Исследовательская и проектная деятельность в сравнении
Оценка 5
Занимательные материалы +1
docx
администрации +1
Взрослым
26.02.2019
Исследовательская и проектная деятельность в сравнении
Расторгуев А.А.
СВФУ АДФ М-ПО-17
Метод исследования является одним из эффективных методов развития когнитивной сферы учащихся. Однако, приступая к его воплощения как ученику, так и, в первую очередь самому учителю, необходимо четко осознавать различия между проектной и исследовательской деятельностью. Перекрестные интернет ссылки [1,2,3] дают вполне исчерпывающую и конкретную информацию о гранях соприкосновения и различия между методом проектирования и методом исследования. Мы обобщили изученный материал и представили его в табличном виде ниже. Поэтому прежде, чем приступать к планированию исследовательской деятельности, учителю необходимо четко уяснить нижеизложенную информацию с тем, чтобы не произошла методологическая подмена в обучении.
Табл. №1 «Сравнение проектной и исследовательской деятельности»
Исследование Проект
Определение
Процесс поиска неизвестного, новых знаний Тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по разработке и созданию прототипа предполагаемого объекта
Этапы
- определение сферы исследования: определение направления будущего исследования; формулировка вопросов, на которые необходимо получить ответы;
-обозначение границ исследования: выбор темы;
-выработка цели, задач и гипотезы исследования;
- организация исследования: выявление и систематизация методов исследования; составление плана - определение последовательности проведения исследования;
-сбор и обработка информации;
- анализ и обобщение полученных материалов. Формулирование выводов;
- подготовка отчета;
- публичная презентация результатов. Рефлексия. -предпроектный этап (иначе называют предварительным или стартовым);
-этап реализации проекта;
-рефлексивный этап;
-послепроектный этап;
Организация
явление – описание – модель (объяснение) задумал – спроектировал – осуществил (т.е. получил продукт)
Чему учатся дети
- видеть и выделять проблему; принимать и ставить проблему; решать проблемы;
- анализировать объект (предмет, явление, событие, их свойства); выделять существенные признаки и связи;
- сопоставлять различные факты; выдвигать гипотезы, предположения;
- отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле; запрашивать недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); находить несколько вариантов решения проблемы;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять эксперимент;
делать выводы;
- фиксировать этапы действий и результаты и др. - получать информацию о проекте;
- выбирать тему проекта;
- составлять индивидуальный график работы;
- обсуждать ход выполнения работы;
- оформлять проект;
- проходить процедуру предзащиты проекта в группе;
- дорабатывать проект, основываясь на замечаниях предзащиты;
- публично защищать проект.
Как строит процесс обучения учитель
- включение учащихся в процесс переоткрытия знаний, что позволяет воспроизводить разные формы научного труда и теоретического мышления;
- обсуждение с детьми границ их знания и незнания, благодаря чему их можно учить такому типу исследовательской деятельности, который выводит на передний план порождение человеческого знания;
-обучение операциям и процедурам исследования (обследование, наблюдение, эксперимент, анализ и т.п.);
- развитие соответствующих способностей;
-создание соответствующих образовательных форм. - включение детей в процесс создания новых организационно-деятельностных форм при работе в образовательных проектах;
- наличие запаса знаний, опыта и впечатлений, благодаря чему происходит обогащение (расширение и детализация) знаний и представлений;
- обучение операциям и процедурам проектирования (проблематизация, самоопределение, позицирование, и т.п.);
-развитие соответствующих способностей;
- со-организацию всех участников проекта.
Активизация познавательной деятельности
- исследование и проект осуществляются в среде неопределённости, именно это и активизирует познавательную деятельность субъекта;
- обучение через исследование и проект личностно ориентировано. Ученик становится субъектом, а не объектом образовательного процесса.
Формирование личностных качеств
- умение поставить творческую (достойную) цель и подчинить свою деятельность её достижению;
- умение планировать и самоконтролировать свою деятельность;
- умение находить и решать проблемы, составляющие основу цели;
- умение защищать свои убеждения.
Сравнение исследовательской и проектной деятельности показывает их принципиальное отличие в плане приобретения новых знаний, навыков и умений: проекты делают для осознания процесса реализации идеи в конечном продукте. Исследования проводят с тем, чтобы поддержать врожденную любознательность ребенка, помогать ему раскрывать мир, делать из объективных наблюдений собственные выводы.
Подчеркнем еще раз, что выполняемые школьниками работы имеют учебно-исследовательский, а не строго исследовательский характер. Это объясняется природой научного поиска. Результатом научной исследовательской работы является объективная новизна, учебно-исследовательской работы – субъективная новизна. Поэтому здесь и далее под исследовательской работой в школе будет подразумеваться процесс раскрытия закономерностей, а также получение конченого результата, нового для исследователя, но не для современного развития науки.
Итак, учебно-исследовательская деятельность в школе – это такая организация учебной деятельности, когда ученик стоит перед проблемой с неизвестным результатом. Проблема возникает на основании изученных фактов и наблюдений. Факты и наблюдения анализируются и выдвигается рабочая гипотеза, которая проверяется путем эксперимента. Результаты эксперимента коррелируются в соответствии с рабочей гипотезой. Результатом данной последовательности действий является объяснение, интерпретирующие причины истинности или ложности предполагаемой гипотезы. Это служит основанием уже самой гипотезы, объясняющей выбранное для исследования явление. По логике научного исследования гипотеза принимается и на ее основе строится теория и выводится закономерность. Однако для школьного исследования, которое мы намеренно детерминируем как учебно-исследовательское, научное исследование заканчивается этапом защиты рабочей гипотезы, которая субъективно важна для исследователя. Заключением учебно-исследовательской работы является ее защита.
Далее мы рассмотрим этапы организации исследовательской деятельности. Первым условием осуществления исследовательской деятельности является создание благоприятных условий для ее реализации, а именно:
- создание творческой среды с помощью научно-популярной литературы и интернет-ресурсов;
- учет возрастных особенностей; исследование должно быть посильным, интересным, полезным, соответствовать возрасту учащихся;
- психологический комфорт; создание такой психологической среды, чтобы ребенок, независимо от своих интеллектуальных возможностей чувствовал себя значимым в процессе исследования.
Сама организация учебно-исследовательской деятельности должна включать в себя ее традиционные этапы: подготовку к проведению исследования (определение объекта и предмета исследования, выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности, планирование и разработка исследовательских действий, изучение научной литературы, формулировка гипотезы, формулировка цели и задач исследования); проведение научного исследования; оформление научно-исследовательской работы; защита результатов исследования. Наиболее значимым, на наш взгляд, является этап выбора и обоснования темы, с ее актуализацией на сегодняшний день. Тема выбирается либо самим учащимся, либо предлагается учителем, либо определяется совместно. При выборе темы необходимо учитывать следующее: тема должна быть интересна, оригинальна, доступна и соответствовать возрастным особенностям, реальна (исходить из имеющейся материальной базы), ограниченна временным промежутком.
По завершении предварительного этапа приступаем к основному. На этом этапе разрабатывается детальный план действий. При этом необходимо помнить, что как в любой исследовательской работе, план может меняться в зависимости от промежуточных результатов. Идет работа с литературой, т.к. было отмечено ранее, исследовательская работа – это строгая последовательность ее компонентов, а работа с первоисточниками является неотъемлемой и стартовой ступенью. При освоении этого этапа учащимся необходимо указывать на соблюдение стиля изложения, он должен быть строго научным.
Далее следует выбор методов и подбор материалов. В качестве рекомендации стоит отметить, что предпочтительнее использование таких методик исследования, которые не требуют сложных или специфических приборов и материалов. Полезно проводить экскурсии, выбирать и составлять анкеты, работать с архивами, при необходимости обращаться к различным организациям за помощью в проведении экспериментов.
Наиболее творческим и интересным, на наш взгляд, является решение вопроса о том, как будет представлен результат исследования. В форме наглядного демонстрационного опыты, научного отчета о проведенном эксперименте, публичного доклада, мультимедийной презентации и многого другого. На этом тапе учитель должен помочь школьникам выбрать способ представления результатов, исходя из темы и их собственных возможностей. Опять же подчеркнем, что при описании результата, дети должны придерживаться научного стиля изложения: рассуждения.
Наконец, заключительный этап – презентация и публичная защита работы. Без него исследование является незавершенным.
На современном этапе защита обязательно проходит с использованием мультимедийных средств.
Обобщая опыт применения исследовательского метода, хотелось бы подчеркнуть, что исследовательская работа способствует развитию таких качеств, как наблюдательность, воображение, продуктивное поисковое мышление, инициативность, самостоятельность, ответственность, вера в собственные силы. Здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребенка.
Литература
1. Лукьянова Л.А. Характеристика исследовательских умений учащихся в процессе организации исследовательской деятельности школьников [Электронный ресурс]. - http://narodirossii.ru/?p=16156
2. Организация исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении. Методические рекомендации. [Электронный ресурс]. - http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/metodicheskie-rekomendatsii-po-organizatsii (дата обращения 02. 03. 2014.)
3. Проектная и исследовательская деятельность: различия и точки соприкосновения https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/blogs/proektnaya_i_issledovatelskaya_deyatelnost__razlich_052621.html
1.docx
Исследовательская и проектная деятельность в сравнении
Расторгуев А.А.
СВФУ АДФ МПО17
Метод исследования является одним из эффективных методов развития
когнитивной сферы учащихся. Однако, приступая к его воплощения как
ученику, так и, в первую очередь самому учителю, необходимо четко
осознавать
различия между проектной и исследовательской
деятельностью.
Перекрестные интернет ссылки [1,2,3] дают вполне
исчерпывающую и конкретную информацию о гранях соприкосновения и
различия между методом проектирования и методом исследования. Мы
обобщили изученный материал и представили его в табличном виде ниже.
Поэтому прежде, чем приступать к планированию исследовательской
деятельности, учителю необходимо четко уяснить нижеизложенную
информацию с тем, чтобы не произошла методологическая подмена в
обучении.
Табл. №1 «Сравнение проектной и исследовательской деятельности»
Исследование
Проект
Определение
Процесс поиска неизвестного,
Тесно связанная с наукой и
инженерией деятельность по разработке
и созданию прототипа предполагаемого
объекта
Этапы
предпроектный этап (иначе
называют предварительным или
стартовым);
этап реализации проекта;
рефлексивный этап;
послепроектный этап;
новых знаний
определение
сферы
исследования: определение направления
будущего исследования; формулировка
вопросов, на которые необходимо
получить ответы;
обозначение границ исследования:
выбор темы;
выработка цели, задач и гипотезы
исследования;
организация исследования:
выявление и систематизация методов
исследования; составление плана
определение последовательности проведения исследования;
сбор и обработка информации;
анализ и обобщение полученных
материалов. Формулирование выводов;
подготовка отчета;
публичная презентация
результатов. Рефлексия.
явление – описание – модель
(объяснение)
задумал – спроектировал –
осуществил (т.е. получил продукт)
Чему учатся дети
Организация
видеть и выделять проблему;
принимать и ставить проблему; решать
проблемы;
анализировать объект (предмет,
их свойства);
явление,
выделять существенные признаки и
связи;
событие,
сопоставлять различные факты;
выдвигать гипотезы, предположения;
отбирать средства и материалы
для самостоятельной деятельности;
самостоятельно генерировать идеи, т. е.
изобретать способ действия, привлекая
знания из различных областей;
получать информацию о проекте;
выбирать тему проекта;
составлять индивидуальный
график работы;
обсуждать ход выполнения
работы;
оформлять проект;
проходить
процедуру
предзащиты проекта в группе;
проект,
основываясь на замечаниях предзащиты;
дорабатывать
публично защищать проект.
поставленной
осмысливать задачу, для решения
которой недостаточно знаний; отвечать
на вопрос: чему нужно научиться для
решения
задачи?
самостоятельно находить недостающую
информацию в информационном поле;
запрашивать недостающую информацию
у эксперта (учителя, консультанта,
специалиста);
находить несколько
вариантов решения проблемы;
устанавливать
причинно
следственные связи;
осуществлять эксперимент;
делать выводы;
фиксировать этапы действий и
результаты и др.
Как строит процесс обучения учитель включение учащихся в процесс
переоткрытия знаний, что позволяет
воспроизводить разные формы научного
труда и теоретического мышления;
включение детей в процесс
создания новых организационно
деятельностных форм при работе в
образовательных проектах;
обсуждение с детьми границ их
знания и незнания, благодаря чему их
учить
можно
типу
исследовательской
деятельности,
который выводит на передний план
порождение человеческого знания;
такому
обучение
процедурам
(обследование,
эксперимент, анализ и т.п.);
операциям
и
исследования
наблюдение,
наличие запаса знаний, опыта и
впечатлений,
чему
происходит обогащение (расширение и
детализация) знаний и представлений;
благодаря
обучение операциям и
проектирования
самоопределение,
процедурам
(проблематизация,
позицирование, и т.п.);
развитие
способностей;
соответствующих
развитие соответствующих
соорганизацию всех участников
способностей;
создание
соответствующих
проекта.
образовательных форм.
Активизация познавательной деятельности
исследование и проект осуществляются в среде неопределённости, именно
это и активизирует познавательную деятельность субъекта;
обучение через исследование и проект личностно ориентировано. Ученик
становится субъектом, а не объектом образовательного процесса.
умение поставить творческую (достойную) цель и подчинить свою
Формирование личностных качеств
деятельность её достижению;
умение планировать и самоконтролировать свою деятельность;
умение находить и решать проблемы, составляющие основу цели;
умение защищать свои убеждения.
Сравнение исследовательской и проектной деятельности показывает их
принципиальное отличие в плане приобретения новых знаний, навыков и
умений: проекты делают для осознания процесса реализации идеи в конечном
продукте. Исследования проводят с тем, чтобы поддержать врожденную
любознательность ребенка, помогать ему раскрывать мир, делать из
объективных наблюдений собственные выводы.
Подчеркнем еще раз, что выполняемые школьниками работы имеют
учебноисследовательский, а не строго исследовательский характер. Это
Результатом научной
объясняется природой научного поиска. исследовательской работы является объективная новизна,
учебно
исследовательской работы – субъективная новизна. Поэтому здесь и далее
под исследовательской работой в школе будет подразумеваться процесс
раскрытия закономерностей, а также получение конченого результата, нового
для исследователя, но не для современного развития науки.
Итак, учебноисследовательская деятельность в школе – это такая
организация учебной деятельности, когда ученик стоит перед проблемой с
неизвестным результатом. Проблема возникает на основании изученных
фактов и наблюдений. Факты и наблюдения анализируются и выдвигается
рабочая гипотеза, которая проверяется путем эксперимента. Результаты
эксперимента коррелируются в соответствии с рабочей гипотезой.
Результатом данной последовательности действий является объяснение,
интерпретирующие причины истинности или ложности предполагаемой
гипотезы. Это служит основанием уже самой гипотезы, объясняющей
выбранное для исследования явление. По логике научного исследования
гипотеза принимается и на ее основе строится теория и выводится
закономерность. Однако для школьного исследования, которое мы намеренно
детерминируем как учебноисследовательское, научное исследование
заканчивается этапом защиты рабочей гипотезы, которая субъективно важна
для исследователя. Заключением учебноисследовательской работы является
ее защита.
Далее мы рассмотрим этапы организации
исследовательской
деятельности.
Первым условием осуществления исследовательской
деятельности является создание благоприятных условий для ее реализации, а
именно:
создание творческой среды с помощью научнопопулярной
литературы и интернетресурсов; учет возрастных особенностей; исследование должно быть посильным,
интересным, полезным, соответствовать возрасту учащихся;
психологический комфорт; создание такой психологической среды,
чтобы ребенок, независимо от своих интеллектуальных возможностей
чувствовал себя значимым в процессе исследования.
Сама организация учебноисследовательской деятельности
должна включать в себя ее традиционные этапы: подготовку к проведению
исследования (определение объекта и предмета исследования, выбор и
формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности, планирование
и разработка исследовательских действий, изучение научной литературы,
формулировка гипотезы,
формулировка цели и задач исследования);
проведение научного исследования; оформление научноисследовательской
работы; защита результатов исследования.
Наиболее значимым, на наш
взгляд, является этап выбора и обоснования темы, с ее актуализацией на
сегодняшний день. Тема выбирается либо самим учащимся, либо предлагается
учителем, либо определяется совместно. При выборе темы необходимо
учитывать следующее: тема должна быть интересна, оригинальна, доступна и
соответствовать возрастным особенностям, реальна (исходить из имеющейся
материальной базы), ограниченна временным промежутком.
По завершении предварительного этапа приступаем к основному.
На этом этапе разрабатывается детальный план действий. При этом
необходимо помнить, что как в любой исследовательской работе, план может
меняться в зависимости от промежуточных результатов. Идет работа с
литературой, т.к. было отмечено ранее, исследовательская работа – это
строгая последовательность ее компонентов, а работа с первоисточниками
является неотъемлемой и стартовой ступенью. При освоении этого этапа учащимся необходимо указывать на соблюдение стиля изложения, он должен
быть строго научным.
Далее следует выбор методов и подбор материалов. В качестве
рекомендации стоит отметить, что предпочтительнее использование таких
методик исследования, которые не требуют сложных или специфических
проводить экскурсии, выбирать и
приборов и материалов. Полезно
составлять анкеты, работать с архивами, при необходимости обращаться к
различным организациям за помощью в проведении экспериментов.
Наиболее творческим и интересным, на наш взгляд, является решение
вопроса о том, как будет представлен результат исследования. В форме
наглядного демонстрационного опыты, научного отчета о проведенном
эксперименте, публичного доклада, мультимедийной презентации и многого
другого. На этом тапе учитель должен помочь школьникам выбрать способ
представления результатов, исходя из темы и их собственных возможностей.
Опять же подчеркнем, что при описании результата, дети должны
придерживаться научного стиля изложения: рассуждения.
Наконец, заключительный этап – презентация и публичная защита
работы. Без него исследование является незавершенным.
На современном этапе защита обязательно проходит с использованием
мультимедийных средств.
Обобщая опыт применения исследовательского метода, хотелось бы
подчеркнуть, что исследовательская работа способствует развитию таких
качеств, как наблюдательность, воображение, продуктивное поисковое
мышление, инициативность, самостоятельность, ответственность, вера в
собственные силы. Здесь самое ценное исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным
педагогическим результатом и самым важным приобретением ребенка.
Литература
1
Лукьянова Л.А. Характеристика исследовательских умений
учащихся в процессе организации исследовательской деятельности
школьников [Электронный ресурс]. http://narodirossii.ru/?p=16156
2
Организация исследовательской деятельности учащихся в
Методические рекомендации.
образовательном учреждении.
[Электронный ресурс].
metodicheskikhobedinenii/library/metodicheskierekomendatsiipo
http://nsportal.ru/shkola/materialy
organizatsii (дата обращения 02. 03. 2014.)
3
точки
Проектная и исследовательская деятельность: различия и
. xn
соприкосновения
:// xn j 1 ahfl
https
/ proektnaya
_ i _ issledovatelskaya
_ deyatelnost
__ razlich
_052621.
ht
p 1 ai / blogs
ml
Исследовательская и проектная деятельность в сравнении
Исследовательская и проектная деятельность в сравнении
Исследовательская и проектная деятельность в сравнении
Исследовательская и проектная деятельность в сравнении
Исследовательская и проектная деятельность в сравнении
Исследовательская и проектная деятельность в сравнении
Исследовательская и проектная деятельность в сравнении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.