Исследовательская работа на тему "Психологическая характеристика моего класса"
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Исследовательская работа на тему "Психологическая характеристика моего класса"

Оценка 5 (более 1000 оценок)
Исследовательские работы +2
rtf
естествознание
29.02.2020
Исследовательская работа на тему "Психологическая характеристика  моего класса"
Работа посвящена изучению психологических особенностей учащихся 7 класса. Представлены результаты исследования личностной, эмоциональной, мативационной, когнитивной сфер
Исследовательская работа на тему Психологическая характеристика моего класса .rtf

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13»

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа

( по психологии)

 

 

 

 

 

 

 

Психологический портрет моего класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Ученик 7 «А» класса, МАОУ «СОШ № 13»

Петуховский Кирилл Игоревич

Руководитель:

Педагог-психолог МАОУ «СОШ № 13»

Петуховская Наталья Геннадьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Г. Череповец

2019 г.

 

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………………………. 3-4

Глава 1. Особенности подросткового возраста…………………………………...…………......4

1.1 Интеллектуальное развитие в подростковом возрасте …….……………………………...4-5

1.2 Развитие межличностных отношений………………………………………………………5-6

1.3 Формирование личности подростка …………………………………………………..……6-7

Глава 2. Психологический портрет личности…………………………………………………..7-8

Глава 3 Результаты исследования ……………………..……………………………………….8-10

Выводы………..……………………………………………………………………………….…...11

Список литературы………………………………………………………………………………...11

Приложение 1. Краткая характеристика типов темперамента………………………………….12

Приложение 2. Опросник Айзенка (тип темперамента)..……………………………………13-14

Приложение 3. Методика Н.Лускановой (волевые качества)……………..……………………15

Приложение 4. Методика «Уровень самооценки»……………………………………………….16

Приложение 5. Тест Ассингера на агрессивность……………………………………………17-18

Приложение 6. Тест на интеллектуальные способности Л.Переслени……………………..19-20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

       Подростковый возраст считается самым сложным этапом в развитии ребенка. Это переход от детства к юности. В это время происходят серьезные изменения в организме и в психике ребенка, которые играют важную роль в формировании личности человека.

      Подростковый возраст - период жизни человека от детства к юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период, подросток проходит великий путь в своем развитии; через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. [10] Подростковый возраст протекает очень бурно, самый затяжной и самый острый. Подростковый возраст – это время, когда происходит бурное развитие и перестройка организма. Под влиянием всей окружающей среды у подростка складываются нравственные идеалы и мировоззрения. Одним из важнейших моментов является формирование самосознания, самооценки, появление острого интереса к самому себе. Подросток хочет разобраться в себе и в тех отношениях, которые связывают его с окружающим миром.      Отрочество – это период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность, порождает потребность в отчуждении от тех, кто из года в год оказывал на него влияние, в первую очередь это родители. Одним из наиболее сильных желаний подростка: «стать взрослым», то есть, самостоятельным. Стремление к самостоятельности видно во всем: в учении, в труде, в выборе друзей, распределении времени. Подросток хочет быть взрослым, но не всегда и не во всем может им быть. Ему необходимы: постоянная помощь, советы, дружеское руководство со стороны взрослых.

     Я подросток и мне интересно, что происходит со мной и моими ровесниками, поэтому я выбрал данную тему.

Тему своей работы считаю актуальной, потому что проблемы подросткового возраста являются особо острыми на современном этапе. В условиях изменяющихся образовательных стандартов, стремительно меняющимся мире, в эпоху цифровых технологий подростку бывает сложно найти себя. Проблемы поведения, трудности в обучении, взаимоотношений с ровесниками и родителями являются особо острыми на современном этапе.

Цель исследования: составить психологический портрет класса.

Задачи исследования:

1.      Рассмотреть особенности подросткового возраста.

2.      Подобрать методики и провести исследование индивидуальных особенностей одноклассников.

3.      Составить психологический паспорт класса.

Объект исследования: научная литература, учащиеся 7 «А» класса

Предмет исследования: психологические индивидуальные особенности учащихся.

Методы исследования:

1.      Теоретические: анализ и обобщение теоретического материала.

2.      Практические:

1.    Диагностика индивидуальных психологических особенностей учащихся.

2.    Опрос учащихся.

Гипотеза исследования:

1.      Подростковый возраст имеет свои особенности.

2.      В моём классе больше всего холериков, уверенных в себе учащихся с высокой самооценкой.

Теоретическая значимость: систематизация и анализ информации по теме.

Практическая значимость: подготовка рекомендаций для подростков по развитию личностных особенностей, расширение собственного кругозора; результаты исследования могут быть использованы в работе классного руководителя и учителей.

Новизна исследования заключается в представлении полученных результатов изучения психологических особенностей учащихся 7«А» класса.

Сроки исследования: ноябрь-март 2019 года.

Оборудование: компьютер, раздаточные бланки для ответов, ручка, калькулятор, календарь, книги и пособия по психологии.

Этапы работы:

1.Подготовительный: изучение теоретического материала и подбор диагностического материала.

2.Основной: систематизация данных и практические исследования.

3.Заключительный: анализ полученных данных, выводы, подготовка презентации, оформление работы и рекомендаций.

 

 

Глава 1. Особенности подросткового возраста

 

1.1 Интеллектуальное развитие в подростковом возрасте

 

В подростковом возрасте внимание, память, воображение и мышление уже приобрели самостоятельность – подросток настолько овладел этими функциями, что теперь в состоянии управлять ими сам, по своей воле.

Подросток может сам отрефлексировать какая из функций является для него наиболее значимой. Рассмотрим особенности развития каждой из них:

 1.Внимание. Если у младшего школьника преобладает непроизвольное внимание, и это определяет работу учителя с классом, то подросток вполне может управлять своим вниманием. Нарушение дисциплины в классе носят скорее социальный характер, а не определяются особенностями внимания. Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности: в спорте, где он может добиться высоких результатов; в трудовой деятельности, где он проявляет чудо в умении сосредоточиться и выполнить тонкую работу; в общении, где его наблюдательность может соревноваться с наблюдательностью взрослых. Внимание подростка становится хорошо управляемым, контролируемым процессом и увлекательной деятельностью.

В школе, на уроках, внимание подростков нуждается в поддержке со стороны учителя – долгая учебная деятельность вдохновляет подростка на поддержание произвольного внимания. Учитель может использовать эмоциональные факторы, познавательные интересы, постоянную готовность подростка воспользоваться случаем и утвердить себя среди сверстников.

 2.Память. Подросток уже способен управлять своим произвольным запоминанием. Способность к запоминанию постоянно, но медленно возрастает до 13 лет. С 13 до 15 лет наблюдается более быстрый рост памяти. В подростковом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом смысловая память тоже перестраивается, она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление. Также с формой изменяется и содержание запоминаемого, становится более доступным запоминание абстрактного материала.

3.Воображение. В подростковом возрасте воображение может превратится в самостоятельную внутреннюю деятельность. Подросток может проигрывать мыслительные задачи с математическими знаками, может строить свой воображаемый мир особых отношений с людьми, мир, в котором он проигрывает одни и те же чувства, до тех пор, пока не изживет свои внутренние проблемы. Мир воображения подростка – это особый мир. Подросток уже владеет действиями воображения, которые приносят ему удовлетворение. Воображение подростков может оказывать влияние на познавательную деятельность, эмоционально – волевую сферу и саму личность.

4. Мышление. Для подростка большое значение приобретает теоретическое мышление. Изучаемый в школе материал становится для подростка условием для построения и проверки своих гипотез.

В подростковом возрасте, с 11-12 лет, вырабатывается формальное мышление. Подросток уже может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией. Подросток начинает ориентироваться не на возможное, а на очевидное. Благодаря своей новой ориентации, он получает возможность вообразить все, что может случиться, и очевидные, и недоступные восприятию события. [10]

Таким образом, внимание, память, мышление в подростковом возрасте приобрели самостоятельность, и подросток может управлять ими сам по своей воле.

 

 

1.2 Развитие межличностных отношений

 

 

Общение подростка с взрослыми. В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием чувства взрослости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее осваивать свои права. Они болезненно реагируют на реальные ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе. Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае, взрослый может облегчить подростку поиск его места в системе складывающихся взаимодействий, помочь оценить свои способности и возможности, лучше познать себя. В связи с лёгкой ранимостью подростка, для взрослого очень важно найти формы поддержания этих контактов. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать близкое общение. Большое значение в этот период имеют требования к подростку в семье. Сам он больше притязает на определённые права, чем стремиться к принятию на себя обязанностей. В случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям, они выражают протесты в различных формах, проявляют неподчинение с целью изменить сложившиеся ранее отношения. И взрослые, под воздействием притязаний подростков, вынуждены переходить к новым формам взаимодействия с ними. Общение подростка во многом обуславливается изменчивостью его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может меняться на прямо противоположное. Характерными для подросткового возраста являются имитации чьего-либо поведения. Чаще имитируется поведение значимого взрослого, который достиг определённого успеха. Редко проявляются у подростков отрицательная имитация, когда определённый человек выбирается в качестве отрицательного образца. Чаще всего это бывают кто-нибудь из родителей, причинивших много горя и обид подростку.

Недостаток внимания, заботы, и руководства взрослых болезненно воспринимаются подростком. Он чувствует себя лишним. Подросток в подобных ситуациях обычно начинает жить своей тайной жизнью. Чрезмерная опека и контроль, необходимый, по мнению родителей, нередко приносят негативные последствия: подросток оказывается лишённым возможности быть самостоятельным, научится пользоваться свободой. [1]

В отрочестве, общение со сверстниками приобретает исключительную значимость. В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга, становятся самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями становятся не столь непосредственными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а другу. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу, как право на взрослость. Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся больше всего. В подростковых объединениях, в зависимости от общего уровня развития, стихийно формируются свои кодексы чести. Формы и правила заимствуются из отношений взрослых. Высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, жадность. Если подросток подвёл, предал, бросил, он может быть избит, его могут оставить в одиночестве. Подростки жестоко оценивают сверстников, которые в своём развитии ещё не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы.

 В подростковом возрасте многие подростки начинают стремиться утвердить себя в качестве лидера. Лидерство – это способность человека оказывать влияние на людей, направлять их усилия на достижение значимых целей. Лидер формирует у себя ответственное отношение к себе, к другим людям, к природе. У подростков это остро выступает во взаимодействии «мы» и «я». «Мы» - это умение слиться со всеми в эмоциональных ситуациях и в ситуациях социального выбора, это способность обрести радость в конкретной общности. «Я» - это способность к обособлению от других, это умение остаться наедине с собой, это способность обрести радость от пребывания с самим собой. Подросток стремится познать и пережить обе стороны и обрести себя между ними. [ 5]

Таким образом, основными межличностными отношениями у подростков являются отношения с взрослыми и со сверстниками.

 

 

1.3 Формирование личности подростка

 

 

Подростковый возраст – время интеллектуального формирования мировоззрения, нравственной сферы личности, убеждений и идеалов человека. Важнейшей особенностью личности в отрочестве является быстрое развитие самосознания, посредством рефлексии подростка на себя и других. Чем лучше образование и воспитание получил подросток в детстве, тем богаче его рефлексия. Удачные рефлексии вызывают чувство восхищения собой и повышают самооценку. В обыденной жизни подростку становится настолько страшно уронить себя в собственных глазах, что он начинает бояться общаться с другими.

Развивающееся самосознание именно в отрочестве делает человека особенно тревожным и неуверенным в себе. Подросток стремится осмыслить свои притязания на признание, оценить себя как будущего юношу или девушку, определить для себя своё прошлое, заглянуть в личное будущее, осмыслить свои права и обязанности. Самосознание подростка включает в себя все компоненты самосознания взрослой личности. В основе подросткового самосознания лежит ответственность за себя, за свои личностные качества, за своё мировоззрение и за способность самостоятельно отстаивать свои убеждения.

Особое значение в отрочестве имеет внешность. Подросток придаёт своей внешности особое значение. Привлекательность, соответствие причёски и одежды, канонам референтной группы сверстников, соответствие манерам выразительных движений окружения – всё это имеет чрезвычайное значение.

В зависимости от времени, в котором живут разные поколения подростков, они проделывали разнообразные карнавализации со своей внешностью: то расклешивали свои брюки, то брились наголо и надевали специально разорванную одежду. При этом независимо от пола они украшали себя серьгами, браслетами, цепями и цепочками. Многие, более агрессивные действия по отношению к своему телу начинают осуществляться именно в подростковом возрасте. Подростка начинает волновать он сам в своём физическом и духовном воплощении. «Каким я могу предстать перед другими?» – актуальный вопрос для него. Физическое ощущение формирует сложную гамму переживаний подростков. Особое значение для подростка обретает его лицо. Отроки смотрят на себя в зеркало значительно чаще и пристальнее, чем это делают дети. « Кто я?», «Какой я?» - постоянно задаваемые вопросы. Подросток внимательно рассматривает своё изменившееся лицо: волосы, брови, нос, глаза, губы, подбородок. Всё подвергается ревизии, которой сопутствуют тревога, неуверенность в себе и надежда на свою привлекательность.

Важно в отрочестве пройти правильный путь в отношении к своему имени. В кругу семьи и сверстников подросток слышит разное к себе обращение: это и ласкательные, детские имена и разные прозвища, то это и клички, которые беспощадно оценивают его индивидуальные свойства, или вовсе обесценивают его личность. Именно в этом возрасте отроку предстоит отстаивать свои притязания на признание, утверждение себя, своё собственное имя.

Таким образом, подростковый возраст – это время формирования личности подростка, это период развития самосознания и самоопределения.

 

 

Глава 2. Психологический портрет личности

 

 

        Психологический портрет личности закладывается с рождения. Его составляющими являются: темперамент, характер, способности, интеллект, воля, чувства и эмоции. Основой портрета личности является темперамент, выработанный на основе психических процессов и различных формирующих факторов. Изменение характера возможно, если есть желание перемен и дополнительные усилия со стороны личности. Вместе с этим происходит изменение психологического портрета.

        1.Темперамент (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей), характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности (темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний). Основные компоненты: общая активность индивида, его моторика (двигательные проявления) и эмоциональность. Теории: гуморальные, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма (восходящее к Гиппократу и систематизированное И. Кантом учение о четырех основных типах — сангвинике, холерике, меланхолике, флегматике); морфологические (зависимость темперамента от конституционных типов телосложения у Э. Кречмера и У. Шелдона). В отличие от темперамента характер не является врожденным. Он скорее формируется по мере взросления. К унаследованным чертам добавляются приобретенные, главным образом нравственные качества.

          Краткая характеристика типов темперамента подростков представлена в приложении 1.

         2. Стержнем характера являются морально-волевые, мотивационные качества личности. Человек с сильной волей отличается определенностью намерений и поступков, большей самостоятельностью. Он решителен и настойчив в достижении своих целей. Безволие обычно отождествляется со слабохарактерностью. Характер (от греч. charakter — отличительная черта, признак) своеобразная особенность человека, вещи, явления (напр., характер местности); в психологии — индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения (установок) к окружающей действительности. В школьном возрасте у человека формируются общие способности: трудолюбие и работоспособность; внимательность, собранность, целенаправленность, наблюдательность; творческое мышление, гибкость ума, умение ориентироваться в сложных ситуациях и др. Позже появляются также и специальные способности, связанные с выбором профессии и опытом работы. Диагностика некоторых сложившихся способностей проводится с помощью тестов. Высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности. Способность у человека определяется в зависимости от того, как быстро и успешно он справляется с решением конкретных задач, скажем математических или музыкальных. Она выражается в сильной увлеченности чем-то: будет ли это игра на скрипке или коллекционирование марок - и интересе человека к определенному занятию или деятельности.

            3.Интеллект (от лат. intellectus — познание, понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания..  Все люди обладают определенными умственными способностями, которые отличают их от других видов, и эти способности изменяются на протяжении жизни. Интеллект – характеристика, которая варьирует у разных индивидов внутри одного вида. С этой точки зрения, люди отличаются друг от друга по типу или уровню интеллекта. Интеллектом обладает тот, кто способен в любой проблеме выделить главное, проанализировать ее, разделив на составные части, и найти способы решения. На уровень интеллекта влияют многие факторы среды, начиная от социальных и культурных условий и кончая физико-химическими воздействиями. Один из таких факторов – обучение. У детей, бросивших учебу, IQ снижается, а у тех, кто переходит из плохой школы в хорошую, – повышается.

        4. Хотя термины «эмоции» и «чувства» часто используют как синонимы (во многих случаях это оправдывает себя), тем не менее, их нужно различать. Эмоции — это низший, а чувства — высший тип психических реакций. Высший вид эмоций не случайно называют чувствами (интеллектуальными, эстетическими, нравственными). Мы испытываем страх, и страх — это эмоция. То есть раздражение нервной системы. Страх примитивен. Чувства связаны с переживанием и сопереживанием.

 

Глава 3. Результаты исследования.

 

1. Для определения типа темперамента мы воспользовались опросником Айзенка «Изучение темперамента школьника» (Приложение № 2). Опросник представляет собой 60 вопросов, на которые нужно ответить «да» или «нет». В результате определяется тип темперамента человека. Среди моих одноклассников:

 

Меланхоликов:  6 человек, 24%; (замкнутые, спокойные, неуверенные)

Флегматиков:   3 человека, 12%; (общительные на среднем уровне)

Сангвиников:   11 человек, 44%; (имеют среднюю активность)

Холериков:         5 человек, 20%.   ( очень активны, эмоциональны)

 

2. Для определения мотивационных качеств, применялась методика Н.Лускановой «Уровень мотивации к обучению». (Приложение 3)

Результаты исследования показали, что  высокую мотивацию имеют 2 человека, 8%; хорошую – 2 человека, 8%; среднюю – 16 человек, 60% и низкую – 7 человек, 24%. Таким образом, можно сказать, что 7 человек из класса не обладают сильной волей характера.

 

Диаграмма 1. Уровень развития мотивационных качеств учащихся.

 

3. Исследование личностной сферы проводили с помощью методики Дембо-Рубинштейн «Уровень самооценки учащегося». (Приложение 4)

Результаты показали, что  учащиеся имеют высокую самооценку 15 человек, 57%; среднюю адекватную – 10 человек, 33% и низкую – 3 человека, 10%

 

Диаграмма 2. Уровень самооценки учащихся.

 

4. Исследование межличностного общения учащихся проводилось с помощью теста А.Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях» (для подростков). (Приложение 5)

Результаты диагностики показали, что 10 человек, 37%  умеют регулировать своё поведение, в общении доброжелательны и сдержанны. Из конфликтной ситуации выходят достойно, могут найти компромисс; 6 человек, 22% - агрессивны в общении; 11 человек, 41% - испытывают неуверенность в общении, не всегда отстаивают свою точку зрения.

 

  Диаграмма 3. Уровень агрессивности поведения учащихся.

 

5. Социальный статус подростка в группе оценивали с помощью Социометрии. Результаты показали, что в моём коллективе 2 лидера -7%; 12 человек, 41% - имеют статус предпочитаемого в общении;  12 человек, 41% - приняты в коллективе; 3 человека, 11% - имеют статус изолированного.

6. Эмоциональную сферу изучали с помощью методики Рогова «Уровень тревожности школьника». Высокую эмоциональную чувствительность имеют 8 человек, 34%, среднюю -   9 человек, 36%; и низкую 7 человек, 30% учащихся.

Диаграмма 4. Уровень эмоциональной чувствительности учащихся.

 

 

 

7. Интеллектуальную сферу, уровень интеллекта подростков определяли с помощью методики Л. Переслени (для 7 классов) «Словесно-логическое мышление подростков». (Приложение 6)  Результаты диагностики показали: высокий уровень развития мышления имеют 5 человек, 21%; хороший уровень – 6 человек, 25% учащихся; средний уровень – 4 человека, 16%; низкий уровень- 38% учащихся.

 

Диаграмма 5. Уровень развития интеллектуальных способностей учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

         В результате проведенной работы я достиг намеченной цели и выполнил поставленные задачи;  проанализировал психолого-педагогическую литературу, определил особенности подросткового возраста, тем самым доказал первую гипотезу. Узнал  составляющие психологического портрета человека и составить психологический портрет своего класса. Вторая гипотеза о том, что в моём классе больше всего холериков, учащихся уверенных в себе с высоко самооценкой, подтвердилась частично.

        Среди нас больше всего сангвиников, незначительное количество холериков и флегматиков и немного меланхоликов. Более половины учащихся имеют сформированные волевые качества и высокую самооценку.

         В общении преобладает количество учащихся с неуверенным поведением и примерно каждый четвёртый может проявить агрессию, и склонен к конфликтам. В классе есть 2 положительных лидера (девочки).

         Мои одноклассники эмоционально чувствительны. Более половины из них переживают за успехи в школе, и каждый третий испытывает тревожность в общении с одноклассниками и учителями. 

        Учащиеся 7 «А» класса имеют средние интеллектуальные способности, только 62% справились с тестом на мышление.

         Посмотрим, каким наш  класс будет через год, ведь качества личности в подростковом возрасте ещё формируются.

 

                                                             Список литературы

 

1. Аверин В.А. Психология личности. - М.: Издательство Михайлова В.А., 2001. - 192 с.

2. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. 2002. № 5. С. 111-117.

3. Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера // Собр. соч.: В 6 т. - Т. 5. - М.: Педагогика, 1983. - С. 153-165.

4. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2010. - 701 с.

5. Кочубей Б.И., НовиковаЕ.В. Эмоциональная устойчивость школьника. - М.: Знание, 1988. - 80 с.

6. Левченко Ю.Н. Классификация типов темперамента Гиппократа. - URL: http://www.streamlet.ru/temperament. Дата обращения: 13.10.2011.

7. Мерлин В.С. Некоторые принципы психологической характеристики свойств темперамента. - Пермь, 1982. - С. 3-22.

8. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. - М.: Прайм-Еврознак, 2009. - 672 с.

9. ПрихожанА.М. Диагностика личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления. - М., 1989. - 178 с.

10. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие. - М.: Владос, 2009. - 383 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1  

 

Краткая характеристика типов темперамента подростков

 Тип темперамента   

 Характеристика типа темперамента         

 Использование сильных сторон темперамента

 Сангвиник  

     С большим интересом откликается на все, привлекающее внимание. По выражению лица легко угадать его настроение.

      Энергичен и работоспособен. Чувства, настроения, интересы, стремления изменчивы. Быстро устанавливает контакт с людьми.  

 Надо ставить перед подростком новые задачи, но стараться, чтобы они не были слишком трудными, иначе у него пропадет интерес, или легкими (развивается самомнение).

     Физические упражнения и занятия спортом помогут подростку направить в позитивное русло свою энергию.

 Холерик      

       Высокая активность, вспыльчив. Неустойчивость интересов и стремлений. Сложности в переключении внимания. Настойчив. Чаще всего неформальный лидер. Могут стать «шутами», «изгоями». Постоянное желание попробовать что-либо новое. Часто попадают в конфликтные ситуации, фанатично чему-либо преданы.            

       Необходимо заинтересовать его каким-либо делом: спортивная секция, танцы, туризм.

 Это поможет подростку реализовать себя, а заодно не позволит ему вступить в религиозные секты или организации криминального толка из любопытства.

        Не следует препятствовать его общению с друзьями, ругать за срывы и аффективные вспышки.

 Флегматик  

        Эмоции проявляет слабо. В любых ситуациях остается спокоен. Медлителен, трудно переключается на другую работу, с трудом сходится с людьми, весьма работоспособен. Отличается терпением, самообладанием.          

       За рабочим столом ничего не должно отвлекать его внимание. Подросток может заниматься часами одной и той же работой, поэтому необходимо напоминать ему о смене деятельности.

       Подростка надо хвалить, вселять уверенность в себе, даже если он проявляет медлительность, иначе у него снизится самооценка, и он будет чувствовать себя неудачником.

 Меланхолик           

       Обидчив, болезненно чувствителен. Пониженная активность. Редко поднимает руку на уроке, застенчив. Малейшая трудность заставляет опустить руки, легко устает, отвлекается, теряет веру в себя. Не выдерживает длительного нервного напряжения. Могут случиться нервные срывы, при которых подросток становится вял, безучастен, уходит в себя.

       Нельзя допускать конфликтных ситуаций, при которых на подростка обрушивается шквал наказаний и порицаний. Если это случилось, необходимо внимательно наблюдать за подростком, чтобы не допустить возникновения депрессии. Следует помочь наладить общение со сверстниками, поддерживать его хобби. Нельзя требовать от меланхолика активности и точного выполнения всех указаний.

 

 

 

 

Приложение 2

Опросник Айзенка (изучение темперамента младшего школьника)

 

Инструкция:

«Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения. Если Вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте в соответствующей клетке листа ответов знак «+», если отрицательно («не согласен»), то знак «-«. Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна Ваша первая реакция. Отвечать нужно на каждый вопрос»

Вопросы:

1.Тебе нравится находиться в шумной и весёлой компании?

2.Часто ли ты нуждаешься в помощи других ребят?

3.Когда тебя о чем-нибудь спрашивают, ты, чаще всего, быстро находишь ответ?

4.Бываешь ли ты очень сердитым, раздражительным?

5.Часто ли у тебя меняется настроение?

6.Бывает такое, что тебе иногда больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами?

7.Тебе мешают уснуть разные мысли?

8.Ты всегда выполняешь всё сразу, как тебе говорят?

9.Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?

10.Было ли когда-нибудь так, что тебе становилось грустно без особой причины?

11.Можешь ли ты сказать, что ты, в общем-то, очень весёлый человек?

12.Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

13.Бывает ли так, что иногда тебя почти всё раздражает?

14. Тебе нравилась бы такая работа, где всё надо делать очень быстро?

15.Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя всё кончилось хорошо?

16. Было ли когда-нибудь, чтобы тебе доверили секрет, а ты по каким-то причинам не смог его сохранить?

17. Ты сможешь без особого труда развеселить компанию скучающих ребят?

18. Бывает так, что твоё сердце начинает сильно биться, даже если ты почти не волнуешься?

19. Если ты хочешь познакомиться с другим мальчиком (девочкой), то ты почти всегда первый начинаешь разговаривать?

20. Ты когда-нибудь говорил неправду?

21. Легко ли ты расстраиваешься, когда тебя ругают за что-нибудь?

22. Тебе постоянно нравится шутить и рассказывать весёлые истории друзьям?

23. Ты иногда чувствуешь себя усталым без особой причины?

24. Ты всегда выполняешь то, что тебе говорят старшие?

25. Ты, как правило, всегда бываешь доволен?

26. Можешь ли ты сказать, что ты чуть-чуть больше обидчивый, чем другие?

27.Тебе всегда очень нравится играть с другими ребятами?

28. Было ли когда-нибудь, чтобы тебя попросили дома помочь по хозяйству, а ты по какой-то причине не смог этого сделать?

29. Бывает, что у тебя иногда без особой причины кружится голова?

30. Бывает ли, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?

31. У тебя временами бывает такое чувство, что тебе всё надоело?

32. Ты любишь иногда похвастаться?

33. Бывает такое, что, находясь среди других ребят, ты чаще всего молчишь?

34. Бывает, что ты так волнуешься, что не можешь усидеть на месте?

35. Ты очень быстро принимаешь решение?

36. Ты шумишь иногда в классе, если нет учителя?

37. Тебе временами снятся страшные сны?

38. Можешь ли ты веселиться, не сдерживая себя, в компании ребят?

39. Тебя легко огорчить?

40. Случалось ли тебе говорить о ком-нибудь плохо?

41. Можешь ли ты иногда сказать про себя, что ты беззаботный человек?

42. Если ты оказываешься в глупом положении, то ты потом долго расстраиваешься?

43. Тебе очень нравятся весёлые игры?

44. Ты всё ешь, что тебе подают?

45. Когда тебя о чём-нибудь просят, тебе всегда бывает трудно отказать?

46. Ты любишь часто ходить в гости?

47. Был ли хотя бы раз в твоей жизни такой момент, когда тебе не хотелось жить?

48. Было ли такое, что ты когда-нибудь грубо разговаривал с родителями?

49. Как ты думаешь, тебя считают весёлым человеком?

50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51. Нередко бывает так, что тебе не хочется принимать участие в общем веселье?

52. Тебе очень трудно бывает уснуть из-за разных мыслей?

53. Ты почти всегда уверен, что справишься с делом, за которое взялся?

54. Бывает, что ты нередко чувствуешь себя одиноким?

55. Ты обычно стесняешься заговаривать первым с новыми людьми?

56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправлять?

57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58. Бывает, что ты очень весёлый или очень печальный без особой причины?

59. Тебе иногда кажется, что трудно получить настоящее удовольствие от компании ребят?

60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?

Ключ к опроснику Айзенка:

Экстраверсия-интроверсия определяется по сумме:

положительных ответов «+» на вопросы: 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57

отрицательных ответов «-» на вопросы: 6, 33, 51, 55, 59

Эмоциональная стабильность определяется по сумме:

 положительных ответов «+» на вопросы: 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60

Шкала социальной желательности (шкала лжи) определяется по сумме:

положительных ответов «+» на вопросы: 8, 24, 44

отрицательных ответов «-» на вопросы: 4, 12, 16, 20, 28, 32, 36, 40, 48

Интерпретация данных

 Полученные результаты ответов сопоставляются с «ключом». За ответ, соответствующий ключу, присваивается 1 балл, за несоответствующий ключу - 0 баллов. Полученные баллы суммируются:

Оценка результатов: 

Интроверсия

Экстраверсия

Значительная  

Умеренная       

Умеренная       

Значительная

1…7     

8…11  

12…18

19…24

         Меланхолик                Флегматик                        Сангвиник                     Холерик

Эмоциональная стабильность

Эмоциональная нестабильность

Высокая

Средняя

Высокая

Очень высокая

До 10   

11…14

15…18

19…24

 

Приложение 3

Методика  Н. Лускановой  «Определение школьной мотивации» 

 1.Тебе нравится в школе?

             Да

             Не очень

             Нет

2. Ты всегда с радостью идешь в школу?

             Да

             Не всегда

             Нет

3.Если бы учитель сказала, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы

   в школу?

             Пошел бы

             Не знаю

             Остался бы дома

4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

            Нет

            Не знаю

            Да

5.Тебе нравится, когда не задают домашнего задания?

            Нет

            Не знаю

            Да

6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

            Нет

            Не знаю

            Да

7.Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?

            Часто

            Редко

            Никогда

8.Ты хочешь сменить учителя по какому-нибудь предмету?

            Нет

            Не знаю

            Да

9.У тебя в классе много друзей?

            Много

            Мало

            Нет друзей

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

            Да

            Не очень

            Нет

 

Анализ результатов: 25-30 бал, высокий уровень школ  мотивации.

                                    20-24 бал, хороший уровень школ мотивации.

                                    15-19 бал, средний уровень школ мотивации, но привлекает внеучебная сторона.

                                    11-14 бал, низкий уровень школ мотивации.

                                      1-10 бал, негативное отношение к школе. 

Качественный анализ проводится путем собеседования с учащимся, где выясняются конкретные

причины нарушений в мотивационной сфере.                                                                 

                                                                                                                                                                                                         

 

Приложение 4

Бланк к методике Дембо-Рубинштейн  «Уровень самооценки»

 

оцени по баллам от 10-100         

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

  1. своё здоровье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ум

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. характер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. авторитет у сверстников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. умение многое делать своими руками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. внешность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. уверенность в себе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Тест А. Ассингера (Оценка агрессивности в отношениях) для подростков

 

Флегматичный человек редко проявляет себя как интересный собеседник, но и с чрезмерно агрессивным, набрасывающимся как тигр из засады, человеком неприятно общаться.

Тест А. Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка.

Подчеркните ответ

1. Склонны ли вы искать пути к примирению после очередного конфликта?

  1. Всегда.
  2. Иногда.
  3. Никогда.

2. Как вы ведете себя в критической ситуации?

  1. Внутренне кипите.
  2. Сохраняете полное спокойствие.
  3. Теряете самообладание.

3. Каким считают вас одноклассники?

  1. Самоуверенным и завистливым.
  2. Дружелюбным.
  3. Спокойным и независтливым.

4. Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную работу?

  1. Примите ее с некоторыми опасениями.
  2. Согласитесь без колебаний.
  3. Откажетесь от нее ради собственного спокойствия.

5. Как вы будете себя вести, если кто-то из одноклассников без разрешения возьмёт с вашего стола вещи?

  1. Выдадите ему по первое число.
  2. Заставите вернуть.
  3. Спросите, не нужно ли ему еще чего-нибудь.

6. Какими словами вы встретите друга или подругу, если он (она) опоздал (а) на встречу?

  1. Что это тебя так задержало?
  2. Где ты пропадаешь?
  3. Я уже начал(а) волноваться.

7. Как бы вы повели себя за рулем автомобиля?

  1. Старались бы обогнать машину, которая показала вам хвост?
  2. Вам все равно, сколько машин вас обошло.
  3. Помчитесь с такой скоростью, чтобы никто не догнал вас.

8. Как вы смотрите страшный фильм?

  1. Боитесь.
  2. Скучаете.
  3. Получаете искреннее удовольствие.

9. Как вы относитесь к своим спортивным успехам?

  1. Обязательно стараетесь выиграть.
  2. Цените удовольствие подвигаться.
  3. Очень сердитесь, если не везет.

10.Представьте, что вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное вы предпочтете?

  1. Тигра или леопарда.
  2. Домашнюю кошку.
  3. Медведя.

 

Теперь внимательно просмотрите подчеркнутые ответы. Суммируйте номера ответов.

Результаты

22 и более  баллов. Вы излишне агрессивны и при этом нередко бываете неуравновешенным и жестоким по отношению к другим. Вы надеетесь добраться до управленческих верхов, рассчитывая на собственные методы, добиться успеха, жертвуя интересами окружающих. Поэтому вас не удивляет неприязнь сослуживцев, но при малейшей возможности вы стараетесь их за это наказать.

18 – 21 балл. Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.

17 и менее очков. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что вы, как травинка, гнетесь под любым ветерком. И все же больше решительности вам не помешает!

Если по 3 и более вопросам вы набрали по 3 очка и менее чем по 3 вопросам – по 1 очку, то взрывы вашей агрессивности носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Вы склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Вы относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать.

Если же по 3 и более вопросам вы получили по 1 очку, и менее чем по 3 вопросам – по 3 очка, то вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что вам не присущи вспышки агрессивности, но вы подавляете их уж слишком тщательно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 6.

Определение уровня развития словесно-логического мышления

Любовь Переслени, Татьяна Фотекова

Регистрация данных: групповая форма проведения.

Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.

 

1 субтест

ИнструкцияКакое слово из пяти подходит к приведенной части фразы?

1.       Эволюция – это…порядок, время, постоянство, случайность, развитие.

2.       Бодрое и радостное восприятие мира – это… грусть, стойкость, оптимизм, сентиментальность,  равнодушие.

3.       Одинаковыми по смыслу являются слова «биография» и… случай, подвиг, жизнеописание, книга, писатель.

4.       Совокупность наук, изучающих язык и литературу, – это… логика, социология, филология, эстетика, философия.

5.       Противоположным к слову «отрицательный» будет слово… неудачный, спортивный, важный, случайный, положительный.

6.       Отрезок времени, равный 10 дням, называется… декада, каникулы, неделя, семестр, квартал.

7.       Век – это… история, столетие, событие, прогресс, тысячелетие.

8.       Интеллектуальный – это… опытный, умственный, деловой, хороший, удачный.

9.       Иронический – это… мягкий, насмешливый, веселый, настоящий, смешной.

10.   Объективный – это… беспристрастный, полезный, сознательный, верный, главный.

2 субтест

Инструкция: Из пяти приведенных слов одно лишнее, его надо найти.

1.       Лист, почка, кора, чешуя, сук.

2.       После, раньше, иногда, сверху, позже.

3.       Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

4.       Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

5.       Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

6.       Глобус, меридиана, полюс, параллель, экватор.

7.       Круг, треугольник, трапеция, квадрат, прямоугольник.

8.       Береза, сосна, дуб, сирень, ель.

9.       Секунда, час, год, неделя, вечер.

10.   Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

3 субтест

Инструкция: Между первым и вторым словами есть определенная связь. Между третьим словом и другими существует такая же связь. Найди это слово.

1.       Добро / зло = День / солнце, ночь, неделя, среда, сутки.

2.       Рыба / сеть = Муха / решето, комар, паук, жужжать, паутина.

3.       Хлеб / пекарь = Дом / вагон, город, жилище, строитель, дверь.

4.       Вода / жажда = Пища / пить, есть, голод, еда, хлеб.

5.       Вверху / внизу = Слева / сзади, справа, впереди, сбоку, рядом.

6.       Утро / ночь = Зима / мороз, день, январь, осень, сани.

7.       Школа / обучение = Больница / доктор, пациент, учреждение, лечение, больной.

8.       Коса / трава = Бритва / сено, волосы, острая, сталь,  инструмент.

9.       Бежать / стоять = Кричать / молчать, ползать, шуметь, звать, плакать.

10.   Слово / буква = Предложение / союз, фраза, слово, запятая, тетрадь.

4 субтест

Инструкция: приведены два слова. Определите, что между ними общего; подберите обобщающее слово или словосочетание.

1.        Любовь, ненависть

2.        Герб, флаг.

3.        Барометр, термометр.

4.        Крокодил, черепаха.

5.        Землетрясение, смерч.

6.        Рим, Вашингтон.

7.        Умножение, вычитание.

8.        Повесть, рассказ.

9.        Африка, Антарктида.

10.   День, ночь.

 

Обработка

1 субтест направлен на выявление общей осведомленности ребенка.

2 субтест – на сформированность логического действия, способности к абстрагированию.

3 субтест – на выявление сформированности логического действия,  «умозаключения по аналогии».

4 субтест – на выявление умения подводить два понятия под общую категорию, обобщать.

 

В четырех субтестах по 10 вопросов в каждом. Всего 40 вопросов. Принят следующий способ оценки успешности решения четырех словесных субтестов: суммарное количество баллов за 40 проб соответствует 100%. Набранное количество баллов – показатель успешности (ПУ).

ПУ= Х *100/40, где Х – сумма полученных испытуемым баллов за решение 40 проб.

 

Интерпретация:

Предполагается 4 уровня успешности:

Четвёртый уровень успешности – 49 % и менее (19,5 и менее балла)  - низкий

Третий уровень успешности – 50 % - 64 % (20 - 25,5 балла)-средний

Второй уровень успешности – 65 % - 79 % (26 - 31,5 балла)-хороший

Первый уровень успешности – 80 % - 100 % (32 и более баллов)- высокий

 

Варианты ответов:

Субтест 1 – 5,3,3,3,5,1,2,2,2,1

СУбтест 2 – 4,4,3,4,2,1,1,4,5,3

Субтест 3 – 2,5,4,3,2,4,4,2,1,3

Варианты ответов для 4 субтеста

 

балл (первая попытка)

 

1

1          

2          

3          

4          

5          

6          

7          

8          

9          

Чувства

Символы, геральдика

Измерительные приборы (измерители)

Пресмыкающиеся (рептилии)

Природные явления, стихия

Столицы

математические

действия

Проза, прозаические произведения

Материки (континенты) – части света

Время суток, сутки

 

0,5 балла (вторая попытка)

 

Знаки

Приборы

Земноводные, водоплавающие

 

Природа, бедствие

Города

Математика, действия

Литература, литературный жанр, произведения

 

 

 

 

 

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13»

Содержание: Введение…………………………………………………………………………………………

Содержание: Введение…………………………………………………………………………………………

Введение Подростковый возраст считается самым сложным этапом в развитии ребенка

Введение Подростковый возраст считается самым сложным этапом в развитии ребенка

Теоретическая значимость: с истематизация и анализ информации по теме

Теоретическая значимость: с истематизация и анализ информации по теме

Мир воображения подростка – это особый мир

Мир воображения подростка – это особый мир

Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях

Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях

Подростка начинает волновать он сам в своём физическом и духовном воплощении

Подростка начинает волновать он сам в своём физическом и духовном воплощении

Высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности

Высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности

Исследование личностной сферы проводили с помощью методики

Исследование личностной сферы проводили с помощью методики

Интеллектуальную сферу, уровень интеллекта подростков определяли с помощью методики

Интеллектуальную сферу, уровень интеллекта подростков определяли с помощью методики

Вывод В результате проведенной работы я достиг намеченной цели и выполнил поставленные задачи; проанализировал психолого-педагогическую литературу, определил особенности подросткового возраста, тем самым доказал первую гипотезу

Вывод В результате проведенной работы я достиг намеченной цели и выполнил поставленные задачи; проанализировал психолого-педагогическую литературу, определил особенности подросткового возраста, тем самым доказал первую гипотезу

Приложение 1 Краткая характеристика типов темперамента подростков

Приложение 1 Краткая характеристика типов темперамента подростков

Приложение 2 Опросник Айзенка (изучение темперамента младшего школьника)

Приложение 2 Опросник Айзенка (изучение темперамента младшего школьника)

Тебя легко огорчить? 40. Случалось ли тебе говорить о ком-нибудь плохо? 41

Тебя легко огорчить? 40. Случалось ли тебе говорить о ком-нибудь плохо? 41

Ты всегда с радостью идешь в школу?

Ты всегда с радостью идешь в школу?

Приложение 5 Тест А. Ассингера (Оценка агрессивности в отношениях) для подростков

Приложение 5 Тест А. Ассингера (Оценка агрессивности в отношениях) для подростков

Подчеркните ответ 1. Склонны ли вы искать пути к примирению после очередного конфликта?

Подчеркните ответ 1. Склонны ли вы искать пути к примирению после очередного конфликта?

Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности

Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности

Отрезок времени, равный 10 дням, называется… декада, каникулы, неделя, семестр, квартал

Отрезок времени, равный 10 дням, называется… декада, каникулы, неделя, семестр, квартал

Предполагается 4 уровня успешности:

Предполагается 4 уровня успешности:
Скачать файл
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей