Представлена исследовательская работа по истории пионерской организации школы. В ходе исследования собраны воспоминания бывших учеников школы, которые были пионерами. Данная исследовательская работа способствует формированию чувство сопричастности к истории школы, уважительного отношения к истории. С данной работой ученица выступила на конференции.исследовательская работа
шаг.docx
1
"Пионерская организация школы №1 г.Заводоуковска"
Ипатьева Анастасия
Россия, Тюменская область, г.Заводоуковск
МАОУ "СОШ №1", 10 класс
Аннотация
Изучение истории, сохранение и популяризация работы детской общественной
организации необходимо для воспитания молодого поколения.
То, от чего отреклись в начале 90х, сегодня попрежнему вызывает прекрасные
воспоминания. Лагеря, зарницы и костры это то, что не хватает современной молодежи.
Символика пионерских организаций стала раритетом для коллекционеров и ценным
партийным имуществом для современных коммунистов.
Цель работы: изучить историю пионерской организации имени героя Советского
Союза В.Комарова
Задачи:
Собрать информацию об истории Пионерской организации школы;
Выяснить чем занимались пионеры, какой след пионеры оставили в истории;
Установить уровень осведомлённости нынешнего поколения по данной теме.
Объект исследования: пионеры школы №1 г.Заводоуковска.
Предмет исследования: пионерская организация школы
Гипотеза исследования:
пионеры занимались очень важными и нужными делами, тем самым оказывая посильную
помощь государству.
Методы исследования:
изучение источников исследования: фотографий, документов, архивных материалов,
газетных материалов;
ознакомление с литературой;
встреча с пионерами разных лет с целью сбора интересующих данных;
запись рассказов и воспоминаний;
работа с фондами школьной музейной комнаты, с архивными документами районного
историкокраеведческого музея;
интервьюирование;
тестирование. Практическая значимость работы: материалы исследования можно использовать
классным руководителям на классных часах, оформить выставку в музейной комнате
школы.
2
"Пионерская организация школы №1 г.Заводоуковска"
Ипатьева Анастасия
Россия, Тюменская область, г.Заводоуковск
МАОУ "СОШ №1", 10 класс
Научная статья.
В мае 2012 года исполнилось 90 лет Всесоюзной пионерской организации имени В.И.
Ленина. Большинство граждан России вспоминают сегодня безоблачное пионерское
детство. Практически все население страны старше 30 лет прошло школу пионерского
братства. Каждый пионер торжественно клялся «Жить, учиться и бороться, как завещал
великий Ленин, как учит коммунистическая партия». Юных ленинцев учили правильным
вещам; быть честными, уважать коллектив, чтить память погибших защитников Отечества,
и прежде всего – быть преданным Родине [1].
Наше поколение очень мало знает о Всесоюзной пионерской организации. Об этом
говорят и результаты опроса, который был проведён среди учащихся школы. Всего в
опросе приняло участие 64 ученика. 15 ребят (23%) ответили, что знают о пионерах из
рассказов своих бабушек, 30 учеников (46%) немного слышали о детской
организации, 19 (29%) совсем не знают ничего о пионерии. Наши родители, бабушки
и дедушки прошли через пионерскую организацию и большинство из них отзываются
о своих пионерских годах с теплотой и полагают, что «организация подобная
пионерской» была бы нужна и сейчас. Пионерское движение занимало центральное
положение в отечественном детском общественном движении в течение почти всего
двадцатого века, а значит, нельзя допустить, чтобы гигантский позитивный опыт
двадцатых – девяностых годов пропал .
В своей работе мне хотелось бы рассказать о пионерской организации школы №1
г.Заводоуковска.
Детскому движению в отечественной науке долгое время не придавали должного
значения, хотя именно оно воспитывает в детях, подростках те качества, которые будут
жизни.
востребованы
взрослой
во 3
Проблемы детского движения настолько глобальны, что практически любой аспект этого
процесса является актуальным.
Слово «пионер» означает «передовой», «первооткрыватель». Пионерами называют тех,
кто открыл новые земли, совершил открытия в науке, технике, литературе и искусстве.
Советский Союз — пионер социализма. Быть пионеромленинцем — это значит во всем и
всегда быть впереди, воспитывать в себе замечательные черты советского человека—
любовь к своей Родине и преданность делу великой партии коммунистов, трудолюбие и
стремление к знаниям, честность и благородство, скромность и дисциплинированность,
коллективизм и товарищество.
Пионер — полноправный член детской коммунистической организации, носящей имя
вождя Великой Октябрьской социалистической революции — В.И.Ленина. Юный ленинец
— настоящий товарищ, надежный друг, передовой в учении, труде, спорте, в пионерских
делах. Вступают в пионерскую организацию добровольно [2].
В своей работе я бы хотела более подробно рассказать о времени, когда каждый ребёнок
и взрослый был по–настоящему счастлив, когда вся молодёжь нашего государства была
едина, а расовые, религиозные и социальные барьеры были практически стёрты. Это время
надежд, где каждый верил, что его маленькая империя под названием «Пионерия» будет
существовать вечно. Они просто жили и учились, преодолевали трудности, все были чемто
заинтересованы и увлечены, все стремились к чему–то, у всех была цель в жизни. Да,
сколько полезных интересных дел можно было провести в пионерском отряде! Сколько
различных умений и навыков смогли приобрести ребята, как много они смогли узнать за
всё время существования пионерской организации. Их учили понимать цену дружбы и
товарищества, ощущать радость труда на общую пользу, жить, а не существовать в
коллективе, и это главное.
Пионерия охватила все уголки нашей необъятной страны. Пионеры МАОУ "СОШ №1"
внесли в историю пионерской организации много славных страниц.
Пионерская организация не просто детская организация, это организация детей,
подростков и взрослых. Пионерия менялась вместе со временем. Но пионер – это значит
первый, первопроходец, первооткрыватель и пионерская дружина, пионерский отряд стали
организаторским коллективом. Силами пионеров проходили трудовые десанты. Ребята
занимались патриотическим воспитанием и это актуально.
Рано или поздно пионером становился каждый школьник. В начальных классах
пионерский галстук казался своеобразным символом взрослости. В пионеры принимали 4
только после десяти лет и не всех сразу. Первыми этой чести удостаивались те, кто хорошо
учился, активно участвовал в общественной жизни класса, школы, в возрасте от 9 до 14
лет. Вступивший в пионерскую организацию на пионерской линейке давал Торжественное
обещание пионера Советского Союза (Приложение № 1). Старший пионер вручал ему
красный пионерский галстук и пионерский значок. Как правило, в пионеры принимали в
торжественной обстановке во время коммунистических праздников в памятных историко
революционных местах, например 22 апреля в День рождения В. И. Ленина.
Из воспоминаний Г.А.Эккардт (Бажуковой): "Одним из ярких воспоминаний этого
времени стало вступление в пионеры. Лучших из нас принимали в канун дня рождения
В.И.Ленина, 22 апреля. Только что вступившие в комсомол семиклассники повязали нам
свои галстуки. На следующее утро, мы пришли в школу гордые, т.к стали первыми
пионерами класса. Всех остальных приняли в пионеры на торжественной линейке на
следующий день".
Об этом торжественном событии вспоминают многие выпускники нашей школы.
Основными атрибутами пионеров являются: барабан и красный галстук.
Пионерский галстук считался частью Пионерского знамени. Именно поэтому галстук был
красного цвета. До Великой Отечественной войны концы галстука скреплялись зажимом.
Пять поленьев костра означали пять континентов. Три язычка пламени Коминтерн (3й
Интернационал). Исчезновение
зажимов из обихода связано с роспуском самого
Коминтерна, в пламени которого сгорают поленьяконтиненты. Галстук стал завязываться
специальным узлом. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трёх
поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров [2].
Пионерский значок.
Первоначально на красном развевающемся флаге изображались серп и молот, горящий
костер, девиз «Будь готов!». В 1927 г. на значке появилось изображение Ленина. В 1934 г.
девиз изменился на «Всегда готов!». В 1942 г. значок принял форму пятиконечной звезды,
с костром и девизом «Всегда готов!» в центре. В 1944 г. вместо костра в центре звезды
появились серп и молот, а над звездой стали изображаться три языка пламени. В 1962 г.
был принят последний образец значка: в центре звезды – профиль Ленина, под ним девиз
«Всегда готов!», над звездой – три языка пламени. (Приложение № 2) [2].
Пионерское знамя.
Считалось символом чести и сплоченности пионеров. Оно представляло собой красное
полотнище, на котором изображены пионерский значок и девиз: "К борьбе за дело 5
Коммунистической партии Советского Союза будь готов!". К главному знамени
Всесоюзной пионерской организации были приколоты два ордена Ленина [2].
Стать знаменосцем дружины могли только лучшие ученики. За успехи в учёбе, спорте,
общественной жизни класса и школы такого звания удостаивались в разные годы: Колунов
Георгий (1979 год), Извин Сергей (1980 год), Майер Андрей (1988 год).
Пионерский барабан.
Назначение барабана сопровождать строй во время походов, шествий, парадов.
Барабанщик должен был уметь выполнять строевые приёмы, исполнять «Марш», «Дробь»
[2].
Пионеры жили по своим законам:
Пионер юный строитель коммунизма трудится и учится для блага Родины, готовится
стать её защитником;
Пионер активный борец за мир, друг пионера и детям трудящихся всех стран;
Пионер равняется на коммунистов, готовится стать комсомольцем, ведёт за собой
октябрят;
Пионер дорожит честью своей организации, своими делами и поступками укрепляет её
авторитет;
Пионер надёжный товарищ, уважает старших, заботится о младших, всегда поступает
по совести.
Часто наши учителя и старшее поколение вспоминают «будни пионеров» так: сбор
макулатуры, металлолома, шефство над ветеранами. Так же пионеры принимали участие в
работе разных направлений: собирали макулатуру (2 3 т ежегодно), металлолом,
участвовали в различных акциях: «Зеленая аптека» весной березовые, сосновые почки,
высаживали деревья, охраняли зеленые насаждения и водоемы. В пионерских отрядах и
дружинах проводились спортивные соревнования, с 1967 года пионеры участвовали в игре
«Зарница».
Каждый пионерский отряд выбирал представителя в Совет дружины. Это были самые
ответственные, надѐжные, достойные. Члены Совета дружины избирали себе председателя
Совета дружины. Возглавляла и руководила работой дружины старшая пионервожатая. В
каждой пионерской дружине имелась пионерская комната. В ней хранилась атрибутика,
проходили заседания совета дружины, отрядов и т.д. В осуществлении сложных и
ответственных задач важную роль играла пионерская комната – это своеобразный штаб
пионерских дел, зеркало Дружины. В пионерской комнате проходили заседания Совета 6
Дружины, обсуждение дружинных и отрядных дел, прием в пионеры, вручение лучшим
учащимся рекомендаций для вступления в комсомол. Пионерская комната – это
одновременно и детский клуб, в котором можно встретиться с интересными людьми,
шефами пионеров. В пионерской комнате проводились соревнования по шахматам,
шашкам, конкурсы на лучший детский рисунок, вышивку, поделку, на лучший букет. В
пионерской комнате проходило обучение пионерского актива, вожатых.
Члены совета дружины это всегда сплоченный коллектив единомышленников, который
являлся организатором всех мероприятий в школе. Ребята находили время не только на
пионерские дела, но и на совместный отдых. (из воспоминаний Ольги Шастовой
(Бажуковой), пионервожатой 1988 1989 года). (Приложение № 3, 4).
Каждый класс – отдельный отряд. В отряде выбирали представителей в Совет отряда и
председателя отряда. Каждый отряд делился на несколько звеньев, каждое звено выбирало
себе командира звена. Высшим органом самоуправления является сбор. Сбор отряда
решает отрядные дела: прием новых пионеров в отряд, выборы командира отряда и т.п. На
сборе дружины решаются вопросы проведения общедружинных дел, праздников, выборы
делегатов на слеты, выборы председателя дружины, вручаются награды (из воспоминаний
Натальи Черкашиной).
Дружина школы №1 носила имя героя космонавта Владимира Комарова. Знание
биографии Комарова, его достижений в освоении космоса было обязательно для каждого
пионера.
В пионерской дружине отряды носили имена пионеровгероев и героев ВОВ: отряд
имени Л.Голикова, отряд имени З. Космодемьянской, отряд Вали Котика, Кости Кравчука,
Зины Портновой, Юрия Гагарина, Вадима Барсукова и другие.
Имя отряду, как рассказала мне Эккардт Г.А., присваивалось не просто так, его нужно
было заслужить, поэтому проводилась большая работа. Так Галина Анатольевна, ныне
учитель истории и обществознания нашей школы, председатель отряда имени Кости
Кравчука. Галина вспоминает: В начале учебного года в 4 классе, когда нашему
пионерскому отряду должны были присвоить имя героя, наш классный руководитель
Трубеко Валентина Михайловна рассказала нам о героическом подвиге пионера героя
Кости Кравчука. Чтобы больше узнать о нём мы собирали материал о его подвиге, начали
оформлять альбом, выпустили газету. За большую проделанную работу наш отряд стал
носить имя Кости Кравчука. Поэтому в 197778 учебных годах стали участниками
районного слета правофланговых отрядов. 7
В таких же слётах принимал участие отряд имени Юрия Гагарина в 1982, 1983 годах (из
воспоминаний Светланы Осиповой (Стебековой).
Из воспоминаний Л.В Твердохлебовой (Беляковцевой).
В классе проводили пионерские сборы, помогали отстающим сами, была и «скорая
помощь», и консультанты, работал школьный штаб «БОЗАЗ» (борьба за знание), где
заслушивали и «чистили» двоечников. Жить было интересно, все успевали: собирали
металлом, высаживали деревья, на субботниках чистили улицы, читали книги, проводили
диспуты, тематические вечера. Об оказании помощи вспоминает и Любовь Анатольевна
Коновалова: " Если ктото из ребят плохо учился, то помогали всем классом".
Из воспоминаний Н.А Трутневой (Герасимовой).
"У нас классный руководитель была Любовь Александровна Бородулина. С ней наш
пионерский отряд завоевывал 1е место в дружине, за что получили право занимается в
Ленинской комнате. В то время это было почетно. Под ее руководством мы помогали
пожилым людям: складывали дрова, носили воду, распространяли открытки, ручки,
тетради и т.д".
Тимуровская работа это ещё одно яркое впечатление о пионерской жизни многих
бывших выпускников нашей школы. У каждого пионерского отряда были свои ветераны,
одинокие пенсионеры, которым ученики оказывали посильную помощь.
Большую роль в организации пионерской работы играли вожатые. У каждого класса
были свои подшефные. Для подготовки вожатых в школе была организована "Школа
Галина Валентиновна Медведева на протяжении нескольких лет была
вожатых".
пионервожатой школы. Под её руководством движение вожатых было особенно развито.
Ежегодно проходили конкурсы вожатых. Одним из первых победителей этого конкурса
была Андреева Ирина (1981 год). На этом конкурсе, как вспоминает Ольга Кармацкая,
соревновались в умении делать поделки, маршировать, обращаться с пионерским
барабаном, знании истории пионерской организации страны и многое другое.
Из воспоминаний Г.А Эккард (Бажуковой).
"Яркими и незабываемыми для нас были фестивали союзных республик, они проходили в
декабре, в день создание СССР. Каждому классу доставалась одна из республик
Советского Союза. На фестивале должны были представить национальный костюм (всегда
шили сами), национальное блюдо, танец и песню. Не менее значимое мероприятия – смотр
строя и песни, проводимые традиционно ко дню рождения Советской Армии. Каждый 8
класс представлял различные рода войск, готовили форму, исполняли строевую песню,
демонстрировали имения строевой подготовки.
Из воспоминаний Ермачковой Нины Александравны:
"Я училась в 1 школе (где сейчас Лицей). Вступать в пионеры было волнительно.
Ездили в пионерские лагеря. Ходили на речку, купались, мальчишки играли в футбол.
Каждое утро строили все отряды и давали задание на день, и мы с удовольствием делали
работу. Когда я стала вожатой, с ребятами ходили пешком из Падуна в Тюмень, гуляли по
городу, катались на пароходе. Позже ходили в лес с ночёвкой, дети любили походы.
Перед вожатыми стояла задачи, организовать работу в дружине, чтобы ребята не на словах,
а на деле следовали законам пионерии.
ЦК партии и Совет Министров СССР приняли постановление о расширении посадок лесов,
о создании полезащитных лесных полос, перед ребятами стояла задача помочь колхозам по
осуществлению этих планов. Ребята откликнулись на этот призыв, собирали семена,
выращивали саженцы, высаживали молодые деревья. Охраняли природу, стояли на страже
водоемов, полей, лугов, животных. Организовали патрули по охране лесов, строили
кормушки для диких животных.
Так же не малый вклад в пионерское движение внесли и педагоги. Антонина Марковна
Вишнякова, была очень творческой женщиной. Она всегда оформляла актовый зал,
каждый месяц проводила концерты, детские выставки.
Школьники активно занимались в предметных кружках, участвовали в олимпиадах,
выставках, конкурсах. Прежде всего учителя способствовали воспитанию детей, выявляли
лучшие черты характера у ребенка. Приобщали детей к общественно полезному делу".
Из воспоминаний Рубцовой Нины Григорьевны
"В 4 классе на торжественной линейке 22 апреля ребят принимали в пионеры, значок уже
менялся на «пионерский» и на шею повязывали красный галстук. Дети всегда с
удовольствием вступали в ряды пионеров.
Пионеров делили на звенья по 1011 человек в звене, выбирали звеньевого, он руководил
своим звеном. Звеньевыми руководи председатель совета отряда. Все отряды назывались
дружина. А дружинной руководил председатель совета дружины. Пионерами руководили
комсомольцы. Очень много читали книг, обсуждали их, ходили в библиотеку, и
библиотекари приходили в школу и рассказывали много интересного.
19 мая день рождение пионерской организации. В этот день подводили итоговые сборы
дружины, награждали победителей соревнований. 9
.
Заключение.
Распад СССР подорвали мощь пионерской организации и привели к фактической
ликвидации большинства пионерских дружин. В то же время многочисленные
пионерские организации попрежнему существуют в России, во всех странах
Содружества независимых государств и не вошедших в него бывших советских
республиках.
У пионеров появились свои традиции, законы, девиз, символы, гимн и эмблема.
Проблема воспитания подрастающей личности в теории и практике всегда была
актуальной. На ее решение оказывали и оказывают самые разнообразные факторы:
экономические,
т.д.
социальнополитические,
материальные
и
Я считаю, что деятельность учителей школы под руководством старших вожатых и
органов ученического самоуправления совместно с родительской общественностью
класса и школы, а также воспитательное пространство района способны данную
проблему решить.
Работа по данной теме дала мне интересный материал для размышления. В те годы, о
которых я писала, пионерская организация сплачивала школьников, и девиз: «Один за всех, 10
и все за одного» соответствовал действительности. Много полезных дел на счету у
пионерии: тимуровская работа, походы по местам боевой, трудовой и революционной
славы, помощь в уборке урожая, интернациональная дружба, спортивные соревнования в
пионерском многоборье, пионерские слёты и многое другое. Наверное, поэтому наивысший
патриотизм молодёжи относится к советскому периоду времени. Примеры тому подвиги
пионеров и комсомольцев в годы Великой Отечественной войны, поднятие целины,
комсомольские стройки БАМа. Не было проблемы наркомания, молодёжь воспитывалась
нравственно, гуманно по отношению друг к другу.
Список литературы:
1. Ананьева. Энциклопедия для детей. История. XX век. М.: Аванта+, 2004, стр.212296
2. Зебзеева А.Н. Азбука пионерской жизни. М., 1980 – 127 С.
3.Материалы музейной комнаты МАОУ "СОШ №1"
4.Воспопинания выпускников школы. 11
Приложение № I.
"Я, (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира
Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь:
горячо любить и беречь свою Родину,
жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин,
как учит Коммунистическая партия,
всегда выполнять законы пионеров Советского Союза.
За дело борьбы Коммунистической партии будь готов!
Всегда готов! " 12
Приложение № II 13
Приложение № III. 14
Жидойкин Василий член совета дружины 1988 1989 учебный год (в пионерской
комнате).
Приложение № IV. 15
Команда первой школы на районном конкурсе, посвященном 23 февраля. Победители.
1988 1989 учебный год. 16
Приложение № V.
Поход со членами Совета дружины. 1988 1989 учебный год.
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.