Исследовательская работа «Математика в профессиях будущего»
С развитием технологий в современном обществе некоторые профессии становятся не популярными или могут совсем исчезнуть. На место этих профессий появляются новые, интеллектуально ориентированные специальности.
Когда учишься в школе, сложно осознать пользу математики: кажется, что формулы и расчеты — это только для учителя. Но если присмотреться, можно увидеть, что математика окружает нас повсюду.
Актуальность выбора темы обусловлена тем, что математические знания необходимы при выборе разных профессий. Также изучение математики помогает развить такие навыки, как системное мышление, умение управлять процессами и проектами, программировать, работать с искусственным интеллектом.
Цель работы: показать важность математики в профессиональной ориентации учащихся.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Провести опрос среди родителей и учащихся для выявления необходимости математики в профессиях.
2) Провести опрос среди учащихся о новых профессиях и проанализировать данные.
3) Разработать задания, связанные с профессиями и провести просветительскую работу по ним.
4) Представить результаты в виде презентации и обобщении опыта.
Гипотеза исследования: математика необходима для освоения новых видов специальностей.
Новизна заключается в рассмотрении новых специальностей и связи математики с ними. Работа рассчитана на учащихся 5 классов, так как именно в этом возрасте начинается переходный период, когда нужно выстроить базу для дальнейшего успешного обучения в среднем звене.
В ходе опроса родителей и учеников были получены следующие результаты:
-из опрошенных родителей 81% считает, что математика явно нужна в их профессиональной деятельности, остальные – нужна, но косвенно;
- в ходе такого же опроса учащихся, были получены следующие данные: 63% считают, что в профессии родителей нужна математика, 37%-нет.
Нужна ли математика в вашей профессии (родители): |
Родители |
Дети |
Нужна (явно) |
22 |
17 |
Нужна(неявно) |
3 |
0 |
Нет |
2 |
10 |
Таким образом, учащиеся до конца не понимают, как математика может помощь в той или иной специальности.
В опросе, чем привлекает ваша будущая профессия, ученики ответили следующим образом:
Что тебя привлекает в твоей будущей профессии? |
|
Престижность профессии |
8 |
Заработная плата |
12 |
Возможность приносить людям пользу |
1 |
Возможность общения с людьми |
2 |
Творческий характер профессии |
2 |
Интеллектуальный характер профессии |
1 |
В течение недели на уроках математики ученики решали задания-головоломки и собирали названия новых специальностей, такие как урбанист-эколог, IT-медик, криптолог (Приложение 1). В ходе опроса выяснилось, что многие впервые слышат о таких специальностях, некоторые слышали, но не могут объяснить, чем занимается тот или иной специалист.
Какие профессии тебе знакомы (знаешь в чем суть профессий)? |
||
Профессия |
Да |
Нет |
Урбанист-эколог |
10 |
17 |
IT-медик |
14 |
13 |
Криптограф. |
2 |
25 |
С помощью презентаций и исследовательских работ, ребята узнавали специальности и связь математики с ними (Приложение 1). Ученики увлеченно собирали данные и показывали на примерах. Результатом работы стал буклет, в котором показаны результаты исследования.
Таким образом, в ходе работы было выяснено, что математика является одним из факторов при выборе той или иной специальности. Поэтому математические знания нужны как для будущей своей деятельности, так и для жизни человеческого общества в целом. Так как она развивает у человека логическое мышление, целеустремлённость, воображение, умение находить выход из любых ситуаций. Математика заставляет думать, помогает человечеству открывать и использовать законы природы и в наше время является могучим двигателем науки и техники.
|
|
|
|
|
|
|
|
Е |
К |
М |
Д |
И |
Т |
И |
- |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1) IT- МЕДИК
.
169 |
2 |
29 |
61 |
27 |
243 |
671 |
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
169 |
2 |
29 |
61 |
27 |
243 |
671 |
20 |
I |
T |
- |
М |
Е |
Д |
И |
К |
Задания по специальности:
1) Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 1 г 3 раза в день в течение 21 дня. В одной упаковке 10 таблеток лекарства по 1 г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?
2) Средний вес новорожденного ребенка 3 кг 400 г. Если у ребенка курит отец, то его вес будет меньше среднего на 119 г, если курит мать – меньше на 255 г. Определите, сколько теряет в весе новорожденный, если:
а) курит папа;
б) курит мама;
в) курят оба.
3) Определить свой индекс массы тела (ИМТ): масса тела : (рост человека)^2
2) Урбанист-эколог.
2x=10 |
x-3=5 |
17+x=34 |
18x=36 |
100:x=2 |
45:x=5 |
19x=19 |
X:6=7 |
Р |
У |
А |
Т |
Б |
И |
Н |
С |
8 |
5 |
50 |
17 |
1 |
9 |
42 |
2 |
У |
Р |
Б |
А |
Н |
И |
С |
Т |
3а+4а |
8а-4а |
15m-3m |
16m+3m |
7b-5b |
3b+6b |
Э |
О |
О |
Г |
Л |
К |
7a |
9b |
4a |
2b |
12m |
19m |
Э |
К |
О |
Л |
О |
Г |
Задания:
1. Одним из способов защиты окружающей среды является рассеивание вредных веществ с помощью строительства высоких труб. Известно, что дымовая труба высотой 100 м даёт возможность рассеивать вредные вещества в радиусе до 20 м. Определить радиус рассеивания веществ, если высота трубы: а) 50 м; б) 150 м. Проведем такие же расчеты труб предприятий нашей местности.
2. Подсчитайте, какую площадь земельных угодий требуется отвести под строительство дороги с твердым покрытием (1 км, 10 км, 100 км), если известно, что ширина полосы отчуждения составляет 50 м? Как этот вопрос решён в нашем хозяйстве.
3.В среднем каждый человек употребляет 2 л воды в сутки при физиологической потребности 2-3 л. Подсчитайте, сколько воды употребляют в среднем все ученики класса, школы в сутки, в год?
4.
(Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии)
3) Криптограф
12 |
18 |
10 |
17 |
20 |
16 |
4 |
18 |
1 |
22 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задания:
1) Шифрование с использованием ключа k = 3. Буква «С» «сдвигается» на три буквы вперед и становится буквой «Ф». Твердый знак, перемещённый на три буквы вперед, становится буквой «Э», и так далее:
Исходный алфавит:
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
Шифрованный: ГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯАБВ
Оригинальный текст:
Отложишь на день – на все десять затянется.
2) Создать свой шифр.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.