Работа является первым опытом комплексного изучения брака и свадебных обрядов кумыков предгорья как традиционных, так и современных. В ней впервые делается попытка анализа свадебных обрядов предгорных кумыков на основе привлечения сравнительного материала по другим народам.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении раскрывается актуальность и значимость темы; в основной части – в первой главе рассматриваются все вопросы, связанные с традиционной свадебной обрядностью и браком. Вторая глава посвящена современным свадебным обрядам предгорных кумыков. Здесь раскрываются основные тенденции развития брака и свадебной обрядности в современных условиях. В заключении подводятся итоги и делаются выводы.
КТНД Документ Microsoft Office Word (3).docx
Министерство Образования и Науки
Тема:
«Брак и свадебные обряды
предгорных кумыков. (Традиции и
современность)».
ВЫПОЛНИЛА: ученица 9 2 класса
гимназии №17
Абсаламов Абдулхаким Замирович
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
учитель КТНД и ИСТОРИИ ДАГЕСТАНА
гимназии №17
Гаджиева Патимат Камиловна
г. Махачкала
2019г. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ
Работа является первым опытом комплексного изучения брака и свадебных обрядов
кумыков предгорья как традиционных, так и современных. В ней впервые делается
попытка анализа свадебных обрядов предгорных кумыков на основе привлечения
сравнительного материала по другим народам.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении раскрывается
актуальность и значимость темы; в основной части – в первой главе рассматриваются все
вопросы, связанные с традиционной свадебной обрядностью и браком. Вторая глава
посвящена современным свадебным обрядам предгорных кумыков. Здесь раскрываются
основные тенденции развития брака и свадебной обрядности в современных условиях. В
заключении подводятся итоги и делаются выводы. АННОТАЦИЯ
Интерес к традициям, народным обычаям и обрядам значительно возрос последнее
десятилетие в нашем обществе. В этой связи изучение свадебных обрядов представляет
особую значимость и актуальность. Проблема актуальна и тем, что в результате
исследования брака и свадьбы предгорных кумыков можно выявить и оценить
исторический опыт развития брака и свадебных обрядов в масштабе Дагестана, что очень
важно при оценке современных процессов инноваций, происходящих в области семейно –
брачных отношений на современном этапе.
Целью данной работы является исследование вопросов, связанных с браком и
свадебными обрядами кумыков предгорья, как традиционных, так и современных.
Представленный же инновационный материал позволит выявить степень трансформации
брачных норм и свадебных обрядов в наше время. В связи с этим предполагается решить
следующие задачи:
исследовать основные нормы брака у кумыков предгорья, формы и условия его
заключения;
описать традиционные и современные свадебные обряды;
исследовать процесс формирования современных форм брака; провести сравнительный анализ традиционных свадебных обычаев и обрядов у кумыков
предгорья и других народов, населяющих предгорный Дагестан и определить степень
взаимовлияния и взаимопроникновения их свадебных обрядов.
Содержание
1) ГЛАВА I. БРАК И СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ У ПРЕДГОРНЫХ КУМЫКОВ.
ТРАДИЦИИ
§1. Брак и его формы……………………………………………………………….1
§2. Предсвадебные обряды, свадьба, послесвадебные обряды………………….3
§3. Краткие выводы из анализа брака и свадебных обычаев предгорных
кумыков………………………………………………………………………….….6
2) ГЛАВА II. БРАК И СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ ПРЕДГОРНЫХ КУМЫКОВ.
СОВРЕМЕННОСТЬ
§1. Современная свадьба……………………………………………………………7
§2. Краткие выводы из анализа современной свадьбы предгорных
кумыков…………………………………………………………………….……….10 План научных исследований
Изучение проблем, связанных с семейнобрачными отношениями и всего того, что
составляет духовную культуру народа, его историческую память представляет особую
актуальность, так как новая эпоха – эпоха научного прогресса, внесла много нового не
только в сферу материального быта, но и в сферу семейно – брачных отношений, не в
меньшей мере затронув саму свадебную обрядность. Свадьба – это совокупность обычаев и
обрядов, которые сопровождают заключение брака, или, иначе говоря, рождение новой
семьи. Событие это означает важнейшую веху в жизни тех, кто вступает в брак, а для
общества оно знаменует еще и появление новой ячейки социальной организации. Без
сомнения, именно большой общественной значимостью брака, как основы семьи, можно
объяснить то обстоятельство, что у всех народов свадебная обрядность отличалась
наибольшей торжественностью и красочностью. Миновало время безверия и борьбы с
«отжившими» традициями и внедрения новых так называемых безрелигиозных обрядов. В
последнее время резко выросла также интенсивность изучения и накопления научной
информации об этносах и этнических группах. Одной из причин этого явления является
резкий рост национального самосознания, насущная потребность узнать больше о своем народе, о его национально – культурных особенностях, в которых отражаются социальные,
правовые, мировоззренческие, этнические и эстетические установки народов. В результате
исследования брака и свадьбы предгорных кумыков можно выявить и оценить
исторический опыт развития брака и свадебных обрядов в масштабе Дагестана, что очень
важно при оценке современных процессов инноваций, происходящих в области семейно –
брачных отношений на современном этапе. Мое исследование показывает, что в
большинстве своем брак заключался внутри села. Выбор невесты был делом старших
членов семьи с участием близких родственников. Современный брак основывается
преимущественно на взаимной любви молодых людей, общности их стремлений и взглядов.
Сведены к минимуму такие проявления патриархального быта как выдача девушки замуж
против ее воли, многоженство, крайние формы деспотизма мужа и старших родственников.
Опрос, проведенный мною, показал, что в качестве прогрессивных обычаев свадьбы
признаются элементы, выражающие коллективизм, взаимопомощь, взаимоподдержку
родственных групп жениха и невесты. Мы убедились, что однородная среда способствует
не только сохранности традиционных черт свадебной обрядности, но и более древних ее
элементов. Далее в процессе нашего исследования мы обнаружили, что в настоящее время
происходит возрождение и формирование старых обрядов. Семейно – брачная обрядность
предгорных кумыков, оставаясь в основе своей общедагестанской, имеет и ярко
выраженную специфику. Это специфика связана с условиями и местом проживания,
близким соседством с другими народами Дагестана – аварцами и даргинцами. И, наконец, в
процессе изучения поставленных задач мы пришли к выводу о верности слов М.Аджиева:
«Кто есть я? Что есть мои корни? А ведь именно со знания этих корней, обычаев,
традиций¸ начинается народ. Иначе он не народ – толпа!».
ГЛАВА I БРАК И СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ У ПРЕДГОРНЫХ КУМЫКОВ.
ТРАДИЦИИ. §1 Брак и его формы.
Брак – это санкционированный обществом союз между лицами разного пола,
необходимое условие для их совместного проживания, для реализации естественной
потребности в продолжении рода. Брачные нормы в любом более развитом обществе
регулируются обычаем или законом. У кумыков, как и у остальных мусульман, все
вопросы, касавшиеся брака, регулировались мусульманским правом – шариатом. Полевые
материалы говорят о том, что в исследуемый период предпочитались браки внутри одного
тухума, то есть, бытовал эндогамный брак. Однако это не означало, что не заключались
браки между представителями разных тухумов. Такие браки были нередкими, особенно
между представителями равных по положению тухумов. У предгорных кумыков
встречались такие формы заключения брака как левират и сорорат. В первом случае, если
умирал старший брат или младший брат, его жену оставляли для младшего или старшего
брата, особенно если после смерти оставались дети. Во втором – в случае смерти жены,
если оставались малолетние дети, чтобы не приводить в дом чужую женщину, брали в дом
сестру умершей жены (сорорат). У предгорных кумыков существовал обычай обручать
детей в раннем возрасте. или даже в колыбели – «бешигинде гелешив».Такой обычай
существовал почти у всех дагестанских народов. Имели место случаи, когда родители,
только ожидавшие детей, даже еще не зная, кто родиться мальчик или девочка,
договаривались о заключении в будущем брака между детьми, которые должны будут
родиться. «Если родятся мальчик и девочка, то пусть будут мужем и женой, если родятся
мальчики, то пусть будут братьями, если девочки – сестрами» такими словами
заключался этот союз. Нередко к такому соглашению приходили кунаки из разных селений.
В прошлом у предгорных кумыков встречалась и такая форма брака, как брак похищением.
Одним из непременных условий заключения брака у кумыков являлась выплата калыма.
Покупной или калымный брак как одна из форм заключения брачного союза своими корнями уходит к периоду распада родового строя, когда род жениха вносил роду невесты
выкуп за теряемую рабочую единицу.Общий дух калымного брака не противоречил
социальной сущности покупного брака в мире ислама. Для состоятельных классов
феодального общества калым никогда не составлял проблемы.
В селах Буйнакского района мной записан целый ряд воспоминаний информаторов,
где приводятся примеры различных проявлений калыма. Возможность уплатить большой
калым позволяла глубокому старику жениться на девочке, родителям выдать замуж
девушку за незнакомого и нелюбимого человека, иногда даже за калеку и
душевнобольного, лишь бы жених уплатил калым ее родителям.
§2 Предсвадебные обряды, свадьба, послесвадебные обряды.
Весь свадебный цикл принято делить на т ри основные части: предсвадебные или
досвадебные обряды, обряды собственно свадьбы и послесвадебные. Досвадебные обряды
повсеместно имели подготовительный характер. Требовалось, чтобы девушка была
физически здоровой, трудолюбивой. Это обуславливалось ее будущим положением в семье,
как трудовой силы и матери. Девушка должна быть умной и красивой, но при этом
говорили: «Арив къатын хоншуда яхши». (красивую женщину лучше видеть у соседей, а не
дома). Родители двух сторон учитывали не только имущественное положение и
происхождение другой стороны. но и наличие влиятельных родственников, способных в
необходимых случаях оказать поддержку. Свадьбу справляли отдельно в доме жениха, и в
доме невесты, обычно свадьба продолжалась три дня. В первый день утром собирались
главным образом родственники, друзья, соседи, т е люди, которые должны были завершить
начатую еще за неделю до того подготовку к приему приглашенных. Заранее
обговаривалось, кто начинает свадьбу. Это, вопервых, должны были быть близкие родственники или друзья, вовторых, те, кого считали счастливыми в семейном браке. У
кумыков широко был распространен обычай «айшабаз» (по видимому от кумыкского слова
«акъча бас» (клади деньги), или же от слова «айшабаш»), по которому танцующим
девушкам делались денежные подарки, как самим юношей, так и старшими
родственниками или друзьями. Так как этикет не допускал прикосновения мужчин к
женщине, деньги кидались девушке на голову. иногда деньги дарились в честь юноши его
родственниками и друзьями, если тот приглашал полюбившуюся ему девушку.
Кульминационным моментом свадебного торжества являлся переезд невесты в дом жениха.
За невестой отправлялись примерно в полдень на второй день свадьбы, женщины и
мужчины, родственники. Был определенный порядок выезда свадебного поезда невесты и
его встречи стороной жениха. У женщин – посланцев жениха красили лицо и глаза. Этот
обычай существовал только у предгорных кумыков. Когда свита жениха подходила,
комнату, в которой находилась невеста, закрывали на замок и не пускали внутрь до тех
пор, пока они не выплатили выкуп.Когда невеста уже входила дом ее осыпали конфетами,
рисом, чтобы она жила в этом доме в достатке и имела много детей. После всех этих
процедур невесту приводили в отведенную для нее комнату. Перед входом комнату ее
встречала свекровь с чашкой меда, обмакивала руку невесты в мед, подносила ее пальцы к
притолоке над дверью, что бы отпечатки остались там. У входа в комнату обязательно
стелили какойнибудь коврик. Назывался этот обряд «эн яя» расстилать материю.
Невесту помещали в углу за ширмой – «чубулдурукъ». Подруги невесты садились рядом с
нею. После приезда невесты основные торжества переходили в комнату невесты, куда
никто не имел право входить без приглашения. Обряды послесвадебного цикла предгорных
кумыков имели много общего с обрядами других народов Дагестана и Кавказа. Их цель и
основной смысл – утверждение новой семьи в тухуме и сельском обществе. Первым
обрядом в этом году был обряд «бет ачыв» (открывание лица). Важным актом брачной церемонии являлось торжественное приглашение молодой родителями мужа в
хозяйственную комнату – «Аш уьйге чакъырыв», что символизировало вступление невесты
в роль хозяйки нового дома. Во всех селениях предгорных кумыков, в одних на второй день
после свадьбы, у других через неделю, совершался обряд «къайын чакъырыв» (приглашение
родни невесты в дом жениха). По словам информаторов, этот обряд совершался для того,
чтобы новые родственники могли ближе познакомиться и узнать друг друга. Последним
обрядом послесвабной церемонии был обряд «сувгъа чакъыв» «выход за водой», после
которого молодая невеста получало право покидать пределы дома. Этот обряд также
зафиксировали у многих других народов. Невеста к этому событию готовилпсь тщательно:
приобретала конфеты. К. роднику с молодой отправлялись родственники жениха .
Во всех селениях предгорных кумыков, в одних на второй день после свадьбы, у других
через неделю, совершался обряд «къфйын чакъырыв» (приглашение родни невесты в дом
жениха). По словам информаторов, этот обряд совершался для того, чтобы новые
родственники могли ближе познакомиться и узнать друг друга. Последним обрядом
послесвадебной церемонии был обряд «сувгъа чыгъыв» «выход за водой».
§3. Краткие выводы из анализа брака и свадебных обычаев предгорных кумыков.
Приведенное выше описание брака, свадьбы, свадебных обрядов еще раз подтверждает, что
свадебный ритуал представляет собой сложный комплекс.При первом же сравнении
свадебных обрядов предгорных кумыков со свадебными обрядами южных и северных
кумыков, других дагестанских и недагестанских тюркоязычных народов, а также с
обрядами некоторых дагестанских и кавказских народов, принадлежащих к другой
языковой группе, обращает на себя внимание большое их сходство. Так, например всем
народам присущи близкие формы обрядов выбора невесты и сватовства. Общей является
структура свадебного цикла, хотя есть и свои различия: 1.У предгорных кумыков невесту обязательно забирали из дома соседа или родственника, в
отличие от южных кумыков, где невесту забирали из отцовского дома.
2. Приданое невесты у предгорных кумыков несли вместе с невестой в полдень, тогда как у
южных кумыков приданое несли в полдень, а невесту вели с наступлением темноты.
3. У предгорных кумыков обряд выхода молодой за водой не получил широко
распространения, тогда, как этот обряд был присущ и северным и южным кумыкам.
В итоге можно отметить что различия в обрядах зависели от того, какой из народов
Дагестана являлся соседом кумыков в данном регионе(речь идет о взаимовлиянии
взаимопроникновении обрядов). Свадьба кумыков во многом отличалась от свадьбы
соседних народов. При анализе всех обычаев и обрядов можно сказать, что преобладающая
роль отдавалась патриархальной структуре семьи.
ГЛАВА II.БРАК И СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ ПРЕДГОРНЫХ КУМЫКОВ.
СОВРЕМЕННОСТЬ.
§1. Современная свадьба.
В целом современные свадебные обряды предгорных кумыков до сих пор представляют
собой напластования обрядов и обычаев различных исторических периодов. Но в то же
время свадебные обряды за последние десятилетия претерпели и ряд существенных
изменений. Остановимся кратко на сохранившихся обычаях и тех изменениях, что
произошли в свадебных обрядах. Свадебный церемониал значительно упростился, утратив
многие свои компоненты. Надо сказать, что новый характер брака не исключил
традиционной обрядности, в частности, былого сватовства. Но сваты посылаются только
после того, как юноша, поговорив с девушкой, уже твердо уверен в ее чувствах.
Сократилась общая продолжительность свадьбы – иногда до одного дня. Также запрет жениха встречаться с девушкой до и после свадьбы значительно упростился, а в некоторых
случаях даже не применяется. Основными участниками свадьбы стали молодые люди –
ровесники и друзья жениха и невесты. Входит в быт совместное угощение мужчин и
женщин за одним столом, непринужденные беседы во время свадьбы между юношами и
девушками. Все больше входит в быт традиция, по которой новобрачных сажают рядом на
почетное место. Изживается обычай изоляции молодых во время свадьбы. Большое место в
современной свадьбе отводится танцам. Причем танцуют не только кумыкские народные
танцы, как бывало раньше. То же самое можно сказать и о песнях. Приглашаются на
свадьбу и певцы, оркестры. Одним из заслуживающих внимания обрядов, сохранившийся
до сих пор, является обряд приобщения молодой к дому мужа. Мы провели опрос в
некоторых селах Буйнакского района среди всех возрастных групп. Один из вопросов был
«Как вы относитесь к современному свадебному ритуалу, и что Вас в нем устраивает?».
Респондентов в возрасте от тридцати до шестидесяти лет не устраивают бессмысленные,
разорительные затраты на свадьбу, большой калым, сбор денег, большие расходы на
подарки родственникам жениха. Молодежь от двадцати до тридцати лет не устраивает то,
что «не всегда жених и невеста принимают активное участие на свадьбе, мужчины и
женщины сидят отдельно, невеста сидит закрытая». На вопрос: «Какие элементы из
старинного свадебного ритуала Вам бы хотелось сохранить в современной свадьбе?»
респонденты всех возрастов желают оставить обрядовые песни, танцы, обручение, и т д. Из
этого можно сделать вывод, что народ стремится сохранить все те обряды, которые
символизируют согласие, коллективизм, эмоциональную выразительность всех свадебных
циклов. Согласно опросу, из общего числа браков, зарегистрированных за последние десять
лет, в Эрпели 90,1%, в Нижнем Казанице – 95%, в Карабудахкенте – 87,4% заключены по
инициативе молодых и на основе любви. Остальные – по инициативе и выбору родителей.
Но и эти последние скорее являются актом согласия между родителями и молодежью, а не навязанными, как бывало в прошлом. Из двухсот брачных пар, опрошенных нами (создали
семью за последние пять лет), на вопрос: «Какими мотивами вы руководствовались при
выборе брачного партнера?», более 80% ответили: «Полюбили друг друга», или «Человек
хороший», около 20% «Семья живет в достатке, могут дать хорошее приданое,
калым».Это позволяет сделать вывод, что ошибочно считать, будто современная молодежь
полностью игнорирует материальные факторы при создании семьи. Потенциальная
возможность начать семейную жизнь с таким партнером, с каким не будешь иметь
жилищных и материальных затруднений, кажется привлекательной многим юношам и
девушкам любой национальной и социальной среды. Однако в реальной жизненной
ситуации наличие материальных трудностей обычно не служит препятствием для
заключения брака. Одновременно изменились требования, предъявляемые к невесте и
жениху. На первое место выдвигается уровень образования и культуры. Ни одна мать, ни
один отец, не желает взять за сына или выдать дочь замуж за человека, который не имеет
специальности и образования. А еще в середине прошлого столетия родители старались не
сватать девушек, учившихся в городе, окончивших высшие учебные заведения, считая, что
такие девушки забывают традиции и обычаи, город их портит.Сегодня набирает
актуальность смешанные браки, тем самым укрепляя взаимоотношения между нациями.
Преобладание тех или других вариантов межнациональных браков зависит, как
указывалось выше, главным образом от направленности и содержания культурно –
экономических контактов между отдельными народами. Естественно, что кумыки и
кумычки, проживающие в Предгорном Дагестане, чаще вступают в брак с даргинцами и
аварцами. Характерной особенностью смешанных браков последних десятилетий является
значительное повышение удельного веса браков, заключенных межу кумыками и не
дагестанцами, чему в прошлом препятствовали не только социально – экономические и
политические факторы, но и религия, национальная обособленность. Согласно шариату, мусульманин или мусульманка имели право вступить в брак с представителем другой веры
только при условии принятия последними ислама. Искоренилась и практика похищения
девушек для насильственного вступления в брак. Исключением стала и практика выдачи
замуж несовершеннолетних. Причина – стремление получить образование, иметь
профессию до выхода замуж. У юношей причиной так же может быть служба в армии.
Необходимо отметить, что, к сожалению, за последний период браки стали распадаться
чаще, иногда не просуществовав и года. На мой взгляд, это происходит изза различий в
воспитании разницы в уровне культуры, отсутствии общих интересов, потребностей. Для
того чтобы избежать этого, надо дать молодежи перед свадьбой еще раз продумать свой
выбор, осознать степень ответственности каждого за судьбу будущего брака. Не
последнюю роль в этом призваны сыграть свадебные обряды, особенно возрожденные
свадебные обряды. Положительную роль мог бы сыграть предсвадебный ритуал помолвки.
§2. Краткие выводы из анализа современной свадьбы предгорных кумыков.
Приведенные материалы позволяют сделать следующие выводы:
За последние семьдесят – восемьдесят лет в свадебной обрядности кумыков произошли и
происходят существенные изменения. Уходят те обряды, которые утратили свой
социальный смысл. На их место приходят новые обряды, отвечающие требованиям
современной действительности, и в то же время не противоречащие традиционным вкусам
людей. На вопрос: «От кого зависел выбор типа свадьбы (старинной, современной)?»
74,6% опрошенных ответили: «От нас и от родителей», 20,3% «От родителей», 3,1% «От
нас самих». Данные обследования показывают, что свадьбу по старинному ритуалу чаще всего организовывали лица, проживающие в селах, но не в городах.Сравнение материалов
национально – смешанных селений (Эрпели, Ишкарты, Новый Кумух) и этнически
однородных селений (нижнее Казанище, Верхнее Казанище, Какашура) дает основание
сделать вывод относительно роли этнической среды в развитии и сохранности основных
охарактеризованных выше традиционных черт семейной обрядности, но и боле древних ее
элементов. Там же, где живет этнически неоднородное население, в свадьбе много
привнесенных элементов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гаджиева С.Ш. О семейных отношениях кумыков в XIX веке //УЗ ИИЯЛ. Т.IV.
Махачкала, 1952.
2. Алимова Б.М. Брак и свадебные обычаи в прошлом и настоящем //ДАГЕСТАНСКОЕ
КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО, Махачкала, 1989.
3. Алибеков М. Адаты кумыков// Изд. Даг. Научноисследоват. Института, 192731 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Лист анкетного опроса
1. Как вы относитесь к современному свадебному ритуалу и что Вас в нем
а) устраивает
б) не устраивает
2. Какие элементы из старинного свадебного ритуала Вам бы хотелось сохранить в
современной свадьбе?
3. Какими мотивами вы руководствовались при выборе брачного партнера?
4. Как состоялся ваш брак? а) по любви
б) по собственной инциативе
в) выбрали родители
5. Какие качества вы цените в своем будущем муже(жене)?
6. Где вы познакомились и выбрали друг – друга?
а) на свадьбах
б) знаем друг друга с детства
в) знаем друг друга по совместной работе
г) познакомились у друзей и родственников
д) другое
7. От кого зависел выбор типа свадьбы (старинной, современной)?
а) от нас самих
б) от родителей
в) от нас и от родителей
г) другое
8. А какую свадьбу Вам бы хотелось сыграть?
9. В чем, на Ваш взгляд, причина частых разводов в современных молодых семьях?
Составил анкету Абсаламов А.З.
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.