Исследовательская работа по теме "Демографическая ситуация. Как нам победить смертность?". В работе обозначены причины высокой взрослой и детской смертности в России. В работе обозначены пути решения проблемы. Проанализированы пути реализации Концепциеи демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
демография.docx
ТЮМЕНСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫПУСКНИКОВ ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
1
Конкурс
на лучшую творческую работу среди учащихся
школ Тюменской области
на тему: «Как нам обустроить Россию»
Демографическая ситуация: как нам победить смертность? 2
Социальная политика – это политика государства, общества, политических
партий, социальных институтов в отношении общественного благосостояния
народа, удовлетворения материальных, социальных и интеллектуальных
потребностей людей, это отношение к человеческому достоинству, создание
обстановки для социальной стабильности в обществе.
Социальная политика характеризуется тем, что она является программой
действий государства, законодательной и исполнительной власти, государственных
органов, партий, движений, их лидеров. В этом отношении социальная политика
является регулятивной сферой общественной жизни, фокусом столкновения
интересов людей и власти, соперничества политических сил. Следовательно, в
социальной политике государства, граждане выступают не только как ее объекты
ее влияния, но и как активные субъекты общественнополитической деятельности.
Социальную политику отличает всеохватывающий характер воздействия на
все социальные слои общества, все сферы жизнедеятельности человека со дня
рождения до смерти.
Эта сфера многоцелевая, в силу чего сложно определить ее приоритеты для
жизни человека и общества, в соотношении целей и средств их достижения
проявляется противоречивость.
Социальная политика находится в диалектической зависимости от
экономического положения общества, возможностей государства, а нередко
и от политической конъюнктуры. Как показала практика, социальной политике
нередко присущи политическая ангажированность, использование разнообразного
арсенала пропагандистского воздействия на людей, группы населения. Ее
результаты становятся основой политических кампаний, забастовочного движения,
противостояния с властью.
Социальная политика имеет гуманистическую направленность, но вместе с
тем в силу сложности человеческой природы, разнообразия интересов, 3
потребностей людей, проявляются противоречия и взаимосвязь в целях и
средствах в ее реализации.
Как правило, социальная политика результат деятельности государства и
общества, экономической, финансовобюджетной, налоговой политики, состояние
которых прямо сказывается на вложении в развитие социальной инфраструктуры,
выплату социальных трансфертов. В этом отношении социальная политика в
определенном смысле является распределительной.
Более того, социальная политика подвержена большому влиянию
человеческого фактора, ее социальнораспределительные функции существенно
зависят от сложившихся в обществе представлений о социальной справедливости,
трудовой морали, отношении к богатству и бедности.
В конечном итоге, социальная политика не исключает противоречий
исполнительной и законодательной властей, когда законодатели хотят улучшить
социальные условия населения, а у исполнительной власти для этого нет
необходимых средств.
Смыслом и критерием социальной политики должна быть социальная
справедливость, выражающая возможную степень социального равенства людей,
равные экономические, социальные и культурные права граждан, единство для
всех прав и обязанностей, отсутствие неоправданных льгот и привилегий.
Социальная справедливость предполагает социальные гарантии: право на труд и
его оплату в соответствии с количеством и качеством труда; удовлетворение
потребностей в медицинском обслуживании и образовании, жилье; материальное
обеспечение в старости ив случае потери трудоспособности; помощь семьям с
детьми, особенно многодетным, содействие культурному росту и отдыху,
гуманизацию общественных отношений, гармоничное сочетание интересов
отдельных граждан и общества в целом, все более полный учет интересов
различных групп населения с целью максимально возможного удовлетворения их
нужд и интересов. Понятие социальной справедливости – включает в себя 4
материальное вознаграждение строго по трудовым затратам, справедливому
получению прибылей от предпринимательства, коммерческих операций,
оправданность и обеспеченность социальных льгот. Социальные гарантии это
закрепленная законами возможность пользования социальноэкономическими,
политическими и гражданскими правами и свободами. От надежности социальных
гарантий зависит степень реальности предоставляемых прав и свобод.
Таким образом, социальная политика исходит из того, что государство
принимает на себя функции, которые не в состоянии выполнить собственными
силами семья или отдельный человек. Задачи государства в таком контексте
определяются как содействие развитию личности, обладающей чувством
ответственности за общее благо. Целью социальной политики при таком подходе
является предоставление равных шансов для всех в достижении социального
статуса.
Объектом исследования в данной работе являются основы социальной
политики России на современном этапе развития.
Предметом исследования являются
совокупность социальных
мер,
проводимых в свете экономических реформ в современной России
Целью данной работы является рассмотрение основных направлений
социальной политики, приоритетных национальных программ Российской
Федерации. Для этого в работе решаются следующие задачи:
Рассмотрение и анализ социальной политики современной России;
Рассмотрение основных направлений и проблем социальной политики;
Рассмотрение активной социальной политики и социальной ориентации.
Социальная политика обладает рядом функций, которые в конечном счете
определяют гуманистический характер государства, стремящегося через
политически создаваемые общественные фонды поддержать состояние индивидов
в том социальном статусе, который не был бы обременительным для него. К этим
функциям можно отнести следующие функции: 5
• компенсаторную, которая направлена на ликвидацию внешних
сдерживающих условий, не дающих возможность индивиду быть деятельным
участником существующих в обществе отношений;
• элективную, которая направлена на определение обстоятельств и свойств
самого индивида, позволяющих отнести его в разряд нуждающихся;
• кумулятивная, накапливающая социальный потенциал государства,
выражающийся в зависимости индивидов от социальнополитической деятельности
государства.
Все эти функции тем в большей степени представлены в социальной
политике государства, чем в большей степени социальная политика находится в
тесной зависимости от политики государства вообще.
Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный
доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы,
старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни
касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.
Социальная политика государства реализуется через механизм
государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.
Основными принципами проведения социальной политики являются:
1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при
повышении цен и проведение индексации;
2) обеспечение помощи самым бедным семьям;
3) выдача помощи на случай безработицы;
4) обеспечение политики социального страхования, установление
минимальной заработной платы для работающих;
5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном
за счет государства;
6) проведение активной политики, направленной на обеспечение
квалификации. 6
Демографическая политика Российской Федерации направлена
на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня
смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции,
сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе
демографической ситуации в стране.
Современная демографическая ситуация в Российской Федерации в значительной
степени обусловлена социальноэкономическими процессами, происходившими
в XX веке. Во второй половине прошлого века в Российской Федерации ежегодно
рождались 2 — 2,5 млн. детей, умирали 11,5 млн. человек. Продолжительность
жизни граждан постоянно увеличивалась и приближалась к показателям
европейских стран. Средняя продолжительность жизни в 1990 — 1991 годах
составляла 68 лет.
С 1992 года началось стабильное сокращение численности населения изза
превышения уровня смертности над уровнем рождаемости (естественная убыль
населения). В течение последних 15 лет в России ежегодно умирали более 2 млн.
человек, что в расчете на 1000 человек в 2 раза больше, чем в европейских странах
и США, в 1,5 раза больше, чем в среднем в мире, а ежегодно рождались в этот
период 1,2 — 1,5 млн. человек.
По показателю ожидаемой продолжительности жизни населения, особенно
мужчин, Россия все больше отстает от экономически развитых стран: в 2006 году
ожидаемая продолжительность жизни в Российской Федерации составила
в среднем 66,7 года, в том числе мужчин — 60,6 года, женщин — 73,1 года.
Основной причиной низкой продолжительности жизни населения в Российской
Федерации является высокая смертность граждан трудоспособного возраста.
Из общего числа умерших почти треть составляют граждане трудоспособного
возраста, около 80 процентов из них — мужчины. Смертность от заболеваний
сердечнососудистой системы, составляющая 55 процентов смертности от всех
причин, в России в 3 — 4 раза выше, чем в европейских странах. Среди причин 7
смерти в трудоспособном возрасте значительную долю (более 30 процентов)
составляют внешние причины — случайные отравления, самоубийства, убийства,
транспортные происшествия, прочие несчастные случаи.
Показатель младенческой смертности, рассчитанный по действующей
в Российской Федерации системе, несмотря на его снижение с 18 на 1000
родившихся живыми в 1992 году до 10,2 в 2006 году, примерно в 2 раза выше, чем
в развитых европейских странах, Канаде и США (по расчетам в соответствии
с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения).
Уровень смертности обусловлен также высоким уровнем заболеваемости
населения, распространенностью алкоголизма, наркомании, табакокурения.
Не созданы условия, побуждающие людей бережно относиться к собственному
здоровью и здоровью своих детей. Недостаточно развиты формы досуга,
способствующие ведению здорового образа жизни (физическая культура, спорт,
туризм, активный отдых и другие).
Начиная с 2000 года в Российской Федерации отмечается рост рождаемости.
Вместе с тем уровень рождаемости пока еще недостаточен для обеспечения
воспроизводства населения.
На рождаемость отрицательно влияют: низкий денежный доход многих семей,
отсутствие нормальных жилищных условий, современная структура семьи
(ориентация на малодетность, увеличение числа неполных семей), тяжелый
физический труд значительной части работающих женщин (около 15 процентов),
условия труда, не отвечающие санитарногигиеническим нормам, низкий уровень
репродуктивного здоровья, высокое число прерываний беременности (абортов).
Низкий уровень рождаемости ведет к демографическому старению населения.
Если в 1992 году численность женщин в возрасте старше 55 лет и мужчин
в возрасте старше 60 лет составляла 19,3 процента всего населения, то в 2006 году
— 20,4 процента. 8
Наряду с общими демографическими тенденциями, характерными для
Российской Федерации в целом, имеются значительные различия между регионами.
В ряде субъектов Российской Федерации демографическая ситуация требует
незамедлительного реагирования. За последние 15 лет более чем на 15 процентов
сократилась численность населения в Республике Коми, Камчатском крае,
Архангельской, Магаданской, Мурманской и Сахалинской областях. На 10 —
15 процентов сократилась численность населения в Республике Карелия,
Республике Мордовия и Республике Саха (Якутия), Приморском и Хабаровском
краях, Амурской, Владимирской, Ивановской, Кировской, Костромской,
Курганской, Курской, Новгородской, Псковской, Рязанской, Смоленской,
Тамбовской, Тверской, Тульской и Читинской областях.
По пессимистическому варианту прогноза предположительной численности
населения Российской Федерации,
рассчитанному на основе динамики
демографических процессов в 2000 — 2005 годах без учета программ
по улучшению здоровья населения, сокращению уровня смертности и увеличению
уровня рождаемости, население России сократится к 2015 году на 6,2 млн. человек
(4,4 процента) и составит 136 млн. человек, а к 2025 году — 124,9 млн. человек.
Ожидаемая продолжительность жизни уменьшится до 64,5 года, более чем
на 18 процентов уменьшится численность женщин репродуктивного возраста,
увеличится доля граждан старше трудоспособного возраста.
Развитие ситуации по данному сценарию, помимо демографических потерь,
неблагоприятно скажется на основных показателях социальноэкономического
развития страны, прежде всего на темпе роста валового внутреннего продукта
и обеспеченности трудовыми ресурсами, потребует структурных и качественных
изменений в системе оказания медицинской и социальной помощи с учетом
увеличения доли граждан старшего возраста.
Демография России уже давно вызывает обеспокоенность у всех социологов,
политологов и прочих специалистов, отслеживающих процесс воспроизводства 9
населения в стране. По словам ученых, страна уже на протяжении 20 лет
находится в состоянии тяжелого кризиса, и население продолжает активно
сокращаться. Под демографической политикой понимают ту деятельность,
которая осуществляется государственными органами и прочими социальными
организациями для того,
чтобы регулировать процесс стандартного
воспроизводства жителей страны. Именно она должна положительно влиять на
формирование режима,
при котором россияне смогут заниматься
воспроизводством.
Именно под контролем этих органов находится
демографическая ситуация в стране, они должны острее всего реагировать на
изменение или сохранение тенденций относительно численности и состава
населения. Динамика роста и убыли граждан, миграции, качество семейного
состава – все это находится в зоне ответственности данных социальных
институтов. Почему это важно? Исходя из того, какой будет демография России,
руководство страны сможет сформировать социальноэкономическую политику,
которой в дальнейшем государство будет придерживаться. Демографические
успехи и провалы напрямую влияют на то, как российское общество будет
развиваться и какой путь выберет для этого. Качество жизни россиян,
экономическая обстановка в стране, ее обороноспособность, социальная и
политическая устойчивость в мире – все это зависит от того, как в государстве
происходит развитие и формирование трудовых ресурсов. Соответственно,
ресурсы эти должны быть откудато взяты, именно поэтому важность грамотного
формирования демографической политики возрастает в разы. Рождаемость За
последние 20 лет в стране наметилась устойчивая депопуляция населения, т.е.
спад рождаемости, который в дальнейшем приведет к уменьшению количества
жителей России и трудовых ресурсов. Основными параметрами, по которым
определяется демографическая обстановка в стране, являются рождаемость и
смертность. В частности, в 2000 году родилось всего 1,3 миллиона человек, что на
20 % меньше по сравнению с началом 1990х годов. Начиная с 2001 года, в стране 10
отмечается рост рождаемости во всех ее регионах. В среднем прирост населения
благодаря рождаемости за 15 лет составил порядка 18 %, однако это лишь
верхушка айсберга. Смертность Несмотря на естественный прирост граждан
России, которым ознаменовалось последнее десятилетие, демографическая
ситуация продолжает оставаться сложной. Главная причина этому – смертность. В
среднем ежегодно в России умирает до двух миллионов человек, чаще всего речь
идет о трудоспособных гражданах. Причины преждевременной гибели в каждом
случае разные, но чаще всего речь идет о преступлениях и катастрофах. В период с
1995 по 2015 год общая численность жителей России сократилась почти на пять
миллионов человек, и ситуация продолжает оставаться достаточно сложной.
Таким образом, рождаемость и смертность в стране никак не могут перекрыть
друг друга, чтобы составить хотя бы более или менее положительный баланс.
Миграция Существует и ряд альтернативных факторов, которые необходимо
принять во внимание всем тем, кто связан с проблемами численности населения.
Демографическая ситуация серьезно осложнилась изза миграционных потоков,
которые менялись особенно активно с 1990 по 1999 год. В результате восточные и
северные регионы страны потеряли часть своих жителей. Согласно статистическим
данным, только в 1990х годах из северных регионов уехало 8,5 % от общего числа
жителей. Количество мигрантов из СНГ, которые уже давно облюбовали Россию
как государство, где можно хорошо заработать, также существенно уменьшилось.
Теперь в Россию едет в 2,3 раза меньше выходцев из бывшего СНГ, чем в конце
1990х годов. Однако специалисты отмечают увеличение количества нелегальных
мигрантов, которые проникают на территорию РФ, но не регистрируются.
Возрастные особенности Проблемы демографии в России также коснулись и
среднего возраста населения. В начале 2000 года было впервые замечено, что в
стране на 560 тысяч пенсионеров больше, чем детей и подростков. Спустя еще
семь лет разрыв увеличился на 7,5 миллиона человек, а к 2015 году уже перевалил
планку за 10 миллионов. При всем этом численность пенсионеров снижается 11
достаточно незначительно, низкий уровень рождаемости при всем этом не
способен изменить ситуацию в лучшую сторону. Средний возраст жителя России,
по итогам переписи населения, прошедшей в 2011 году, составляет 39 лет, тогда
как до этого был зафиксирован показатель в 37,7 лет. Этносы Этнические
особенности жителей России уже давно претерпевают серьезные изменения.
Согласно статистическим данным, прирост населения наблюдается на юге страны:
в Чечне, Ингушетии и Дагестане. Все остальные регионы показывают более
скромные результаты, поэтому этническая составляющая продолжает меняться.
Таким образом, демография России напрямую зависит и от того, в каком регионе
чаще появляются новорожденные малыши. Помимо всего прочего, формирование
структуры иммиграции осуществляется изза чрезмерного влияния роста
представительств тех народов, которые преимущественно проживают за пределами
России. Общее влияние Анализ демографии России показывает, что на основе
возникающих проблем, связанных со смертностью и рождаемостью, формируются
новые сложности, которые напрямую влияют на целый ряд факторов. В первую
очередь речь идет о сложностях в обеспечении обороноспособности государства и
снижении экономического потенциала. Следствием всего этого становится
существенное ухудшение качества тех ресурсов, которые должны освоить
трудовые специальности страны. Апофеозом становится нарастающая социальная
напряженность в России, изза которой достаточно часто возникают бытовые
конфликты на национальной почве, чреватые увеличением смертности. Все эти
факторы поставили правительство перед фактом необходимости формирования
системного подхода к демографической политике страны.
Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до
2025 года (Указ Президента Российской Федерации N 1351 от 9 октября 2007),
разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права 12
в области народонаселения и с учетом отечественного и зарубежного опыта,
определяются цели, принципы, задачи и основные направления политики
Российской Федерации в области народонаселения на период до 2025 года.
Основной целью Концепцией демографической политики Российской
Федерации на период до 2025 года стала стабилизация общего числа граждан
России и подготовка предпосылок, которые в дальнейшем приведут к стабильному
демографическому росту в стране. Реализация концепции Демография России
является для правительства одной из приоритетных задач, именно поэтому каждый
регион страны самостоятельно разработал региональные целевые программы для
улучшения ситуации. Параллельно с этим ведётся активная информационно
просветительская деятельность, направленная на пропаганду демографической
политики, которая была сформирована в том или ином регионе. Правительством
РФ для реализации концепции постоянно разрабатываются мероприятия, которые
ставят перед собой цель увеличить численность населения и продолжительность
его жизни. В частности, внедрена программа по компенсационным выплатам,
которые получали матери после рождения ребенка. Также активно внедряются
новые методики, позволяющие улучшить медицинское обслуживание, ведётся
корректная профилактика массовых и хронических заболеваний.
Структура демографии предполагает изучение ситуации не только за
последние 20 лет, но и за все периоды существования того или иного государства,
региона, нации. Помимо рождаемости и смертности, есть целый ряд факторов,
которые изучаются данной наукой. Речь идет о количестве браков и разводов,
эволюции причин смертности, прогнозах демографического развития и т.д. По
мнению ученых, в том случае, если все мероприятия, которые были запланированы
в концепции, будут выполнены хотя бы на 50 %, есть шанс, что демографические
проблемы в России будут решены. Однако точный прогноз можно дать, только
опираясь на данные, полученные от коллег из других стран. Самый точный
предмет, который позволит дать ответ на вопрос о том, изменилась ли демография 13
России, – статистика. В конце 2015 – начале 2016 года планируется подвести итоги
принятой ранее концепции. После проведения анализа станет ясно, что изменилось
в демографической политике страны и куда теперь следует держать курс.
Реализация Концепции демографической политики Российской Федерации
предусматривает этапы:
• Первый этап (20072010)
• Второй этап (20102015)
• Третий этап (20152025)
На первом этапе реализованы меры, направленные на преодоление сложившихся
негативных тенденций демографического развития, в том числе осуществлена
основная часть мероприятий по снижению уровня смертности населения
в результате дорожнотранспортных происшествий и от сердечнососудистых
заболеваний, по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам
в период беременности и родов, по оказанию государственной адресной
материальной поддержки семьям, имеющим детей, включая проведение
индексации пособий с учетом темпов роста потребительских цен, по подготовке
к приему в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
На первом этапе в субъектах Российской Федерации будут также разработаны
региональные демографические программы,
направленные на улучшение
демографической ситуации, учитывающие специфику каждого региона (долю
сельского населения, сложившуюся модель семьи, обычаи и традиции)
и согласованные с реализуемыми мероприятиями приоритетных национальных
проектов в сфере образования, здравоохранения, жилищной политики и сельского
хозяйства.
На втором этапе необходимо было:
Стабилизировать численность населения на уровне 142 — 143 млн. человек;
Увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет; 14
Увеличить в 1,3 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент
рождаемости, на треть снизить уровень смертности населения;
Уменьшить отток квалифицированных специалистов, увеличить объемы
привлечения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию
соотечественников,
квалифицированных
проживающих за рубежом,
иностранных специалистов и молодежи, обеспечить на этой основе
миграционный прирост на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно.
В рамках третьего этапа будет:
• Обеспечено постепенное увеличение численности населения (в том числе
за счет замещающей миграции) до 145 млн. человек;
• Увеличена ожидаемая продолжительность жизни до 75 лет;
• Увеличена в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент
рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза;
• Обеспечен миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек
ежегодно.
Оценивая достигнутые результаты второго этапа реализации Концепции в
целом, можно сказать, что поставленные задачи были выполнены с некоторым
превышением поставленных рубежей. Так численность населения России на 25
марта 2015 года составила 146 млн. 293 тысячи человек, что превысило
численность населения, определенную задачами Концепции на 3 млн. человек и на
10 миллионов превысило прогноз ООН. В значительной части данное превышение
достигнуто за счет присоединения Крымского полуострова к территории
Российского государства, численность населения которого на 1 января 2015 года
составляло 2 млн. 294 тысячи человек. Но даже без учета населения Крыма можно
сказать,
что принятые демографические программы доказали свою
эффективность. Фактически, цель Концепции демографической политики по
стабилизации численности населения к 2015 году на уровне 142–143 млн. человек
была достигнута в 2012 году, то есть на три года раньше запланированного. 15
Можно отметить и другие позитивные результаты. На конец 2014 года
показатель средней продолжительности жизни в России превысил 71 год (в том
числе мужчин – 65,1 года, женщин – 76,3 года). Поэтому в 2014 году в глобальном
рейтинге здравоохранения Россия впервые признана благополучной страной
(такими считаются государства, где средняя продолжительность жизни превышает
70 лет. Суммарный коэффициент рождаемости вырос до 1,7 ребёнка на одну
женщину репродуктивного возраста (в 2006 году – 1,3). Коэффициент
младенческой смертности в 2013 году составил 8,2 на 1000 тыс. родившихся (в
2012 году – 8,6, в 2006 году – 10,2).
Позитивные изменения стали возможными вследствие различных мер
социальноэкономического и морального стимулирования:
установление с 1 января 2013 года ежемесячной денежной выплаты
нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего ребёнка или
последующих детей до достижения ребёнком возраста трёх лет в 65 субъектах
Российской Федерации;
введение материнского (семейного) капитала с 1 января 2007 года как
дополнительной меры государственной поддержки семей с детьми при рождении
второго ребёнка или последующих детей.
Эксперты отмечают, что вклад материнского капитала в повышение
рождаемости составляет от 40 до 80%, когда речь идёт о рождении второго
ребёнка;
введение регионального материнского капитала в 72 субъектах
Российской Федерации, финансируемого за счёт средств бюджетов субъектов,
размер которого варьируется от 25 тыс. рублей в Нижегородской области до 350
тыс. рублей в ЯмалоНенецком автономном округе; мероприятия по организации
профессионального обучения и дополнительного профессионального образования
для создания адаптационных условий, способствующих возвращению женщин,
находящихся в отпуске по уходу за ребёнком в возрасте до трёх лет, к трудовой 16
деятельности, повышению их конкурентоспособности на рынке труда (с 2013 года
осуществляется во всех субъектах Российской Федерации).
В целом можно утверждать о том, что основные задачи, поставленные для 2
этапа выполнения Концепции демографической политики Российской Федерации
на период до 2025 года, выполнены. Однако при этом нужно обратить внимание на
те проблемы, которые существуют или вновь возникают в текущем периоде
развития российского общества в сфере демографии. Именно на их изучении и
решении необходимо сосредоточить внимание и, при необходимости, внести
изменения в деятельность по реализации Концепции. Экспертное сообщество,
представители органов государственного управления практически единодушны в
оценке этих проблем и демографических рисков. В долгосрочной перспективе по
прежнему сохраняется негативный процесс неуклонного старения населения, что в
совокупности с более поздним вступлением молодых людей в самостоятельную
трудовую и социальную жизнь увеличивает нагрузку на экономику и социальные
фонды. Кроме того демографическая ситуация в России характеризуется
значительной неоднородностью и перекосами в различных сферах.
Так в силу предшествующих социальноэкономических и политических
сотрясений в 90е годы прошлого столетия, а также других катастрофичных
периодов 20го века для нашей страны, мы переживаем период формирования так
называемой «демографической ямы», которая постепенно смещаясь во времени,
последовательно порождает проблемы социальноэкономического характера. По
прогнозам специалистов, к 2020 году численность населения трудоспособного
возраста сократится на 7–8 млн. человек.1 Премьер министр Д.Медведев
подчеркнул, что «хорошая тенденция в демографии может споткнуться о
некоторые другие демографические процессы, корень которых был заложен в
начале 1990х годов (общее количество женщин, которое может рожать детей)». 2
Речь идет о сокращении числа женщин в фертильном (репродуктивном) возрасте, 17
принадлежащих к поколению, рожденных в сложные с точки зрения демографии и
экономики годы. Если в 2006 году их было 40 млн., то в 2014 году – 36 млн.3
Помимо этого данные меры должны включать и комплекс мер по поддержке и
стимулированию рождения уже первого ребёнка, причем в более раннем возрасте,
преодоления сформировавшейся тенденции к бездетности. Также важно
продолжать создание благоприятных условий для молодых матерей, чтобы они
имели возможность сочетать профессиональное образование или работу с
воспитанием ребёнка. В качестве мер по поддержке многодетных семей
заместитель председателя Правительства РФ О. Голодец указывала на
необходимость предоставления серьёзных преференций в получении высшего
образования для женщин, имеющих и воспитывающих маленьких детей, которые
планировалось разработать еще в 2013 году и обеспечить средствами в объеме 280
млрд. рублей из федерального бюджета, а также выплатами из региональных
бюджетов. Также запланировано создать 1,2 млн. дополнительных мест в
дошкольных учреждениях.
В Концепции демографической политики четко определены пути решения
задач по сокращению уровня материнской и младенческой смертности,
укреплению репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков.
Это, вопервых,
медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их
повышение доступности и качества оказания бесплатной
новорожденным детям; вовторых, меры по восстановлению репродуктивного
здоровья; втретьих,
раннего выявления нарушений состояния здоровья детей и подростков,
обеспечение доступности первичной медикосанитарной, специализированной, в
проведение профилактических мероприятий в целях
том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям. В рамках
действующих государственных программ с 2008 года введена индексация
государственных пособий гражданам, имеющим детей с учетом роста
потребительских цен. Обеспечивается предоставление материнского капитала. 18
Федеральный бюджет выделил средства на медикаментозное обеспечение
женщин в период беременности, на профилактическое наблюдение ребенка,
учет.
поставленного
успешной реализации демографической
Важнейшей предпосылкой
диспансерный
на
политики должно стать решение задач по укреплению института семьи,
возрождению и сохранению духовнонравственных традиций семейных отношений.
Очевидно, назрела необходимость принять единый закон о государственных
гарантиях семьям, имеющим детей. Пока же есть меры, разбросанные по
отдельным законам. Если люди будут четко знать, на что они могут рассчитывать
от государства, они будут выстраивать свои жизненные планы более ответственно.
В таком законе должно быть собрано все, что касается всех видов пособий,
налоговых льгот, прав на получение доступных услуг в дошкольных учреждениях,
возможность улучшить жилье при помощи кредитов и льгот.
Несмотря на достигнутые позитивные сдвиги, необходимо развивать намеченные
тенденции. Данная цель может быть достигнута, только если деятельность в этом
направлении будет носить комплексный характер. Для этого активнее
информировать людей о важности поддержания хорошего состояния здоровья до
того периода, когда потребуется активное лечение. Также важна и система
мотивации граждан на здоровьесберегающий образ жизни. Такие программы важно
ориентировать на разные категории граждан. Примером такого подхода является
возвращение и широкое внедрение комплекса ГТО, который может выполнять как
мотивирующую функцию, так и функцию повышения престижности здорового
образа жизни. Для этого спорт должен быть доступен для всех граждан независимо
от их возраста, от физических возможностей и географии их проживания. В этой
логике важно продолжать усилия в борьбе с вредными привычками. Статистика
показывает, что уменьшение количества курящих граждан, особенно среди
молодёжи способно ежегодно сохранять жизнь до 200 тыс. чел. населения
достаточно крупного города. Значительный вклад в достижение поставленных 19
целей способно внести появление полезных и качественных продуктов на
прилавках магазинов. Еще одно направление такой политики – внедрение новых
подходов к градостроению, которые предусматривали бы создание в жилых
микрорайонах парковых зон, велосипедных дорожек, возможности просто
погулять и позаниматься спортом. Сегодня российское общество уже не готово
довольствоваться только наличием жизненно необходимых материальных благ.
Правильность таких расчетов и поставленных задач в сфере улучшения
общественного здоровья подтверждаются опытом других государств, например,
Японии и Финляндии, где в течение 10–20 лет было достигнуто двукратное
снижение смертности населения в основном за счёт профилактических мер,
поскольку их эффективность многократно превышает эффективность лечения.
Для этого, конечно, необходимо нормальное питание, регулярные занятия
физкультурой, отказ от потребления табака и злоупотребления алкоголем и целый
ряд других факторов. Вместе с тем, изменение временных ограничений на продажу
спиртных напитков, а также начавшаяся дискуссия о возможном возвращении
продажи пива в ларьки в связи с ухудшением экономического положения России в
настоящий период, является примером безответственной непоследовательности
государственной политики в сфере сохранения общественного здоровья, что,
впрочем, характерно для практики советского и российского государства в на
протяжении всего XX века. Существуют и другие угрожающие тенденции на фоне
позитивных результатов, достигнутых в последнее время. Они также должны
влиять на коррекцию хода реализации демографической политики российского
государства. Речь идет об искажении демографических процессов. Сотрудники
Центра научной политической мысли и идеологии (Центра Сулакшина), в
частности указывают на следующие проблемы, которые нуждаются в дальнейшем
исследовании и принятии необходимых мер.5 Ими был проведен анализ динамики
изменения естественного прироста населения в различных субъектах Российской
Федерации, а также исследованы изменения показателей естественного прироста в 20
среде представителей различных национальностей. Данный анализ демонстрирует
превышение рождаемости над смертностью только в нескольких федеральных
округах России. Наиболее неблагополучными в сфере демографии являются
показатели регионов Центрального округа, которые по показателям рождаемости в
1,5 раза и по показателям смертности в 1,7 раз хуже показателей Северо
Кавказского федерального округа. Кроме того, сделан вывод о долгосрочной
тенденции убыли населения в регионах с преимущественно русским населением.
Лучший результат показывают национальные республики с низкой долей русского
населения, а также Тюменская область и г. Москва, в которых прирост достигнут
за счет иммиграции и высокого уровня жизни граждан. Отсюда следует вывод об
опосредовании демографического кризиса этнической избирательностью. Данный
вывод основывается на показателях убыли русского населения на 8 млн. человек с
1989 г. Вывод о стремительном сокращении доли русского населения в
национальных республиках связывается с угрозой национальной безопасности
России, поскольку утрачивается связующая роль русского народа и появляются
регионы, не отождествляющие себя с Россией. Регионы, в которых доля титульных
народов превышает 50% и в дальнейшем за счет естественного прироста будет
увеличиваться, могут стать потенциальными очагами напряжения. Кроме того, в
данном исследовании обращается внимание на чрезмерное преувеличение значения
материального фактора и его влияния на итоги естественного движения населения.
Речь идет о необходимости учета и 5 использования и других факторов, таких как
идейнодуховное состояние общества,
цивилизационную идентичность
Российского государства, роль государственной политики в управлении
демографическими процессами.
Дальнейшая реализация целей Концепции демографической политики
Российской Федерации на период до 2025 года однозначно должна
предусматривать меры по стимулированию ориентации российских семей на
рождение третьего ребенка, для чего государство и общество должно использовать 21
все свои ресурсы и потенциалы, создавая необходимые условия. Важной задачей на
ближайший период остается принятие неотложных мер по минимизации
последствий ухудшения демографической ситуации в стране связи с уменьшением
численности женщин репродуктивного возраста. Органы государственной власти,
общественные организации должны последовательно и настойчиво продолжать
реализацию комплекса мер по внедрению здорового и активного образа жизни,
сохранению здоровья граждан России, профилактике социальнообусловленных
заболеваний, снижению смертности граждан, особенно в трудоспособном возрасте.
Необходимо активизировать детальные исследования системного характера
демографических процессов в различных субъектах Российской Федерации,
различных факторов, влияющих на их динамику и показатели, для формирования
объективной картины демографической обстановки в стране. Необходимо
осуществлять избирательный подход к формированию акцентов государственной
демографической политики, исходя из того, что в дополнительных мерах по
стимулированию рождаемости и сокращению смертности в первую очередь
нуждаются регионы с наиболее худшими показателями.
Литература
1. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года
2. Протокол заседания президиума Совета по реализации приоритетных
национальных проектов при Президенте Российской Федерации от 21
декабря 2005 г. N 2 (вх. N МОНпр1 от 10 января 2006 г.)
3. Постановление Правительства РФ № 852 от 30 декабря 2005 года «О
порядке финансирования в 2006 году расходов, связанных с оплатой услуг
государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по
медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) 22
родов» на сегодняшний день все государственные и муниципальные
учреждения, имеющие лицензии на медицинскую деятельность в части
осуществления работ и услуг по специальности «акушерство и гинекология»
4. АВРААМОВА Е. М. О пространстве возможностей реформирования
социальной сферы // Обществ. науки и современность. 2006.
5. АХИНОВ Г. А., КАМИЛОВ Д. А. Социальная функция государства в
условиях рыночной экономики: вопросы теории и практики. М.: ИНФРА
М, 2006. 280 с.
6. БАБИЧ А. М. Основы социальной политики: Лекция / Рос. акад. гос. службы
при Президенте Рос. Федерации. М.: РАГС, 2005. 38 с.
7. КАДОМЦЕВА С. Социальная политика и население // Экономист. 2006.
8. КОНСТАНТИНОВА Л. В. Социальная политика: штрихи к социoлогической
концепции // СоцИс: Социол. исслед. 2005.
9. НИКОЛАЕВ М. Приоритетные проекты стратегия решения социальных
проблем // Проблемы теории и практики упр. 2006.
10.РОЩИНА И.
Принципы формирования эффективной социальной
политики // Человек и труд. 2005.
11.ГЛАДКИХ В. А. Актуальные проблемы экономической и социальной
политики. М.: Компания Спутник +, 2006.
12.Кравченко Л.И. Демографическая ситуация в России //
http://test.sulakshin.ru/forecast/demograficheskajasituatsijavrossii
13.Доклад рабочей группы экспертного совета при Правительстве РФ «О
первоочередных мерах преодоления последствий демографической ямы в
Российской Федерации», 14 марта 2014 г.
14. Материалы совещания Д. Медведева с вицепремьерами. 22 октября 2012 г.
15. Интервью О. Голодец журналу «Огонёк» 24 февраля 2014 г.
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.