Исследовательская работа «Природная красота и совершенство в математике.»
Оценка 4.9

Исследовательская работа «Природная красота и совершенство в математике.»

Оценка 4.9
docx
28.02.2023
Исследовательская работа «Природная красота и совершенство в математике.»
Исследовательская работа «Природная красота и совершенство в математике.».docx

«…Быть прекрасным - значит, быть симметричным и соразмерным»

Платон

В школе мы ходим на экскурсии. Не исключение и экскурсии в природу. Мы восхищаемся красотой окружающего мира и не задумываемся, что лежит в основе этой красоты. Среди бесконечного разнообразия форм живой и неживой природы встречаются такие совершенные творения, чей вид привлекает наше внимание. Однажды, во время зимней  экскурсии в природу, наше внимание привлекли падающие снежинки. Любопытство, желание узнать, как устроена снежинка –побудило нас  к исследованию темы «Природная красота и совершенство в математике».

       Если внимательно присмотреться, то можно увидеть что основу красоты многих форм, созданных природой и человеком, составляет симметрия, точнее, все ее виды - от самых простых до самых сложных. О закономерности красоты задумывались многие великие люди. Например, Л. Н. Толстой говорил, стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры: «Я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия понятна глазу? Что такое симметрия? Это врожденное чувство, отвечал я сам себе. На чем же оно основано?"

В древности слово «симметрия» употреблялось в значении «гармония», «красота». Действительно, в переводе с греческого это слово означает «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей». Симметричность очень приятна глазу. Все мы год за годом с приходом весны и всё лето до глубокой осени можем любоваться растениями, деревьями, цветами, жучками, бабочками на лугу, поздней осенью узорами на замерзших лужах, а зимой снежинками и узорами на окнах - всем тем, что нас с детства окружает, тем, что стремится к красоте и гармонии. Всё вышесказанное обусловило актуальность исследования.

 «Можно ли увидеть красоту и совершенство в природе с помощью симметрии?"

Цель работы –узнать как природная красота и совершенство снежинок связана с математикой.

Задачи работы:                                                                                                             1.собрать информацию по рассматриваемой теме;                                                         2. Через  понятие «симметрия» раскрыть связь математики с  красотой и совершенством снежинок.                                                                                                                 3.провести анкетирование среди одноклассников «Что ты знаешь о снежинках?»  

4. Провести эксперемент. 

   Нельзя равнодушно смотреть на окружающую человека красоту, и эта красота выражается через проявление законов симметрии

Гипотеза: В  снежинках можно увидеть природную красоту и совершенство так как они симметричны.                                                                                                       

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:   поиск нужной информации в сети интернет, научной литературы, анкетирование одноклассников и анализ анкет, наблюдение, сравнение,. обобщение.                                                                                                

Предметом исследования симметрия  снежинок

Объектом исследования симметрия как  одна из математических основ за­конов красоты

1.Теоретическая часть.

1.1. Симметрия снежинок.

Существуют такие создания природы - снежинки. Снежинка - это кристалл замёрзшей воды. Все твёрдые тела в природе  состоят из кристаллов.

Форма снежинок может быть очень разнообразной, но все они обладают симметрией. Оказывается, что для снежинок характерна поворотная симметрия.

Что же это такое?

i?id=14284485&tov=0Если фигура повторяется при повороте, то она имеет поворотную симметрию. Точка, вокруг которой поворачивается фигура, называется центром симметрии. Главный закон – здесь что ни повернётся, таким же остаётся. Отличительный признак рассматриваемого вида симметрии – повторяемость при повороте.

1557
i?id=14284485&tov=0,i?id=14284485&tov=0,i?id=14284485&tov=0
i?id=14284485&tov=0,i?id=14284485&tov=0,i?id=14284485&tov=0
 

 

 

 

 


1.2. Как рождается снежинка.

Люди живущие в северных широтах, издавна интересовались почему зимой когда падает снег он не круглый, как дождь. Откуда они появляются?
Снежинки тоже падают из туч, как и дождь, но только образуются не совсем, так как дождь. Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды и идёт  он из тех же туч, что и дождь. И вот не так давно была разгадана тайна рождения снежинок. И тогда узнали, что снег никогда не родится из капелек воды. Снежные кристаллы образуются в холодных облаках высоко над землёй, когда вокруг маленькой пылинки или бактерии образуется кристаллик льда. Кристаллы льда имеют форму шестигранника. Именно из-за этого большинство снежинок имеют форму шестиконечной звезды.                                                                                                              Дальше этот кристаллик начинает расти. У него могут начать расти лучи, у этих лучей появляются отростки, или – наоборот, снежинка начинает расти в толщину. Обычные снежинки имеют диаметр около 5 мм и вес 0,004 грамма. Крупнейшая в мире снежинка была обнаружена в США в январе 1887 года. Диаметр снежной красавицы составил целых 38 см! А в Москве 30 апреля 1944 года выпал самый странный снег в истории человечества. Снежинки размером с ладонь кружили над столицей, а по форме напоминали страусинные перья.

1.3. Формы снежинок.

Форма и рост снежинок зависят от температуры и влажности воздуха. По мере того как снежинка растет, она становится тяжелее и падает на землю, при этом ее форма изменяется. Если снежинка при падении вращается, как волчок, то ее форма идеально симметрична. Если же она падает боком или иначе, то и форма ее будет несимметричной. Чем большее расстояние пролетит снежинка от облака до земли, тем крупнее она будет. Падающие кристаллы слипаются, образуя снежные хлопья. Чаще всего их размер не превышает 1-2 см.  Порой эти хлопья бывают рекордных размеров. В Сербии зимой 1971 года  выпал снег с диаметром хлопьев до 30 см! Снежинки на 95% состоят из воздуха. Именно поэтому снежинки так медленно падают на землю.

      Учёные, изучающие снежинки, выделили девять основных форм снежных кристаллов. Им дали интересные названия: пластинка, звезда, столбик, игла, пушинка, ёж, запонка, снежинка оледенелая, снежинка круповидная.(Приложение 1)

 

1.4. Снежинкины исследователи.

Шестиугольные ажурные снежинки стали предметом изучения еще в 1550 году. Архиепископ Олаф Магнус из Швеции первым наблюдал снежинки невооружённым глазом  и зарисовал их. Его рисунки говорят о том, что он не заметил их шестиконечной симметрии.

Астроном Иоганн Кеплер издал научный трактат «О шестиугольных снежинках». Он «разобрал снежинку» с точки зрения строгой геометрии. 
    В 1635 году формой снежинок заинтересовался французский философ, математик и естествоиспытатель Рене Декарт. Он классифицировал геометрическую форму снежинок.

А первую фотографию снежинки под микроскопом сделал в 1885 году американский фермер Уилсон Бентли. Уилсон фотографировал разный снег почти пятьдесят лет и за эти годы сделал более 5000 уникальных снимков. На основе его работ было доказано, что не существует ни одной пары абсолютно одинаковых снежинок.

В 1939 году Укихиро Накая, профессор университета Хоккайдо также начал всерьёз заниматься исследованием и классификацией снежинок. А со временем даже создал «Музей ледяных кристаллов» в городе Кага (500км к западу от Токио).

    С 2001 года в лаборатории профессора Кеннета Либбрехта снежинки выращивают искусственно.

Благодаря  фотографу Дону Комаречка из Канады  у нас появилась возможность полюбоваться красотами и разнообразием снежинок. Он делает макроснимки снежинок. ( Приложение 2).

                                       

2. Практическая часть.

 

1.1. Опыт 1. Все ли снежинки одинаковые?

Когда с неба стали опускаться на землю снежинки, мы взяла увеличительное стекло, блокнот с карандашом и зарисовали снежинки. Нам удалось сделать рисунки нескольких снежинок. А это значит, что снежинки имеют разную форму.

 

1.2. Опыт 2. Сфотографируем снежинку и убедимся, что она шестиконечная и симметричная.

Для этого опыта нам понадобились фотоаппарат, чёрная бархатная бумага.

    Когда снежинки стали опускаться на землю, мы взяли чёрную бумагу и подождали, пока снежинки упадут на неё. Цифровым фотоаппаратом сфотографировали несколько снежинок. Вывели изображения через компьютер. При увеличении снимков было чётко видно, что у снежинок 6 лучиков. Получить красивые снежинки в домашних условиях невозможно. Но можно сделать снежинки, вырезав их из бумаги. Или испечь из теста. А ещё можно нарисовать целые снежные хороводы. Ведь это под силу каждому!

 

  1.3. Анкетирование одноклассников и анализ анкет.

В ходе исследования нами была проведено анкетирование с целью того, чтобы узнать, что учащиеся знают о снежинках?» Анкетирование проводилось в  январе 2019 года на базе МБОУ «Стекляннорадицкая СОШ» среди учащихся начальной школы. В анкетировании принимали участие  учащихся. Им была предложена открытая анкета, состоявшая из 5 вопросов (Приложение 1). Возраст опрашиваемых от 8 до 11 лет.

В результате обработки полученных данных были получены следующие результаты.

Результаты анкетирования представим в виде диаграмм:

 

Из анкетных данных мы видим, что почти все ученики  (34 ребёнка) знают, из чего состоит снежинка, не знают лишь двое . По мнения большинства учащихся ( 24 человека) считают, что ни все снежинки одинаковы. Но 9 учащихся считают, что снежинки ничем не отличаются друг от друга и все одинаковы. Вариант не знаю, не выбрал никто.На вопрос «Знаете ли вы, почему снежинка шестиугольная?» Знаю, ответили 17 учащихся, не знаю- 19 учащихся. На следующий вопрос «Связанна ли красота и совершенство снежинки с симметрией?» ответили «да» -29 ученика, «нет»- 2 ученика, не знаю-5 учеников. По данным анкеты мы видим, что большая часть учащихся считают, что в домашних условиях получить снежинку нельзя, а 9 учеников думают, что это возможно.

На основании данных, полученных в ходе анкетирования, можно сделать следующие выводы:

Знания учащихся о снежинках не составляют 100%. Полученные в ходе анкетирования  данные, позволяют констатировать факт, что более половины учащихся не знают, почему снежинка шестиугольная. Но большинство учащихся считают, что ни все снежинки одинаковы,  а также, большая часть учащихся отмечают, что красота и совершенство снежинки  связана с симметрией, а следовательно с математикой.

Заключение

Трудно найти человека, который не имел бы какого-либо представления о симметрии, как о признаке красоты. Прошли века, но роль симметрии не изменилась. Математические основы законов красоты в природе остаются неизменными. Галилей говорил: «Природа формулирует свои законы языком математики.»

Целью нашей исследовательской работы было узнать, как природная красота и совершенство снежинок связаны с математикой.

Для достижения цели, было необходимо:

1.собрать информацию по рассматриваемой теме;                                                         2. Через  понятие «симметрия» раскрыть связь математики с  красотой и совершенством снежинок.                                                                                                                 3.провести анкетирование среди одноклассников «Что ты знаешь о снежинках?»  

4. Провести эксперемент. 

В результате эксперемента  было установлено, что:

Снежинка - это кристалл замёрзшей воды. Все твёрдые тела в природе  состоят из кристаллов. Форма снежинок может быть очень разнообразной, но все они обладают поворотной симметрией. Отличительный признак рассматриваемого вида симметрии – повторяемость при повороте.

         Мы провели эксперимент сфотографировав снежинку и убедились, что она шестиконечная и симметричная. На основании этого сделали вывод, что природа устроена в соответствии с законами симметрии. Красота и совершенство снежинки является внешним признаком симметрии. Поэтому исследование симметрии снежинок является удобным и надежным инструментом познания природной красоты и совершенства в математике».

 На основе анкетирования было установлено, что: Знания учащихся о снежинках не составляют 100%. Полученные в ходе анкетирования  данные, позволяют констатировать факт, что более половины учащихся не знают, почему снежинка шестиугольная. Но большинство учащихся считают, что ни все снежинки одинаковы,  а также, большая часть учащихся отмечают, что красота и совершенство снежинки  связана с симметрией, а следовательно с математикой.

Учитывая данные, полученные в ходе выполнения исследовательской работы , можно говорить о том, что выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась, задачи решены, цель исследования достигнута.

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1.     Большая энциклопедия школьника. « Планета Земля». – Издательство «Росмэн-Пресс», 2001 г.- 660 с. / А.Ю.Бирюкова.

2.     Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. – Издательство

« Ключ-С, Филологическое общество "Слово", 1994 г.-488 с./ Славкин В.

 

3.     Краски природы: Книга для учащихся нач.классов – М: Просвещение, 1989 г. – 160 с./Корабельников В.А



                                         Интернет- ресурсы:

1.     https://ru.wikipedia.Снежинка.

2.     http://vorotila.ru/Otdyh-turizm-oteli-kurorty/Snezhnye-tayny-i174550

3.     Электронная детская энциклопедия «Почемучки».


 

Скачано с www.znanio.ru

Быть прекрасным - значит, быть симметричным и соразмерным»

Быть прекрасным - значит, быть симметричным и соразмерным»

Что ты знаешь о снежинках?» 4

Что ты знаешь о снежинках?» 4

Как рождается снежинка. Люди живущие в северных широтах, издавна интересовались почему зимой когда падает снег он не круглый, как дождь

Как рождается снежинка. Люди живущие в северных широтах, издавна интересовались почему зимой когда падает снег он не круглый, как дождь

Шестиугольные ажурные снежинки стали предметом изучения еще в 1550 году

Шестиугольные ажурные снежинки стали предметом изучения еще в 1550 году

В ходе исследования нами была проведено анкетирование с целью того, чтобы узнать, что учащиеся знают о снежинках?»

В ходе исследования нами была проведено анкетирование с целью того, чтобы узнать, что учащиеся знают о снежинках?»

Для достижения цели , было необходимо: 1

Для достижения цели , было необходимо: 1

Литература: 1. Большая энциклопедия школьника

Литература: 1. Большая энциклопедия школьника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2023