Исследовательская работа "Освоение декоративной композиции как условие развития творческого воображения учащихся"
Оценка 4.9

Исследовательская работа "Освоение декоративной композиции как условие развития творческого воображения учащихся"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
изобразительное искусство
5 кл—8 кл
03.03.2023
Исследовательская работа "Освоение декоративной композиции как условие развития творческого воображения учащихся"
освоение декоративной композиции как условие развития творческого воображения учащихся
Исследовательская работа ИЗО Мингажова.docx

 

Исследовательская работа

 

Подготовил:

Учитель МОУ «СОШ №50»

Мингажова Алина Ринатовна

 

Освоение декоративной композиции как условие развития творческого воображения учащихся

Изучение композиции в целом — необходимый и ценный компонент в процессе обучения изобразительному искусству. Г. Логвиненко в своей книге «Декоративная композиция» пишет: «Композиция — это важнейший организующий момент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. В практических искусствах композиция объединяет частные моменты построения художественной формы» [4, с. 6]. Из этого можно сделать вывод, что изучение композиции является главной составляющей в программе изобразительного искусства.

Освоение учащимися темы «Декоративная композиция» является одним из условий развития их творческого потенциала. Так ли это? Действительно, изучение данной темы дает большое преимущество, так как множество упражнений, которые входят в программу изучения «Декоративной композиции», очень полезны для развития многих художественных и индивидуальных качеств ученика. При должном подходе и глубине изучения темы «Декоративная композиция» у учащихся развиваются такие качества, как усидчивость, внимательность, творческое воображение, образное мышление, художественные способности, осуществляется эстетическое воспитание, а также развитие мелкой моторики рук учеников. Они учатся работать в различных техниках, овладевают новыми художественными приемами, а пробуют рисовать разными художественными материалами, что увеличивает кругозор и позволяет ребенку разносторонне раскрыться, выявить и развить его художественные способности.

Чтобы понять, как тема «Декоративная композиция» изучается в общеобразовательной школе, мы проанализировали три основные школьные программы по изобразительному искусству: под редакцией В. С. Кузина [1], Б. М. Неменского [2], Т. Я. Шпикаловой [3]. На основе данного анализа можно сделать вывод, что тема «Декоративная композиция» рассматривается лишь в двух из трех предложенных программ — в программах Б. М. Неменского и Т. Я. Шпикаловой. Однако у Б. М. Неменского не предусмотрено глубокое освоение декоративного искусства, данная тема затрагивается поверхностно. Программа Т. Я. Шпикаловой, напротив, содержит достаточно упражнений для усвоения учащимися материала. Автор более подробно подходит к содержанию темы «Декоративная композиция».

Несмотря на то что рассматриваемая нами тема уже присутствует в некоторых школьных программах, в школьной практике она изучается крайне поверхностно, с пропуском многих важных аспектов. Поэтому мы пришли к выводу, что для темы «Декоративная композиция» необходимо выделить самостоятельный блок уроков.

Для того чтобы методически грамотно обучить детей теме «Декоративная композиция», мы тщательно продумали и составили блок уроков, способствующий качественному усвоению темы. Цель такого блока — обучить основам декоративной композиции, научить анализировать форму предметов, стилизовать ее, развить декоративное восприятие окружающей среды, а самое главное — развить творческое воображение ученика: ведь именно оно способствует созданию образов, идей и представлений, которые так необходимы для усвоения темы «Декоративная композиция».

Блок уроков «Волшебный мир декоративной композиции» состоит из 15 уроков: 1. «Декоративная композиция» (понятие декоративной композиции, виды декоративной композиции); 2. «Декоративные фрукты» (рисуем и стилизуем фрукты); 3. «Висит груша, нельзя скушать» (стилизуем фрукты путем дробления на плоскости, аппликация из цветной бумаги); 4. «Волшебная лампа» (рисуем и стилизуем лампу, кувшин…); 5. «Декоративная ваза» (стилизуем вазу путем дробления на плоскости, аппликация из цветной бумаги); 6. «Осенний натюрморт» (понятие натюрморта, правила компоновки и построения, рисунок с натуры); 7. Натюрморт с разных точек зрения» (зарисовки натюрморта с натуры с разных точек зрения); 8. «Орнамент как элемент декоративной композиции. Виды орнаментов» (рисуем и изучаем различные орнаменты); 9. «Орнаментальная декоративная композиция» (используем орнаментальные мотивы в декоративном натюрморте); 10. «Членение плоскости на части» (рисуем простейшие схематические композиции с применением членения плоскости на части); 11. «Модули членения композиции» (рисуем натюрморт и членим его с помощью различных модулей); 12. «Держим равновесие! Понятие равновесия в композиции» (с помощью пятен, линий, форм и цвета учимся уравновешивать композицию); 13. «Стилизация как элемент декоративной композиции» (упражняемся в применении различных приемов стилизации); 14. «Декоративная стилизация в натюрморте» (применяем стилизацию в натюрморте); 15. «Декоративный натюрморт» (рисуем декоративный натюрморт в одной из пройденных техник, применяем знания, полученные на предыдущих уроках).

Апробация блока уроков «Волшебный мир декоративной композиции» проводилась в магнитогорской СОШ № 50 в ноябре — декабре 2022 года. В апробации участвовали ученики 6 класса.

Первые уроки включали упражнения, на которых ребята знакомились с данной темой, пробовали свои силы, искали интересные методы и приемы, экспериментировали с различными художественными материалами. Сначала они рисовали простейшие формы — декоративные фрукты или овощи (рис. 1). Тема урока заинтересовала учеников, они быстро включились в деятельность, работали активно, уловили основные принципы и задачи работы.

На следующих уроках задания, естественно, усложнялись. Но и здесь ребята справились на отлично. Ученики уже не только опирались на представленный зрительный ряд (рис. 2), а подключали фантазию, воображение и применяли свои собственные декоративные приемы.

На заключительных занятиях учащиеся продемонстрировали полученные навыки в декоративном натюрморте, который стал своеобразным выходом — итоговой работой по теме «Декоративная композиция». Просмотр рисунков (рис. 3, 4) показал, как смело ученики экспериментировали с цветом, с формой и композицией. С каждым уроком было заметно развитие творческого воображения детей. В результате работы получились достаточно интересными, необычными и в то же время грамотными с точки зрения темы.

Рис. 1. «Висит груша, нельзя скушать»

Рис. 2. «Осенний декоративный натюрморт»

Рис. 3—4. Детские работы

Блок уроков был построен на принципах научности, последовательности освоения содержания, доступности возрасту учеников, наглядности. Экспериментальная апробация уроков по теме «декоративная композиция» у учеников 6 класса прошла успешно, дети усвоили необходимые знания, умения и навыки, грамотно выполняли поставленные преподавателем задачи. Новые знания и художественные умения, полученные учащимися, стали прочной базой для развития творческого воображения.

Список использованной литературы

1.       Изобразительное искусство. 5—9 классы. Рабочие программы к учебникам программы под ред. В. С. Кузина. ФГОС. М. : Просвещение, 2013.

2.       Изобразительное искусство. Рабочие программы к учебникам под ред. Б. М. Неменского. ФГОС: Б. М. Неменский, Л. А. Неменская. М. : Просвещение, 2014.

3.       Изобразительное искусство. 5—8 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. Я. Шпикаловой. ФГОС. М. : Просвещение, 2013.

4.       Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция : учеб. пособие для вузов / Г. М. Логвиненко. М. : Владос, 2005.


 

Исследовательская работа Подготовил:

Исследовательская работа Подготовил:

Чтобы понять, как тема «Декоративная композиция» изучается в общеобразовательной школе, мы проанализировали три основные школьные программы по изобразительному искусству: под редакцией

Чтобы понять, как тема «Декоративная композиция» изучается в общеобразовательной школе, мы проанализировали три основные школьные программы по изобразительному искусству: под редакцией

Членение плоскости на части» (рисуем простейшие схематические композиции с применением членения плоскости на части); 11

Членение плоскости на части» (рисуем простейшие схематические композиции с применением членения плоскости на части); 11

Рис. 1. «Висит груша, нельзя скушать»

Рис. 1. «Висит груша, нельзя скушать»

Блок уроков был построен на принципах научности, последовательности освоения содержания, доступности возрасту учеников, наглядности

Блок уроков был построен на принципах научности, последовательности освоения содержания, доступности возрасту учеников, наглядности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2023