Муниципальное общеобразовательное учреждение
Песоченская средняя общеобразовательная школа
IX школьные ученические чтения
«Секреты памяти»
Выполнена обучающимся
3 класса Песоченской школы
Левченко Макаром Александровичем
Научный руководитель –
учитель начальных классов
МОУ Песоченской СОШ
Погодина Лариса Ивановна
Содержание
1. Введение……………………………………………..
2. Основная часть…………………………….
2.1 Что такое «память»?........................................
2.2 Виды памяти…………………………………..
2.3 Мое исследование…………………………..
3. Заключение…………………………
4. Список использованных источников литературы……………………….
5. Приложение…………………………..
«Что может быть важнее для мудреца, чем хорошая память?»
Галифакс Д.
1. Введение
Мы третьеклассники. Наше обучение проходит по нескольким предметам. На уроках нам приходиться запоминать большое количество информации. Многие ребята нашего класса испытывают при этом затруднения, жалуясь на плохую память, говоря, что у них «дырявая память», в которой ничего не откладывается. Действительно, от чего это зависит? Почему, когда идёт изучение нового материала, одни ученики запоминают учебную информацию легко и быстро, а другие испытывают трудности?
Мне захотелось разобраться влияет ли на это память и если да, то что можно сделать, чтобы её улучшить.
Я поставил перед собой цель: узнать, как можно больше о памяти, выяснить какая память у обучающихся в нашем классе, исследовать можно ли улучшить память.
Для реализации этой цели решались следующие задачи:
1. Узнать, что такое память.
2. Какие бывают виды памяти.
3. Провести исследование памяти одноклассников.
4. Выяснить, что помогает человеку лучше запоминать.
Методы исследования:
· анализ литературы;
· беседа (с родителями, учителем, школьным психологом)
· диагностика;
· работа в сети интернет.
Планируемый результат: на основе анализа проведенной диагностики, выяснить проблемы памяти у обучающихся нашего класса и подобрать специальные упражнения.
Предмет исследования: память одноклассников.
Объект исследования: обучающиеся 3 класса.
Актуальность проекта: в ходе исследования я узнал, что такое память, какие виды памяти выделяют. Память — это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей человека. Тренируя свою память, можно достичь больших успехов в учебе.
Гипотеза исследования: запоминание информации зависит от индивидуальных особенностей памяти каждого человека.
Практическая значимость и новизна работы в том, что мы получим материал для проведения внеклассных мероприятий и сможем познакомить учащихся начальной школы с играми и упражнениями на развитие памяти.
2. Основная часть
2.1 Что такое «память»?
Из толкового словаря русского языка С. Ожегова я узнал, что «память» — способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления и опыт (всё то, что человек испытал, пережил, услышал). Благодаря памяти люди могут сохранять и использовать накопленный ими опыт, знания, передавать их следующим поколениям.
Очень многое надо помнить всю жизнь. В первом классе нам объясняли, как пишутся буквы, мы это запомнили и не забудем уже никогда. Если бы не было памяти, мы бы никогда ничему не могли научиться.
Часто ребята интересуются, как улучшить свою память, чтобы быстрее учить уроки. Многим хочется вообще ничего не забывать. Но для человека это было бы очень плохо, потому что тогда память, словно туго набитый чемодан, перегружали бы всякие пустяки. Хорошая память - это не только умение запоминать то, что необходимо и интересно, но и способность забывать ненужное. Поэтому главное правило хорошего запоминания - думать!
Когда мы что-то хотим запомнить, то сначала мы это воспринимаем и фиксируем в своей памяти. Потом память долго сохраняет самое важное и нужное, а при необходимости мы вспоминаем, то есть извлекаем из «кладовой» нашей памяти то, что запомнили и сохранили. Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение того, что человек увидел, услышал, почувствовал, выучил.
2.2 Виды памяти
Выделяют три типа памяти:
- наглядно-образную память, которая помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет предметов и т.д.;
- словесно-логическую, при которой преимущественно запоминаются формулы, схемы, термины;
- эмоциональную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства.
Кроме того, существует еще разделение памяти на два вида в зависимости от длительности хранения информации:
- кратковременную память, когда материал запоминается быстро, но ненадолго;
- долговременную память, требующую больших усилий, но позволяющую сохранить информацию на многие годы.
Скорость заучивания у людей также разная. Есть быстро заучивающие и медленно заучивающие предлагаемый материал. Второй группе людей для запоминания такого же объема информации потребуется втрое больше времени, но помнят они значительно дольше.
Память разделяют еще на механическую и смысловую. Часть людей склонна к механическому заучиванию (зубрежке), а другая часть — к осмысленному запоминанию.
Следует помнить о том, что хорошо и надолго запоминается только то, что хорошо понято.
Иногда без всякого усилия, порой даже против воли человека, тот или иной материал «всплывает» в памяти. Возникает какой-то мотив песни, оживает картина какой-то автомобильной катастрофы. Такая память носит название непроизвольной. Произвольная память имеет место тогда, когда человек прилагает усилия для запоминания или припоминания воспринятого, т. е. направляет свою активность на достижение поставленной цели, лучше запоминают. Так, музыкант успешно запоминает музыку, у него развита слуховая память. Художник или охотник имеют высокоразвитую зрительную память. А у спортсменов развита память на движения (двигательная).
Различными бывают и основные свойства каждого вида памяти: объем (сколько информации человек может сохранить), прочность и точность памяти (насколько долго человек сохраняет воспринятое и насколько правильно его воспроизводит). Для каждой возрастной группы (для дошкольников, младших школьников, подростков) характерны свои особенности памяти. Степень владения человеком в любом возрасте своей памятью также различна, поэтому каждого ребенка надо научить способам, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания, а также применения сохранённого памятью в жизни.
2.3 Мое исследование
Я решил провести диагностику памяти моих одноклассников. Проведением диагностики руководила мой классный руководитель. Подобрать методику помогла школьный психолог.
В исследовании участвовало 23 ученика нашего класса.
Вся работа проводилась в 3 этапа:
1 этап – диагностика зрительной памяти;
2 этап – диагностика слуховой памяти;
3 этап – диагностика комбинированной памяти.
Для диагностики зрительной памяти использовалось следующее задание:
Инструкция: «Здесь нарисованы картинки. Смотри и запоминай. Потом я у тебя заберу эти картинки, а ты мне назовешь все, что запомнилось, в любом порядке».
Время предъявления картинок — 25–30 секунд. За каждую, верно названную, картинку начисляется 1 балл (максимально 16 баллов).
Для диагностики слуховой памяти использовалось следующее задание:
Инструкция: «Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты слушай внимательно и запоминай. Когда я перестану говорить, сразу повторяй все, что запомнилось, в любом порядке».
За каждое верно названное слово начисляется 1 балл (максимально 9 баллов).
Для диагностики комбинированной памяти использовалось следующее задание:
Инструкция: «Зачитываются и показываются слова следующего ряда (для зрительного восприятия слова размещены в столбик, кроме того, учащиеся должны их повторить шёпотом)».
За каждое, верно названное, слово начисляется 1 балл (максимально 10 баллов).
Критерии оценки полученных данных представлены в таблице. (см. Приложение 1)
После проведения каждой диагностики мы анализировали полученные результаты, которые представлены в диаграммах.
Результаты проведённой нами диагностики показали, что обучающихся нашего класса лучше развита зрительная память.
3. Заключение
На основе проведенных исследований моя гипотеза нашла свое подтверждение. Обработка данных показывает, что у одних преимущественно преобладает зрительная память, у других слуховая, а у кого-то комбинированная. Но есть и такие, у которых хорошо развиты сочетания всех видов памяти.
Проведенная мною работа позволяет сделать следующие выводы:
· Наша память во многом зависит от нас.
· Память можно улучшить с помощью специальных упражнений.
· Для того чтобы иметь возможность пользоваться полученной информацией, ее надо запомнить, сохранить и воспроизвести в нужный момент.
Занимаясь проектом, я узнал много нового о памяти, выяснил какой тип памяти лучше развит у обучающихся в нашем классе, вместе со школьным психологом подобрал специальные игры и упражнения на развитие памяти.
В дальнейшем я хочу продолжить изучение данной темы, испытать на практике способы развития памяти, провести повторную диагностику, сравнить и обобщить результаты проведенных и будущих исследований.
4. Список использованных источников литературы
1. Е. В. Гунина «Игры и упражнения по развитию памяти» Чебоксары, 1996
2. Ф. Лезер «Тренировка памяти» - М., Изд. «Эйдос», 1993 г.
3. И.Ю. Матюгин, Е.Л. Жемаева, Е.И. Чакаберия, И.К.Рыбникова. Как развить хорошую память //Москва-2000
4. Л. Ф. Тихомирова «Развитие познавательных способностей детей» Ярославль «Академия развития», 1996
5. Что такое. Кто такой. Том 2. Издательство «Педагогика - Пресс» Москва, 1993
6. Интернет ресурсы.
5. Приложение
1. Зрительная память:
2. Слуховая память:
Слова для запоминания:
Рог, порт, сыр, грач, клей, тон, пух, сон, ром
3. Комбинированная память:
река
сажа
телега
козёл
учитель
апельсин
трава
волк
карта
гриб
4. Критерии оценки
Уровень развития памяти |
Количество правильно определенных слов |
||
слуховая |
зрительная |
комбинированная |
|
низкий |
0-1 |
0-2 |
0-3 |
ниже среднего |
2 |
3-5 |
4-5 |
средний (норма) |
3-4 |
6-7 |
6-7 |
хороший |
5-7 |
8-10 |
8 |
высокий |
8-9 |
11-16 |
9-10 |
5. Игровой тренинг и упражнения для развития памяти
Игра «Кто больше запомнит»
Участники игры сидят в кругу. Первый участник называет слово. Например, цветок. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое свое. Например, лес Третий участник игры повторяет уже два предыдущих слова( цветок, лес) и произносит своё: школьник. И так далее. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести большее количество слов.
Игра «Запоминаем, рисуем»
Заранее приготовить список из 20 слов, листок бумаги и ручку для ребенка. Ведущий последовательно будет называть эти слова участнику, а тот должен как-либо зарисовать названное слово.
Потом ведущий просит по порядку назвать слова. Чем больше слов воспроизводит ребенок, тем лучше у него развита память.
Игра «Запоминаем слова». Игра проводится в парах. Каждый из партнёров пишет на листке бумаги 20 слов, запоминая их. Через 1 минуту участники обмениваются листочками и проверяют, насколько хорошо запомнили написанные ими слова.
Игра «Чей предмет?»
Участники разбиваются на две команды. Выбирают обе команды водящих. Члены команды кладут на стол по одному предмету. Водящий запоминает все предметы, кто положил и какой предмет.
Игра «Запрещенное движение»
Для занятия можно использовать подручный спортивный инвентарь.
Ведущий сообщает игрокам, что он будет показывать различные движения, которые все должны точно повторять за ним. Но одно движение повторять запрещено! В этот момент играющие договариваются, какое движение нельзя повторять за ведущим. Например, сегодня запрещенное движение — поставить руки на пояс. Ведущий старается запутать игроков, показывает движения в быстром темпе, отвлекает внимание смешными движениями. Задача играющих — не ошибиться и не повторить за ведущим запрещенное движение. Играть можно и в паре.
Упражнение «Выбор»
Прослушав текст, ребенок должен будет выборочно запомнить слова, о которых вы его предупредите перед чтением.
Вы говорите ребенку: «Я буду читать тебе текст. Слушай его очень внимательно, тебе нужно будет запомнить все названия конфет, которые прозвучат».
Воскресное чаепитие
По воскресеньям у нас дома устраивается большое чаепитие. Поэтому мы с мамой утром ходим в кондитерский магазин и выбираем каждому члену семьи его любимое лакомство. Для папы мама просит продавщицу взвесить конфеты «Мишка на Севере» и «Маска». Сестренке мы покупаем карамель «Гусиные лапки». А мы с мамой больше всего любим конфеты «Белочка».
Сегодня к нам в гости приедет бабушка. Она для внуков всегда привозит угощенье. В прошлый раз это были конфеты «Ласточка». Сама же она любит пить чай с вареньем.
А главным украшением стола станет, конечно же, пирог, который мы с мамой испечем к вечернему чаепитию.
Упражнение «Опиши картинку»
Для занятия потребуются любые незнакомые для ребенка картинки. Это могут быть иллюстрации к книгам или вырезки из журналов. Желательно, чтобы на картинке было не менее 5—6 предметов.
Ребенок должен в течение 30 секунд внимательно рассмотреть картинку, стараясь в деталях запомнить то, что на ней изображено, и вернуть ее ведущему. После этого ребенок, закрыв глаза, пробует представить картинку перед своим мысленным взором. А затем он должен максимально подробно описать то, что увидел и запомнил. По окончании рассказа вновь демонстрируется картинка и обсуждаются упущенные элементы изображения. В случае, если ребенок легко справляется с описанием простых картинок, вы можете давать ему наглядный материал посложнее, где больше мелких деталей и используются разные цвета. Ваш сын или дочь, со своей стороны, тоже могут составить для вас аналогичные задания. Тогда их целью будет проверка вашего рассказа, что тоже для них полезно, занимательно и поучительно.
Упражнение «Инопланетяне-2»
Для занятия потребуется словесный портрет инопланетянина, лист бумаги, карандаш.
Предлагается внимательно прослушать описание внешности инопланетянина, мысленно представить себе его и как можно точнее нарисовать портрет на листе бумаги.
На Землю прилетели инопланетяне. Одного из них видели в магазине. Рассказывают, что он очень высокий с длинным прямоугольным телом. Голова же его похожа на треугольник, одним углом воткнутый в тело. На голове торчали две коротенькие антенны, на концах которых были надеты сверкающие шарики. Особенно всех удивили глаза: они не такие, как у людей. Глаза были квадратные, а рот разрезал лицо узенькой полоской. Руки и ноги были тонкими, как ветки у деревца.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.