Муниципальный конкурс исследовательских работ
«Я исследователь» среди обучающихся начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гайнская средняя общеобразовательная школа»
Направление: социальное
Система оценивания в школах разных стран
Автор:
Щербаков Радомир
учащийся 4 «в» класс
Руководитель:
Исаева Елена Васильевна
учитель начальных классов
МБОУ»Гайнская СОШ»
п.Гайны - 2020
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Определение понятий оценка и отметка……………………………….4
Глава 2. История возникновения системы оценок……………………………5-7
Глава 3.Система оценивания в современных школах разных стран
3.1.Система оценок России……………………………………………………..7-8
3.2.Система оценок в Великобритании………………………………………9-13 3.3.Система оценок в Германии ...……………………………………………13-14 Глава 4.
4.1 Общее и различие в системах оценивания разных стран…………….15
4.2.Результаты анкетирования………………………………………………….16
Заключение ………………………………………………………………………17
Список используемой литературы……………………………………………..18
Приложение…………………………………………………………………19 - 21
Введение
«Я далек от намерения вообще изгнать отметку из школьной жизни. Нет, без отметки не обойтись» (В.А. Сухомлинский)
Выбранная тема показалась мне интересной потому, что мы каждый день зарабатываем оценку, мечтаем о хорошей оценке, переживаем из-за плохой оценки, боимся принести домой плохую оценку. Родители с порога интересуются: «Какие оценки сегодня принёс?». И так каждый день! Но я ничего про оценки не знаю. Я решил ответить в процессе работы на ряд вопросов. Школьные отметки: привычные "пятерки" и "двойки" - откуда они взялись? Есть ли они в других странах? Всегда ли они были в России? Мне стало интересно, какие же оценки бывают в других странах?
Цель исследования: сравнение системы оценивания в школах разных стран для выявления их сходства и отличия.
Задачи :
- узнать историю появления оценки;
- узнать, как оценивают детей в школах других стран;
-сравнить систему оценивания в разных странах;
-провести социологический опрос;
Гипотеза: все системы оценивания одинаковые.
Объект исследования : оценка, отметка
Предмет исследования : система оценок в школах разных стран (на примере Великобритании и Германии)
Методы исследования: анкетирование, беседа, анализ, обобщение 3
Глава 1. Определение понятий оценка и отметка.
В толковом словаре И.С. Ожегова я узнал о значении слова отметка и оценка.
Отметка
1. смотреть отметить.
2. Знак, сделанный на чём-нибудь. Отметка в ведомости. Отметка на карте, плане.
3. Принятая в учебной системе оценка знаний, поведения учащихся. Выставить отметку в журнал.
Оценка
1. смотреть оценить.
2. Мнение о ценности, уровне или значении кого-чего-нибудь. Дать оценку чему-нибудь .Высокая оценка
3. То же, что отметка (в 3 значен.). Оценка по пятибалльной системе.
ОТМЕТКА - Самое знакомое нам значение этого слова — «балл» (цифровая оценка знаний), родилось оно как переносное от слова метить. А по поводу последнего слова есть две точки зрения. Одни ученые ищут здесь связи с древнеиндийским matis — «мера», с латинским metior—«измерять». Другие видят общее с готским maitan — «рубить», «резать». Если правы вторые, то слово первоначально значило «делать насечки, зарубки» для памяти и опознавания (например, на стволах деревьев, чтобы не заблудиться).
4
Глава 2. История возникновения системы оценок
Первая система оценок возникла в Германии. Она состояла из трех 6aллов, каждый из которых обозначал разряд, к которому следует отнести ученика по его успеваемости (1-й - лучший, 2-й - средний, 3-й - худший). Баллы показывали место ученика среди других. Со временем средний разряд, к которому принадлежало наибольшее число учеников, разделили на классы; получилась пятибалльная шкала, которую и заимствовали в России. Здесь баллам стали придавать другое значение. Они перестали обозначать разряды учеников, а с их помощью старались оценить познания учащихся.
Система оценок была придумана с гуманной целью — избавить учеников от телесных наказаний. Первыми до этого додумались иезуиты в XVI-XVII вв. Их школы отличались экспериментаторским подходом к процессу обучения, программа была нацелена на всестороннее формирование личности сообразно религиозным заповедям. Именно поэтому иезуиты попытались заменить реальный кнут на «символический», а учеников в зависимости от их успехов стали делить на лучших, худших и средних. Впоследствии «средний класс» стал расслаиваться на тех, кто не дотягивает до лучших или не опустился до худших. Вместе с тем количество оценок стало увеличиваться.
В России впервые оценивать знания начали в 1737 году, при императрице Анне Иоановне, Оценки тогда были словесными, многообразными в пределах полярных понятий "хорошо - плохо".
В дальнейшем последовала реформа образования при Николае I.
Русская школа пережила 3-, 5- и 8-, 10-,12-балльную систему оценки знаний. Из них прижилась 5-балльная, которая и была в 1837 году официально утверждена Министерством народного просвещения, предложенная графом С.С.Уваровым 5
«1» — слабые успехи;
«2» — посредственные;
«З» — достаточные;
«4» — хорошие;
«5» — отличные.
Следующая реформа образования была во времена Александра III 1880 г. Вот как характеризовались оценки успеваемости в Российской Академии Генерального штаба в1880 году.
1 степень – успехи слабые.
2 степень – успехи посредственные.
3 степень – успехи удовлетворительные.
4 степень – успехи хорошие.
5 степень – успехи отличные.
В конце 19 века родилась идея безотметочного обучения, которая успешно эксперементировалась. 1916 году Министерство просвещения уже было готово официально объявить об упразднении отметок в школах. В практику вводились простые уведомления родителей о случаях неуспеваемости детей.
Но тут прогремела Октябрьская революция 1917-го года, сокрушившая всю систему жизни страны. Несмотря на то, что все старое, "царское" категорически отвергалось, Народный комиссариат просвещения, который возглавила Надежда Константиновна Крупская (жена В.И. Ленина), посчитала, что мысль об отмене цифровой системы оценки знаний не так уж плоха и вполне соответствует лозунгу раскрепощения народа, провозглашенному Советской властью.
Вместо отметок учителя стали просто зачитывать индивидуальные характеристики учеников, причем в них учитывалась не только 6 академическая успеваемость, но и общественно-полезная активность ученика в школе и вне ее. Между тем, идея отмены "двоек" и "пятерок" выполнялась педагогами без энтузиазма, многие продолжали выставлять ученикам привычные отметки.
В 1939 вернулись словесные оценки ("неудовлетворительно", "удовлетворительно", "хорошо", "отлично"), а в 1944 году к ним добавили и привычные баллы (от 1 до 5).
5-балльная система оценки знаний была снова официально узаконена и практически всю советскую эпоху не менялась (исключая отдельные эксперименты).
В 90-е годы использовались и различные методики оценивания деятельности школьников по конечным результатам. Одной из таких форм является сдача старшеклассниками в конце полугодия всего освоенного материала в ходе зачетной недели и соответственно получение «зачета» или «незачета».
3.1.Система оценок в современной России
В соответствии с законом «Об образовании» школьное образование в нашей стране реализуется по уровням :
Общее образование :
- дошкольное образование;
- начальное общее образование;
-основное общее образование;
- среднее общее образование.
В настоящее время используются следующие формы оценки:
1.Безоценочное обучение в 1 классе.
2.Пятибалльная система с 2-11 класс.
В школе существует текущая, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся. 7
Текущий контроль успеваемости учащихся – это систематическая проверка учебных достижений учащихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой. Промежуточная аттестация проходит по итогам учебных четвертей или полугодий. Оценка устного и письменного ответа выставляется в электронный журнал в виде оценки по 5-балльной системе.
По окончании 9 класса обучающиеся сдают ОГЭ (основной государственный экзамен), а по окончании 11 классов ЕГЭ (единый государственный экзамен). Здесь нашла свое применение 100 бальная система оценивания. Выпускник может набрать максимально 100 баллов на экзамене.
3.2.Система оценок в Великобритании
В Англии начальная школа начинается в 5 лет и делится на две ступени. В двухлетней - дети еще не учатся, а скорее, готовятся к младшим классам . Обучение на следующей ступени — это основные предметы: языки, элементарная математика, история, естествознание, физкультура, музыка. В младших классах очень распространена проектная работа — ученики объединяются в группы и работают над общими заданиями вместе. Вообще, принцип «вместе» в английской школе очень развит, если не сказать культивируется.
С 11-12 лет начинается вторая ступень — средняя школа. На этой ступени многие ученики переходят из государственных школ в частные, хотя частные начальные школы в Великобритании, конечно, тоже есть. Считается, что частная школа уделяет большее внимание ученикам и обеспечивает более высокий уровень образования.
Старшая школа- подготовка к вузу. Это все еще средняя школа, но уже непосредственно подготовка к поступлению в университет. 8 Длится она еще два года. На этом этапе ученики снова выбирают себе предметы, которые понадобятся им при поступлении в университет.
Английская система школьного образования считается одной из лучших в мире. Однако, разобраться в том, чем школы отличаются друг от друга, какую школу лучше выбрать, какие экзамены когда и куда сдавать и какие баллы ребёнок за них получит, очень непросто В Великобритании много различных типов школ. Это зависит от территории, где расположена школа. Например: в Англии или в Шотландии. Именно поэтому в последние годы правительство предпринимало неоднократные попытки реформировать систему образования. Досталось даже системе оценок.
Долгое время в английских школах пользовались буквами для оценки знаний. Шкала была очень простой - от G до А, где G и F - самые худшие оценки, а А, - соответственно, лучшая. У этой простой и понятной системы были две неочевидных на первый взгляд проблемы.
Во-первых, отметки означали определенный объём знаний, а не процент правильных ответов.
Ученик первого класса средней школы (возраст 11-12 лет) должен был знать математику или английский на F, а в следующем классе на E. Да, к концу обучения шкала получалась линейной и если ученик по истории не знал даже о приходе римлян, он получал низший балл, а вот если мог рассказать подробности битвы при Ватерлоо - высший. Но вот у учеников младших классов выбор в итоге был всего из двух вариантов: хорошо или плохо..
Во-вторых, со временем оценка А обесценилась из-за упрощения экзаменационных заданий. Дело в том, что программа государственных школ ориентирована на средних учеников. Для них подготавливались задания, на них были ориентированы вопросы тестов, которые становились всё проще. Но как же быть с теми, кто выше среднего? Учеников, которые не просто 9 обладают необходимым объемом знаний, но и превзошли его, учителям хотелось поощрить. Так появились новые оценки А* (эй-стар), обсуждалось введение А** и другие варианты. Но все это не решало проблемы.
С 2017 года в школах Англии начался плавный переход на цифровую бальную систему оценивания. Теперь ученик может получить от 2 до 9 баллов за свои знания, где 9 - это самая лучшая оценка..
Отныне система оценок выглядит следующим образом:
Таблица примерного соответствия старой и новой систем оценок.
Grade 9 - высший балл - примерный эквивалент A*;
Grade 8 соответствует результату между A* and A;
Grade 7 - это прежнее A; 10
Grade 6 - примерный эквивалент B;
Grade 5 - среднее между B and C;
Grade 4 соответствует прежнему баллу C;
Grade 3 означает наличие у ученика знаний между D and E;
Grade 2 - между E and F.
Буква G осталась и условно соответствует единице, или, другими словами, не аттестации по предмету.
Конечно же, в первую очередь реформа повлияла на отметки учеников старших классов. В младших классах всё обстоит немного сложнее, ведь оценки, как и раньше, означают некий объём знаний.
Некоторые части Соединённого Королевства пока пользуются прежней буквенной системой.
А вот ученики некоторых частных школ в Великобритании получают две оценки.
Первая оценка — за знание, качество подготовки материала, правильность ответа. Оценка ставится буквой, от А до U. Есть также оценка A* — ее ставят в редких случаях, за выдающиеся достижения.
· A* — Превосходная работа, показывает высокие способности и развитое воображение.
· A — Отлично. Ученик хорошо понимает предмет и внимателен к деталям.
· В — Хорошо. Работа выполнена на достойном уровне, в основном без ошибок.
11
C — Удовлетворительно. Немного не дотягивает до необходимого уровня знаний.
· D — Неудовлетворительная работа. Много ошибок, неточностей. Ученик рискует не справиться с дисциплиной.
· U — Чрезвычайно низкий результат. Ставится в редких случаях.
Вторую оценку ставят за усердие в учебе, цифрой: от 1 до 5. Для хороших оценок за усердие ученику следует вести себя на уроке активно: задавать вопросы, вступать в дискуссии, даже критиковать точку зрения учителя.
· 1 — Ученик работает особенно упорно, проявляет интерес к учебе и выражает лидерскую позицию.
· 2 — Очень хорошая работа на уроке. Ребенок в полной мере использует способности.
· 3 — Удовлетворительно. Ученик отвечает требованиям, но на уроке ведет себя пассивно.
· 4 — Ребенок не проявляет инициативы. Он делает работу, только если его попросят и ему помогут.
· 5 — Очень плохо, ученик не проявляет интереса к учебе, не укладывается в сроки или не делает работу вовсе.
Ученики получают оценки каждый день: за работу на уроке и домашнее задание. Также знания по дисциплинам регулярно проверяют тестами. Раз в триместр школа готовит отчет для ученика и его родителей. В нем она приводит оценки за знания и старание. Отчет отправляют на электронную почту или загружают в личный кабинет родителя на сайте школы. Вместе с оценкам 12 часто загружают комментарии учителей. Обычно это сдержанные мнения: «Хорошо работает, неплохо прогрессирует, но добьется большего, если будет работать усерднее».
В Великобритании нет отъявленных двоечников и даже троечников. Отлаженная образовательная система исправляет учеников. Наши троечники становятся хорошистами, а хорошисты превращаются в отличников. В итоге все поступают в вуз.
3.3. Система оценок в Германии
Немецкая система образования на сегодняшний день является одной из лучших в Европе. Все школы в Германии делятся на государственные и частные. Государственные учебные заведения составляют абсолютное большинство. Обучение в школах проходят как немецкие дети, так и дети иностранцев, постоянно проживающих на данной территории. Школьные правила, режим обучения, программа, время каникул и прочие особенности регламентируются законами той земли, в пределах которой расположено то или иное учебное заведение. Различия для конкретного учебного заведения могут быть весьма существенными. Учебный год в каждой школе может начинаться в разное время.
Делятся немецкие школы на три различных уровня: начальная школа, средняя и высшая школа и профессиональная подготовка. После окончания первой ступени, которая является общей для всех подростков, родители и сам ребенок могут выбирать пути дальнейшего обучения.
Все дети, достигшие шестилетнего возраста, начинают обучение в начальной школе . Обучение в начальной школе продолжается четыре года 13 (четыре класса), нагрузка составляет от 20 до 30 часов в неделю. Оценки начинают ставить только в третьем классе ( если родители согласны). С четвертого класса оценки обязательны. Текущих оценок ставится меньше, чем в российских школах. Табели с оценками ученики получают два раза в год, а не четыре. Оценки в школах Германии кардинально отличаются от привычной нам пятибалльной системы оценивания. Она содержит шесть степеней оценки уровня знаний и выглядит следующим образом:
Соответственно самая низкая оценка в немецкой школе - это 6, а высокая – 1.
То есть ребёнок, получивший за свои знания единицы или двойки, учится «на отлично», а ученик приносящий домой с четвёрками и пятёрками, достоин порицания.
Главное отличие образовательной изначальная системы Германии –это её изначальная направленность на индивидуализм, самостоятельность и дисциплинированность. Никто с первого класса до последнего не будет давить на ребёнка и не будет никуда его «тащить», не будет ему ничего разжёвывать и за него «переживать».Предлагать и уговаривать будут, принуждать – нет. Но по окончании школы спросят со всех.
14
Глава 4.1. Общее и различие в системах оценивания разных стран
Я сравнил обучение в России, Великобритании и Германии и составил таблицу.
Выбрал критерии сравнения и вот что получилось:
|
Россия |
Великобритания |
Германия |
Возраст поступления в школу |
6, 5 |
5 лет |
6 лет |
Шкала оценивания |
5- балльная От 1 до 5 (самая высокая 5) |
нет единой системы оценок для всей страны; существует буквенная система и балльная от 2 до 9 , ( где 9 - это самая лучшая оценка)
|
От 1 до 6 ( 1 самая высокая оценка) |
Способ оценивания ( словесный или цифровой) |
Выставляют в электронный журнал |
Выставляют в электронный журнал |
Выставляют в электронный журнал |
Выставление оценок в начальной школе |
Со 2 класса |
По разному (в зависимости от школы)
|
С 3 класса |
15
4.2.Результаты анкетирования.
Я решил провести опрос среди своих одноклассников и обучающихся параллельного класса. Всего:40 человек.
Выводы: большая часть учащихся хотят получать оценки за свои знания, и считают, что без них не обойтись. Только третья часть детей считают, что пятибалльная система недостаточна для оценки знаний. Основной части четвероклассников интересно узнать, когда и где появилась первые оценки, а главное какие отметки получают дети других стран. (Приложение 1, 2)
16
Заключение.
Поставленные мною задачи выполнены : изучив специальную литературу, я узнал историю появления оценки, какова история оценки в нашей стране. Узнал, как оценивают учеников в Германии и Великобритании. Провёл опрос среди учащихся. Теперь я могу поделиться полученными знаниями со своими ровесниками. Но еще предстоит очень многое изучить и узнать.
Наша гипотеза не подтвердилась. Не все системы оценивания одинаковые, в каждой стране своя система обучения и оценивания.
Трудно отдать предпочтение какой-то одной из них. У каждой из них есть свои плюсы и минусы.
Пятибалльная система оценки знаний привычна и знакома многим. У родителей и учеников не возникает вопросов о критериях оценивания. Преимуществом пятибалльной системы является простота критериев оценки. В отличии от других способов оценивания, где используются большее количество оценок, пятибалльная шкала включает не так много критериев, по которым определяется качество знаний полученного материала.
Для себя я сделал вывод: успеваемость и удовлетворенность ученика зависит не от системы оценок, а от его желания и стремления быть успешным.
17
Список использованной литературы:
1.А.В.Сухомлинский «Сердце отдаю детям»
2.Толковый словарь И.С.Ожегова.
Интернет – ресурсы:
1. https://infourok.ru/doklad-na-temu-istoriya-shkolnoy-ocenki-v-rossii
2.//https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2011/12/10/otsenka-i-otmetka
3. //https://vuzlit.ru/447808/funktsii_kontrolya_otsenki
:4. https://edunews.ru/education-abroad/sistema-obrazovaniya/shkolnoe.html
18
Приложения.
Приложение 1
АНКЕТА
№ |
Вопрос анкеты |
Ответ |
1 |
Важно ли для Вас получить оценку своих знаний в виде отметки? |
|
2 |
Как Вы думаете, может ли школа обойтись без оценок? |
|
3 |
Достаточно ли пятибалльной системы для полной оценки знаний ученика? |
|
4 |
Интересно ли Вам как появилась система оценок в России? |
|
5 |
Хотели бы Вы узнать, какая система оценок используется в других странах? |
|
Приложение 2.
1. Важно ли для Вас получить оценку в виде отметки? 19
2.Как вы думаете, может ли школа обойтись без оценок?
3.Достаточно ли пятибалльной системы для полной оценки знаний учащихся?
20
4.Интересно ли Вам как появилась система оценок в России?
5.Хотели бы Вы узнать, какая система оценок используется в других странах?
21
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.