Исследовательская работа на уроках литературного чтения в начальной школе
Оценка 4.9

Исследовательская работа на уроках литературного чтения в начальной школе

Оценка 4.9
docx
русская литература
3 кл
09.06.2020
Исследовательская работа на уроках литературного чтения в начальной школе
Организация исследовательской работы на уроках литературного чтения на примере произведения К.Паустовского "Растрепанный воробей"
Тюмень, статья..docx

                                                                              Ольга Михайловна Осинцева

                                                                              учитель начальных классов МОУ СОШ №4         

                                                                              г. Ишим Тюменской области

Исследовательская работа учителя и учеников на уроках  литературного чтения.

            На уроках литературного чтения в начальных классах для более глубокого осмысления сути произведения и замысла автора учителю необходимо ставить перед детьми серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи.

            Дети начальных классов при вдумчивом неторопливом исследовании произведения, организованном учителем, выступающим также в роли исследователя способны самостоятельно « открыть» для себя замысел автора. При этом ярко проявляется природный детский дар непосредственного целостного восприятия произведения, простоты и глубины его интуитивного понимания сердцем, чувствами,  детской «причастности к тайнам» (А.Блок).

            Учитывая, что младший школьник  не всегда может объяснить своё восприятие, осознать его и перевести на язык слов, на уровень логических понятий свои чувства, своё понимание того, что открыто его внутреннему взору, учитель должен тщательно продумывать систему вопросов. При составлении  вопросов не забываем, что «всякое усвоение нового идет через микроакты собственных внутренних усилий ребенка, его собственных поисков вопросов и ответов» (Л.В.Занков). При этом вопросы должны выступить в роли «путеводной нити», ведущей читателя-ребёнка к осмыслению своих чувств, от подсознательного понимания через анализ текста к осознанному открытию нравственно- духовного смысла произведения.

            Современный учитель начальных классов должен  выступать на уроке и в роли литературоведа (обладать умением и навыками самостоятельного научного анализа художественного текста, видеть, что есть в произведении - и, прежде всего нравственные проблемы и идеи), и методистом (понимать, как об этом говорить с детьми), и воспитателем (уметь извлекать нравственные уроки из произведения, помогать ученикам открывать и осознавать нравственные законы).

            Каждый творчески работающий учитель имеет свое видение урока с исследовательской направленностью. Далее я предлагаю рассмотреть из моего опыта, как проходила  совместная исследовательская работа учителя и учеников при работе над рассказом К. Паустовского «Растрепанный воробей»(II класс).

 Цели урока:- на примере произведения К.Паустовского «Растрепанный воробей» провести исследование в виде постройки дома (дом представляет жизнь героев), при этом выявить личные качества героев; установить и проследить связи - сюжетные линии - между ними, выделить идею произведения;

                     -развивать монологическую речь детей, умение обосновывать, доказывать свою точку зрения, анализировать, сопоставлять;

                     -опираясь на чувственно- эмоциональную сферу детей поддерживать веру в добро и чудеса.

В начале урока очень важен  эмоциональный настрой детей. Эмоциональное вхождение в урок проходило на фоне музыки, при этом учитель читал текст, а дети выполняли плавные движения руками.

«Наступила долгожданная весна. Жарче и жарче светит весеннее солнце. Днем падает с крыш звонкая капель. Тают на солнышке длинные сосульки. Около деревьев и стен домов оголилась земля. Весело скачут во дворе воробьи. Все живое радуется ласковым солнечным лучам. Возьмитесь за руки, загляните друг другу в глаза. Улыбнитесь и скажите доброе слово». Далее шла работа над регулировкой речевого дыхания, артикуляционная гимнастика.

Учитель: «Наш голос-физический инструмент и, как любой инструмент он нуждается в настройке, постоянной игре с ним и на нём, в заботе о его сохранности.

1)Регулировка речевого дыхания.

                        Есть один такой цветок,

                        Не вплетешь его в венок,

                        На него подуй слегка,

                        Был цветок - и нет цветка.

(Дети резко выдыхали воздух, затем на счет 1-4 делали медленный вдох, затем задерживали дыхание на счет 1-4, после этого резкий выдох: фу! фу! фу!)

2)Артикуляционная гимнастика.

     В разных местах класса расположены буквы разного размера и цвета, дети определяли их местонахождение и пропевали звуки, обозначенные этими буквами тремя голосами: голосом мыши, голосом лисы, голосом медведя. ( Буквы: а,о,у,ы,и,э.)

         После этого детям предлагалось выступить в роли исследователей произведения К.Паустовского «Растрепанный воробей». Цель исследования: выделить главную идею произведения. Исследование предлагалось провести в виде постройки дома (деятельностный подход). Дом представлял жизнь героев, которую они проживали в этом произведении. Фундамент дома - это сами герои, стены дома- качества, которыми обладали герои, крыша- идея произведения.

Совместно с детьми решили, что для того, чтобы добраться до крыши – идеи произведения, необходимо заложить фундамент. (У каждого ребенка на парте лежали детали: блоки фундамента, на которых были написаны герои, стены дома и крыша; на доске те же детали в увеличенном виде). Далее проводилась работа по «закладыванию» фундамента на партах и на доске. Совместно с детьми  выяснилось, что фундаментом дома являются герои: ворона, воробей, мама, папа, Маша, няня Петровна, милиционер.

-Фундамент заложен, но для того, чтобы  он был крепким, строители заливают между блоками специальный раствор. В нашем случае этим раствором будут  связи - сюжетные линии, которые можно установит между героями.

 Детям предлагалось взять в руки карандаши и с помощью стрелочек показать эти связи, обосновать свое решение и озаглавить каждую сюжетную линию. На доске выполнялась та же работа.

            Например, -ворона-воробей («Враги»);

                                          -мама-папа-воробей («Друзья»);

                                          -мама-папа («Нежность»);

                                          -мама-папа-Маша – няня Петровна («Дружная семья»).

Общий вид на доске и у учащихся выглядел таким образом:

 

Маша    воробей    ворона   мама    папа    няня  Петровна   милиционер

 

Вместе с детьми сделали два вывода. Эти выводы в дальнейшем помогли подойти нам  к главной идеи произведения.

1.Все в мире взаимосвязано, между всеми можно «провести», «выявить» невидимые нити.

2. В рассказе К.Паустовского «Растрепанный воробей» параллельно существует несколько         

     сюжетных линий.

 В этот вид работы дети включились очень активно: каждый  доказывал правильность связей, которые он установил между героями и правильность выбранного заголовка.

При  строительстве  стен дома  необходимо было «заполнить» стены  качествами, которыми обладают герои произведения. ( Дети записывали качества на прямоугольном листе бумаги, символизирующим стены дома).

Анализируя каждого героя, дети называли качества, которые присущи именно этому  герою, подтверждали свое мнение выдержками из текста. Дети показали умение ориентироваться в тексте, находить ключевые фрагменты, слова, в которых отражены характеры героев.

Например: Маша - добрая,  нежная, относится к миру как к живому существу;

                   мама - хрупкая, как стеклянный букетик, который подарил ей на память папа;

                   няня Петровна - заботливая, добрая (Маша называет ее ласково «нянюшка»).

Физминутка.

-Какое качество ценится в людях больше всего? (Это качество- доброта).    

-Кто, прежде всего, обладает таким качеством в жизни? (Мама).

- Слышали выражение «мама теплая и нежная, как солнышко»?

-Итак, встаньте на ноги, вытяните руки вперед, вслушайтесь в звуки музыки и представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Сквозь пальчики, как лучики солнышка движется тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечный луч скользит вдоль ноги, согревает стопы, пальцы ног. Мышцы успокоились, отдыхают. Представим живот, как мячик. На вдохе живот поднимается, на выдохе опускается. Дыхание становится плавным, равномерным. Откройте глаза, улыбнитесь друг другу, скажите доброе слово.

На этапе выявления идейного смысла произведения детям был задан ряд вопросов:

-Как  вы думаете, для чего К. Паустовский написал этот рассказ? Что главное в жизни, по мнению писателя, без чего было бы скучно жить? Напишите ответ на крыше вашего здания в виде слова или предложения. Согласны ли вы с мнением автора, почему?

На доске  параллельно с работой детей вывешивалась модель крыши. Дети предлагали свои ключевые слова или предложения, каждый свой ответ доказывал. В результате совместного обсуждения появилась запись: чудеса. Большинство детей самостоятельно определили это слово. Далее учитель подвел детей к выводу о том, что главным чудом является любовь, которая связывает его героев (маму и отца; маму, Машу и Петровну; маму, Машу, воробья Пашку), их желание помогать  друг другу, оказывать поддержку  в важный момент жизни.

            В конце урока  был подведен итог на фоне спокойной музыки.

-Жизнь всегда будет испытывать нас. И, на примере маленького воробья, мы видим, что тело может быть хрупким, а сердце большим; сил может быть мало, но самоотверженность, мужество удесятеряет эти силы. Этот рассказ заставил нас заглянуть в собственное сердце, в свои мысли, подумать о том, какие мы, сможем ли поступить в трудной ситуации, как поступил маленький растрепанный воробей. И, конечно же, этот рассказ учит нас верить в чудеса. В жизни бывают чудеса «и на людей, как снег падают счастливые сны и сказки». И это так прекрасно. (Дети слушали музыку, мечтали о чуде, делились своими мечтами).

Из этого урока дети вынесли понимание того, что произведение поставило перед каждым из них вечные вопросы о смысле жизни и высших ценностях, о счастье и судьбе, о добре и зле.

И юный читатель, «проживая» жизнь в рассказе вместе с воробьем, делает свой выбор в пользу добра, любви и справедливости, устанавливает для себя нормы нравственного поведения. А это очень важно для нравственного развития души человека.

                        Кроме того, для раскрытия исследовательского потенциала детей младшего школьного возраста большую роль играет атмосфера доверительных отношений, которые сложились между учителем и учениками. Умение учителем вести диалог с детьми, принимать их суждения с пониманием, владение учениками искусством спора, даром убеждения активизируют мыслительную деятельность учащихся, ведут их по пути развития, включая эмоциональную, нравственную сферу и волевые качества.


Ольга Михайловна Осинцева учитель начальных классов

Ольга Михайловна Осинцева учитель начальных классов

В начале урока очень важен эмоциональный настрой детей

В начале урока очень важен эмоциональный настрой детей

Совместно с детьми решили, что для того, чтобы добраться до крыши – идеи произведения, необходимо заложить фундамент

Совместно с детьми решили, что для того, чтобы добраться до крыши – идеи произведения, необходимо заложить фундамент

Например: Маша - добрая, нежная, относится к миру как к живому существу; мама - хрупкая, как стеклянный букетик, который подарил ей на память папа; няня

Например: Маша - добрая, нежная, относится к миру как к живому существу; мама - хрупкая, как стеклянный букетик, который подарил ей на память папа; няня

Из этого урока дети вынесли понимание того, что произведение поставило перед каждым из них вечные вопросы о смысле жизни и высших ценностях, о счастье и…

Из этого урока дети вынесли понимание того, что произведение поставило перед каждым из них вечные вопросы о смысле жизни и высших ценностях, о счастье и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2020