Исследовательская работа по теме:Права ребенка.
Оценка 4.8

Исследовательская работа по теме:Права ребенка.

Оценка 4.8
docx
20.05.2021
Исследовательская работа по теме:Права ребенка.
Сукманова.docx

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………2 стр.

1.        Теоретическая часть……………………………………………… ….3 стр.

1.1   Нормативные документы о правах ребенка………………………..3 стр.

1.2   Основные права детей………………………………………………....4 стр.

1.3    Права ребенка в школе……………………………………………….7 стр.

2.       Практическая часть……………………………………………………9стр.

2.1   Анкетирование……………………………………………………….....9стр.

2.2   Вывод……………………………………………………………………16стр.

2.3   Литература……………………………………………………………..17стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, а чтобы быть защищенным уметь их применять. Тема «права» актуальна в наше время, знание теории права развивает юридическое мышление.   Школьники в российских школах должны быть компетентными в вопросах собственных прав. В прошлом году первой частью моей работы было исследование прав ребенка, знают ли учащиеся нашей школы о своих правах и обязанностях.         

Результаты исследований прошлого года показали, что большинство учеников знают о своих правах и обязанностях, но есть небольшой процент опрашиваемых, которые не знают ничего о своих правах и обязанностях, или имеют очень слабое представление о них (чем младше ученик, тем меньшее представление он имеет). Есть небольшой процент детей, которые считают, что их права ущемляются. Исходя из полученных результатов, я решила продолжить исследовать данное направление и изучить более подробно права школьника. Я предположил и вывел следующую гипотезу:

Знание прав ребенка в школе позволит ему понять происходит ли     нарушение его прав и что следует предпринять, если он видит несправедливость в отношении его.

Грамотный, знающий свои права ученик- это защищенный ученик.

Если в школе и дома будут соблюдать права ребенка, то конфликтных ситуаций будет намного меньше

Целью моей работы было изучение прав ребенка в школе.

Задачи:

изучить основные нормативно-правовые документы, регламентирующие права школьника;

изучить каковы права ребенка   в школе;

составить список вопросов;

проанализировать анкеты участников;

сделать выводы

Методами моего исследования являются:

Изучение и анализ литературы соответствующей тематики

Анкетирование

Работа в сети Интернет

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть

1.1 Нормативные документы о правах ребенка

В Российской федерации основными нормативно-правовыми документами по правам ребёнка являются:

·         Конституция Российской Федерации.

·         Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

·         Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».

·         Семейный кодекс Российской Федерации (далее СК РФ).

·         Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ).

·         Нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.

·         Уставы дошкольного образовательного учреждения, школы.

Наряду с национальными законодательными актами действуют международные документы, которым, к слову, должны соответствовать нормы российского права. Среди них самыми значимыми являются:  

·         Всеобщая декларация прав человека (1949 год)

·         Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959).

·         Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

·         Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет. 
Приняв в 1959 г. краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка (1989г.).

Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право.  Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.) 

 Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», устанавливающий основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

                                       1.2 Основные права детей.

Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). 

Основные права человека (ребенка) указаны в Конституции РФ. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна. 

Кроме Конституции права ребенка перечисляются в Семейном кодексе РФ:  

1.     Право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ). Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам).

2.     Право на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Право ребенка знать своих родителей. Происхождение детей от конкретных родителей является основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми независимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают ли они совместно или раздельно.

3.     Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ).

4.     Право ребенка выражать свое мнение. Закрепление этого права подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (Статья 12 Конвенции ООН о правах ребенка и статья 57 СК).

5.     Право ребенка на имя (ст. 58 СК РФ). Оно включает в себя имя, данное ребенку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам.

6.     Изменение имени и фамилии ребенка. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя (ст. 59 СК РФ).

7.     Имущественные права ребенка. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V Семейного кодекса РФ (ст. 60 СК РФ). Ребенок является собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов. 

А вот как описаны права ребенка в Конвенции ООН о правах ребенка
«Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры» (ст. 3). 
«Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы» (ст. 18). 20 ноября 1989 г.  была принята Конвенция о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка примечательна во многих смыслах. Этот международный акт является основным закрепившим права ребенка - человеческого существа в возрасте до 18 лет, - на самом высоком уровне. Конвенция ратифицирована всеми странами - членами ООН (за исключением США и Сомали).

20 ноября - день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, - ежегодно отмечается как День прав ребенка. Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей. Она детализирует индивидуальные права каждого ребенка на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других злоупотреблений. Дано определение понятия «ребенок» и установлен приоритет его интересов перед интересами общества. Провозглашены такие важнейшие права ребенка, как:

право на жизнь и здоровое развитие;

право на имя;

право на гражданство;

право знать своих родителей;

право на заботу родителей и совместное с ними проживание;

права и обязанности родителей по отношению к детям.

Установлены права детей на выражение своих взглядов или убеждений, на свободу ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.

Закреплена ответственность государства в деле защиты прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.


 

Ювенальная юстиция. Еще один очень важный инструмент системы защиты прав детей – ювенальная юстиция. Это особая система правосудия для несовершеннолетних. В основе этой системы лежит доктрина «parens patrie», согласно которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения. 

Этот подход основан на двух идеях: что подростки по развитию своему еще не способны в действительности осознавать свои поступки, и нести за них полную ответственность; что подростки еще находятся в том возрасте, когда их можно перевоспитать, чтобы в будущем у них не было побуждений совершать какие-либо правонарушения. Таким образом, в ювенальной юстиции правонарушитель важнее, чем само правонарушение. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             1.3 Права ребенка в школе

 

Конституцией Российской Федерации каждому ребенку гарантировано право на получение основного общего образования бесплатно.

При приеме в школу ребенок имеет право ознакомиться с Уставом и правилами внутреннего распорядка школы, которые должны быть вывешены администрацией школы для всеобщего обозрения.

Ученик имеет право на ускоренный курс обучения по предмету, который может выучить досрочно. Способы помощи школы такому желанию ученика должны содержаться в Уставе школы.

Ребенок имеет право участвовать в управлении внутренней жизнью школы. Если школьник не согласен с решением администрации учебного заведения, он вправе обратиться за содействием в уполномоченные государственные органы через своего представителя (родителя, учителя). Эта возможность предусмотрена статьей 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Ребенок старше восьми лет вправе участвовать в создании в школе общественных объединений и организаций, если они не носят политического или религиозного характера. Ученики могут проводить собрания и митинги по вопросам защиты своих прав, если такие собрания не нарушают Устава школы.

Ребенок имеет право бесплатно пользоваться школьной библиотекой.

Федеральными законами от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплены права ребенка на уважение его человеческого достоинства, свободу совести, информации, на свободное выражение свих мнений и убеждений, а также свободу от принудительного труда.

При обучении в школе каждый ученик обязан: соблюдать Устав и правила общеобразовательного заведения; добросовестно учиться; посещать занятия, входящие в основную образовательную программу, в соответствии с расписанием; бережно относиться к имуществу школы; уважать честь и достоинство других учеников и работников школы; выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка.

Нередки случаи, когда с родителей школьников взимаются средства на нужды школы. Следует знать, что решение о передаче денег в пользу школы может быть только добровольным.
         Это же касается и факультативных занятий. В каждой школе есть учебный план, в котором расписана по классам основная общеобразовательная программа, а также дополнительные задания, кружки и факультативы. Основная программа – бесплатна и обязательна для школьника, посещение дополнительных занятий может быть только добровольным. Учитель не может заставить ученика ходить на дополнительные занятия, которые не входят в основную программу.

В школе не должна навязываться какая-либо религия или убеждения. Ребенок имеет право на свободу совести и вероисповедания. Школа не имеет права проводить какие-либо мероприятия религиозного характера и собирать пожертвования для религиозных организаций. Ученики имеют полное право отказаться участвовать в таких мероприятиях.

Кроме того, педагог не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к какой-либо религии.

В случае нарушения прав ребенка родители и иные законные представители могут обратиться с письменной жалобой к директору школы.     В случае непринятия мер — в территориальный орган департамента образования по месту нахождения школы или в прокуратуру. Кроме этого, родители вправе обжаловать действия администрации школы в судебном порядке.

В школе также не допустимо применение физического и психического насилия по отношению к ученикам. Использование таких методов является основанием для привлечения работника образовательного учреждения к уголовной ответственности.

 

 

 

 

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            2.  Практическая  часть.

2.1 Анкетирование

В рамках исследовательской работы был произведен опрос учеников на тему: «Права ребенка». Были опрошены ученики 4-х, 6-х, 8-х, 9-х,10-х классов. Опрос был оформлен в виде теста и содержал в себе 28 вопросов. Анкетирование было анонимное. Большая часть учеников достаточно полно ответили на все вопросы, с пояснениями, небольшая часть плохо себе представляла тему опроса и достаточно путанно отвечали на них.  Из анкетирования прослеживается: чем старше возраст ученика, тем большее представление он имеет о своих правах и обязанностях.

Основные и наиболее развернутые ответы удалось получить по следующим вопросам. Они представлены ниже в виде диаграмм:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

           В опросе участвовало 89 человек. В результате обработки ответов сделаны следующие выводы:

1.     Большинство учеников знают о своих правах и обязанностях;

2.     Есть небольшой процент опрашиваемых, которые не знают ничего о своих правах и обязанностях, или имеют очень слабое представление о них (чем младше ученик, тем меньшее представление он имеет);

3.     В сравнении между знаниями о правах и обязанностях, большее представление имеют о своих обязанностях, чем о правах;

4.     Есть небольшой процент детей, которые считают, что их права ущемляются;

5.     Наиболее популярным ответом об обязанностях было: обучение, работа по дому, воинская повинность;

6.     Наиболее популярным ответом по правам было: право на жизнь и право на образование.

       В прошлом году я сделал вывод, что ученики нашей школы достаточно полно представляют, что такое права ребенка и его обязанности. Я бы рекомендовал в младших классах более углубленно посветить в этот вопрос детей, возможно не только с помощью школы, но и с участием родителей.

В этом году я также провел анкетирование по своей теме.

Практической частью работы было анкетирование учащихся 5, 6, 8 классов с целью выявления определения уровня знаний обучающихся о своих правах как школьника, так и о том, соблюдаются ли они в нашей школе по их мнению.

          Анкета состояла из следующих вопросов:

Гендерное равенство- это когда каждый человек имеет равные права, независимо от того, принадлежит он к мужскому или женскому полу.

Как вы считаете, соблюдается ли гендерное равенство в вашей школе?

1         Школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии –это личное дело каждого.

Как вы считает, не нарушаются ли права школьника в вашей школе на свободу вероисповедания?

2         Обучающиеся имеют право на уважение чести и достоинства. Соблюдается ли в вашей школе право на уважение вашей чести и достоинства?

3         Школа несет ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса.

В чем проявляется, по вашему наблюдению, то, что школа несет ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса?

4         Все дополнительные занятия, такие как кружки, факультативы, секции и т. д. могут быть только добровольными.

Соблюдается ли данное право в вашей школе?

5         «Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой , запрещается» - записано в статье 50 Закона «Об образовании».

Соблюдается ли право школьника в вашей школе в соответствии с вышеперечисленной статьей закона «Об образовании».

6         Все граждане России имеют конституционное право на образование.

Возможный вариант нарушения – удаление ученика с урока или не допуск до занятия.

Как, по вашему мнению, соблюдается данное право?

Результатами данных исследований, по мнению учеников было:

 


 

 

 

 

 

                                                    Вывод.

          В своем исследование мне, как и в прошлом году приходилось много объяснять и рассказывать ученикам моей школы об их правах.  И только после этого они смогли ответить на мои вопросы.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, по всем пунктам анкетирование большая часть учеников указывала на соблюдение прав школьника.  Но существует мнение детей, что их права ущемляются, особенно это выражено в процентном содержании относительного конституционного права на образование. Не было ни одного пункта, по которому 100 % учащихся ответили, что соблюдается.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

«Ваш ребенок и его права: закон и мораль» (Тарасенкова А.Н.) ("Библиотечка "Российской газеты", 2012);

Статья Михаила Красильникова с сайта http://www.ya-roditel.ru;

 «Конституционные права ребенка в Российской Федерации: научно-практическое пособие» Бондаренко, О. А.

Статья: Защита прав несовершеннолетних в семейных правоотношениях (Хомякова М.Е.) ("Судья", 2015, N 7)


 

Скачано с www.znanio.ru

Содержание: Введение…………………………………………………………………2 стр

Содержание: Введение…………………………………………………………………2 стр

Введение Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, а чтобы быть защищенным уметь их применять

Введение Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, а чтобы быть защищенным уметь их применять

Теоретическая часть 1.1 Нормативные документы о правах ребенка

Теоретическая часть 1.1 Нормативные документы о правах ребенка

Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка

Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка

Имущественные права ребенка. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом

Имущественные права ребенка. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом

Установлены права детей на выражение своих взглядов или убеждений, на свободу ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации

Установлены права детей на выражение своих взглядов или убеждений, на свободу ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации

Права ребенка в школе Конституцией

Права ребенка в школе Конституцией

Это же касается и факультативных занятий

Это же касается и факультативных занятий

Практическая часть. 2.1 Анкетирование

Практическая часть. 2.1 Анкетирование

Исследовательская работа по теме:Права ребенка.

Исследовательская работа по теме:Права ребенка.

Исследовательская работа по теме:Права ребенка.

Исследовательская работа по теме:Права ребенка.

В опросе участвовало 89 человек

В опросе участвовало 89 человек

Есть небольшой процент детей, которые считают, что их права ущемляются; 3

Есть небольшой процент детей, которые считают, что их права ущемляются; 3

Об образовании». 1

Об образовании». 1

Исследовательская работа по теме:Права ребенка.

Исследовательская работа по теме:Права ребенка.

Ювенальная юстиция. Еще один очень важный инструмент системы защиты прав детей – ювенальная юстиция

Ювенальная юстиция. Еще один очень важный инструмент системы защиты прав детей – ювенальная юстиция

Литература «Ваш ребенок и его права: закон и мораль» (Тарасенкова

Литература «Ваш ребенок и его права: закон и мораль» (Тарасенкова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2021