Исследовательская краеведческая работа "Забытое ремесло"
Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
история +1
7 кл—8 кл
18.03.2017
В нашем, 21 веке, не теряется интерес к различным видам рукоделия. Умение вязать у многих вызывает восхищение. Ведь это настоящее искусство, которое требует не только мастерства и фантазии, но и большой усидчивости и целеустремлённости. А такой забытый вид рукоделия, как вязание одной иглой, обязательно должен быть востребован. Изучению вязания одной иглой посвящается исследовательская работа.
Практическая значимость исследования. Изучив особенности вязания одной иглой, можно применять это в практике вязания изделий. Материалы исследовательской работы, думаю, будут интересны и использованы на уроках технологии, на внеклассных занятиях и кружке по рукоделию.
Цель работы - изучение истории вязания одной иглой, как элемента декоративно-прикладного творчества с древнейших времен до современности.
забытое ремесло..doc
1
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Покчинская основная
общеобразовательная школа им. И.И. Широкшина»
Краевой конкурс исследовательских
краеведческих работ учащихся
«Отечество»
Номинация «Этнография»
Тема работы
«Забытое ремесло»
Автор:
МАОУ «Покчинская ООШ»
7класс
Руководитель:
Петрова Ирина Николаевна,
МАОУ «Покчинская ООШ»,
учитель технологии, ИЗО
село Покча
2016 г 2
Содержание
1. Введение ……………………………………………………………3
2. Актуальность, постановка проблемы…………………………..…4
3.
4.
5.
6.
7.
Цель, задачи, гипотеза работы ……………………………………4
Основные методы исследования …………………………………4
Основная часть………………………………………………….…5
Историческая энциклопедия………………………………….…6
Инструменты и материалы для работы …………………………7
8. Технологическая последовательность вязания одной иглой……8
9. Уход за шерстяными изделиями…………………………………..9
10.Результаты работы…………………………………………………10
11.Возможные пути дальнейшего изучения темы…………………..10
12.Выводы …………………………………………………………….11
13. Список использованных информационных ресурсов…………..11
Приложения……………………………………………………………12. 3
Введение
Моя бабушка Фаина Ефимовна, живет в городе Красновишерске, и я часто
бываю у нее в гостях. Однажды бабушка попросила помочь ей разобраться в
старом сундуке, который стоял возле ее кровати. Для меня всегда этот сундук
вызывал чувство любопытства, и я конечно с радостью согласилась ей помочь.
Как бережно, осторожно бабушка перебирала находящиеся внутри вещи. А с
каким трепетом и с замиранием сердца я помогала своей бабушке. А она, как
будто окунулась в те далекие времена, когда была еще совсем маленькой. Среди
фотографий, платьев, какихто кофточек, я вдруг увидела старые носки. Вроде
бы казалось носки, как носки, но словно чтото притягивало меня к ним. Я
увидела, что, связаны они были, както странно. На уроках технологии мы
проходили различные способы вязания –крючком и спицами. Но эта вязка, не
была похожа ни на один из способов, изученных нами.
Конечно, я
заинтересовалась. И вот, что поведала мне бабушка.
Эти носки достались ей от ее мамы, то есть, от моей прабабушки
Евлампии Михайловне. Я ее никогда не видела. Прабабушка родилась в 1913
году. И как рассказывает моя бабушка Фаина Ефимовна, в те времена вязали
вещи одной иглой. Внешне изделие выглядит вязаным, но на самом деле эта
техника основана на спиральных переплетениях толстой шерстяной нитки,
которое производится с помощью большой иголки. Процесс вязания иглой
немного более трудоемкий, чем вязание спицами. Характерная черта вязаной
иглой вещи – невозможность ее распустить, потянув за кончик нити.
Прабабушка Евлампия Михайловна пыталась научить всех своих детей вязать
вещи такой иглой. Но моя бабушка сожалеет, что так и не смогла постигнуть
науку вязания одной иглой. А носочки бережет, как семейную реликвию. 4
Я заинтересовалась этим забытым видом рукоделия. Вернувшись домой, я
сначала обратилась к своему учителю технологии. Много интересного
рассказала она о популярном ранее способе вязания иглой. И я решила разузнать
еще больше о таком забытом виде рукоделия. Мною был проведен
опрос среди девочек нашей школы, который показал, что только одна
девочка из опрошенных мною 35 чтото слышала о таком способе вязания вещей.
Актуальность и постановка проблемы. В нашем, 21 веке, не теряется интерес
к различным видам рукоделия. Умение вязать у многих вызывает восхищение.
Ведь это настоящее искусство, которое требует не только мастерства и
фантазии, но и большой усидчивости и целеустремлённости. А такой забытый
вид рукоделия, как вязание одной иглой, обязательно должен быть востребован.
Изучению вязания одной иглой посвящается моя исследовательская работа.
Практическая значимость исследования. Изучив особенности вязания одной
иглой, я могу применять это в своей практике вязания изделий. Материалы
исследовательской работы, думаю, будут интересны и использованы на уроках
технологии, в практике моих подруг, на внеклассных занятиях и кружке по
рукоделию.
Цель моей работы изучение истории вязания одной иглой, как элемента
декоративноприкладного творчества с древнейших времен до современности.
Задачи исследования
Изучить все имеющиеся источники о вязании одной иглой.
Посещение краеведческого музея.
Познакомиться с образцами изделий.
Собрать материал о забытом виде рукоделия, о способах вывязывания
вещей.
Познакомить учащихся своего класса с материалом по вязанию одной
иглой. 5
Объект исследования: ручное вязание одной иглой
Предмет исследования: игла для вязания
Гипотеза: иголка – предмет быта не только жителей России, но и жителей
Чердынского района.
Методы исследования:
Изучение имеющейся литературы.
Поиск информации в сети интернет.
Анализ материалов о вязании.
Встречи и беседы.
Наблюдение
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В поисках материала по вязанию одной иглы я обратилась сначала в наш
Чердынский краеведческий музей. Немного информации я узнала от них. И
этого для меня оказалось недостаточно. Затем мне смогли помочь бабушки
моих одноклассников, и местные жители. Поиски привели меня к Федосеевой
Алевтине Александровне. Чудом у нее сохранилась игла для вязания. В
совершенстве техникой вязания одной иглой Алевтина Александровна не
владела. Но несколько приемов вязания все же, вспомнила. К сожалению, у нее
не сохранилось ни одного изделия, связанного таким способом. Да и как
рассказывает Алевтина Александровна способ этот более трудоемкий, нежели
вязание крючком или спицами. Но поиски свои я не остановила. Я обратилась к
интернет – ресурсам.
Когда я разговаривала с бабушками, многие с радостью вспоминали о том, что
так вязали их мамы и бабушки, а у некоторых и прабабушки.
Забавный разговор вышел у меня с одной жительницей нашего села:
А вязал ли кто у вас одной иглой? – спрашиваю я ее.
Нет, не слышала про такое, отвечает старушка
Это когда вяжут рукавицы, носки большой иглой, деревянной или железной… 6
Я не успеваю чтото рассказать, потому что бабушка меня перебивает:
Как же! Дед наш часто сидел в кресле и вязал все чтото. Только он в семье и
вязал.
Историческая энциклопедия
Вязание иглой это архаичная текстильная технология, практически
ушедшая из современной цивилизации. Наиболее древние находки, относящиеся
к технике вязания одной иглой, датируются пятым тысячелетием до н.э. Самые
древние сохранившиеся примеры, которые можно идентифицировать как
вязаные, датируются 256 годом. Они были найдены в античном городе,
находившемся на территории современной Сирии.
Здесь были найдены три шерстяных фрагмента, которые хранятся сейчас в
коллекции Йельского университета в Коннектикуте. Полотно напоминает
вязаное скрещенными петлями (Приложение).
В Европе самые древние находки изделий насчитывают 1600 лет – согласитесь,
почтенный возраст для шерстяных носков. В 4 веке н.э. такие забавные двупалые
носки носили коптские христиане в Египте. Для удобства ношения сандалий
большой палец на носках вывязывался отдельно (Приложение).
Коптами называют сравнительно небольшую часть египтян, которые исповедуют
христианство. В основном это православие.
В 13 веке в Новгороде была найдена шапкашлем (которая, вероятно,
использовалась как подшлемник) (Приложение)
Из этих скудных доказательств можно заключить, что реальное вязание началось
между 500 и 1200 годами, в Египте или другой арабской стране. По большей
части, это раннее вязание было носками или чулками и было связано, в
основном, по кругу. Декор представлял собой цветной узор с протяжками.
К радости археологов вязаные иглой в 1011 веках вещи были также найдены в
Англии, Германии, Норвегии, Финляндии и России. 7
Вязание иглой, которое на самом деле является плетением иглой, также
носит название скандинавского вязания, скаднинавского
плетения или скандивязания. Этим названием оно обязано своему
происхождению из скандинавских стран, где в старину эта необычная техника
вязания была очень популярна. Вязание одной иглой наиболее древний способ
вязания бытовых и обрядовых предметов одежды у населения обширной
территории СевероЗапада России. Вязание одной иглой еще сохранилось в
отдаленных деревнях русского севера.
Во многих населенных пунктах Архангельского, Кемского, Онежского уездов
Архангельской губернии такие рукавицы называли русскими. В основном одной
иглой вязали рукавицы, реже другие изделия. Зафиксированы случаи вязания
обрядовых предметов в конце XIX начале XX веков. Например, на Карельском
и Кандалакшском берегах Белого моря существовал обычай, когда карелки и
русские старухи вязали одной иглой белые чулки без пяток для погребальной
одежды.
Но сегодня мы говорим о забытом виде вязания, навыками которого владели не
только женщины, но и мужчины. Причем, зачастую чаще именно они им и
пользовались! Считается, что этот вид рукоделия считался мужским. Дело в
том, что вязали они для себя промысловую одежду – ту, что носили на охоте и
рыбалке. А весь промысловый инвентарь, в том числе и одежда, требовали
особого, трепетного отношения к себе – например, их нельзя было трогать
никому из семьи и тем более постороннему. Такие вещи держали подальше от
женщин. В силу этого запрета самая любящая супруга не могла при всем
желании связать рукавицы для своего мужа – он должен был смастерить их сам.
Иначе охотник или рыбак рисковал вернуться с промысла с пустыми руками. В
рукавицы вязаные техникой «одной иглой» также ввязывали конский волос,
который на морозе кололся и не давал рукам мерзнуть, разгоняя кровь, и такие
вещи становились более прочными. Они были незаменимы при рубке леса или на
рыбалке, поскольку сохраняли свои теплоизоляционные качества, при этом 8
удерживали воду меньше, чем чистошерстяные. Женщин к вязанию одной иглой,
например не допускали. Однако со временем вязание одной иглой становится
женским занятием.
Материалы и инструменты для работы
Внешне изделие выглядит вязаным, но на самом деле эта техника основана на
спиральных переплетениях толстой шерстяной нитки, которое производится с
помощью большой иголки. Чтобы стежки получались ровными, нужна
специальная плоская деревянная игла (Приложение). Она должна быть довольно
широкой, это зависит от толщины нитки, из которой плетётся работа. Иглы для
вязания мастера делали сами из дерева, металла или кости с крупным ушком.
Ушко должно быть таким, чтобы нить в него свободно проходила. Нитками
пользуются в основном толстыми. Очевидно (наверное), такой вид вязания и
возник при работе с толстыми домопрядеными нитками. Ими и вязать было
легче и удобнее всего. Использовали нить, спряденную из овечьей шерсти
серого, белого, черного цветов. Вязали вкруговую из кусков нити длинной от
полутора до трех метров, присоединяя по мере необходимости. Иглой вязали
раз и навсегда – каждый стежок это замысловатый узел, распустить или
распутать который почти невозможно. Готовые изделия стирали в горячей воде,
благодаря чему те становились более плотными и очень теплыми.
Технологическая последовательность вязания одной иглой
Алевтиной Александровной Федосеевой была показана технология вязания
одной иглой рукавицкокольд (Приложение). Кокольды, или «рукавицы
связанные на одну иголку», — это толстые рукавицы из домотканой
шерстяной пряжи с разрезом на запястье с внутренней стороны. Разрез на
рукавицах помогает легко освобождать руку, при этом, не снимая их. Вязали
кокольды для зимней работы в лесу («сено возить, на охоту ходить»). В
настоящее время эта техника практически забыта. Даже пожилые женщины,
проживающие в Покче, вспоминают, что когдато они вязали кокольды, но
показать уже не могут. Урок, который дала Алевтина Александровна, очень 9
важен для нас. Вяжутся кокольды «на 6, 7, 8, и 9 нитей», и чем меньше нитей,
тем рукавицы тоньше. Игла делалась из кости, находящейся на голени
крупнокопытного животного (сохатого или коровы). Кость отделяли после
варки, шлифовали, просверливали отверстие, отступив от острого конца иглы
2/3. Кроме костяной иглы использовали иглы, сделанные из «гвоздя на 150,
который расплющивали, предварительно отпилив головку, шлифовали, и также
просверливали отверстие». Рукавицы вязались не с широкого края, сужаясь, а
наоборот – расширяясь от пальцев к запястью, носки – расширяясь к лодыжке.
Научиться вязать иглой можно. Для этого нам необходима толстая пряжа и
специальная плоская деревянная игла. Размер иглы определяется толщиной
нити. Если под руками нет специальной иглы, можно воспользоваться обычной
толстой сапожной иглой.
Для того, чтобы научиться вязать одной иглой, необходимо освоить 7 приёмов.
Вязание (формирование « плетешков») происходит в левой руке на большом
пальце, а нить проходит как в обмёточном шве «через край»
Вязали этим способом в основном носки, варежки, но можно связать и свитер,
коврик и т.д. При изготовлении носков и варежек имеются отличительные
особенности:
1.Изделия вывязываются шерстяной нитью с двумя концами, т.е. отрезают от
клубка 23 метра нити.
2.Вывязываются от пальцев к запястью.
3.Формируют изделие по боковым частям.
4.Варежку не убавляют в области запястья руки.
5.Носки вывязывают без пяток.
Изделия получаются мягкими, тёплыми и уютными.
Уход за шерстяными изделиями.
Теперь об уходе за шерстяными носками. Пара нехитрых правил:
Вот, прошло время и вы, наконец, обзавелись шерстяными носочками, однако,
как и за любой другой вещью, за ними нужно особо ухаживать. 10
1. Ни в коем случае не стирать их в машинке! От этого они очень быстро
портятся, изнашиваются и теряют форму.
2. Ни в коем случае не выжимать их в машинке. По той же причине.
3. Стирать их следует в тёплой воде (никогда не "кипятить"), а полоскать в
холодной. Благодаря таким процедурам шерсть лучше сохраняет свои свойства.
4. Выжимать их следует с помощью полотенца. Т.е. заворачиваете в рулон
полотенце и аккуратно сложенные на него носки, затем выжимаете. Потом
придаёте носкам правильную форму и кладете высыхать.
5. Шерсть при намокании плохо пахнет, поэтому не пытайтесь носки
выстирывать до исчезновения запаха, это нереально.
Результаты работы, возможные пути дальнейшего изучения темы.
Ручное вязание очень давнее искусство, рожденное свойственной людям тягой
к красоте, к творчеству. Происхождение его рожденное человеком, будет жить
вместе с ним вечно, открывая безграничные просторы для фантазии. Я много
узнала об истории вязания одной иглой, но каково место этого древнего вида
рукоделия в новое время? Вязание иглой и сегодня находит своих сторонников,
прежде всего, среди тех, кто занимается исторической реконструкцией. У нас в
поселке Ныроб действует исторический музей Романовых. Так вот там, одежда
изготовлена именно таким способом – это вспомнила бывший директор этого
музея Дьякова Елена Николаевна, жительница нашего села и в данное время
пенсионерка. Бесшовную одежду, изготовленную таким образом, широко
используют в исторических ролевых играх, работающих по принципу «ожившей
экспозиции» которые показывают работники музея— отметила Елена
Николаевна
Выводы
Работая с литературой и справочным материалом, я получила много новых
теоретических знаний. В процессе исследования, я считаю что, мне удалось 11
выявить границы становления и развития древнейшего рукоделия – вязания
одной иглой. Думаю, что не ошибусь, если скажу, будто ручное вязание выгодно
отличается от других видов рукоделия. Несмотря на свою компактность и
простоту, оно позволяет создавать неповторимые, уникальные модели одежды и
декоративные вещи.
В современное время вязание – незаменимая часть нашей жизни и очень
популярное хобби. Можно в неограниченном количестве создавать все новые и
новые узоры и модели одежды. Вязаные вещи прочны и удобны, практичны и
элегантны, в них тепло и уютно. Приложив немного терпения и труда, с
помощью простой иглы можно подарить любовь и радость родным людям и
порадовать себя!
Таким образом, гипотеза моего исследования подтвердилась.
В Чердынском районе и в моем родном селе Покча, использовали такой
древнейший вид рукоделия – как вязание одной иглой.
Каждая вещь уникальна и не может быть выполнена без участия теплых рук и
фантазии. Вязание иглой позволяет выразить свою индивидуальность, уйти от
традиционных взглядов на моду.
Ручное вязание – это прекрасный древний вид рукоделия. Это подлинно
массовое искусство, собравшее по крупицам опыт художественного творчества
всех эпох и народов. Вязание, как и любой другой вид прикладного творчества,
постоянно развивается и совершенствуется, здесь всегда есть место для
повышения своего профессионального уровня, освоения новых навыков и
умений. И всетаки даже на начальном этапе обучения (Приложение) возможно
создание готового изделия, пусть и наипростейшего. И напоследок, каким бы
способом не были связаны ваши рукавички или носки – пусть они греют и
защищают вас от наступивших холодов!
Литература 12
1. Копылова М.Л. В поисках костяной иглы. — ЙошкарОла, 2001.
2. Плющенков С.К. Откуда есть, пошла она, земля таежная Чуна. — Иркутск,
2003.
3. Сабурова Л.М. Культура и быт русского населения Приуралья. — Л., 1967.
4. Фурсова Е.Ф. Традиционная одежда русских крестьянстарожилов Верхнего
Приобья (конец ХIХ – начало ХХ вв.). — Серия Этнография Сибири. —
Новосибирск, 1997.
5. Вязание одной иглой http://www.darievna.ru/page/vjazanieodnojigloj
6. Коптские шерстяные носки http://ludota.ru/istoriyanoskovvfotografiyah.html
7. По стопам предков: вязание одной иглой
http://www.allforwomen.ws/needlework/1293postopampredkovvyazanieodnoy
igloy.html
Приложения
Найденный фрагмент, который хранится сейчас в коллекции Йельского
университета в Коннектикуте. Полотно напоминает вязаное скрещенными
петлями
В 4 веке н.э. такие забавные двупалые носки носили коптские христиане в
Египте. Для удобства ношения сандалий большой палец на носках вывязывался
отдельно 13
В 13 веке в Новгороде была найдена шапкашлем 14
Специальная плоская деревянная игла
Технология вязания одной иглой рукавицкокольд
Начальный этап обучения
Сначала необходимо сделать два витка нити, после чего нужно продеть иглу
сперва вниз под два витка спирали, затем вверх под два верхних витка спирали,
как на рисунке. Таким образом, нужно чередовать движения иглой вниз – вверх,
пока не проплетем ряд нужной длины 15
Существует два способа плетения второго и всех последующих рядов иглой
Первый способ плетения второго ряда с обрывом нити
После того, как связали первый ряд, обрежьте нить и спрячьте ее конец между
нитями ряда. Затем сделайте 2 спиральных витка из нити и подхватите иглой
сверху вниз нить витка соседнего ряда. После этого нужно протянуть нить под
два верхних витка спирали (как в первом ряду) и затем – под два нижних витка.
Второй способ плетения второго ряда иглой – без обрыва нити
Чтобы плести второй ряд иглой, не отрезая нить, необходимо перевернуть
вязание и продолжить его той же нитью, присоединяя каждый последующий ряд
к предыдущему вышеописанным способом. 16
Такая вязка тоже очень интересна.
Моя бабушка – Фаина Ефимовна 17
Вот такие носки я нашла у бабушки в сундуке. Эти носки связаны без пятки и по
мере перетирания просто переворачивались на ноге.
Вот такую иголку я нашла у Федосеевой Алевтины Александровны 18
Федосеева Алевтина Александровна 19
В гостях у Алевтины Александровны
При ловле рыбы мужчины использовали рукавицы, связанные одной иглой, с
ввязанным конским волосом (фото из семейного архива Федосеевой А.А.) 20
Моя прабабушка Жигалова
Аграфена Мироновна
Козина, мать моей
Марфа Абрамовна
прабабушки
Исследовательская краеведческая работа "Забытое ремесло"
Исследовательская краеведческая работа "Забытое ремесло"
Исследовательская краеведческая работа "Забытое ремесло"
Исследовательская краеведческая работа "Забытое ремесло"
Исследовательская краеведческая работа "Забытое ремесло"
Исследовательская краеведческая работа "Забытое ремесло"
Исследовательская краеведческая работа "Забытое ремесло"
Исследовательская краеведческая работа "Забытое ремесло"
Исследовательская краеведческая работа "Забытое ремесло"
Исследовательская краеведческая работа "Забытое ремесло"
Исследовательская краеведческая работа "Забытое ремесло"
Исследовательская краеведческая работа "Забытое ремесло"
Исследовательская краеведческая работа "Забытое ремесло"
Исследовательская краеведческая работа "Забытое ремесло"
Исследовательская краеведческая работа "Забытое ремесло"
Исследовательская краеведческая работа "Забытое ремесло"
Исследовательская краеведческая работа "Забытое ремесло"
Исследовательская краеведческая работа "Забытое ремесло"
Исследовательская краеведческая работа "Забытое ремесло"
Исследовательская краеведческая работа "Забытое ремесло"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.