Исследовательская работа (проект) учащихся
Оценка 4.8

Исследовательская работа (проект) учащихся

Оценка 4.8
docx
25.10.2021
Исследовательская работа (проект) учащихся
Реферат к проекту.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей№ 107»

 

 

 

 

ПРОЕКТ

«Почему дети перестают

читать книги?»

 

Выполнили  обучающиеся 3 «Б» класса:

                                                          Жевердан Александра,

                                                              Ермолаева Варвара,  Михалин Иван

                                                           Руководитель: Алеева Е. С.

 

 

 

 

 

 

Введение

Чтение появилось тогда, когда появилась письменность. А писать люди начали еще в древности, когда жили в пещерах и не имели календаря,  и не считали года. Поэтому мы никогда не узнаем, когда точно появилось чтение и письменность. Сейчас редко где встретишь человека, который любит читать, а особенно среди молодежи. А читать полезно, между прочим. Цицерон писал: “Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному     души ,”- замечателен тот факт, что Цицерон жил за 100 лет до нашей эры. Мы решили изучить этот вопрос.

Тема нашего проекта:  «Почему дети перестают читать книги?»

Цель нашей  работы – выяснить, почему при таком разнообразии книг дети не хотят читать.

Объектом исследования  стало  разнообразие книг

Задачи: изучить историю появления книги;

опросить одноклассников: какие книги они читают и как часто это делают;

создать модель своей книги.

Методы исследования: теоретические (изучение научно–популярных изданий; работа с интернет-ресурсами), опрос и анкетирование одноклассников и метод конструирования.

Мы выдвинули гипотезу: в наше время нельзя обойтись без книг, потому что они являются источниками информации.   

Творческим продуктом стали книги, которые мы сделали своими руками. В них мы рассказали об истории книги, поделились любимыми произведениями, составили занимательные задания, которые помогут приятно провести свободное время.

На подготовительном этапе мы объединились в группу по интересам, подобрали тему и стали собирать информацию.

На втором этапе нашей работы мы объединили, все, что нашли и решили рассказать об истории создания книги, о ее полезных свойствах, рассказали об этом одноклассникам.

 

Основная часть

1.     История первой книги

Человек придумал надежный способ сохранения информации — книгу. Так что же такое книга? Обычный человек, беря в руки книгу, даже не задумывается над этим. Для него книга — это чтение, знакомство с чем-то новым, приобретение знаний и т.д. Книга — это носитель и передатчик произведений письменности. И мало кто отчетливо сознает, что книга — художественно оформленное приспособление, благодаря которому человек может пользоваться этими произведениями письменности в самых разных целях.

Как появилась книга? Большую роль в этом сыграл материал для письма. Каждая цивилизация, открыв свой способ записи информации, стала использовать для сохранения знаний различные вещи: стебли растений, листья, глиняные таблички, кору дерева, металл.

Таблички – самый древний материал для письма. Они были двух видов: восковые и глиняные. Последние для прочности обычно обжигались, и внести изменения в текст после этого уже было невозможно. Восковые таблички позволяли стирать надпись и наносить новую. Ими пользовались в Древней Месопотамии и Риме.

Свитки, сделанные из стеблей папируса, сначала использовали древние египтяне. Затем этот вид бумаги стали применять для письма финикийцы и позже познакомили с ним греков. Долгое время свитки использовали как довольно удобный материал для записей. Из-за хрупкости папирус нельзя было сгибать, но его можно было сворачивать в длинные полосы, которые было удобно хранить на полках. Кроме того, чернила с папируса легко смывались, и его можно было использовать повторно.

Долгое время папирусные свитки имели большое распространение. Но они были недолговечными, да и сам папирус в Египте становился все более редким растением. С возникновением христианства для священных текстов понадобился более прочный и удобный в обращении материал. Им стал пергамент, изготовляемый из кожи животных. Чаще всего для его производства использовались шкуры коз, овец и телят. Пергамент можно было сгибать, не боясь повредить. Со временем из него стали делать книги.

Первые книги средневековья уже почти не отличались от современных по форме. Они состояли из множества страниц и имели обложку. Такие книги были очень дорогими. На изготовление одной уходило до 500 шкур животных и 2-3 года работы переписчиков и художников. Часто они украшались дорогим окладом из золота и драгоценных камней.

Как появилась книга на Руси? Что касается нашей страны, то она имеет собственную историю появления первых рукописей и текстов. Традиционным материалом для письма в XI-XV веках здесь была берестяная грамота. Впервые их в большом количестве обнаружили в Великом Новгороде в начале XX века. Береста была непрочным дешевым материалом и использовалась в основном для частной переписки. Более важные документы писали на пергаменте. Рукописи стоили дорого, и позволить себе роскошь иметь их дома могли только очень богатые люди. В средние века владеющих грамотой людей было ничтожно мало. В основном это были монахи, ученые и должностные государственные лица (писцы).

В VIII веке в Европе появляются первые университеты. Государства нуждались в большом количестве образованных людей. Но студенты не могли себе позволить покупать дорогостоящие фолианты. Чаще всего книга имелась только у профессора, который читал лекцию, а слушатели должны были ее запоминать.

К тому времени в Китае и на Востоке уже применялась ксилография – оттиск на ткани. Но этот метод был недешевым, поскольку сама ткань была дорогой. Историки утверждают, что первую бумагу изобрели китайцы. Они его изготавливали из шелка, тряпок и волокон из дерева. Секрет рецепта изготовления бумаги держали под страхом смертной казни. Благодаря этому, долгие годы многие народы покупали бумагу у китайцев. Впоследствии рецепт изготовления попал к арабам от пленных китайцев.

В Европе с появлением бумаги в начале XV века было изобретено книгопечатание при помощи наборного шрифта. Традиционно считается, что первым открыл этот способ производства книг Иоганн Гутенберг. На самом деле наборные шрифты уже применялись до него в разных европейских странах. Гениальное изобретение Гутенберга заключалось в создании печатного станка.

2.     История создания первой печатной книги.

 

Такой трудоемкий процесс создания книги не мог долго устраивать общество, и в результате длительной кропотливой работы, Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок. Текст в нем набирался с помощью металлических букв. Изобретение Иоганна Гутенберга дало возможность во много раз ускорить процесс создания книг.

Первой печатной книгой была «Библия», которая увидела свет около 1455 года. А за следующий год он изготовил около 300 экземпляров, на что прежде нужно было потратить несколько жизней.
Ради справедливости надо сказать, что за несколько веков до Гутенберга в Корее переносили изображение из деревянных плит, на которых были вырезаны буквы.

На наших землях, «первопроходцем» в книгопечатании был Иван Федоров, который также в материалах того времени был известен как Иван Федорович Москвитин. Он был образованным человеком, знал несколько языков, включая древнегреческий и латынь. Иоанн был духовным лицом, служил в храме, и хотел создать способ увеличения количества религиозных книг.

Он открыл первую типографию 1563 года в Москве, и была она под контролем государства. Уже через год после этого событие, Федоров выпустил книгу «Апостол», где рассказывалось о деяниях учеников христовых. Хоть книга была печатной, ее шрифт и иллюстрации напоминали ручную работу. Следующей работой Ивана Федорова был «Часослов». После этого у печатника и его напарника начались проблемы, и они вынуждены были бежать из Московии. И поселились на Украине, где издали «Псалтырь» и «Азбуку».

Теперь для изготовления книг используются современные скоростные печатные машины, которые печатают со скоростью до 15 000 оттисков в час. Используются поточные линии, которые без вмешательства человека изготавливают обложки и прикрепляют их к книжному блоку. Как видите, история книги очень длинная, поэтому берегите и любите книгу. Она этого достойна.

3.     Из чего состоит книга.

Переплет То, с чего начинается знакомство с книгой, – прочная, обычно твердая покрышка (из картона, бумаги и пр.), в которую вставляются листы книги. Более простая оболочка из бумаги или тонкого картона называется обложкой. На лицевой стороне печатается название издания, фамилия автора, размещается рисунок.

Корешок Край книжного блока, скрепляющий все элементы книги (тетради книжного блока, каптал, ляссе и пр.)

Книжный блок Состоит из тетрадей, скрепленный между собой в корешке и обрезанных с трех сторон.

Форзац Двойной лист бумаги, который соединяет книжный блок и переплетенную крышку. Может быть чистым, а может содержать рисунок, передающий атмосферу произведения, – обычно предмет, пейзаж или орнамент (узор).

Авантитул Нечетная страница, предшествующая титульному листу. Обычно это первая или одна из первых страниц в книге.

Фронтиспис Страница с изображением (например, портретом автора), находится между форзацем и титульным листом.

Колонтитул Полоса наверху страницы, на которой повторяется название главы, раздела, всей книги или фамилии автора.

Шмуцтитул Если книга состоит из нескольких разделов, то перед каждым из них может быть расположен отдельный лист с названием этой части. Это и есть шмуцтитул.

Колонцифра Порядковый номер страницы.

Титульный лист Начальный лист книги, на котором размещены основные выходные данные: название, автор, издательство и т.д., обычно более подробно, чем на обложке.

Нахзац То же, что форзац, только в конце книги. Скрепляет книжный блок с задней сторонкой переплетенной крышки. Обычно не отличается от форзаца.

Каптал Тесьма с утолщенным цветным краем, которую приклеивают к верхним и нижним краям корешка книжного блока.

Ляссе Ленточка-закладка, прикрепленная к верхней части корешка.

Концевой титульный лист Последняя страница издания с выпускными данными.

Иллюстрация Изображение, соответствующее содержанию литературного произведения. Иллюстрации могут быть художественно-образными и научно-познавательными.

4.     Современные книги и старые добрые бумажные.

Революция электронных книг меняет все правила чтения и написания текстов. Электронные книги способны на такие вещи, на которые неспособны бумажные. Электронную книгу можно скачать так же быстро, как позвонить другу. Целая библиотека способна уместиться у вас в кармане. Но никогда электронные книги не будут так приятно пахнуть, как отсыревшие библиотечные тома или книги из вашего детства, в которых ещё завалялись забытые много лет назад цветки сирени. Электронные книги никогда не сравнятся с печатными книгами по чёткости и текстуре. Дисплеи электронных ридеров всё ещё слишком примитивны, чтобы достоверно передавать текстуру. Электронная бумага не создаёт тёплой текстуры. Текст электронной книги не может сравниться со шрифтом книги печатной. Даже без увеличительного стекла в нём заметно слишком много пикселей.

В печатных книгах есть солидность, которая хорошо соотносится с важностью изложенных в книге идей или серьезностью повествования. Более того, осязание книги — грубых или гладких, шершавых или потрескавшихся страниц — даёт читателям своего рода якорь, постоянно подчёркивает связь между книгой и обретаемым читательским опытом, не даёт отвлекаться во время чтения. Физическая реальность книги привязывает вас к ней, в отличие от стерильных, лишённых эмоций ощущений от пластикового или стеклянного экрана ридера.

 Итак, в некоторых отношениях печатные книги по-прежнему превосходят электронные. Человек — это не только то, что он ест, но и то, что он читает. В прямом смысле. Процесс чтения изменяет структуру мозга, перекодирует её. Чем более мозг вовлечён в процесс чтения, тем лучше развито ваше читательское мастерство и тем больше прочитанного вы запоминаете. А физические ощущения — текстура бумаги, запах типографской краски, глубокая или высокая печать на обложке, не до конца отклеенный ценник на корешке — помогают сосредоточиться на чтении и отличить одну книгу от другой на вашей ментальной карте.

Плюсы электронной книги:

·         Компактность. Она предполагает возможность хранить большие объемы информации на носителях небольшого размера, позволяет взять с собой в путешествие несколько книг, включая «Улисса» и «Войну и мир».

·         Экологичность. Для производства бумажных книг используется бумага, а значит, уничтожаются деревья. А одна маленькая электронная книжечка вмещает в себе необъятное количество страниц, спасая целый лес от вырубки.

·         Нет необходимости в освещении, поскольку у электронной книги есть собственная подсветка. Выключили свет во всем доме – хороший повод взяться за книгу.

·         Возможность делать пометки на полях, закладки, быстро находить нужные участки текста с помощью поисковика, обращаться к словарям. В общем, электронная книга предполагает больше возможностей для взаимодействия с текстом, при котором она не будет испорчена, в отличие от бумажной.

·         Возможность встраивать медиа-материалы (видео, аудио). Это хорошее дополнение для энциклопедий и учебной литературы.

·         Возможность менять шрифт и размер букв, что позволяет людям со слабым зрением читать без очков.

·         Легко восстановить утраченную книгу – ее можно скачать в Интернете или скопировать у друга.

Минусы электронной книги:

·         Ненадежность. Стоит случиться поломке – и прощайте, сотни книг, собранные по всем закоулкам Интернета, купленные на сайтах, скачанные у друзей… Когда мы неаккуратно прольем чай или уроним в ванну бумажную книгу – пострадает только одна. После такого инцидента с гаджетом исчезает сразу вся библиотека.

·         Низкое качество. Скорее всего этот минус имеет временный характер и позже будет устранен. Книги в Интернете зачастую никто не вычитывает. Бывает, скачаешь, посмотришь, — а это скан с бумажного источника, распознанный в FineReader и ни разу не отредактированный. Вот вам, пожалуйста, и кубики, и иероглифы, и участки нечитабельного текста.

·         Неудобство в чтении. Да, носить с собой электронные книги удобно, а вот читать – не очень. Вернее – не всем. Существует множество людей, у которых устают глаза даже при чтении с супер-комфортных электронных книг. А вот от чтения с бумажной страницы – не устают. Кроме того, при чтении со светящегося экрана в темноте сильно напрягаются глаза из-за контраста, созданного разницей освещенности участков, видимых оперативным и периферийным зрением.

·         Безликость. Все книги, которые читаются с электронного носителя – одинаковы. Из-за этого вся прочитанная информация превращается в сплошной неструктурированный поток.

Плюсы бумажной книги:

·         Индивидуальность. Каждая прочитанная книга запоминается обложкой, текстурой страниц, шрифтом. Поэтому все они для нас – разные, и все вместе создают целый мир.

·         Информацию проще воспринимать и читать с бумажного источника. Исследователи проводили опыты, призванные сравнить скорость чтения и глубину запоминания информации при использовании разных носителей. Цифры приводить не будем, но они подтвердили, что бумажные книги имеют значительное преимущество в этом вопросе. Почему? Ответ кроется в предыдущем пункте. При чтении мозг старается создавать определенные зацепки, «якоря». Когда мы имеем дело с бумажной книгой, этими зацепками служат цвет обложки, формат издания, характеристики переплета, вид страниц, запахи, расположение текста, наличие картинок. Благодаря всему этому в голове создается структура, помогающая выискивать в памяти нужную информацию. В электронном же варианте все тексты одинаковы, поэтому мозгу не за что зацепиться, кроме самих данных.

·         При чтении бумажной книги мы ярче переживаем эмоции. Опять же, это подтверждено опытами. Ученые исследовали физиологические реакции организма, и в частности активность нервной системы при чтении бумажных и электронных книг. В первом случае эти реакции были почти в два раза выше.

·         Не будем отбрасывать и такие милые нюансы, как запах книжных страниц, удовольствие от приобретения свежего томика в красивой обложке, рассматривание корешков на полках домашней библиотеки… Проще говоря, бумажные книги сами по себе вызывают больше приятных эмоций.

·         К слову, домашняя библиотека стимулирует детей к чтению куда больше, чем электронная книга. Ряды красочных томов вызывают любопытство, в то время как использование гаджетов сводится к играм и социальным сетям.

Минусы бумажной книги:

·         Бумажные книги – тяжелые. Сегодня многие люди имеют время лишь для чтения в метро или поезде, а в дорогу не всегда возьмешь увесистый том.

·         Они занимают много места, поэтому количество бумажных книг в доме ограничено, в то время как электронные можно собирать десятками тысяч.

·         Выше говорилось об экологичности электронных книг – бумажная имеет соответствующий минус, поскольку для ее производства нужна древесина.

·         Бумажную книгу нужно покупать, электронную же – запросто скачать бесплатно.

·         Если друг попросил почитать бумажную книгу, она может уйти безвозвратно. Электронную можно просто скопировать.

·         Наш опрос

  • Нами был проведен опрос среди учащихся 3 классов. Из 37 опрошенных ребят 7 человек читать не любят совсем, читают только то, что задает учитель;17 человек любят почитать дополнительно, но редко и 13 человек любят читать. 23 опрошенных ребенка предпочтение отдадут печатным книгам, 14 человек хотели бы попробовать чтение электронных книг. Ребята читают художественные рассказы, сказки, энциклопедии.

5.     Народная мудрость  о книге.

Пословицы

Кто много читает, тот много знает.

Прочитал новую книгу – встретился с другом.

Книга поможет в труде, выручит в беде.

Книга книгой, да и своим умом двигай.

Не красна книга письмом, а красна умом.

Загадки

Есть листок, есть корешок, а не куст и не цветок. Нету лап, нету рук, а придет домой, как друг. На колени к маме ляжет, обо всем тебе расскажет.

Без языка, без голоса, а рассказывает. (книга)

6.     Это интересно!

•   Самой большой книгой в мире является Кодекс гигас (Codex Gigas) — грандиозный рукописный свод начала XIII века (640 (624) страницы, размер переплёта — 92 см в высоту, 50 см в ширину; толщина книги — 22 см, а вес — 75 кг).

•   Самой маленькой книгой в мире  является «Хамелеон» А. П. Чехова размером 0,9×0,9 мм. Она содержит 30 страниц по 11 строк текста на каждой, 3 цветные иллюстрации. Книга была отпечатана и переплетена А. И. Коненко в 1996 г. в г. Омске РФ.

•   Брюстер Кейл собирается открыть в Британии первый в мире архив всех печатных книг.

•   С 2012 года отмечается Международный день дарения книг.

Заключение

Закончив проект,  нам очень понравилось работать над этой темой. Мы рассказали своим сверстникам о том, зачем нам необходимо читать, а именно:

   Факт 1. Чтение развивает мышление. Чем больше человек читает, тем больше размышляет над проблемой, описанной в сюжете произведения.

Факт 2. Чтение снижает стресс. Чтобы было сил выйти из состояния стресса следует окунуться в богатство сюжета какого либо произведения, желательно перед сном. Это позволит вернуть психику в нормальное состояние покоя.

Факт 3. Чтение увеличивает словарный запас. Читая книгу, часто случаются новые слова. Новые изучения обогащают словарный запас, улучшают грамотность.

Факт 4. Исключение болезни Альцгеймера. При чтении увеличивается активность мозговых клеток, что положительно влияет на развитие мозга.

Факт 5. Чтение повышает уверенность. При общении, когда мы показываем свою осведомленность в определенной отрасли, мы чувствуем себя на “голову выше”. Это придает уверенности, улучшает самооценку.

Факт 6. Повышает уровень творчества. Начитанный человек может сгенерировать сразу несколько хороших идей. Впоследствии они легко применяются в жизненной практике.

Факт 7. Улучшает сон. Научно доказано, если читать каждый раз перед сном, то возникает рефлекс в организме. Чтение служить определенным импульсом для организма, сигнализирующим о наступлении времени для сна.

Факт 8. Повышает мозговую активность. Читая, нам приходится помнить предыдущие события, имена героев, картины сюжета и тому подобное. Эти процессы развивают логику, память.

Факт 9. Учит концентрации. Книги улучшают концентрацию внимания на описываемом предмете или явлении. Это позволяет научиться принимать взвешенные решения не отвлекаясь на посторонние вещи.

Факт 10. Продлевает молодость. Старение организма прямо зависит от старения мозга. Начитанный человек тренирует мозг, держит его в тонусе, не дает ему стареть.

Работа над проектом показала нам, что тема актуальна, потому что после нашего рассказа мы еще несколько раз обсуждали эту тему. Работая над проектом, мы научились собирать и обрабатывать информацию, работать вместе и дружно. А еще мы научились своими руками создавать книги, в которых поделились своей информацией.

 

Литература

1. Баренбаум, И.Е. Книга: энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.- 800с.

2. Ганкина, Э.З. Детская книга вчера и сегодня; М.: Книга, 2001.

3. Говоров, А.А., Куприянова, Т. Г. История книги. – М.: Светотон, 2001.

4. Информационная сеть Интернет, поисковый сервис «Googl»;

5. Лутцева Е. А. Учебник. Технология; М.: Вента-Граф, 2012

6. Толковый словарь русского языка, С.И. Ожегов, Москва, Оникс, 2008г.


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей№ 107»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей№ 107»

Введение Чтение появилось тогда, когда появилась письменность

Введение Чтение появилось тогда, когда появилась письменность

Основная часть 1. История первой книги

Основная часть 1. История первой книги

С возникновением христианства для священных текстов понадобился более прочный и удобный в обращении материал

С возникновением христианства для священных текстов понадобился более прочный и удобный в обращении материал

Секрет рецепта изготовления бумаги держали под страхом смертной казни

Секрет рецепта изготовления бумаги держали под страхом смертной казни

Он открыл первую типографию 1563 года в

Он открыл первую типографию 1563 года в

Авантитул Нечетная страница, предшествующая титульному листу

Авантитул Нечетная страница, предшествующая титульному листу

Иллюстрация Изображение, соответствующее содержанию литературного произведения

Иллюстрация Изображение, соответствующее содержанию литературного произведения

А физические ощущения — текстура бумаги, запах типографской краски, глубокая или высокая печать на обложке, не до конца отклеенный ценник на корешке — помогают сосредоточиться…

А физические ощущения — текстура бумаги, запах типографской краски, глубокая или высокая печать на обложке, не до конца отклеенный ценник на корешке — помогают сосредоточиться…

Когда мы неаккуратно прольем чай или уроним в ванну бумажную книгу – пострадает только одна

Когда мы неаккуратно прольем чай или уроним в ванну бумажную книгу – пострадает только одна

Почему? Ответ кроется в предыдущем пункте

Почему? Ответ кроется в предыдущем пункте

Выше говорилось об экологичности электронных книг – бумажная имеет соответствующий минус, поскольку для ее производства нужна древесина

Выше говорилось об экологичности электронных книг – бумажная имеет соответствующий минус, поскольку для ее производства нужна древесина

Самой большой книгой в мире является

Самой большой книгой в мире является

Факт 5. Чтение повышает уверенность

Факт 5. Чтение повышает уверенность

Литература 1. Баренбаум, И.Е

Литература 1. Баренбаум, И.Е
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2021