Формы реализации исследовательской и проектной деятельности
Оценка 5

Формы реализации исследовательской и проектной деятельности

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
английский язык +1
19.08.2020
Формы реализации исследовательской и проектной деятельности
Формы реализации исследовательской и проектной деятельности для сми.docx

Формы реализации исследовательской и проектной деятельности

 

ФГОС полного общего среднего образования определяет, что основная образовательная программа образовательного учреждения должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел должен определять общее назначение, цели, задачи, планируемые результаты реализации основной образовательной программы, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Содержательный раздел должен определять общее содержание среднего (полного) общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

  • программу развития универсальных учебных действий на ступени среднего (полного) общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
  • программу воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • программу коррекционной работы, включающую организацию работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.

Организационный раздел должен определять общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации основной образовательной программы.

Организационный раздел должен включать:

  • учебный план среднего (полного) общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;
  • план внеурочной деятельности;
  • систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта.

Таким образом, в каждом общеобразовательном учреждении рекомендуется разработать отдельный план мероприятий (раздел плана), обеспечивающих формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности и ориентированных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. При этом в таком плане должны быть оптимально интегрированы разные формы урочной и внеурочной деятельности, использующие элементы исследовательской и проектной деятельности.

Основные принципы разработки плана можно охарактеризовать следующим образом:

  • наличие механизмов интеграции урочной и внеурочной деятельности;
  • использование в образовательном процессе возможностей партнеров — вузов, исследовательских институтов, отдельных специалистов;
  • использование максимального разнообразия форм образовательной деятельности, в том числе на базе других организаций;
  • построение индивидуальной образовательной траектории для каждого учащегося за счёт большого количества курсов и модулей по выбору, использования элективных курсов, выполнения индивидуальных исследовательских и проектных работ;
  • использование каникулярного времени для проведения полевых практик и исследовательских экспедиций, что даёт учащимся возможность определить направление углубления своего образования на ближайший учебный год, облегчает выбор предметной области и темы работы, необходимых элективных курсов;
  • реализация исследовательского подхода на всех этапах образовательного процесса (базовый и школьный компонент основного образования, дополнительное образование).

При разработке плана рекомендуется:

  • вводить элементы исследования и проектирования в традиционно существующие в школе формы организации образовательной деятельности (экскурсии, дебаты и др.);
  • широко использовать выездные формы образовательной деятельности (экскурсии, экспедиции, лагеря и др.);
  • целенаправленно планировать участие во внешних конференциях и конкурсах разного уровня;
  • планировать проекты, включающие учащихся разного возраста (включение в проекты разных классов);
  • планировать общешкольные конкурсы и конференции, на основе которых складывается система внутришкольной промежуточной и итоговой аттестаций учащихся по исследовательской и проектной деятельности.

При этом основой плана должны быть образовательные программы различного вида, использующие элементы исследования или проектирования, интегрированные с помощью проектов и мероприятий различного характера (конференции, недели науки, экспедиции, экскурсии, встречи с учеными и т. д.).

Задача организации качественной школьной научно-практической конференции в каждой школе в ближайшее время станет весьма актуальной. Это связано с тем, что учебный план старшей школы в соответствии с ФГОС полного среднего общего образования включает предмет "Индивидуальный проект" и учащиеся старшей ступени должны будут пройти по этому предмету итоговую аттестацию. Необходимость экспертного характера оценки исследовательских и проектных работ определяет форму такой аттестации в виде публичной презентации на школьной конференции. Поэтому организатору исследовательской деятельности в школе необходимо освоить методику проведения подобных мероприятий.

Вместе с тем конференция несет функцию главного презентационного мероприятия всей программы развития проектно-исследовательской деятельности в школе, "точки сборки" отдельных направлений. На ней подводятся итоги работы за год, определяются достижения, фиксируются проблемы и пути их преодоления. Поэтому при реализации годового плана работы конференции нужно уделить первостепенное внимание.

При этом для повышения прозрачности экспертизы приветствуется проведение межшкольных конференций, когда в них участвуют учащиеся сразу нескольких школ.

Чем определяется качество конференции, ее востребованность, польза для учащихся и педагогов?

Главным показателем качества конференции является ее уровень.

Уровень конференции определяется:

  • качеством нормативной базы конференции;
  • наличием концепции, поддерживающей определенную профессиональную традицию (отражается в Положении);
  • наличием регламента проведения экспертной процедуры (включая заранее известные критерии экспертизы);
  • профессиональной квалификацией экспертов;
  • информационным обеспечением, наличием информационной базы данных;
  • наличием аналитических материалов по практике работы и тенденциям, ориентирующим участников в поле проблематик конференции;
  • характером связи с вузами и научными учреждениями.

 

Положение — главный нормативный документ конференции. Положение разрабатывается и утверждается в соответствии со статусом конференции (приказом по школе, по местному органу управления образованиям и т. д.) и публикуется заблаговременно.

Положение, как правило, содержит следующие разделы:

  • общие положения (концепция, направленность конференции, цели и задачи);
  • учредители и управление проведением конференции (организация, ответственность, порядок формирования состава экспертов);
  • участники (кто может участвовать и как заявиться на участие);
  • требования к представляемым на конференцию работам (характер, структура, объем, форма представления и др.);
  • порядок рассмотрения работ (включая критерии оценки, номинации, сроки и др.);
  • подведение итогов (сроки, форма, учрежденные дипломы, публикация результатов).

Положение — официальный документ, он должен давать исчерпывающую информацию о конференции для каждого участника. Как у любого официального документа, у него "сухой", формальный стиль, который нередко нуждается в расшифровке, пояснениях. Такие рекомендации уважающий себя оргкомитет конференции должен разработать.

Общие положения. Главная задача этого раздела — донести информацию о том, зачем организаторы проводят конференцию. Большинство участников этот раздел не читают, считая, что в нем прописываются положения, не имеющие отношения к реальной работе. Но когда возникают конкретные практические вопросы о порядке судейства, критериях, без ссылки на концепцию не обойтись.

Какие цели и задачи могут быть поставлены?

Конференции могут иметь следующие базовые цели:

  • выявление и отбор лучших работ — интеллектуальное соревнование, главная задача — выявление наиболее качественных работ учащихся, организаторов интересуют только лучшие работы;
  • форма образовательной работы — индивидуальная работа с авторами и руководителями с целью дальнейшего совершенствования их деятельности, организаторы рецензируют и консультируют авторов и руководителей всех представленных работ;
  • популяризация науки, какой-то ее области, направления техники — в этом случае предусматривается просветительская программа (лекции, экскурсии и т. д.).

После цели обычно формулируются задачи. В задачах, в соответствии с целью, определяется, что конкретно и в каком направлении будет делаться. Задачи конференции должны быть конкретизированы для всех, кто в ней участвует:

  • для учащихся (повышение качества образования, выявления лучших работ и т. д.);
  • для учителей (повышение мастерства, овладение эффективными способами обучения, обмен опытом и т. д.);
  • для учреждения (повышение статуса, повышение известности авторской концепции);
  • для образовательной системы (развитие новых образовательных технологий, развитие связей, сетей и т. д.);
  • для общества в целом (поддержка определенной культурной традиции).

Должна быть четко определена предметно-тематическая или философская направленность мероприятия:

  • определяется перечень направлений, секций;
  • междисциплинарная — определяется научно-философская направленность, без конкретного рубрикатора по темам.

Попросту говоря в задачах пишется, что конкретно вы будете делать для достижения той самой, главной цели, какие средства и методы будете применять, кого привлекать к работе.

Участники конференции. Необходимо четко обозначить, кто может принять участие в конференции. Если этого не сделать, то на конференции могут оказаться авторы, с которыми Ваши эксперты не могут работать (например, на конференцию по физике для старшеклассников в вузе придет первоклассник, или на конференцию по экологии представят серию картин "Мой любимый пруд"), или вместо школьника докладывать очень интересную работу приедет бородатый дядя.

Должны быть определены: ограничения по возрасту, от чьего имени подается заявка, могут ли подаваться коллективные проекты, в каких образовательных учреждениях могут обучаться авторы, обязательно ли должен быть руководитель работы и каким требованиям он должен удовлетворять и т. д.

Важным разделом Положения является раздел, в котором перечисляются требования к работам.

Необходимо четко и предельно подробно описать, что принимается на конференцию. Несоблюдение этого требования может привести к тому, что вам привезут макет, который не пролезает в дверь, и вы же окажетесь виноваты, что дверь слишком узкая.

В качестве представляемых на конференцию могут фигурировать проектные разработки, исследовательские работы, реферативные работы, компьютерные презентации, стендовые сообщения и т. д. В каждом случае необходимо определить требования к их структуре, объему, характеру, оформлению.

Необходимо определить и технические моменты, без соблюдения которых работа не рассматривается, какой бы гениальной она ни была, например: носитель (бумажный, электронный); объем (в страницах или знаках); форма сопроводительного письма (заявки); куда, каким образом и в какие сроки сдавать работу; порядок подачи заявок (подает конкретный учащийся, учреждение, орган управления образованием и т. д.); наличие квалификационных требований (например, диплом конференции более низкого уровня) и т. д. Лучше всего разработать формы бланков, заявок, анкет, которые давать в качестве приложений к Положению.

Следующий вопрос — один из самых важных — регламент экспертизы и критерии оценки представляемых работ.

Критерии экспертизы ученических работ на конкурсах и конференциях являются важнейшими ориентирами при планировании и выполнении проектно-исследовательских работ учащихся. Они являются отражением главной цели педагогического коллектива, которая ставится при введении этого типа творческой деятельности в образовательный процесс. Так, в профильном обучении выполнение проектно-исследовательских работ может быть направлено на профессиональную ориентацию и предпрофессиональную подготовку учащихся. В дополнительном образовании главной задачей является развитие учащихся (что понимать под параметрами развития необходимо обсуждать отдельно) средствами проектно-исследовательской деятельности на предметном материале различных наук.

Результативность выполнения проектно-исследовательской работы можно зафиксировать двумя следующими разными способами:

  • формальный — выполненное исследование (представленное в виде текста работы, доклада, презентации);
  • неформальный — становление субъектной позиции учащихся на основе развития исследовательских способностей.

Исходя из этого, можно рекомендовать следующие важнейшие (по смыслу) принципы экспертизы работ:

  • владение "цепочкой" самостоятельных действий от выделения проблемы и формулировки замысла до результата и его представления;
  • видение выполняемой работы в более широком предметном контексте (как теоретического материала, так и методики практической работы и обоснованности ее применения; адекватности и уместности интерпретации и практических применений результатов работы)
  • наличие "авторской позиции" — собственного отношения к работе и ее результатам;
  • восприятие культуры исследовательской деятельности в избранной предметно-тематической области;
  • уровень коммуникативной культуры при выполнении и представлении работы (ссылки на источники, благодарности коллегам, качество и доступность представления результатов для экспертов и сверстников).

Заметим, что указанные принципы не являются "критериями прямого действия" — это ориентиры, которые должны учитываться при разработке конкретных критериев оценки ученических работ — тех критериев, по которым экспертами может быть проставлена "оценка в баллах".

При этом критерии оценки и регламент экспертизы должны быть известны участникам и их руководителям заранее, с тем, чтобы они имели возможность спланировать представление работы с учетом этих требований.

На конференции может быть предусмотрено предварительное рассмотрение, по итогам которого формируется состав участников.

В целом типы рассмотрения работ можно разделить на следующие:

  • предварительного рассмотрения нет, участвуют все заявившиеся, которые приносят тексты работ непосредственно на конференцию, эксперты делают заключение по итогам прослушивания доклада и знакомства с его письменной версией во время доклада;
  • в конференции участвуют все заявившиеся, работы принимаются заранее, эксперты знакомятся с текстами заблаговременно, есть возможность изменить секцию или форму презентации работы;
  • на конференцию приглашаются авторы по результатам предварительного рассмотрения работ экспертной комиссией, рассмотрение закрытое, результаты не комментируются;
  • на конференцию приглашаются авторы по результатам предварительного рецензирования работ, рецензии с комментариями предоставляются авторам, в критериях прописана возможность корректировки работы с учетом замечаний рецензента.

Наиболее очевиден образовательный результат конференции в последнем случае.

В рамках конференции могут быть следующие формы рассмотрения работ (которые отражаются в Положении):

  • "докладная" форма — поочередное прослушивание авторов с соблюдением установленного регламента.
  • "выставка" или стендовая форма — автор подготавливает стенд с отражением основных этапов работы и поочередно беседует с разными экспертами;
  • представление компьютерных презентаций (очное или заочное).

На конференции обязательно должны быть прописаны требования и рекомендации по презентации работ.

Наиболее распространенной в современном научном мире является стендовая форма презентации работ. Она дает возможность всем авторам представить свои результаты на равноправной основе, а всем желающим не прослушивать всю программу работы секций, а выбрать интересующие их работы и подробно расспросить авторов об их сути.

В настоящее время принято по каждой работе делать вариант ее представления в виде компьютерной презентации. Это отдельный жанр, презентация может дополнять стендовое представление (не заменяя его), может сопровождать устный доклад.

В положении обязательно отражаются критерии оценки работ, на которые авторы могут ориентироваться при подготовке. Для экспертов эти критерии могут быть более развернутыми, советуем разработать для них специальные рекомендации по оценке работ. Необходимо отметить, процедура экспертизы предполагает в том числе выявление и фиксацию значимых с точки зрения эксперта сторон работы, не подпадающих по тем или иным причинам под критерии (и в этом принципиальное отличие экспертизы от оценки). Поэтому бывает, что при подведении итогов работы комиссии — при развернутом коллегиальном обсуждении — результаты не вполне согласуются со средним, просчитанным по экспертным листам, баллам. Если при этом комиссия руководствуется приоритетной целью конференции, а решение принимается консенсусом или подавляющим большинством голосов экспертов — такой порядок подведения итогов можно только приветствовать.

В Положении отражается характер принимаемых работ (по каждому типу работ необходимы свои критерии экспертизы):

  • исследовательская;
  • проектная;
  • реферативная;
  • работает с творческими работами разных типов.

В некоторых Положениях об ученических конференциях критерии оценки работ отсутствуют вообще. Это является, может быть, самым печальным фактом в движении исследовательских конкурсов и конференций и мы советуем Вам не попадать в ситуацию неопределенности при оценке работ и прописывать критерии заранее и очень ответственно.

Учредители и управление проведением конференции

Учредителями являются те организации, которые официально согласуют положение о конференции. Названия организаций-учредителей печатаются в "шапке" всех нормативных документов конференции.

Советуем пригласить в состав организаций-учредителей Ваших партнеров, сотрудники которых принимают участие в экспертизе, возможно — спонсоров, если такие есть.

Учредителями определяется статус конференции. Типична ошибка, когда на конференцию приезжает представитель, например, Беларуси и после этого организаторы именуют конференцию как "Международная". На самом деле правильно — "с международным участием". Официально статусы присваиваются международными и государственными органами и организациями.

Так, если Положение официально согласовано в ЮНЕСКО то конференция имеет статус Международной, если в Минобрнауки — Всероссийской, если в Департаменте образования города Москвы — Московской городской и т. д.

Подведение итогов (сроки, форма, учрежденные дипломы, публикация результатов).

Из этого пункта должно четко явствовать, какие именно дипломы и каких градаций получают участники, публикуются ли и где работы (тезисы), чем еще, помимо дипломов, награждаются авторы лучших работ.

Нередко бывает так, что организаторы конференцию закончили, наградили дипломами участников — и занялись другими насущными делами. Проходит год, и оказывается, что все ошибки, допущенные оргкомитетом на прошлогодней конференции, повторились. Для того, чтобы конференция развивалась, необходим самоанализ ее проведения, критическая оценка, само- и внешняя экспертиза.

И еще несколько советов, которые, безусловно, пригодятся Вам при организации и проведении конференции.

Что еще нужно разработать перед началом конференции?

Выше мы подробно остановились на разработке Положения о конференции. Но Положение — документ, который пишется достаточно специальным языком и прочитывается небольшим кругом заинтересованных лиц. Остальные — родители, большинство экспертов — Положение не читают. Среди посетителей конференции могут быть самые разные люди — учителя из других школ, ученые, родители, корреспонденты, банкиры… Эти люди "вращаются" совсем в других кругах, разговаривают на другом языке, им нужно достаточно подробно объяснять, куда они попали. Для того, чтобы общественность знала о конференции, о ее целях и задачах, пишут специальный популярный пресс-релиз, который желательно опубликовать в СМИ, распространить среди партнеров.

Какая информация должна содержаться в пресс-релизе конференции?

  • кто проводит конференцию
  • кто учредители
  • когда она была основана и кем
  • кто участники конференции и какие к ним предъявляются требования
  • какова программа конференции
  • примеры представленных на конференцию работ
  • кто является экспертами конференции
  • чем награждаются победители
  • кто является спонсорами конференции

Кроме того, рекомендуется разработать специальные рекомендации (написанные понятным, популярным языком) для экспертов, руководителей работ, учащихся. При этом для каждой категории читателей рекомендации будут свои и используемый в них язык также будет разным.

Следующий вопрос: как создать "среду" конференции — комфортную для участников, развивающую, ориентированную на познание и встречу друг с другом ребят из разных регионов, ученых-экспертов, руководителей работ? С нашей точки зрения, главное, если на конференции произойдет эпохальная встреча школьника с ученым, экспертом — встреча, которая определит желания школьника, уровень притязаний, нравственный выбор в жизни. Для этого эксперт должен быть соответствующим образом подготовлен, а в программе конференции должны быть предусмотрены подпрограммы, обеспечивающие создание особой инициирующей среды такие, как лекции крупных ученых, посещение музеев науки, психологические программы-тренинги на знакомство и взаимодействие участников друг с другом, семинары руководителей по обмену опытом и освоению технологии руководства исследовательскими работами школьников.

По каким параметрам можно определить уровень (качество) конференции? С олимпиадами все понятно — в рамках каждой предметной олимпиады существует несколько уровней (районный, областной, региональный), победители олимпиады более низкого уровня получает право участвовать в следующем круге; олимпиады более высокого уровня располагают более квалифицированными составителями заданий и экспертами. В системе конференций это не так: как правило, участие в них прямое (т. е. каждый школьник может напрямую подать свою работу), квалификация жюри зависит от возможностей и связей Оргкомитета, статус диплома победителя (лауреата) не определен. В этих условиях каждый сам оценивает качество конференции — руководствуясь заявленным составом экспертов, рекомендациями знакомых.

Как систематизировать информацию по конференции? Для небольших конференций эта проблема не так актуальна, но если количество рассматриваемых работ превышает сотню, становится очень трудно удержать в голове всю информацию о них. При этом, если конференция уже пользуется авторитетом, то информацию о ней начинают запрашивать с самых разных сторон — органы управления образованием, газеты, общественные организации и т. д. Представьте себе: Вы — организатор конференции, самое жаркое время — идет экспертиза работ, масса организационных проблем, а тут к вам приходят корреспонденты, представители вышестоящих органов и запрашивают самую разнообразную информацию. В этих условиях без централизованного банка данных в электронном виде не обойтись.

 

Литература:

 

  1. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Учащиеся как исследователи (как эффективно руководить исследовательской работой школьников?) // Москва, 2007
  2. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. Под ред. А.В.Леонтовича. М., «ВАКО», 2014. 160 с.
  3. Леонтович А.В. Истоки и социальные смыслы дополнительного (внешкольного) образования: российская модель // Народное образование, 2014 г., № 3, с. 102-109.

 

Формы реализации исследовательской и проектной деятельности

Формы реализации исследовательской и проектной деятельности

При разработке плана рекомендуется: вводить элементы исследования и проектирования в традиционно существующие в школе формы организации образовательной деятельности (экскурсии, дебаты и др

При разработке плана рекомендуется: вводить элементы исследования и проектирования в традиционно существующие в школе формы организации образовательной деятельности (экскурсии, дебаты и др

Положение — главный нормативный документ конференции

Положение — главный нормативный документ конференции

Попросту говоря в задачах пишется, что конкретно вы будете делать для достижения той самой, главной цели, какие средства и методы будете применять, кого привлекать к…

Попросту говоря в задачах пишется, что конкретно вы будете делать для достижения той самой, главной цели, какие средства и методы будете применять, кого привлекать к…

Заметим, что указанные принципы не являются "критериями прямого действия" — это ориентиры, которые должны учитываться при разработке конкретных критериев оценки ученических работ — тех критериев,…

Заметим, что указанные принципы не являются "критериями прямого действия" — это ориентиры, которые должны учитываться при разработке конкретных критериев оценки ученических работ — тех критериев,…

В настоящее время принято по каждой работе делать вариант ее представления в виде компьютерной презентации

В настоящее время принято по каждой работе делать вариант ее представления в виде компьютерной презентации

Что еще нужно разработать перед началом конференции?

Что еще нужно разработать перед началом конференции?

В этих условиях без централизованного банка данных в электронном виде не обойтись

В этих условиях без централизованного банка данных в электронном виде не обойтись
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.08.2020