Исследовательская работа "Роль поэзии в годы ВОВ"

  • docx
  • 13.05.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала «Роль поэзии в годы Великой Отечественной войны».docx

Конкурс исследовательских работ учащихся

VIII районной конференции школьников

«Шаг в науку. Северский трамплин - 2023»



 

 

 

 

 

 

 

Направление: литература

Тема: «Роль поэзии в годы Великой Отечественной войны»

Ибрагимова Айша Курбановна

7а класса

МОУ СОШ № 5 имени Героя Советского Союза А.В.Зацепина

alexandroo_s5@bk.ru

 





 

 

 

                                                                            Научный руководитель:                                                                                                                                        

                                                                            Скворцова С.В.,

                                                                            учитель начальных классов,

                                                                            Высшая квалификационная

                                                                            категория

 

 

2023 уч.год.

 

Оглавление

1.Введение……….……………………………………………………………3

1.                           Основная часть.

Глава 1. Роль поэзии в годы войны………………………………………….5

Глава 2. Результаты соцопроса……………………………………………..14

1.                           Заключение………………………..…………..……………………16

2.                           Библиография……………………………………………….……...17

3.                           Приложение1(анкета)……………………………………………..18

















 

 

 







Введение

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова –
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
А.Ахматова

      С каждым годом мы все дальше и дальше уходим мы от военной поры. Все меньше становится очевидцев Великой Отечественной войны, из уст которых мы и будущие поколения могут услышать правду о тех грозных событиях. Но мы должны понимать, что живы как нация, пока жива наша память, пока мы хотим, чтобы наша память была жива. Наш долг – сохранить и передать память о том времени, о тех, кто ковал победу, об их стойкости, мужестве и беззаветной любви к своему Отечеству следующим поколениям. И главное - не только помнить, но и быть достойными их подвига, не допустить повторения войны. Именно об этом мечтали бойцы Великой Отечественной войны. Именно об этом говорит вся литература военных лет.

Реальность показывает, что события Великой Отечественной Войны в отдельных странах подвергаются переоценке. В свете этого, чтобы дать объективную и правдивую оценку тем страшным событиям, в период подготовки к празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне тема проекта мне представляется особенно актуальной. В качестве материала для исследования я выбрала поэзию как самый оперативный и популярный литературный жанр военных лет, потому что именно поэтическое слово берет за душу и помогает эмоционально воспринять исторические факты. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.

Повествуя о прошлом, произведения военной тематики служат настоящему и будущему: это предостережение поджигателям новой войны, немеркнущий урок патриотизма, героизма, мужества. Таким образом, обращение к теме Великой Отечественной войны обусловлено как исторической важностью самих военных событий, так и запросами современной жизни.

Художественная литература стала хранителем памяти поколений. Более тысячи писателей ушли на фронт. По горячим следам войны создавали свои произведения поэты и прозаики, надевшие военную форму.
Они почувствовали себя призванными поддерживать

·                               высокий патриотический подъем на фронте и в тылу;

·                               уверенность в победе;

·                               стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний.

Цель проекта: изучить поэзию 1941-1945 годов, показать, что поэзия как самый оперативный жанр соединила высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями и стала одним из решающих факторов победы в Великой Отечественной войне.

С намеченной целью связаны и задачи исследования:

- отобрать историко-литературный, иллюстративный материал, посвященный вехам войны;

-изучить т отобранный историко-литературный материал;

-выявить основные мотивы поэзии военных лет, определить их роль в поддержании морального и боевого духа народа;

-разработать вопросы для соцопроса, отражающие актуальность темы и провести опрос среди учащихся среднего и старшего звена.

Объект исследования - произведения русских поэтов - фронтовиков о войне

Гипотеза: поэзия периода Великой Отечественной войны отразила надежды и чаяния народа в годы испытаний и стала неотъемлемой частью поддержки боевого и патриотического духа советского народа.

Методы работы: поисковый и практический (сбор и обработка информации и ее структурирование относительно заявленной теме, выступление на школьной научно-практической и городской читательской конференции).

Работа над созданием этого сборника шла в несколько этапов. В ходе работы над проектом я:

- разработала вопросы для соцопроса, отражающие актуальность темы и провела опрос среди учащихся среднего и старшего звена;

-посетила библиотеку, сайты интернета и отобрала необходимый историко-литературный материал;

-проанализировала стихотворения советских поэтов, написанные в разные годы войны.

На всю информацию, которую мы использовали в нашей работе, указаны ссылки в библиографическом списке.

Для работы над оформлением использовали интернет - ресурсы.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы как на уроках литературы в старших классах, так и для работы школьных факультативов и литературных кружков.

Основная часть

Глава 1. Роль поэзии в годы войны

Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Говорят, что, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. Пушечная канонада не могла заглушить его. И никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели.

Невозможно в рамках одного проекта дать анализ всей военной литературы. Но мне очень хотелось понять, что двигало тогда людьми, чем объяснить тот массовый подвиг, который, возможно, и стал одним из решающих факторов в исходе войны, что испытывали простые русские солдаты, сидя в окопах и вспоминая своих родных и близких, ради защиты которых они готовы были отдать свои жизни… И поэзия военных лет как отражение самых глубинных, искренних чувств авторов-фронтовиков – это самый достоверный и богатый по содержанию материал, который, возможно, мы, поколение мирных лет, никогда до конца не сможем постигнуть.

В первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый советский писатель готов все свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданны. С самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись. Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом и боль отступления, и радость побед. Георгий Суворов, писатель-фронтовик, погибший незадолго до победы, писал: «Свой добрый век мы прожили как люди. И для людей». Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и... писали.

Русская литература периода Великой Отечественной войны стала литературой одной темы – темы войны и защиты Родины. Писатели чувствовали себя "окопными поэтами" (А. Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстого, была "голосом героической души народа" Лозунг "Все силы – на разгром врага!" непосредственно относился и к писателям. Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой.

В годы Великой Отечественной войны голос советской поэзии был голосом мужества народа, уверенного в неизбежной победе над фашизмом. Война в корне меняла жизнь всей страны и каждого человека в отдельности. Поэзия немало сделала для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить у людей чувство ответственности, понимание того, что от них, от каждого, именно от него – ни от кого другого, ни на кого нельзя переложить ответственность – зависит судьба народа и страны.

Перо было приравнено к штыку, поэзия надела военную шинель с первых дней войны. Поэт Алексей Сурков писал: «Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических произведений».

Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой.
Человеку было двадцать лет.
Над лесным ручьем он дал обет:
Беспощадно, яростно казнить
Тех убийц, что рвутся на восток.
Кто его посмеет обвинить.
Если будет он в бою жесток?

(А.Сурков)

Суровые строки Алексея Суркова подчёркивают, что Отечественная война с первых дней отличалась от каких бы то ни было иных войн глубиной всенародно-исторических бедствий и патриотического воодушевления. Об этом и стихи, которые стали песнями. Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, – «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача.

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идёт война народная,
Священная война!

Эта песня пробудила дух патриотизма, ее торжественные, исполненные энергии слова и музыка поднимали народ на защиту родины, война названа «народной» и «священной». Песня призывала каждого к ответственности за судьбу страны. И нетрудно заметить, какое сильное чувство праведной ненависти испытывает автор к фашистам.

Этот же мотив звучит и в поэзии другого поэта – Константина Симонова:

Ты, серый от пепла сожжённых селений,

Над жизнью навесивший тень своих крыл.

Ты думал, что мы поползём на коленях?

Не ужас, — а ярость ты в нас пробудил.

(«Горят города на пути этих полчищ…»)

А в другом стихотворении он призывает к беспощадной борьбе с врагами:

Если ты фашисту с ружьем
Не желаешь навек отдать
Дом, где жил ты, жену и мать,
Все, что родиной мы зовем,—
Знай: никто ее не спасет,
Если ты ее не спасешь;
Знай: никто его не убьет,
Если ты его не убьешь.
И пока его не убил,
Ты молчи о своей любви…

Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!

По собственному признанию, Константин Симонов написал стихотворение «Убей его!» за один день летом 1942 года, находясь на фронте — на Волге, «к которой подходили немцы».

Главный редактор газеты «Красная звезда» Давид Ортенберг так описывал появление стихотворения в редакции: «Мы ждали материалы от Симонова. Вот, наконец, доставили пакет. На конверте надпись: «Д. И. Ортенбергу. Лично. Срочно. От Симонова. Аллюр…», а за этим словом Симонов нарисовал, как это было принято в кавалерии для обозначения сверхсрочности, три креста! Раскрыл пакет, а там оказался не очерк — стихи «Убей его!». Не буду объяснять, как нужен был этот прямой публицистический призыв в тяжелые дни нашего отступления».

Это стихотворение отражает именно те чувства ненависти, ярости, неподдельного негодования, которые испытывал каждый советский человек с первых дней войны, видя на своей земле нечеловеческую жестокость фашисткой армады. Писатель Михаил Алексеев так говорил о роли данного произведения: «Мне, политруку миномётной роты, в самые тяжёлые дни Сталинградской битвы не нужно было без конца заклинать своих бойцов: «Ни шагу назад!» Мне достаточно было прочесть стихотворение Симонова «Убей его!» — стихотворение, появившееся как раз в ту пору. Свидетельствую: оно потрясло наши солдатские души».

А поэт Михаил Львов в своих воспоминаниях отмечает: «В 1944 году, на Сандомирском плацдарме, за Вислой, говорил мне мой друг-танкист о стихотворении Симонова «Убей его!»: «Я бы присвоил этому стихотворению звание Героя Советского Союза. Оно убило гитлеровцев больше, чем самый прославленный снайпер…»

Но после окончания войны Симонов отказался от названия «Убей его!» и при многочисленных републикациях стихотворения называл его по первой строке — «Если дорог тебе твой дом…» Давиду Ортенбергу он объяснял это следующим образом: «Тогда, в войну, кто бы ни прочитал заголовок, сразу понимал, что надо убивать гитлеровцев. А ныне такое название поставило бы читателя в недоумение: кого, мол, надо убивать? Пришлось бы ему прочитать стихотворение, а не у каждого бывает на это охота…»

Мужество и любовь неразделимы в сердце солдата, и наверно, поэтому симоновские стихи военных лет настолько проникают в душу, трогают сердце, что невозможно оставаться равнодушным, читая их.

Жди меня, и я вернусь. Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть желтые дожди,

Жди, когда снега метут, жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут, позабыв вчера…

Это стихотворение К.Симонова призывало вопреки всему надеяться и ждать. А фронтовику верить в то, что дома его очень ждут. Эта вера во многом будет питать и его мужество и стойкость. Произведение брало за живое верой в то, что встречи людей, тянущихся друг к другу, непременно произойдут. Оно давало надежду на скорую встречу. Его пересылали, переписывали, передавали с фронта домой и из тыла – на фронт. Оно как молитва, заговариванье судьбы, хрупкий мост между жизнью и смертью. В нем предсказано, что война будет долгой и жестокой, и угадано, что человек – сильнее войны. Если любит, если верит. «Жди меня» повторяли как заклинание тысячи мужчин и женщин. Верность в любви обретала роковую силу. Затертые листочки со строками «Жди меня» чаще всего находили среди вещей убитых.

Стихи Симонова,  Суркова, Исаковского учили воевать, преодолевать военные и тыловые тяготы: страх, смерть, голод, разруху. Более того, они помогали не только воевать, но и жить. Именно в суровую военную пору, точнее, в самые тяжелые первые месяцы военной страды созданы почти все поэтические шедевры Симонова: "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины... ", "Жди меня, и я вернусь", "Если бы нас своим могуществом... ", "Майор привез мальчишку на лафете... ". Человек, поставленный в исключительные обстоятельства, подвергающийся самым жестоким испытаниям, заново узнавал мир и от этого сам становился иным: сложнее, мужественнее, богаче социальными эмоциями, зорче и точнее в оценках, как движения истории, так и собственной личности. Война изменила людей. Они теперь иначе смотрят и на мир, и на себя. "Я – другой", "Я не тот, не тот, каким был в Москве до войны", – так утверждается в стихах К. Симонова ("Встреча на чужбине") 1945 года.

Война – это не только череда сражений и подвигов. Война – это, прежде всего, боль, страдание и смерть. Стихи, созданные в годы войны, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний. В них порой, даже резких, даже зовущих к мщению насильникам и обидчикам, властно звучит человеческое простое слово…

Эдуард Аркадьевич Асадов – из плеяды поэтов военного времени. Его пронзительное «Письмо с фронта» вобрало в себя все невысказанные слова вчерашних мальчишек тех трудных лет:

Мама! Тебе эти строки пишу я,

Тебе посылаю сыновний привет,

Тебя вспоминаю, такую родную,

Такую хорошую - слов даже нет!...

За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры -
Ты здесь, ты со мною, родная моя!

Это стихотворение написано в 1943 году. Его автору в эту пору 20 лет, и он добровольцем ушел на Великую Отечественную войну. Совсем немного оставалось до ранения, ослепившего его до конца жизни.

Говорят, «у войны не женское лицо». Но война заставила надеть солдатские сапоги и стать на защиту своей Родины и девушек – поэтесс. Анна Андреевна Ахматова. Война застала ее в Ленинграде. По распоряжению властей ее эвакуировали из Ленинграда еще до первой блокадной зимы. Два с половиной года она проведёт в Ташкенте. В Ленинград она вернулась в 1944 году. В первые месяцы Великой Отечественной войны Ахматова пишет много стихов. Лирика Анны Ахматовой, чья жизнь была полна трагедий лихолетья, наглядно передает нам ощущение того времени. Лирическая героиня поэтессы — это и страстный патриот своей родины, и страдающая мать, и волевая женщина, сумевшая вынести на своих плечах невзгоды времени. В эти годы на всю страну прозвучало стихотворение А.А.Ахматовой «Мужество».

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

В стихотворении поэтесса обращается к обездоленным, голодным и уставшим людям, которые, тем не менее, не сломались под тяжестью военного бремени

В дни блокады передачи на радио готовили журналисты и писатели. Ленинградцы не выключали радио ни днем, ни ночью. Из-за недостатка электроэнергии оно не говорило, а шептало. Но даже если только стучал метроном – и то было легче. У блокадного Ленинграда была своя муза Сострадания и Надежды, и она разговаривала с блокадниками стихами. С поэтессой Ольгой Берггольц…

Мадонной блокадного Ленинграда назвали Ольгу Берггольц. В годы блокады 1941-1943 годов Ольга Берггольц находилась в осажденном фашистами Ленинграде. В ноябре 1941 ее с тяжело больным мужем должны были эвакуировать из Ленинграда, но Николай Степанович Молчанов умер, и Ольга Федоровна осталась в городе.

О друг, я не думала, что тишина
Страшнее всего, что оставит война.

Так тихо, так тихо, что мысль о войне
Как вопль, как рыдание в тишине.

В блокаду Ольга Берггольц работала на ленинградском радио. Очень скоро ее тихий голос стал голосом самого города, а сама Ольга Федоровна из малоизвестного автора детских стихов и книжек превратилась в поэта, олицетворявшего стойкость ленинградцев. Позднее эти радиопередачи вошли в книгу Ольги Берггольц «Говорит Ленинград». Ольга Берггольц была не просто поэтом: она стала голосом блокадного Лениграда, духовным символом Победы. Потерявшая близких, еле живая женщина не только держалась сама, но и поддерживала город словами мужества и надежды, выступая на радио, на заводах, в воинских частях. Это означало, что город жив, что сердце его бьется.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
И если завтра будут баррикады-
Мы не покинем наших баррикад…
И женщины с бойцами встанут рядом,
И дети нам патроны поднесут,
И надо всеми нами зацветут
Старинные знамена Петрограда.

          Геннадий Семёнович Фатеев родился 1934 году в селе Красногвардейском Ставропольского края. В школу пошёл в 1941 году. Пережил немецкую оккупацию. Многие его стихи, песни, прозаические произведения связаны с военно - патриотической тематикой. Первые стихи написал в седьмом классе. Был членом Союза писателей. Награждён орденом Дружбы.

      Книги на военную тему: «Бункер Гитлера», «Рейхстаг», «Трактора и танки» посвящены защитникам Отечества.. Много лет работал в краевых газете «Ставропольская правда», руководил краевой журналистской организацией, сотрудничал в книжном издательстве. В 1991 – 1992 годах возглавлял краевую писательскую организацию.

    Ведущая тема военной лирики – тема памяти. Бережно хранил память о родных, близких, погибших в минувшую войну:

Лежат в горах защитники Кавказа, 
Погибшие когда-то на войне. 
Они лежат. И все лицом на запад, 
Положенных наград не получив. 
От тишины оглохли, не от залпов, 
Грузины, белорусы, москвичи. 
A где-то мамы берегут записки, 
A где-то мамы вечно ждать должны. 
Вершины гор стоят, как обелиски, 
Над павшими героями страны. 

   Часто в лирике Г. Фатеева память обретает образ памятника. Обычно поэт указывает место, где сооружен памятник : село Красногвардейское, Кисловодск, Мамаев курган, Памятник – это нередко обелиск, братская могила. Иногда он принимает более конкретный внешний облик – Матери-Родины («Мамаев курган»), матери, провожающей трех журавлей («Летят над Кисловодском журавли»)

     В Кисловодске Памятник «Журавли» находится недалеко от Свято-Никольского собора, в Кольцовском сквере. Памятник был установлен в честь жителей Кисловодска, ушедших в годы Великой Отечественной войны на фронт. Многие из них не вернулись домой… Именно из этого сквера солдаты отправлялись на вокзал, поэтому здесь и решено было соорудить памятник. Авторами монумента являются скульпторы братья Роберманы, архитектор – К.И. Валяровский.

Над Кисловодском осень листья трогает,

А в небе, над просторами Земли,

Скликаясь перед дальнею дорогою,

Собрались на поверку журавли

Звучит под солнцем песня журавлиная.

Смыкая строй, плывут за рядом ряд.

И лишь три гордых птицы над долиною

Навстречу стае больше не взлетят.

Они на память городу останутся

Волнующею повестью войны.

Пусть этой болью вечно сердце ранится,

Мы забывать о павших не должны.

Над Кисловодском осень листья трогает.

И в память тех, что в смертный бой

ушли,

Над синими кавказскими отрогами

Летят, не улетают журавли.

   Книга Александра Екимцева называется «Фронт над облаками» . Сборник стихотворений ставропольского поэта о войне. Издан в 1975 году. Состоит из двух частей: « Фронт над облаками» и «Брянский лес.»

Зимней, летней ли порою,

Каждый день и каждый час

Помнит Родина героев,

Павших, в битве за Кавказ.

Тех, кто пал в его просторах,

Средь его крутых вершин.

Кто в горах стоял, как горы,

Как они – несокрушим.


Кто в морозы и в метели

В поднебесной высоте

Мерз, проваливался в щели

В непроглядной темноте.

В поднебесной выси дрался,

Защищал наш отчий дом.

Кто в горах навек остался-

В Мавзолее ледяном.

     Душевная близость с народом является самой примечательной и исключительной особенностью лирики 1941 -1945 гг. Гром, грянувший 22 июня, сместил ось лирической поэзии, изменил поэтический угол зрения на войну. «Да, война не такая, какой мы писали её,- это горькая штука»,- признается Константин Симонов. Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумья о судьбе народа – вот основные мотивы, вокруг которых бьется теперь поэтическая мысль. Поэзия 1941 – 1945гг. необыкновенно быстро нашла свое место в строю и широко и полно отразила сложное и многогранное отношение народа к войне. В стихах Николая Тихонова, Алексея Суркова, Михаила Исаковского, Александра Твардовского, Николая Асеева, Александра Прокофьева, Дмитрия Кедрина, Сергея Щипачева, Ильи Сельвинского и других поэтов слышится и тревога за Отечество, и беспощадная ненависть к агрессорам, и горечь невозвратимых утрат, и отчетливое осознание жестокости войны…

Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть.

Потрясения войны родили целое поколение молодых поэтов, которое потом назвали фронтовым, имена их теперь широко известны: Сергей Наровчатов, Михаил Луконин, Михаил Львов, Александр Межиров, Юлия Друнина, Сергей Орлов, Борис Слуцкий, Давид Самойлов, Евгений Винокуров, Константин Вашенкин, Григорий Поженян, Булат Окуджава, Николай Панченко, Анна Ахматова, Муса Джалиль, Петрусь Бровка и многие другие. Стихи, созданные в годы войны, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний. В них порой, даже резких, даже зовущих к мщению насильникам и обидчикам, властно звучит гуманистическое начало. Все виды поэтического оружия: и пламенная призывная публицистика, и задушевная лирика солдатского сердца, и едкая сатира, и большие формы лирической и лирико-эпической поэмы – нашли свое выражение в коллективном опыте военных лет. Поэтическая летопись Великой Отечественной войны, начатая в июне 1941 года – это летопись нравственного возмужания советского человека. Ярость и гнев ведут слова поэтов, когда они обличают фашизм. В прямом изображении раскрывалась история борьбы с нацизмом, воссоздавался героически облик тех, кто не отступал перед этой силой.

В годы Великой Отечественной войны и в первое десятилетие после ее создавались и такие произведения, в которых главное внимание обращалось на судьбу человека на войне.

Литература Великой Отечественной Войны – несомненно, один из важнейших пластов в составе русской литературы. Продиктованные болью, гневом и скорбью, радостью победы и горечью потерь, ее произведения представляют собой огромную ценность в ряду иных.

          Поэзия военных лет не знает старости. Это бессмертная песнь, воспетая героям войны, Дню Победы!!! Так хочется, чтобы звучала она в сердцах наших и наших потомков, никогда не забываясь. Она не может быть забыта, так как «предавать забвению добытое кровью» мы не имеем права.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Результаты социального опроса

Работа над созданием этого проекта шла в несколько этапов. На подготовительном этапе проводился соцопрос (Приложение 1).

Цель анкетирования: стимулирование интереса к изучению лите­ратуры и истории о Великой Отечественной войне.

Исходили мы из того, что книги о Великой Отечественной войне - могучий инструмент для воздействия на чувства читателя, они спо­собны оказывать существенное воздействие на духовно-нравственное и общественно-патриотическое становление личности.

В анкетировании приняли участие 45 респондента в возрасте от 13 до 17 лет (12 мальчиков и 20 девочек). Опрашиваемые составили две возрастные группы:

1  – учащиеся 7 класса – 19 человек;

2 - учащиеся 9-10 классов – 26 человек.

Нам было интересно узнать, что дети и подростки знают и ду­мают об этой страшной войне, как к ней относятся.

Анализ анкетирования показал, что при ответе на во­прос «От кого вы впервые узнали о Великой Отечественной войне?» наи­большая часть респондентов в качестве источников информации на­звала своих дедушек, бабушек, родителей В первой возрастной группе этот показатель составил 14 чел, во второй – 17 чел. Некоторые назвали в качестве источника информации назвали учителей в школе, художествен­ные фильмы и литературу.

Полученные сведения позволяют предположить, что в большинстве случаев интерес к героической истории страны прививается именно в семье.

Отвечая на вопрос «С творчеством каких поэтов периода Великой Отечественной войны вы знакомы?», практически все учащиеся 6 класса отметили К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова – именно с их творчеством они знакомились на уроках литературы. Ученики 9-10 классов знакомы с творчеством К.Симонова (17 чел.). Учащиеся 9-10 классов также отметили Э.Асадова (17 чел), Ю.Друнину (16 чел.) и О.Берггольц (11 чел.). Ответы показывают недостаточную информированность учащихся о литературе военного времени.

Если предыдущие два вопроса проясняют картину фактических знаний учащихся, то следующий вопрос «Что, по-вашему, больше влияет на осознание нынешним поколением масштабов жертв и потерь и роли советского народа во время войны?» направлен на выявление предпочтений подростков в выборе источников знаний. Здесь ответы распределились следующим образом:

-исторические факты, суровая статистика: 1 гр.-10чел (53%), 2гр. –16чел. (61%)

-художественная литература о Великой Отечественной войне: 1гр.- 8 чел. (42%), 2гр.-9 чел.(35%);

-художественные фильмы о войне: 1 гр.- 1чел. (5%), 2 гр.- 1 чел. (4%).

Ответы на этот вопрос показывают, что большинство детей предпочитают исторические и литературные источника информации.

Ответы на четвёртый вопрос «Какую роль играет военная литература?» показали, что большинство учащихся верно понимают воспитательную роль военной литературы в современном мире.

В целом, результаты анкетирования позволяют сделать вывод, что военная литература является мощным оружием не только во время войны. Она не теряет своей значимости и в наши дни, 0поскольку дает подросткам наглядное и более понятное представление о Великой Отечественной войне и имеет огромное идеологическое значение в рамках патриотического воспитания и верной оценки всемирно-исторического значения Победы в войне 1941-1945г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

        Данный проект имеет нравственное, патриотическое, практическое, интеллектуальное значение в воспитании не только учащихся, но и взрослых.

На основе проделанной работы можно сделать вывод, что я достигла цели, поставленной в начале проекта. В ходе работы над проектом я научилась отбирать, анализировать, структурировать, оформлять и представлять необходимый материал. Продуктом моего проекта стала электронная презентация литературного материала, которая по проведенному мониторингу имеет большую практическую значимость как для учащихся, так и для взрослых, дает возможность ощутить атмосферу того времени.

          Стихотворения о Великой Отечественной войне, рассказывая о грозных, трагических событиях, заставляют нас понять, какой дорогой ценой была завоевана победа. Они учат добру, человечности, справедливости.        Книги о войне — это нерукотворный памятник советским воинам, в жестокой схватке с врагом, победившим фашизм.

           Любовь к Отечеству и ненависть к врагу – это тот неиссякаемый и единственный источник, из которого черпала в годы Великой Отечественной войны свое вдохновение наша лирика.









 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

1.                           Поэты Великой Отечественной войны-FB.ru-fb.ru /article/84661/poetyi - velikoy - otechestvennoy-voynyi

2.                           Поэзия в Великой Отечественной войне - Литература. www.otvyna.ru/poezia.htm.

3.                           .Презентация «Поэты ВОВ» bigslide.ru /literatura/ 14636-poet-vov. html.

4.                           .Поэты и писатели о ВОВ sesii.net /literature/ 2973.

5.                           Поэзия периода Великой Отечественной войны. poezosfera.ru /poeziya-velikoi-otechestvennoy-2,html.

6.                           .Поиск поэтов по алфавиту.Информация о поэтах: биография Scanpoetry.ru /poets/.

7.                           Реферат: « Поэзия периода Великой Отечественной войны». www.bestreferat.ru/referat-206102,html.

8.                           http://wikipedia.ru

9.                           Разносторонняя информация о войне // http://velikvoy.narod.ru/

10.                      Песни военных лет// http://velikvoy.narod.ru/pesnya.htm

11.                      Личности// http://velikvoy.narod.ru/lichnost.htm

12.                      Фото Вадима Трунова// http://www.liveinternet.ru

13.                      Симонов К. Стихи. М., 2005

14.                      С.Кузьмин «Сроку давности не подлежит»

15.                      Сайты:

16.                      Песня Победы. Стихотворения. Издательство “Детская Литература”, 1985 г.

17.                      Михаил Дудин. Берегите Землю, берегите! Ленинград, “Детская литература”, 1985 г.

18.                      Сергей Алексеев. Великие битвы Великой Отечественной. Сталинградское сражение 1942–1943. Рассказы для детей. Москва, “Детская литература”, 2010 г.

19.                      Сергей Алексеев. Великие битвы Великой Отечественной. Подвиг Ленинграда 1941–1944. Рассказы для детей. Москва, “Детская литература”, 2010 г.

 

 

Приложение 1

Анкета

1) Сколько вам лет? 

                      

2) От кого вы впервые узнали о Великой Отечественной войне?

1.                           родители

2.                           бабушка (дедушка)

3.                           учителя в школе

4.                           воспитатели в детском саду

5.                           по художественным фильмам

6.                           из художественной литературе

 

3) С творчеством каких поэтов периода Великой Отечественной войны вы знакомы?

1.                           К.Симонов

2.                           Э.Асадов

3.                           Ю.Друнина

4.                           О.Берггольц

5.                           А.Сурков

6.                           А.Твардовский

7.                           никого из перечисленных не знаю.

 

4) Что, по-вашему, больше влияет на осознание нынешним поколением масштабов жертв и потерь и роли советского народа во время войны? 

1.                           исторические факты, суровая статистика;

2.                           художественная литература о Великой Отечественной войне;

3.                           художественные фильмы о войне.

 

5) Какую роль играет военная литература?

1.                           она важна была в годы войны, т.к. поддерживала боевой дух бойцов, вселяла веру в скорую победу, помогала выдержать тяготы войны;

2.                           она важна для современных людей, чтобы не повторить ошибок истории;

3.                           когда грохочут пушки, музы молчат, поэтому во время военных действий нет места лирике.