ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………….....стр.3
1. Теоретическая часть
1.1.Что такое ветер?………………………………………………………стр.4
1.2.Виды ветров…………………………………………………………...стр.5
1.3.Способы определения направления ветра…………………………..стр.6
1.4. Роль ветра в природе и в жизни человека………………………….стр.7
2.Исследовательская часть
2.1.Эксперимент 1………………………………………………………...стр.8
2.2.Эксперимент 2………………………………………………………...стр.8
Заключение……………………………………………………………………....стр.9
Список литературы………………………………………………………………стр.10
Приложение ………………………………………………………………………стр.11
Введение:
Мне очень нравятся познавательные телевизионные программы, касающиеся нашей планеты Земля и жизни на ней. Я читаю разные книги и энциклопедии, которые раскрывают волнующие меня вопросы. Люблю наблюдать за природой, задавать вопросы и искать на них ответы.На уроке окружающего мира мы изучали тему «Явления природы». Меня очень заинтересовало такое явление, как ветер. Вот почему я с удовольствием взялся за изучение данной темы. Мне захотелось провести исследование и понять это удивительное явление природы.
Актуальность:Ветер увидеть невозможно, но нельзя не заметить: колышутся кроны деревьев, сильный ветер бьёт в лицо, а ветер ураганный способен вызывать природные катастрофы. В зависимости от своей силы и скорости он способен изменять всё вокруг.
Выбранная мною тема актуальна, так как ветер играет большую роль в природе и в жизни человека.Меня интересует вопрос о том, можно ли его приручить. В своей работе я попытаюсь ответить на этот вопрос.
Цель исследования: узнать о природном явлении «ветер» и научиться определять направление и силу ветра, используя опыты и эксперименты.
Практическая значимость исследования:материалы работы можно использовать на уроках окружающего мира с учащимися начальных классов.
Задачи исследования:изучить литературу и Интернет-ресурсы по данной теме;
рассмотреть некоторые виды ветра;познакомиться со способами определения направления и силы ветра;выяснить роль ветра в природе и жизни человека.
Гипотеза: думаю, что человек может подчинить ветер.
Объект исследования: ветер и его виды.
Предмет исследования:происхождение, направление и сила ветра.
Методы исследования:
- метод анализа теоретической литературы;
- наблюдение за ветром в природе;
- беседа с учителем и родителями;
- проведение опытов и экспериментов.
1. Теоретическая часть.
1.1 Что такое ветер?
Из детской энциклопедии «Что такое? Кто такой?» я узнал, что ветер – это движение воздуха над поверхностью Земли.
Но почему он движется, что движет его? У меня накопилось много вопросов, и я решил заняться поиском ответов на них.
Для начала я провёл простейший опыт «Движение воздуха».Взял лист бумаги, сделал из него веер, и помахал им на себя (см. фото 1). Я ощутил прохладу, ветерок. Значит, мне удалось заставить воздух двигаться.
Вывод: ветер - это движущийся воздух.
Из литературы я узнал, что наша земля нагревается неравномерно, там, где она нагревается сильнее, образуются потоки тёплого воздуха, которые устремляются вверх. На их место несутся потоки холодного воздуха. Так и получается ветер. Как известно, воздух нас окружает везде, значит и в комнате он разной температуры.
Докажем это на опыте «Откуда берётся ветер». Когда я встал на пол, мои ноги почувствовали холодный воздух (см. фото 2). Но когда я встал на стул и вытянул руки вверх, то оказалось, что там воздух гораздо теплее (см. фото 3).
Вывод: таким образом, ветер образуется из двух слоёв воздуха тёплого и холодного и только потом начинает дуть.
Как это происходит? Оказывается, что движение воздуха можно не только почувствовать, но и увидеть. Проведём опыт «Почему дует ветер».Я приоткрыл входную дверь и опустил на порог зажжённую свечу. Пламя свечи отклонилось внутрь комнаты, так как из коридора движется холодный воздух (см. фото 4). Затем свечу медленно поднял вверх. Пламя отклонилось в сторону коридора, так как из комнаты выходит тёплый воздух (см. фото 5).
Вывод: тёплый воздух поднимается вверх, он лёгкий, а тяжёлый холодный воздух устремляется на его место. Движение воздуха это и есть ветер.
1.2 Виды ветров.
Ветер на Земле бывает разным.Лёгким и тёплым, приносящим освежающую прохладу. К ним относятся бриз и муссон.
Бризы бывают дневные и ночные (см. рис. 1). Днем, когда светит солнце, суша нагревается быстрее, а водоём медленнее. Тёплый воздух, который образуется над сушей, поднимается вверх. Над поверхностью воды воздух тяжелее и холоднее. Именно поэтому летом со стороны воды веет прохладой. Холодный воздух со стороны моря устремляется на сушу. Образуется ветер, который называется дневным бризом.
Ночью наоборот. Суша остывает быстрее, чем водоём, а нагретая за день поверхность воды остывает медленнее. Воздух будет перемещаться с суши на воду. Возникает ночной бриз.
Бриз считается тихим ветром. К ним относят и муссон.
Муссон- это ветер, который меняет своё направление два раза в год по сезонам: летом дует с океана на сушу, а зимой- с суши на океан (см. рис.2).
Что умеет делать ветер? Шуметь, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, свистеть, поднимать пыль,нагонять волны и т. д.
Я провёл небольшой опыт «Ветер по морю гуляет». На столе приготовил ёмкость с водой. В каждой ёмкости было «море»: красное (см. фото 6) и жёлтое (см. фото 7). Я дул на воду. Получались волны.
Вывод: чем сильнее дуть на воду, тем выше волны.
А бывает ветер сильный и грозный. Это ураган (см. рис.3), буря (см. рис.4), смерч (см. рис.5), торнадо (см. рис.6).Такие ветры наносят огромный ущерб: с корнем вырывают деревья, разрушают дома, обрывают электролинии, переворачивают машины. Не обходится и без человеческих жертв.
Я попробовал устроить «бурю» у себя дома и провёл опыт. В большой таз с водой опустил парусные кораблики. Когда я дул на паруса, то кораблики плыли (см. фото 8). А когда перестал дуть, то они оставались на месте. Я решил проверить, что же будет, если подуть сильно? Мои кораблики потерпели крушение (см. фото 9).Вывод: чем сильнее дует ветер, тем опаснее на море.Значит ветер – это движение воздуха, которое характеризуется скоростью.
Для определения силы ветра мореходы применяют Бофортову шкалу, состоящую из 12 баллов, где нулевая отметка означает полный штиль, а 12 баллов – это ураган (см. рис.7).
1.3 Способы определения направления ветра.
Направление ветра определяют по сторонам горизонта.Основных направлений (румбов) 8:Северный, Восточный, Южный, Западный, Северо-Восточный, Юго-Восточный, Северо-Западный, Юго-Западный (см. рис.8).
Самым быстрым и точным определением сторон света служит компас. На нём есть стрелочка, у которой один конец помечен красной или синей краской (см. рис.9). Также имеется шкала, на которой отмечены стороны света. Нужно стать так, чтобы стрелка показывала север, сзади будет юг, слева – запад, справа – восток (см. фото 10),(см. рис.10).
Конечно, это легко сделать, когда в руках компас. Но если его нет? Как быть в этом случае?
С этим вопросом мне помог папа. Он рассказал несколько способов, как сориентироваться на месте без компаса. Оказывается, природа сама всё предусмотрела!
Ориентиры – это то, что помогает нам не заблудиться. Например, в лесу с северной стороны на стволах деревьев растёт мох (см. рис. 11). Он не любит света и растёт там, где сыро и темно. Как раз с северной стороны солнышко редко заглядывает. А на противоположной стороне находится юг.
Такие подсказки помогают нам в лесу. А если мы окажемся в поле или в море, то надо ориентироваться по звёздам.
Все звёзды объединяются в группы – созвездия. Одно из самых больших и красивых – Большая Медведица. Рядом с ней – Малая Медведица. В ней одна звёздочка очень яркая - это Полярная звезда, которая указывает направление на север (см. рис. 12).
Вывод: чтобы правильно определять направление ветра и хорошо ориентироваться на местности, необходимо знать стороны света и уметь определять их, даже в экстренных случаях.
1.4 Роль ветра в природе и в жизни человека.
Чего больше приносит ветер человеку и окружающей среде - пользу или вред? Друг он нам или враг?
Ветер обладает большой силой. Многие столетия люди приручают его.Когда не было двигателей, люди по морю плавали на парусных лодках. Ветер надувает парус, толкает его и корабль плывёт. Он приводит в движение ветровые мельницы(см. рис. 13).Люди научились использовать ветер для получения электроэнергии при помощи ветряков (см. рис. 14).Сила ветра используется в водных видах спорта. Современные летательные аппараты с его помощью экономят топливо и увеличивают подъёмную силу.
Каково же значение ветра в природе? Он помогает растениям опыляться и распространять семена; деревьям освободиться от старой листвы; ветер переносит запахи и помогает хищникам охотиться, а птицам - передвигаться;без него не было бы дождей и снега, пересохли бы ручьи, реки, озёра;ветер участвует в круговороте воды в природе, а так же способствует образованию морских и океанических течений.Оночищает воздух, унося с нашей планеты отработанные автомобильные газы и дым от заводов. В жаркий день приятно ощущать лёгкий летний ветерок.
Однако ветер бываетнебезопасным, коварным, приносящим беду. Его колебания могут вызвать потерю контроля самолёта; большие ветровые волны опасны для морских судов; он вызывает разрушение гор, скал; образует пыльные бури, создавая летучие барханы; ветер способен увеличивать масштабы пожара; ураганы, шторма ломают деревья, сносят крыши домов, не обходится и без человеческих жертв.
Вывод: ветер может быть и другом, и врагом человека. Это явление природы изучается, чтобы можно было использовать силу ветра для полезных дел и предупреждать людей о приближающейся опасности.
2. Исследовательская часть.
2.1 Эксперимент 1. «Весёлый осьминог».
Для наблюдения за направлением и силой ветра я сделал самодельную «ловушку» для ветра в виде забавного морского обитателя.
1.Из цветного картона я сделал цилиндр (см. фото 11).
2.С помощью дырокола сделал по краю проколы (см. фото 12).
3.Продел в отверстия 8 длинных лент – «ноги осьминога», закрепил их прочными узлами (см. фото 13).
4.Присоединил к корпусу верёвочку, за которую подвесил «весёлого осьминога» (см. фото 14).
Вывод: ноги осьминога реагируют на малейшее дуновение ветра. Так я мог определять не только направление, но и силу ветра.
2.2 Эксперимент 2. «Вертушка».
Ещё одним приспособлением для наблюдения за ветром является вертушка.
1.Я взял лист цветной бумаги и вырезал из него квадрат размером 20см на 20см (см. фото 15).
2. Прочертил две диагонали и нашёл центр квадрата.
3. По линиям отступил по 1 см от центра, отметил.
4.Разрезал квадрат по четырём линиям до отметки.
5.Загнул каждую из получившихся частей левым углом к центру так, чтобы дырочка в углу детали совпала с дырочкой в центре.
6.Закрепил получившуюся вертушку гвоздиком и прикрепил к деревянной палочке (см. фото 16).
Вывод: вертушка очень хорошо реагирует на движение воздуха и является ещё одним средством для определения направления и силы ветра.
Можно определить силу и направление ветра и по другим признакам, например, по направлению дыма из трубы (см. фото 17), по движению веток на деревьях (см. рис.15), по развевающемуся флагу (см. фото 18).
А недавно мы гуляли и купили воздушные шары. По ним тоже хорошо видно, куда дует ветер (см. фото 19).
Заключение.
Изучив литературу, проведя ряд наблюдений, я узнал: ветер - одно из удивительных явлений природы; существует несколько видов ветра.Есть лёгкие и тёплые (бризы, муссоны), приносящие освежающую прохладу, а есть сильные и грозные (ураганы, смерчи, торнадо), которые приносят много разрушений и бед. Ветер мы не видим, но можем почувствовать, как он дует в лицо; понаблюдать за тем, как он качает верхушки деревьев или развевает флаг; увидеть, как ветер гонит облака, парусную лодку или вращает лопасти ветровой мельницы.
Я выяснил, что ветер удивительный работник в природе: он распространяет семена; помогает деревьям освободиться от старой листвы; переносит запахи и помогает хищникам охотиться, а птицам - передвигаться; без него не было бы дождей и снега; ветер участвует в круговороте воды в природе, а так же способствует образованию морских и океанических течений. Он очищает воздух, а в жаркий день несёт прохладный летний ветерок.
После проведения опытов и экспериментов (которые вызвали наибольший интерес в исследовании) мне удалось понять: ветер - это движение воздуха, которое происходит при смене его потоков (теплого и холодного); направление ветра определяют по сторонам горизонта, используя флюгер, компас или ориентиры окружающей местности, а силу ветра определяют по 12 - бальной шкале Бофорта.
Ещё я понял, что человеку ветер подчинить не удастся - это опровергает мою гипотезу. Но человек может использовать ветер в своих целях, так как энергия ветра огромна. Это и получение электроэнергии, ветровые мельницы, водный спорт.
Таким образом, изучив все положительные и отрицательные стороны ветра, я пришёл к выводу, что ветер оказывает огромное влияние на человека и живую природу.Он великий путешественник, который знает все дороги, но даже они ему не нужны. Он мог бы раскрыть все загадки и секреты, но ветер к нам безразличен, поэтому навсегда сохранит свои тайны.
В будущем мне хотелось бы узнать, какие ветра преобладают в нашей местности и как они влияют на погоду. Это будет тема моей следующей работы
Список используемой литературы и интернет-ресурсы
1. Аксёнова М.Д.Энциклопедия для детей.
2. Белавина И.Г. Найденская Н.Г. Планета – наш дом.
3. Галилео. Наука опытным путём. Москва: Де Агостини,2011г.
4. Детская энциклопедия. Что такое? Кто такой?
5. Калашников В. И. Чудеса природы. На земле и в воздухе. Москва: Белый город, 2010г.
6. Ликум А. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей.
7. Планета Земля. Энциклопедия. Москва: Росмэн, 2010г.
8. Толковый словарь живого великорусского языка.
9. http://www.otvetim.info/detskie-voprosy
10. http://earth.nullschool.netрежим реального времени скорости ветра в любой точке земного шара.
11. http://wikipedia.ru
12. https:// сезоны–года.рф
13. http://www.nado5.ru
14. https://tainaprirody.ru/atmosfera/veter
15. https://shkolnaiapora.ru
16. https://www.liveinternet.ru
Приложение
Опыт №1 «Движение воздуха».
Фото 1.
Опыт №2 «Откуда берётся ветер».
Фото 2. Фото 3.
Опыт №3 «Почему дует ветер».
Пламя отклонилось внутрь комнаты. Пламя отклонилось в сторону коридора.
Фото 4. Фото 5.
Рисунок 1. Бриз.
Рисунок 2. Муссон
Опыт №4 «Ветер по морю гуляет».
Фото 6. Фото 7.
Рисунок 3. Ураган. Рисунок 4. Буря.
Рисунок 5. Смерч. Рисунок 6. Торнадо.
Опыт №5 «Буря».
Кораблики плавают. Кораблики потерпели крушение.
Фото 8. Фото 9.
Рисунок 7. Шкала Бофорта.
Рисунок 8. Направления сторон света. Рисунок 9. Компас
Фото 10. Определяем стороны света. Рисунок 10. Стороны света.
Рисунок 11. С северной стороны Рисунок 12. Полярная звезда.
Растёт мох.
Рисунок 14. Ветряки. Рисунок 13. Мельница.
Эксперимент 1 «Весёлый осьминог».
Фото 11. Фото 12.
Фото 13. Фото 14.
Эксперимент 2 «Вертушка».
Фото 15. Фото 16.
Фото 17. Дым из трубы Рисунок 15. Ветер качает деревья.
Фото 19. Фото18.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.