Методы обучения с использованием ИКТ
Оценка 4.7

Методы обучения с использованием ИКТ

Оценка 4.7
Компьютерные программы +2
docx
информатика +1
1 кл—11 кл
29.07.2020
Методы обучения с использованием ИКТ
1 сми Методы обучения с использованием ИКТ.docx

Методы обучения с использованием ИКТ

Методы обучения – система взаимодействия преподавателя и обучаемого с использованием ИКТ, обеспечивающая усвоение образовательной программы.

По особенностям взаимодействия преподавателя и слушателя целесообразно использовать следующие методы обучения.

Метод передачи новых знаний.

Метод передачи новых знаний – способ организации совместной деятельности преподавателя и слушателя, при котором преподаватель передает содержание программы обучения, а слушатели воспринимают, осознают и фиксируют ее в памяти. Обучающий (педагог, преподаватель) находится в центре учебного процесса. Он является носителем знаний, в которых нуждается обучаемый.

Целью учебного процесса является формирование умения обучаемых воспроизводить эти знания. Организация учебного процесса подчиняется эффективному достижению этой цели: доклады и лекции передают знания, упражнения закрепляют их, обратная связь от преподавателя происходит в двухмерном пространстве, в форме похвалы или критики.

Данный метод предполагает, что именно преподаватель или методист решает, чему и как учить, как структурировать учебный материал. Взаимоотношения между преподавателем и учеником определяется отношениями дающей и принимающей стороны.

Преподаватель имеет определенную власть над учебным процессом и обучаемым, для эффективного использования своей власти он должен обладать личным авторитетом.

Этот метод обучения хорошо реализуется с помощью информационно коммуникационных технологий. Огромное число современных цифровых образовательных ресурсов на CD и в Интернете, создаваемых множеством мультимедийных фирм, основано на этой модели.

Ограниченность такого метода обучения состоит в том, что обучаемый рассматривается лишь пассивный получатель информации, и его интересы и мотивация не учитываются.

Учебное заведение, использовавший преимущественно метод передачи новых знаний, может выиграть от внедрения ИКТ, прежде всего, внезависимо от временных и пространственных ограничений. Первая и естественная форма после установки образовательной платформы – это использование электронных учебников, инструкций, документации и другой письменной служебной информации. Экономия средств может быть существенной, а внедрение ИКТ удачным, особенно при разветвленной системе и большом количестве обучаемых.

Данный метод зарекомендовала себя весьма эффективном при ознакомлении учащихся с новой информацией, расписанием занятий, объявлениями и новостями.. В этом случае внедрение ИКТ увеличивает эффективность повышения квалификации сотрудника, как с точки зрения оперативности (позволяет познакомить учащихся с последними инструкциями), так и с точки зрения количества учащихся (позволяет обучить много учеников в течение короткого промежутка времени).

Недостаток использования метода обучения в виде передачи новых знаний на основе ИКТ – снижающаяся эффективность учебного процесса. Заучивание служебных инструкций перед компьютером не слишком привлекательно. Исключение преподавателя из учебного процесса на длительное время оправдано лишь при типовых, стандартных обстоятельствах. Массовый обучаемый, как правило, не обладает необходимой мотивацией и дисциплиной для самостоятельного прохождения материала. Возможность административными способами компенсировать недостатки онлайнового обучения ограничены и работают не во всех случаях.

Данный метод обучения невозможно использовать весь спектр возможностей ИКТ, а попытки масштабной модернизации учебного процесса с помощью внедрения ИКТ ведут к накоплению отрицательных фактов и к растущему разочарованию.

 

Метод отработки и закрепления навыков и умений.

Метод отработки и закрепления навыков и умений – это способ организации совместной деятельности преподавателя и обучаемого, при котором обучаемые воспроизводят сообщенные им знания и показанные преподавателем действия. Часть программы обучения при использовании практического метода может быть направлена на развитие у слушателя умения самостоятельно решать задачи и проблемы.

В фокусе данного метода обучения находится сам процесс обучения. Особую важность приобретает методика обучения. Учебная деятельность обучаемого является ключом к результативности и эффективности процесса обучения. Становится нужным умение учиться, и это умение можно формировать. Используются активные методы обучения, содействующие диалогу. Целью обучения оказывается не воспроизведение готовых знаний, а выработка способностей и навыков или компетенций, позволяющих обучаемому решать большой диапазон проблем. Учитель уже не занимает центральной, авторитарной позиции в процессе обучения. Центром обучения становится учащийся, его познавательные потребности и учебная деятельность. Педагог уже не является основным источником знаний, но он содействует процессу обучения путем дидактической обработки учебного материала, выбора метода обучения, организации самого процесса обучения. Из лектора педагог превращается в тьютера, который не просто транслирует обучающемуся входную учебную информацию, а организует работу обучающегося с учебными материалами, взаимодействие учащихся между собой.

Обучаемый активно и самостоятельно осваивает учебные материалы, получая при этом содействие и поддержку со стороны тьютера в случае необходимости.

Результатом учебного процесса в данной модели являются не просто знания в предметной области, а умения самостоятельно приобретать знания, необходимые для решения проблем в этой области.

Использование ИКТ при данном методе обучения дает возможность:

Создавать многократно используемую базу учебно- методических материалов

Организовать не только доступ к материалам со стороны большого количества учащихся, но и вести с каждым из них диалог с помощью телекоммуникаций

Использование регулярной обратной связи при обучении повышает степень усвоения учебного материала.

У данного метода обучения диапазон выгод от внедрения электронных технологий образования увеличивается и усложняется. В долгом поэтапном процессе внедрения потенциал ИКТ раскрывается полностью. Большое значение имеет достаточное финансирование, возможность экспериментировать со стороны администрации и преподавательского состава для того, чтобы выяснить, какие методические приемы лучше работают в конкретных условиях. Управление обучением и развитие информационной инфраструктуры требует выработки новых навыков у персонала, при этом эффективное сотрудничество между учебным отделом и подразделением, отвечающим за внедрение ИТ, имеет критическое значение. В перспективе развития данного метода обучения учебное заведение не только заказывает сторонним организациям и специалистам разработку учебных материалов, но и начинает самостоятельно их разрабатывать. Экспериментальное обучение и пилотные проекты принимают массовый характер. Административные работники и преподаватели накапливают опыт работы в новой форме и расширяют использование смешанного (комбинированного) обучения. Начинается формирование новых традиций и форм управления учебным процессом. Роль преподавателя меняется. Квалификационные требования включают овладение интерактивными методами в обязательном порядке. Традиционные учебные дисциплины и внеклассные предметы обогащаются за счет элементов электронного образования, таких как электронная почта, доступ к дополнительным учебным ресурсам, в том числе через Интернет, интеграция в учебный процесс интерактивных элементов контента, таких как анимации и интерактивные модели, разработка и внедрение интерактивных тестов. Начинаются эксперименты по использованию в учебных целях социальных технологий, таких как чат, форум, Wiki и др.

 

Метод выработки новых знаний.

Метод выработки новых знаний – это способ организации совместной деятельности преподавателя и обучаемого, при котором в центре образования лежит не получение знаний или навыков с помощью преподавателя и/или обучающих систем и учебных материалов, а их активная выработка обучаемым.

В данном случае учащийся самостоятельно находит проблемы и выстраивает стратегию их решения. При этом исходным пунктом обучения является не изучаемый предмет, а индивидуальный опыт, потребности и предпочтения обучаемого. Обучаемый активно ведет поиск информации и материалов, в том числе идей и концепций, для критического осмысления, анализа и интерпретации подходов к решению проблем, вырабатывает новый опыт, органически основанный на имеющемся.

Цели обучения достигаются путем взаимодействия с другими обучаемыми, постоянного сравнения собственного и чужого опыта.

Для успеха обучения в данной модели важны не сами по себе способности и навыки обучаемых, а коммуникативные и познавательные компетенции, связанные с владением иностранными языками, компьютерными технологиями, эффективным взаимодействием учащихся с другими людьми. Способностью непрерывно учиться, умение разделять и нести ответственность, - все эти факторы мотивация являются инструментами достижения целей, необходимыми для активного приобретения знаний. Сами способности и навыки, как и в реальной жизни, остаются инструментом достижения цели, а не целью. Роль преподавателя состоит в том, чтобы поддерживать процесс обучения. Он выступает скорее как дирижер или тренер. При этом ответственность преподавателя за достижение результатов оказывается выше, чем при предыдущих моделях обучения.

Преимущества данного метода обучения связаны с активным освоением окружающей среды, высокой мотивацией обучаемого, выработкой у него способности критически мыслить и творчески взаимодействовать с окружающей средой. При таком обучении происходит выработка опыта приобретения знаний и формирование познавательных процессов в одно и то же время. Данный метод обучения основывается на опыте, традициях и формах внедрения ИКТ предыдущих моделей. Новое качество обучения достигается путем органической интеграции учебы с практикой, частичным стиранием границ между учебным и рабочим местами.

Одним из самых распространенный способов применение этого метода является проектно- исследовательское обучение.

Один из распространенных стереотипов заключается в том, что онлайновое обучение является наиболее прогрессивной формой обучения. Но это не так. Технология не отменяет необходимости принятия решений, живое общение может быть дополнено, но не заменено виртуальным общением по Интернету. По всему миру наряду с распространением Интернета наблюдается рост расходов на очные семинары и конференции.

Недостатки данного метода в сочетании с внедрением ИКТ состоят в высоких требованиях к начальной квалификации и мотивации сотрудников, качеству управления, а также относительно высоких расходов на поддержание информационной инфраструктуры.


 

Методы обучения с использованием

Методы обучения с использованием

Метод отработки и закрепления навыков и умений

Метод отработки и закрепления навыков и умений

Начинаются эксперименты по использованию в учебных целях социальных технологий, таких как чат, форум,

Начинаются эксперименты по использованию в учебных целях социальных технологий, таких как чат, форум,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.07.2020