Исследовательская работа
Оценка 5

Исследовательская работа

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
окружающий мир
4 кл
11.11.2018
Исследовательская работа
Исследовательская работа Тема: «Путешествие в Гагаузию: между прошлым и будущим…» Автор: Кёся Дарья, Кара Александра ученицы 4-Г класса Руководитель: Легина Алёна Васильевна учитель начальних классов высшая квалификационная категория В настоящее время возрождение и развитие культуры является условием полноценной жизни, как личности каждого человека, так и общества в целом. Любой человек, даже самый маленький должен знать, что именно он, как и весь род человеческий, является абсолютной культурной ценностью. Целью культурной деятельности является сохранение рода человеческого. В какой бы семье не рос ребенок, ему необходимо постепенно осознать свою человеческую ценность, совершенствовать свою культуру, обогатить собственным творчеством культуру своей национальности и всего человечества.Исследовательская работа
Путешествие в Гагаузию (1).docx
Содержание Введение I. Теоретическая часть 1.1. Из истории происхождения гагаузского народа 1.2.Сходства и различия с родственными народами 1.3.Неповторимые традиции и обычаи гагаузов II. Практическая часть Выводы Литература 1 ВВЕДЕНИЕ В   настоящее   время   возрождение   и   развитие   культуры   является условием полноценной жизни, как личности каждого человека, так и общества в целом. Любой человек, даже самый маленький должен знать, что именно он, как и весь род человеческий, является абсолютной культурной ценностью. Целью культурной деятельности является сохранение рода человеческого. В какой бы семье не рос ребенок, ему необходимо постепенно осознать свою человеческую   ценность,   совершенствовать   свою   культуру,   обогатить собственным   творчеством   культуру   своей   национальности   и   всего человечества. В   настоящее   время   в   Приднестровье   заметно   возрос   общественный интерес к гагаузской народной культуре, что связано с ростом количества жителей данной национальности. Многие аспекты народной культуры гагаузов оказались   в   центре   внимания   современных   исследователей.   В   числе актуальных вопросов находится и календарная обрядность, в которой как бы в   сжатой   форме   объединились   различные   представления   и   верования гагаузского   народа,   связанные   со   многими   сторонами   общественного   и семейного быта.  Знакомство   с   обычаями   и   традициями   гагаузского   народа   помогает лучше   понять   этническую   культуру   гагаузов,   их   представления   об окружающем   мире,   эстетические   и   морально­этические   взгляды.   Таким  актуальность   темы   нашего   исследования  обусловлена образом, потребностью общества в возрождении национальных культур, сохранении и обогащении   неоценимой   духовной   сокровищницы   народа,   преодоление национальных конфликтов, спасение духовности. Цель   исследования  –   изучение   культуры   гагаузского   народа, знакомство с традициями и обычаями гагаузов как одних из представителей народов Приднестровья. Задачи исследования:  определение   принадлежности   к   многонациональному   народу нашей страны;  усвоение знаний об обычаях, быте и верованиях гагаузов  усвоение опыта поколений, культуры гагаузского народа 2 Методы исследования:  анализ литературных источников  наблюдение  опрос  анкетирование I. Теоретическая часть 1.1. Из истории происхождения гагаузского народа Вокруг истории и происхождения гагаузов до сих пор ведутся научные споры:   кто   они,   откуда?   По   одной   из   версий   —   потомки   тюрко­язычных народов, пришедших с Алтая на Балканы. Во времена Османской империи турки прозвали их «прямыми клювами» (упрямцами) за отказ принять ислам. Оставшись православными, гагаузы сохранили в своей культуре и традициях много суеверий и языческих ритуалов, которые соблюдают по сей день. На территорию современной Молдовы гагаузы стали массово переселяться 200 лет   назад,   обживая   пустынную   Буджакскую   степь.   Именно   здесь сформировалось самосознание гагаузов, считают историки. Общепринятой теории происхождении гагаузов нет. Существует много гипотез, но ни одна из них не оформилась в полноценную теорию, так как не обладает   достаточной   доказательной   базой.   Больше   всего   сторонников гипотезы, согласно которой в формировании гагаузской общности приняли участие племена печенегов, узов, половцев и протоболгар. От смешения этих племен с течением времени и произошли гагаузы. Гагаузы   ­   это   уникальный   народ,   проживающий   на   юге   Молдовы,   в местечке   Буджак,   который   с   1994   года   он   стал   административно­ территориальной единицей Гагауз Ери. Общая численность гагаузов около 300 тысяч.   Основная   часть   проживает   в   Гагаузии   (130   тысяч).   Около   40   000 гагаузов проживают на Украине, а также в Болгарии, в Греции, в Румынии, в России, в Казахстане, в Америке и даже в Бразилии. Уникальность народа в том   что,   этот   древний   народ   является   тюркским   народом,   исповедующим православное христианство, в жилах, которых течет кровь великих куманов, печенегов,   бесстрашных   кыпчаков   и   отчасти   древних   булгар.   Это   один   из немногих   тюркских   народов   Европы,   принявший   христианство   и   в   то   же время не потерявший свое этническое самосознание и тюркский язык, как это случилось,   например,   с   потомками   гуннов,   булгаров,   куманов   и   других тюркских  народов,  проникших  в Европу  в  процессе   Великого  переселения народов.  3 Ответить на вопрос, кто такие гагаузы, и дать разумное объяснение их происхождению   пытались   многие   ученые.   Но,   тем   не   менее,   в   ранней этнической   истории   гагаузов   по   сей   день   много   белых   пятен,   и   вопрос   о происхождении   этого   народа   спорен.Существует   множество   различных гипотез (и ни одна из них на данный момент официально неподтверждена):  1.Гагаузы ­ потомки болгар, отуреченных во времена владычества Османской империи.  2. Гагаузы ­ потомки волжских булгар, переселившихся в 7 веке с берегов Волги на Балканы. Тюрки­узы   ­   это   огузы,   которых   в   русских   летописях   называли   черными клобуками   и  печенегами.  Гагаузы,  уже   сформировавшись   на   Балканах   как этнос,   с   середины   XVIII   в.   стали   переселяться   на   территорию   южной Бессарабии ­ в Буджак. 3.Предками   гагаузов   являются   тюрко­язычные   народы:   огузы,   печенеги, половцы.  4.Гагаузы являются потомками турок­сельджуков, переселившихся в 13 веке в Добруджу и основавших там совместно с половцами Огузскую державу.  Самый   известный   из   современных   исследователей   гагаузской   этнографии, Михаил   Губогло,   (рис.1)   сам   гагауз   по   происхождению,   указал   на существование двадцать одной версии о происхождении гагаузов. Эти версии весьма разнятся между собой. Известно,   что   формирование   гагаузов   в   качестве   самостоятельного этноса   происходило   на  территории   Балканского   полуострова,  а  последний этап   –   в   Северо­Восточной   Болгарии.   На   протяжении   многих   столетий гагаузы   жили   по   соседству   с   болгарами,   греками,   турками,   влахами (румынами),   молдаванами.   Христианство   коренным   образом   повлияло   на формирование   данного   народа,   а   также   на   духовную   культуру   предков гагаузов.  Когда гагаузы только поселились на земли Буджака, они еще называли себя болгарами. В отчетах о переписях населения Российской империи второй половины XIX века встречается "болгарин­гагауз". Ближе к концу столетия — "гагауз­болгарин". И только в первой половине XX века, в период между двумя мировыми войнами, в графе "национальность" остается только одно 4 название — "гагауз". Тогда же появляется название языка ­ "гагаузский язык". До этого гагаузы называли свой язык "тюркчя" или "турецкий". 1.2.Сходства и различия с родственными народами Гагаузы — самобытный  народ. По своей культуре и психологии они гораздо   ближе   к   болгарам,   молдаванам,   украинцам,   чем   к   другим   тюрко­ язычным   народам. «Есть,  конечно,  в  материальной   и  духовной   культуре   и черты, которые роднят гагаузов с тюркскими народами, но не они определяют этнический   облик   гагаузов.   Различия   ­   в   религиозной   принадлежности, которая определяет народныеособенности гагаузов и которая отделяет их от тюркских народов, исповедующих в основной своей массе ислам, и в первую очередь   от   турок.   А   тюркский   по   своему   происхождению   и   строю   язык гагаузов   выступает   отличительным   признаком   по   отношению   к   болгарам, молдаванам,   украинцам.   Поэтому   православные   тюрко­язычные   гагаузы   и являются самобытным самостоятельным народом. Традиционная   культура,   является   неотъемлемой   частью   духовной культурой   любого   народа;   это   образ   жизни,   система   ценностей,   устные традиции, нормы и правила общения и поведения, верования, обычаи, обряды, праздники. Традиции   гагаузов   разнообразны,   так   как     в   культуре   этого   народа сплетаются   тюркские   и   православные   обычаи.   Нам   хотелось   бы   показать несколько отличных элементов традиционной культуры гагаузов.   KURBAN В день венчания новобрачных поп назначает их день курбана, связанный с одним из христианских ангелов(напр. Ай Илия, или Ай Петри и т.д.). И каждый год в этот день эта семья приносит в жертву барашка, которую в большинстве случаев и выращивает сам. (рис.2)Его нельзя ударять, обижать, так как, он выбран «Аллахлык». Как обычно, его приносят в жертву под звуки любого   музыкального   инструмента,   дабы   не   спугнуть   его.   В   больших домашних   печах   (фырын)   готовят   на   больших   противнях   кашу   из   круп (булгур), куда кладут мелко нарезанные внутренности, а сверху крупы  кладут большие   куски   мяса.(рис.3)После   выпекания   Курбана   в   тарелках   раздают кашу с куском мяса всем соседям. А на обед в этот дом приходят близкие родственники.Этот   обряд   сохранился   и   обязательно   соблюдается   среди гагаузов. Люди, не имеющие возможность принести в жертву барашка могут отдать одному из неимущих соседей живого петуха. (рис.4) Традиционный   гагаузский   обряд   курбан   (известный   по   описаниям середины XIX века), сочетавший приготовление пшеничной каши (булгур) с 5 жертвенным   бараном,   а   также   сохранившийся   культ   волка   позволяют просматривать этнокультурные связи гагаузов, с одной стороны, с балканским миром, а с другой — с кочевыми степными цивилизациями.   SOFRA (Круглый низенький стол на трех ножках). Это традиционная, самодельная мебель гагаузов дошла и до наших дней.(рис.5)Раньше мужчины сидели на маленьких стульчиках, а женщины на маленьких подушечках на полу. Но к сожалению, этот элемент культуры выходит из обихода гагаузов. Лишь сельское население, где есть представители старшего поколения едят за этим столиком. Считается, что софра ­ есть лицо Святой Марии. И нельзя заставлять  ждать  накрытый  стол. После  того  как  поели  необходимо  сразу убрать со стола, и поставить его на две ножки. Софра встречается у тюрков Болгарии, в Турции и в других тюркских странах.  HEDЕRLEZ и KASIM(Хедерлез  и Касым) Эти два праздника являются национальными   праздниками   Гагаузов,   исходящих   из   древности.     Раньше гагаузы делили год на лето и зиму (скотоводческий календарь) в котором рубежами   являлись   праздники   Hederlez   (6   мая,   начало   лета)   и   Kasım   (7 ноября, начало зимы). В этот день гагаузы выпускают своих овец пастуху. (рис.6) А в праздник Касым возвращают свои стада домой. (рис.7) В конце XIX   –   начале   XX   вв.   гагаузы   особо   отмечали   эти   праздники,   что свидетельствует   о   сохранении   древних   представлений   о   двуцикличном делении года. Ныне эти праздники уже празднуются наряду с христианскими праздниками,   попадающими   на   эти   дни:   Хедерлез   ­   Ай   Гёрги   (Святой Георгий), Касым­ ай Димитри (Святой Дмитрий), и как обычно в этот день в столице   Гагаузии   на   площади   проходит   международный   фестиваль,   куда приглашаются   гости  с  других  стран. (рис.8)  После  концерта  устраиваются различные спортивные мероприятия, а на ипподроме проходят скачки. (рис.9)  ÇOTRA (Чотра)Интересна   у гагаузов сцена приглашения на свадьбу. Молодой гонец с гагаузской папахой (калпак) на голове и красным кушаком на поясе на красивом коне с деревянной, украшенной гагаузским орнаментами фляжкой, наполненной вином, приглашает на свадьбу. Приглашенный пьет из фляжки 2­ 3 глотка вина и благодарит за  приглашение. Чотру, как и софру можно считать символом гагаузов.(рис.10) KOLADA(Колядки)   Сохранилась   традиция   колядования   в   Гагаузии. Обряд колядования «с козой» на Новый год  называется Kaprаylan gezmää (из молдавского "сapra” – коза), реже погагаузски Keçiylän gezmää представляет собой   небольшое   театрализованное   представление:   ее   как   бы   пригоняли издалека, прищелкивая  при этом кнутом. Внезапно колядующие прекращали 6 пение из­за того, что козе «плохо» (хочет пить или заболела).  После того как козе клали в рот деньги, а колядующих одаривали калачами они возобновляли пение, а коза опять начинала плясать. Коза являлась символом плодородия. С козой ходили с целью получить богатый урожай. (рис.11, 12,13,14) Это лишь часть обычаев и традиций истинно гагаузского  народа. В силу исторических   причин   с   XVIII   века   гагаузы   пережили   ряд   разрывов исторической   памяти,   а   значит,   и   народных   традиций.   Неоднократные переселения привели к тому, что для этнического определения гагаузов стала важна их религиозная составляющая как православных людей. По тем или иным   причинам   влияние   других   культур   «изживает»   родное,   собственное, присущее гагаузской культуре. Вот несколько примеров:людей говорящих на гагаузском языке становится все меньше и меньше. Причина в том, что уходит пожилое, гагаузкоговорящее  население Гагаузии, а на смену идут дети,   родители   которых   уже   не   говорят   на   гагаузском,   или целенаправленно говорят с детьми на русском языке;уже не используются гагаузские   народные   инструменты,   такие   как   кауш,   гайда,   тамбура, зурна;из­за неимения спроса пропадает ткачество ковров, которое раньше практиковалась в каждом доме на самодельных ткацких станках, дюзень. (рис.14)   К сожалению, список можно продолжить. Этот перечень показывает, что   традиционная   культура   гагаузов   нуждается   в   сохранении   и   в актуализации.   Традиционная   культура   народа   является   наиважнейшим признаком   нации.   Именно   поэтому   так   важно   сохранять   традиционную культуру гагаузов для будущих поколений. II. Практическая часть Свое исследование мы начали с расспросов своих родителей, так как мы гагаузки   и   наши   родители   тоже.   Они   рассказали   нам   об   истории возникновения нашего села, о тех обычаях и традициях, которые были нам ранее не знакомы. Продолжить свое исследование мы решили с посещения историко краеведческого музея в селе Бешалма. (рис.15)Стараниямипоэта и скульптора   Д.   Карачобан   (рис.16)   и   был   основан   в   селе   гагаузский краеведческий музей, где собраны многие памятники материальной культуры народа, картины местных художников, уникальные произведения прикладного искусства: ковры, изделия из кожи, льна, конопли. (рис.17­23) Есть здесь и небольшой   просмотровый   зал,   где   посетители   могут   увидеть   фильмы, рассказывающие о жизни гагаузов. Сценарист, режиссер и оператор этих лент тоже   Д.   Карачобан.  Его   дочь,   Карачобан   Людмила   Дмитриевна(рис.24) 7 году.   По     первые   легенде   жители 1810 году колонисты   построили первую церковь в селе. рассказаланам о том, что как жили люди в нашем селе много лет назад, какие обычаи и традиции были приняты у гагаузов в те времена:«Село основано в 1791 села застали здесь пять деревьев яблони,   вероятно   оставшиеся   от   ранее живших здесь татар, которые и дали названиесела «5 яблонь» ­ Бешалма. В      Она быламаленькая,   в   неё   могли   зайти   только поп   и   работники церкви, прихожанемолились на улице. В 1860 году по просьбе жителей села дали   имя   церкви«Святого   Георгия».   Новая   церковь   открылась   в   1880 году.В   Бешалме   1991года   на   базе   библиотеки   организована   и   работает школа   по   пропагандеизучения   гагаузского   языка.   В   этой   школе организуются   встречи   сгагаузскими   писателями,   поэтами,   выставки художников.   В   селе   имеются   свои   поэты:   В.Филиогло,   М.Кёся, М.Капаклы,   П.Филиогло,   Д.Карачобан,   скульптор   А.Карачобан,   актер кино С.Кёся.»(Рис.25,26,27)  Мина Кёся мой прадедушка, а ВасилийФилиогло – двоюродный дядя. Продолжилимы   свое   изучение   истории   гагаузского   народа   в библиотекесела   Бешалма.Капаклы   Евдокия   Степановна   нам   рассказала   о героической   летописи   и   о   знаменитых   гагаузах,   об   их   путешествиях   и переселениях, о том, как появился алфавит:«Гагаузский язык относится к огузской подгруппе юго­западной ветви тюркских языков. На основании чего зарубежные   тюркологи   считали   гагаузский   язык   одним   из   диалектов турецкого   языка.   В   советский   период   был   создан   алфавит   на   основе кириллицы,   издавались   словари,   школьные   учебники,   книги:   «Легенданын изи» (След легенд), «Узун керван» (Длинный караван) и многие другие. До середины XX века гагаузский язык оставался бесписьменным. В 1957 году была   введена   письменность   для   гагаузского   языка   на   основе   русской графики. В настоящее время официально используется алфавит на основе латинской графики.» Мы   познакомилась   с   книгами   об   истории   и   народных   традициях гагаузов.(рис.28­33) На этом мы не остановились, и решили познакомить с традициями и обычаями гагаузов путем участия в Фестиваленациональностей «Говорите на родном языке», который проходил 21 февраля 2018 года в Приднестровском Государственном Университете. (рис. 34,35)(Грамота) 8 Заключение Связь  времен –  это  значит  и  связь  поколений.  А  как  нам  сохранить этусвязь?   Как   сделать   так,   чтобы   не   порвалась   та   тоненькая   ниточка, чтосвязывает прошлое с настоящим? Ответ всему этому – память.Память о том,  что   было   до   нас   и   та   память,  которую   мы   можем   датьпоследующим поколениям. Сохранить же связь времен можно путем поддержания интереса к обычаям и традициям своего народа.  В ходе работы мы убедились в том, что Приднестровский край очень богатнародами   и   нациями.   Среди   них,   есть   и   гагаузский   народ, представителями   которого   мы   являемся.   Мы   пришли   к  выводу,   что   для сохранения   мира   междуразными   народами,   поддержания   добрососедских отношений, доброжелательности, необходимо знать культуру разных народов и наций. Именно поэтому в ходе нашей работы, мы постарались познакомить своих   одноклассников   с   историей,   культурой   и   традициями   гагаузского народа: гордого и гостеприимного, неповторимого и уникального. Гагаузы во многом загадочный народ. Не имея своей письменности, он сохранил в течении многих столетий свой язык, свой самобытный культурный уклад и неимоверно богатое народное творчество. 9 Гагаузы   считают   себя   единым   народом,   верой   и   правдой   служащий каждый своей стране, потому что счастлив тот народ, у которого не исписаны ещё все страницы в книге его истории.  Как сказал Виктор Гюго: «Величие народа не измеряется численностью, как величие человека не измеряется его ростом; единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень». Литература КВИЛИНКОВА Е.Н. Роль масок, ряженья, одариваний и жертвований в гагаузской календарной обрядности. (http://serin.su/publ/kvilinkova) КУРОГЛО С. С. Семейная обрядность гагаузов в XIX ­ начале XX вв. Кишинев, 1980. С. 22 МОШКОВ В.А. Гагаузы Бендерского уезда  (Этнографические очерки и материалы). Кишинев, 2004. С. 35. КВИЛИНКОВА E, H. Гагаузский народный календарь, Кишинев, 2002, С. 17, 29, 57. 10 Приложение Рис.1 11 Рис.2                                                           Рис.3 Рис.4                                                              Рис.5 Рис.6                                                          Рис.7 Рис.8                                                             Рис.9 12 Рис.11 Рис.10 13 Рис.12 Рис.13 Рис.14 14 Рис.15     Рис.16 15 Рис.17   Рис.18   Рис.19 16 Рис.20 Рис.21 Рис.22 17 Рис.23   Рис.24 18 Рис.25       Мина Кёся (Рис.26)                 Василий Филиогло  (Рис. 27) Савелий Кёся (Рис.28) 19 Рис.29  Рис.30  Рис.31 20 Рис.32 Рис.33 Рис.34 21 Рис.35 22

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018