями являются:

1.     Селективная абстракция (когда внимание уделяется только одной детали - например, из разговора “вырван” какой-то один контекст, а всё остальное игнорируется).

2.     Дихотомия (когда события оцениваются на противоположных полюсах без промежуточной степени, т.е. либо “чёрное” либо “белое”).

3.     Чрезмерное обобщение (к ним можно отнести выражения, в которых используются слова “всегда”, “никогда”... и т.п.).

4.     Персонализация (когда любой негативный факт приписывается себе).

5.     Чтение мыслей (когда человек убеждён, что знает, что думает другой и почему так поступает).

6.     Эмоциональное рассуждение (когда человек полагает, что то, что он чувствует, является верным, независимо от представленных доказательств).

Опасен ли когнитивный диссонанс? В определенной степени да. Он опасен внутренней тревогой, напряжением, раздражительностью, депрессией, апатией, агрессией и другими негативными психологическими состояниями.

1.5 Выходы из когнитивного диссонанса

Облегчить или полностью устранить когнитивный диссонанс можно несколькими путями. Предварительно стоит уточнить, что диссонанс может быть как внутриличностным противоречием, так и межгрупповым или между группой и личностью. Итак, что же можно предпринять:

1.     Активно отвергнуть новую информацию, не совпадающую со старой.

2.     Пассивно принять информацию (проигнорировать).

3.     Активно принять, если она объединяется со старой информацией.

В том случае, когда возникновения когнитивного диссонанса избежать не удалось, можно бороться с его дальнейшим развитием. Для этого в когнитивную систему вводятся дополнительные элементы, которые призваны представить сложившуюся ситуацию в положительном свете.

При этом нужно игнорировать или всячески избегать тех источников информации, которые способны вернуть вас к начальному состоянию, то есть чтобы избежать состояния когнитивного диссонанса, стоит избегать противоречивых состояний и информации, которая противоречит вашим убеждениям. Таким образом, вы сможете защитить себя от внутренних противоречий, возникших из-за необходимости действовать вразрез с вашими желаниями и убеждениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Глава 2.  Исследовательская часть

2.1. Анкетирование учащихся, анализ результатов

Анкетирование было проведено среди 9-10 классов. В опросе приняли участие 53 человека. Проанализировав примеры учащихся, я объединила их по группам. Из этого можно заметить, что ежедневные расстройства у каждого из нас могут быть абсолютно схожими с расстройствами нашего друга или знакомого.  В результате анализа были выявлены следующие ситуации:

1.     Мотив : изменить внешность. У большинства опрошенных учащихся часто возникает расстройство из-за желания сбросить лишний вес или просто поддерживать своё тело в форме, но по той или иной причинекогнитивный диссонанс остаётся вместе с лишними килограммами.

Пример: одновременное желание сбросить лишний вес и съесть пачку чипсов или булочку.

Действия опрошенных: игнорировать желание сбросить лишний вес;

отказаться, например, от сладкого, нов следующий раз съесть двойную, а то и тройную порцию.

Неэффективные способы:

А)внушить себе, что сладкое полезно;

Б)проигнорировать желание сбросить лишний вес;

В)позволять себе немного сладкого, которое не повлияет на диету.

Эффективный способ: поставить перед собой цель и заменить вредную еду более полезной или позволять себе вредную еду, но в небольших количествах.

2.     Мотив : улучшить учебу

Пример: выбор между хорошими оценками, для получения которых нужно постараться и средними оценками, для которых особого старания не требуется.

Неэффективные способы:

А)игнорировать желание учиться на отлично, и получать средние оценки, не прикладывая усилий в школе.

Б)внушить себе, что вы не так плохо учитесь;

проигнорировать желание хорошо учиться;

стараться в школе.

Решение, которое приведёт к результату в данной ситуации:поставить перед собой цель и стараться в школе для получения желаемого результата.

3.     Мотив: внешнее взрослое поведениеБыло приведено немало примеров, в которых расстройство возникало из-за страха перед мнением окружающих.

Пример:желание приобрести нестандартные вещи или помаду яркого цвета и страх перед мнением окружающих.

Действия опрошенных:выбрать то, что не привлечёт внимания окружающих.

Возможные решения:внушить себе, что тебе нравится то, что нравится окружающим;

проигнорировать своё мнение;

проигнорировать мнение окружающих;

выбрать вариант, который будет нравиться тебе и который оценят окружающие.

Решение, которое приведёт к результату в данной ситуации:понять, чего тебе хочется на самом деле и сделать так, как желаешь верным или найти компромисс.

4.     Мотив: стремление к саморазвитию. Несколько учащихся привели примеры, в которых присутствует стремление к саморазвитию, но попытки так и остаются безуспешными, а когнитивный диссонанс не пропадает.

Пример: выбор между занятием по душе, для которого потребуется поставить перед собой цель, выделить время, найти силы исправиться с ленью.

Действия опрошенных:поддаться лени;

начать заниматься чем-либо, но в скором времени забросить дело.

Возможные решения:внушить себе, что вы уже что-то умеете;

проигнорировать желание заниматься чем-либо;

найти время для саморазвития и для отдыха.

Решение, которое приведёт к результату в данной ситуации:совмещать занятия саморазвитием с отдыхом.


 

Заключение.

     Таким образом, согласно проведенному исследованию, я выявила, что когнитивный диссонанс присутствует у многих моих сверстников, норазрешение внутренних противоречий чаще всего неэффективно, что ведет к нарастанию проблем и  усилению эмоциональной напряженности. Не используются варианты с использованием  волевых качеств характера как целеустремленность, решительность, настойчивость, желание добиться результата. Моя гипотеза подтверждена.


 

Литература

1. Леон Фестингер. Теория когнитивного диссонанса - М.: Э,2018

2.Майерс Д. Социальная психология – СПб.: Питер2019

3. Марчик А.   Когнитивный диссонанс – М.: Литагент,2018

4. Роберт Чалдини Психология влияния-Спб.: Питер,2016

4. Социальная психология/ Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс – СПб.: Питер, 2004.

5. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние – СПб.: Питер, 2000.

 

Интернет источники

https://detibib-nevelsk.ru/personalii/kognitivnyj-dissonans-znachenie-i-primery.html

https://vk.com/video3010777_456239130

 


 

Приложения

 

Анкета для учащихся

 

 Просмотр видеофильма «Что такое когнитивный диссонанс?»

 

 

 

 

 

 

 

QffNe36otdA.jpgSr87ywiIKDk.jpgZtO_WLBeCqk.jpg2geMHiu9O_U.jpg


 

Скачано с www.znanio.ru