СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………. Глава 1. Теоретические и методические аспекты трудового воспитания старших дошкольников средствами детской литературы………………. 1.1 .Сущность трудового воспитания старших дошкольников…….. 1.2 .Специфика особенностей литературы для детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….. 1.3 .Содержание детских литературных произведений как художественного средства трудового воспитания старших дошкольников………………………………………………………... 1.4 .Методика приобщения к детскому чтению о труде старших дошкольников……………………………………………………….. Выводы………………………………………………………………… Глава 2. Практическая работа по использованию детской литературы как художественного средства трудового воспитания старших дошкольников……………………………………………………………….. 2.1. Задачи и организация практической работы ………………………. 2.2. Педагогическая работа по использованию детской литературы в трудовом воспитании старших дошкольников ……………………… 2.3. Рекомендации родителям и воспитателям по использованию детской литературы в трудовом воспитании старших дошкольных … Выводы…………………………………………………………………….. Список литературы………………………………………………………….. Приложения |
|
ВВЕДЕНИЕ
Социально-культурная ситуация, сложившаяся в нашей стране, ситуация переходного периода развития общества, обостряющая процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире, привела к необходимости гуманизации образования и усилению ценности обучения и воспитания подрастающего поколения на этнопедагогическом опыте, историческом и национально-культурном наследии.
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд - это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема о воспитании трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.
Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. При условии целенаправленного педагогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств.
Труд выступает как целенаправленная, социально обусловленная деятельность человека, основанная на практическом освоении окружающего мира, преобразовании его сообразно своим потребностям. В процессе трудовой деятельности человек не только изменяет природу, но и изменяется сам. Эти изменения носят многоаспектный характер. Труд способствует умственному, нравственному, эстетическому, экологическому воспитанию и физическому развитию личности. Поэтому прогрессивные мыслители, педагоги, общественные деятели рассматривали подготовку подрастающего поколения к труду как органическую часть общего образования, находящуюся в тесной взаимосвязи со всем его содержанием, обращая при этом внимание на то, что вне труда невозможно сформировать основополагающие качества личности.
С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к жизни в обществе (Р.С. Буре, М.В. Крулехт, Л.В. Куцакова, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева и др.). Основу трудового воспитания детей дошкольного возраста составляет знание социальной действительности (Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, А.П. Усова). Уже в дошкольном возрасте знания о труде должны занимать одно из ведущих мест в воспитательно-образовательной работе детского сада, так как обеспечивают понимание роли труда в жизни общества и каждого отдельного человека, перестраиваются мотивы и отношения к собственному труду, к предметам, созданным другими людьми (Н.К. Крупская, Е.И. Радина и др.).
Опираясь на исторический опыт цивилизации, моральные критерии, ставшие общечеловеческими, дошкольные учреждения призваны формировать у детей такие качества, как трудолюбие, уважение к людям труда, старшему поколению, чувство коллективизма, чувство долга.
Исходными теоретическими положениями исследования выступают теории трудового воспитания (П.Р. Атутов, А.Н. Бондаренко, Р.С. Буре, Я.Л. Коломинский, М.В. Крулехт, Л.В. Куцакова, В.И. Логинова, А.С. Макаренко, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева и др.); основу трудового воспитания детей дошкольного возраста составляет знание социальной действительности (Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, А.П. Усова); педагогические теории обучения и воспитания детей дошкольного возраста (Г.Н. Волков, А.А. Григорьева, Д.А. Данилов, Н.Д. Неустроев, И.С. Портнягин, А.Д. Семенова, К.С. Чиряев, З.Б. Цаллагова и др.). Все вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы.
Объект исследования: трудовое воспитание дошкольников.
Предмет исследования: использование детской литературы как художественного средства трудового воспитания старших дошкольников.
Цель исследования: изучить возможности использования детской литературы как художественного средства трудового воспитания старших дошкольников.
Проблема исследования: каковы возможности использования детской литературы как художественного средства трудового воспитания старших дошкольников?
Задачи исследования:
1. Изучить сущность трудового воспитания старших дошкольников.
2. Раскрыть специфику особенностей литературы для детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть содержание детских литературных произведений как художественного средства трудового воспитания старших дошкольников
4. Выявить особенности методики приобщения к детскому чтению о труде старших дошкольников
5. Организовать педагогическую работу по использованию детской литературы в трудовом воспитании старших дошкольников.
6. Разработать рекомендации родителям и воспитателям по использованию детской литературы в трудовом воспитании старших дошкольников.
Методы исследования: теоретические - анализ синтез, сравнение обобщение; практические - планирование, разработка и проведение занятий.
Исследовательская работа состоит из двух глав, введения и заключения. Во введении показана роль трудового воспитания в формировании личности младшего дошкольника. В первой главе раскрыта сущность трудового воспитания старших дошкольников, специфика особенностей литературы для детей старшего дошкольного возраста, рассмотрено содержание детских литературных произведений как художественного средства трудового воспитания старших дошкольников, выявилены особенности методики приобщения к детскому чтению о труде старших дошкольников. Во второй главе организована педагогическая работа по использованию детской литературы в трудовом воспитании старших дошкольников, разработаны в пособии «Знакомим старших дошкольников с профессиями» рекомендации родителям и воспитателям по использованию детской литературы в трудовом воспитании старших дошкольников.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Сущность трудового воспитания старших дошкольников
Труд играет важную роль в процессе воспитания детей. Когда ребенку трудовая деятельность доставляет удовольствие, он стремится к достижению хороших результатов. Это делает характер ребенка волевым, целеустремленным. Трудовая активность неразрывно связана с познавательной деятельностью, ведь во время труда ребенок узнает много нового и интересного, получает важные знания и навыки.
Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания
А.С. Макаренко утверждал, что «основой является именно труд - это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка, труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться».
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.
Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге.
Трудовое воспитание - это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии[5,39].трудовое воспитание дошкольник
Целью трудового воспитания дошкольников является формирование у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых[3,59].трудовое.
Цель всей системы трудового воспитания – нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности[6,48].трудово
Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей:
ü ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему;
ü обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;
ü воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;
ü воспитание общественно - направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива[4,18].трудовое
В детском саду, в семье, доступном ему общественном окружении - всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами.
Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин.
Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость.
Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом самих детей.
«Программа воспитания в детском саду» раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы. Так, например, формируя у младших дошкольников навыки и умения хозяйственно - бытового труда, воспитатель учит их протирать игрушки влажной тряпкой, полоскать белье и т.п. Старшие дошкольники моют игрушки губкой с мылом, стирают мелкие вещи, готовят необходимое оборудование для занятий, труда, игры, приводят его затем в порядок[2,60].трудовое
Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям, воспитатель должен учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно - гигиенические требования к его организации.
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда (См. Табл. 1.1.) [8,53]:
Таблица 1.1.
Основные виды детского труда
Самообслуживание |
Хозяйственно- бытовой труд |
Труд в природе |
Ручной и художественный труд |
Направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. |
Необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятель-ности и не столь заметны. Этот труд направлен на: - поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режим-ных процессов; -обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. |
Предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию. |
Развивает конструк-тивные способности детей, полезные практические навы-ки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выпол-нить работу как можно лучше (прочнее, устой-чивее, изящнее, аккуратнее). В процессе труда дети знакомятся с простейшими техни-ческими приспособ-лениями, осваивают навыки работы некоторыми инстру-ментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям. |
Содержание труда реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и в практику внедрены разные формы организации труда детей дошкольного возраста( См. Табл. 1.2.) [2,14]:
Таблица 1.2.
Формы организации труда детей дошкольного возраста
Поручения |
Дежурства |
Общий, совместный, коллективный труд |
Обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Трудовые поручения могут быть: - по форме – индивидуальными, подгруп-повыми, общими; - по продолжительности - кратковременными или длительными, постоянными или одноразовыми; - по содержанию - соответствовать видам труда. Учитывая некоторые особенности поручений их можно сгруппировать: 1 группа - поручения, связанные с выполнением одного способа действия: подать, принести, отнести. 2 группа - поручения, которые содержат несколько способов действия, несколько трудовых операций (покормить животных, полить комнатные растения и т.д.) 3 группа - поручения, связанные с результатами, которых дети достигают не сразу: посеять, посадить, принести из дома открытку, расческу и т.д. Посредством поручений можно решать задачи не только трудового воспитания, но и нравственного, физического, умственного и эстетического. |
Предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе. В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям (если требуется большая подготовительная работа по обеспечению всех детей материалами и инструментами). Эта форма организации труда вводится во второй младшей группе в конце второго полугодия. До тех пор воспитатель привлекает детей к помощи няне, когда она накрывает столы к еде. Или воспитатель дает поручения, связанные с подготовкой к занятию или уходом за растениями, животными. |
Данная форма организации труда детей способствует решению задач нравственного воспитания. Уже приобретенные трудовые навыки и умения лишь закрепляются, а обучение новым осуществляется, как и прежде, индивидуально. Воспитатель не может вводить в содержание общего труда то, что дети еще не умеют делать. Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т.д. Объединяет общий, совместный и коллективный труд общественно направленная цель детской деятельности. Это значит, что результатом труда всегда является польза для всех. Уборка помещения, участка, оформление групповой комнаты к празднику и др. - все это нужно не кому-то одному из участников труда, а им всем. |
Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств:
ü собственной трудовой деятельности детей;
ü ознакомления с трудом взрослых;
ü художественных средств[5, 43].
Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Нельзя научиться чему-либо, не делая этого. Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.
Ознакомление с трудом взрослых. Это средство позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Таким образом, ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания. В дошкольной педагогике существует несколько разных подходов к проблеме ознакомления детей с трудом взрослых. Одни авторы (В.И.Логинова, М.В.Крулехт) считают, что ребенка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться представление о содержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспитываться уважение к труду. Другие авторы (С. А. Козлова, А. Ш. Шахманова) полагают, что нужно знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней - врач нужен, чтобы лечить людей, учитель - чтобы учить детей. Ознакомление же с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека[9,26].трудовое
Когда ознакомление с трудом взрослых рассматривается как средство трудового воспитания дошкольников, возможен как первый, так и второй подход. Когда решается группа задач, связанная с обучением конкретным трудовым навыкам, можно опираться на первый подход. В том случае, когда решается вторая группа задач трудового воспитания, связанных с формированием отношения к труду и нравственных качеств личности, более адекватен второй подход.
Рассматриваемое средство воспитатель может использовать как пример для подражания, образец, на который ребенок будет ориентироваться. Однако, знакомясь с трудом взрослых, ребенок может столкнуться не только с положительным, но и с негативным отношением к труду, с недобросовестностью и ее последствиями. Подобные случаи педагог может использовать для формирования у детей представления о необходимости ответственного отношения к труду.
Художественные средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С помощью данной группы средств у детей формируются представления о содержании труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей и др. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений[10,11].трудовое
Работа, осуществляемая в ДОУ в направлении трудового воспитания, строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Рассмотрим, через интеграцию каких образовательных областей ведется работа по трудовому воспитанию дошкольников (См. Табл. 1.3.):
Таблица 1.3.
Виды интеграции области «Труд»
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы |
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса |
«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых) «Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых, детей) «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности) «Социализация» (формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых) «Физическая культура» (развитие физических качеств ребенка в процессе освоения разных видов труда) |
«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования ценностных представлений, связанных с трудовой деятельностью взрослых и детей) «Музыка», «Художественное творчество» (использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Труд») |
Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практические сферы личности ребенка. Знакомство детей с профессиями на основе интегративного подхода позволяет организовывать различные виды деятельности, подчиненные одной цели – ознакомлению с той или иной профессией.
1.2 Специфика особенностей литературы для детей старшего дошкольного возраста
Детская литература - несомненная часть общей литературы, но всё же она представляет собой некий феномен. Большое значение в культуре детства традиционно придается литературе для самых маленьких. Психическим особенностям возраста отвечает и система жанров (в ней преобладают произведения лирического и лиро-эпические), и общий стиль малышовой литературы, заключающейся в простоте и доступности текста для восприятия детей, в четкости и ясности мысли, насыщенности слова и образа[15,17].трудовое
Таким образом, детская литература - это литература, рассчитанная на чтение вслух, тем самым ее художественные особенности сближаются с традициями устного народного творчества.
Детской литературой обычно называют все произведения, которые читают дети, однако в таком случае правильнее говорить о « круге детского чтения».
«Круг детского чтения» – это круг тех произведений, которые читают (слушают чтение) и воспринимают дети. Эти произведения как специально писались для них, так и перешли от взрослых, были приняты и поняты детьми.
В «круг детского чтения» входят фольклор, детская литература, книги, перешедшие в детское чтение, детское творчество, периодика (детские газеты и журналы), творчество самих детей.
В его структуре «круга детского чтения» выделяют три группы произведений:
ü произведения, прямо адресованные детям (например, сказки Погорельского);
ü произведения, написанные для взрослых читателей, но нашедшие отклик у детей (например, сказки Пушкина);
ü произведения, сочиненные самими детьми, - т.е детское литературное творчество.
В подборе круга детского чтения должно уделяться особое внимание:
ü доступности
ü наглядности
ü занимательности
ü динамичности сюжета
ü воспитательной ценности произведения.
В круг детского чтения должны входить все виды литературы[15,97]:
ü проза (эпос), поэзия (лирика), драма, художественная литература
ü фольклорные жанры - народные сказки, колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, приговорки, небылицы-перевертыши, детские народные песенки, страшилки
ü авторские сказки, стихотворные миниатюры, рассказы, повести
ü научно-популярные жанры (энциклопедии)
ü произведения литературы народов мира.
Специфика детской литературы. Вопрос о специфике не раз становился предметом споров. Одни воспринимали детскую литературу как педагогику в картинках. Другие считали, что отличие детской литературы кроется лишь в тематике.
Обобщая исторический и современный опыт развития детской литературы, можно признать следующее: детская литература возникла на пересечении художественного творчества и учебно-воспитательной деятельности и является областью искусства, функции которого - доставлять ребенку эстетическое наслаждение и способствовать формированию его личности.
Специфика детской литературы обусловлена в первую очередь возрастом читателя. Чем меньше возраст, тем сильнее в произведении проявлены своеобразные черты, по которым можно безошибочно угадать, что оно адресовано ребенку.
Художественные критерии детской литературы[15,84].трИзвестно, что дети обладают повышенной речевой одаренностью, постепенно убывающей к семи-восьми годам. Проявляется она в памяти на слова и грамматические конструкции, в чуткости к звучанию и значению слов. Язык детской книги должен быть особенно богат, ведь если ребенок усвоит язык бедный, маловыразительный, то преодолеть этот недостаток ему в дальнейшей жизни будет весьма сложно. Вместе с тем язык должен быть доступен.
Маленькие дети безоговорочно верят всему, что написано в книжке, и эта вера делает задачу писателя исключительно ответственной. Он должен быть правдив со своим читателем, но правда здесь особого рода - художественная, что означает убедительность вымысла при моральной чистоте и цельности замысла.
Во взрослой и в детской книге главное – это художественный образ. Насколько удастся писателю создание образа (в частности, героя, реального или сказочного, но непременно полнокровного), настолько и будет его произведение достигать ума и сердца ребенка.
Характерным признаком литературы для детей относятся динамичный сюжет и юмор. Правда, им доступны самые простые формы комического. В отличие от взрослых им трудно почувствовать смешное самих себе, зато легко представить смешное положение, в которые попадают другие - герои книг[15,39].трудовое.
Исследования психологов показали, что маленькому читателю более, чем взрослому, свойственно действенное воображение, побуждающее не только созерцать читаемое, но и мысленно участвовать в нем. Среди литературных героев у него заводятся друзья, да и сам он не редко перевоплощается в них.
Отметим, что в детской книжке всегда имеется полноправный соавтор писателя – художник. Маленького читателя едва ли может увлечь сплошной буквенный текст без картинок.
Итак, в курсе детской литературы мы будем исходить из представления о ней как о высоком искусстве, имеющем свою специфику, историю, свои вершинные достижения.
В психологической литературе существуют разные подходы к определению восприятия. Так, Л.Д. Столяренко рассматривает восприятие как психологический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии из на органы чувств[5,12].
С.Л. Рубинштейн под восприятием понимает чувственное отражение предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств[21,44].
По проблеме восприятия художественного произведения работали многие исследователи, такие как О.И. Никифорова, И.Л. Зимняя, Н.Н. Светловская, М.И. Окорокова, Н.Г. Морозова.
По мнению М.Р. Львова, воспринимая произведение на слух, ребенок, через форму, предъявленную исполнителем, ориентируясь на интонацию, жесты, мимику проникает в содержание произведения[1,75].
Л.Н. Рожина писала, что ''полноценное восприятие художественного произведения не исчерпывается его пониманием. Оно представляет собой сложный процесс, который непременно включает возникновение того или иного отношения, как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нем изображена[20,99].
Психологи выделяют два типа отношения к художественному миру произведения. Первый тип отношения – эмоционально-образный – представляет собой непосредственную эмоциональную реакцию ребенка на образы, стоящие в центре произведения. Второй – интеллектуально-оценочный – зависит от житейского и читательского опыта ребенка, в котором присутствуют элементы анализа[5,74].
Возрастная динамика понимания художественного произведения может быть представлена как некий путь от сопереживания конкретному герою, сочувствия ему к пониманию авторской позиции и далее к обобщенному восприятию художественного мира и осознанию своего к нему отношения, к осмыслению влияния произведения на свои личностные установки.
Поскольку художественный текст допускает возможность различных трактовок, в методике принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии. М.П. Воюшина под полноценным восприятием понимает способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы[4,136].
В трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, О.И. Никифоровой, Е.А. Флериной, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста. Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное содержание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях[7,77].
О.И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).
Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л.М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным.
Процесс развития художественного восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4—5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. Самыми любимыми у детей старшего дошкольного возраста становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и др.), с яркими, сильными характерами героев[3,284].
Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста — перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого[9,58].
Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.
Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.
В работе со старшими дошкольниками продолжают активно использоваться малые фольклорные жанры. Приговорки издавна употребляются в воспитании как педагогические приемы, для того, чтобы эмоционально окрасит значимость того или иного момента жизни ребенка. Пословицы и поговорки доступны пониманию ребенка старшего дошкольного возраста. Но поговорка – принадлежность речи взрослого, дети ею почти не могут пользоваться и только подводятся к этой форме фольклора. Однако обращенные к детям отдельные пословицы могут им внушить некоторые правила поведения[9,86].
Старший дошкольный возраст – качественно новый этап в литературном развитии дошкольников. В отличие от предшествующего периода, когда восприятие литературы было еще неотделимо от других видов деятельности, и прежде всего от игры, дети переходят к стадиям собственного художественного отношения к искусству, к литературе в частности. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему.
Таким образом, художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у старших дошкольников. Однако для грамотного использования художественной литературы в воспитании культуры поведения у детей необходимо знать методику.
Старший дошкольный возраст характеризуется развитием устойчивого интереса к книгам, желанием слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.
Старший дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственной воспитанности. В связи с этим расширяются возможности формирования нравственных качеств личности дошкольников.
1.3.Содержание детских литературных произведений как художественного средства трудового воспитания
старших дошкольников
Значительная часть труда взрослых протекает не на глазах детей. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения к ним труда взрослых, работающих в детском саду, активизировать его влияние на формирование у ребят трудовых навыков.
Таким образом, ознакомление детей с трудом взрослых является сложным видом трудового воспитания дошкольников и поэтому требует специально организованной деятельности, которую можно организовать и провести методически правильно именно в условиях детского сада.
Любое познавательное занятие, беседы, экскурсии не обходится без художественной литературы, а также стихов, загадок, пословиц. С их помощью усиливается эмоциональное воздействия на детей. Подводя детей к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться. Иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь.
Уже с младшего дошкольного возраста нужно начинать работу по воспитанию у детей положительного отношения к труду взрослых. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания (умывание, одевание и т.д.), широко используются потешки, например:
Ой, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Друг другу улыбаемся. (см.приложение 1)
стихи например как А.Барто «Девочка чумазая», где детей побуждают следить за своей опрятностью, р.н.с «Репка» - трудовой коллективизм.
Самообслуживание — это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила[1,215].
При организации наблюдений за трудом взрослых воспитатель каждый раз продумывает приемы, которые помогут сформировать у детей доброжелательное отношение к человеку-труженику. Приемы эти разнообразны: общая беседа, подключение к деятельности взрослого, заучивание определенного стихотворения и др.
Знакомя малышей с трудом няни, дворника, шофера, повара, врача, которые трудятся непосредственно в детском саду и которых дети хорошо знают, можно в процессе беседы использовать стихи Б. Заходера:
«Шофер» «Сапожник»
Качу, лечу во весь опор. Мастер, мастер,
Я сам - шофер. И сам - мотор. Помоги – прохудились сапоги.
Нажимаю на педаль - Забивай покрепче
И машина мчится вдаль! Гвозди - мы пойдем сегодня
В гости!
А. Кардашовой «Наш доктор», К.Чуковский «Айболит» (в отрывках) и др. Дети быстро запоминают эти стихи. Благодаря этому малыши узнают о том, что доктор — это добрый и смелый человек, он помогает детям, зверятам, если они заболевают. Также педагог может рассказать о враче детского сада. Они узнают, что дворников, шоферов, врачей, воспитателей много, они трудятся в разных местах.
В средней группе работа по ознакомлению с трудом взрослых и воспитанию положительного отношения к труженику продолжается. Дети этого возраста самостоятельнее, у них более совершенные в сравнении с малышами трудовые навыки, их чувства и отношения более осознанны, шире интерес к окружающей жизни, богаче представления о работе сотрудников детского сада (музыкальный работник, швея, прачка, воспитатель).
Расширяется кругозор детей путем ознакомление: «Кем работают мамы и папы»; «О труде людей транспортных профессий» например, труд шофера, регулировщика, водителя автобуса, кондуктора, летчик, стюардесса и др., «О труде строителей» - маляр, каменщик и т.д. Педагог рассказывает детям о содержании труда, его общественной значимости. Однако рассказ о профессиях становится педагогически значимым тогда, когда, объясняя содержание труда, воспитатель делает акцент не на конкретизации процесса, а на человеке, его деловых и личностных качествах, через художественную литературу он знакомит детей с человеком определенной профессии. При этом обращается внимание на то, как добросовестно, ответственно выполняют взрослые свои обязанности, бережно относятся к результатам труда и материалам: говорится о доброте, приветливости, готовности помочь, жизнерадостности человека-труженика.
Широко использовали произведения, рекомендованные программой М.А.Васильевой: Г.Сапгир «Садовник»; Б.Заходер «Портниха», «Строители». Неизгладимое впечатление производят на детей образы скромных героев из произведений С.Маршака - пожарника Кузьмы ("Пожар"), почтальона ("Почта"), С. Михалкова - дяди Степы-милиционера и др. Удивительно просто и глубоко говорит с детьми В.Маяковский ( «Кем быть?») о работе столяра, плотника, инженера, врача, о рабочем и кондукторе, о шофере и летчике, подводя детей к мысли о том, что "работа всякого нужна одинаково" и что "чего один не сделает – сделаем вместе".
С. Михалкова «А что у вас?»; В. Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом»; Е. Пермяка «Мамина работа»; Н. Найденовой «Ольга Павловна»; Я. Дягутите «Земля» и «Руки человека»; С. Баруздина «Кто построил этот дом?»; А. Бродского «Мой брат»; Н. Калининой «Как ребята переходили улицу» и «Где ночуют трамваи и автобусы»; Б. Житкова «Светофор» (из книги «Что я видел») [2,229].
Эти произведения используются педагогом во время бесед, наблюдений за трудом взрослых, экскурсий к месту их работы, в процессе занятий. Они способствуют и развитию у детей представлений о труде взрослых, и воспитанию гуманного и уважительного отношения к человеку труда, чувства радости, гордости, восхищения им.
В старшей и подготовительной группе дети особенно активно воспринимают художественные произведения о человеке-труженике. Более всего их волнует героический труд взрослых. Образы врачей, летчиков, космонавтов, рыбаков, спасателей чей труд нередко связан с опасностью для жизни, вызывает у ребят чувство гордости за отважных, смелых людей, сочувствие к ним, если они оказались в беде, желание им подражать. Важно донести до сознания детей, что самоотверженный, добросовестный труд делает простого, скромного человека героем, он становится нужен людям. Быть нужным людям — это счастье.
Рекомендуются рассказы: И. Туричина «Человек заболел»; рассказы Б. Житкова «На льдине», «Обвал», С. Маршака «Ледяной остров», С. Сахарнова «Два радиста», М. Коршунова «Едет, спешит мальчик», и др. с большим интересом воспринимаются детьми. Эти рассказы посвящены одной теме — самоотверженному труду советских людей. Человек-труженик — главный герой этих рассказов — предан своему делу, ему свойственны чувство долга, сила воли, самоотверженность, забота об окружающих людях. Труд каждого героя обязательно сопряжен с трудом других людей. Так у детей формируется представление о коллективном характере труда людей.
Большой интерес вызывают у старших дошкольников рассказы о космонавтах. Обязательно нужно знакомить дошкольников с первыми космонавтами Ю. Гагарина, В. Терешковой, А. Леонова, рассказ Ю. Яковлева «Трое в космосе»; рассказ В. Бороздина «Первый в космосе» [3,34].
Ступая в ногу со временем с детьми 5-7 лет, воспитатель знакомит и с современными профессиями, например как «фотограф», «косметолог», «программист», «бухгалтер», «менеджер», и др. В работе используется беседы, наглядный материал с подборкой стихов и загадок. Например, «фотограф» стих А.Барто «У фотографа», загадка: « Наведет стеклянный глаз, Щелкнет раз - и помним вас».
У всех народов воспитание является главной задачей педагогики, что получило отражение и в пословицах. Рассматривая труд как моральный и воспитательный фактор, народ подчеркивает его психологическое значение и отмечает, что труд доставляет человеку душевное и моральное удовлетворение: «Без труда нет и покоя», - говорят аварцы, «Друг сделал - телу легче, сам сделал - душе легче», - говорят лезгины и табасаранцы, труд является источником жизни на земле: «Без труда нет и жизни на земле», - говорят даргинцы.
И в воспитании дошкольников успешно применяется фольклорная проза. Русские поговорки и пословицы о труде в той или иной степени оказывают воздействие на развитие ребенка, прививая ему полезные привычки, демонстрируя ему как хорошо любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки.
Русские пословицы о труде для детей прославляют труд и высмеивают – леность. Народная мудрость учит малышей любить труд и уважительно относиться к труду других людей.
Пословицы о труде демонстрируют ребенку, что труд может спасти любого человека, ведь, без работы человек может остаться без куска хлеба.
При этом, русские поговорки и пословицы о труде обращают внимание ребят на то, что недостаточно бездумно делать свою работу, необходимо ее любить. Любимая работа – всегда лучше, чем нелюбимая, надоевшая, которую не зря в народе называют – рутиной[4,87].
В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает (См. Приложение 1).
Таким образом, в формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.
За последние годы наши детские писатели создали значительное количество произведений о труде. Эти произведения помогают воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых, возбуждают желание подражать им. Здесь то и возникает театрализованная игра.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.
1.3 .Методика приобщения к детскому чтению о труде старших дошкольников
Детская литература является художественным средством трудового воспитания. Общеизвестно, что нельзя научиться труду только при помощи книг, должны формироваться у дошкольников трудовые навыки. Но нельзя начать формировать данные навыки без сформированных представлений о труде. Рассмотрим, с чем же должны познакомиться дошкольники при помощи детской литературы? При чтении детской литературы произведения должны быть подобраны так, чтобы обеспечивали формирование достаточно полных представлений:
ü о содержании труда взрослых;
ü о труженике, его отношении к делу;
ü о важности труда в жизни общества;
ü об орудиях труда, их свойствах и материалах.
Все стороны трудовой деятельности не всегда могут быть отражены в наблюдении, поэтому необходимо использование художественной литературы, картин для закрепления и расширения полученных знаний, формирования умения видеть в конкретных проявлениях труженика его отношение к выполняемому делу.
Большое влияние на детей оказывает сравнение черт характера труженика и ленивого человека. Для этого самым благоприятным и действенным материалом являются сказки, их персонажи.
Детская художественная литература в яркой, эмоциональной форме создает образ труженика. К.Д.Ушинский в рассказе «Как рубашка в поле выросла» показывает, как много усилий прилагают труженики, чтобы достичь успеха. В этом автору помогает использование образа мальчика, который хочет поскорее надеть новую рубашку. Перед ребенком-слушателем проходит весь процесс труда взрослых: от посева семян льна до изготовления рубашки. А по ходу рассказа в ответ на нетерпеливые вопросы мальчика автор говорит ему: «Славная рубашка будет!»
В.В. Маяковский в стихотворении «Конь-огонь» раскрывает понимание необходимости качественного выполнения своей части общего дела и взаимосвязь между тружениками в процессе деятельности: рабочий изготовил отличную картонку, столяр сделал ровные колеса, художник раскрасил коня, чтобы он стал красивым.
Интересный подход к трудовому воспитанию детей представлен в работе Л.А.Талер. Автор опирается на такую особенность дошкольников, как эмоциональность восприятия, и предлагает создавать поэтический образ труженика, который вызывает у детей восхищение, побуждает к подражанию.
Такого труженика показал детям К.И.Чуковский в образе заботливого, внимательного доктора Айболита. Поэт показывает поведение доктора в экстремальных ситуациях, когда ему приходится отказаться от своей цели, выполняя свой долг перед заболевшими зверятами.
А в лицо ему ветер, и снег, и град;
«Эй, Айболит, воротися назад!»
Но вперед побежал Айболит
И одно только слово твердит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
В сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» Рукодельница противопоставлена Ленивице. Хотя эти образы несколько условны, дети понимают смысл сказки: труд награждается, а лень наказывается.
В работе со старшими дошкольниками можно использовать юмористические произведения, в которых представлены образы отрицательных героев( Я.Л. Аким «Письмо Неумейке», К.И. Чуковский «Федорино горе», К.И. Чуковский «Мойдодыр».
Перечислим некоторые требования к подбору произведений о труде людей:
ü в произведениях о труде нельзя ограничиться только рассказами о трудовых действиях тружеников;
ü необходимо раскрывать, опираясь на конкретные факты, отношение тружеников к труду;
ü необходимо показывать коллективный характер труда, дружную слаженную работу, взаимопомощь и лучшие черты личностных качеств тружеников.
Именно такие произведения окажут наиболее сильное влияние на нравственную сферу дошкольника, вызовут желание быть похожим на них, проявлять в собственном труде подобные качества.
Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой тематики о труде определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада:
ü воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;
ü формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах, об их специфических особенностях; о композиции; о простейшей элементарной образности в языке;
ü воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения; развивать поэтических слух.
У детей формируют также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения, для этого используют методы ознакомления с художественной литературой, выделяя следующие (См. Табл.4.1.):
Таблица 4.1.
Методы ознакомления с литературными произведениями
Методы ознакомления с литературными произведениями |
Сущность метода ознакомления с художественной литературой |
Чтение воспитателя по книге или наизусть |
Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. |
Рассказывание воспитателя |
Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей. |
Инсценирование |
Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением. |
Заучивание наизусть |
Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей. |
Традиционно в методике развития речи принято выделять следующие формы работы с книгой в детском саду:
ü чтение и рассказывание художественной литературы;
ü заучивание стихотворений на занятиях;
ü использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.
Рассмотрим методику художественного чтения и рассказывания на занятиях. М. М. Конина выделяет несколько типов занятий (См. Табл.4.2.):
Таблица 4.2.
Типы занятий по ознакомлению
с литературными произведениями
Тип занятия |
Специфика занятия |
1. Чтение или рассказывание одного произведения.
|
Занятие, на котором воспитатель знакомит с одним произведением и работает над его содержанием |
2.Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой |
ü Произведения, объединенные единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) ü Произведения с единством образов (две сказки о лисичке). ü Произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) ü Произведения несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал. |
3.Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства: |
ü чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника; ü чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой. На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка. В подборе материала должна быть определенная логика — усиление эмоциональной насыщенности к концу занятия. В то же время учитываются особенности поведения детей, культура восприятия, эмоциональная отзывчивость. |
4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:
|
ü чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Вершки и корешки» сопровождается показом игрушек и действий с ними); ü настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»); ü кукольный и теневой театр, фланелеграф; ü гдиафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи. |
5. Чтение как часть занятия по развитию речи: |
ü оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о труде, чтение стихов, загадывание загадок); ü чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала). |
В методике занятий следует выделить такие вопросы:
ü подготовка к занятию;
ü методические требования к нему;
ü беседа о прочитанном;
ü повторное чтение;
ü использование иллюстраций.
Подготовка к занятию включает следующие моменты:
ü обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями (художественный уровень и воспитательное значение), с учетом возраста детей, текущей воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года, а также выбор методов работы с книгой;
ü определение программного содержания — литературной и воспитательной задач;
ü подготовка воспитателя к чтению произведения. Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его).
С этой целью требуется провести литературный анализ художественного текста:
ü понять основной замысел автора;
ü осознать характер действующих лиц, их взаимоотношения;
ü определить мотивы поступков.
Далее идет работа над выразительностью передачи текста:
ü овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонации);
ü расстановка логических ударений, пауз;
ü выработка правильного произношения и хорошей дикции.
Словарная работа - объяснение незнакомых слов — обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей.
Методика словарной работы, по толкованию слов такова:
ü подстановка другого слова во время чтения прозы;
ü подбор синонимов (избушка лубяная — деревянная, горница — комната);
ü употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой;
ü вопрос к детям о значении слова.
Методика проведения занятия по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей.
В структуре типичного занятия можно выделить три части (См. Табл.4.3.)
Таблица 4.3.
Структура занятия по ознакомлению с литературным произведением
Этап занятия |
Содержание деятельности |
Цель деятельности |
Начальный этап |
Происходит знакомство с произведением |
Обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова |
Основной этап |
Проводится беседа о прочитанном. Классификация вопросов: - вопросы, позволяющие узнать эмоциональное отношение к событиям и героям («Кто вам больше понравился? Почему? Нравится герой или нет?»); - вопросы, направленные на выявление основного смысла произведения, его проблему; -вопросы, направленные на выяснение мотива поступков; -вопросы, обращающие внимание на языковые средства выразительности; -вопросы, направленные на воспроизведение содержания; -вопросы, подводящие к выводам («Почему писатель так назвал свой рассказ? Зачем писатель рассказал нам эту историю?»). |
Уточненить содержание и литературно-художественную форму, средства художественной выразительности. |
Заключительный этап |
Организуется повторное чтение текста и рассматривание иллюстраций (показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста). |
Закрепить эмоциональное впечатление и углубить воспринятое. Цель рассмривания иллюстаций - углубить понимание текста, уточняют его, полнее раскрыть художественные образы. |
Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой тематики о труде используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов.
Необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с жанром прозы и поэзии, с содержанием сказок и рассказов, с их композиционными и языковыми особенностями. При этом используются словесные методические приемы в сочетании с наглядными:
ü беседы после ознакомления с произведением, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности;
ü зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное чтение);
ü беседы о прочитанных ранее любимых детьми книгах;
ü знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним;
ü просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом книги);
ü прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами художественного слова.
Свое отношение к сказкам, рассказам, басням и стихам дети выражают в рисунке, поэтому сюжеты литературных произведений можно предлагать как темы для рисования.
ВЫВОД
В первой главе раскрыта сущность трудового воспитания старших дошкольников, специфика особенностей литературы для детей старшего дошкольного возраста, рассмотрено содержание детских литературных произведений как художественного средства трудового воспитания старших дошкольников, выявилены особенности методики приобщения к детскому чтению о труде старших дошкольников. В главе рассмтриваются следующие понятия: «труд», «трудовое воспитание», «виды детского труда», «формы организации труда детей дошкольного возраста», «собственно трудовая деятельность детей», «ознакомление с трудом взрослых», «детская литература как художественное средство трудового воспитания».
Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. При условии целенаправленного педагогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств. Опираясь на исторический опыт цивилизации, моральные критерии, ставшие общечеловеческими, дошкольные учреждения призваны формировать у детей такие качества, как трудолюбие, уважение к людям труда, старшему поколению, чувство коллективизма, чувство долга.
При трудовом воспитании необходимо использовать художественную литературы. Трудовое воспитание невозможно осуществлять без нее, т.к. одним из художественых средств является детская литература, и благодаря ей формируютсяся у детей представления о труде. С помощью художественной литературы осуществляется трудовое воспитание для дошкольников, она является вспомогательным средством при этом. При ознакомлении с художественной литературой о труде используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ХУДОЖЕСТВЕННОГО СРЕДСТВА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Задачи и организация практической работы
Практическая работа по использованию детской литературы как художественного средства трудового воспитания старших дошкольников была организована на базе МБОУ Детский сад № 21 города Городца .
Сроки опытно-практической работы: с 19.04.16 по 16.05.16.
Этапы работы: проектировочный, исполнительский, контрольно-оценочный.
На проектировочном этапе:
· были определены цели и задачи опытно-практической работы;
· изучен календарно-тематический план занятий по развитию речи (для старшей группы детского сада на месяцы апрель и май);
· произведён подбор дидактических материалов для составления конспектов по развитию речи с использованием литературных произведений, направленных на формирование представлений о труде, составлено пособие «Знакомим старших дошкольников с профессиями»;
· разработаны планы – конспекты занятий по развитию речи с учетом использования литературных произведений, направленных на формирование представлений о труде.
На исполнительском этапе:
· осуществлялась деятельность по реализации задач опытно-практической части работы;
· были апробированы занятия по развитию речи.
На контрольно-оценочном этапе:
· на основе педагогического наблюдения, с опорой на изученную методическую литературу разработаны рекомендации воспитателям и родителям по использованию детской литературы в трудовом воспитании старших дошкольников.
Задачи опытно-практической работы:
1) разработать дидактический материал для проведения занятий по развитию речи с использованием детской литературы в трудовом воспитании старших дошкольников;
2) апробировать занятия по развитию речи с использованием детской литературы в трудовом воспитании старших дошкольников;
3) разработать рекомендации воспитателям и родителям по использованию детской литературы в трудовом воспитании старших дошкольников.
В опытно-практической работе принимали участие старшей группы детского сада № 21 города Городца (в составе 25 человек).
Список детей:
1. 1.Роман А. 2. 2.Константин Б. 3. 3. Алексей Б. 4. Варвара Б. 5. Анастасия Б. 6. Ирина Е. 7. Виктория Е. 8. Ярослав Е. 9. Егор К. 10. Анастасия К. 11. Илья К. 12. Алексей К. 13. Елизавета К. |
14. Роман К. 15. Арина Л. 16. Владислав М. 17. Виктория М. 18. Виктория С. 19. Вероника С. 20. Владислав С. 21. Алексей Т. 22. Дмитрий Х. 23. Надежда Ч. 24. Артем Ш. 25. Наталья Щ.
|
2.2. Педагогическая работа по использованию детской литературы в трудовом воспитании старших дошкольников
Таблица 2.1.
№ |
Основные этапы |
Цель |
Сроки проведения |
1. |
Разработка пособия «Знакомим с профессиями старших дошкольников» |
Разработка методического сопровождения для воспитателей и родителей |
1.09.2015-19.04.2016 |
2. |
Планирование и проведение серии занятий по трудовому воспитанию |
Формирование представлений детей о труде при помощи использования детской литературы как художественного средства трудового воспитания старших дошкольников |
20.04.2016 г. - 15.05.2016 г. |
3. |
Разработка рекомендаций для воспитателей занятия по использованию детской литературы как художественного средства трудового воспитания старших дошкольников |
Методическое сопровождение занятия по использованию детской литературы как художественного средства трудового воспитания старших дошкольников |
07.05.2016г.- 15.05.2016г. |
В работе представлено, 3 занятия по использованию детской литературы как художественного средства трудового воспитания старших дошкольников Содержание практической работы представлено в Таблице 2.2
Таблица 2.2
Планирование занятий по трудовому воспитанию с использованием средств детской художественной литературы
п./№ |
Дата: |
Тема |
Произведения детской литературы, используемые на занятии |
Цель занятия |
1. |
04.05.2016 |
«В гостях у лесничего"
|
Паустовский К. Г. «Повесть о лесах», стихотворные загадки |
Познакомить детей с профессией лесничего |
2. |
05.05.2016 |
«Книжная больница»
|
С.Я. Маршака" Как печатали нашу книгу", стихотворные загадки
|
Познакомить детей с профессией библиотекаря, способствовать формированию умения детей в подклеивании книг. |
3. |
11.05.2016
|
«Все профессии нужны, все профессии важны»
|
С.В. Михалков «А что у вас?» В.В. Маяковский «Кем быть?», «Пожар» С. Маршака, «Айболит» К. Чуковского, «Чем пахнут ремесла» Д. Родари, «А что у вас?», «Дядя Степа» С. Михалкова, «Разноцветный мальчик» О. Дриз, «Возьми с собой» Г, Виеру, «Звездолетчики» В. Бороздина стихотворные загадки |
Формировать представления о своеобразии профессии |
С конспектами данных занятий можно познакомиться в Приложениях 2-4. Ниже представлены технологические карты проведенных занятий о профессиях.
Технологическая карта № 1
Тема занятия: Профессия библиотекаря. Подклеивание книг.
Цель: Формировать представление детей о профессии библиотекаря, Способствовать формированию умению детей в подклеивание книг
Задачи:
-Закреплять умения в уже знакомых видах деятельности:
перебирать книги и находить книги, требующие ремонта;
нарезать бумагу определенного размера;
готовить все необходимое для выполнения коллективного труда.
-Воспитывать умение выслушивать задание; продумывать план работы; не мешать товарищам, помогать им; не бросать дело, не закончив его; не стесняться просить помощи.
-Воспитывать бережное отношение к книгам
Предварительная работа:
1.Обучались на занятиях простейшим умениям и навыкам:
-нарезания бумаги заданного размера, аккуратной работе с клеем и ножницами;
-в результате поручений овладевали навыками поддержания порядка в книжном уголке;
-воспитывали общественно-направленные мотивы коллективного труда; во -время этических бесед, подчеркивали значимость общественного труда, необходимость трудиться не только для себя, но и для всех.
-На занятии рассказывали о создании книги, читали стихотворение С.Я. Маршака" Как печатали нашу книгу".
-Знакомили детей с правилами работы с книгой.
Оборудование и инвентарь:
-книги, которые нужно "полечить";
-ножницы – 25 штук;
-клей – 25 штук;
-подставки для работы – 25 штук;
-салфетки.
Этапы занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Формируемые представления у детей о профессиях и труде взрослых |
Вводная часть
|
Загадывание загадки о Книге Педагог объясняет, почему нельзя портить книги. Воспитатель показывает отремонтированную книгу и читает (Читает отрывок из стихотворения С.Я. Маршака «Книжка про книжки») |
Дети отгадывают.
|
Формирование у детей мотивации к трудовой деятельности - ремонту книг |
Основная часть:
|
Наводящие вопросы детям Педагог дает детям задание, чтобы они разложили материал на столы Педагог объясняет, как заклеивать книги.
|
Дети отвечают на них. Дети начинаю раскладывать материал для подклеивания книг. |
Формирование представлений у детей о профессии библиотекаря, наблюдение за трудовой деятельностью и осуществление процесса ремонта книг (развитие трудовых умений) |
Заключительная часть
|
Педагог задает наводящие вопросы по занятию |
Дети отвечают на вопросы |
Рефлексия о полученных на занятии знаниях о профессии библиотекаря. |
Самоанализ: Задачи соответствовали возрасту детей. Воспитатель заинтересовал детей для организации деятельности в подклеивании книг, дети с удовольствием помогали воспитателю. Речь воспитателя была активная и доступная для детей. Были соблюдены гигиенические нормы. Использовалось естественное освещение, свет падал с левой стороны. Педагог использовала помощь детей для подготовки материала к занятию. Воспитателем использована похвала, художественное слово, наблюдение за трудовой деятельностью, организация трудовой деятельности с детьми. В данном занятие использовались следующие методы:
- словесный метод – похвала, художественное слово, объяснение, наводящие вопросы.
-наглядный метод – показ книги
-практический метод – рабата над книгами.
Время проведения было соблюдено.
Технологическая карта № 2
Тема: «В гостях у Лесничего»
Цель: Познакомить детей с профессией лесничего
Задачи:
-Дать детям представления о лесничем – человеке, который заботиться о лесе и его обитателях, расширять представления детей о труде взрослых.
-Развивать желание вместе со взрослыми с их помощью выполнять посильные трудовые поручения
-Развивать наблюдательность, умение находить ответы на вопросы в процессе образовательной деятельности; сравнивать, анализировать и делать выводы; рассказывать о результатах своей деятельности
-Закрепить правила поведения в лесу
-Воспитывать уважение к труду, интерес к природе, умение бережно расходовать все, что дает природа
Предварительная работа:
-чтение художественной литературы Паустовский К.Г. «Повесть о лесах»
-отгадывание загадок о профессиях
-беседы: «Лес наше богатство», «Правила поведения в лесу», «Все работы хороши»
-дидактические игры: «Профессии», «Что нужно для работы», «Что можно, что нельзя»
-наблюдения за сезонными изменениями в природе, за трудом взрослых
-выставка рисунков: «Сохраним природу»
-разучивание стихотворения с движениями
Материал:
Картинки с изображением разных профессий, мяч, пакеты для «сбора мусора», сигнальные карточки на каждого ребенка, аудиозапись со звуками леса и пением птиц
Этапы занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность воспитателя |
Формируемые представления у детей о профессиях и труде взрослых |
Вводная часть
|
Педагог загадывает загадки о профессиях Педагог проводит игру с мячом
|
Дети их отгадывают
Дети должны ответить правильно, что к какой профессии относится |
Формирование у детей мотивации к трудовой деятельности - уборки территории участка группы |
Основная часть
|
Педагог объявляет, что им пришло письмо от Лесничего, то, что он их зовет к себе в гости Педагог напоминает правила поведения в лесу.
С помощью волшебных слов оправляют в лес.
Лесничий объясняет, для чего он работает и живет в лесу. Задает наводящие вопросы Лесничий
рассказывает историю, о том, как дети погуляли плохо в лесу. |
Дети показывают определенную фигурку, что можно делать в лесу, а что нет
Дети, отвечают на наводящие вопросы
Дети, берут мусорные пакеты, перчатки, и помогают Лесничему убрать мусор |
Формирование представлений у детей о профессии лесничего, наблюдение за трудовой деятельностью и осуществление процесса по уборке участка группы (развитие трудовых умений) |
Заключительная часть |
Воспитатель, отправляет детей в группу с помощью волшебных слов.
|
Осуществление рефлексии проделанной деятельности |
Рефлексия о полученных на занятии знаниях о профессии лесничего. |
Самоанализ: Задачи соответствовали возрасту детей.
Воспитатель заинтересовал детей письмом, где лесничий приглашает их в гости, дети с удовольствием отправились в лес. Но для того, чтобы отправиться в лес, воспитателю с детьми были объяснены правила поведения в лесу. Речь воспитателя была выразительная, активная и доступная для детей. Были соблюдены гигиенические нормы. Воспитателем использована похвала, художественное слово. В данном занятии использовались следующие методы:
- словесный метод – похвала, художественное слово, объяснение, наводящие вопросы.
-наглядный метод – показ картинок, показ фигурок, показ леса.
-практический метод – рабата над уборкой мусора с участка группы.
Время проведение было соблюдено.
Технологическая карта № 3
Тема: «Все профессии нужны, все профессии важны»
Цели: Формировать представления о своеобразии профессии.
Задачи:
-Знать названия разных профессий, их своеобразие; то, что каждая профессия предполагает определенные действия, атрибуты, результаты деятельности, способности человека; понимать, что овладение профессией требует от человека упорства, дисциплины, знаний, умений; определять род деятельности человека по орудиям труда, фирменной одежде, результатам труда;
-Высказывать суждения и делать умозаключения о значении разных профессий в жизни людей, их необходимости в разных жизненных ситуациях; использовать активный словарь по теме.
Предварительная работа:
-загадывание загадок о профессиях;
-дидактическая игра «что будет, если»
-проведение конкурсов
Этапы занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность воспитателя |
Формируемые представления у детей о профессиях и труде взрослых |
Вводная часть
|
Педагог загадывал детям загадки о профессиях
|
Дети отгадывали их.
|
Формирование у детей мотивации к обобщению знаний о различных профессиях |
Основная часть
|
Педагог проводил дидактическую игру Педагог проводит конкурсы, в которых присутствуют вопросы о профессиях Педагог проводит конкурс с движениями о профессиях
Педагог проводит конкурс «Кому что надо для работы?».
Конкурс «Кто больше вспомнит сказок, рассказов, стихов, в которых говорится о профессиях?». |
Дети отвечают на вопросы, кто правильно ответил, тот получает фишку.
Дети делятся на команды и показывают определенную профессию в движениях, а другая команда должна отгадать. Дети должны определить по картинкам к какой профессии относится данное орудие труда. Дети вспоминают сказки, рассказы, стихи, о профессиях. |
Формирование представлений у детей о профессиях |
Заключительная часть |
Педагог задает наводящие вопросы о занятие |
Дети отвечают на вопросы. |
Рефлексия о полученных на занятии знаниях о профессиях |
Самоанализ: Задачи соответствовали возрасту детей. Педагог заинтересовала детей с помощью загадок, конкурсов. Речь воспитателя была активная и доступная для детей. Были соблюдены гигиенические нормы. Использовала похвалу, художественное слово. В данном занятии использовались следующие методы: словесный метод – похвала, художественное слово, объяснение, наводящие вопросы; наглядный метода – показ движений. Время проведения было соблюдено.
Таким образом, мы видим, что при ознакомлении детей с профессиями, с трудом взрослых необходим системный подход - серия занятий, прогулки с «трудовым десантом», экскурсии, благодаря этому у детей сложится полное представление о необходимости труда, об образе человека-троуженника.
2.3. Рекомендации воспитателям по использованию детской литературы в трудовом воспитании старших дошкольных
1. Помните, что трудовое воспитание детей осуществляется успешно только при условии совместной работы детского сада и семьи.
2. На родительских собраниях, в беседах, при индивидуальных встречах с родителями педагогу необходимо рассказывать о требованиях программы воспитания в детском саду к трудовому воспитанию детей, о той работе, которая проводится в этой связи в дошкольном учреждении.
3. Воспитатель даёт родителям конкретные рекомендации и советы о том, каким должно быть содержание труда детей дома, как его организовать и методически правильно им руководить: прежде чем требовать от ребёнка качественного выполнения работы, следует показать и объяснить, что и как он должен делать; не наказывать трудом; поощрять за старание; не перегружать, создавать нормальные условия для труда (подобрать оборудование, позаботиться об удобном месте для труда, найти занятие, которое бы включало ребёнка в помощь другим членам семьи).
4. Необходимо познакомить родителей со списком рекомендованной литературы по трудовому воспитанию.
5. Для пропаганды среди родителей содержания и методов приобщения дошкольников к труду могут быть использованы разнообразные формы: собрания, консультации, беседы, лекции, семинары, дни открытых дверей, тематические стенды, выставки и др.
6. Чтение художественной литературы по трудовому воспитанию необходимо осуществлять как в детском саду, так и дома.
7. При выборе книг детской литературы для чтения с детьми необходимо соблюдать требования к подбору произведений о труде людей:
ü в произведениях о труде нельзя ограничиться только рассказами о трудовых действиях тружеников;
ü необходимо раскрывать, опираясь на конкретные факты, отношение тружеников к труду;
ü необходимо показывать коллективный характер труда, дружную слаженную работу, взаимопомощь и лучшие черты личностных качеств тружеников.
Именно такие произведения окажут наиболее сильное влияние на нравственную сферу дошкольника, вызовут желание быть похожим на них, проявлять в собственном труде подобные качества.
8. Воспитателю необходимо использовать разные формы работы с детьми:
ü экскурсии,
ü проведение тематических НОД,
ü прогулок,
ü фотовыставки, отражающие труд детей в детском саду,
ü выставки детских поделок,
ü проектную деятельность,
ü праздники.
На любом мероприятии могут использоваться загадки, пословицы, стихи, рассказы, сказки о труде.
9. При работе над произведениями художественной литературы о труде необходимо проводить тщательный анализ и помогать ответить детям на главные вопросы:
ü «Что такое хорошо и что такое плохо?»
ü « Что лучше трудиться или лениться?»
ü «Кто такой настоящий труженик?»
ü «Как выбрать себе занятие по душе?»
ü «Чем интересна каждая профессия?» и др.
Методика работы при ознакомлении с произведениями о труде обычна: знакомство с произведением, анализ образов произведения, беседы о прочитанном.
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детство – счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить духовно-нравственного человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу со сформированными положительными личностными качествами.
Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания.
Обновление содержания образования нацеливает педагогов - воспитателей, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Тут и приходит на помощь детская литература как художественное средство, которое помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.
Цель нашей работы состояла в изучении влияния детской литературы на формирование представления о труде детей старшего дошкольного возраста.
Для успешной реализации цели нами были решены следующие задачи:
рассмотрена характеристика понятия нравственных качеств детей дошкольного возраста, раскрыто понятие «детская литература», подобраны произведения детской литературы, направленные на формирование нравственных качеств дошкольников, в соответствии с программой «От рождения до школы» на примере старших дошкольников, изучена специфика методов и приемов ознакомления детей с произведениями детской литературы нравственной тематики, разработано НОД по развитию речи детей дошкольного возраста «Путешествие в страну вежливости».
Данная работа представляет интерес как для самого автора, так и для тех, кому интересна тема исследования. В перспективе планируется продолжить
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Москва, 1997
2. Бородич А.М. Методика развития речи.- М., «Просвещение», 1981.
3. Буре Р.С. Я сам!//Дошкольная педагогика. - 2001-№4.
4. Буре Р.С. Организация труда детей//Воспитание дошкольника в труде/Под ред. В.Г.Нечаевой.-М.,1999
5. Буре Р.С, Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду//Обучение и воспитание дошкольников в детском саду/Под ред. Р.С.Буре. - М., 1994
6. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться: пособие для воспитателя детского сада.- М., 1983
7. Веракса Н.Е., Комарова С.М,Васильева А. Примерная общеобразовательная программа дошольного образования. От рождения до школы.-М. Мозаика синтез.,2014
8. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика — Синтез, 2005. - 72 с.
9. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению - М.: Академия, 2008
10. Гриценко З.А. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению.- М.: Академия, 2008.
11. Детская литература. Выразительное чтение. Под ред. Т.В. Рыжковой. – М.: Академия, 2007.
12. Запорожец а.в.Воспитание эмоций и чувств у дошкольников.-М., 1985
13. Козлова С.А., Виноградова А.М. Воспитание уважительного отношения к человеку-труженику//Нравственно-трудовое воспитание в детском саду\под ред. Р.С. Буре.- М.,1987
14. Козлова С, Куликова Т. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. - М., «Академия», 2000.
15. Кондратьева С.Ю. Ознакомление с художественной литературой детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика №12. с. 39. 2007
16. Куксова Н.А. Художественное чтение в детском саду. Минск. 2001.
17. Куцакова Л.В.Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. -М.,2007
18. Логинова В.И.Трудовое воспитание //Дошкольная педагогика -М.,1996
19. Нечаева В.Г.Особенности труда дошкольника - М., 1994
20. Педагогическая энциклопедия. М., «Просвещение», 1999.
21. Радина Е.И,Ознакомление детей с трудом взрослых -М,1904
22. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех (книга для будущих родителей). - М., Детская литература, 1989.
23. Стародубова Н.А.Теория развития речи дошкольников.- М., «Академия», 2005.
24. Ядэшко В.И. ,Сохина Ф.А.. Дошкольная педагогика. - М., «Просвещение», 1990.
25. Интернет ресурсы: http://www.detlan.ru/biblio/
ПРИЛОЖЕНИЯ
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.