Исследовательская работа " Пчела - уникальное насекомое" (4 класс)
Оценка 4.7

Исследовательская работа " Пчела - уникальное насекомое" (4 класс)

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
окружающий мир
4 кл
19.02.2018
Исследовательская работа " Пчела - уникальное насекомое" (4 класс)
Исследовательская работа " Пчела - уникальное насекомое" подготовлена учеником 4 класса. Цель: изучить жизнь пчел для того, что бы показать уникальность этого насекомого. Поделиться своими знаниями с друзьями и сделать сборник загадок, пословиц и стихов о пчеле и электронное пособие для классного часа.Детская работа
Исследовательская работа Пчела - уникальное насекомое.doc
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Черепанова Новосибирской области Научно­практическая конференция  Исследовательская работа по теме: Выполнил: ученик 4«Г» класса Полюбин Алексей Руководитель:  Михалева  Светлана Васильевна Черепаново  2014 1 Содержание Содержание…………………………………………………………….1 1. Введение……………………………………………………………..  2 1.1. Постановка проблемы 1.2. Цель 1.3. Задачи 1.4. Актуальность 1.5. Методы исследования 2. Основная часть  …………………………………………………….  3 2.1. Первые упоминания о пчелах. 2.2. Строение пчелы 2.3. Наблюдение  Пчелиная семья. Роение.  2.4. Польза пчелы для человека 2.5. Анкетирование 3. Заключение   ………………………………………………………..  8 3.1. Вывод 3.2. Перспектива 4. Информационное обеспечение  …………………………………… 9 4.1. Литература 4.2. Медиаресурсы   2 Приложения  1. ВВЕДЕНИЕ  Когда  я  смотрел  дедушкины  книги  по  пчеловодству, то  в  одной  из  них  я увидел памятник пчеле. Меня это заинтересовало. Почему памятник поставили не пчеловоду,   а   маленькой   пчеле?   Что   в   ней   такого   особенного?   Почему   люди выделили среди всех насекомых именно пчелу? Я решил выяснить, за что человек решил преклониться перед пчелой. Ведь памятники ставят тому, кого уважают, кем гордятся. Памятник – это напоминание человечеству о чем­то важном.  Объект: пчелы. Предмет: особенности жизни пчел. Цель: Изучить   жизнь   пчел   для   того,   что   бы   показать   уникальность   этого насекомого? Поделиться своими знаниями с друзьями и сделать сборник загадок, пословиц и стихов о пчеле и  электронное пособие для классного часа Задачи: 1. Собрать информацию о жизни пчёл 2. Изучить строение медоносной пчелы 3. Провести наблюдение за развитием пчелиной семьи 4. Собрать пословицы разных народов, загадки и стихи о пчеле 5. Подготовить презентацию  Гипотеза:   Предположу   что,   пчела   действительно   обладает   уникальными особенностями, за которые ей можно поставить  памятник. Планирование деятельности по реализации проекта: 1. Изучение литературных и интернет материалов о пчелах 2. Наблюдение за пчелами на пасеке 3. Практическая работа  4. Написание работы (Обобщение знаний и осмысление практической работы. Формулировка вывода.) 5. Сбор  фотографий по теме 6. Создание электронного пособия для классного часа Методы исследования: 1. Изучение материалов по теме 2. Анализ 3. Наблюдение 4. Практический метод 5. Беседа с пчеловодами Актуальность: 3 Для   чего   же   люди   занимаются   пчеловодством?   Во­первых,   это   очень увлекательное, интересное занятие. Во­вторых, очень полезное занятие. В­третьих, для некоторых это увлечение может стать профессией и приносить доход. 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Первые упоминания о пчелах.   Ученые считают, что пчела на Земле появилась на 50­60 тыс. лет раньше человека.   Пчел   всегда   считали   большой   загадкой   и   стремились   к   их обожествлению: древние греки и римляне считали, что пчела ­ дочь Солнца.  Первые упоминания о пчелах датируется 15 тысячелетием до н.э. В Испании, в горах рядом с Валенсии в Аранской пещере был обнаружен наскальный рисунок неизвестного   художника   древности.  На   этом   рисунке   изображен   человек, взобравшийся по длинным веревкам к маленькому отверстию в скале, где обитают пчелы.   Он   вынул   из   отверстия   соты   и   перекладывает   их   в   корзинку.   Кругом летают   пчелы.   Этот   рисунок   является   самым   старым   свидетельством   о пчеловодстве.  Египетский царь Минос, объединив Верхний и нижний Египет в одно царство, сделал эмблемой Верхнего Египта цветок лотоса, а Нижнего ­ пчелу. Египтяне считали   пчел   своими   верными   помощниками.   Пчелы   были   образцом самоотверженности,   бесстрашия,   презрения   к   опасности   и   смерти,   а   также стремления к идеальной чистоте и порядку. Согласно верованиям египтян, душа, покидая   человеческое   тело,   превращается   в   пчелу.   Поэтому   на   гробницах фараонов находят изображения пчел, а в их усыпальницах ­ сосуды с медом.  Уважительное отношение людей к крылатой труженице было популярным и в других   государствах   древности,   среди   которых   прежде   всего   следует   назвать греческий   город­государство   Эфес.   На   Эфесских   серебряных   и   бронзовых монетах была изображена пчела. Аналогичные чеканились на Крите и на Эгейских островах. В наши дни в Италии, Норвегии, на Мальте и Украине имеются монеты с изображением пчелы.  Наши предки­славяне то же почитали пчелу, а мед считали Божьем даром. Позднее   русский   народ   придумал   множество   пословиц   и   поговорок   о   пчеле­ труженнице. Строение пчелы Познакомьтесь ­ это пчела. Тело каждой пчелы делится на 3 части — голову, грудь и брюшко. На   голове   у   неё   можно   рассмотреть   два   больших   сложных     глаза,   а   на «макушке» между ними три маленьких глазка. Пчелам, как и другим насекомым, присущ так называемый    мозаичный тип зрения, т.е. сложные глаза состоят из большого   количества   мелких   глазков,   каждый   из   которых   воспринимает   части находящегося   перед   ним   предмета,   а   вместе   они   воспринимают   полное изображение предмета.  Кроме того у пчелы имеются усики, которыми она ощупывает окружающие предметы   и   определяет   их   запах  Можно   сказать,   что   пчелы   ­   'чемпионы'   по 4 обонянию. Они в 1 тыс. раз сильнее чувствуют запахи, чем человек, И тот факт, что пчелы способны улавливать аромат цветов на расстоянии более чем 1 км то же говорит об их уникальности.  Еще у пчелы на голове есть хоботок, похожий на маленькую трубочку, при помощи которого пчела пьет нектар и воду. Рот прикрывает верхняя губа, а с боков расположены верхние челюсти — жвалы.  На теле пчелы расположены четыре крыла. Пчела может лететь со скоростью до 65 км в час (без груза, а с грузом — 20—30 км в час). От улья она может улетать   до  3—4  км.  Однако,  эффективно   работать   со   взятком   пчёлы   могут   с расстояния не более 2 км. Медоносная пчела машет крыльями с частотой 200 раз в секунду.   Ей   нужно   сделать   11400   взмахов   в   минуту,   чтобы   получилось характерное ей жужжание. Крылья служат пчеле не только для полета. Ими пчелы пользуются,   когда   нужно   освежить   воздух   в   улье   и   для   того,   чтобы   удалить лишнюю воду из нектара. Тело пчелы покрыто маленькими волосками.  Когда пчела садится на цветок, крупинки пыльцы прилипают к волоскам.  Очень   интересно   природа   устроила   все   шесть   ног   пчелы.   Они   не   только органы   передвижения.   На   ногах   у   пчел   целый   набор   инструментов.   Здесь   и кисточки, которыми пчела собирает цветочную пыльцу, и щеточки, которыми эту пыльцу счищают, и корзиночки, в которых она эту пыльцу переносит. Для обороны или охраны улья у пчел есть грозное оружие – жало. У рабочей пчелы хорошо развиты мышцы. Она может поднять в воздух груз вдвое тяжелее ее самой. Например, умершую пчелку из улья относят подальше и выбрасывают. Я выяснил следующее: тело пчелы устроено так, чтобы она могла справляться со   своими   обязанностями   ­   сбором   нектара   и   пыльцы,   переносом   их   в   улей, охраной улья и содержанием его в чистоте. Наблюдение. 1. Пчелиная семья С тех пор как пчела стала спутницей человека, она неизменно привлекает его внимание.   Пчеловоды   говорят,   что   за   пчелами   можно   наблюдать   с   большим интересом с утра до вечера и при этом каждый раз обнаруживать что­то новое, чего еще не видели и не слышали. Одним из объектов наблюдения пчеловода является семья пчел. Медоносные пчелы живут не поодиночке, как многие другие насекомые, а большими семьями, сообществами. Их называют общественными насекомыми. Пчелиная семья  состоит из матки, трутеней, рабочих пчел. Глава и сердце семьи пчел – это матка. Без нее пчелиная семья существовать не может. Если матка в семье есть, то пчелы четко выполняют свои обязанности, их работа слаженна и организованна. Но стоит погибнуть матке, пчелы становятся растерянными и беспомощными. Они не летают за нектаром, не строят сотов, не защищают гнездо от врагов, так как делали это при матке. В улье нет порядка и чистоты,   а   пчелы   бегают   по   нему   бесцельно.   Ведь   главная   цель   их   работы   – вырастить потомство, а без матки это невозможно. 5 В семье существует равноправие. Даже для матки – главы семейства – нет исключения.   Если   она   станет   класть   меньше   яиц,   пчелы   сразу   же   заменят   ее молодой, более плодовитой. Матка­  «королева»   пчел.  Матка   не   делает   мед,  она   откладывавет   яйца   из которых   развиваются   пчелы   .  Личинка   матки   за   5   дней   своего   развития увеличивается примерно в 3 тыс. раз, а пчелиная ­ в 1,5 тыс. Матка живет до 5 лет. А вот рабочая пчела летом живет 40 дней, а зимой 9 месяцев.  Пчела умирает в полете. До последних мгновений она работает, трудится на благо семьи.   Матка,   отложив   яйца,  больше   не   заботятся   о   своём   потомстве,   это   дело других членов пчелиной семьи. Трутни нужны только для  того, что бы матка делала полноценный расплод, т.е. откладывала яйца из которых появляются пчелы. Во   многих   литературных   произведениях   пчелу   называют   «крылатой труженицей»,   «работницей»,   «трудолюбивой   пчелкой».   Я   решил   выяснить,   как много   работает   пчела   Рабочие   пчелы   делятся   на   молодых,   зрелых   и   старых. Вначале мне показалось, что в пчелосемье нет порядка и пчелы занимаются делами по своему усмотрению. Но папа мне объяснил, что среди пчел строго разграничены обязанности,   которые   определяются   их   возрастом.   Организация   жизни   пчел определяет их уникальность. Семья пчел состоит из матери и ее детей. В большой пчелиной семье бывает 70­80 тысяч насекомых. Это примерно столько, сколько жителей   в   небольшом   городе.   Чтобы   такое   количество   насекомых   могло существовать, каждый член семьи должен иметь свои обязанности и выполнять определенные работы. Жизнь всех членов семьи зависит друг от друга В   первые   2­3   дня   после   своего   появления   на   свет   ещё   слабые   пчёлы постепенно крепнут. В это время они чистят ножками головку, грудь, брюшко, крылья,   глаза.   Окрепнув,   пчёлы   постепенно   приступают   к   очистке   ячеек, сглаживанию их краев, полировке стенок ячеек и т. д. Их называют  пчелами­ чистельщицами. Нужно сказать, что пчелы от природы чистюли. Они содержат себя и свой дом в чистоте, таким образом, ограждая себя от болезней. А пчелой­  кормилицей называют тех пчел, которые с 3­го и, примерно, до 13­ го дня своей жизни пчёлы кормят личинок. Вначале они кормят более взрослых личинок кашицей, состоящей из смеси перги и мёда, а потом начинают кормить уже более молодых личинок молочком, которое вырабатывается у них в особых желёзках.   Каждая   пчела­кормилица   одновременно   кормит   несколько   личинок одного и того же возраста. Насколько велика эта работа, можно судить по тому, что каждую личинку за время её роста (6 дней) пчёлы посещают до 8 тыс. раз. Одновременно   с   кормлением   личинок   пчёлы   этого   возраста   постепенно начинают   участвовать   и   в   других   работах.  Часть   из   них   принимают   от   пчёл  ­ полевых работниц собранный ими нектар цветков, обрабатывают его и превращают в мёд. утрамбовывают пыльцу в ячейках. Таких пчел называют ­  приемщицами корма. Пчела­строительница    строит   новые, запечатывает   воском   ячейки   с   личинками   и   зрелым   медом   Их   ещё   называют «математиками»:   соты   имеют   самую   прочную   конструкцию,   и   размеры ремонтирует   старые   ячейки, 6 соблюдаются с небывалой точностью: угол ячейки всегда равен 109*28’ градусов. Пчела­уборщица  или   санитар   поддерживают   в   улье   чистоту,   вентилируют улей. У пчел много врагов и нахлебников, поэтому вход в улей надежно охраняется пчелами­сторожами, готовыми в любой момент бросится на незваного гостя. Ни одна пчела не может проникнуть в чужой улей. Каждому улью присущ особый запах,  не   улавливаемый   человеком.   Каждая   пчела   хранит   этот   запах   в  особом углублении   тела.   Подлетая   к   летку,  пчела   открывает   его   и   предъявляет   запах стражам как свою визитную карточку или пропуск.  Постепенно   молодые   пчёлы   подготавливаются   к   работам   в   поле   ­   сбору нектара и пыльцы. В хорошие солнечные дни они делают облёты, т. е. вылетают из улья, кружатся около него, запоминают его местонахождение. В возрасте 11­15 дней   молодые   пчёлы   из   ульевых   (нелётных)   превращаются   в   пчёл­сборщиц, которые собирают в поле и приносят в улей нектар, пыльцу и воду. Этих пчёл для работы в улье сменяет новое поколение молодых пчёл. Во время обильного выделения цветами нектара и образования пыльцы пчёлы с раннего утра и нередко до позднего вечера летают в поле.  Пчелы­разведчицы после того, как нашли хорошее место для сбора пыльцы и нектара,  возвращаются в   улей,   чтобы   сообщить   о   его   местоположении   другим   пчелам.   Информация передается с помощью особого танца на сотах, во время которого пчела движется по замкнутой кривой, напоминающей восьмерку, виляя брюшком. Интенсивность виляния   зависит   от   расстояния   до   пищи,  а  угол  наклона   восьмерки   говорит   о направлении. Танец пчел то же подтверждает их уникальность. Пчела­водонос. Это дело поручают самым старым пчелам. Далеко от дома они не отлетают. Для пчелиной семьи характерно не только четкое распределение труда между пчелами, но и коллективное выполнение работ. Одна группа пчел кормит личинок, другая строит соты, третья добывает корм. Ведь одна пчела, говорят пчеловоды, много меда не натаскает. Группы состоят из пчел­ровесниц. Пчелы не только хорошо работают, но и помогают друг другу. С голодной пчелой   любая   делится   кормом,   даже   последними   крохами;   сборщицу   с   ношей разгружают; что начала делать одна, продолжит другая, закончит третья пчела. Если 2­3 пчелы задержались на цветущей корзинке цветка и не успеют вернуться на   ночь   домой,   они   постараются   объединиться   и,   прижавшись   друг   к   другу   и делясь нектаром, пробудут до утра. В этот момент для них не имеет значения даже то, что они из разных семей. Из всего вышесказанного можно сделать небольшой вывод: пчелиная семья – это мир большого труда, дисциплины и взаимопомощи. Наблюдение 2. Роение Роение – это пора, когда пчелиная семья делиться, превращается в две семьи.  При тихой, тёплой погоде, чаще всего в первую половину дня, пчёлы, набрав в зобики мёд, с характерным гулом выходят из улья. Матка поднимается в воздух только тогда, когда выйдет большая часть роя. Некоторое время пчёлы кружатся 7 около улья, затем, обнаружив матку, окружают её и прививаются к ветке дерева, столбу,   стене   здания.   Через   некоторое   время   рой   улетает   на   новое   жилище, заранее подыскиваемое пчёлами­разведчицами. После   выхода   роя   в   улье   остаётся   примерно   половина   пчёл,     соты   с расплодом.   У   нас   чаще   всего   пчелы   роились   летом     2011   года.   Мы   с   папой взвешивали рой: если он тяжелый, значит сильный. Сильный рой мы определяли в пустой улей, и на одну семью у нас становилось больше. Если рой маленький, то убрав матку им можно укрепить слабую семью или вернуть в прежнюю. Польза пчелы для человека Человек   использует   все,   что   дает   ему   пчела.   Это   мед,   цветочная   пыльца, маточное молочко, прополис, пчелиный яд, воск. Из всех живущих на Земле насекомых, а их около миллиона видов, пчела – одно из самых полезных для человека. Она дает ему целебный и  питательный мед. Люди   издавна   используют   мед   при   лечении   различных   заболеваний.   Он восстанавливает и придает силы, помогает накопить защитные средства организму. Кроме   того,  мед   –  очень   приятное   лекарство   и   для   детей,  и   для   взрослых.  В древности   мед   считали   даром   неба,   пищей   богов.   По   поверью   человеку   он приносит мудрость, а поэтов и художников одаривает вдохновением. Если мед – это жидкое золото, то воск – это золотые слитки. Не случайно в далеком прошлом он выполнял роль денег, был мерой в торговле. Сейчас воск используется в стоматологии, в авиации, в фармацевтике (изготовление мазей), в текстильной   промышленности,   кожевенном   (крем   для   кожи),   косметической   и парфюмерной производствах. Еще в древности люди заметили, что охотники за диким медом и пчеловоды не страдали заболеваниями суставов и обладали отменным здоровьем. И это, как выяснилось,   от   того,   что   их   часто   жалили   пчелы.  Пчелиный   яд  оказался отличным лечебным средством. Раньше, когда человеку хотели пожелать здоровья говорили: «Да ужалит вас пчела!» Очень целебен для человека прополис (пчелиный клей), цветочная пыльца и маточное молочко.  Прополис   обладает   свойством  убивать   некоторые   вредные микроорганизмы. Его используют для лечения ран, ожогов, при обморожениях, применяют при туберкулезе легких, ангинах, заболеваниях кожи и др. Применяют его и при лечении животных. Цветочную пыльцу называют чудо­продуктом, так как она богата белками и витаминами,   в   ней   есть   жиры,   минеральные   соли,   ростовые   вещества.   Пыльцу врачи рекомендуют при истощении и слабости. Все   продукты   пчеловодства   помогают   человеку   сохранить   и   укрепить здоровье, восстановить силы и продлить жизнь. Значит, пчелу можно называть не только «крылатой труженицей», но и «крылатым врачом». А   еще   пчел   считают   помощниками   земледельцев.   Опыляя   растения,   они повышают урожай. Если бы пчелы этого не делали, то на Земле мало было бы растений, а, может быть, некоторых не было бы совсем. Не смог бы тогда человек 8 получать  хороший  урожай  яблок, груш,  абрикосов, слив,  крыжовника,  малины. Большую   роль   играют   пчелы   в   увеличении   урожая   гречихи,   подсолнечника, хлопчатника и кормовых трав. Медоносная пчела – маленькая частичка живой природы. Но какую большую пользу принесла и приносит она человеку: дала целебные продукты, за счет пчелы природа   пополнилась   новыми   растениями,   а   планета   Земля   обогатилась кислородом. Пчел   изучали   и   продолжают   изучать   биологи,   химики,   врачи,   философы, писатели и поэты. Много написано о трудолюбивой пчеле серьезных философских трактатов, научных статей и книг, стихов и басен поэтами разных времен и народов. Многое можно узнать о пчелах и их жизни из  пословиц и загадок. Мне   захотелось   узнать,   что   знают   одноклассники   о   пчелах,   и   я   провел Анкетирование анкетирование. Им было предложено ответить на вопросы. В анкете участвовали 24 ученика. Варианты их ответов я записал в таблицу (Приложение3 ). Проведя анкетирование, я узнал, что более 50% учащихся относятся к пчёлам положительно; большая часть учащихся осознаёт полезность пчёл для человека и природы;   около   80%   учащихся   знают,   как   следует   вести   себя   при   встрече   с пчёлами; учащиеся мало знакомы с продуктами пчеловодства.  По результатам анкетирования решил провести классный час о пчелах, чтобы поделиться собственным опытом. Я подготовил сборник и презентацию.  Вывод исследования: 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изучив   жизнь   пчел   и   освоив   несложные   пчеловодческие   приемы   я   сделал вывод, что пчела действительно ­ одно из самых уникальных насекомых на Земле и она  заслуживает того, чтобы ей поставили памятник. Ведь человеку есть чему у нее поучиться. Например, жить в согласии и взаимопомощи, быть трудолюбивым, дисциплинированным и заботиться о своем будущем поколении. Пчелы, защищая свой дом, никогда не отступают перед опасностью и не обратятся в бегство, каким бы грозным ни был их противник. Низкий   поклон   пчела   заслужила   за   то,   что   приносит   людям   целебные продукты и помогает человечеству  превращать Землю в цветущий сад, опыляя растения.   Только   одна   пчелиная   семья   оказывает   экологически   благоприятное влияние на окружающую среду площадью в 250 гектаров. Благодарное человечество поставило пчеле памятник во многих странах мира. В Польше, Канаде, в Башкирии. Несколько памятников пчеле стоит в Японии. Японцы великие почитатели, ценители и знатоки продуктов пчеловодства. Не так давно в 2005 году в Москве, в парке Кузьминки то же  открыт памятник пчеле. 9 Пчела   заслужила   простое   человеческое   уважение.   Она,   действительно, достойна стать не только объектом исследования, но и объектом   поклонения и восхищения. Перспектива:  Провести в летнее время дополнительное наблюдение за пчелами  Разместить   материалы   своих   наблюдений   и   исследований   на   сайте   в интернете 4. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Литература 1. Большая энциклопедия природы для детей 2. Золотин А.З. «Насекомые служат человеку» 3. Ивановский Ю.А. «Настольная книга пчеловода» 4. Киреевский «Что нужно знать начинающему пчеловоду» 5. Суворин А.В. «Умный улей» 6. Шабаршов И.А. «Юному пчеловоду» Медиаресурсы 1. www.ecosystema.ru 2. www.nsportal.ru 3. www.24medok.ru 10

Исследовательская работа " Пчела - уникальное насекомое" (4 класс)

Исследовательская работа " Пчела - уникальное насекомое" (4 класс)

Исследовательская работа " Пчела - уникальное насекомое" (4 класс)

Исследовательская работа " Пчела - уникальное насекомое" (4 класс)

Исследовательская работа " Пчела - уникальное насекомое" (4 класс)

Исследовательская работа " Пчела - уникальное насекомое" (4 класс)

Исследовательская работа " Пчела - уникальное насекомое" (4 класс)

Исследовательская работа " Пчела - уникальное насекомое" (4 класс)

Исследовательская работа " Пчела - уникальное насекомое" (4 класс)

Исследовательская работа " Пчела - уникальное насекомое" (4 класс)

Исследовательская работа " Пчела - уникальное насекомое" (4 класс)

Исследовательская работа " Пчела - уникальное насекомое" (4 класс)

Исследовательская работа " Пчела - уникальное насекомое" (4 класс)

Исследовательская работа " Пчела - уникальное насекомое" (4 класс)

Исследовательская работа " Пчела - уникальное насекомое" (4 класс)

Исследовательская работа " Пчела - уникальное насекомое" (4 класс)

Исследовательская работа " Пчела - уникальное насекомое" (4 класс)

Исследовательская работа " Пчела - уникальное насекомое" (4 класс)

Исследовательская работа " Пчела - уникальное насекомое" (4 класс)

Исследовательская работа " Пчела - уникальное насекомое" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.