Исследовательская работа Последний поезд станции Извара

  • docx
  • 17.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Последний поезд станции Извара.docx

«Последний поезд станции «Извара»»

 

Содержание

Введение…..……………………………………………………………………….3

Глава I. Тайна происхождения железной дороги……..………………………5

Глава II. Мшинская – Волосово: расцвет пригородного сообщения………………………………………………………………………...7

Глава III. Почему дороги больше нет и возможно ли её восстановить…………………………..................................................................10

Заключение……………………………………………………………………15

Список использованной литературы………………………………………..16

Приложения……………………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Россия по праву считается великой железнодорожной державой, с середины XIX века наблюдается постоянный рост протяжённости железных дорог, что в условиях труднопроходимых мест являлось прекрасным средством связать между собой труднодоступные населённые пункты и получить возможность доставки грузов на дальние расстояния достаточно быстро и недорого.

В истории деревни Извара был период, когда по её территории проходила железная дорога, но ныне о ней ничего неизвестно, лишь рельсы на переезде между Изварой и Запольем напоминают о том, что здесь когда-то пролегал железнодорожный путь. Никто уже не помнит, как давно здесь ходили поезда, что они перевозили, зачем построили железную дорогу и почему её вновь разобрали.

Для меня стал весьма интересен вопрос назначения железной дороги проходившей через Извару и я решил внимательно изучить данный вопрос собирая всю доступную о разобранной железной дороге информацию.

Тема моей исследовательской работы называется «Последний поезд станции «Извара».

Целью моей работы является сбор информации о причинах создания и железной дороги, а также выяснений причин того, почему её разобрали.

Исходя из цели, мной были поставлены следующие задачи:

1. Провести опрос населения, прежде всего старшего поколения о железной дороге в Изваре;

2. Изучить имеющиеся в свободном доступе документы о железнодорожном сообщении в Изваре;

3. Рассмотреть остатки железной дороги, её полотно, разъезды и платформы

4. Определить причины создания железной дороги и причины того, почему её разобрали.

При опросе местного населения на предмет пассажирского железнодорожного сообщения через Извару были полученные стандартные ответы, что никаких пассажирских поездов здесь никогда не проходило. А только грузовые и только от Волосово до Извары, а дальше путь заканчивался. Тем интереснее выглядят результаты исследования.

Объектом моей работы является сама железная дорога проходившая через Извару, а предметом цели её создания и причины полного демонтажа.

При написании работы были использованы материалы интернета, архива, проведён опрос населения, а также самостоятельно изучен маршрут железнодорожного полотна, а точнее то, что от него осталось.

При написании данной работы, были использованы следующие методы: исторический, аналитический и поисковой.

Исследовательская работа чётко структурирована и состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объём работы равен 13 страницам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Тайна происхождения железной дороги

При изучении карт железных дорог СССР первой половины XX века, прекрасно просматривается железнодорожная ветка протянувшаяся от станции Волосово до станции Мшинская. Железная дорога следовала через станции Извара, Лиможа, Сосницы, Липово, а также через множество платформ-разъезды. Общая протяжённость пути составляла 67 километров и таким образом, жители Волосово или Мшинской могли изрядно сократить себе путь, если бы запланировали себе путешествие в Таллинн или Псков (Приложение 1).

Как показывают карты, железная дорога изначально была протяжённой и шала далее через Извару, а не заканчивалась в ней - как сообщают местные жители, значит половину пути разобрали очень давно. Но нас интересует когда и зачем её создали.

При изучении вопроса, выяснилось, что железную дорогу Волосово-Мшинская построили в период 1916-1917 годов, то есть в период Первой мировой войны и была призвана обеспечить быструю переброску войск и для разгрузки железных дорог. После окончания войны, железную дорогу стали использовать для вывозки леса, так территория южной части современного Волосовского района покрыта густыми лесами и идея железной дороги здесь смотрелась весьма удачно. Интересно и то, что даже в нынешнее время, когда ведётся интенсивная вырубка лесов, окружающие Извару лесные пространства по-прежнему впечатляют своим величием и древесину продолжают вывозить на большегрузных автомобилях.

С появлением железной дороги и оплачиваемой работы в глубинку потянулось население  и стал наблюдаться рост населения в Изваре и появление новых населённых пунктов. А с ростом населения было введено и пассажирское сообщение.

Таким образом, мы видим, что железная дорога через Извару была создана с военными целями – для удобства переброски войск в случае военное наступления/вторжения.

Глава II. Мшинская – Волосово: расцвет пригородного сообщения

При изучении вопроса о возможности пригородного железнодорожного сообщения через Извару я обратился старшим жителям нашей деревни, к тем, кто здесь живёт не один десяток лет. Но ответ всегда был стандартным: «я здесь живу вот уже 50/60/70 лет, но ни разу не видел здесь ни одной электрички и вообще пассажирского поезда. Лес вывозили».

Тогда пришлось обратится к источникам в архиве, а лучшим источником в данном случае может послужить справочники о расписании железнодорожных сообщений. Как правило, в СССР они выпускались ежегодно и содержали информацию о расписании движения всех пассажирских поездов по всему СССР в том числе и простых пригородных поездов. Мне в руки попалось три таких справочника за 1925, 1934 и 1937 года. Информация содержащаяся в них во многом уникальна, ведь в них содержится расписание движения поездов по станции «Извара»!

Исходя из информации данных справочников, выходит, что через станцию «Извара» дважды в неделю ходил пригородный пассажирский поезд: в понедельник и пятницу. Это из Мшинской. А из Волосово, соответственно, во вторник и субботу. Протяжённость пути составляла 67 километров (отсчёт вёлся от Мшинской») и проходил через следующие станции (если считать от Волосово): Извара, Пл. 50 километров, Лиможа, Сосницы, Верест, Липово, пл. 8 километров и пл. 5 километров. Приведённая информация по состоянию на 1937 год, а в 1925 году разъездов ещё не было, что свидетельствует о росте населения в придорожных районах (Приложение 2).

Любопытным представляется время прибытия поезда в Извару, что на наш взгляд кажется неудобным для местных жителей. Так, например, поезд отправлялся из Извары в 19:01 и прибывал в Волосово в 19:35. При расстоянии в 14 километров поезд мчался слишком медленно и при этом приезжать поздно вечером в пустующий посёлок было не очень удобным. Однако, анализ движения пассажирских поездов через станцию «Волосово» показывает, что прибывающим из Извары путешественникам это было достаточно удобно, особенно если учитывать пересадку в Волосово на поезда следующие в Ленинград, Гатчину или Ивангород.

При изучении справочников, вырисовывается картина стабильного пассажирского сообщения через Извару в довоенный период. В информационных справочниках за 1945, 1947 годы станция «Извара» более не значится.

 

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что до начала Великой Отечественной войны через Извару стабильно ходил пригородный пассажирский поезд два раза в неделю сообщением Мшинская – Волосово и обратно, а также сам путь использовался для вывоза леса. Немаловажным является использование пути для нужд известкового завода, располагавшегося в деревне Извара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Почему дороги больше нет и возможно ли её восстановить

Итак, мы убедились, что пассажирское железнодорожное сообщение через Извару всё-таки было. По крайней мере, до Великой Отечественной войны. Когда немецко-фашистские захватчики оккупировали территории современного Волосовского района они также активно использовали линию Мшинская – Волосово для своих нужд.

Как уже упоминалось выше, изначально линия имела стратегически важное значение. С другой стороны гитлеровцы стали по линии активно вывозить лес, столь необходимый для военных нужд. И третье, самое страшное. Немецко-фашистские захватчики стали использовать железную дорогу для доставки военнопленных в концентрационный лагерь, который разместили в Изваре в бывшем училищном доме.

История концлагеря на территории Извары – это тема отдельного исследования, но транспортная доступность и одновременно уединённость Извары превратили её в место создания очередного концлагеря. Не является доказанным, но весьма вероятным, что гитлеровцы пытались скрыть следы своей преступной деятельности посредством известкового завода, который также располагался в Изваре. К данному заводу вёл подъездной путь, по которому прибывали поезда с военнопленными, а печи использовались в качестве крематория.

Захватчики настолько сильно использовали железную дорогу Мшинская – Волосово, при этом абсолютно её не обслуживая и не ремонтируя, что она серьёзным образом пришла в негодность. После освобождения Ленинградской области от немецко-фашистских захватчиков железнодорожную линию отремонтировали только до станции Извара, а далее её полностью демонтировали.

 Однако оставшийся участок уже не использовался для пассажирского сообщения, а только для вывоза леса Изварского леспромхоза. Поэтому, неудивительно, что в справочниках после 1945 года уже нет расписания движения поездов по станции «Извара», а местные старожилы не могут вспомнить когда здесь ходили пригородные поезда, ведь последний поезд ушёл в далёком 1941 году…

С распадом Советского Союза, а вместе с ним и Изварского леспромхоза оставшийся участок железной дороги пришёл в полное запустение и в конце 1990-х годов было принято решение окончательно его разобрать, лишь оставить небольшой участок до Волосовского комбикормового завода. О самой дороге, оставшейся без рельсов, теперь напоминает насыпь, сгнившие шпалы и переезды с сохранившимися рельсами.

Что касается месторасположения самой станции «Извара» для меня долго являлось загадкой, лишь в конце деревни, при выезде на Реполку, стоит небольшой указатель «ул. Станция» (Приложение 3). Пройдя по указателю, я оказался на улице Трёх домов, два из которых заброшены, но являют собой пример старых станционных строений сложенных из бревён.

Сама же улочка вывела меня на обширную заброшенную площадь, на которой просматриваются остатки платформы, которая была сложена из камня (Приложение 4). А мимо платформы тянется основной путь полотна и просматривается второй, видимо запасной путь. Когда-то здесь кипела жизнь, ехали в гости, провожали на службу, а сейчас всё зарастает густым лесом (Приложения 5, 6).

Могла ли железнодорожная линия Мшинская – Волосово избежать столь печальной участи? Думается, что нет. Изначально её задумывали в военных целях с которыми благополучно справилась, а лес удобнее вывозить через узкоколейные железные дороги и на большегрузных автомобилях. С пассажирским потоком прекрасно справляются автобусы, которые регулярно ходят из Волосово в Реполку и обратно. Поэтому, тот факт, что линию разобрали, является лишь показателем того, что это всего лишь историческая необходимость, рано или поздно железнодорожная линия должна была прекратить своё существование, как это происходит сейчас по всей стране.

Конечно. очень печально, что теперь нет в Изваре железнодорожного сообщения, как никак это придавало ей солидный статус, но сейчас для нас главное сохранить эту память и не позволить уйти в забвение нашу историю.

 Тщательно рассмотрев историю станции «Извара» у меня возникла мысль возродить станцию в рамках музея-усадьбы Н. К. Рериха в Изваре, куда помимо самого дома-музея входит Училищный дом, парки и озёра. Уверен, это позволит не только сохранить память о железнодорожном сообщении в Изваре, но и позволит сделать парковый комплекс более обширным и разноплановым. А в качестве воссоздания атмосферы станции «Извара» не только расчистить территории бывшей станции, но и восстановить каменную платформу, а в качестве здания самой станции использовать один из заброшенных деревянных домой на улице Станция.

 

Таким образом, мы видим, что железнодорожная линия Мшинская – Волосово была использована немецко-фашистскими захватчиками для вывоза ресурсов и серьёзно разрушена. Полный демонтаж дороги является закономерным процессом и восстановление её является нерентабельным, но тем не менее для сохранения памяти о станции «Извара» необходимо включить её в единый культурный комплекс музея-усадьбы Н. К. Рериха

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В истории деревни Извара был период, когда по её территории проходила железная дорога, но ныне о ней ничего неизвестно, лишь рельсы на переезде между Изварой и Запольем напоминают о том, что здесь когда-то пролегал железнодорожный путь. Никто уже не помнит, как давно здесь ходили поезда, что они перевозили, зачем построили железную дорогу и почему её вновь разобрали.

В своём исследовании мы выяснили, что железная дорога через Извару была создана с военными целями – для удобства переброски войск в случае военное наступления/вторжения в период 1916-1917 годы.

 До начала Великой Отечественной войны через Извару стабильно ходил пригородный пассажирский поезд два раза в неделю сообщением Мшинская – Волосово и обратно, а также сам путь использовался для вывоза леса. Немаловажным является использование пути для нужд известкового завода, располагавшегося в деревне Извара

Железнодорожная линия Мшинская – Волосово была использована немецко-фашистскими захватчиками для вывоза ресурсов и серьёзно разрушена. Полный демонтаж дороги является закономерным процессом и восстановление её является нерентабельным, но тем не менее, для сохранения памяти о станции «Извара» необходимо включить её в единый культурный комплекс музея-усадьбы Н. К. Рериха.

Таким образом, в своей работе мы достигли поставленной цели и решили описанные задачи, но озвученная тема является перспективной и требует дальнейшего расширения.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Официальный указатель железнодорожных, водных и других пассажирских сообщений. – М.: «Транспечать» НКПС, 1925 – 814 с.;

2. Официальный указатель железнодорожных, водных и других пассажирских сообщений. – М.: Государственное железнодорожное издательство «Трансжелдориздат» НКПС, 1934 – 456 с.;

3. Официальный указатель железнодорожных, водных и других пассажирских сообщений. – М.: Государственное железнодорожное издательство «Трансжелдориздат» НКПС, 1937 – 512 с.;

4. Официальный указатель железнодорожных, водных и других пассажирских сообщений. – М.: «Транспечать», НКПС, 1946 – 524 с.;

5. Болашенко С. железнодорожная линия Мшинская – Волосово – режим доступа: http://infojd.ru/12/mchinskayavolosovo.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

                                                                              

Приложение 1. Карта железнодорожной линии Мшинская – Волосово

Приложение 2. Расписание поезда Мшинская – Волосово и обратно по состоянию на 1937 год

 

Приложение 3. Один из разобранных участков пути Мшинская – Волосово за руинами известкового завода в Изваре. Фото автора

Приложение 4. Остатки дорожной инфраструктуры. Фото автора

Приложение 5. Указатель на местоположение бывшей станции. Фото автора

Приложение 6. Остатки станционной инфраструктуры станции «Извара». Фото выполнено автором с частично разобранной каменной платформы.


 

Скачано с www.znanio.ru