МОБУ «Новоладожская средняя общеобразовательная школа № 1»
Когнитивный диссонанс
Выполнила: Герасимова Арина Сергеевна
9а класс
Руководитель: Габодзе Елена Павловна
2020 год
Содержание
Введение................................................................................................................3
Глава 1.Что такое когнитивный диссонанс?
1.1 Суть теории Леона Фестингера....................................................................5
1.2Причины возникновениядиссонанса..........................................................6
Глава 2. Исследовательская часть
2.1. Анкетирование учащихся, анализрезультатов........................................9
Заключение............................................................................................................12
Список литературы и Интернет источников......................................................13
Приложения......................................................................................................14-16
Введение
Люди от природы склонны к тому, чтобы жить в согласии с самими собой, своим мировоззрением, убеждениями, принципами и философией. Но нередко в своей обыденной жизни мы можем встретиться с таким явлением, когда в нашем сознании сталкиваются друг с другом какие-то противоречивые представления, реакции, ценности или идеи. Именно здесь заходит речь о состоянии когнитивного диссонанса. И, несмотря на каждодневное проявление этого феномена в жизни каждого из нас, мало кто задаётся вопросом о том, что же это такое на самом деле. Как и большинство терминов психологической науки, понятие когнитивный диссонанс звучит загадочно, но скрывает достаточно простое явление. Очень мало на свете вещей полностью черных или полностью белых. Очень мало в жизни ситуаций настолько очевидных, чтобы мнения о них не были до некоторой степени смесью противоречий. Именно эта повседневная атака несоответствий ставит перед нами задачу устранить когнитивный диссонанс.
Цель: изучение ситуаций когнитивного диссонанса в повседневной жизни и приобретение необходимых навыков, которые в дальнейшем помогут мне быстрее находить правильное решение.
Задачи:
1. Изучить теорию когнитивного диссонанса.
2. Провести анкетирование среди учащихся 9-10 классов.
3. Определить, как проявляется когнитивный диссонанс у моих сверстников.
4. Предложить возможные решения диссонанса.
Предмет исследования: когнитивный диссонанс и тактики разрешения.Объект исследования:учащиеся 9-10 классов в количестве 53 человека.
Методами исследования:наблюдение, информирование, анкетирование и сравнительный анализ.
Гипотеза: человек пытается приложить максимум усилий для решения, возникающего у него диссонанса или старается избегать ситуаций, каким-либо образом связанных с уже испытанным им ранее диссонансом.
Моя исследовательская работа актуальна в связи споявлением эмоционального дискомфорта и депрессивным состоянием у окружающих меня людей. К тому же, каждому человеку необходимо владеть элементарными психологическими знаниями, чтобы не только лучше узнать себя, но и суметь справиться с трудными житейскими ситуациями.
Теоретической значимостьюработы будет являться обобщение теоретических представлений о когнитивном диссонансе . Результаты исследования могут быть использованы на уроках обществознания или в школьной газете.
Глава 1.Что такое когнитивный диссонанс?
1.1 Понятие «когнитивный диссонанс»
Когнитивный диссонанс происходит от двух латинских слов: cognitiо — «познание» и dissonantia — «несозвучность».Под когнитивным диссонансом понимают состояние психического дискомфорта, которое вызывается столкновением конфликтующих идей внутри человека. Когнитивный диссонанс – это всегда конфликт уже существующих представлений с поступившей новой информацией, нестыкующейся с привычными установками или это расхождения опыта и навыков с объективной ситуацией.Каждый человек практически ежедневно сталкивается с чем-то подобным. Например, в понедельник утром вы ставите себе цель на неделю - дважды посетить спортзал. Уже пятница, а вы ни разу так и не сходили на спорт. Вы на диете, однако не смогли отказаться от вкусной шоколадки. Врач запретил вам курить, но вы всё равно идёте на перекур с коллегами по работе. Это ощущение, некое напряжение, дискомфорт, связанный с противоречием между нашими мыслями и действиями, называется когнитивным диссонансом.
С когнитивным диссонансом тесно связано такое понятие, как когнитивное искажение. Основная функция когнитивного искажения - снижение дискомфорта, вызванного несовместимостью мышления и поведения.
То есть, говоря простыми словами, когнитивный диссонанс характеризуется конфликтом ранее сформированных представлений о чем-либо.
Итак, в 1957 американским психологом Леоном Фестингером была предложена теория когнитивного диссонанса.
1.2 Суть теории когнитивного диссонанса.
Люди стремятся к внутреннему равновесию между полученной информацией и наличными мотивами их поведения.
Диссонанс между информацией и мотивами переживается как дискомфортное состояние неуравновешенности, которое необходимо ликвидировать через изменение поведения или кондиций.
Это было весьма кстати, ведь с ее помощью в науке психологии можно объяснять различные конфликтные ситуации. А это очень важно для работы с человеком, как личностью.
Первое, что стоит отметить, это тот факт, что теория когнитивного диссонанса относится к разряду мотивационных. Это значит, что данное состояние является определяющим в поведении индивида.
1.3 Когнитивный диссонанс – это внутреннее противоречие.
Слово «когнитивный» указывает на то, что речь идет о внимании, памяти, восприятии, мышлении. А слово «диссонанс» означает рассогласованность. В психологии дано такое определение: когнитивный диссонанс – это расхождение опыта человека с его восприятием.
Иногда в когнитивном диссонансе участвует три компонента: убеждения, знания и реальное поведение. Пример: я знаю, что курить вредно, но продолжаю, хотя и хочу бросить.
1.4 Причины возникновения диссонанса
Когнитивный диссонанс может возникнуть в связи с несколькими распространенными причинами, среди которых стоит выделить следующие:
Несоответствие идей и понятий, которыми человек руководствуется при принятии тех или иных решений
Расхождение жизненных убеждений с общепринятыми нормами в обществе или же в определенном кругу
Дух противоречия, вызванный нежеланием следовать общепринятым культурным и этическим нормам, а особенно, когда они идут вразрез с законодательством
Несоответствие информации, полученной в результате того или иного опыта новым условиям или ситуации
Для возникновения диссонанса вовсе не обязательно, чтобы возникали такие явные несоответствия. Как мы это увидим далее на примере различных проведённых экспериментов, к когнитивному диссонансу могут привести даже мелочи.
Исследования показали, что депрессивные люди испытывают более глубокое чувство вины, более нерешительны и воспринимают негативные события тяжелее, чем остальные люди. Наиболее распространёнными при данном расстройстве когнитивными искажениями являются:
1. Селективная абстракция (когда внимание уделяется только одной детали - например, из разговора “вырван” какой-то один контекст, а всё остальное игнорируется).
2. Дихотомия (когда события оцениваются на противоположных полюсах без промежуточной степени, т.е. либо “чёрное” либо “белое”).
3. Чрезмерное обобщение (к ним можно отнести выражения, в которых используются слова “всегда”, “никогда”... и т.п.).
4. Персонализация (когда любой негативный факт приписывается себе).
5. Чтение мыслей (когда человек убеждён, что знает, что думает другой и почему так поступает).
6. Эмоциональное рассуждение (когда человек полагает, что то, что он чувствует, является верным, независимо от представленных доказательств).
Опасен ли когнитивный диссонанс? В определенной степени да. Он опасен внутренней тревогой, напряжением, раздражительностью, депрессией, апатией, агрессией и другими негативными психологическими состояниями.
1.5 Выходы из когнитивного диссонанса
Облегчить или полностью устранить когнитивный диссонанс можно несколькими путями. Предварительно стоит уточнить, что диссонанс может быть как внутриличностным противоречием, так и межгрупповым или между группой и личностью. Итак, что же можно предпринять:
1. Активно отвергнуть новую информацию, не совпадающую со старой.
2. Пассивно принять информацию (проигнорировать).
3. Активно принять, если она объединяется со старой информацией.
В том случае, когда возникновения когнитивного диссонанса избежать не удалось, можно бороться с его дальнейшим развитием. Для этого в когнитивную систему вводятся дополнительные элементы, которые призваны представить сложившуюся ситуацию в положительном свете.
При этом нужно игнорировать или всячески избегать тех источников информации, которые способны вернуть вас к начальному состоянию, то есть чтобы избежать состояния когнитивного диссонанса, стоит избегать противоречивых состояний и информации, которая противоречит вашим убеждениям. Таким образом, вы сможете защитить себя от внутренних противоречий, возникших из-за необходимости действовать вразрез с вашими желаниями и убеждениями.
Глава 2. Исследовательская часть
2.1. Анкетирование учащихся, анализ результатов
Анкетирование было проведено среди 9-10 классов. В опросе приняли участие 53 человека. Проанализировав примеры учащихся, я объединила их по группам. Из этого можно заметить, что ежедневные расстройства у каждого из нас могут быть абсолютно схожими с расстройствами нашего друга или знакомого. В результате анализа были выявлены следующие ситуации:
1. Мотив : изменить внешность. У большинства опрошенных учащихся часто возникает расстройство из-за желания сбросить лишний вес или просто поддерживать своё тело в форме, но по той или иной причинекогнитивный диссонанс остаётся вместе с лишними килограммами.
Пример: одновременное желание сбросить лишний вес и съесть пачку чипсов или булочку.
Действия опрошенных: игнорировать желание сбросить лишний вес;
отказаться, например, от сладкого, нов следующий раз съесть двойную, а то и тройную порцию.
Неэффективные способы:
А)внушить себе, что сладкое полезно;
Б)проигнорировать желание сбросить лишний вес;
В)позволять себе немного сладкого, которое не повлияет на диету.
Эффективный способ: поставить перед собой цель и заменить вредную еду более полезной или позволять себе вредную еду, но в небольших количествах.
2. Мотив : улучшить учебу
Пример: выбор между хорошими оценками, для получения которых нужно постараться и средними оценками, для которых особого старания не требуется.
Неэффективные способы:
А)игнорировать желание учиться на отлично, и получать средние оценки, не прикладывая усилий в школе.
Б)внушить себе, что вы не так плохо учитесь;
проигнорировать желание хорошо учиться;
стараться в школе.
Решение, которое приведёт к результату в данной ситуации:поставить перед собой цель и стараться в школе для получения желаемого результата.
3. Мотив: внешнее взрослое поведениеБыло приведено немало примеров, в которых расстройство возникало из-за страха перед мнением окружающих.
Пример:желание приобрести нестандартные вещи или помаду яркого цвета и страх перед мнением окружающих.
Действия опрошенных:выбрать то, что не привлечёт внимания окружающих.
Возможные решения:внушить себе, что тебе нравится то, что нравится окружающим;
проигнорировать своё мнение;
проигнорировать мнение окружающих;
выбрать вариант, который будет нравиться тебе и который оценят окружающие.
Решение, которое приведёт к результату в данной ситуации:понять, чего тебе хочется на самом деле и сделать так, как желаешь верным или найти компромисс.
4. Мотив: стремление к саморазвитию. Несколько учащихся привели примеры, в которых присутствует стремление к саморазвитию, но попытки так и остаются безуспешными, а когнитивный диссонанс не пропадает.
Пример: выбор между занятием по душе, для которого потребуется поставить перед собой цель, выделить время, найти силы исправиться с ленью.
Действия опрошенных:поддаться лени;
начать заниматься чем-либо, но в скором времени забросить дело.
Возможные решения:внушить себе, что вы уже что-то умеете;
проигнорировать желание заниматься чем-либо;
найти время для саморазвития и для отдыха.
Решение, которое приведёт к результату в данной ситуации:совмещать занятия саморазвитием с отдыхом.
Заключение.
Таким образом, согласно проведенному исследованию, я выявила, что когнитивный диссонанс присутствует у многих моих сверстников, норазрешение внутренних противоречий чаще всего неэффективно, что ведет к нарастанию проблем и усилению эмоциональной напряженности. Не используются варианты с использованием волевых качеств характера как целеустремленность, решительность, настойчивость, желание добиться результата. Моя гипотеза подтверждена.
Литература
1. Леон Фестингер. Теория когнитивного диссонанса - М.: Э,2018
2.Майерс Д. Социальная психология – СПб.: Питер2019
3. Марчик А. Когнитивный диссонанс – М.: Литагент,2018
4. Роберт Чалдини Психология влияния-Спб.: Питер,2016
4. Социальная психология/ Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс – СПб.: Питер, 2004.
5. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние – СПб.: Питер, 2000.
Интернет источники
https://detibib-nevelsk.ru/personalii/kognitivnyj-dissonans-znachenie-i-primery.html
https://vk.com/video3010777_456239130
Приложения
Анкета для учащихся
Просмотр видеофильма «Что такое когнитивный диссонанс?»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.