Исследовательская работа "Растения-иностранцы"
Оценка 4.7

Исследовательская работа "Растения-иностранцы"

Оценка 4.7
docx
15.03.2020
Исследовательская работа "Растения-иностранцы"
Растения -иностранцы.docx

ГБОУ Бакалинская коррекционная школа-интернат

 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 

 

Проектно- исследовательская работа на тему:

«Растения- иностранцы»

 

Выполнил:  Ибатуллин Айгиз

обучающийся 1 б класса

Руководитель:  Давлетова И.С.

 

 

 

 

 

2020 г.

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………..3

Глава 1. Исследование меню и составление рейтинга культурных растений..............................................................................................................3

Глава 2. Откуда родом  те растения, которые мы едим?..........................4

2.1. Хлеб из пшеницы……...………………………………………………….4

2.2. Картофель ………………….………………………………………………5

2.3. Белокочанная капуста……………….…………………………………….6

2.4.Морковь ………………………………………………………………….…6

2.5. Лук ………………………………………………………………………....7

2.6. Чай ……………. …………………………………………………………..7

2.7. Сахарная свекла……………………………………………………………8

2.8. Томат ………………………………………………………………………9

2.9. Огурец ……………………………………………………………………..9

2.10.  Подсолнечник …………………………………………………………10

Глава 3. Составление паспортов для растений- иностранцев………..11

Заключение…………………………………………………………………….12

Список используемой литературы …………………………………………13

Приложение……………………………………………………………….…14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования

     Культурные растения  заняли прочную позицию в нашей жизни. А ведь они не всегда были на нашем столе. История переселения многих культурных растений связана с интереснейшими историческими событиями, сухопутными и морскими путешествиями, и в первую очередь с эпохой великих географических открытий. Узнавая родину того или иного растения, мы одновременно знакомимся с природой той страны, ее культурным прошлым, лучше понимаем необходимость охраны богатства всего растительного мира, включающего и те растения, полезные свойства которых еще не известны человеку.

Объект исследования: растения, человек, страна, откуда родом растение.

Предмет исследования: растения, которые находятся на нашем обеденном столе.

Цель исследования: исследовать родину растений-путешественников, которые были привезены в нашу страну.

Глава 1. Исследование меню и составление рейтинга культурных растений

В очередной раз посетив нашу школьную столовую, я решил узнать, какие растения-путешественники есть в меню нашей столовой и как часто они употребляются.

  • Для этого мы исследовали  меню нашей школы.
  • Провели исследование, опросив 10 человек и выяснили, какие овощи употребляют они ежедневно, составили рейтинг( см. приложение)

Опрошенные должны были отметить те овощи, которые они употребляют ежедневно (в школе и дома). По результатам исследования выяснили, чточаще всего мы употребляем в пищу хлеб, картофель, капусту, морковь,лук, пьем чай с сахаром.

Глава 2. Откуда родом  те растения, которые мы едим?

Откуда же родом растения, которые мы едим?  Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам пришлось изучить много литературы. И вот что мы выяснили...

     Мы не можем себе представить обеденный стол без белого и черного хлеба, в нашем дневном рационе есть крупы, макароны, картофель, овощи и фрукты. Все эти разнообразные продукты мы получаем от культурных растений. Но в истории человечества было время, когда не существовало ни культурных растений, ни домашних животных. Нашим далеким предкам приходилось довольствоваться лишь тем, что они находили в окружающей природе: собирали плоды, ягоды, клубни, луковицы, семена. Не брезговали мелкими животными - ящерицами, мышами, улитками.

Люди замечали, что случайно оброненные в рыхлую землю семена давали всходы. А на выросших растениях появлялось много семян или плодов. Со временем человек догадался, что может сам творить это чудо. До того, как люди открывали новые земли, и страны они окультуривали и выращивали только те растения, которые росли в их местности. Из своих далеких путешествий люди везли новые ранее не известные в Европе растения.

Основные растения, которые мы употребляем в пищу, это картофель, помидор, морковь, капуста, свекла и яблоко. Например, для приготовления рассольника необходимы картофель, огурцы, перловка, лавровый лист, перец. А для приготовления плова - обязательны рис и морковь. Хлеб готовят из пшеничной муки, а компот из сухофруктов (яблоко, груша, персик и т.д.). В нашем меню много растений- иностранцев.

2.1. Хлеб из пшеницы

Бабушка  печет хлеб дома из пшеничной муки. А каков бывает  аромат свежеиспеченного хлеба…Первое задание: узнать,  откуда пришла к нам  пшеница. Поработав с литературой, мы узнали, что пшеница к нам пришла из Двуречья. Это место в Ираке, между двумя реками: Тигром и Евфратом. Сейчас в качестве общепризнанной родины пшеницы (как одной из основных зерновых культур) на нашей планете считается Месопотамская низменность. А оттуда уже пшеница, как считается, разошлась по всей Земле.

2.2.  Картофель

    Из какого еще растения можно приготовить столько полезных и вкусных блюд, как из картофеля! Картофель всегда занимает одно из первых мест на нашем столе - вареный и жареный, с маслом и сметаной. Картошка - прекрасный гарнир к мясу и рыбе. Без него и суп не тот. Из картофеля вырабатывают спирт, а из спирта синтетический каучук и многое другое.Но таким универсальным продуктом картофель стал не так уж и давно.

      Впервые европейцы узнали вкус картофеля всего около четырехсот лет назад. Родина картофеля - Южная Америка (Чили, Перу), где он и сейчас произрастает в диком виде в горных районах. В Андах, на высоте от 500 до 4500 м, можно встретить почти все известные виды этого растения.

Испанские завоеватели в конце XV в. обнаружили на западном побережье Южной Америки совершенно не знакомый им продукт питания, который у местных жителей назывался “чуньо”. Это были высушенные клубни некоторых видов картофеля. Хранить сырой картофель еще не умели, поэтому индейцы рассыпали вымытые клубни на солнце, а затем оставляли их на ночь на морозе (в горных районах Анд ночи обычно морозные). Промораживание способствовало удалению влаги, уменьшало горечь клубней. После высушивания получался белый крахмалистыйпродукт, который отлично хранился и спасал жителей Анд от голода зимой и в неурожайные годы.

     В конце XVII в. это растение было завезено в Россию. Петр I, находясь в это время в Голландии, послал фельдмаршалу Б.Шереметеву мешок картофеля. В 1736 г. картофель уже значился в каталоге растений Петербургского аптекарского сада.

     Распространение картофеля у нас вначале происходило очень медленно. Плохое отношение к новой культуре было вызвано тем, что у картофеля была мощная ботва и мелкие горьковатые клубни.Население не знало еще, как нужно выращивать эту культуру, сеяли густо, растения затеняли друг друга и давали еще более мелкие и менее вкусные клубни.Труден был путь картофеля по странам Европы, но, в конце концов, эта сельскохозяйственная культура завоевала всеобщее признание и сейчас стала “вторым хлебом”.

2.3. Белокочанная капуста

     Белокочанная капуста - народная любимица, трудно поверить, что наш исконный овощ - иностранка. Ее родина -  побережье Средиземного моря.  Почему иностранка так прижилась на нашей Земле? На Русской равнине, где поля летом поливают ливни, где осенью часты туманы, капусте - приволье. До поздней осени красуются на полях, в огородах кочаны.  А что такое кочан?   Мы с детства знаем загадку про сорок одежек и все без застежек.Я начал снимать «одежду» с капусты, оказалось, что это листья, каждый тесно прижатый к другому. Именно «сто одежек» помогают переносить осенние заморозки, а моя бабушка рассказывала, что раньше капусту сажали и в колхозном поле,  а убирали ее после выпадения первого снега.И еще я узнал, что белокочанная капуста имеет много родственников, это -краснокочанная, цветная, брюссельская.

2.4. Морковь

     По латыни морковь -  карота. Вещество, которое окрашивает ее в оранжевый цвет называется каротин. Он есть во всех овощах, фруктах и ягодах желтого, оранжевого, красного цвета. Так почему его назвали по имени моркови каротин, а не тыквин, не репин. Потому, что раньше всего нашли его в моркови. Морковь можно увидеть на рынках. Она и в винегрете и  в квашеной капусте, они  и в гарнире к мясу, и в морковном  супе, и в морковных котлетах. Суп не суп, если не плавают оранжевые кружочки. А ведь с морковью много хлопот. Пока ее туговсхожие семена-сони  проснутся, разбойники сорняки тут как тут. Пропололи - теперь прореживай, иначе там, где посеяно  густо,  вырастет морковка с мышиный хвост. Теперь мне понятно, зачем мама при  прореживании просила не жалеть морковь. А родиной моркови  является побережье Средиземного моря. Культурная морковь как  корнеплодное овощное растение  и кормовое растение  выращивают в Европе, Азии, Америке.

2.5. Лук    

    Первичным центром происхождения репчатого лука и чеснока считают Среднюю Азию, где они и сейчас встречаются в диком виде. Оттуда лук попал в Египет, а затем в Грецию и другие страны. Распространен он во всем мире в качестве овощного растения. В диком виде встречается в Афганистане, Узбекистане, Турции.

Первыми узнали вкус дикого лука афганские, иранские и туркменские пастухи и охотники, бродившие по горным лугам. Лук является древнейшим растением на Земле. В Египте его выращивали 5-6 тысяч лет назад. Об этом свидетельствует надпись на пирамиде Хеопса, говорящая о том, что на покупку лука и чеснока для содержания многих тысяч рабов, которые ее строили, истрачены огромные по тем временам средства (1600 талантов серебра). Чтобы предупредить эпидемии, им ежедневно выдавали лук и чеснок.

2.6.  Чай

     Среди разнообразных напитков, которые мы потребляем дома и в школьной столовой самый известный и распространенный - чай. Его пьют всюду.Чай - это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он необходим так же, как хлеб. Родина чая - Китай. Впервые его стали пить пастухи, они сушили листья и заваривали ароматный настой, ощущая мгновенный прилив свежих сил. Распространению чая способствовал китайский император Киенг Лонг. Из Китая чай начал свое триумфальное шествие по миру. Он попадает в Японию, Корею, Индию, Среднюю Азию.В 1818 году чай попадает в Россию, его стали выращивать в Крыму, а затем на Кавказе.

2.7.Сахарная свекла

     Чай обычно пьют с сахаром. А сахар получают из сахарной свеклы и сахарного тростника. Родина сахара - Индия, где он известен давно и по-индусски называется «сак-кара» - сладкий, в русский язык перешло слово «сахар». В Европе сахар был известен еще римлянам. Коричневые сахарные крупицы приготавливали из сока сахарного тростника и ввозили в Европу из Индии. Египет, провинция Римской империи, был посредником в торговле с Индией. Позднее сахарный тростник появился на Сицилии и в Южной Испании, но с падением Римской империи эта традиция была утрачена.

     История сахара в России начинается примерно с 11-12 веков. Когда сахар впервые завезли, попробовать его могли только князь и его приближенные. Первая в России «сахарная палата» была открыта Петром I в начале XVIII века, и сырье для сахара ввозилось из-за границы. В 1802 году стало налаживаться производство сахара из отечественного сырья - сахарной свеклы сначала под Тулой, а затем во многих районах страны.

Сахарная свекла занимает одно из первых мест среди растений по содержанию сахара. Родина ее в точности неизвестна. Ученые полагают, что в доисторические времена это был дикорастущий однолетник в Южной Европе и Северной Африке. Позже, попав в области с более прохладным климатом, сахарная свекла стала двулетником, в первый год запасающим сахар в корне, а на второй дающим семена. Сейчас ее убирают в конце первого вегетационного периода, когда масса корней и их сахаристость максимальны.  Когда я стал рассматривать мешок  с сахаром, то увидел, что  сахар произведен на Чишминском заводе, позже я узнал, что сахарная свекла выращивается и у нас в Башкортостане. На сегодняшний день в Башкортостане работают 3 сахарных завода –в городе Мелеузе, Альшеевском и Чишминском районах. Еще один - Карламанский, закрыт  на ремонт.

2.8.  Томат

     Родина томата-Мексика.Большинство исследователей считают, что родина этого растения горные районы Перу и Эквадора. Отсюда дикий предшественник томата, как сорняк, проник в другие тропические районы Ю. Америки. В Мексике томат стали впервые возделывать, как культурное растение. Диких родственников томата и по сей день находят в тропических лесах Ю. Америки.

     Появление томата в Европе произошло в эпоху Великих географических открытий. На кораблях завоевателей, тяжело груженных золотом, награбленном у индейцев, в Старый свет плыли и семена диковинных растений.В России помидоры появились во второй половине 18 века. Томат сначала разводили в окрестностях Бахчисарая. Из Крыма растение начало распространяться по югу нашей страны. Более известное в нашем быту название томата - помидор - происходит от итальянского “помодоро”, “золотое яблоко” и объясняется тем, что первые томаты были желтоплодными.В 17 веке.в Европе томат был обитателем лишь ботанических садов и аптекарских огородов. Особым спросом пользовались цветки томата у европейских модниц. Появиться на светском рауте с соцветием томата, прикрепленным к корсажу, считалось высшим шиком.В настоящее время томат распространен по всему миру.

2.9. Огурец

А огурец, тоже самое обычное растение наших огородов, как и картофель, принадлежит к семейству тыквенных. Родина его - Индия. Но в Европе он появился очень давно. Культура огурцов была известна еще в Древней Греции. В России огурцы широко распространились в 16-17 веках.

 

 

2.10. Подсолнечник

    Подсолнечник тоже, когда-то считался священным растением. Разве это не чудо! Солнце на востоке - и соцветия смотрят туда же, солнце на западе и соцветия на запад. Золотое изображение “солнечного цветка” носили на торжественных церемониях.Когда завоеватели высадились на берегах юга Северной Америки, то на полях увидели необыкновенные желтые цветы. Колумб в своих дневниках записал: “Я видел злак, называемый маисом”. А один из его спутников описал маис подробнее: “На полях росли растения высотой больше метра. Казалось, что они из чистого золота, а их листья из серебра”. Испанцы стали разгребать землю: они думали, что растения растут на золотых россыпях.

   Родина подсолнечника - Мексика. Первые семянки были привезены в Европу испанцами в 1510 г. и высеяны в Мадридском ботаническом саду.В Россию подсолнечник попал при Петре I из Голландии и долгое время оставался огородным и декоративным растением. В 1829 г. Бокарев - крепостной крестьянин графа Шереметева открыл новое свойство “солнечного цветка”.При помощи примитивного ручного пресса он извлек из семян подсолнечника золотистое вкусное масло. В России подсолнечник превратился из декоративного растения в масличную культуру. Поэтому Россию по праву считают второй родиной подсолнечника. Отсюда он начал новое путешествие по миру.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Составление паспортов для растений- иностранцев

     Все эти растения пришли к нам из других стран, они иностранцы. Им нужны российские паспорта. Мы составили им паспорта.

     Варианты оформления «Паспорта»  могут быть разными -  альбом, тетрадь или папка из «прозрачных файлов», соединенных вместе. Последний вариант наиболее удобен, так как позволяет при необходимости менять информацию, дополнять ее. При описании каждого растения лучше следовать определенному плану, это облегчает сравнение материалов. Такие паспорта очень удобны для работы, так как не приходится самостоятельно искать информацию в разных литературных источниках. 
В паспорте растения мы решили отметить следующие пункты:

1. Фотография или рисунок

2. Научное и бытовое (русское) название (например, томат, или помидор)

3. Если есть интересная информация - происхождение названия;

4. Родина растения - континент, страну;

5. Условия, в которых оно живет в природе (тропический лес, пустыня и т. п.);

6. Экологические особенности - отношение к свету (светолюбивое, теневыносливое), влаге (растения влаголюбивые или засухоустойчивые);

     Паспорт растения- это очень удобно. Вместо того чтобы каждый раз искать информацию о каждом из них, вы просто листаете альбом-паспорт и знакомитесь  с объектом. Кроме того, такая информация помогает правильно ухаживать за растениями.

 

 

 

 

 

Заключение

     Занимаясь исследованием по этой теме, мы узнали много интересного о растениях, которые стали привычными на нашем столе и без которых мы не представляем наш рацион. Конечно, это далеко не все растения, родиной которых являются другие страны и континенты. Я обязательно узнаю, откуда появились многие другие продукты на нашем обеденном столе.В ходе проведения исследования мы выяснили: большинство культурных растений, присутствующих в нашем меню, произошли за пределами нашей страны.

    Таким образом, я узнал родину некоторых культурных растений.Больше всего из Африки, побережья Средиземного моря,  Азии и Южной Америки. Почему-то я не нашел ни одного растения из Австралии, спросил об этом учителя географии,  и он рассказал, что до открытия материка европейцами здесь занимались охотой, собирательством, значит они не выращивали растения.  При подготовке данного материала я прочитал, что картофель можно размножать разными способами, и решил на следующее лето провести исследовательскую практическую работу - способы размножения картофеля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.     Горев Л.А. Удивительные загадки растений.- М.:Просвещение,1987

2.     Кириллова И. Г. Растения-путешественники.- М.: Просвещение, 1996

3.     Колтун М. Мир растений.- М.: Детская литература, 1995

4.     Райт М. Что, как и почему? Удивительный мир природы.- М.: Астель АСТ, 2001

5.     Сёмке А.И. Занимательный мир растений. - М.: НЦ ЭНАС, 2006

6.     Фещенко И.Т, Вожегова Р.В. Природа. Растения.- М.- «Слово»,1995

7.     Большая советская энциклопедия.

8.     Интернет - ресурсы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Меню столовой

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Результаты опроса учащихся

«Какие растения употребляем ежедневно»

 

Вывод: По результатам исследования выяснили, что чаще всего мы употребляем в пищу хлебобулочные изделия, картофель, капусту, морковь, лук, пьем чай с сахаром.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ГБОУ Бакалинская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

ГБОУ Бакалинская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Содержание Введение ………………………………………………………………………

Содержание Введение ………………………………………………………………………

Введение Актуальность темы исследования

Введение Актуальность темы исследования

Глава 2. Откуда родом те растения, которые мы едим?

Глава 2. Откуда родом те растения, которые мы едим?

Поработав с литературой, мы узнали, что пшеница к нам пришла из

Поработав с литературой, мы узнали, что пшеница к нам пришла из

В 1736 г. картофель уже значился в каталоге растений

В 1736 г. картофель уже значился в каталоге растений

Суп не суп, если не плавают оранжевые кружочки

Суп не суп, если не плавают оранжевые кружочки

Киенг Лонг. Из Китая чай начал свое триумфальное шествие по миру

Киенг Лонг. Из Китая чай начал свое триумфальное шествие по миру

Башкортостане работают 3 сахарных завода –в городе

Башкортостане работают 3 сахарных завода –в городе

Подсолнечник Подсолнечник тоже, когда-то считался священным растением

Подсолнечник Подсолнечник тоже, когда-то считался священным растением

Глава 3. Составление паспортов для растений- иностранцев

Глава 3. Составление паспортов для растений- иностранцев

Заключение Занимаясь исследованием по этой теме, мы узнали много интересного о растениях, которые стали привычными на нашем столе и без которых мы не представляем наш…

Заключение Занимаясь исследованием по этой теме, мы узнали много интересного о растениях, которые стали привычными на нашем столе и без которых мы не представляем наш…

Список используемой литературы 1

Список используемой литературы 1

Приложение 1 Меню столовой

Приложение 1 Меню столовой

Приложение 2 Результаты опроса учащихся «Какие растения употребляем ежедневно»

Приложение 2 Результаты опроса учащихся «Какие растения употребляем ежедневно»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2020