Исследовательская работа "Войной украденное детство"
Оценка 4.8

Исследовательская работа "Войной украденное детство"

Оценка 4.8
docx
20.11.2022
Исследовательская работа "Войной украденное детство"
Войной украденное детство.docx

                         Войной украденное детство

                                                             Введение

     11 апреля - международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Как день памяти жертв этот день установлен по инициативе ООН в память об интернациональном восстании, которое подняли 11 апреля 1945 года узники Бухенвальда, узнав о приближении Советской армии.

 Сотни тысяч наших соотечественников оказались более, чем в 14 тысячах концентрационных лагерях, тюрьмах, гетто, разбросанных по всей Европе. О масштабах трагедии свидетельствуют бесстрастные цифры: только на территории России фашистские оккупанты расстреляли, душили в газовых камерах, сожгли, повесили 1,7 млн. человек  (в том числе 600 тысяч детей). Всего же в концлагерях погибло около 5 млн. советских граждан.

Международный трибунал в Нюрнберге признал в 1946 году, что заключение в неволю мирных граждан иностранных государств, равно как и использование в принудительном порядке их труда является не только военным преступлением. Оно было квалифицировано как преступление против человечества. Мы обязаны помнить об одной из малоизвестных трагедий Великой Отечественной войны - трагедии бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей. Дети становились заложниками, донорами, биологическим сырьем для преступных «медицинских экспериментов».

Я узнала о том, что в нашем поселке живет женщина, которая в детские годы попала в финский фашистский концлагерь и решила провести исследование.

Цель работы:

Изучение трагических страниц истории Великой Отечественной войны, воспитание у подрастающего поколения активной гражданской позиции и  сострадания к пострадавшим от фашистской агрессии.

Задачи:

     - выяснить, когда были созданы фашистские концлагеря;

     - с какой целью они создавались;

    - рассказать об условиях, в которых жили узники, находясь в плену у            

       захватчиков;

    - как сложилась их дальнейшая послевоенная судьба;

    - расширить  знания  учащихся об узниках нацистских концлагерей;

    - как сложилась их дальнейшая послевоенная судьба;

    - расширить  знания  учащихся об узниках нацистских концлагерей.

  Гипотеза:

    Если уроки истории усвоить сегодня, то в будущем это поможет избежать  роста этнической нетерпимости, использования человекоубийства для решения различных сложных проблем.

         Актуальность:

       Я считаю, что тема моего исследования является  очень важной, так как       есть темы, которые никогда не перестанут быть актуальными. Нельзя забыть  унижение и страх  малолетних  узников концентрационных лагерей. Людей, прошедших  ад  фашистских лагерей, остается все меньше и меньше с каждым годом,  и необходимо  помочь им оставить в назидание потомкам урок мужества и стойкости.

Предмет исследования: влияние пребывания в концлагере малолетних узников на их дальнейшую судьбу.

Объект исследования: Сердюкова (Лошкарёва) Любовь Степановна - в прошлом малолетняя узница концлагеря

Новизна:  впервые исследуется влияние пребывания малолетней узницы на её дальнейшую судьбу.  

          Место и сроки и проведения исследования:

П. Потьма, май 2019-февраль 2020 гг.

Методы исследования:

-теоретический (изучение литературы, материалов СМИ);

- социологический (опрос жителей п. Потьма);

-эмпирический (исследование архивных данных, анализ результатов);

-картографический (составление диаграмм и их анализ)

 

Глава I. Трагические страницы истории

    Концентрационные лагеря - специально оборудованные места превентивного заключения для противников нацистского режима. "Мы должны быть безжалостными!... Я не собираюсь превращать концлагеря в исправительные учреждения. Террор - вот что является наиболее эффектным инструментом. Я не стану изображать из себя благодетеля только ради того, чтобы не оскорбить многочисленных, бестолковых буржуазных неженок, " - сказал А. Гитлер  Герману Раушнингу еще до прихода к власти.

Три главных концлагеря были выстроены еще в 1933 году: Дахау недалеко от Мюнхена, Бухенвальд возле Веймара, 3аксенхаузен возле Берлина. Фашистские лагеря смерти создавались гитлеровцами на оккупированных территориях для массового уничтожения людей, подавления их сопротивления, использования  для принудительного труда. При подготовке нападения на СССР фашистским руководством ещё в марте 1941 г. были даны директивы об организации лагерей для предполагаемых советских военнопленных и гражданского населения: коммунистов, семей военнослужащих, евреев, жителей партизанских районов, мужчин призывного возраста и др. Первые дети попали в лагерь уже в июне 1939 года. Это были дети цыган, которые вместе с матерями прибыли транспортом из австрийской земли Бургенланд, среди них - двух- и трехлетние. С детьми в лагерь бросали и еврейских матерей. После начала второй мировой войны матери с детьми прибывали из стран, подвергшихся фашистской оккупации, - сначала из Польши, Австрии и Чехословакии, потом - из Голландии, Бельгии, Франции и Югославии. Часто мать умирала, и ребенок оставался один. Чтобы избавиться от лишенных матерей детей, их транспортом отсылали в Бернбург или Освенцим. Там их уничтожали в газовых камерах...[1]

Не стоит сбрасывать со счетов союзные с Германией страны, где также установился фашистский режим. В Республике Карелия финскими фашистами в концлагеря были отправлены более 20 000 человек, в том числе и детей. Только в окрестностях Петрозаводска было семь концентрационных лагерей, всего семнадцать лагерей и спец тюрем, многим из их узников дождаться освобождения не довелось[2]. Порядки в финских концентрационных лагерях мало чем отличались от немецких. Огромная скученность людей на ограниченной территории, отвратительная по качеству и недостаточная по объему пища, глумление и издевательство со стороны надзирателей, фактическое отсутствие медицинской помощи. Все это вело к широкому распространению болезней и истощению, а как следствие – массовой гибели заключенных.                                                                                               

   Война – это не только человеческие жертвы, потери в бою, это и нравственные потери, это, прежде всего изуродованное, искалеченное детство, отчаянье и горе матерей. Иной раз, просматривая документы и фотографии, читая воспоминания выживших, невольно задумываешься, как люди в «цивилизованной» Европе могли допустить такое. Говоря о концлагерях, мы все вспоминаем Германию, но не стоит забывать о союзных с ней странах.

По статистике, которая велась в нашей стране, в годы войны, попали в фашистский плен более 4,5 млн. граждан СССР (по статистическим данным Германии - 5,7 млн. человек).

Причины пленения были самыми различными. По всей видимости, Германия включила в это число и так называемых перемещённых лиц. Это было в основном гражданское население оккупированной территории СССР.

Судьба этих людей была поистине трагичной. С подачи Сталина на них закрепилось клеймо «предатели». Вырвавшись из фашистского плена, они попадали в объятия «ГУЛАГА». Репрессиям подвергались их родственники и дети. Глубокий страх засел в душах этих людей. По возможности они меняли фамилии и давали себе обет молчания на всю оставшуюся жизнь[3]. Эта страница истории наглухо была закрыта. Об этом не говорилось и не писалось. Но это вовсе не значит, что мы не должны об этом знать.

У малолетних узников не было детства, но и в зрелые годы прошлое не отпускало их. Пережитые в раннем возрасте унижения, страх, бремя непосильного труда и обретенные вследствие этого болезни не могли обеспечить им полноценной жизни. Детский труд нещадно эксплуатировали на фашистских военных объектах. Практически ничего мы не знаем о тех, кто побывал в фашистских концлагерях, многое забылось или просто замалчивалось.

 

                              Глава II. Малолетние узники – наши земляки

   2.1 Поломанные судьбы людей

   Лошкарева Любовь Степановна родилась в 1939 году в селе Салазгорь Торбеевского района (см Приложение 1,  фото 1).  Вскоре молодая семья переехала в Иркутскую область, в город Бадайбо, к сестре отца. Но живут они там не долго,  все это время отец работал на золотых приисках. Но когда глава семьи заболел цингой, семья возвращается обратно в Мордовию, а когда маленькой Любе исполняется 2 года, в поисках лучшей жизни, они уезжают в Карелию на лесосплав. Вместе с ними еще 12 семей из Мордовкой республики, пункт назначения – поселок Пирютай, Кирянский район Карело - Финской республики.                         

   Началась война. Отца забрали в армию в мае. Мать  осталась одна, с маленькой Любой на руках. В июле 1941 они попадают в окружение финской армии. 16 октября 1941 года их забирают в плен и отправляют в Финляндию, в концлагерь Миэхиккяля[4]. У пленных забирают все личные вещи, особую ценность представляли отрезы ткани (пленные разрезали их на куски, чтобы не достались финнам).

  «Я мало что помню из лагерной жизни. По рассказам мамы: Территория была обнесена проволокой. Надзиратели – финны. Кормили похлебкой из картофельной кожуры. В бараках было сыро и холодно.  Однажды я заболела, мама пробралась через  заграждение и набрала мне ягод  черники, поила чаем из заваренных ягод. Донесли, мать избили шомполами и бросили в карцер».

Мужчин в лагере отправляли на тяжелые работы (строить линию Маннергейма). Женщины занимались более легкой, убирали бараки и т.д.

В лагере они пробыли три года. В 1944 году Красная армия освободила эти территории. Освобожденных узников лагерей погрузили в товарные вагоны и отправили в Выборг на фильтрацию. Всех признали предателями Родины.

Пока шла перепроверка Люба с матерью жили в городе Питкяранта, Карело-Финской АССР, часто вызывали на допросы (см Приложение 2). 

    На этом ужасы не заканчиваются…

 

2.2 Мама, я хочу быть с тобой.

       В 1946 мать арестовывают.

«Маму забирали в наручниках. Помню, как я вцепилась в неё, но сильные руки вырвали меня…. Навсегда….»,- со слезами на глазах вспоминает Любовь Степановна. 

    Мать посадили на 9 лет, а семилетнюю Любу отправили в поселок Салми, в местный детский дом (см Приложение 1, фото 2, 3).

    Подумать только - Люба дочь «врага народа»…Ни этой ли крохе, испытавшей на себе плен фашистского концлагеря, жить и радоваться теперь уже под мирным небом. Но мама в тюрьме. Мама! Самый дорогой на свете человек! Самая красивая, самая нежная, самая любимая!

    В 1953 году воспитательница (см Приложение 1, фото 4), в прошлом воспитанница того же детского дома, предложила  обратиться в общество антифашисткого объединения, возглавляемого  матерью Зои Космодемьянской с просьбой о пересмотре дела Любиной мамы. Вскоре умер Сталин, появилась надежда на освобождение. Наталью Лошкареву отпустили из тюрьмы только 1955 году, что на год раньше срока, а реабилитировали лишь в 1992 (см Приложение 2). Сразу из тюрьмы Кольского полуострова мама спешит к дочке. Но встреча была недоброй.  Дочь не смогла принять сердцем свою мать, для неё она казалась чужой женщиной… Тюрьма не красит. В воспоминаниях Любы мама была другой. Все долгих девять лет рядом были воспитатели, к которым полу - сирота прикипела душой (см Приложение 1, фото 5).

     Жилья фактически не было. Потом Наталье Никитичне все же дали комнату, и месяц они с дочерью жили вместе. Всё это время Наталья Никитична подрабатывала в детском доме: стирала вещи, штопала обветшалую одежду. Люба сторонилась своей мамы, искоса поглядывая, как к ней бегают другие детишки. Появилась возможность вернуться в Мордовию, но Люба тогда еще училась, и ее не отпустили до конца образования. Так она осталась в детском доме, а мать уехала в Салазгорь. Всё это время родным не было известно об их местонахождении, знали только, что в 1941 забрали в плен. Отец с войны не вернулся.

    Так как у Любы была мама, ей не положено по окончании семилетки получить довольствие (осеннюю и зимнюю одежду), с которым выходили в «большую жизнь» другие детдомовцы. В то лето Люба отправилась на родину к матери в мордовскую глубинку Торбеевского района. Приютили родственники. Детей у них было много, места –мало. Ночевали  в сарае на соломе. У мамы были денежные сбережения (восемьсот рублей, их мама копила для неё, для дочки, отбывая срок без вины, ни на минуту не забывая о Любочке). На эти деньги они решают снова  ехать, снова в Таджикистан, к родственникам отца. Там Люба пошла в 8-й класс, но школу вскоре бросила и устроилась работать на «Шелккомбинат» (см Приложение 1 , фото 6). В 19 лет она вышла замуж (см Приложение 1, фото 7). В Ленинабаде прожили 46 лет. Надежда Никитична умерла в 1984 году. По словам Любови Степановны (см Приложение 1, фото 8), в 90-х годах совсем не чувствовалось плохое отношение к русским, но все же пришлось уехать. В 1995 году Любовь Степановна с семьей перехала в Потьму, где и живет по сей день.

  В 2010 году в канун празднования 65-летия Победы над фашизмом в районной газете вышла статья о Сердюковой Л.С. (см Приложение 4), чуть позже она получила премию в размере 25000 рублей.

Вывод: Героине моего исследования в какой-то мере повезло. Находясь в концлагере, она была в том возрасте, когда детская память не способна запечатлеть страшные эпизоды.

                                    Глава III. Мои исследования

    Я провела социологический опрос среди 25 жителей п.Потьма в возрасте от 14 до 70 лет (см Приложение 3).

    Из итогов социологического опроса можно сделать вывод, что знания респондентов  о бывших узниках нацистских концлагерей очень краткие и поверхностные, в основном, из-за недостатка информации. Подростки слишком далеки от исторических фактов, даже изучив события 1941-1945гг. на уроках истории. Результаты анкетирования еще раз подчеркивают актуальность рассматриваемой темы.

 

Заключение

        Я считаю, что  людей, которые прошли  фашистские лагеря  никогда нельзя  забывать. Десятки миллионов людей погибли ради того,  чтобы мы могли мирно жить и надо всегда об этом помнить.

           Казалось бы,  простые истины: никто не имеет право отнимать у человека жизнь, нарушать  его права, но в истории это прослеживается постоянно. Нацистские концлагеря - лагеря смерти,  не верится, что человек смог такое создать. В ходе исследования, знакомясь с документами, воспоминаниями очевидцев мне становилось страшно оттого,  что такие бесчеловечные,  аморальные и просто чудовищные условия содержания людей,  да и вообще существование концлагерей смог позволить себе человек. И то восхваление, какое-то даже обожание фашизма как государственного строя, идеологии у некоторых слоёв населения  просто   недопустимо, неприемлемо - не имеет право на существование.

 А сколько малолетних узников концлагерей умирали не выдержав бесчеловечных условий жизни, над ними издевались, их гнали перед немецкими солдатами,  идущими в  атаку, у них брали кровь для различных целей, над ними проводили медицинские опыты, их, наравне со взрослыми, привлекали к непосильному рабскому труду.

   Таким образом, можно сделать вывод, что судьба малолетней  узницы концлагеря Любы очень поучительна для нас и сегодня. Она учит нас быть милосердными, внимательными и уважительными к старшему поколению, быть настоящими патриотами своей Родины. Это поколение восхищает своей стойкостью духа. А эти страницы истории взывают нас делать всё возможное, чтобы люди никогда больше не испытывали всех ужасов фашизма. Но ни в коем случае нельзя делать вид, что этого не было. Я считаю, что современные люди, а также дети должны знать об истории концлагерей. Ведь дети – это будущее народа, будущее нации, и мы должны научить их противостоять идеям фашизма, шовинизма и национализма.


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Кертес И. Без судьбы И: М. ,2004 г.,- с.98

 

[2]Лукьянов В.С. "Трагическое Заонежье" И: «Карелия», г. Петрозаводск, 1975 г.,- с. 211-213                                                                                                   

[3] Мельникова Д., Чёрная Л. Империя смерти. М.: Изд-во политической     литературы, 1988 – с.142.

 

[4] Газета  «Время и Жизнь», №15 (8221), от 10 апреля 2010г.

Войной украденное детство

Войной украденное детство

Нельзя забыть унижение и страх малолетних узников концентрационных лагерей

Нельзя забыть унижение и страх малолетних узников концентрационных лагерей

Бернбург или Освенцим. Там их уничтожали в газовых камерах

Бернбург или Освенцим. Там их уничтожали в газовых камерах

Глава II . Малолетние узники – наши земляки 2

Глава II . Малолетние узники – наши земляки 2

Подумать только - Люба дочь «врага народа»…Ни этой ли крохе, испытавшей на себе плен фашистского концлагеря, жить и радоваться теперь уже под мирным небом

Подумать только - Люба дочь «врага народа»…Ни этой ли крохе, испытавшей на себе плен фашистского концлагеря, жить и радоваться теперь уже под мирным небом

Вывод: Героине моего исследования в какой-то мере повезло

Вывод: Героине моего исследования в какой-то мере повезло
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2022