Исследовательская работа "Престольные праздники села Козьминское Свердловского района Орловской области"
Оценка 5

Исследовательская работа "Престольные праздники села Козьминское Свердловского района Орловской области"

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
окружающий мир
5 кл—11 кл +1
31.10.2024
Исследовательская работа "Престольные праздники села Козьминское Свердловского района Орловской области"
Работа посвящена престольным праздникам села Козьминского Свердловского района Орловской области: Неополимая и Александров день.
Престольные праздники.doc

       Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Плосковская основная общеобразовательная школа»

303331, Орловская область, Свердловский район, с. Плоское

 

 

 

 

 «Краеведческие чтения-2024»

 

 

 

 

 

 

 

Престольные праздники
 села Козьминское

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Плоское, 2024

 

 

Вводная часть.

 

«Человек живет не только в природной среде, но и среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды задача не менее важная…», - считал известный российский учёный и общественный деятель Д.С.Лихачёв.

История родного края должна волновать каждого человека. У всех есть родина, есть корни, которые держат их на земле. Но молодые люди забывают обычаи и историю своего народа. Как важно задуматься о сохранении исторического прошлого сейчас, именно тогда, когда нить, соединяющая поколения между собой становится все тоньше и тоньше.

 

Тема: Престольные праздники села Козьминское.

Проблема исследования:  каким событиям  или святым посвящены престольные праздники нашего села  и почему именно эти праздники являются престольными в нашей местности.

Объект исследования: престольные праздники.

Предмет исследования:  Неопалимая и Александров день.

Цель: изучение событий и фактов,  давших своё название престольным праздникам села, узнать историю их  возникновения.

Задачи:

·     найти и изучить определение «престольный праздник»;

·     выявить, по какому принципу определялись приходские праздники  в определённой местности;

·     найти информацию об исторических корнях праздников Неопалимая и Александров день;

·     обосновать празднование в селе Козьминское двух престольных праздников;

·     сделать выводы на основе изученных материалов;

·     Систематизировать полученный материал, представить его в письменном и наглядном варианте.

 

Гипотеза: на основе имеющихся у меня знаний я предполагаю, что названия  наших приходских праздников могут быть одноименны либо сельскому храму, либо его приделам, освящённым в честь икон святых.

Методы исследования: чтение литературы, работа с Интернет-ресурсами, изучение архивных документов, сравнение и уточнение фактов, работа с фотографиями, иллюстрациями, картой, консультации руководителя.

Источники исследования: архивные документы, фотографии, книжные издания, Интернет-ресурсы.

 

 

 

 

Основная часть.

 

  1. Что такое престольный праздник. Престольные праздники  села Козьминское.

 

Престо́льный пра́здник (хра́мовый, часовенный, придельный, приходской, съезжий, престол)   — праздник в память святого или события, которому посвящён сельский храм или его приделы (специально выделенные части  основного здания храма, либо пристройки (обычно с южной или северной стороны) для размещения дополнительного алтаря с престолом для богослужений). Этот праздник отмечается прихожанами отдельного церковного прихода (церковного  района населения).

Поскольку храм может быть многопридельным, то есть иметь несколько престолов (два, три, пять...), освящённых в честь разных событий или святых, то престольных праздников на одном приходе может быть несколько (по количеству престолов).

 

Исходя из определения престольного праздника, я  предположила, что названия  наших приходских праздников могут быть одноименны сельскому храму (сейчас его нет) или его приделам.

Село Козьминское, в котором я живу, празднует не один, а два престольных праздника. Улицы нашего села расположены по обе стороны реки Рыбницы. Жители той части  села, которая расположена по правому берегу (ул. Почтовая, ул. Молодёжная и ул. Лесная) празднуют престол 17сентября. Праздник называется Неопалимая. Люди, проживающие на левом берегу реки (ул. Заречная и ул. Луговая), отмечают престольный праздник 12 сентября - Александров день.

 Теперь нужно выяснить, что это за праздники, в честь каких событий  или святых они названы и почему именно эти праздники являются престольными для нашего села.

 

Так как наше село называется Козьминское (раньше,в 19, начале 20в.в, оно называлось Космодамиановское), я думала, что храм  именовался  в честь святых  Косьмы и Дамиана Асийских. Поэтому  и селу дали такое название. Оказалось, это не так. На одном из сайтов я нашла «Сведения об округах и количестве входящих в них церквей Орловской епархии по материалам «Памятной книжки  и Адрес-Календаря Орловской губернии на 1904г.».  Там записано: ст. Змиёвка  с. Космодамиановское церковь Воскресенская. (Приложение 1)

Больше про нашу церковь никаких сведений я не нашла. Возможно, что один из приделов был освящён в честь святых чудотворцев Космы и Дамиана Асийских. Отсюда и название села – Космодамиановское, а позднее – Козьминское. Предположительно, у храма были ещё приделы в честь иконы «Неопалимая» и в честь святого Александра. Отсюда и дни престольных праздников.

Выясним, каким событиям или личностям библейской истории посвящены эти праздники.

 

2. Престольный праздник Неопалимая (так называют его в нашем     селе).

Есть такая Икона Богородицы «Неопалимая Купина». Она  имеет очень необычную историю появления, которая корнями своими уходит на много веков назад, во времена раннего христианства.

 

2.1. Из истории.

По преданию, совсем рядом с горой Хорив (на Синайском полуострове в Египте (Приложение 2), стоял зеленый куст купины (терновый кустарник). И вдруг воспылал этот куст ярким пламенем. Огонь охватил каждый листочек и каждую веточку купины. Особенным в этом зрелище было то, что растение горело, но не сгорало.

Проходивший мимо пророк Моисей заметил это чудо, остановился перед пламенем и услышал глас Божий, который сказал ему о том, что совсем скоро израильтяне освободятся от египетского плена. (Приложение 3).

Вскоре явление, увиденное Моисеем, получило название «Неопалимая Купина» и было запечатлено на первой одноименной иконе.

Кроме этого, в честь описанного события прямо за алтарем монастыря святой Екатерины возвели прекрасную часовню. (Приложение 4)  Говорят, что под алтарем находятся корни той самой, библейской, купины.

Икона «Неопалимая Купина» была написана как раз у подножия горы, примерно в том месте, в котором пророк заметил горящий куст.

 

2.2. Как этот образ попал в Россию.

В 1390 году палестинские иноки завезли в Москву данную святыню. Сегодня древнейшая икона «Неопалимая Купина», значение которой с течением времени не изменилось, находится в Благовещенском соборе Московского Кремля.

 

2.3. Описание образа иконы.

Этот образ Богородицы имеет разные варианты исполнения.

На самых старых иконах можно увидеть почти дословное изображение произошедшего: зеленый куст терновника, объятый пламенем, а над ним возвышается Дева Мария с младенцем Иисусом на руках. Рядом с кустом на коленях стоит пророк Моисей.

А есть и такой образ, где Дева Мария изображена на фоне восьмиугольной звезды, образованной из двух четырехугольников с острыми вогнутыми краями. Один из четырехугольников окрашен в зеленый цвет и символизирует куст купины, а другой красного цвета, что обозначает огонь. В середине восьмиугольной звезды, как бы в купине, изображена Пречистая Дева с Предвечным Младенцем. По углам красного четырёхугольника изображены человек, лев, телец и орёл, символизирующие четырёх евангелистов. В руках Пречистой Девы лестница, прислоненная верхним концом к Её плечу. Лестница означает, что через Богородицу на землю сошёл Сын Божий, возводящий на Небо всех верующих в Него. (Приложение 5)

В церковных песнопениях Божия Матерь нередко сравнивается с неопалимою купиною. Сходство между несгорающим терновым кустом и Матерью Божьей заключается в том, что как ветхозаветная купина оставалась невредимой во время охватившего её огня, так и Пресвятая Дева Мария, родившая Иисуса Христа, до Рождества и после пребывала Девою.

 

2.4. В чем помогает икона «Неопалимая купина».

С давних времен иконе приписываются многие чудесные свойства. Неопалимой купине часто молятся об избавлении от огня. Неопалимая купина помогает во время сильных гроз. Во время пожаров с иконой часто совершаются крестные ходы. Защищает икона и от необдуманных поступков. Помогает справиться с физическими и душевными недугами.

Традиция молиться этой чудотворной иконе  о прекращении пожаров и  об их предотвращении, о спасении от стихийных бедствий стала у христиан постоянной.

 

3. Престольный праздник Александров день.

 

12 сентября - день сразу трёх святых: Благоверного князя Александра Невского, преподобного Александра Свирского  и святителя Александра, патриарха Константинопольского- живших в разные времена, но одинаково остававшихся преданными православной вере на протяжении всей своей жизни. 

В честь какого из них был освящён придел нашего храма, не могу сказать. Но я изучила жития всех трёх святых.

 

3.1. 12 сентября - День перенесения мощей благоверного князя Александра Невского.

Вряд ли найдётся человек, который не слышал о князе Александре, прозванном Невским за победы над Ливонским орденом и шведами в сражениях на берегах Невы. Он занимает лидирующее место среди защитников русской земли и Православной веры. Церковь причислила князя к лику святых. (Приложение 6)

Защитник рубежей России скончался по пути из Орды в Городце, на Волге, 14 ноября (по старому стилю) 1263 года и через несколько дней был погребен в соборной церкви Рождественского монастыря города Владимира.

10 сентября 1721 года Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую, северную столицу, Петербург, недавно основанную на берегах Невы.

В августе 1723 года святые мощи, вывезенные из Владимира, были привезены в Шлиссельбург и оставались там целый год.

30 августа 1724 году (по старому стилю) нетленные мощи Александра Невского были торжественно перенесены  в Санкт-Петербург, где их встречали перезвоном колоколов всех церквей и громом пушек. Поместили мощи князя в Свято-Троицком монастыре (с 1797 г. лавра), возведенном на месте победы русских воинов, предводителем которых был князь Александр, в Невской битве.

Указом Петра Первого от 2 сентября 1724 года было установлено празднество на 30 августа (по старому стилю), по новому стилю – 12 сентября.

В 1922 году останки великого защитника были переданы в Казанский собор, преобразованный в музей религии и атеизма.

И только в июне 1989 года петербургская святыня была перенесена обратно в Троицкий собор Александро-Невской Лавры, где почивает и ныне.

 

3.2. Преподобный Александр Свирский(1448-1533).

Один из самых почитаемых русских святых XVI столетия от Рождества Христова.

Александр Свирский в миру носил имя Амос. От Господа  получил дар чудотворения, прозорливости и исцеления. По преданию, ему явился Господь в виде Святой Троицы и благословил на подвиг отшельничества. В юности он ушел на Валаам, где принял монашеский постриг и около семи лет провел в отшельническом уединении в пещере. Затем, получив благословение игумена Валаамского монастыря, молодой отец Александр ушёл на Святое озеро, расположенное близ реки Свирь (Ленинградская область), где впоследствии основал монастырь, ныне известный как Александро-Свирский. (Приложение 7)

 

3.3  12 сентября православные почитают память святителя Александра, Патриарха Константинопольского.

Святой Александр Константинопольский жил в годы правления первого христианского императора Константина Великого. Святой также является одним из Отцов Церкви  Первого Вселенского Собора, где в 325 году в Никее была осуждена ересь Ария. Архиепископом Константинополя в те годы был святой Митрофан, однако из-за того, что он был очень старый и немощный, на Соборе его представлял Александр. После Собора и осуждения Ария и его ереси Ангел Господень явился престарелому архиепископу Митрофану и открыл ему волю Бога. Сначала Ангел уверил его, что Александр подобающим образом представил его на Соборе, а затем сообщил о том, что он станет его приемником на архиепископском престоле. Так и произошло в действительности, когда спустя некоторое время архиепископ Митрофан скончался, Александр был избран в епископы и стал его приемником. Он ещё около двенадцати лет руководил архиепархией в неспокойные времена еретика Ария, который отрицал божественность Иисуса Христа. Александр обращал к христианству многих язычников.

Однажды во время диспута между христианскими богословами и языческими философами  Александр предложил язычникам выбрать из своей среды учёнейшего мужа. Когда тот начал говорить, Александр вдруг велел ему: «Во имя Иисуса Христа повелеваю тебе замолчать». После этих слов философ не смог произнести ни слова, пока Александр не позволил ему говорить. Это Божье чудо произвело на язычников большое впечатление. (Приложение 8)

 

 

3.4  Александров день: традиции и обычаи дня.

 

В народе Александра прозвали Свытником или Сытником. После строгого однодневного поста, выпадающего на 11 сентября (Усекновение главы Иоанна Предтечи), снова наступало время обильных застолий. Хозяйки готовили сытную ячменную кашу, пекли вкусные караваи.

До этого дня крестьяне оставляли на ниве ячменные стебли с августовской жатвы. 12 сентября ячменные стебли вместе с овсяными и льняными «завивали», заговаривая на будущий урожай ниву.

По народной традиции, с Александровым днем открывался сезон осенне-зимних посиделок. Осенние заботы о сборе урожая подходили к концу. Молодежь по вечерам собиралась под видом пряжи и рукоделия, а больше для рассказов, песен и забав. В некоторых же местах в это время начиналась массовая жатва яровых хлебов.

Супружеские пары, мечтающие о рождении мальчика, молились 12 сентября Александру Свирскому.

 

3.5. 12 сентября: приметы и поверья.  

 

Много рябины в лесу – к дождливой осени.

Теплый вечер и звездная ночь – к хорошему урожаю в следующем году.

Паутина по растениям стелется – к теплу.

Пчелы начали улей запечатывать – к ранней зиме.

Пчелы плотно воском леток запечатывают – к суровой зиме.

Если птицы высоко  кружат и не улетают, то осень будет теплой и сухой.

Звездопад 12 сентября сулит неурожай в следующем году.

В этот день не стоит играть в азартные игры, иначе весь год будешь в проигрыше.

С первым гостем в доме здороваться сегодня нельзя – к неудаче.

Ежи на опушке леса норы роют – к теплой зиме. Если же животные забираются вглубь леса, то зима будет холодной.

Плакать в этот день – к конфликтам с домочадцами.

Соль неожиданно в доме закончилась – к безденежью.

Рассыпать соль – к супружеской измене.

Ставить забор – к грабителям.

Нельзя мыть голову, иначе рано облысеете.

Принести котенка в дом – к несчастью.

Сушить постель – к кошмарам.

Мелочь до полудня считать нельзя – к бедности.

Дурной поступок,  совершенный 12 сентября, обязательно вернётся назад.

 

 

 

 

 

 

 

Вывод.

 

В начале исследования мною была поставлена цель изучение событий и фактов,  давших своё название престольным праздникам села, изучение истории их  возникновения. Я предположила, что  названия  наших приходских праздников связаны с названием  сельских  храмов, либо его приделов, освящённых в честь икон святых. Мои предположения оказались верными. К сожалению, мне удалось мало узнать  о Воскресенском  храме села Козьминское. Скорее наоборот, зная названия престольных праздников своего села, я смогла лишь предположить, что приделы храма Воскресенского были  освящены в честь иконы «Неопалимая Купина» и святого Александра. Опять же, в честь какого из трёх святых мог называться придел храма (может, сразу всех троих), не удалось выяснить. Поэтому данная исследовательская работа породила много вопросов, на которые мне захотелось найти ответы в следующих своих исследованиях. Но всё же в ходе исследования мне удалось найти информацию об исторических корнях праздников Неопалимая и Александров день.

Поэтому считаю, что цель исследовательской работы достигнута, поставленные задачи выполнены.

 

Источники информации: Интернет, Википедия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

Сведения об округах и количестве входящих в них церквей Орловской епархии по материалам «Памятной книжки и Адрес-Календаря Орловской губернии на 1904г». Все названия приведены в дореформенной орфографии.

 

Наименование уезда

Название приходов и почтовые станции

Во имя какого святого церковь и какие в приходе существуют церкви и часовни

Орловский

с. Сергіевское, въ
Яковлев
ѣ, ст. Зміевка.

Казанская и 1 часовня

 

с. Богородицкое, ст. Зміевка.

Ильинская

 

с. Богословское, ст. Зміевка

Іоанно-Богословская и Сергіевская

 

с. Архангельское, ст. Зміевка.

Михаило-Архангельская

 

с. Богородицкое,ст. Зміевка

Введенская.

 

с. Пріятное, ст. Зміевка..

Николаевская.

 

с. Пирожково ст. Зміевка.

Троицкая.

 

с. Никольское, ст. Зміевка

Николаевская.

 

с. Богородицкое, въ
Зміев
ѣ, ст. Зміевка.

Казанская.

 

с. Троицкое въ Пушкинѣ, ст. Зміевка.

Троицкая.

 

с. Космодаміановское, ст.
3міевка.

Воскресенская.

 

с. Воскресенское-Философово, ст. Зміевка.

Воскресенская.

 

с. Никольское, ст. Зміевка

Николаевская и 1 часов

 

с. Большая Куликовка ст. Домнино.

Покровская.

 

с. Архангельское, ст. Зміевка.

Михаило-Архангельская

 

с. Дмитріевское, ст.
Зміевка

Михаило-Архангельская

 

с. Богодухово, ст. Зміевка

Богоявленская

 

с. Хотѣтово, ст. Становой Колодезъ.

Знаменская

 

с. Становой Колодезь, ст. тожъ.

Покровская.

 

с. Знаменское, ст. Домнино.

Знаменская.

 

с. Лукъянчиково, ст. Домнино.

Покровская.

 

 

 

Гора Хорив

 

Приложение 3.

 

n И вдруг воспылал этот куст ярким пламенем. Огонь охватил каждый листочек и каждую веточку купины. Растение горело, но не сгорало.
Проходивший мимо пророк Моисей заметил это чудо, остановился перед пламенем и услышал глас Божий, который сказал ему о том, что совсем скоро израильтяне освободятся  от египетского плена.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

 

Монастырь святой Екатерины.

 

 

Часовня.

 

Приложение 5.

 

n В середине восьмиугольной звезды - Пречистая Дева с Предвечным Младенцем.
В руках Пречистой Девы лестница, прислоненная верхним концом к Её плечу. Лестница означает, что через Богородицу на землю сошёл Сын Божий, возводящий на Небо всех верующих в Него.

 

 

 

 

 

 

Приложение 6.

 

n Александр Невский канонизирован как благоверный князь. К этому лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении остаться верными Христу.

n К молитвам святого князя, прославившегося обороной Отечества, русские полководцы прибегали и во все последующие времена.

n Сегодня День перенесения мощей благоверного князя Александра Невского празднуется Русской православной церковью по новому стилю 12 сентября.

 

 

 

Приложение 7.

 

 

 

n Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь — православный мужской монастырь  в Ленинградской области. Основан святым Александром Свирским в конце XV века в малолюдном лесном Олонецком крае среди поселений языческих народов — карелов, вепсов, чуди.

 

 

 

Приложение 8.

 

n Александр (между 237/244 - 337 или 340) — архиепископ Византия и Константинополя (во времена его епископата город Византий  был переименован в Константинополь), борец с ересью арианства, чудотворец.

n Почитается Православной церковью в лике святителей.

n Память совершается 30 августа по юлианскому календарю, 12 сентября по новому календарю.

 

 


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Плосковская основная общеобразовательная школа» 303331,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Плосковская основная общеобразовательная школа» 303331,

Вводная часть. «Человек живет не только в природной среде, но и среде, созданной культурой его предков и им самим

Вводная часть. «Человек живет не только в природной среде, но и среде, созданной культурой его предков и им самим

Основная часть. Что такое престольный праздник

Основная часть. Что такое престольный праздник

Престольный праздник Неопалимая (так называют его в нашем селе)

Престольный праздник Неопалимая (так называют его в нашем селе)

Богородицу на землю сошёл Сын Божий, возводящий на

Богородицу на землю сошёл Сын Божий, возводящий на

Свято-Троицком монастыре (с 1797 г

Свято-Троицком монастыре (с 1797 г

Александров день: традиции и обычаи дня

Александров день: традиции и обычаи дня

Вывод. В начале исследования мною была поставлена цель изучение событий и фактов, давших своё название престольным праздникам села, изучение истории их возникновения

Вывод. В начале исследования мною была поставлена цель изучение событий и фактов, давших своё название престольным праздникам села, изучение истории их возникновения

Исследовательская работа "Престольные праздники села Козьминское Свердловского района Орловской области"

Исследовательская работа "Престольные праздники села Козьминское Свердловского района Орловской области"

Приложение 1. Сведения об округах и количестве входящих в них церквей

Приложение 1. Сведения об округах и количестве входящих в них церквей

Гора Хорив

Гора Хорив

Приложение 3. n И вдруг воспылал этот куст ярким пламенем

Приложение 3. n И вдруг воспылал этот куст ярким пламенем

Приложение 4. Монастырь святой

Приложение 4. Монастырь святой

Приложение 5. n В середине восьмиугольной звезды -

Приложение 5. n В середине восьмиугольной звезды -

Приложение 6. n Александр

Приложение 6. n Александр

Приложение 7. n Свято-Троицкий

Приложение 7. n Свято-Троицкий

Приложение 8. n Александр (между 237/244 - 337 или 340) — архиепископ

Приложение 8. n Александр (между 237/244 - 337 или 340) — архиепископ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2024