Исследовательская лаборатория "Свойства воды в газообразном состоянии" с презентацией , 3 класс
Оценка 4.6

Исследовательская лаборатория "Свойства воды в газообразном состоянии" с презентацией , 3 класс

Оценка 4.6
Презентации учебные +1
docx
окружающий мир
3 кл
08.01.2017
Исследовательская лаборатория "Свойства воды в газообразном состоянии" с презентацией , 3 класс
Физминутка к уроку
КОНКУРС УРОК.docx

1.       Маскаленко Елена Ивановна, учитель начальных классов

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9 имени М.И.Баркова» г.Братска, Иркутской области.

2.      Электронный адрес lena.maskalenko@mail.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Класс 3 «а»

Раздел программы – окружающий мир

 

Тема урока – «Свойства воды в газообразном состоянии»

Тип урока – урок-практикум (исследовательская лаборатория)

 

Цели и задачи:

1.      Продолжить работу по формированию знаний учащихся о трёх состояниях воды.

2.      Расширить знания о способности воды переходить из одного состояния в другое.

3.      Выявить свойства воды в газообразном состоянии в ходе  проведения опытов и наблюдений.

4.      Обсудить вопросы практического применения знаний о свойствах водяного пара.

5.      Развивать способности наблюдать, рассуждать, делать выводы и обобщения.

 

Основной метод обучения:

практическая деятельность с целью наблюдения за водяным паром и установления его существенных свойств.

 

Основной структурный элемент урока:

опыты, наблюдения, анализ результативности.

 

Дополнительные структурные элементы:

1.      Постановка цели.

2.      Выработка плана и алгоритма действий.

3.      Описание оборудования.

 

Оборудование и наглядные пособия:

·         учебники «Окружающий мир» под редакцией О.Н.Федотовой, Г.В. Трафимовой, С.А. Трафимова, Л.А.Царевой;

·         хрестоматии «Окружающий мир» под редакцией О.Н.Федотовой, Г.В. Трафимовой, С.А. Трафимова;

·         планшеты, влажные салфетки;

·         мерные стаканчики, пластиковые стаканы, сосуд с водой;

·         штатив, колба, спиртовка, металлическая пластинка, держатель;

·         ноутбуки для детей;

·         проектор, экран, ноутбук учителя;

·         документ-камера;

·         лабораторное оборудование для проведения опытов с водой;

·         датчик измерения температуры воды;

·         датчик измерения влажности воздуха;

·         электронный микроскоп;

·         интерактивное перо.

 

 

Форма работы:

парная, фронтальная

 

 

 

 

 

План урока.

1.      Организационный момент.

2.      Постановка темы, цели урока.

3.      Актуализация знаний (повторение изученного).

4.      Открытие нового знания.

5.      Подведение итогов.

6.      Рефлексия.

7.      Домашнее задание.

 

 

Обоснование применения учебно-лабораторного оборудования

            Применение учебно-лабораторного оборудования позволяет повысить интерес учащихся к изучаемым предметам, усиливает их мотивацию. Благодаря современному оборудованию расширяется возможность использования наглядности в обучении, повышается уровень изучения программного материала, расширяется круг учебных задач, развивается диалогическая речь учащихся. Оборудование способствует практической направленности в обучении. 

 

 

 

 

 

 

 

Этап урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Познавательные учебные действия

Коммуникативные учебные действия

Регулятивные

учебные действия

 

1.Организационный

Желает учащимся удачи на уроке.

Просит выдвинуть предположение о том, что необходимо для успешной работы в парах, коллективно.

 

Слушают учителя.

Обосновывают свои предположения.

Пожелание удачи друг другу в парах, одноклассникам. Взаимодействие с учителем во фронтальном режиме.

Самоконтроль своих действий.

Контролируют правильность ответов одноклассников.

Дополняют, уточняют высказывания.

Рефлексия

 

 

 

 

 

(слайд 5)

 

Просит изобразить своё настроение на начало работы в виде смайликов (весёлого или  грустного)

 

 

Использует цифровое оборудование.

Выводит результаты рисования на экран.

 

Выполняют заданное учителем действие на ноутбуках.

 

 

 

Смотрят на представленный слайд.

Помогают в выполнении задания друг другу

Контролируют процесс своего действия.

2.Постановка темы, цели урока.

 

(слайд 6)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(слайд 7)

 

Работа с листом самооценки.

 

Использует цифровое оборудование.

 

Показывает слайд с ключевыми словами

(камень, точить, вода).

Просит составить пословицу.

Предлагает подумать над смыслом пословицы.

-Предположите, какова тема урока?

-Какое свойство воды мы ещё не знаем?

-Поставьте учебную задачу урока.

-Определите цель урока.

 

-Оцените работу своей пары до начала урока.

 

 

Отвечают на вопросы учителя, участвуют в беседе.

Выделяют существенную информацию.

Осуществляют актуализацию личного опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают работу пары до начала выполнения заданий.

Взаимодействуют с учителем во время беседы.

Слушают собеседников.

Строят понятные для других высказывания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимодействуют друг с другом, принимают единую точку зрения.

 

Составляют пословицу.

Объясняют смысл.

Контролируют правильность ответов учащихся.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Предполагают, какова будет тема урока.

Дают ответы о неизученном свойстве воды.

Определяют цель урока.

 

 

 

 

 

Осуществляют взаимоконтроль.

3.Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(слайд 8)

Фронтальный опрос.

 

-Какие состояния воды мы изучили?

-О каких свойствах льда узнали на прошлом уроке?

-Где человек может использовать знание свойств льда?

 

-Для проверки знаний вам предлагается ответить на вопросы теста. Работать вы будете в парах. Вспомните правила парной работы.

 

Осознанное построение устного речевого высказывания.

Ориентирование в своей системе знаний.

Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

 

 

 

Используют цифровое оборудование (ноутбуки).

 

 

 

 

 

Умение работать в парах, договариваться с партнёром.

Умение формулировать и высказывать своё мнение.

 

 

 

 

 

Слушают партнёров.

Коррекция ответов.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Исправляют, дополняют, уточняют высказывания по мере необходимости.

 

 

 

 

 

Осуществляют взаимоконтроль.

Использование цифрового оборудования

 

 

(слайд 9)

Выводит на экран правильные ответы теста.

-Сверьте свои ответы с образцом.

-Какой вопрос вызвал затруднения?

-Почему?

 

Сверяют свои ответы с образцом.

 

 

 

Рассуждают вслух, отвечают на вопросы учителя.

Коррекция, оценка ответов.

 

 

 

Слушают, дополняют ответы.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

 

 

 

Осуществляют самоконтроль и контроль.

Создание проблемной ситуации

Фронтальный опрос.

 

-Почему на 5 вопрос даны разные ответы?

-Чего мы ещё не знаем?

-Как и где это узнать?

 

Выдвигают предположения на вопрос учителя.

Объясняют способы нахождения ответа на него.

 

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками.

Слушают все высказывания, принимают единую точку зрения.

 

Контроль  за правильностью высказываний.

Следят за верным оформлением речевых высказываний.

4.Открытие нового знания.

 

Организация самостоятельной исследовательской деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(слайд 10)

Руководит проведением исследования.

 

-Проведите по планшетам влажной салфеткой.

-Каким стал планшет?

-Понаблюдайте за влажной поверхностью планшетов (1-2 минуты)

-Что произошло с поверхностью?

-Предположите, куда могла  деться  вода с планшета?

-Чтобы проверить, правы ли вы, прочтите текст в хрестоматии на с. 36.

 

-Чьи ответы были наиболее близки к правильным?

-Ответьте на вопрос после текста: в какое время года лужи высыхают быстрее- летом или весной?

-Почему?

-Как называется процесс перехода воды из жидкого состояния в газообразное?

-Где человек может использовать знания об этих свойствах?

 

Умение работать под руководством учителя.

 

Умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

Читают по цепочке текст хрестоматии.

 

 

Строят логичные рассуждения.

Устанавливают при даче ответов причинно-следственные связи.

Договариваются работать в паре.

 

Учатся сотрудничать в совместном наблюдении и исследовании, участвуют в диалоге, слушают друг друга, дополняют ответы.

 

Оформляют в устной форме свои высказывания.

Аргументированно высказывают свои мнения.

 

 

Участвуют в коллективном обсуждении вопросов.

 

Контролируют процесс и результат действий.

Сохраняют учебную задачу.

Планируют выполнение учебной задачи.

 

 

Учатся отличать верные ответы от неправильных.

Учатся корректировать выполнение задания в соответствии с поставленной учебной задачей.

 

Использование цифрового оборудования

 

(слайд 11)

Показ слайдов с примерами использования свойства водяного пара

 

Смотрят на экран.

Дополняют перечень своими примерами.

Слушают высказывания одноклассников, дополняют.

При необходимости корректируют, исправляют ответы.

 

Контролируют процесс и результат действий.

Сохраняют учебную задачу.

 

Физминутка

 

(слайд 12)

 

Использует видео

Выполняют действия, представленные на экране

 

 

Контролируют процесс и результат действий.

Работа с учебником

-Чтение текста на с. 72 со 2 абзаца

 

Фронтальная работа.

-Что такое испарение?

-Может ли испаряться лёд?

-Как это происходит?

-Имеет ли водяной пар, находящийся в воздухе, свою форму?

-Почему мы не видим водяной пар?

-Что же мы видим во время кипения воды?

 

Читают цепочкой.

 

 

Дают ответы на вопросы учителя.

Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

 

Строят логичные рассуждения.

Устанавливают при даче ответов причинно-следственные связи.

Слушают высказывания одноклассников, дополняют.

При необходимости корректируют, исправляют ответы.

 

Сохраняют учебную задачу.

Контроль за правильностью высказываний.

Следят за верным оформлением речевых высказываний.

Проведение опыта с целью наблюдения за водяным паром. Через документ-камеру опыт выводится на экран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(слайд 13)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение за измерением влажности воздуха. Через документ-камеру результат выводится на экран.

 

 

 

 

 

 

Проводит опыт.

 

На штативе колба с водой над горящей спиртовкой. Наблюдение за кипением воды и пузырьками. В момент испарения кипящей воды между облачком пара и колбой, в «пустое» пространство помещается стальная пластинка. На ней образуются капельки воды, так как при соприкосновении пара с холодной пластиной он превращается в воду.

 

При помощи датчика измерения температуры измеряет температуру воды в начале опыта, в момент закипания и в момент кипения воды.

 

Просит сделать вывод:

-что такое водяной пар?

-О каком свойстве водяного пара узнали?

 

 

 

 

 

-Присутствует ли в воздухе вода?

 

При помощи датчика измерения влажности воздуха проводит измерения над колбой. Показания через документ –камеру выносятся на экран.

 

-Имеет ли водяной пар силу?

-Где люди могли использовать силу водяного пара?

 

Наблюдают за проведением опыта.

 

Анализируют увиденное. Аргументируют свои высказывания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют увиденное.

Дают ответы на вопрос учителя.

Аргументируют свои высказывания.

Строят логичные рассуждения.

 

 

Дают ответы на вопросы учителя.

 

Наблюдают за действиями учителя.

Смотрят на экран.

 

 

 

 

Дают ответы на вопросы учителя.

Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принимают участие в коллективной беседе, в обсуждении.

Формулируют собственное мнение и позицию.

Слушают собеседников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в диалоге, слушают друг друга, дополняют ответы.

При необходимости корректируют, исправляют ответы.

 

Сохраняют учебную задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоконтроль за выполнением задания.

 

 

 

 

 

 

Сохраняют учебную задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Контроль за правильностью высказываний.

Следят за верным оформлением речевых высказываний.

Использование цифрового оборудования

 

(слайд 14)

 

Слайды с примерами использования силы водяного пара

 

Смотрят на экран.

Дополняют перечень своими примерами.

Слушают высказывания одноклассников, дополняют.

 

 

Проведение наблюдения .

Использование электронного микроскопа и документ- камеры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведение длительного опыта.

Проводит наблюдение.

 

-Почему воду называют уникальным веществом?

-Вода присутствует на Земле повсеместно. Есть она и в теле человека, животных, в воздухе, в почве, и даже в растениях. Пример этого присутствия мы сейчас пронаблюдаем. Растения на 70% состоят из жидкости. Лист комнатного цветка  кладём  на стеклянную пластину и при помощи пинцета счищаем верхнюю оболочку. Затем пластинку помещаем на предметный столик под объектив. На экран проецируется 10-кратное увеличение внутреннего строения листа. Движение, которое вы видите, совершает вода. Это доказывает, что растения состоят из воды.

 

Длительный опыт.

Руководит процессом.

 

В две одинаковые ёмкости (пластиковые стаканчики) наливаем одинаковое количество воды при помощи мерного стакана. Одну ёмкость ставим в прохладное место, вторую- ближе к теплу.

 

-Какая ёмкость, по-вашему, станет сухой раньше?

-Почему?

 

 

 

Отвечают на вопрос.

 

 

 

 

 

 

Наблюдают за действиями учителя.

Смотрят на экран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют под руководством учителя.

 

Анализируют свои действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Аргументируют ответы.

 

 

Участвуют в диалоге, слушают друг друга, дополняют ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в диалоге, слушают друг друга, дополняют ответы.

При необходимости корректируют, исправляют ответы.

Аргументируют свою позицию и координируют её в соответствии с мнением партнёра.

 

 

 

 

Следят за верным оформлением речевых высказываний.

 

 

 

 

Сохраняют учебную задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сохраняют учебную задачу.

Контроль  за правильностью высказываний.

 

5.Подведение итогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с листом самооценки.

 

 

Фронтальный опрос.

 

-Что нового узнали на уроке?

-Что такое водяной пар?

-Откуда в воздухе берётся вода?

 

 

-Оцените свою работу в паре на конец урока.

 

Дают ответы на вопросы учителя.

Делают выводы в результате совместной работы.

Устанавливают при даче ответов причинно-следственные связи.

Подводят итог работы.

 

Оценивают работу пары после выполнения заданий.

Переработка изученной информации.

Дополнение, исправление, принятие иной точки зрения (при необходимости).

 

 

 

Взаимодействуют друг с другом, принимают единую точку зрения.

 

Корректируют деятельность в диалоге с учителем и одноклассниками.

Определяют степень своей успешности.

Сохраняют учебную задачу.

 

Осуществляют взаимоконтроль.

 

6.Рефлексия

 

 

 

 

 

 

(слайд 15)

 

 

 

(слайд 16)

-Какую задачу ставили на урок?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом? 

- Где можно применить новые знания?

-Изменилось ли ваше настроение на конец урока?

 

Отметьте в таблице своё отношение к проведённому уроку. Возьмите «каплю» воды и наклейте её под тем высказыванием, которое соответствует вашему уровню знаний.

 

Урок полезный, всё понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Ещё придётся потрудиться.

Да, трудно всё- таки учиться.

 

 

Дают ответы на вопросы учителя.

Анализируют, обобщают выполненное на уроке.

Включают новые сведения  в систему знаний.

 

 

 

 

Оценивают свою работу на уроке.

Участвуют в диалоге, слушают друг друга, дополняют ответы.

 

Самостоятельно адекватно оценивают собственную работу и работу класса.

Оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

7.Домашнее задание.

 

(слайд 17)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(слайд 18)

 

Комментирует выполнение домашней работы.

С. 72-74, ответить на вопросы после текста, рабочая тетрадь- № 38, раскрасить рисунок соответствующим цветом.

 

Благодарит учеников за работу на уроке.

 

-Поблагодарите друг друга и одноклассников за работу.

 

Слушают объяснение.

Записывают в дневники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выражают партнёру и классу благодарность за работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Список литературы и Интернет-ресурсов.

 

1.       Учебник «Окружающий мир» 3 класс, ч.1, под редакцией О.Н.Федотовой, Г.В. Трафимовой, С.А. Трафимова, Л.А.Царевой. М.,Академкнига/Учебник, 2012.

2.      Хрестоматия «Окружающий мир» 3 класс, ч.1, под редакцией О.Н.Федотовой, Г.В. Трафимовой, С.А. Трафимова. М., Академкнига/Учебник, 2013.

3.      Рабочая тетрадь № 1 «Окружающий мир», под редакцией О.Н.Федотовой, Г.В. Трафимовой, С.А. Трафимова. М., Академкнига/Учебник, 2013.

4.      Учебник «Окружающий мир» под редакцией А.А.Плешакова. М., Просвещение, 2011.

5.      Методические рекомендации по учебнику О.Н.Федотовой, Г.В. Трафимовой, С.А. Трафимова «Окружающий мир». Издательство «Учитель», Волгоград, 2012.

6.      Коллекция ЦОР. school.collection.edu.ru

7.      ПRO Школу.RU

8.      Фотографии с демонстрацией использования учебно- лабораторного оборудования.

9.      Презентация «Вода в газообразном состоянии»

10.  Лист самооценки работы в парах.

11.  Тест «Вода. Свойства воды».

12.  Таблица рефлексии на конец урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

 

        Оцените  работу пары:

 

Критерии оценивания:

 

Умею

Затрудняюсь

 

После выполнения работы

удалось +

были затруднения ?

Знаю, что такое вода.

 

 

Знаю свойства воды.

 

 

Знаю три состояния воды.

 

 

Умею определять состояние воды.

 

 

Знаю название процессов превращения воды.

 

 

Знаю последовательность  действий при выполнении опыта.

 

 

Умею делать выводы по проведённым опытам.

 

 

        до выполнения _____ б.,             после выполнения _____б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест «Вода. Свойства воды»

 

 

 

1.      Укажите неверное состояние воды.

 

а)твёрдое;           б)газообразное;          в)мягкое.

 

2.      Температура кипения воды:

 

           а)10 С;                 б)1000 С;                      в)10000 С.

 

3.      Назовите неверное свойство льда:

 

           а)хрупкий;          б)твёрдый;                  в)белый.

 

4.      При какой температуре замерзает вода?

 

           а)-100 С;               б)-50 С;                        в)00 С.

    

5.      Водяной пар- это:

 

      а)прозрачный бесцветный пар;

      б)белый туман;

      в)облака и тучи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТАБЛИЦА РЕФЛЕКСИИ НА КОНЕЦ УРОКА

 

 

Урок полезный, всё понятно.

 

 

 

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

 

 

 

Ещё придётся потрудиться.

 

 

 

Да, трудно всё- таки учиться.

 

 

 


 

Маскаленко Елена Ивановна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9 имени

Маскаленко Елена Ивановна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9 имени

Класс 3 «а» Раздел программы – окружающий мир

Класс 3 «а» Раздел программы – окружающий мир

Оборудование и наглядные пособия: · учебники «Окружающий мир» под редакцией

Оборудование и наглядные пособия: · учебники «Окружающий мир» под редакцией

План урока. 1. Организационный момент

План урока. 1. Организационный момент

Этап урока Деятельность учителяДеятельность учащихся

Этап урока Деятельность учителяДеятельность учащихся

Выполняют заданное учителем действие на ноутбуках

Выполняют заданное учителем действие на ноутбуках

Актуализация знаний (слайд 8)

Актуализация знаний (слайд 8)

Почему? Сверяют свои ответы с образцом

Почему? Сверяют свои ответы с образцом

Руководит проведением исследования

Руководит проведением исследования

Контролируют процесс и результат действий

Контролируют процесс и результат действий

Через документ-камеру опыт выводится на экран

Через документ-камеру опыт выводится на экран

Наблюдение за измерением влажности воздуха

Наблюдение за измерением влажности воздуха

Наблюдают за проведением опыта

Наблюдают за проведением опыта

Проведение длительного опыта. Проводит наблюдение

Проведение длительного опыта. Проводит наблюдение

Какая ёмкость, по-вашему, станет сухой раньше? -Почему?

Какая ёмкость, по-вашему, станет сухой раньше? -Почему?

Работа с листом самооценки.

Работа с листом самооценки.

Урок полезный, всё понятно.

Урок полезный, всё понятно.

Домашнее задание. (слайд 17) (слайд 18)

Домашнее задание. (слайд 17) (слайд 18)

ПРИЛОЖЕНИЕ Список литературы и

ПРИЛОЖЕНИЕ Список литературы и

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Тест «Вода. Свойства воды» 1

Тест «Вода. Свойства воды» 1

ТАБЛИЦА РЕФЛЕКСИИ НА КОНЕЦ УРОКА

ТАБЛИЦА РЕФЛЕКСИИ НА КОНЕЦ УРОКА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2017