Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Березниковский строительный техникум»
Исследовательская работа по ученой дисциплине «Физика»
на тему: «Влияние музыки на организм человека»
Выполнила: студентка
Никонова Юлия, группа С-11
Руководитель: Л.В. Ляшкова
г. Березники, 2019
Содержание
Введение……………………………………………………………………………….3
1. Теоретическая часть.
1.1. Основные понятия темы……………………………………………………4-5
1.2. Жанры музыки и их описание……………………………………………..6-7
1.3. Чем музыка помогает в здоровье человека……………………….............8
2. Практическая часть
2.1. Исследование влияния разных жанров музыки на медицинские показатели……………………………………………………………………9-10
2.2. Исследование влияния разных жанров музыки на внимание…………….11
2.3. Анализ результатов…………………………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………………………12
Рекомендации…………………………………………………………………………….13
Источники литературы…………………………………………………………………..13
Приложение…………………………………………………………………………..14-15
Введение
Актуальность: многие люди ежедневно слушают музыку за учебой, работой, чтобы расслабиться или взбодриться, но не каждый задумывается о её влиянии. Я решила выяснить плюсы и минусы влияния музыки на человека.
Цель: изучить, как музыка влияет на организм человека
Предмет: жанры музыки
Объект: влияние музыки на человека
Проблема: какие преимущества в плане работоспособности дает прослушивание музыки разных жанров?
Задачи:
1) Изучить литературу по теме исследования;
2) Изучить различные жанры музыки.
3) Узнать, чем музыка помогает в здоровье человека
4) Осуществить наблюдение за людьми, во время прослушивания разных музыкальных жанров.
5) Сделать выводы.
Методы исследования: наблюдение, анализ результатов
1. Теоретическая часть
1.1. Основные понятия
Дать исчерпывающе точное определение явлению, которое мы называем «музыка» невозможно. Материалом, из которого состоит музыка с физической точки зрения является звук, возникающий из колебания струн, столба воздуха (принцип духовых инструментов), мембраны – кожи, пузыря, дерева, металла (ударные инструменты). И с этой точки зрения звуки – явление самой природы: пение птиц и голоса животных и людей, журчание воды и т.п.
С точки зрения культуры музыка — вид искусства, воздействующий на человека через органы слуха. Звуки музыки устанавливают связь с психикой человека, его эмоциями и физиологией. Именно поэтому каждый из нас отличается в музыкальных предпочтениях: одни любят спокойные мелодии, другим нравятся бодрые ритмы, третьи же вообще не любят слушать музыку и не видят в этом смысла.
Чтобы исследовать влияние музыки на организм и работоспособность человека, нужно изучить основные понятия звука — того, из чего она состоит.
Звук — это воспринимаемые человеческими органами слуха механические волны, которые вызывают звуковые ощущения.
Звуковая волна — это поочередное сжатие и разрежение воздуха, распространяющееся в пространстве. Звуковая волна является продольной и распространяется в твердых, жидких и газообразных средах.
Для существования звука необходимы:
ü источник звука (Любое тело, колеблющееся со звуковой частотой, является источником звука, так как в окружающей среде возникают распространяющиеся от него волны.)
ü среда, в которой он воспроизводится;
ü слуховой аппарат (ухо);
ü частота (16-20000 Гц) Частота — физическая величина, характеристика периодического процесса, равна количеству повторений или возникновения событий в единицу времени, она определяет высоту звука.
ü интенсивность. (Интенсивность звука — скалярная физическая величина, характеризующая мощность, переносимую звуковой волной в направлении распространения.)
Классификация звуковых волн.
1. Инфразвук — упругие колебания волн с частотами, лежащими ниже области слышимых человеком частот. Пример: Такие звуки издает дельфин, медуза.
2. Слышимый (акустический) — колебания волн, частота которых лежит в пределах от 16 до 20000 Гц. Пример: музыкальные инструменты.
3. Ультразвук — упругие волны высокой частоты. Частота колебаний выше, чем 20000 Гц в секунду. Пример: летучая мышь.
Характеристики звука
Звук характеризуется следующими свойствами, которые мы можем ощутить, прослушивая любимые музыкальные композиции.
Громкость:
а) Громкость — качество слухового ощущения, позволяющее располагать
звуки по шкале от тихих до громких. Зависит от амплитуды колебаний.
б) Единицы измерения уровня громкости — децибел.
Высота:
а) высота звука — характеристика, которая определяется частотой
колебаний;
б) измеряется в Гц. Чем больше частота колебания у тела, тем звук будет
выше.
Тембр —
окраска звука, то, чем отличаются два одинаковых
звука, исполненные различными музыкальными инструментами. Тембр определяется
спектральным составом сложного тона.
1.2. Жанры музыки и их описание
Классика
Классическая музыка — это лучшие образцы музыкального искусства разных жанров. В классической музыке преобладают высокие частоты, которые наиболее полезны для здоровья и интеллекта, хотя и труднее воспринимаются неискушенным слушателем. Важная роль в классике принадлежит средним частотам (в фольклоре европейских народов средние частоты являются основополагающими). Влияет на человека, придавая жизненных сил, стойкости. Понижает тревожность, вероятность депрессии, раздражительность. Способствует усвоению знаний. Исследования показали, что произведения некоторых композиторов вызывают определенные реакции у большинства испытуемых:
1) Бах и его «Итальянский концерт» понижает негативные чувства злобы и обиды.
2) Чайковский и Бетховен написали шедевры, которые способствуют здоровому сну, понижают раздражительность.
3) Вивальди и его произведения помогают бороться с раздражительностью и головной болью.
Рок
Рок — это одно из направлений популярной музыки с характерными ритмическими ощущениями. Тяжелая музыка усиливает эмоции – и негативные, и позитивные. Рок заряжает энергией, но нарушает внутреннюю уравновешенность, искажает ритмы. Исследования влияния рока на психическую сферу человека показало, что ритм и монотонность большинства произведений имеют негативный последствия. Особенно это проявляется в возрастной группе 11-15 лет.
Громкость в этом жанре. Наше ухо наилучшим образом воспринимает звук в 55-60 децибел. Громким считается звук в 70 децибел. А на площадке, где установлена аппаратура и динамики во время рок-концертов, громкость составляет 120 децибел, а в середине площадки 160 децибел (надо сказать, что 120 дб - это громкость рева взлетающего реактивного самолета!). Что при этом происходит с организмом? Для примера: влияние такого уровня громкости звука воспринимается организмом как опасная ситуация. Вырабатывается гормон стресса – адреналин. Он участвует в реализации реакций типа «бей или беги», ощущении опасности, при тревоге, страхе, при травмах, ожогах и шоковых состояниях. Действие вызывает сужение сосудов органов брюшной полости, кожи и слизистых оболочек; в меньшей степени сужает сосуды скелетной мускулатуры, но расширяет сосуды головного мозга. Артериальное давление под действием адреналина повышается. Адреналин способствует значительному усилению и учащению сердечных сокращений, облегчению атриовентрикулярной проводимости, повышению автоматизма сердечной мышцы, что может привести к возникновению аритмий.
Частота. В современной рок-музыке употребляются такие частоты, которые особым образом воздействуют на мозг. Ритм приобретает наркотические свойства, так как сочетается от со сверхнизкими в 15-30 гц и сверхвысокими до 80 000 гц частотами.
Поп
Поп — направление современной музыки, вид массовой культуры. Является отдельным жанром популярной музыки. Единственное, чем современная поп-музыка выделяется на фоне других направления – это своей легкостью. Не особо мудреные мелодии и несложный ритм разбавляются, чаще всего, простым текстом, который, к тому же, может быть слегка глуповатым в рифмах и рефренах. Казалось бы, что и воздействие поп-музыки на человека должно быть таким же легким и незаметным, но, как оказывается, это далеко не так. Научным экспериментальным путем доказано, что во время часового прослушивания поп-музыки человек глупеет, причем эффект сохраняется и после еще на час. Так, уменьшается количество активных зон в головном мозге, возникают сложности с памятью и концентрацией внимания. Но действительно ощутить все негативные последствия от такого влияния можно только в том случае, если поп-музыка слушается постоянно и очень длительное время. Что же касается положительной стороны воздействия поп-музыки на человека, то сюда стоит отнести антистрессовый эффект. Также в случае редкого прослушивание популярной музыки можно заметить улучшение настроения.
1.3. Чем музыка помогает в здоровье человеку
Рассмотрим некоторые научно доказанные свойства музыки:
Помощь недоношенным детям
Дети, родившиеся раньше срока, чаще всего слабые и имеют очень маленький вес, поэтому их некоторое время содержат в больнице в особых инкубаторах до тех пор, пока они не окрепнут и не наберут достаточный вес. А помочь им в этом может музыка! Группа ученых из Канады доказала, что музыка, имитирующая звуки сердцебиения матери, способствует улучшению аппетита и повышает болевой порог младенцев, что значительно ускоряет развитие необходимого иммунитета.
Реабилитация людей после травмы мозга.
Люди, восстанавливающиеся после перенесенной травмы мозга, иногда испытывают трудности, связанные с речью или передвижением. Стимуляция участков мозга, отвечающих за эти функции, осуществляется при помощи музыки. Музыкальный ритм подсказывает мозгу, когда нужно сделать следующий шаг, а также способствует восстановлению нарушенной координации.
Предотвращение потери слуха.
Понятно, что музыка не способна вылечить глухоту, однако она может предотвратить снижение и потерю слуха. Было проведено исследование, доказавшее, что музыканты и люди, имеющие отношение к музыке, с возрастом страдают снижением слуховой чувствительности гораздо в меньшей степени, нежели люди, не связанные с музыкой.
Улучшение памяти.
Китайские ученые доказали, что у детей, занимающихся музыкой, память лучше, чем у других детей. Уроки музыки развивают вербальную память, позволяют человеку лучше и быстрее запоминать информацию и дольше задерживать её в уме.
2. Практическая часть
В исследовании будут участвовать четыре возраста, два взрослых человека (до 50 лет), двое пожилых (до 70 лет), молодой (до 25 лет), подросток (17 лет). Возьмём три самых популярных жанра музыки, в первом исследовании пронаблюдаем, как меняются медицинские показатели человека до и после прослушивания того или иного жанра музыки. Измерять давление и пульс будем с помощью тонометра. Испытуемым будет дано по одной композиции каждого жанра. Прослушивать музыку будут в наушниках на средней громкости, чтобы не причинить вред слуху. Даны следующие песни жанров: Рок — White Stripes – Fell in love with a girl; Классическая музыка — Антонио Вивальди – Времена года (весна); Поп-музыка — Lady Gaga – Bad Romance
2.1. Исследование влияния разных жанров музыки на медицинские показатели
На экране тонометра будут выводиться данные. Давление показывают два числа. Расшифровать эти цифры легко. Первым всегда указывается систолическое давление, оно показывает давление в момент сокращения желудочков сердца — то есть тогда, когда они выбрасывают очередную порцию крови. Систолическое давление всегда выше второй цифры — значения диастолического давления, которое обозначает давление крови, когда желудочки расслаблены. А измерять же давление крови в миллиметрах ртутного столба — дань традиции.
|
Пульс |
Давление |
||||
До прослушивания |
После прослушивания |
До прослушивания |
После прослушивания |
|||
Рок-музыка |
Взрослый 1 |
79 |
83 |
135 на 91 мм |
146 на 102 мм |
|
Взрослый 2 |
68 |
71 |
105 на 68 мм |
110 на 70 мм |
||
Пожилой 1 |
80 |
85 |
125 на 80 мм |
133 на 83 мм |
||
Пожилой 2 |
75 |
80 |
100 на 63 мм |
109 на 69 мм |
||
Молодой |
81 |
84 |
117 на 75 мм |
120 на 76 мм |
||
Подросток |
71 |
73 |
109 на 67 мм |
110 на 69 мм |
||
Классика |
Взрослый 1 |
74 |
70 |
131 на 88 мм |
128 на 83 мм |
|
Взрослый 2 |
69 |
68 |
104 на 70 мм |
101 на 72 мм |
||
Пожилой 1 |
76 |
71 |
127 на 81 мм |
120 на 79 мм |
||
Пожилой 2 |
64 |
69 |
102 на 67 мм |
98 на 62 мм |
||
Молодой |
81 |
78 |
115 на 76 мм |
114 на 73 мм |
||
Подросток |
74 |
72 |
111 на 65 мм |
110 на 62 мм |
||
Поп-музыка |
Взрослый 1 |
80 |
84 |
138 на 90 мм |
134 на 98 мм |
|
Взрослый 2 |
70 |
72 |
108 на 73 мм |
106 на 71 мм |
||
Пожилой 1 |
71 |
74 |
129 на 87 мм |
135 на 90 мм |
||
Пожилой 2 |
78 |
81 |
105 на 75 мм |
107 на 79 мм |
||
Молодой |
82 |
85 |
115 на 71мм |
117 на 76 мм |
||
Подросток |
73 |
78 |
110 на 68 мм |
113 на 75 мм |
||
Анализ результатов:
Проведя это наблюдение, можно сказать, что классическая музыка более успокаивает человека, чем остальные жанры. Прослушивая рок-музыку, у человека любого возраста поднимается давление, учащается пульс. И это при средней громкости, на большей громкости, а тем более на каком либо рок-концерте, вероятно, все эти показатели становятся очень завышенными. Поп-музыка влияет на медицинские показатели почти умеренно, но тоже их поднимает, хотя и не так сильно по сравнению с рок-музыкой. Также в ходе этого исследования я заметила, что показатели зависят от того, насколько человеку нравится тот или иной жанр, к примеру, проведя наблюдение на себе, прослушивая поп-музыку, у меня появлялась раздражительность, т.к. не люблю этот жанр.
Во втором исследовании пронаблюдаем влияние жанров музыки на внимание человека, для этого тем же лицам будут представлены задания: 1) простые два примера в несколько действий, 2) Картинки с цветными словами (приложение 1), по которым нужно назвать цвет слова, а не его название. Представлены такие же три жанра. Пока человек решает задание, засекается время его выполнения. Задания к каждому жанру будут разные.
2.2. Исследование влияния разных жанров музыки на внимание
|
Без прослушивания музыки (время) |
Во время прослушивания рок-музыки (время) |
Во время прослушивания классической музыки (время) |
Во время прослушивания поп-музыки (время) |
|
Два примера в несколько действий |
Взрослый 1 |
1мин 5с |
1мин 11с |
41с |
1мин 3с |
Взрослый 2 |
1мин 36с |
3мин 2с |
1мин 33с |
2мин 39с |
|
Пожилой 1 |
59с |
1мин 15с |
50с |
1мин 13с |
|
Пожилой 2 |
1мин 23с |
2 мин 3с (50% правильности) |
1мин 3с |
1мин 15с |
|
Молодой |
54с |
1мин 2с |
1 мин |
59с |
|
Подросток |
1мин 15с |
1мин 12с |
1мин 10с |
1 мин 20с |
|
Задачка на внимание (картинка) |
Взрослый 1 |
43с |
55с (6 ошибок) |
1мин 30с |
1мин 20с |
Взрослый 2 |
37с |
45c |
44с |
39с |
|
Пожилой 1 |
1мин 9с |
1мин 13с |
1мин 10с |
1мин 11с |
|
Пожилой 2 |
56с |
1мин 4с |
1мин |
1мин 3с |
|
Молодой |
36с |
41с |
38с |
40с |
|
Подросток |
44с |
54с |
52с |
1мин 21с |
Анализ результатов
Исследование показало, что если человек решает математические примеры под классическую музыку, то он становится более спокойным и решает быстрее, чем под рок-музыку и поп-музыку. Было даже затрачено меньше времени с классической музыкой, еже ли без музыки. Но во втором задании на внимание бывало всё наоборот. Например, взрослый 1 решил задание с картинкой с рок-музыкой быстрее, чем с классической. Скорее всего, здесь нужно учитывать фактор того, что люди по-разному воспринимают цвета, либо же их внимание раздваивается больше, чем у других. Также может повлиять и возраст человека, у более молодых особой разницы по времени в разных жанрах и без музыки не предвиделось. Хотя так же, как в первом исследовании, повлиял музыкальный вкус. Также не у всех есть хорошие математические способности в счёте, на это тоже тратилось время, отсюда и результаты.
Заключение
Музыка – это столь прекрасное искусство, что описать ее воздействие на организм человека в пределах данной исследовательской работы просто не представляется возможным. И как бы просто это не казалось, многие ученые продолжают изучать ее влияние на организм человека. И кстати, абсолютно не важно, кто и какую музыку слушает, каждый вправе слушать то, что ему нравится, то, что ему по душе. Но, конечно, стоит следить за своим здоровьем и не делать так, чтоб музыка нарушала слух, психику. Ведь разные музыкальные жанры действительно по-разному влияют на организм, здоровье человека, эмоциональное состояние. Например, вот, как выяснилось, классическая музыка положительно может влиять на внимание, ум человека, а рок-музыка отрицательно. По сути это вообще два противоположных жанра, хотя лично я знаю музыкальные группы, которые классическую музыку соединяют с жанром рок и это звучит красиво, но не в красоте дело, а в здоровье человека, его восприятии такой музыки. Есть люди, которые рок переносят лучше, чем другой жанр, но им так кажется, внутри всё равно могут происходит какие-либо нарушения в организме при прослушивании данного жанра.
Рекомендации
1) Не включайте громко музыку в наушниках, не подставляйте громкую колонку близко к уху, это может навредить вашему слуху.
2) Если у вас угнетённое настроение, плохое самочувствие или просто нет желания чего-либо делать, то не спешите принимать таблетки и различные лекарства. Можно попробовать выйти из такого состояния с помощью музыки. К такому настроению подойдут мелодии спокойные, не такие печальные, возможно, весёлые. Например, Щелкунчик Чайковского, либо песня спокойная, которая нравится лично вам.
3) Продолжительность прослушивания музыки для успокоения 15-20 минут. Желательно прослушивать вечером перед сном или утром, когда организм просыпается. (но не на сильной громкости опять же!)
4) Музыка может стать толчком к вашей продуктивности, поэтому включайте вашу любимую музыку, когда занимаетесь каким-либо делом, так вы совместите полезное дело с приятным прослушиванием музыки.
Список литературы
1) http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/muzyka/MUZIKA.html
( Электронная версия энциклопедии «Кругосвет»)
2) Учебник по физике за 10 класс. Авторы: Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев.
3) http://guitarcollege32.ru/poleznye-stati/310-svojstva-muzyki
4) http://gopsy.ru/psihologija/kak-muzyka-vlijaet-na-cheloveka.html
5) https://haipertonik.wordpress.com/2017/04/24/vliyanie-zvukov-i-muzy-ki-na-cheloveka/
Приложение 1
Примеры
Без музыки
650 – 50 * 4 + 900 : 100 =
80:16 +66:6 -63:(81:9) =
Рок-музыка
54 : 6 * 7 - (72:1-0):9=
(80: 4) +30*2+ 180 : 9=
Поп-музыка
(95:19) *(68:34) - 60:30*5=
21 : 7 * 6 +32 : 4 *5=
Классика
(19 * 5 – 5) : 30 + 70 : 7 =
37 *2 + 180 : 9 – 36 : 12 =
Картинки
1) Без музыки
2) Рок-музыка
3) Поп-музыка
5) Классическая музыка
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.