Исследовательская деятельность в современном образовании играет очень важную роль. Данная статья посвящена исследовательской деятельности в обучении младших школьников. В статье рассмотрена значимость данной деятельность, определения , которые даны разными авторами, типы, этапы, фрагменты урока окружающего мира на примере учебника Плешакова.
наша статья.docx
Целью образования сегодня становится «общекультурное, личностное и
познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую
компетенцию, как умение учиться». Пожалуй, впервые в истории
отечественного школьного образования «формирование универсальных
учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность
к саморазвитию и самосовершенствованию», рассматривается в качестве
важнейшей задачи системы образования на государственном уровне. В связи с
этим чрезвычайно актуальным становится вопрос о том, как можно и нужно
развивать универсальные учебные действия.
Ценность исследовательского отношения человека к действительности
трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений,
знаний, новых способов мышления и поведения – то, что, пожалуй, больше
всего может помочь человеку не просто выжить в современном мире, а
реализовать себя, свой творческий потенциал. С данной точки зрения
воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни
является важнейшей задачей современной школы.
Исследовательская деятельность может служить отправной точкой в
развитии личности учащегося. Необходимо дать возможность учащемуся
приобщиться к исследовательскому, научному опыту предшествующих
поколений. Такую возможность может дать правильно организованная
исследовательская деятельность.
Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность
учащихся, делают восприятие учебной информации более активным,
целостным, эмоциональным, творческим.
Очень важно, чтобы ребенок на самом первом этапе своего обучения в
школе мог прикоснуться к многообразию окружающей действительности,
удивиться её тайнам и в процессе из познания испытать радость творчества,
восторг открытия. В этом смысле значение такого предмета, как
«Окружающий мир», трудно переоценить.
Удивиться тайнам окружающего мира может помочь применение
проблемнодиалогического метода в обучении, а испытать радость творчества
и восторг открытия – такая организация учебновоспитательного процесса,
когда ребёнок имеет возможность открывать знания о мире в ходе
индивидуальной или совместной со сверстниками деятельности. Развитию у ребёнка исследовательского отношения к миру предполагает:
метод обучения, моделирующий процесс открытия ребёнком новых
знаний о мире – проблемноисследовательский;
субъектсубъектные отношения, обеспечивающие возможность
сотрудничества, диалога и творчества в процессе познания.
Применение проблемноисследовательского метода позволяет поставить
ребёнка в активную позицию исследователя, познающего окружающий мир с
его закономерностями, противоречиями и загадками. Этот метод
обеспечивает высокий уровень самостоятельности ребёнка в процессе учения,
такое построение учебного процесса, когда в центре стоит ребёнок со своими
вопросами и интересами, а не учитель с «правильным» знанием, которое он
должен передать детям в «готовом виде». Важно и то, что проблемно
исследовательский метод предполагает не только индивидуальный, но и
групповой, совместный поиск неизвестного учащимися. При таком
построении процесса обучения обеспечивается развитие коммуникативной
сферы у детей, их способностей к сотрудничеству, пониманию других людей
и самого себя.
Сегодня важно учить детей использовать свой опыт, знания, умения и
качества личности для решения конкретных проблем, формировать научную
картину мира, научить находить путь от научного описания к способностям
ориентироваться в конкретных явлениях.
Главная проблема школы – это переход от информативного метода
обучения к активной творческой деятельности всего педагогического
сообщества: педагогического коллектива, учащихся и родителей.
Особенно актуальна это проблема для учащихся начальной школы,
поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебная деятельность является
ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей
развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления,
обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие
научного теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки
самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этом возрасте
начинается осознание себя как субъекта учения. Актуальность проблемы вызвана ещё и тем, что изменение уклада
образования является основным направлением
начальной ступени
сегодняшних реформ. Усвоение предметного материала обучения из цели
социального и
становится средством такого эмоционального,
интеллектуального развития ребёнка, которое обеспечивает переход от
обучения к самообразованию, а, следовательно, и успешную социализацию
младшего школьника.
Сущность развития личности ребёнка в данном случае состоит в
качественном изменении деятельности, в которую он включён. Там, где
ведётся самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск
новых, оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая
деятельность учащихся.
В Концепции модернизации российского образования на данный период
ставится задача по формированию целостной системы универсальных знаний,
умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной
ответственности обучающихся,
то есть ключевых компетенций,
определяющих современное качество содержания образования.
Формирование ключевых компетентностей, а к ним относится и проектная
компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего
образования, а проектирование и проектная деятельность – новым
содержанием. Цель учителя начальной школы в данном направлении – создать
условия для формирования и развития исследовательских умений младших
школьников. Поэтому задача начальной школы – заложить фундамент, начать
формирование исследовательских умений и навыков, которые должны
развиваться в средней и старшей школе.
Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и
обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителем можно достичь хорошего результата в развитии творческого потенциала учащегося.
Педагог – это организатор исследовательской деятельности, выступает в
роли руководителя, консультанта, помощника, внимательного наблюдателя.
Дети проходят мысленный путь учёного, приобретают активную позицию,
усваивают новую информацию, ведь результат исследования заранее им
неизвестен.
Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность
учащихся, связанная с решением творческой исследовательской задачи с
заранее неизвестным решением.
Исследовательская деятельность является одним из наиболее
эффективных средств, обеспечивающих развитие мотивации учащихся и
формирование универсальных учебных действий.
Учебное исследование рассматривается как образовательный процесс,
реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности [2].
Основные характеристики учебного исследования:
1) выявление в учебном материале проблемных точек, предполагающих
неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих
точек» или проблемная подача материала;
2) развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез
в избранной проблеме, их адекватное формулирование;
3) развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа
свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и
др.);
4) работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий;
5) развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в
качестве истинной.
В основе организации урока можно выделить шесть основных этапов
методики исследования, которые следуют друг за другом, и один
дополнительный:
I.
Мотивация (создание проблемной ситуации,
возникновение проблемы и предположений,
формулируется гипотеза)
II. Исследование (поиск решения проблемы, фактов для обоснования или
опровержения гипотезы)
III. Обмен информацией (изложение результатов исследования)
обеспечивающей
на основе которых IV.
Организация информации (сортировка или классификация
полученных в результате исследования фактов)
V.Связывание информации (открытие и формулирование нового знания:
принципа, идеи, обобщения)
VI. Подведение итогов, рефлексия (оценивание того, в какой мере
достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы)
VII. Применение (использование приобретённого нового знания в новых
условиях для достижения подлинного понимания открытия)
Отличительной чертой урока исследования является целостность, т. е.
связность всех его этапов и их подчинённость одной функции – открытию или
доказательству какогото нового знания, идее урока. Рассмотрим основные
шаги при конструировании урока – исследования:
Этап Содержание деятельности
Что нужно знать учителю
1
2
3
4
5
Сформулировать обобщение урока
Осознать, какое правило, принцип,
закономерность или связь должны быть
выявлены или обоснованы
Определить материал для изучения,
на основании которого можно
выявить или обосновать обобщение
Определить
исследования
тип
учебного
Сконструировать
ситуацию для учеников
проблемную
состав
Продумать
групп,
распределение материала для
изучения по группам,
форму
представления работы
Определить объём, характер, форму
предъявления
на
информации
основании значимых критериев
Учесть
особенности материала,
которые ставит учитель
специфику обобщения,
задачи,
Обеспечить
возникновение
потребности в раскрытии неизвестного
(планируемого обобщения)
Учесть
организации работы в малых группах
принципы и правила
Цельность урока, его подчинённость одной идее обеспечивается двумя
Если обобщение –
компонентами –мотивацией и обобщением.
это содержательносмысловой
чего»),
то мотивация, обеспечивающая возникновение вопроса, это динамический
стержень урока («изза чего») проводится урок
урока («ради
стержень
Возникновение сомнения, неуверенности, вопроса или проблемы, на
разрешение которых должна быть направлена вся дальнейшая активность
учащихся на уроке, является целью этапа мотивации. Способы создания мотивации на уроке представляют собой различные
варианты конструирования проблемных ситуаций, обуславливающих
необходимость проведения исследования.
На примере учебников А.А Плешакова( УМК «Школа России») рассмотрим
как изучаются насекомые в разных классах, и каким может быть урок
исследование на тему «Насекомые». Но для начала, узнаем в каких классах, и
что конкретно узнают дети про насекомых.
В 1 классе в 1 части ученикам помогает познакомиться с окружающем миром
Муравей Вопросик. Он, на протяжении всего 1 класса, задает ребятам
вопросы и показывает что будет изучаться на уроке. На с 32 ребята изучают
тему «Кто такие насекомые?». По рисунку ребята изучают строение бабочки.
С помощью атласа определителя, узнают других насекомых, изображенных на
рисунке. В конце данный темы ребятам предлагается придумать сказочные
истории по данным в учебнике рисункам.
Во 2 части ученики знакомятся с темой « Почему нельзя рвать цветы и ловить
бабочек?» Дети узнают, какие бабочки живут на лугу и знакомятся с
правилами поведения на природе.
Во 2 классе ребята закрепляют, полученные в 1 классе знания о насекомых и
узнают ,какие насекомые занесены в Красную книгу.
Далее, я хочу показать как можно провести урок исследование в 1 классе на
тему «Насекомые».
Предмет: окружающий мир
Тема урока: «Насекомые» Цель урока: дать общее представление о насекомых (строение, питание, среда
обитания, передвижение), познакомить с разнообразием насекомых.
Тип урока: исследование индуктивного типа
Задачи урока:
1) Образовательная:
формировать знания учащихся о строении, питании, среде обитания,
передвижении, разнообразии насекомых.
2) Развивающая:
способствовать развитию познавательного интереса, умению логически
мыслить, ставить исследовательские вопросы, выделять отличительные
признаки насекомых.
3) Воспитательная:
воспитывать бережное отношение к природе, пробудить
любознательность при изучении насекомых.
Формирование УУД:
Личностные:
бережное отношение к природе;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных,
так и окружающих людей
Регулятивные:
умение сохранять заданную цель,
умение видеть указанную ошибку;
адекватная оценка правильности выполнения действий
Познавательные:
умение использовать наглядные модели;
синтез, как составление целого из частей;
анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
использование наблюдения как способа познания окружающего мира
Коммуникативные:
умение высказывать свое мнение;
умение задавать вопросы;
умение использовать речь для регуляции своего действия
Планируемый результат
Дети учатся:
узнавать насекомых по строению их тела;
выделять отличительные признаки насекомых;
формулировать вопросы для изучения.
Умения, характеризующие достижения этого результата:
узнавать насекомых по рисункам, картинкам;
называть отличительные признаки насекомых;
ставить исследовательские вопросы;
выделять общее признаки насекомых.
Оборудование к уроку:
компьютер;
экран;
проектор;
конверты с заданиями;
клей, фломастеры, цветные карандаши;
вопросы к заданиям;
кружочки: красный, желтый, зеленый
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.
Психологический настрой.
Улыбнитесь друг другу, подарите улыбки мне и нашим гостям.
Ведь улыбка располагает к приятному общению.
А теперь настроимся на работу и произнесем волшебную фразу:
«Я хочу многое узнать!» Ведь вокруг нас много интересного.
Сегодня на уроке вас ожидают новые открытия.
Актуализация знаний
(Звучит фонограмма голосов различных животных.)
Знакомы ли вам звуки, которые вы сейчас услышали? (Да)
Где вы могли их слышать? (Дома, в лесу, на поляне, когда ходили на
прогулку, на речке)
Как их всех назвать одним словом? (Голоса животных)
1. Постановка цели и задач урока.
1 этап исследования
Мотивация учебной деятельности учащихся. Послушайте небольшие тексты, которые прочитают для вас подготовленные
дети, и скажите, о каких животных говорится?
(с. 68 «Весенние картинки», учебник) (Слайд 4)
О каких животных нам прочитали дети? (Жужелица, майский жук, пчела)
Кто знает, к какой группе относят ученые этих животных? Как назвать их
одним словом? (Насекомые)
Кто из вас догадался, о ком и о чём будем говорить сегодня на уроке? (О
насекомых)
Сформулируйте тему урока. (Тема нашего урока «Насекомые»).
2 этап Исследование (поиск решения проблемы, фактов для
обоснования или опровержения гипотезы)
Ребята, откройте свои учебники на странице 1617. Посмотрите на картинку,
кого вы знаете?
Ребята, а чтобы вы хотели узнать о них? (Я хотел бы узнать, сколько у них
ног? Где насекомые обитают? Что они едят? Как они передвигаются? Сколько
их всего?)
Ребята, вопросов у вас много все они разные. Давайте еще раз выясним, что
вас интересует:
?Строение тела насекомых.
?Окраска и обитание.
?Питание насекомых.
?Передвижение насекомых.
?Разнообразие насекомых.
Инструкция:
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Выделите интересные факты о насекомых.
3. Постарайтесь ответить на вопросы.
4. На рабочем листе выполните задание.
5. Подготовьтесь к выступлению.
Ребята, распределите обязанности в группе, кто, за что у вас будет отвечать.
Работая в группе, не забывайте быть добрыми и уважительными друг к другу.
У всех насекомых тело состоит из 3 частей: головы, груди, брюшка.
Текст для 1 группы.
1. На голове расположены глаза, усики и хоботок.
2. На груди – крылья и ноги. 3. У насекомых 6 ног.
Инструкция для 1 группы
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Выделите интересные факты о насекомых.
3. Постарайтесь ответить на вопросы.
4. Вспомните и назовите стихотворение, в котором вы встречали это
насекомое.
5. На рабочем листе выполните задание.
6. Подготовьтесь к выступлению.
Рабочий лист для 1 группы
Задание: найти части тела насекомого и приклеить на рабочий лист
Текст для 2 группы.
Окраска насекомых зависит от того, где они обитают. Это помогает
спрятаться от врагов. Одни насекомые благодаря окраске становятся
невидимыми. У других окраска настолько яркая, что враги боятся к ним
приближаться. Существуют насекомые, которые в момент опасности
выпускают едкую жидкость с резким запахом.
Инструкция для 2 группы
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Выделите интересные факты о насекомых.
3. Постарайтесь ответить на вопросы.
4. Вспомните, как называется литературное произведение, в котором
встречается муравей и стрекоза.
5. На рабочем листе выполните задание.
6. Подготовьтесь к выступлению.
Рабочий лист для 2 группы Задание: назовите насекомых, приклейте и соедините их с местом обитания
на рабочий лист
Луг бабочка, стрекоза.
Сад пчела.
Лес муравей.
Огород колорадский жук.
Текст для 3 группы.
Насекомые питаются поразному. Одни едят растения, другие мелкую
живность, некоторые едят и растения, и живность. А некоторые питаются
кровью. Ротовые
органы разные. У одних насекомых челюсти как кусачки, у других как шприц,
у некоторых хоботок.
Инструкция для 3 группы
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Выделите интересные факты о насекомых.
3. Постарайтесь ответить на вопросы.
4. Вспомните песню, в которой встречается зеленое насекомое кузнечик.
5. На рабочем листе выполните задание.
6. Подготовьтесь к выступлению.
Рабочий лист для 3 группы
Задание: отметьте, кто из насекомых, чем питается.
Кузнечик – травянистые растения
Комар кровью, соком растений
Таракан – всеядный, травянистыми растениями и насекомыми
Божья коровка – травянистыми растениями
Текст для 4 группы.
Как передвигаются насекомые? Многие из них летают. Для этого у насекомых есть крылья. Стрекоза может
развить скорость до 40 км/час. Некоторые насекомые бегают, прыгают или
ползают. Кузнечик может прыгнуть на расстояние, в 20 раз больше длины
своего тела.
Насекомые самая богатая по количеству видов группа животных. В ней не
менее миллиона видов. Это бабочки, блохи, вши, богомолы, жуки, клопы,
муравьи, мухи, комары, пчелы, стрекозы, тараканы и другие.
Многие насекомые силачи. Стрекозы способны поднять вес в 10 раз больше
собственного, пчелы в 24 раза, муравей способен тащить ношу, в 52 раза
больше собственного веса, а жук – носорог в 100 раз.
Инструкция для 4 группы
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Выделите интересные факты о насекомых.
3. Постарайтесь ответить на вопросы.
4. Назовите литературные произведения, в которых встречаются насекомые.
5. На рабочем листе выполните задание.
6. Подготовьтесь к выступлению.
Рабочий лист для 4 группы
Задание:
1. Нарисуйте насекомых, которые летают, прыгают, ползают, бегают.
2. Распределите насекомых по силе.
Можно приступать к работе.
III. Обмен информацией Каждая группа предоставляет в ходе
исследования материалы, крепит их на доску под вопросами. Ребята по –
очереди рассказывают классу об особенностях насекомых, с которыми они
познакомились.
Игра «Насекомые». Молодцы, хорошо справились с заданиями. Я надеюсь, что Маша с Мишей
много узнали вместе с вами нового, полезного, интересного.
Насекомые довольны вашими ответами и предлагают поиграть в игру. Я буду
называть насекомых, а вы должны их изобразить.
1.Бабочки (машут крыльями)
2.Кузнечики (прыгают, скачут)
3.Пчелы (изображают звук и кружатся)
4.Гусеница (становятся цепочкой друг за другом)
Ребята, гусеница тоже относится к насекомым.
Яйцо – личинка – гусеница – кокон – бабочка.
IV. Организация информации, обобщение.
Ребята, понравилось ли вам в гостях? Пришла пора возвращаться домой в
наш родной класс. Сядьте поудобней, глаза закройте. Раз, два, три! Вот мы и
дома.
Вы многое узнали о насекомых. Что же вы теперь можете сказать о них?
V Связывание информации
Насекомые маленькие представители животного мира, их общий признак – 6
ног и 3 части тела. По количеству видов насекомые – самая богатая группа в
животном мире.
VI. Составление учащимися правил поведения в природе Бережно относится к насекомым
Не трогать руками, не использовать сачок
Не разжигать костры
Не разрушать муравейники
Стараться приходить на помощь попавшему в беду насекомому
Самостоятельная работа.
Выполнение задания на странице 14 в тетради для самостоятельной работы
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ребята, на все ли поставленные вопросы вы получили ответ?
(вопросительные знаки снимаются с доски).
Ребята, кому было интересно на уроке, кто все понял – возьмите зеленый
кружок.
Кто испытывал затруднения, но справился – желтый кружок.
Кому урок не понравился и ему до сих пор ничего не понятно – красный
кружок. Урок окончен. Всем спасибо за работу.
В завершении хотелось бы отметить, что в работе с детьми нужно
руководстводствоваться мудрым советом Василия Александровича
Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что
то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми
красками радуги. Оставляйте всегда что то недосказанное, чтобы ребенку
захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал».
Только через действие ребенок сможет познать многообразие
окружающего мира и определить собственное место в нем.
Исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.