Исследовательская работа «Улицы Санкт-Петербурга, названные в честь советских военачальников- адмиралов Краснознамённого Балтийского флота. Улица Адмирала Черокова»
Оценка 4.9

Исследовательская работа «Улицы Санкт-Петербурга, названные в честь советских военачальников- адмиралов Краснознамённого Балтийского флота. Улица Адмирала Черокова»

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
история
8 кл—11 кл
30.12.2021
Исследовательская работа     «Улицы Санкт-Петербурга, названные в честь советских военачальников- адмиралов Краснознамённого Балтийского флота. Улица Адмирала Черокова»
Данная работа позволяет выяснить, за какие заслуги именем адмирала Краснознамённого Балтийского флота Черокова названа улица Красносельского района Санкт-Петербурга. В ней рассмотрены и изучены следующие вопросы: 1) Улицы, носящие имена советских адмиралов - В. Ф.Трибуца, В.С.Черокова и В.К. Коновалова. 2) Жизнь и деятельность В.С.Черокова. 3) Основные аспекты деятельности Ладожской флотилии во время Великой Отечественной войны под его руководством.
Исследовательская работа.docx

Исследовательская работа

 

 

 

«Улицы Санкт-Петербурга, названные в честь советских военачальников- адмиралов Краснознамённого Балтийского флота. Улица Адмирала Черокова»

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……….3

 

ГЛАВА1. ОБЗОР УЛИЦ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, НАЗВАННЫХ В ЧЕСТЬ АДМИРАЛОВ БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА......……………..................................4

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ВИКТОРА СЕРГЕЕВИЧА ЧЕРОКОВА………………….…………………………………..5

ГЛАВА 3. КРАСНОЗНАМЕННАЯ ЛАДОЖСКАЯ ФЛОТИЛИЯ…………….7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..11

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………12

 

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Многие улицы нашего славного города Санкт-Петербурга носят имена героев, служивших на благо своей страны, совершивших подвиги во имя Родины. Благодаря им, жизнь культурной столицы протекает в спокойствии, мире и благополучии.

Улица Адмирала Черокова… Поселившись около пяти лет назад в доме-новостройке «Балтийской жемчужины» Красносельского района недалеко от Финского залива, я наслаждалась видами прибрежной части современного мегаполиса и до сих пор продолжаю восхищаться ими особенно на закате (см. приложение 2, рис.2).

Кто же этот человек, в честь которого названа одна из самых красивых и современных улиц нашего замечательного города? В поисках ответа на вопрос, будораживший мой ум и требовавший изучения, я узнала много нового из области военной морской историографии города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга) и сделала для себя открытия. Результатом исследования явилась работа под названием «Улицы Санкт-Петербурга, названные в честь советских военачальников - адмиралов Краснознамённого Балтийского флота. Улица Адмирала Черокова».

Данная тема очень актуальна не только в преддверии празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и Дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Патриотическое воспитание – процесс непрерывный. Это одно из основных направлений, способствующих становлению личности. Флотоводцы Победы - яркий пример мужества и героизма русского народа, на который нужно равняться.

Цель исследовательской работы – выяснить, за какие заслуги именем адмирала Краснознамённого Балтийского флота Черокова названа улица Красносельского района Санкт-Петербурга.

Задачи:

1) Сделать обзор улиц, носящих имена советских адмиралов -    В. Ф.Трибуца, В.С.Черокова и В.К. Коновалова.

2) Изучить информацию о жизни и деятельности В.С.Черокова.

3) Рассмотреть основные аспекты деятельности Ладожской флотилии во время Великой Отечественной войны под его руководством.

Объектом исследования являются сведения о вышеуказанном флотоводце. Предмет исследования – роль В.С.Черокова в обороне Ленинграда и в прорыве блокады в 1941-1944 гг.

Гипотеза: улицы города называются в честь тех людей, кто достоин называться героем.

Методы исследования:

1.     Теоретические: изучение монографий, справочных материалов, архивных источников.

2.     Логические: анализ, синтез, сопоставление, обобщение, выводы.

 

 

ГЛАВА I. ОБЗОР УЛИЦ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, НАЗВАННЫХ В ЧЕСТЬ АДМИРАЛОВ БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА

Топонимы Санкт-Петербурга достаточно широко отражают военно-морскую тематику. И это закономерно. Город был основан, как морские ворота в Европу и дальше в Атлантический океан. Набережная Адмирала Лазарева и Лазаревский мост, набережная Макарова, улица Нахимова, Ушаковская набережная, улица Беринга, проспект Крузенштерна и другие годонимы названы в честь людей, связавших свою жизнь с морем. Но выполняя задачи данной работы, рассмотрим улицы, которым присвоены имена военачальников, отличившихся во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг.на Балтийском флоте.

Красносельский район расположен в юго-западной части Санкт-Петербурга и выходит к берегу Финского залива. Этот район славится именами героев-защитников Ленинграда, спасших город от порабощения фашистской Германией.

 Улицы знаменитых флагманов, словно перлы, нанизанные на нить, обрамляют новый современный квартал под названием «Балтийская жемчужина» (см. приложение 2, рис.1). Одна из основных улиц носит название в честь адмирала Владимира Филипповича Трибуца (1900-1977) [5] (см.приложение 2, рис.3,5), легендарного командующего Краснознаменным Балтийским флотом, обеспечивавшего оборону Ленинграда и прорыв блокады. Она проходит от проспекта Героев до Петергофского шоссе в створе улицы Пограничника Гарькавого, пересекает Матисов канал по мосту. Примечательно, что название улице было дано ещё 16 октября 1978 года — буквально через год после смерти адмирала [2]. Однако, застройка территории началась фактически в 2010-х годах. Протяжённость улицы составляет около 1,2 км.

Топонимическая комиссия Санкт-Петербурга приняла решение 29 апреля 2009 года присвоить безымянному проезду от Финского залива до Петергофского шоссе в историческом районе Юго-Запада «Балтийская жемчужина» название "улица Адмирала Черокова" в память о контр-адмирале, командующем Ладожской флотилией во время блокады Ленинграда Викторе Сергеевиче Черокове [3](см. приложение 2, рис.3,5). Протяжённость улицы составляет 1690 м.

Среди моряков- подводников одной из самых ярких фигур является Герой Советского Союза адмирал Владимир Константинович Коновалов (1911-1967) [5]. По оценкам историков, на счету субмарины, которой он командовал, самое большое количество отправленных на дно и повреждённых вражеских судов. В его честь 27 июля 2012 года была названа улица Адмирала Коновалова, которая  проходит от улицы Адмирала Трибуца до улицы Катерников. Ее протяжённость составляет около 480 метров [2] (см. приложение 2, рис.6)

 Увековечивание имен Владимира Филипповича Трибуца, Виктора Сергеевича Черокова, Владимира Константиновича Коновалова состоялось благодаря обращениям ветеранов, историков, музейных сотрудников Санкт-Петербурга и Новой Ладоги.       

      

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ВИКТОРА СЕРГЕЕВИЧА ЧЕРОКОВА

 

Родился Виктор Чероков (см. приложение 3, рис.2) 10 (23) ноября 1907 года в городе Ордубат, ныне Нахичеванская Республика, Азербайджан [5]. Его отец, Сергей Викторович, был мировым судьёй, а мать, Ксения Ивановна, -домохозяйкой. Виктор был старшим из трех братьев. Отцу по службе приходилось часто переезжать. Жили они и в Польше, и в Грузии.

В 1917 году отец получил назначение в город Иваново под Баку, но по дороге заболел тифом и умер. Семья перебралась на знакомый им Кавказ, в Тифлис. Чтобы заработать денег и помочь семье, Виктору приходилось в ущерб учебе работать.

В 1926 году будущий флотоводец поступил в Военно-Морское училище имени Фрунзе в Ленинграде. Поначалу учиться ему было сложно, не хватало необходимых знаний в физике и математике. В 1930 году Чероков окончил училище и женился [10]. В 30-32 годах он уже командир торпедного катера (см. приложение 3). А в 1932 году назначается командиром-водителем торпедного дивизиона особого назначения Балтийского флота. На службе дела идут в гору. Уже в 1933 году его повышают до командира дивизиона [5].

Намереваясь сделать военную карьеру, Чероков в 1936 году поступил на командный факультет Военно-морской академии имени К.Е. Ворошилова [6].  С февраля 1939 года его назначили командиром бригады торпедных катеров Краснознаменного Балтийского флота. В советско-финской войне 1939–1940 годов Чероков командовал операцией по захвату острова Большой Тютерс в Финском заливе, прикрывал боевыми действиями катеров высадку десанта на остров Гогланд, командовал отдельным отрядом кораблей [5].

В начале Великой Отечественной войны он находился в прежней должности. С августа 1941 года Чероков вновь командовал бригадой торпедных катеров. Под его руководством катера провели десятки самостоятельных дерзких операций, наносили удары по кораблям и транспортам противника в Финском и Рижском заливах. С дивизионом торпедных катеров моряк участвовал в Таллинском прорыве. После прибытия в Кронштадт Черокова назначили командиром Отряда кораблей реки Невы [10], который он сформировал на базе бригады торпедных катеров. В составе отряда состояли недостроенные эсминцы проекта 7у «Стройный» и «Строгий» (см. приложение3), а также 4 канонерские лодки, 3 сторожевых корабля, 4 тральщика, 4 бронекатера, торпедные катера, малые охотники и плавучая батарея [6]. 30 августа 1941 года оба недостроенных эсминца подняли флаги, а 31 августа, после подписания приемных актов, официально вошли в состав Отряда кораблей реки Невы Краснознаменного Балтийского флота.
Главный и зенитный калибры эсминцев испытывались боевой стрельбой по врагу [13]. Штаб отряда располагался на плавучей базе «Банга». Кроме поддержки защитников Ленинграда, морякам приходилось бороться с плавучими минами, которые противник посылал по течению Невы [6].

В октябре 1941 года Виктор Чероков идёт на повышение. Его назначают командующим Ладожской военной флотилией (1941-1944гг.), основной целью которой становится подвоз продуктов, боеприпасов и топлива, а также эвакуация жителей блокадного Ленинграда [11]. На капитана 1 ранга возложили важнейшую задачу по спасению города.

В ноябре 1944 – январе 1945 года контр-адмирал командовал Рижским морским оборонительным районом, сформированным на основе Ладожской флотилии, а с января 1945 года – Островным морским оборонительным районом.

С июня 1947 по март 1948 года - командир Рижской военно-морской базы 8-го ВМФ, с марта по декабрь 1948 года – командующим Беломорской военной флотилией.

С декабря 1948 по февраль 1950 года окончил военно-морской факультет Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова.

С августа 1950 по май 1953 года моряк являлся старшим советником при командующем польским ВМФ.

3 ноября 1951 года его произвели в вице-адмиралы. После возвращения, с мая 1953 по январь 1956 года, Чероков стал первым заместителем командующего – начальником штаба 4-го ВМФ. Затем до февраля 1957 года он командовал Восточно-Балтийской флотилией КБФ.

С февраля 1957 по сентябрь 1960 года – начальник военно-морского факультета, затем до октября 1970 года – начальник кафедры Военной академии Генштаба Министерства обороны. С октября 1970 года вице-адмирал был в запасе.

Моряка наградили 2 орденами Ленина (1943, 1952), 3 орденами Красного Знамени (1940, 1942, 1945), орденами Ушакова II степени (1944), Трудового Красного Знамени (1967), Красной Звезды (1944), Отечественной войны I степени (1944, 1985), медалями, именным оружием (1957), польским орденом (1953) [5].

На склоне лет Чероков стал писать воспоминания. Часть из них опубликована: Чероков B.C. Годы и люди, которых забыть нельзя // Ладога родная. Воспоминания ветеранов Краснознаменной Ладожской флотилии. Л., 1969; Он же. Гром с Ладоги. Петрозаводск, 1984; Он же. Для тебя, Ленинград! М., 1978.

Скончался Bиктор Cергеевич Чероков 21 февраля 1995 года в Москве. Похоронили его на Троекуровском кладбище [5].

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. КРАСНОЗНАМЁННАЯ ЛАДОЖСКАЯ ФЛОТИЛИЯ

9 октября 1941 года Виктора Сергеевича Черокова назначают командующим Ладожской военной флотилией. 13 октября 1941года будучи капитаном первого ранга принял командование у Б.В. Хорошхина. Интересен факт, что за 5 месяцев с начала войны у флотилии сменилось 5 командующих. По ряду причин все пятеро не справились и были переведены на другие должности [12].

Флотилию организовали в начале войны на базе немногих кораблей, оказавшихся на Ладоге, и судов Балттехфлота и Северо-Западного речного пароходства. К середине октября в составе флотилии было 6 канонерских лодок, 2 сторожевых судна, 5 транспортов, 2 шхуны; в охране водного района состояло 6 малых охотников, 2 бронекатера, 16 тральщиков, два десятка малых катеров. На суше флотилия располагала 6 батареями, стрелково-пулеметной ротой, имела немного морской пехоты и строительный батальон. Для перевозок Северо-Западное пароходство имело 5 озерных, 72 речных буксира, 29 озерных и около 100 речных деревянных барж по 300–400 тонн грузоподъемности; в большинстве они мало годились для осенних перевозок на Ладоге [6].

К этому времени и у Осиновецкого маяка, и на другом конце озерного пути не существовало оборудованных для разгрузки причалов. У пристаней, роль которых играли баржи, глубины были малы для причаливания крупных судов.   Таких невыгодных условий ведения боевых действий русский флот еще не знал за всю свою историю [1]. Зенитная артиллерия не могла спасти флотилию от ударов с воздуха. Самолетов почти не было. Осенняя погода задерживала передвижения озерных судов и барж, которые временами гибли в шторм. Не существовало ни ремонтных, ни топливных баз. Однако флотилия действовала.

В середине октября возникла опасность прорыва Волховского фронта, и флотилия получила приказ перебросить для усиления войск 4-ю, 191-ю стрелковые дивизии и 6-ю отдельную бригаду морской пехоты. Задача была выполнена 4 ноября. Несмотря на бурную осеннюю погоду, было перевезено 20 334 человека, 129 орудий, больше сотни танков, автомашин, тракторов, около 1000 лошадей. Войска с ходу вступали в бой [4].

Наряду с боевой деятельностью по поддержке войск и боями с неприятельскими кораблями и самолетами Чероков организовал бесперебойную доставку грузов для блокированного Ленинграда и эвакуацию мирного населения. Осенью 1941 года последние суда с грузами проводили через замерзающее озеро, после чего корабли и суда флотилии поставили на зимовку. За военные месяцы моряки перевезли 34 900 человек и 61 700 тонн грузов (продовольствие, оружие, боеприпасы). 29 октября была завершена прокладка кабеля для связи с Большой землей.

Трассу ледовой Дороги жизни прокладывали по указаниям флотских гидрографов [10]. Перевозки начали с 22 ноября. Благодаря регулярной доставке продовольствия с 25 декабря удалось увеличить нормы выдачи хлеба.

9 апреля 1942 года Государственный Комитет Обороны (ГКО) поставил перед наркомом ВМФ задачу обеспечения доставки через Ладожское озеро ежедневно 4200 тонн грузов (2500 тонн продовольствия, 300 тонн боеприпасов, 300 тонн горюче-смазочных материалов, 1000 тонн горючего). Требовалось вывозить 3 тысячи человек гражданских лиц и раненых. Кроме перевозок, флотилии следовало прикрывать движение судов, содействовать 7-й и 23-й армиям и войскам Волховского фронта в прибрежных зонах.

Весна запоздала. Только 21 мая первое судно пробилось сквозь тающие льды. К концу месяца перевозки стали регулярными, несмотря на льды и массированные атаки неприятельской авиации. Советские истребители вели ожесточенные бои с противником. Несмотря на авиационные налеты и потери, в начале навигации суда перевозили в сутки 3200 тонн, а в июле-августе 6–7 тысяч тонн.

За лето по дну Ладожского озера была проложена труба для подачи жидкого топлива и силовые кабели для снабжения Ленинграда электричеством.

В 1942 году на Ладожском озере были сосредоточены германские, итальянские и финские корабли и катера, которым следовало прервать грузопоток.

В. С. Чероков руководил разгромом неприятельского отряда, пытавшегося 22 октября 1942 года захватить остров Сухо. На острове в 1942 году были установлены 3 100-мм орудия. Батарея прикрывала вход в Волховскую губу. Мимо нее проходила основная судоходная трасса. Потому Сухо противник избрал как цель для своего десанта. С 14 десантных катеров и 24 самоходных барж более сотни орудий обрушили огонь на небольшой искусственный островок. Затем Сухо атаковали с воздуха. Гитлеровцам удалось высадить десятки автоматчиков на берег, но защитники острова отбросили десантников. Единственное уцелевшее орудие повредило десантную баржу. Чероков узнал о нападении и послал к Сухо все боеготовые корабли. К месту боя стягивали канонерские лодки, тральщики, малые охотники, бронекатера и торпедные катера. По десантным судам противника нанесла удар авиация. Неприятель, потеряв 2 десантные баржи, отступил. С флангов неприятеля атаковали малые охотники, высланные на перехват. Они связали боем неприятеля, позволив подойти тихоходным канонеркам. Те завязали бой на предельной дистанции и подбили одну десантную баржу. Эту баржу и десантный катер моряки взяли как трофеи. Советское информбюро сообщало, что действиями кораблей и авиации уничтожено до 16 десантных судов и 15 самолетов противника [7](см. приложение 3,рис.7).

В октябре Военный совет КБФ обратился к ладожцам с призывом вдвое увеличить перевозку грузов по сравнению с летом. Последний конвой провели 7 января 1943 года, но еще неделю шли отдельные суда. Только 20 января поступил приказ судам и кораблям приступить к зимнему ремонту. За 194 дня навигации озеро пересекли 21 700 судов, которые перевезли 1 009 700 тонн грузов. Было доставлено 300 тысяч человек пополнения и вывезено более 500 тысяч эвакуированных и раненых.

12 января началась операция «Искра». Ленинградский и Волховский фронты перешли в наступление и 18 января соединились юго-восточнее Шлиссельбурга. Чероков руководил действиями флотилии при прорыве блокады Ленинграда. Прорыв блокады позволил соединить Ленинград с Большой землей железной дорогой. Однако потребности города и фронта были столь велики, что и в 1943 году Ладожской флотилии предстояло продолжить перевозки [7].

Уже 26 марта 1943 года канлодка «Шексна» прошла к Кабоне, взрывая ледовые перемычки, а в конце марта – начале апреля перевозки были налажены.

Навигацию продолжали до 3 января 1944 года. За время кампании было более 20 активных боевых столкновений на воде, более сотни выходов кораблей для поддержки сухопутных войск, доставлено на западный берег более 160 тысяч пополнения для флота и фронта. По озеру перевезли 556 816 тонн грузов, 20 процентов от всего числа грузов, доставленного в Ленинград всеми видами транспорта.

Флотилия поддерживала перевозки по Ладоге все время, пока блокада не была полностью снята в январе 1944 года. После этого Черокову пришлось организовать траление мин на озере и Неве.

22 января 1944 года его произвели в контр-адмиралы.

За все время блокады через Ладогу на судах и по льду перевезли 1 848 645 человек и 2 335 051 тонну грузов. 29 марта 1944 года Чероков доложил Военному совету КБФ о суточной готовности кораблей флотилии. Навигация началась уже в марте, хотя лед и мешал временами перевозкам. Но план перевозок был значительно сокращен, и флотилии в 1944 году предстояло главным образом содействовать флангам сухопутных войск. В состав флотилии прибыло еще 3 подводные лодки типа «М» [7].

Контр-адмирал руководил демонстрацией высадки десанта 12 июня 1944 года у мыса Илланиниеми, что способствовало прорыву линии Маннергейма и взятию Выборга. Командующий 23-й армией генерал-лейтенант А.И. Черепанов высоко оценил действия десанта: «Демонстративный десант сковал значительные силы противника и не дал ему перебросить свои войска на правый фланг, где наносился главный удар».

Благодаря совместным действиям 20 июня был освобожден Выборг. В июне-августе Ладожская военная флотилия участвовала в Свирско-Петрозаводской наступательной операции. Корабли флотилии прикрывали фланги 7-й армии, обеспечивали форсирование рек, высаживали десанты в тыл противника. В этот период флотилия провела самостоятельно 9 операций на побережье, занятом противником.

К тому же времени относится примечательная операция, которой руководил Чероков.  Речь идёт о Тулоксинской десантной операции, когда советские войска под прикрытием дымовой завесы и огнём канонерских лодок высадили десант в тыл к финнам в междуречье Видлицы и Тулоксы. До сих пор она считается одной из наиболее успешных десантных операций советского Военно-Морского флота в войне [5].

Еще до взятия Выборга, 14 июня, командующий Карельским фронтом генерал армии К.А. Мерецков ознакомил Черокова с замыслом Свирско-Петрозаводской операции. Операция была подготовлена в срок, к 20 июня. Командование операцией Чероков оставил за собой. Для проведения операции было выделено более 70 кораблей (подводные лодки, канонерские лодки, катера, тральщики, транспорты и другие суда).

22 июня Ладожская флотилия получила приказ приступить к Тулоксинской десантной операции. В 15.25 передовые корабли выступили от Волхова на север. Первая волна десанта почти не понесла потерь (см. приложение 3, рис.8). В первый день Тулоксинской десантной операции был захвачен плацдарм в тылу противника, перерезаны железная и шоссейная дороги. Однако к вечеру 23 июня противник усилил контрдействия. На следующий день плохая погода и отсутствие поддержки авиации заставили десант перейти к обороне. В критический момент Черокову пришлось приказать командиру канлодки «Бурея» стрелять прямой наводкой по наступавшему врагу. С кораблей на берег передали боеприпасы, которые из-за шторма не могли доставить катера. Флотилия обеспечила дополнительную высадку на плацдарм 3-й отдельной бригады морской пехоты. Соединившиеся войска двигались вдоль берега на север при поддержке кораблей флотилии. 28 июня Тулоксинская десантная операция была завершена. Войска Карельского фронта при поддержке Ладожской и Онежской флотилий вышли на государственную границу СССР [11].

Ладожская военная флотилия 2 июля 1944 года была награждена орденом Красного Знамени. Ее корабли продолжали поддерживать наступление войск вдоль побережья озера. Последней боевой операцией Ладожской флотилии была высадка десанта на остров Вуарайсунсаари и его захват. 4 сентября Финляндия прекратила боевые действия.

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поклонимся великим тем годам, 

                                                                                               Тем славным командирам и бойцам, 

                                                                                                   И маршалам страны, и рядовым...

                                                                                                  Поклонимся и мёртвым, и живым.

                                                                                               Всем тем, которых забывать нельзя!

                                                                                                 Поклонимся, поклонимся, друзья!

                                               (М.Д.Львович)

Изучив литературу и источники о жизни и деятельности адмирала Виктора Сергеевича Черокова, можно сделать следующие выводы: это уникальная фигура в истории Советского военно-морского флота периода Великой Отечественной войны. Под его руководством флотилия не потерпит ни одного поражения за годы войны.

Еще в начале вероломного наступления на территорию Советского союза Гитлер считал, что с помощью блокады ему удастся выморить город Ленинград. А за ним покорится Москва. Но он ошибся: план сорвала Ладога. Оборона Ленинграда не была похожа ни на одну оборону городов-героев. Была построена уникальная, не имевшая аналогов в мировой истории, Ладожская Дорога жизни – военно-стратегическая магистраль, которая действовала и в период навигации и в суровые зимы. Ответственность за спасение всего города легла на плечи сильного, мудрого и опытного адмирала, прошедшего свой путь от командира торпедного катера до командующего флотилией. И только благодаря компетентности и его умелому руководству завладеть городом немцам не удалось. Кроме того, им были блестяще организованы и проведены множество других боевых операций.

Цель данной исследовательской работы достигнута, задачи решены: стало известно, за какие заслуги именем адмирала Краснознамённого Балтийского флота Черокова названа улица Красносельского района Санкт-Петербурга. Гипотеза подтвердилась: в плеяду прославленных военачальников, с честью прошедших горнило Великой Отечественной войны, навсегда вписано имя вице-адмирала Виктора Сергеевича Черокова – адмирала Дороги жизни. Он действительно может называться героем. Такие люди, чья жизнь - это история мужества, достойны того, чтобы в их честь были названы улицы и другие топонимы как нашего города, так и всей страны в целом.

Научная и практическая значимость: материал данной работы может быть использован для уроков истории и мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне и их героям, в целях воспитания патриотизма и определения духовно-нравственных ориентиров подрастающего поколения.

Хочется завершить данную работу словами самого Виктора Сергеевича Черокова из книги «Для тебя, Лениград!»: «Трудно узнать сейчас эти места: как и вся наша земля, они стали еще краше. Счастливо живут люди на берегах Ладоги. Но все они помнят историю, помнят славные дела тех, кто не щадил жизни ради победы, кто сделал все, что мог, для тебя, родной Ленинград!» [7]. Мы гордимся тем, что живем в Санкт-Петербурге и считаем, история нашего города – это наша история, наша жизнь.

Литература:

1.Ачкасов В. И., Вайнер Б. А. Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне. — М.: Воениздат, 1957.

2.Большая топонимическая энциклопедия Санкт-Петербурга / под ред. А. Г. Владимировича. — СПб.: ЛИК, 2013. — С. 51. — 1136 с

3.Горбачевич К. С.Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — 4-е изд., перераб. — СПб.Норинт, 1996. — С. 13. — 359 с. 

4.Ковальчук В.М. Ленинград и большая земля. – Л.:Наука, 1975.

5.Лурье В. М. Адмиралы и генералы Военно-Морского флота СССР в период Великой Отечественной и советско-японской войн (1941-1945). — СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 2001.

6.Скрицкий Н.В. Флагманы Победы. Командующие флотами и флотилиями в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. -  М.: Центрполиграф, 2010г.

7.Чероков В. С. Для тебя, Ленинград! — М., Воениздат, 1978.

8. Петросян В.Н.  Адмирал В.Ф. Трибуц https://flot.com/history/personalities/tributs.htm

9. https://topwar.ru/86689-admiral-vf-tribuc.html

10. Чероков В.С.  Годы и люди, которых забыть нельзя https://document.wikireading.ru/79410

11. Чероков В.С. «Ладожцы»  http://www.bibliotekar.ru/Prometey-5/15.htm

12.Морозов C. Командующий Ладожской военной флотилией В.С. Чероков http://volhovogni.ru/articles/media/2016/11/17/komanduyuschij-ladozhskoj-voennoj-flotiliej-v-s-cherokov/

13. Эскадренные миноносцы «Строгий» и «Стройный» http://sovietmedals.ucoz.com/forum/52-139-1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Термины

АДМИРАЛ (нидерл. admiraal, из ст.-фр. amiraladmiral, происходит из араб. ‏أمير البحر ‎ ’амӣр аль-бахр «повелитель моря», также этимологически связывается с лат. admirabilis) — воинское звание (чин) высшего офицерского состава в военно-морских флотах (силах). В Европе вошло в употребление в XII веке, заместив используемые до того греческие и римские термины (навархдуумвирпрефект навалис и другие). По регламенту парусного флота адмирал командовал кордебаталией (основными силами), контр-адмирал (англ. rear admiral буквально «задний адмирал») — резервом, обычно располагавшимся за главными силами (арьергардом), вице-адмирал (заместитель адмирала) — передовым отрядом разведки и охранения (авангардом). (Источник: М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка. Под ред. О. Н. Трубачёва. Москва, «Прогресс», 1986. Т. I, С. 62.)

ИСТОРИОГРА́ФИЯ (от греч. ἱστορία – история и ...графия), спец. науч. дисциплина, трактующая опыт познания истории. Изучает гл. обр. историю историч. науки (истории), но, наряду с ней, также и историю формирования историч. представлений в пространстве культуры, историю обществ.-политич. мысли. ( Источник: https://bigenc.ru/world_history/text/2025312 Большая российская энциклопедия-электронная версия)

ТОПОНИМИКА (от греч. tоpos - место и оnyma - имя, название), составная часть ономастики , изучающая географические названия (топонимы), их значение, структуру, происхождение и ареал распространения. Совокупность топонимов на какой-либо территории составляет её топонимию (Источник:

 https://rus-bse.slovaronline.com  Большая советская энциклопедия онлайн)

ГОДОНИМ или одо́ним (от др.-греч. ὁδὸς «улица, дорога» + ὄνομα «имя, название») — вид урбанонима — топоним для обозначения названий улиц, в том числе проспектовбульвароваллейнабережныхпроездовпереулков, линий (один из типов улиц), шоссе (в черте города), тупиков. Широко используются в почтовых адресах для кодификации и нахождения объекта, расположенного в наземном пространстве.(Источник: Подольская Н. В.Словарь русской ономастической терминологии. Изд. 2-е, перераб. и доп. /А.В. Суперанская.- М.: Наука, 1988-192 с.,  с.52)

 

 

 

 

 

Приложение 2

Рис.1 Карта «Балтийской жемчужины»

Рис.2 «Балтийская жемчужина» на закате

Рис.3 Вид с моста через Матисов канал на улицу Адмирала Черокова (справа) и улицу Адмирала Трибуца (слева)

http://www.ksnews.ru/icon/news_img2/705x470/136479_1566217551.jpg

Рис.4 Мемориальная доска на улице Адмирала Трибуца, 7

 

 

Рис.5 Улица Адмирала Черокова. Вид с Матисова канала

 

 

http://s1.fotokto.ru/photo/full/289/2890808.jpg

Рис.6 Вид на улицу Адмирала Коновалова, 2-4 и офис «Балтийской жемчужины»

Приложение 3

Рис.1 Вице-адмирал В.Ф. Трибуц осматривает трофеи после боя у острова Сухо

Рис. 2 Контр-адмирал Чероков Виктор Сергеевич

 

Яркие моменты адмирала КоноваловаРис. 3 Герой Советского Союза капитан первого ранга Коновалов В.К.

https://war-book.ru/wp-content/uploads/2017/08/00009155-1.jpg

Рис.4 Торпедные катера типа Г-5 бригады торпедных катеров КБФ

http://sovietmedals.ucoz.com/_fr/1/9395725.jpg

Рис.5 Замаскированный эсминец «Строгий» на Невe

стройный

Рис.6 Эскадренный миноносец «Стройный» на артиллерийской позиции

http://www.bgudkov.ru/wp-content/uploads/2012/04/cerokov1.png

Рис.7 Чероков осматривает трофеи после боя у о.Сухо

 

https://r3.mt.ru/r7/photoA2E5/20123770349-0/jpg/bp.jpeg

Рис.8 Тулоксинская десантная операция

 

 

 

Приложение 4

 

 

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0efd/0006c5bc-99b0fb40/img15.jpg


 

Скачано с www.znanio.ru

Исследовательская работа «Улицы

Исследовательская работа «Улицы

ВВЕДЕНИЕ Многие улицы нашего славного города

ВВЕДЕНИЕ Многие улицы нашего славного города

ГЛАВА I . ОБЗОР УЛИЦ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА,

ГЛАВА I . ОБЗОР УЛИЦ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА,

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО

В октябре 1941 года Виктор Чероков идёт на повышение

В октябре 1941 года Виктор Чероков идёт на повышение

ГЛАВА 3. КРАСНОЗНАМЁННАЯ ЛАДОЖСКАЯ

ГЛАВА 3. КРАСНОЗНАМЁННАЯ ЛАДОЖСКАЯ

Государственный Комитет Обороны (ГКО) поставил перед наркомом

Государственный Комитет Обороны (ГКО) поставил перед наркомом

Искра». Ленинградский и Волховский фронты перешли в наступление и 18 января соединились юго-восточнее

Искра». Ленинградский и Волховский фронты перешли в наступление и 18 января соединились юго-восточнее

Еще до взятия Выборга, 14 июня, командующий

Еще до взятия Выборга, 14 июня, командующий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Поклонимся великим тем годам,

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Поклонимся великим тем годам,

Литература: 1.Ачкасов В. И.,

Литература: 1.Ачкасов В. И.,

Приложение 1 Термины АДМИРАЛ ( нидерл

Приложение 1 Термины АДМИРАЛ ( нидерл

Приложение 2 Рис.1 Карта «Балтийской жемчужины»

Приложение 2 Рис.1 Карта «Балтийской жемчужины»

Рис.3 Вид с моста через Матисов канал на улицу

Рис.3 Вид с моста через Матисов канал на улицу

Рис.5 Улица Адмирала Черокова.

Рис.5 Улица Адмирала Черокова.

Приложение 3 Рис.1 Вице-адмирал

Приложение 3 Рис.1 Вице-адмирал

Рис. 3 Герой Советского Союза капитан первого ранга

Рис. 3 Герой Советского Союза капитан первого ранга

Рис.5 Замаскированный эсминец «Строгий» на

Рис.5 Замаскированный эсминец «Строгий» на

Рис.7 Чероков осматривает трофеи после боя у о

Рис.7 Чероков осматривает трофеи после боя у о

Приложение 4

Приложение 4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.12.2021