Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Владимирской области
«Ковровский транспортный колледж»
Исследовательская работа на тему:
«Мой колледж в истории моей страны»
Выполнил:
студент группы 23 Ю1
Сайгаков Владимир Дмитриевич
Научный руководитель:
преподаватель истории,
Азаренкова Ольга Иоханннесовна
Ковров, 2023г.
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Страницы истории колледжа 6
Глава 2. Выдающиеся выпускники колледжа 12
Глава 3. Преподаватели и учащиеся техникума – фронтовики 17
Глава 4. Герои колледжа – участники в военных действиях
на территории Афганистана и Чечни 20
Глава 5. Воспоминания выпускников разных лет 23
Глава 6. Музей колледжа – центр воспитательной работы 25
Глава 7. Колледж сегодня 28
Глава 8. Анкетирование и тестирование студентов колледжа 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 36
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 48
ВВЕДЕНИЕ
Родной колледж! Эти слова никого не могут оставить равнодушным. Для одних - это место получения знаний, для других – годы взросления, для третьих – второй дом, их жизнь и судьба. Какова же судьба нашего колледжа? Мы впервые узнали, что наш колледж является старейшим из всех действующих на сегодня средне профессиональных образовательных учреждений области, когда поступили туда учиться.
Кто в нем учился и работал? Какими достижениями, замечательными людьми, традициями богата история нашего колледжа? Мы должны сохранить память о преподавателях и их учащихся, важных и интересных событиях жизни колледжа, победах и достижениях. Многочисленные фотографии со временем тускнеют или просто теряются, а недоступные архивные документы десятилетиями лежат на полках, храня в себе историю целых поколений. Постепенно и они приходят в ветхость. Именно сейчас необходимо позаботиться о сохранении исторического архива колледжа, где в наши дни отражается не только прошлая, но и настоящая жизнь колледжа.
Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что наш колледж в следующем году будет праздновать 145-летие, поэтому я решил познакомить наших сверстников, родителей, учащихся с историей нашего колледжа. В ходе нашего исследования мы хотим выяснить, как был создан наш колледж, как развивался на протяжении периода XIX в. – до наших дней.
Целью исследовательской работы будет являться: изучение истории становления и развития колледжа в событиях, фактах, лицах, документах.
Исходя из поставленной цели, я определил решение следующих задач:
- собрать и проанализировать материал, который имеется в архиве и в музее колледжа;
- проанализировать и ранжировать собранный материал по теме работы;
- проследить историю развития колледжа от начала его становления до наших дней;
- опираясь на данные архивов, воспоминания ветеранов педагогического труда собрать сведения о педагогах и выпускниках колледжа, о достижениях колледжа;
- рассказать учащимся о нашем образовательном учреждении;
- продолжить сотрудничество с бывшими выпускниками и преподавателями для подготовки к юбилею колледжа.
Методы, используемые при составлении исследовательской работы:
• метод периодизации (выделяются в развитии какого-либо явления или процесса, периоды в соответствии с определенным критерием);
• комплекс социологических методов (интервьюирование, анкетирование и др.)
• синхронический метод;
• ретроспективный метод;
• статистический метод (использование статистических данных)
Объектом нашего исследования является история становления и развития колледжа.
Предметом исследования – Ковровский транспортный колледж.
Гипотеза – изучая, сохраняя и преумножая традиции, создаем условия в колледже для патриотического воспитания учащихся .и привития любви к малой Родине. Знакомясь с именами участников Великой Отечественной войны, мы знакомимся с героическим прошлым нашей Родины, что формирует нашу гражданскую позицию.
Новизна изучаемой проблемы состоит в том, что до этого момента собирался материал об истории колледжа. Но не делались попытки систематизировать данные по истории колледжа. Отсутствовала общая картина развития колледжа, людей которые в нем работали и работают.
Практическая значимость исследовательской работы: материалы, собранные мною, послужат частью экспозиции к юбилею колледжа. Наши исследования будут размещены на сайте колледжа. Использованы преподавателями на уроках мужества, на других внеклассных мероприятиях, направленных на усиление патриотического воспитания, воспитания чувства гордости за людей, защищавших нашу Родину.
Материалы нашего исследования успешно будет применяться на уроках истории при изучении Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., а также при проведении классных часов и экскурсий в музее колледжа.
ГЛАВА 1. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ КОЛЛЕДЖА
Свою работу я решил начать с истории образования нашего учебного заведения. Работая с архивными документами, я выяснил, что наше учебное заведение берет свое начало с 1874 года, когда при образовательной школе Ковровских железнодорожных мастерских был открыт первый специальный технический класс. (Приложение №1)
Вторая половина XIX в. стала временем активного железнодорожного строительства в России. Одной из проблем этого периода стало отсутствие квалифицированных кадров для нового вида транспорта. Во многом это было обусловлено структурой технического образования: существовавшие высшие учебные заведения готовили специалистов для административной работы и инженерной железнодорожной службы, а технические училища готовили кадры для работы на фабриках и заводах. В то же время насущной потребностью были специалисты-техники для «второстепенной» железнодорожной службы (машинисты, телеграфисты, дорожные мастера). Нередко аварийность и повышенный травматизм среди железнодорожных служащих были связаны именно с отсутствием должной профессиональной подготовки.
Возникла необходимость в создании специализированного учебного заведения, которое должно было готовить кадры для железной дороги.
Все началось весной 1865 г. При Ковровских железнодорожных мастерских на средства Управления Московско-Нижегородской железной дороги при ближайшем участии директора Ивана Федоровича Кенига была устроена школа для бесплатного обучения детей рабочих, которая помещалась в одном из жилых домов дороги. В первый же год в ней обучались 92 мальчика. 15 мая 1870 г. решением общего собрания акционеров Главного общества Российских железных дорог было постановлено отчислять от сборов дороги по 15 руб. с версты на устройство и содержание технических железнодорожных училищ, какие предполагалось открыть в Н.Новгороде и Коврове. И вот осенью 1874 г. при общеобразовательной школе Ковровских железнодорожных мастерских был открыт 1-й специальный технический класс, вследствие чего школа была преобразована в училище.
В 1877 г. для него построили особое здание, каменное двухэтажное, которое сохранилось до сих пор, и жилой дом для служащих при училище. В 1880 г. возвели каменное помещение для учебных мастерских. На строительство деньги зарабатывали сами учащиеся, работая в железнодорожных мастерских с платою по 15 коп. в день. (Приложение №2)
В училище приветствовалось техническое творчество учащихся. В 1882 г., участвуя во Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве, училище было удостоено диплома 2-й степени и серебряной медали за работы по черчению. В 1890 и 1895 гг. работы учащихся экспонировались на выставках, открытых соответственно к I и II съездам русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в Петербурге. Эти же экспонаты в 1896 г. отправились на Всероссийскую выставку в Н.Новгороде. А в 1893 г. училище приняло участие во Всемирной выставке в Чикаго, показав работы учеников по графическому искусству и ремеслам.
Всего за первые 25 лет в училище обучалось около 700 юношей. История сохранила имена первых преподавателей и первых выпускников. Первыми начальниками училища были: с 1874 по 1882 г. - технолог 1-го разряда М.Я. Косых; в 1882-1884 гг. - кандидат Московского университета Н.А. Силуянов; в 1884 г. - статский советник К.П. Захаров; в 1884-1888 гг. - Н.В. Федоров; в 1888-1898 гг. - инженер-механик Ф.И. Щеголев; с 1898 г. пост начальника училища занимал А.И. Яшнов, его сменил преподаватель математики И.Ф. Алферов. (Приложение № 3).
Железнодорожным и строительным делом занимался с учащимися инженер-механик Л. А. Брюханов, он же вел черчение. Заведующим учебными мастерскими и преподавателем слесарного и кузнечного ремесла состоял «ученый мастер» Н.А. Дубов. Практическую телеграфию преподавал старший телеграфист станции «Ковров 1» Г.А. Белоносов, чистописание – дьякон В.Е. Ставровский, пение – Н.Н. Жаров, гимнастику – К.К. Кукарин.
Среди первых учеников училища - такие заметные в истории города личности, как председатель земской управы А.С. Пестрово; ковровский купец Н.А. Гладцынов - владелец магазинов в Иваново-Вознесенске; Г.Л. Герасимов - дед известного писателя, уроженца ковровской земли С.К. Никитина, прославлявшего Мещерский край; революционер-большевик А.Я. Малеев, расстрелянный казаками на станции Орехово-Зуево; Сергей Федорович Рыскин - поэт конца XIX начала XX века. (Приложение №4)
Ему выпала редкая удача: его стихи «Живет моя отрада в высоком терему, а в терем тот высокий нет ходу никому», положенные на музыку, поются наравне с народными песнями.
В летопись Коврова вошло имя выпускника техникума 1902 года Александра Яковлевича Малеева, революционера-большевика, активного участника революции 1905 года. Его имя носит улица, на которой расположены техникум и его общежития.
Активное участие в революционных событиях придавали и другие выпускники училища - Н.Е. Ляхин, П.О. Долбилкин.
С 1922 года Ковровское железнодорожное училище стало называться Ковровским техникумом железнодорожного транспорта.
После Октября 1917 года техникум возглавляли инженеры П.Ф. Горячев (20е годы); С.В. Воеводин (1924-1929 гг.), Н.И. Краснов, выпускник техникума 1916 года (1929-1937 гг.); Н.И. Голанинский (1937-1940 гг.); В.И. Печерский (1941-1947 гг.); Н.М. Федорук (1948-1970 гг.), А.В. Ситарский (1970-1973гг.), В.И. Харитонов (1973-1995 гг.); В.П. Пузырев (1995-2009 гг.), А.В. Лазарев (2009-2012 гг.). В настоящее время директором колледжа является М.А. Малышев.
В 1924 году - год 50-летия со дня основания техникума - учебное заведение посетил нарком путей сообщения СССР Я.А.Рудзутак и оказал значительную помощь в совершенствовании материально-технической базы.
Выпускники техникума восстанавливали народное хозяйство страны в 20-е годы и активно участвовали в подъеме экономки СССР в годы первых пятилеток; принимали участие в создании первого советского экскаватора на Ковровском экскаваторном заводе. (Приложение №5)
В суровые годы Великой Отечественной войны коллектив техникума не прекращал подготовку специалистов и самоотверженно помогал фронту: разгружен 31 санитарный поезд с ранеными; отработано в сельском хозяйстве и на предприятиях 20700 человеко-дней; внесено в фонд обороны из личных сбережений 522 тысячи рублей. Из техникума добровольцами ушли на фронт и в военные училища 130 человек. (Приложение № 6).
Отличились на фронтах Отечественной войны воспитанники техникума: A. П. Мартынов — летчик, Герой Советского Союза; М. И. Голышев — гвардии полковник авиации; А. К. Чирин — инженер-полковник танковых войск; И. Т. Борисов - майор авиации, сбил 23 вражеских самолета; В. М. Карпов — инженер-полковник авиации.
В годы послевоенной пятилетки за выдающиеся работы по созданию новой техники получили почетное звание лауреатов Государственной премии воспитанники техникума Н. А. Бугров, Б. К. Рогов, Г. П. Марков, А. П. Финогенов.
Научными сотрудниками институтов работали воспитанники техникума кандидаты технических наук И.А. Борисевич, Е. Г. Угодин, А. С. Мочкин, Н. И. Субоч, B. А. Терновский, доктор технических наук В. О. Осипов.
Воспитанник техникума Н. А. Малышев — возглавлял энергомеханический техникум. Ему было присвоено почетное звание «Заслуженного учителя РСФСР».
В числе инженерно-технических работников Ковровского экскаваторного завода 60% составляли выпускники нашего учебного заведения. П. И. Гришин много лет работал директором Ковровского экскаваторного, а затем Владимирского тракторного заводов; Л. С. Никонова и Н. И. Муравьев — заслуженные рационализаторы РСФСР; А. Н. Павлов — работал зам. директора КЭЗ, почетный гражданин города Коврова; Е. Г. Иванов, работавший начальником цеха, и М. И. Корунов, занимавший должность зам. главного конструктора - почетные ветераны завода.
На стройках Минтрансстроя СССР работало более 3000 молодых специалистов — выпускников техникума, из которых многие занимали высокие руководящие должности: В. Н. Назаров, был главным механиком треста «Гортрансстрой»; А. А. Хохлов, главным инженером треста «Трансстройпром»; В. В. Зеленов, главным инженером ремонтно-прокатной базы; И. П. Удовицкий, главным механиком Головного ремонтного поезда 33.
В 1954 году Ковровский техникум железнодорожного транспорта был передан вновь созданному Министерству транспортного строительства СССР и стал называться Ковровский механический техникум транспортного строительства. (Приложение №7)
В 70-е годы активно развивалось техническое творчество. Ежегодно в предметных кружках, а также во время курсового и дипломного проектирования учащиеся изготавливали более 100 приборов, моделей, приспособлений, макетов. В техникуме действовала постоянная выставка технического творчества.
Лучшие работы неоднократно экспонировались на выставках в Коврове, Владимире, Саратове, Туле, Москве и ВДНХ. На Владимирской областной выставке технического творчества учащихся в декабре 1973 года техникум занял второе место среди техникумов области.
За успешное развитие технического творчества техникум награждался грамотами Минтрансстроя и дипломами ВДНХ СССР. 70-летний опыт подготовки техникумом специалистов широкого железнодорожного профиля - от строительства путей сообщения до их обслуживания и эксплуатации - обусловил высококачественную подготовку студентов для транспортного строительства страны.
За заслуги в подготовке специалистов для народного хозяйства и в связи со 100-летием со дня основания Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1974 года техникум был награжден орденом «Знак Почета».
21 октября 1991 года приказом Министерства транспортного строительства СССР Ковровский механический техникум транспортного строительства был реорганизован в колледж. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1991 года права учредителя Ковровского механического колледжа транспортного строительства были переданы Госстрою России.
В последние годы студенты нашего колледжа принимали активное участие в олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства, получали дипломы и занимали призовые места.
За более 140 лет образовательной деятельности колледж подготовил более 19 тысяч специалистов, сфера деятельности которых связана с транспортным строительством и железнодорожным транспортом страны.
ГЛАВА 2. Выдающиеся ВЫПУСКНИКИ КОЛЛЕДЖА
Наш колледж славится своими выдающимися выпускниками, о которых я хочу рассказать. Среди первых учеников училища были такие заметные в истории города личности, как председатель земской управы А.С. Пестрово;
ковровский купец Н.А. Гладцынов - владелец магазинов в Иваново-Вознесенске; Г.Л. Герасимов - дед известного писателя, уроженца ковровской земли С.К. Никитина, прославлявшего Мещерский край; революционер-большевик А.Я. Малеев, расстрелянный казаками на станции Орехово-Зуево; Сергей Федорович Рыскин – поэт конца XIX начала XX века. Работая с архивными документами мне удалось найти о них следующую информацию:
Александр Сергеевич Пестрово
Сын первого Ковровского мирового судьи (Сергея Васильевича Пестрово). (Приложение №9).Коллежский советник. Получил весьма демократическое воспитание, почти уникальную для потомственного дворянина из весьма знатной семьи профессию паровозного машиниста. А.С. Пестрово стал последним председателем Ковровской уездной земской управы, достаточно длительное время исполнял обязанности ковровского предводителя дворянства, а после Февральской революции 1917 года стал первым и, похоже, последним ковровским комиссаром Временного правительства.
Гладцынов Василий Афанасьевич
Гладцыновы – одна из старейших ковровских купеческих династий. Основателем этого рода был крестьянин села Коврова Иван Степанов.
Расцвет купеческой деятельности Гладцыновых пришелся на вторую половину XIX-го века. В то время представитель купеческого рода – Афанасий Васильевич занимался галантерейной торговлей, держал трактир с винной продажей. После его смерти, сын Василий подает прошение о разрешении на размещение в его собственном доме в Коврове, в 3-м квартале по Базарной (ул. Першутова) улице трактирного заведения. Разрешение было дано. После смерти Василия, дом перешел к его четвертому сыну, ковровскому мещанину Леониду Васильевичу. В 1913 г в их доме продолжал работать трактир с продажей крепких напитков в 7 комнат.
Георгий Лаврентьевич Герасимов
Дедушка известного поэта ковровской земли – Сергея Константиновича Никитина.Георгий Лаврентьевич работал в железнодорожных мастерских сначала мастером, начальником котельного цеха, а после революции был инспектором по технике безопасности по фабрикам всего Ковровского уезда. Он увлекался театром, играл в любительских спектаклях, артистически читал своим детям, а их было семеро, Гоголя, Пушкина, Диккенса, Толстого. Георгий Лаврентьевич был человек волевой, целеустремлённый, человек слова, долга и чести, ответственный за свои дела и поступки, требовательный к себе и окружающим. Эти качества он привил и своим детям.(Приложение №9)
Александр Яковлевич Малеев
В1901г. из училища был создан нелегальный кружок бывшим смотрителем этого училища Киреевым и агитатором Северного Комитета РСДРП А.Н. Багаевым. Первыми кружковцами были Александр Малеев и Василий Шеханов.
Член Коммунистической партии с 1904 года. После окончания Ковровского технического училища работал паровозным машинистом в Москве и Кулебаках. В Ковров вернулся уже зрелым большевиком. Активный участник революции 1905 года. Состоял в боевой дружине Ковровских железнодорожных мастерских.(Приложение №10)
Один из организаторов Октябрьской забастовки на Нижегородской железной дороге и массовых митингов в Коврове.
В дни Декабрьского вооружённого восстания 1905 г. в Москве по поручению комитета РСДРП (б) он ездил в Москву вместе с делегацией рабочих железнодорожных мастерских. На обратном пути 12 декабря 1905 г. вёл поезд с делегатами и на станции Орехово-Зуево, был убит казаками.
Рыскин Сергей Федорович
В 1879-81 годах учился в Ковровском техническом железнодорожном училище при Московско-Нижегородской железной дороге. Живя в Москве, полгода отработал машинистом на той же железной дороге.
В конце 1881 года начал литературную работу в «Русском сатирическом листке», будучи принят туда секретарём редакции. В дальнейшем работал (в разное время) в «Московской газете» Погодина, в «Московском листке» и журнале «Развлечение», а с августа 1891г. и вплоть до своей кончины — в «Русском листке». Как поэт Рыскин близок к некрасовской школе, стихи напевны. В его творчестве отражена жизнь бедного люда, стихи проникнуты сочувствием к нему. Многие написаны на темы из крестьянской жизни, по мотивам народных преданий.(Приложение №11)
Зайцев Александр Сергеевич
В 1939 году он поступил учиться в Ковровский механический техникум по специальности ремонт и обслуживание путевых и строительных машин. И в самый разгар войны, в 1943 году, успешно его окончил. В этом же году вместе с другом ушел добровольцем на фронт и воевал до 1946 года.
Был участником боевых действий против Японии. Александр Алексеевич награжден орденом Славы 3-й степени, медалями «За отвагу», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией», «За победу над Японией», к 40-летию Победы - орденом Отечественной войны II степени.(Приложение №12)
В апреле 1946 года поступил на работу в отдел главного конструктора Ковровского оружейно-пулеметного завода в должности конструктора. Осенью 1946 года решением Министерства вооружения на Ковровский завод им. Киркижа направляется Михаил Калашников для изготовления опытных образцов будущего автомата АК-47. В помощь ему была создана группа конструкторов и технологов, руководителем которой назначен, был Александр Зайцев. Участник создания знаменитого на весь мир автомата Калашникова – АК-48.
В 1967 году на заводе создается конструкторское бюро, руководителем которого назначают Александра Зайцева. Среди его разработок - пусковая установка в системе «Туча», система запуска дымовых завес объекта бронетанковой техники, устройство «Фара» для установки на пулемет и так далее.
Мартынов Алексей Петрович
Участвовал в боях на Елецком и Ржевском направлениях, Сталинградской и Курской битвах, Черниговско-Припятской, Гомельско-Речицкой, Рогачёвско-Жлобинской, Люблин-Брестской, Варшавско-Познанской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях.(Приложение 13)Всего за время войны совершил 922 боевых вылета на самолёте У-2 (По-2) на разведку, бомбардировку живой силы и боевой техники противника, а также для связи с партизанами в тылу врага.
После войны продолжал службу в ВВС командиром авиа эскадрильи бомбардировочного авиаполка (в Группе советских войск в Германии). С апреля 1946 года капитан А.П.Мартынов – в запасе.
За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года гвардии капитану запаса Мартынову Алексею Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Борисов Иван Тимофеевич
Воевал на Ленинградском, Калининском, 1-м Прибалтийском фронтах.
К августу 1944 года заместитель командира 976-го истребительного авиационного полка (259-я истребительная авиационная дивизия, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт) майор И. Т. Борисов совершил 434 боевых вылета, в воздушных боях сбил не менее 5 самолётов противника лично и 1 в составе группы (в последнем наградном листе говорится о 12 личных и 9 групповых победах, за что представлялся к званию Героя Советского Союза). (Приложение №14)
19 октября 1944 года вылетел на самолёте По-2 на передовой пункт наведения, на место не прибыл. 23 января 1945 года исключён из списков ВВС, как пропавший без вести (на самом деле - попал в плен). По имеющимся источникам, содержался в лагере для военнопленных в Баварии, бежал с группой пленных и в районе Торгау-на-Эльбе (Северная Саксония) вышел в расположение своих частей.
Награждён орденами: Красного Знамени (29.12.1941, 23.09.1943), Отечественной войны 1-й степени (09.08.1944); медалями.
В годы послевоенной пятилетки за выдающиеся работы по созданию новой техники получили почетное звание лауреатов Государственной премии воспитанники техникума Н. А. Бугров, Б. К. Рогов, Г. П. Марков, А. П. Финогенов. Научными сотрудниками институтов работали воспитанники техникума кандидаты технических наук И.А. Борисевич, Е. Г. Угодин, А. С. Мочкин, Н. И. Субоч, B. А. Терновский, доктор технических наук В. О. Осипов. Воспитанник техникума Н. А. Малышев — возглавлял энергомеханический техникум. Ему было присвоено почетное звание «Заслуженного учителя РСФСР».
ГЛАВА 3. ПРЕПОДАВАТЕЛИ И УЧАЩИЕСЯ ТЕХНИКУМА - ФРОНТОВИКИ
Работая с архивными материалами, я нашел данные о преподавателях и учащихся ушедших на фронт защищать Родину, кто - то из них погиб, кому то повезло больше, и они вернулись живыми. К сожалению, сохранилось мало сведений об этих людях. В ходе работы с архивными документами нам удалось найти следующие сведения о них:
- Бугров Николай Андреевич (1905 г.р.). Годы учебы в техникуме (1922 – 1926 гг.). Руководитель работ по разработке противотанкового ружья, начальник отдела технического управления наркомата вооружения. Советский конструктор оружия. В 1949 г получил звание лауреата Государственной премии. В годы войны Николай Андреевич награжден орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, медалями «За оборону Москвы», «За доблестный труд в ВОВ 1941 – 1945 гг.». (Приложение №15)
- Гаранин Георгий Семёнович – (1913 – 1998 гг.). Годы учебы в техникуме (1929 – 1933 гг.). Разработчик противотанкового ружья ПТРД, КД станка под СГ-43 (пулемет Горюнова). Имеет медали «За оборону Москвы», «За доблестный труд в ВОВ 1941-1945 гг.», «За трудовую деятельность».(Приложение №16)
- Финогенов Алексей Прокофьевич - (1912 - 1968 гг.). Годы учебы в техникуме (1930-1933 гг.). Конструктор, дважды лауреат Госпремии, участвовал в разработке пулемета КПВТ, пушки ГШ-23, пулемета КПВ – 44 (танковый, зенитный, пехотный). Имеет медаль «За доблестный труд в ВОВ 1941-1945 гг». (Приложение №17)
- Селезнёв Владимир Гаврилович (г.р. 1900), годы учебы в техникуме (1923 – 1925 гг.) по специальности техник-механик. Имеет медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне в 1941-1945 гг.. Работал в Кб «Арматура» конструктором.(Приложение №18)
- Зайцев Александр Алексеевич ( 1924 – 1994 гг.) – конструктор российского оружия, годы учебы в техникуме (1939 – 1943 гг.). Ему принадлежат разработки в области автомата АК – 47, пусковых установок для бронетанковой техники .
- Мартынов Алексей Петрович (1920 – 1994 гг.) – герой Советского Союза за мужество и героизм, проявленные в годы войны, учился в техникуме (1935 – 1938 гг.). Совершил 922 боевых вылета на разведку в тыл противника.
- Карпов Василий Михайлович, учился в техникуме (1913 – 1917 гг.), ветеран гражданской и Великой Отечественной войн, инженер-полковник авиации ВМФ в отставке. Трудовой путь: техник-практикант в токарном цехе по разметочной плите и в отделе заказов в Ковровских железнодорожных мастерских. Закончил службу в должности начальника отдела вооружения авиации ВМФ. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Боевого Красного Знамени, орденом Красной Звезды, восемью медалями.
- Соловьев Михаил Яковлевич (1906 г.р.) родился в селе Ильинское Селивановского района. Воевал в составе 30 Курсантской отдельной бригады, был участником парада на Красной площади. Трижды был ранен. С 1952 г – работал слесарем в Ковровском механическом техникуме.
- Голышев Михаил Иванович - один из первых комсомольцев техникума, годы учебы (1935-1939 гг.). В 1936 году вместе с группой учащихся совершил военизированный переход на лыжах в противогазах по маршруту Ковров – Москва.
- Иванов Виктор Григорьевич (1922 года рождения). Окончил Ленинградское военное училище. ВОВ встретил курсантом, воевал на Северо-Западном, Брянском, 2-ом Прибалтийском фронтах. Награжден орденом Красной звезды и десятью медалями. В 1956 году окончил Военно-транспортную академию. С июня 1967 года Иванов В.Г. работал в Ковровском механическом техникуме.
- Борисов Иван Тимофеевич (1917 года рождения) – летчик-истребитель, участник ВОВ с первого дня (22.06.1941г), имеет три ордена «Красное знамя», был представлен к высшей правительственной награде «Герой Советского Союза», но к сожалению получить ее не удалось в виду сложившихся тяжелых обстоятельств (попал в плен). После войны окончил Ковровский железнодорожный техникум.
- Баганов Анатолий Алексеевич (1924 года рождения) На фронте с 1942 г. был танкистом, участник боевых действий в Померании. Работал в техникуме более 30 лет преподавателем истории.(Приложение №20)
С Анатолием Алексеевичем студенты колледжа поддерживали очень дружеские отношения. Он часто выступал перед студентами колледжа, пока были силы, рассказывал о своем боевом пути.
За взятие Кенигсберга Анатолий Алексеевич получил медаль. И это не единственная награда. У юбиляра две медали «За отвагу», «За освобождение Белоруссии», орден «Отечественной войны 2 степени» и еще несколько других. И в свой 90-летний юбилей он снова получил медаль - «Юбилейную», из рук своих коллег, преподавателей Ковровского транспортного колледжа
Вот так 90 лет справляется с испытаниями судьбы Анатолий Алексеевич Баганов, один из последних оставшихся в живых ветеранов Великой Отечественной войны. Работа по сбору материалов продолжается и результатом будет оформление новых стендов в музее.
Глава 4. ГЕРОИ КОЛЛЕДЖА – УЧАСТНИКИ в военных ДЕЙСТВИях на территории афганистана и ЧЕЧНИ
В истории нашей страны было много военных конфликтов, в которых она вынуждена была принимать участие. Я хочу рассказать о наших выпускниках, погибших в Афганистане и в Чеченской республике. Они честно выполнили свой воинский долг и отдали свои жизни во имя своей страны. Чтобы больше узнать об этих людях, я обратился за информацией к родственникам, благодаря их помощи я собрал материал о наших выпускниках – героях.
ИСАЕВ Михаил Евгеньевич 21.11.1959 – 20.03.1980 Миша родился в г. Ковров в рабочей семье: отец – токарь на заводе им. Дегтярева, мать – ткачиха на фабрике им. Абельмана. В Коврове Михаил закончил 8 классов школы № 5, а затем и Ковровский механический техникум транспортного строительства. Параллельно окончил автошколу ДОСАФ (добровольное общество содействия армии и флоту). Настоящей любовью Михаила был футбол. Сначала детская, а потом и юношеская команда «Металлиста», сейчас это команда ЗиД – «Ковровец». Исаев Михаил Евгеньевич 3 мая 1979 года был призван в армию. Михаил одним из первых написал рапорт о направлении его в эту «горячую» точку. В декабре 1979 года рапорт Михаила был удовлетворен, и его направили в одну из автомобильных частей в Афганистан. 16 февраля 1980 года колонна, в составе которой был и автомобиль Михаила, попала в засаду. Верный воинской присяге, выполнив свой воинский долг до конца, Исаев Михаил Евгеньевич погиб смертью храбрых. За личное мужество и героизм Исаев Михаил Евгеньевич награжден высшей медалью солдатской доблести «За отвагу» посмертно. (Приложение №21)
МОРУГИН Алексей Анатольевич 15.12.1975 – 16.12.1999 Алексей родился в г. Ковров. В 1991 году окончил неполную среднюю школу №17 и поступил железнодорожный техникум на специальность техник-механик. В декабре 1993 года Моругин Алексей Анатольевич был призван на действительную военную службу. Служил в Северной Осетии в г. Владикавказе. На службу не жаловался, о тяготах и лишениях не роптал, свой воинский долг выполнял добросовестно и честно. Алексей демобилизовался в 1995 году и тут же восстановился на дневное отделение в техникум – так хотел завершить обучение. Алексей устроился на ОАО «КЭМЗ». Наконец в 1997 году Алексей успешно окончил техникум и получил диплом техника – механика. Осенью 1999 года Алексей написал рапорт о поступлении на контрактную службу и направлении в Чеченскую республику. В октябре рапорт Алексея был удовлетворен. Но через два месяца Моругин Алексей Анатольевич пропал без вести на территории этой самой Чечни, что и было признано решением суда от 24 июля 2002 года. (Приложение №22)
ШУРАЛЕВ Александр Евгеньевич 03.8.1979 – 18.01.2000 Саша рос спокойным и добрым мальчиком. Закончил в 1998 г. Ковровский МКТС29 мая 1998 года Александр был призван на военную службу. Развитого, спортивного сложения юношу направляют во внутренние войска. После окончания учебного подразделения в г. Самаре сержанта Шуралева Александра Евгеньевича направили для прохождения службы в г.Киров. Служил он достойно, в одном из писем Саша с гордостью сообщает: «…наш взвод заступает в караул. Меня поставили на первый пост – охранять Боевое Знамя части». На правах старшего он как будто завещает младшему брату Андрею: «…давай, братан, живи, учись и не забывай про тренировки…». Отпуск в августе 1999г. пролетел как один день. Поздним декабрьским вечером девушка Саши сообщила, что завтра в 5.00 часов утра поездом Киров – Москва проездом в Чечню Саша будет в г. Коврове. Стоянка поезда 2 мин. Это были последние 2 минуты, когда родные видели Сашу живым. Сержант Шуралев Александр Евгеньевич погиб 18 января 2000года в Старопромысловском районе г. Грозного от пули бандита-снайпера. Он спешил на выручку раненому командиру взвода. Награжден орденом «Мужества» посмертно.(Приложение №23)
Наш колледж поддерживает тесную связь с представителями Боевого братства, которые оказали большую помощь в установлении мемориальной доски нашим выпускникам Исаеву Михаилу и Моругину Алексею. На торжественной линейке присутствовали и матери погибших героев.
Уже стало хорошей традицией каждый год, 15 февраля – в День воинов интернационалистов, приглашать их на встречу со студентами нашего колледжа. Эти встречи всегда проходят очень трогательно и тепло.
ГЛАВА 5. ВОСПОМИНАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ РАЗНЫХ ЛЕТ
Очень волнительно читать пожелтевшие листы с воспоминаниями выпускников колледжа разных лет. По ним мы можем проследить, как проходило становление нашего учебного заведения. Вот выдержки из некоторых воспоминаний:(Приложение №24)
Карпов Василий Михайлович – выпускник 1917 года.
«Я поступил в железнодорожное училище в 1914 году. Плата за обучение 10 рублей в год, форма собственная: шинель, китель на крючках под ремень. К начальнику училища обращались « Его высокоблагородие». Он требовал, чтобы ему отдавали честь «во фронт». Надзирателем был казачий полковник. На первом уроке учили, как отдавать честь. Учились ежедневно 5-6 уроков и после 3 часа работали в мастерских. Основной дисциплиной было черчение. На уроках физкультуры занимались изучение винтовки. В кино или театр ходили только по письменному разрешению инспектора с указанием сопровождающего. На поездку в другой город выдавался пропускной билет. Закончил я учебу в июле 1917 года».
Чирин Александр Константинович – выпускник 1925 года.
«Я поступил в железнодорожное училище в 1921 году. Время было тяжелым, голодным. Недавно закончилась гражданская война, продуктов не хватало. Нас кормили в училище кашей, чтобы мы могли заниматься. Это прибавляло нам силы. Занятия проходили очень интересно. Наши учителя были героями гражданской войны, на уроках много рассказывали о боях, в которых участвовали. Но кроме этого они были прекрасными профессионалами своего дела. В 1922 году наше училище было переименовано в техникум…».
Долбилкин Борис - выпускник 1922 года.
«В техникуме было организовано столярному, модельному, слесарному, слесарн6о-сборочному и кузнечному ремеслам. С помощью Ковровского Совета депутатов трудящихся было организовано общежитие в доме купца Носкова по ул. Абельмана 25. В 1923 году в техникуме появились первые комсомольцы. Учащиеся принимались в комсомол при наличии пяти рекомендаций от членов партии большевиков на собрании комсомольской ячейки железнодорожных мастерских…».
Жеребцов Борис Григорьевич – выпускник 1932 года.
«В 1930 году техникум изменил профиль выпускаемых специалистов, т.е. стал готовить уже специалистов по экскаваторным и другим дорожным транспортным машинам. Вот первым выпуском таких специалистов в 1932 году и оказался наш курс.
К этому времени Ковровские железнодорожные мастерские были переименованы в экскаваторный завод. Первый выпущенный заводом экскаватор на железнодорожном ходу «Ковровец 01», в изготовлении которого мы, тогда еще учащиеся, принимали участие, был доставлен в Ковровский район на испытания в песчаный карьер – забой. На нем мы всем курсом проходили преддипломную практику».
Хохлов Анатолий Андреевич – выпускник 1949 года
«Что же пожелать парням и девушкам, пришедшим на смену нам в стены нашего родного техникума? Успехов в учебе, быть продолжателями традиций техникума. Успешно завершить обучение и стать профессионалами своего дела. Для этого в нашем техникуме созданы все условия…»
Выпускники 1960 года оставили поэтическое произведение, посвященное техникуму:
Ода «Славься техникум наш»
Славься, славься техникум наш!
Сколько еще ты механиков дашь!
Гордимся тобой вся страна и Ковров
Так славься же, славься во веки веков!
Труд твой столетний страна оценила,
«Знаком Почета» тебя наградила
Так будь же ты лучшим во всем и всегда.
Так славься же, славься КМКТС
Запас наш куплетный исчерпали весь!
Это только некоторые воспоминания, оставленные бывшими выпускниками нашего учебного заведения. И ведь действительно, воспоминания выпускников – след истории нашего колледжа и даже истории самого города. Мы чтим память, мы никогда не забываем наших прославленных студентов – ученых, писателей, поэтов, фронтовиков!
ГЛАВА 6. МУЗЕЙ КОЛЛЕДЖА – ЦЕНТР ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
История любого учебного заведения не возможна без работы музея. Я хотел выяснить, когда появился первый музей колледжа, какие экспозиции в нем были, какова его дальнейшая судьба. Мне удалось узнать, что в 1974 году в Ковровском техникуме транспортного строительства открылся музей и выставка технического творчества учащихся. Расположился музей в небольшой светлой комнате на втором этаже, здесь можно было познакомиться с историей создания техникума. На экспозициях, представленных в музее, были старые фотографии здания учебного заведения, выпускников и преподавателей, архивные документы и др. Была экспозиция, посвященная первым комсомольцам (первая комсомольская организация в техникуме была основана в 1923 году. В ее составе вначале было лишь пять комсомольцев, которые вели большую общественную работу, сочетая ее с хорошей учебой. На первое сентября 1970г насчитывалось уже 675 комсомольцев).
В техникуме было особенно развито техническое творчество ребят. Неоднократно его учащиеся являлись постоянными участниками Выставки достижений народного хозяйства в Москве. Многие из них награждены медалями выставки, дипломами и денежными премиями. В музее были выставлены интересные экспонаты, изготовленные руками самих учащихся под чутким руководством педагогов. Также можно было увидеть конспекты разных лет, старинные чертежи, фотографии, ценные призы и подарки. Но, к сожалению, в 90-е годы музей многие экспонаты и документы музея были утрачены, и он потерял свою значимость.
В 2014 году к юбилею колледжа (140 лет) было принято решение возродить музей. И вот 14 октября 2014 г музей вновь открыл двери для посетителей, рассказывая о своем прошлом и настоящем. На данный момент в музее открыты экспозиции, посвященные становлению колледжа через школу, училище, техникум. На суд посетителя представлены современные стенды и витрины, хранящие исторические документы и факты прожитых лет, судьбы людей, связанных с учебным заведением. Музей стал учебно-материальной базой в преподавании уроков истории, обществознания, основ регионального развития, географии, литературы. В практике учителей истории музейные уроки, посвященные краеведческим темам. Обстановка музея, просмотр презентаций по тематике разделов экспозиции музея делают такие уроки интересными, эмоциональными и запоминающимися.
Внеклассная работа, проводимая в музее, направлена на историко-краеведческое воспитание. Встречи учащихся с ветеранами войны, традиционные праздники ко Дню Победы, викторины по краеведению, – все это развивает интерес и углубляет знания учащихся в области истории родного края. Я планирую разместить на одном из стендов результаты своей исследовательской работы, чтобы с ней могли познакомиться студенты и преподаватели колледжа.
ГЛАВА 7. КОЛЛЕДЖ СЕГОДНЯ
Неумолимо бежит время… За многие десятилетия учебное заведение не раз меняло свое название, но каким бы оно ни было – училище, техникум, колледж – ГБПОУ ВО «КТК» всегда оставалось верным своему главному предназначению — качественной подготовке специалиста.
«Ковровский транспортный колледж » - это прежде всего люди, с их характерами, человеческими качествами, и судьба колледжа складывается из судеб конкретных людей, чьим трудом и талантом определяется облик учебного заведения, его особый колорит.
Сегодня в колледже обучается более 1500 студентов. В педагогическом коллективе трудятся более 80 преподавателей и мастеров производственного обучения, именно благодаря их умению сохранить все лучшее, что создано предшественниками, и развить это на новом уровне, образовательная деятельность в колледже всегда велась в соответствии с требованиями времени.
Более 35 лет работают в колледже преподаватели: Ковалевский Олег Германович, Староверкина Зинаида Николаевна, Лапшина Тамара Алексеевна, Мещерякова Елена Станиславовна. Они пользуются огромным уважением и любовью среди коллег и студентов.
За добросовестный труд Ковалевский Олег Германович награжден Почетной грамотой Департамента образования Владимирской области, а Староверкина Зинаида Николаевна, Лапшина Тамара Алексеевна, Мещерякова Елена Станиславовна Почетными грамотами Министерства образования РФ.
Почетными грамотами Департамента образования Владимирской области награждены так же Лебедева Ирина Евгеньевна, Зуева Наталья Викторовна, Логинова Елена Борисовна, Крылова Жанна Владимировна, Хаустова Елена Адольфовна, Азаренкова Ольга Ивановна, она также награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ.
Работают преподавателями в нашем колледже и выпускники: Панягин Дмитрий Сергеевич, Хаустова Елена Адольфовна. Сейчас они передают свои знания сегодняшним студентам.
Я взял интервью у некоторых преподавателей колледжа для того, чтобы сравнить условия работы и обучения в колледже в прошлом и сейчас.
Ковалевский Олег Германович: «Работаю в колледже с 1986 года. В 80- е годы в колледже обучались по специальностям, связанным с автомобильным и железнодорожным транспортом. С 1996 года стали обучать будущих экономистов и юристов. Жизнь в колледже была очень насыщенной. Преподаватели посещали спортзал – играли в волейбол, теннис, баскетбол. С преподавателями часто играли и студенты. Дружно всем коллективом отмечали праздники: Новый год, День учителя и др. Летом ходили в походы на байдарках. В спортзал приводили своих детей, что давало возможность больше времени с ними общаться.»
Лапшина Тамара Алексеевна: «Начала работать в техникуме (тогда это был техникум транспортного строительства) сначала совместителем с 1981 года, а с 1983 года в штате. Первая моя группа 83АТ2, где я была классным руководителем, была сложной. Это было моё первое «боевое крещение». Но со студентами этой группы до сих пор поддерживаем отношения. Их дети уже закончили наш колледж, один учится сейчас. Техникум транспортного строительства был и остается одним из лучших учебных заведений г. Коврова. Работала преподавателем иностранного языка и литературы народов мира, позже зарубежной литературы. С 1998 года работала зав. отделением. В то время в колледже было очень много студентов. Было больше коммерческих отделений. У автомобильного отделения было даже по 5-6 групп на курсе, у экономистов 1 группа бюджетная и три коммерческих, к юристов было целое отделение. Такой был спрос на обучение в нашем колледже. Дальше количество студентов уменьшилось в связи с демографической ситуацией. С 2013 года вернулась на преподавательскую деятельность. Работаю в колледже уже 35 лет. Люблю свою работу и горжусь нашим учебным заведением. За это время колледж претерпел огромные изменения. Сегодня – это современное образовательное учреждение с красивыми и просторными учебными корпусами, лабораториями, мастерскими, компьютерными аудиториями.»
Староверкина Зинаида Николаевна: «Работаю в колледже с 1сентября 1983 года. Он тогда назывался Ковровским механическим техникумом транспортного строительства. Работаю на отделении «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте». С первых дней стало понятно, что у техникума богатая история и славные традиции. Об этом говорила богатая экспозиция музея. Основу учебного заведения составляли опытные преподаватели: Костин Владимир Васильевич, Баганов Анатолий Алексеевич, Волкова Татьяна Леонидовна, Щитова Фаина Семеновна, Белякова Татьяна Васильевна, Федорук Татьяна Николаевна, Петухова Галина Алексеевна, Шабалин Юрий Варламович, Минина Нина Константиновна, Кузнецова Клара Константиновна, Чернусь Павел Федосович. Мы, молодые преподаватели, с интересом посещали уроки, технические конференции, открытые мероприятия, которые они проводили, делясь с нами опытом. Мы до сих пор поддерживаем с ними связь. Приглашая их на вечера, встречи ветеранов труда. Я очень благодарна колледжу за то, что он предоставил возможность молодым преподавателям сдружиться и жить единым коллективом со старшим поколением и студентами. Мы вместе проводили соревнования в спортзале по волейболу, занимались в группе здоровья, организовывали походы на байдарках, проводили вечера отдыха, совершали лыжные походы по Ковровскому району..»
На основании этих интервью можно сказать, что в 80- е 90 – годы жизнь в колледже была даже более активной и насыщенной, чем сейчас. Но и как тогда колледж сохранил свою привлекательность для потенциальных студентов, его двери открыты для всех желающих в нем обучаться.
В настоящее время в учебном заведении ведется подготовка по следующим направлениям: Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования; Автоматика и телемеханика на транспорте; Правоохранительная деятельность; Организация перевозок и управление на транспорте; Сервис на транспорте, а также в 2017 году у нашего колледжа аккредитовано обучение по новой специальности – Технические обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей, данная специальность (профессия) является новой и востребованной на рынке труда.
Сейчас все чаще возникает необходимость совмещать работу и учебу, получать образование без отрыва от производства, поэтому в ГБПОУ ВО «КТК» создано и функционирует заочное отделение.
В Колледже имеются 5 компьютерных залов, обеспечивающих учебный процесс. Для преподавателей и студентов создан и обеспечен всей необходимой техникой компьютерный зал с выходом в Internet.
Более 250 студентов колледжа ежегодно получают водительские удостоверения категорий В и С. Для эффективного освоения дисциплин технических специальностей были приобретены автомобильные компьютерные тренажеры.
С каждым годом в колледже увеличивается парк учебных автомобилей, которые обслуживаются студентами под руководством опытных мастеров.
Колледж обладает развитой образовательной инфраструктурой: красивые и просторные учебные корпуса в центре города, два общежития, спортивные и тренажерный залы, современная спортплощадка, библиотека, читальный зал, учебно-производственные мастерские, просторная студенческая столовая, буфеты.
Преподаватели вместе со студентами делают все, для того чтобы жизнь в их доме была интересной, насыщенной, запоминающейся. Студенты самостоятельно готовят культурные программы, концерты; посещая спортивные секции, тренируются под руководством опытных преподавателей – мастеров спорта, участвуют в соревнованиях, защищают честь родного колледжа, занимают призовые места. Группы лучших студентов совершают туристические поездки.
За годы существования у колледжа сложились свои традиции. И главная из них - создание особой атмосферы в стенах учебного заведения. И преподаватели, и студенты уверены в том, что «КТК» - это не просто колледж, где можно получить отличное профессиональное образование. Это - дом, наполненный любовью, дружбой, искренним взаимопониманием, где в трудную минуту всегда поддержат, помогут, не оставят без доброго слова. Ведь именно так поступают люди, которые по-настоящему дороги друг другу, и именно так живут в большом коллективе колледжа.
Выпускников нашего колледжа отличает мобильность, конкурентоспособность, компетентность в сфере профессиональной деятельности. Подтверждение этому являются победы, одержанные нашими студентами в конкурсах: WordSkills, Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства.
ГЛАВА 8. АНКЕТИРОВАНИЕ И ТЕСТИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Как мы знаем, общественное мнение - форма массового сознания, проявляющая отношение группы людей к событиям, затрагивающим их интересы. Выражается публично и влияет на функционирование общества. Исходя из значимости регулирования функционирования колледжа, мы провели анкетирование среди 50-ти студентов КТК.(Приложение №25)
Мнение студентов о учебной, общественно – организационной жизни в колледже следующее: 100 % опрошенных студентов считают, что в нашем колледже используются новаторские методы обучения, причем 54% ссылаются на активные формы проведения занятий в стиле деловых игр и дискуссий, а 46% опрошенных на систему оценки успеваемости в течение учебного года.
На вопрос «Как вы оцениваете морально-нравственную атмосферу в нашем колледже?» студенты ответили следующее: 80% опрошенных посчитали ее позитивной, 16% - негативной, 4% - нейтральной.
67% студентов согласись с тем, что психологический климат в нашем колледже для развития творческих навыков студента вполне благоприятный, а также 6% опрошенных посчитали его нейтральным и 2% - неблагоприятным.
68% респондентов удовлетворены студенческой жизнью в нашем колледже, 20% - не очень удовлетворены, 4% опрошенных студентов нашли затруднения с ответом на данный вопрос.
Таким образом, значительное большинство обучающихся в нашем колледже довольны учебной и организационной жизнью колледжа. Наши студенты готовы разнообразить свою студенческую жизнь посредством участия в различных мероприятиях колледжа – в днях учебных дисциплин, в подготовке концертов по случаю праздничных дней, в днях самоуправления и проведения деловых игр по учебным дисциплинам.(Приложение №25)
«История – свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины» (Марк Туллий Цицерон).На следующем этапе социологического исследования студентов нашего колледжа, мы решили провести тест и проверить знания учащихся по истории становления, функционирования и развития Ковровского Транспортного колледжа, а также знания об известных фактах, связанных с ним.(Приложение №26).Достойные результаты показали: студентки 1-го курса, специальности: Правоохранительная деятельность – Москаленко Полина и Котова Виктория, набравшие 10 баллов из 10.
Таким образом, нашим студентам небезразлична историческая судьба, связанная с нашим колледжем. За счет внеклассных мероприятий наши студенты разрабатывают доклады и презентации по истории нашего колледжа, его известных личностей, которые сыграли значимую роль не только в стенах нашего учебного заведения, но и в истории города, страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Память – неисчерпаемо в истории. Человек и его история – две стороны одной медали. Человек создает историю, каждый раз открывая все новые и новые грани своих возможностей. Но, в то же время именно историческое развитие определяет самого человека и саму его сущность. Может ли человек в современном обществе обойтись без истории? Конечно же, нет. История – это память. А память движет каждым человеком, дает ориентиры, которые направляют нас и ведут к заданной цели. Историческая память – это фундамент человеческого существования. Это прошлое. Это настоящее. Это будущее. Сохранение исторической памяти – это обязанность каждого человека, это даже не просто дань уважения или благодарность предыдущим поколениям, сохранение исторической памяти – это то, что помогает человеку оставаться нравственным и, конечно же, человечным. Поэтому так важно студенту любого образовательного учреждения знать его историю, знать известных личностей, окончивших то или иное образовательное учреждение, проявлять свою инициативу в жизни образовательного учреждения, только тогда наша молодежь будет патриотичная, воспитанная, умная, нравственная.
Итак, я рассмотрел становление, развитие и функционирование деятельности нашего колледжа (далее – железнодорожного училища, техникума) с самого раннего периода – конца XIX века до сегодняшних дней. Как я выяснил, наше учебное заведение является одним из старейших в городе, поэтому наша история протекает по течению нескольких периодов, затрагивая важные события истории нашего города, страны, как например: Первая российская революция, первая пятилетка.
Наши преподаватели и студенты (выходцы из колледжа) – те люди, которые оставили свой след в истории стенах нашего учебного заведения, а также в истории города и самой страны. Наши студенты проявили себя на фронтах, отдавая свой воинский долг Родине, защищая наше мирное небо над головой; они занимались ударным трудом во времена пятилеток; они строили важнейшие объекты экономики нашей страны, как например – БАМ.
Поэтому моя исследовательская работа показывает важность сохранения исторической памяти, о всех периодах становления и развития Ковровского транспортного колледжа – родного колледжа! Таким образом, я достигаю поставленной задачи, а именно, создавая в сохранение исторической памяти родного колледжа систему духовно-нравственного воспитания наших студентов, привлекая их в активном участии в жизни колледжа, проводя внеклассные мероприятия в библиотеке, в музее, принимая участие в мероприятиях патриотической направленности городского и областного уровня.
Свою исследовательскую работу хочется закончить словами известного английского философа – Джона Локка:
«Память — это медная доска, покрытая буквами, которые время незаметно сглаживает, если порой не возобновляет их резцом»
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1. Вид на железнодорожное училище
Приложение №2.Кузнечный цех мастерских училища в 1890-ых
Приложение № 2. Камерный цех мастерских училищ в 1890 г.
Приложение № 3. Выпуск 1897 года
Приложение №4. Выпуск 1903-го года
Приложение 5.Выпуск 1920-го года
Приложение № 6. Выпуск военных лет
Приложение №7. (Переименование Ковровского железнодорожного техникума
в Ковровский механический колледж транспортного строительства)
Приложение №8. (Музей Ковровского Транспортного колледжа)
Приложение № 9. Александр Сергеевич Пестрово
Приложение №10. Георгий Лаврентьевич Герасимов
Приложение №11. Мемориальная доска основателю колледжа – Александру Яковлевичу Малееву
Приложение №12 .Рыскин Сергей Федорович
Приложение №13. Зайцев Александр Сергеевич
Приложение №14. Мартынов Алексей Петрович
Приложение №15. Борисов Иван Тимофеевич
Приложение №16.Бугров Николай Андреевич
Приложение №17. Гаранин Георгий Семенови
Приложение №18. Финогенов Алексей Прокофьевич
Приложение №19. Селезнев Владимир Гаврилович
Приложение №20. Запечатление Баганова Анатолия Алексеевича в Книге почета преподавателей колледжа
Приложение №21. Исаев Михаил Евгеньевич
Приложение №22.Моругин Алексей Анатольевич
Приложение №23.Шуралев Александр Евгеньевич
Приложение №24. Анализ сохранившихся воспоминаний студентов о колледже
Приложение №24. Победа студентов нашего колледжа на региональном этапе Всероссийской олимпиады профессионального мастерства
Приложение №25. Анкета: «Мнение студента КТК»
1. Насколько психологический климат в нашем колледже благоприятен для творчества студентов?
1) Вполне благоприятный, стимулирующий к творчеству
2) Скорее благоприятный, чем неблагоприятный
3) Нейтральный, никто никому не помогает и не мешает
4) Скорее неблагоприятный, чем благоприятный
5) Неблагоприятный
6) Трудно сказать
2. Почему Вы выбрали для обучения именно КТК?
1) Здесь дают хорошее образование
2) Он ближе других расположен к дому
3) Знакомые посоветовали
4) Учатся знакомые, родственники
5) Слышал о нем много хорошего
6) Другое ___________________________________________________
3. Удовлетворены ли Вы в целом своей студенческой жизнью?
1) Полностью удовлетворен
2) Скорее удовлетворен
3) Не очень удовлетворен
4) Совсем не удовлетворен
5) Затрудняюсь ответить
4. Интересно ли Вам учиться?
1) Да
2) Скорее да, чем нет
3) Скорее нет, чем да
4) Нет
5) Затрудняюсь ответить
5. Какие из студенческих проблем Вас особенно волнуют? (выберите, пожалуйста, не более 3-х вариантов)
1) Неудовлетворительная организация учебного процесса
2) Неудовлетворительное преподавание по некоторым предметам
3) Высокие цены в кафе
4) Отсутствие общежития
5) Распространение наркотиков в вузе
6) Послевузовское трудоустройство по специальности
7) Другие проблемы _________________________________________________
8) Проблем нет
6. Как Вы считаете, способствуют ли условия в КТК здоровому образу жизни студентов?
1) Способствуют
2) Недостаточно способствуют
3) Не способствуют
4) Затрудняюсь ответить
7. Используются ли в нашем колледже новаторские методы обучения? (выберите, пожалуйста, не более 3-х вариантов):
1) Система оценки успеваемости студентов в течение учебного года (текущая и промежуточная аттестация)
2) Активные формы проведения учебных занятий (диалоговые лекции, деловые игры, дискуссии и др.)
8. Как вы оцениваете морально-нравственную атмосферу в нашем колледже?
1) Позитивная
2) Нейтральная
3) Негативная
Результаты анкетирования
Приложение №26. Тест по истории Ковровского Транспортного колледжа
1. В каком году был основан КТК (Воскресная школа для детей работников ж/д)?
1) 1917г.
2) 1865г.
3) 1874г.
4) 1837г.
2. Необходимостью открытия железнодорожного училища способствовало:
1) Нехватка рабочей силы в городе
2) Массовое железнодорожное строительство в Российской империи
3) Начатое строительство в городе сети учебных заведений
3. Ковровское железнодорожное училище приняло участие в 1890-ых годах в:
1) выставках, открытых соответственно к I и II съездам русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в Петербурге
2) строительстве Транссиба
4. Первый ученик – Сергей Федорович Рыскин являлся:
1) Известным архитектором
2) Известным поэтом
3) Известным художником
5. Когда появилось наименование у нашего колледжа «Ковровский механический техникум»?
1) В 1900-е
2) В 1940е
3) В 1950-е
4) В 2000-е
6. Лучшие работы нашего колледжа неоднократно экспонировались на выставках ВДНХ в Москве. А сможете ли Вы расшифровать аббревиатуру «ВДНХ»?
7. Открытие музея в нашем колледже произошло в:
1) 1941г.
2) 1954г.
3) 1974г.
4) 2005г.
8. В честь этого человека назван наш колледж. Он являлся членом Коммунистической партии, зрелым большевиком и видным революционером. Назовите его.
9. Участник создания знаменитого на весь мир автомата Калашникова – АК-48, студент нашего колледжа:
1) Шпагин
2) Зайцев
3) Федоров
4) Гладцынов
10. Когда наш колледж отметил юбилей(140 лет)?
1) 2016г.
2) 2011г.
3) 2014г.
4) 2017г.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Архивы музея Ковровского транспортного колледжа;
2. Электронный ресурс: http://kovrov-istoria.ru (факты из истории города Коврова);
3.Электронный ресурс: http://www.warheroes.ru (герои нашей страны);
4.Российская газета. Верхняя Волга. № 34795.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.